Системы органов. Общее строение человека

1. Анатомия человекаэто наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия человека изучается, путем рассмотрения различных органов. Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.

Физиология изучает течение жизненных процессов на уровне всего организма, отдельных органов и систем органов, а также на уровне отдельных клеток и молекул. На современном этапе развития физиологии она вновь объединяется с науками, когда-то отделившимися от неё: биохимией, молекулярной биологией, цитологией и гистологией.

Исторический очерк развития анатомии. Первые сведения о строении тела человека получены в Древнем Египте. Основоположником анатомии является Аристотель (384–322 гг. до н. э.), давший много ценных сведений. В индийских ведах (1 тыс. лет. н. э.) указывается, что у человека 500 мышц, 90 сухожилий, 900 связок, 300 костей, 107 суставов, 24 нерва, 400 сосудов, 9 органов. В эпоху Возрождения анатомией интересовались крупнейшие ученые и художники. Леонардо да Винчи произвел более 30 вскрытий человеческих трупов и оставил 13 томов анатомических рисунков. А. Везалий в 1543 году опубликовал свою книгу «О строении человеческого тела». В 1628 году У. Гарвей открыл круги кровообращения.

В России первые данные о строении тела появились в середине XVII века, когда на русский язык была переведена книга А. Везалия.

В созданных Петром I госпитальных школах в начале XVIII века было впервые в России введено преподавание анатомии. Первыми анатомами России стали М. И. Шага(1712–1762 гг.) и А. П. Протасьев (1726–1796 гг.). П. Ф. Лесгафт (1837–1909 гг.) B. П. Воробьёв (1876–1937 гг.)

Для удобства изучения строения тела человека материал анатомии излагается по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием – систематическая анатомия.Анатомия подразделяется на остеологию учение о костях, артросиндесмологию – учение о соединениях костей, миологию – учение о мышцах, спланхнологию – учение о внутренностях (органах дыхания, пищеварения, выделения и размножения), ангиологию – учение о кровеносной и лимфатической системах, неврологию – учение о нервной системе, эндокринологию – учение о железах внутренней секреции, эстезиологию – учение об органах чувств. Раздел анатомии, изучающий изменения формы и строения органов, закономерно возникающие в различные возрастные периоды жизни человека, называется возрастной анатомией.

Физиология – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток, взаимосвязь и изменение функций в разных условиях окружающей среды и при различных состояниях организма.

Основным физиологическим методом исследования является эксперимент. Он может быть острым и хроническим. Острый опыт или вивисекция (vivus – живой, sectio – рассекание – живосечение) проводится на живом организме с применением обезболивающих средств, с целью изучения функций организма, действия на него различных веществ, разработки методовлечения. В хронических опытах животные заранее подвергается соответствующей операции в стерильных условиях и после полного выздоровления на них в течение длительного времени изучаются функции в нормальных условиях жизни.

Исторический очерк развития физиологии. Сведения о физиологии впервые получены от древнегреческого врача Гиппократа и философа Аристотеля. Как наука физиология берет начало от работ английского врача У. Гарвея, который дал представление о большом и малом кругах кровообращения и о сердце как о двигателе крови в организме. Достижения в физиологии неотъемлемы от успехов анатомии. Например, обнаружение в XVII веке лимфатических сосудов итальянским ученым Г. Азелли и датским анатомом Т. Бартолином дало возможность установить существование лимфообращения.

И. М. Сеченова по праву называют «отцом русской физиологии». Он разрабатывал вопросы физиологии труда. Изучая процесс утомления, впервые научно обосновал и установил значение активного отдыха. Огромное значение имеют работы И. М. Сеченова (1829–1905 гг) по изучению функций центральной нервной системы

Экспериментально-хирургические методики исследований В. А. Басова, Л. Велла, Л. Тири, Р. Гейденгайна, И. П. Павлова и его учеников позволили изучить функции органов пищеварения.

И. П. Павлов открыл условные рефлексы и создал учение о высшей нервной деятельности.

Научная деятельность И. П. Павлова развивалась в трех основных направлениях: изучение проблем физиологии кровообращения (1874–1889 гг.), физиологии пищеварения (1889–1901 гг.), высшей нервной деятельности (1901–1936 гг.). В 1904 году И. П. Павлов получил Нобелевскую премию.

Одной из основных задач физиологии человека является изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной системы в организме.

Учение о витаминах также является достижением отечественной физиологи. Работы ученого Н. И. Лунина показали необходимость для нормальной жизнедеятельности определенных веществ, которые в 1912 году К. Функ назвал витаминами.

Физиологию подразделяют на несколько, в значительной степени самостоятельных, но тесно связанных между собой научных дисциплин. Обычно выделяют общую и частную физиологию, сравнительную и эволюционную, специальную и прикладную (в том числе и возрастную) физиологию.

Анатомия и возрастная физиология изучают особенности строения и функционирования организма человека в различные возрастные периоды жизни; закономерности роста и развития организма детей и подростков.

Гигиена медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда. Одной из задач гигиены является экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Гигиенические нормативы создаются на основе знаний анатомии и физиологии.

Из общей гигиены выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков (или школьная гигиена), военная гигиена, радиационная гигиена и др.

Гигиена детей и подростков наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития.

Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С. Т. Зыбелин и М. Я. Мудров, обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней.

Ф. Ф. Эрисман (1842–1915 гг.) и В. Г. Хлонин (1863–1929 гг.) разработали нормативы школьной гигиены и умственного труда. Л. П. Доброславин (1842–1879 гг.) и Ф. Ф. Эрисман являются первыми гигиенистами в России.

Важное место в работе врачей в области гигиены детей и подростков отводится мероприятиям по профилактикеутомления и переутомления, по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных занятий для учащихся.

Студентам педагогического вуза знания анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков необходимы для понимания основных закономерностей роста и развития детского организма, сохранения здоровья и правильной организации учебно-воспитательного процесса в учебных учреждениях.

2. В постнатальный период рост и развитие всех органов и систем происходит непрерывно , гетерохронно, с биологической надежностью.

Под развитием в широком смысле слова понимают процесс качественных и количественных изменений, протекающих в организме человека. Развитие включает в себя три основных процесса: рост, дифференцировку тканей и органов и формообразование, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под ростом понимают увеличение размеров развивающегося организма, прибавку массы тела, т. е. количественные изменения. Они связаны с увеличением количества клеток или их размеров. Например, увеличение легких происходит за счет увеличения разветвлений бронхов, количества и объема альвеол. Увеличение мышечной массы происходит за счет увеличения размеров мышечных волокон, в то время как их количество остается неизменным.

Под развитием понимают качественные преобразования в организме - дифференцировку тканей и органов (в процессе развития у клеток, вначале однородных, появляются специфические структурные и функциональные различия, происходит их специализация), усложнение и совершенствование функций всех органов и систем, механизмов регуляции функций, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Постепенно нарастающие в процессе роста количественные изменения приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. Рост и развитие протекают гетерохронно (неодновременно и неравномерно). Неравномерность роста проявляется в том, что периоды усиленного роста сменяются периодами снижения темпов роста. Интенсивно, но неравномерно происходит рост всех органов и длины тела в течение первых трех лет, особенно в первый год. За первый год прибавка в росте составляет в среднем 25 см, масса тела увеличивается втрое. Второй скачок роста (полуростовой) наблюдается в 6 - 7 лет, третий (пубертатный ) - в подростковом возрасте.

Развитие, как и рост, протекает неравномерно: в периоды замедления темпов роста происходит интенсивное развитие организма детей и подростков.

Неодновременность роста и развития проявляется в том, что в процессе индивидуального развития созревание различных органов, даже отдельных клеток одного органа происходит не одновременно, а от степени созревания зависят приспособительные реакции ребенка, лежащие в основе его взаимодействия с окружающей средой. На каждом возрастном этапе максимального развития достигает та система, которая наиболее важна для организма в данный период времени.

Такая гетерохронность роста и развития способствует гармоничному (оптимальному) развитию детского организма, так как постепенно в деятельность включаются новые системы, необходимые для выполнения более сложных функций на каждом возрастном этапе.

В различные возрастные периоды отдельные системы ребенка наиболее чувствительны к развитию, эти периоды называют сенситивными (sensus - чувство) или критическими (например, критическим периодом для развития речи является возраст до 5 - 6 лет). Для процесса созревания сенсорных систем ребенка, его психического развития необходим приток афферентной информации из окружающей среды. Дефицит сенсорной информации (сенсорная депривация) в раннем постнатальном онтогенезе приводит к нарушению психического развития. До 10 лет процессы роста и развития не имеют резких половых различий, хотя девочки в некоторой степени обгоняют мальчиков. После 10 лет эти различия выражены в большей степени и девушки приходят к функциональному уровню взрослого организма на 1 - 3 года раньше юношей.

К общим закономерностям индивидуального развития организма А. А. Маркосян предложил отнести биологическую надежность . Органы и системы организма растут и развиваются при наличии запаса резервных возможностей (как в технике), что гарантирует организму, как биологической системе, сохранность и оптимальное протекание физиологических процессов при различных воздействиях. Надежность обеспечивается рядом морфологических и функциональных особенностей: парностью некоторых органов; наличием депо (запаса) для крови, углеводов, жиров; избыточностью количества нейронов в ЦНС; количества медиаторов, выделяющихся в синапсах при проведении нервных импульсов, и т. д.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков, обеспечивающих выносливость и работоспособность человека. Физическое развитие обусловлено наследственными факторами, но вместе с тем в значительной степени зависит от социально-бытовых условий жизни, степени загрязнения окружающей среды в месте проживания. Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья детей и подростков. Акселерация у современных детей требует систематического изучения уровня физического развития, так как необходимо пересматривать стандарты школьной мебели, спортинвентаря, физических нагрузок, педагогических приемов обучения и воспитания.

Физическое развитие подразумевает не только высокий уровень физической силы, мышечной массы, которые определяются ростом и весом. При оценке физического развития необходимо оценивать состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нейрогуморальной системы регуляции.

Индивидуальную оценку физического развития проводят с использованием следующих методов: 1. соматометрии (измерение различных размеров тела человека); 2. соматоскопии (внешний осмотр тела); 3. физиометрии (исследование функциональных показателей).

Метод соматометрии (антропометрии) - с его помощью оцениваются не только абсолютные значения роста, отдельных частей тела, веса, окружности грудной клетки, но и их соответствие возрастным нормам, пропорциональность телосложения, так как с возрастом у детей происходит изменение пропорций тела. Одно из основных требований соматометрии – строгая унификация (единообразие) методов измерения тех или иных показателей развития.

Метод соматоскопии – наружный осмотр тела. Этот метод позволяет оценить: особенности телосложения (конститутуцию), его пропорциональность, развитие скелетной мускулатуры, степень жироотложения; вид осанки; форму грудной клетки; форму ног; состояние стопы.

Метод физиометрии позволяет определить функциональные показатели организма человека. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (спирометрия), мышечную силу рук, становую силу (динамометрия), частоту сердечных сокращений, артериальное давление.

По темпам физического и психического развития среди сверстников по паспортному возрасту существуют значительные различия. Возраст развития или биологический возраст – понятие, отражающее степень морфологического и физиологического состояния организма. Биологический возраст зависит от наследственности и условий среды и образа жизни человека. Моложе своего возраста по паспорту становятся те люди, у которых здоровый образ жизни сочетается с положительной наследственностью. Критериями оценки биологического возраста являются:

1) половая зрелость (степень развития вторичных половых признаков);

2) скелетная зрелость (сроки и степень окостенения костей скелета);

3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

4) конституция человека;

5) уровень развития психофизиологических функций;

6) возрастные изменения физиологических систем;

7) степень развития мышечной системы (мышечная сила, выносливость, координация движений);

8) антропометрические показатели.

Женщины в отличие от мужчин стареют медленнее и живут дольше в среднем на 6 – 8 лет.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства детей каждого возрастного периода, нередко встречаются и отклонения в развитии, которые проявляются в акселерации или ретардации.

Акселерация - ускорение роста и развития организма в постнатальный период. Различают эпохальную и внутригрупповую акселерацию.

Эпохальная акселерация отмечена в начале XX века в индустриально развитых странах. Темпы роста и созревания детей значительно ускорились по сравнению с XIX веком. Массовые обследования физического развития детей и подростков показали, что акселерация охватывает весь организм. В XX веке у новорожденных длина тела стала больше на 2 - 2,5 см, масса - на 500 и более грамм. В целом за 100 лет длина тела у дошкольников увеличилась на 10 -12 см, а у школьников - на 10 - 15 см. Половое созревание наступает в среднем на 2 года раньше, чем XIX веке. Ускорение коснулось и двигательных функций, современные подростки и молодые люди быстрее бегают, выше и дальше прыгают, большее количество раз подтягиваются на турнике и т. д. Акселерация физического развития стимулировала и психическое развитие детей, но в определенной степени ускорение психического развития обусловлено и научно-техническим прогрессом.

Наблюдения показали, что существенных различий в темпах акселерации детей разных национальностей не обнаружено. Но городские дети подвержены акселерации в большей степени, чем сельские.

Физиологические механизмы эпохальной акселерации до конца не выяснены, предложено несколько гипотез, вскрывающих причины акселерации:

1. Изменение характера питания: современный человек потребляет больше мяса, овощей, фруктов; принимает много лекарств, и особенно антибиотиков, которые в животноводстве используются для увеличения массы тела у скота.

2. Циклические космические изменения солнечной активности, ультрафиолетового облучения, увеличение радиационного фона Земли;

3. Большое количество смешанных браков между людьми из различных регионов, что приводит к обновлению генофонда, умножению генетических различий;

4. Малоподвижный образ жизни, загрязнение окружающей среды, темпы городского образа жизни (на территориях, где людей не коснулась урбанизация, акселерация не отмечена).

Внутригрупповая акселерация. В каждой возрастной группе 13- 20 % детей обгоняют в росте и развитии сверстников. Создание благоприятных стимулирующих условий обучения, использование особых методик развития восприятия, внимания, речи и т. д. способствует более полной реализации возможностей ребенка. Но психологи предостерегают против «искусственной интеллектуальной акселерации», когда к ребенку предъявляются завышенные требования, так как это может привести к нарушению его высшей нервной деятельности. Показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка является его желание, готовность заниматься. Ускорение развития требует пересмотра методов обучения и воспитания в различные возрастные периоды; изменения стандартов в школьной мебели, спортинвентаря, инвентаря трудового обучения, поэтому каждые 10 - 15 лет проводятся массовые обследования физического развития детей и подростков. Дети рано взрослеют физически, но уровень работоспособности, социальная зрелость несколько отстают от их физической зрелости, что должно учитываться педагогами и родителями.

Ученые отмечают, что в конце XX, начале XXI веков темпы акселерации снизились.

Вторым отклонением от типичного роста и развития является ретардация - отставание (замедление) в развитии, которое наблюдается в среднем у 13- 20 % детей в каждой возрастной группе. У этих детей отмечается дефицит массы тела, общая задержка физического и психического развития, к 7-летнему возрасту они не готовы к обучению в школ. У таких детей труднее и длительнее проходит период адаптации к школе, они не справляются с программой, среди них больше плохо успевающих или неуспевающих детей. Учебные нагрузки вызывают у них перенапряжение нервной системы, что приводит к снижению работоспособности, ухудшению в состоянии здоровья, увеличению заболеваемости.

Биологические механизмы отставания в развитии до конца не изучены, ученые полагают, что важная роль принадлежит:

1) наследственным факторам;

2) неблагоприятным факторам внешней среды;

3) социально-гигиеническим факторам (недоедание, отсутствие родительской заботы в неблагополучных семьях и др.).

3 . Онтогенез (от греч. ontos - сущее) - период индивидуального раз­ вития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866 г.

Два периода: пренатальный - внутриутробный (с момента зачатия до рождения) и постнатальный - послеутробный (от момента рожде­ния до смерти человека).

В пренатальном выделяют: эмбриональное развитие (эмбрион) - до 1,5-2 месяцев, когда происходит формирование плода; плацентарное развитие (плод) - 3-10 месяцев, когда происходит рост плода.

Характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, питанием его за счет материнского организма, поэтому острые и хронические за­болевания матери, особенности ее питания, психические и физические нагрузки оказывают значительное влияние на течение беременности и, соответственно, развитие будущего ребенка.

В постнатальном выделяют: ранний, зрелый, заключительный этапы развития.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой его простую уменьшенную копию.

Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает фун­кционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологи­ческие показатели организма, составляет 16-20 лет.

Следует помнить, что деление детства на периоды не имеет точных границ. Оно вытекает из необходимости обеспечения детям таких усло­вий жизни, питания и умственно-физической деятельности, которые соответствовали бы анатомо-физиологическим возможностям каждой возрастной группы.

На рост и развитие ребенка оказывают влияние как наследственные факторы, так и окружающая среда.

Наследственность-свойство живого организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения к другому. Явление наследственности лежит в основе воспроизведения форм жизни по поколениям, что принципиально отличает живое от неживого. Наследственным аппаратом любой клетки являются молекулы ДНК. Они образуют в ядре клетки специфические структуры – хромосомы. Их число и форма строго постоянны для каждого вида животных и растительных организмов. Каждая пара хромосом специфична и имеет свой порядковый номер. ДНК хромосом содержит в закодированном виде всю наследственную информацию (программу развития будущего организма). Участок молекулы ДНК, в котором закодирована программа развития того или иного признака называется геном. Каждая молекула ДНК содержит сотни генов, их совокупность называется генотипом.

Знание законов наследственности позволяет понять механизмы передачи наследственной информации от родителей детям, закономерности формирования наследственно обусловленных признаков и роль генов в процессах жизнедеятельности организма. Уменьшение генетического груза наследственных аномалий будет способствовать сохранению наследственной природы человека.

Различают хромосомную и внехромосомную наследственность. Хромосомная наследственность связана с распределением носителей наследственности (генов) в хромосомах. Передача признаков потомству прослеживается при наследовании таких наследственных признаков, которые в потомстве расщепляются по моногенному типу наследования в соответствии с законами Менделя. Законы Менделя являются эмпирическими правилами наследования, и они устанавливают численные соотношения отдельных признаков и их сочетаний, которые проявляются в гибридном потомстве при половом размножении.

Внехромосомная наследственность заключается в наследовании признаков, которые контролируются факторами, локализованными в митохондриях. Наследственная информация распределяется между дочерними клетками случайно, поэтому четкого менделевского расщепления в этих случаях не наблюдается. Все системы внехромосомной наследственности взаимодействуют с хромосомными генами или их продуктами.

Углубленное изучение наследственности началось в XIX веке, а значительный прогресс в этой области был достигнут лишь в XX веке. После открытия Менделем (G. Mendel) в 1865 г. основных законов наследственности стало несомненным, что она определяется материальными факторами, позже получившими название генов. Однако еще в 1750 г. Мопертюи (P. L. М.Maupertuis) и в 1814 г. Адамс (J. Adams) описали некоторые особенности наследования отдельных признаков у человека. В 1875 г. Гальтон (F. Galton) предложил близнецовый метод для разграничения роли наследственности и среды в развитии признаков у человека. Он обосновал генеалогический метод анализа и разработал ряд статистических методов, из которых особенно ценен метод вычисления коэффициента корреляции.

В становлении представлений о природе наследственности большое значение имело создание Т. Морганом (Th. Morgan) и его школой хромосомной теории наследственности, было выявлено, что ген представляет собой материальную структуру в хромосомах ядра клетки.

Наследственная информация, заключенная в генах каждой особи, является итогом исторического развития данного вида и материальной основой будущей эволюции. Наследственность обеспечивает хранение и реализацию информации, в соответствии с которой осуществляются жизнь клетки, развитие особи и ее жизнедеятельность. Реализация наследственной информации, записанной с помощью генетического кода – чередования нуклеотидов в ДНК зиготы, происходит в результате непрерывных взаимовлияний ядра и цитоплазмы, межклеточных взаимодействий и гормональной регуляции активности генов.

Ребенок получает от родителей по наследству: внешние признаки (форма отдельных частей тела, цвет глаз, тип конституции и др.), группу крови, свойства нервной системы, определенные задатки (мыслительную способность одаренность, память и т. д.), наследственные болезни.

В ходе развития генотип постоянно взаимодействует со средой. Совокупность всех свойств и признаков особи, сформировавшаяся в результате взаимодействия генотипа с окружающей средой, получила название фенотипа. Некоторые наследственные признаки, например цвет глаз или группа крови, не зависят от условий среды. В то же время на развитие некоторых количественных признаков, таких как рост и вес тела, факторы окружающей среды оказывают большое влияние. Проявление эффектов генов, обусловливающих, например, тучность, во многом зависит от питания, поэтому при помощи соответствующей диеты можно в определенной степени бороться с наследственно обусловленной полнотой.

Материальные носители наследственности содержат информацию не только о нормальных, но и о патологических признаках. Так, различного рода мутации – генетический груз, накапливаемый в генофонде человека, являются причиной возникновения большого числа наследственных аномалий, от которых страдают сотни миллионов людей нашей планеты. Мутации в половых клетках могут быть связаны с изменением числа хромосом (увеличением или уменьшением) или с изменением их генного состава, поэтому различают хромосомные и генные болезни.

К генным болезням относятся врожденная глухота, некоторые формы шизофрении, альбинизм, дальтонизм, гемофилия и другие. Для гемофилии характерно то, что болеют ею только мужчины, хотя ген этого заболевания связан с женской половой хромосомой. Вторая половая хромосома в этой паре у женщин содержит «здоровый» ген, который доминирует над «больным» геном, а у мужчин оказывается только «больной» ген.

К числу хромосомных болезней относятся болезнь Дауна (умственная отсталость, связанная с появлением третьей лишней хромосомы в 21 паре), волчья пасть, шестипалость, аномалии глазного яблока (связаны с трисомией в 13–15 парах). Часто лишняя хромосома наблюдаетсяу детей пожилых родителей.

Болезни с доминантным типом наследования или сцепленные с полом обнаруживаются сравнительно легко. Труднее установить значение наследственности в развитии таких широко распространенных полигенных болезней с наследственным предрасположением, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, язвенная болезнь, шизофрения, бронхиальная астма и др. Частота возникновения и тяжесть течения этих болезней зависят от конкретного сочетания факторов окружающей среды и наследственного предрасположения.

Раннее патогенное влияние на плод не является неизбежным, так как в процессе последующего развития может произойти компенсация нарушений. Зародыши отличаются не только высокой чувствительностью к повреждающим воздействиям, но и весьма большой способностью к восстановлению нормального развития после возникших нарушений.

К факторам, нарушающим нормальный ход зародышевого развития, могут быть отнесены следующие:

1) местные патологические процессы в слизистой оболочке матки,

2) недостаток снабжения зародыша кислородом и питательными веществами,

3) поступление в кровь плода тех или иных вредных для него веществ (лекарственные препараты, алкоголь, никотин, наркотические препараты и др.).

Голод или недостаток в пище матери витаминов, белков приводят к гибели зародыша или к аномалии его развития. Одним из отрицательных факторов воздействия на развитие организма является ионизирующее облучение. Наибольшей чувствительностью к лучевому воздействию обладают клетки нервной системы и кроветворных органов эмбриона. Лучистая энергия ведет к повреждению хромосомного набора половой клетки.

Большую опасность для плода представляют инфекционные заболевания матери. Вирусные заболевания, такие как корь, краснуха, оспа, грипп, гепатит, свинка оказывают негативное влияние на развивающийся плод преимущественно в первые месяцы беременности, дизентерия, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз – в основном во вторую и последнюю треть беременности.

Факторы, нарушающие нормальное развитие, воздействуют не только через организм матери, но через отцовский организм. Для нормального развития любой клетки, в том числе сперматозоидов, требуются благоприятные условия. Неблагоприятные факторы внешней среды (ионизирующее излучение, изотопы в почве, строительных материалах, химические раздражители, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, неполноценное питание) могут нарушить нормальное развитие половых клеток и вызвать аномалии развития в организме зародыша.

В настоящее время известны более 2000 наследственных болезней, из каждых 100 новорожденных 4–7 детей имеют генетические дефекты.

В последние годы большое значение приобретают медико-генетические консультации, где врачи-генетики проводят точный научный расчет возможности проявления того или иного наследственного заболевания.

Таким образом, исходным условием развития человека являются наследственные факторы, заложенные в генах. О значении наследственных задатков говорят факты раннего проявления особой одаренности у детей, например, музыкального дара, когда о музыкальномвоспитании не могло быть речи. Например, Моцарт, будучи четырехлетним ребенком, написал свое первое, очень сложное произведение. Известны исторические факты родовых генных богатств, когда, например, музыкальная или писательская одаренность проявлялась в течение многих поколений. В родословной Иоганна-Себастьяна Баха насчитывалось 58 музыкантов.

Каждый ребенок имеет свою генетическую основу, генетические задатки, но их реализация в значительной степени зависит от условий среды, то есть от условий жизни ребенка, воспитания и обучения. Поэтому задача родителей и педагогов заключается в своевременном выявлении природных способностей ребенка и создании условий для их дальнейшего развития. Наиболее полно они развиваются в благоприятных условиях внешней среды. Нормальные социально-гигиенические условия жизни, систематические занятия с ребенком, физические упражнения способствуют нормальному физическому и психическому развитию детей. Ребенок должен чувствовать любовь со стороны самых близких людей, для него одинаково вредны как чрезмерное внимание, так и «заброшенность». При отсутствии заботы дети растут ослабленными, часто болеют, отстают в умственном развитии.

Воспитание и обучение в значительной мере обусловливают те изменения, которые претерпевает человек с момента рождения и до наступления зрелости, его мировоззрение, взгляды,мораль, поступки и все поведение в целом. Влияние внешней среды происходит через совокупность внутреннихусловий, относящихся к его индивидуальным особенностям. Из среды ребенок черпает для своего развития лишь то, что отвечает его потребностям и интересам. Поэтому на развитие ребенка оказывают влияния не только сами люди и вещи, но и те отношения, которые складываются у ребенка с ними. Если при педагогическом воздействии не учитывать опыт ребенка, особенности его личности и интересы, то педагогические воздействия не имели бы опоры. Так, в процессе обучения высокие достижения школьника зависят не только от мастерства учителя, но и от подготовки самого ученика, от его знаний, умений и навыков, от его способностей и интереса к делу, от взаимоотношений ученика с учителем и друзьями.

4. Регуляция функций – это направленное изменение интенсивности работы органов, тканей, клеток, поддерживающее работу подсистем жизнеобеспечения и подсистем, отвечающих за выполнение специфических функций. Различают нервный, гуморальный и миогенный механизмы регуляции функций организма. Организм имеет механизмы саморегуляции, созданные природой в ходе его эволюции. Они направлены на поддержание энтропии на генетически заданном уровне.

Согласованная деятельность различных систем организма, поддержание относительного постоянства клеточного состава и физико-химических свойств внутренней среды (гомеостаза) обеспечивается нервным и гуморальным механизмами регуляции функций.

Гуморальный механизм регуляции (от латинского humor – жидкость) филогенетически более древний и связан со способностью клеток изменять интенсивность жизнедеятельности в зависимости от изменения физико-химических параметров среды. Гуморальный механизм регуляции функций осуществляется через кровь, в нее поступают различные по природе и физиологическому значению химические вещества: продукты обмена веществ, гормоны, медиаторы, биологически активные вещества. Током крови они разносятся ко всем органам (не имеют определенного адресата) и действуют на те или иные клетки органов (в зависимости от их чувствительности к данному химическому веществу), вызывая активизацию или торможение их функциональной деятельности. Но гуморальный механизм не может обеспечить быструю перестройку деятельности организма, быстрые адаптивные реакции, так как химические вещества разносятся по организму кровью, а скорость кровотока невелика (в аорте она составляет 0,5 м/сек, в капиллярах – 0,5 мм/сек).

В процессе эволюции сформировалась нервная система и возник второй, более молодой и более совершенный нервный механизм регуляции функций организма. Нервный механизм в отличие от гуморального обеспечивает быструю сигнализацию нервной системы об изменениях во внешней или внутренней среде и осуществляет быстрые адекватные реакции на эти изменения. Нервный механизм обладает преимуществами перед гуморальным механизмом:

 имеет точный адресат (возникшие в рецепторах нервные импульсы по определенным нервным волокнам поступают в определенный отдел ЦНС, а от нее – к определенным органам);

 высокую скорость проведения нервных импульсов – от 3 до 120 м/сек.

Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций тесно взаимосвязаны между собой. Гуморальные факторы оказывают влияние на деятельность нервных клеток ЦНС, она в свою очередь изменяет деятельность органов. С другой стороны – образование и поступление в кровь гуморальных веществ регулируется нервной системой (см. глава 13.1.).

Таким образом, в организме существует единая нервно-гуморальная система, обеспечивающая саморегуляцию функций, без чего невозможно существование организма.

5. Зрительный анализатор представлен на периферии сложным по структуре нервным образованием - сетчаткой, содержащей светочувствительные элементы в виде палочек и колбочек. Специальный светопреломляющий аппарат обеспечивает фокусирование на сетчатке попадающих в глаз лучей. Все эти структуры, окруженные сосудистой и белковой оболочками, составляют глазное яблоко.

Адекватным раздражителем для зрительного анализатора являются световые лучи. Видимые лучи занимают в спектре электромагнитных волн лишь небольшой участок, ограниченный длиной волны от 750 (красные лучи) до 400 миллимикрон (фиолетовые лучи).

Значение зрительного анализатора не исчерпывается простым различием предметов, их освещенности и окрашенности. Зрительные ощущения сопровождаются афферентными импульсами от сухожильно-мышечных рецепторов мускулатуры глаза. Эти импульсы возникают при движениях глазного яблока, а также при деятельности мышц, осуществляющих приспособительные изменения в аппарате глаза (изменения ширины зрачка, выпуклости хрусталика). Благодаря совместному действию зрительного и двигательного анализаторов создается возможность различать также пространственную форму предметов, их величину, движение и расстояние.

Периферический, или рецепторный, отдел зрительного анализатора построен очень сложно. Светочувствительный и светопреломляющий аппараты находятся в глазном яблоке.

Оболочки образуют плотную капсулу глазного яблока, внутри которой находится прозрачное студенистое вещество - стекловидное тело.

Если рассматривать глазное яблоко, то на наружной поверхности его можно видеть фиброзную оболочку, называемусюклерой, или белковой оболочкой. Передний отдел этой оболочки образует прозрачную роговицу. В области заднего полюса глазного яблока белковая оболочка охватывает входящий в глазное яблоко ствол зрительного нерва.

Под склерой лежит сосудистая оболочка, богатая сосудами и пигментом. Кпереди она постепенно переходит в ресничное, или цилиарное, тело, в котором находятся гладкие мышечные волокна, образующие ресничную мьпгдгу. Самый передний отдел сосудистой оболочки, окаймляющий в виде кольцеобразной полоски зрачок, носит название радужной оболочки. В радужной оболочке имеются два рода мышц: кольцевые и радиальные. При сокращении кольцевых мышц происходит сужение зрачка, а при сокращении радиальных - его расширение.

Таким образом, зрачок играет роль диафрагмы, регулирующей силу света, падающего на светочувствительную оболочку глаза. Присутствие в радужной оболочке 1шгментньгх клеток обусловливает цвет глаз.

Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - способность глаза к четкому видению на различных расстояниях. Она осуществляется при помощи согласованной работы трех элементов: ресничной (цилиарной) мышцы, ресничной связки и хрусталика.

Нормальное состояние глаза - это аккомодация вдаль, когда мышцы расслаблены. Для того, чтобы рассмотреть предмет вблизи, происходит сокращение ресничной (так называемой цилиарной) мышцы, расслабляются цинновы связки, в результате чего эластичный хрусталик увеличивает свою кривизну (становится выпуклым). Это приводит к возрастанию его оптической силы на 12–13 диоптрий, световые лучи сводятся в фокус на сетчатке и изображение становится четким. При отсутствии стимула к аккомодации ресничная мышца расслабляется, преломляющая сила глаза уменьшается, и он снова фокусируется на бесконечность. Происходит дезаккомодация (или аккомодация вдаль).

Одно из самых важных условий нормальной аккомодации - эластичность хрусталика. К сожалению, эластичность хрусталика меняется с возрастом. Самые высокие аккомодационные свойства у хрусталика - в детстве. С возрастом, эластичность хрусталика уменьшается и постепенно (обычно после 40–45 лет) снижается способность хорошо видеть вблизи, развивается так называемая пресбиопия - возрастная дальнозоркость . В большинстве случаев к 60–70 годам способность к аккомодации утрачивается полностью.

В сумеречное время аккомодация, обеспечивающая зрение вдаль, исчезает. Это обстоятельство является одной из причин плоховидения (некомфортного зрения) в вечернее и ночное время суток. Величина аккомодации в среднем равна 2,0 диоптрии, соответственно, в условиях низкой освещенности гиперметропия (дальнозоркость) уменьшается на 2,0 диоптрии, глаз без аномалии рефракции (эмметропический глаз) становится близоруким, а близорукость увеличивается на 2,0 диоптрии.

Аккомодационную способность глаза выражают в диоптриях или линейных величинах.

    Функциональный покой аккомодации - это отсутствие в поле зрения аккомодационного стимула

    Область аккомодации - это расстояние между самой дальней (зрение вдаль) и ближайшей (зрение вблизи) точками ясного видения.

    Объем аккомодации - это разница в показателях рефракции глаза (в диоптриях) при установке к ближайшей и самой дальней точкам ясного видения.

    Запас (резерв) аккомодации - это неиспользованная часть объема аккомодации (в диоптриях) при установке глаза к точке фиксации.

Показатели аккомодации, полученные при исследовании каждого глаза в отдельности, называют абсолютными. А сразу обоих - относительными, т.к. выполняются при определенной конвергенци (сведении) зрительных осей.

Аккомодация тесно связана с конвергенцией. При одном и том же угле сходимости зрительных линий аккомодационные затраты у пациентов с различной (остротой зрения) не одинаковы. Так, например, у детей с некоррегированной гиперметропией (дальнозоркостью) средней и высокой степени может развиться аккомодационное сходящееся косоглазие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Физиология (греч. physis - природа) - это наука изучающая функции организма человека, его органов и систем, а также механизмы регуляции этих функций. Вместе с анатомией физиология является основным разделом биологии.

Физиологию делят на общую физиологию, одним из разделов которой является физиология клетки (цитофизиология), изучающая общие закономерности реагирования живой материи на воздействие окружающей среды, основные жизненные процессы, свойственные всем живым организмам. Выделяют сравнительную физиологию -- науку о специфике организмов разных видов или одного и того же вида в процессе индивидуального развития. Задачей сравнительной (эволюционной) физиологии является изучение закономерностей видового и индивидуального развития функций.

Наряду с общей и сравнительной физиологией существуют специальные, или частные, разделы физиологии. К ним относят физиологию пищеварения, кровообращения, выделения и др. В физиологии человека выделяют также физиологию труда, питания, физических упражнений и спорта, возрастную физиологию.

Физиология в своих исследованиях опирается на законы физики и химии, в связи, с чем в последнее время особое распространение получили биологическая физика и биологическая химия. Значительных успехов достигла электрофизиология, изучающая электрические явления в живом организме. Немалое значение для физиологии приобретает и кибернетика. Физиология близко связана со всеми медицинскими специальностями, ее достижения постоянно используются в практической медицине, которая в свою очередь поставляет материал для физиологических исследований.

Современная физиология представляет собой сложный комплекс общих и специальных научных дисциплин, таких как: общая физиология, физиология человека нормальная и патологическая, возрастная физиология, физиология животных, психофизиология и др.

Физиология изучает процессы жизнедеятельности, протекающие в организме на всех его структурных уровнях: клеточном, тканевом, органном, системном, аппаратном и организменном. Она тесно связана с дисциплинами морфологического профиля: анатомией, цитологией, гистологией, эмбриологией, так как структура и функция взаимно обусловливают друг друга. Физиология широко использует данные биохимии и биофизики для изучения функциональных изменений, происходящих в организме, и механизма их регуляции. Физиология также опирается на общую биологию и эволюционное учение, как основы для понимания общих закономерностей.

Физиология является базисом, теоретической основой -- философией медицины, объединяющей разрозненные знания и факты в одно целое.

Физиология прошла длинный и сложный путь развития, как и анатомия, она возникла из потребностей медицины, постепенно расширяя свое прикладное значение для других наук: философии, педагогики, психологии.

В своей работе я кратко опишу классификацию физиологии и ее связь с другими науками, расскажу о генезисе физиологии с древнейших времен по настоящее время, стараясь расставлять акценты на значимых вехах в истории ее развития, опишу проблемы на пути становления физиологии как науки, а так же затрону перспективы ее развития на современном этапе.

Классификация физиологии и ее связь с другими науками

Физиология важнейший раздел биологии, объединяет ряд отдельных, в значительной мере самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин.

Различают общую, частную и прикладную физиологию.

Общая физиология изучает основные физиологические закономерности, общие для различных видов организмов; реакции живых существ на разные раздражители; процессы возбуждения, торможения и т.п.

Электрические явления в живом организме (биоэлектрические потенциалы) исследует электрофизиология.

Физиологические процессы в их филогенетическом развитии у разных видов беспозвоночных и позвоночных животных рассматривает сравнительная физиология. Этот раздел физиологии служит основой эволюционной физиологии, которая изучает происхождение и эволюцию жизненных процессов в связи с общей эволюцией органического мира. С проблемами эволюционной физиологии неразрывно связаны и вопросы возрастной физиологии, исследующей закономерности становления и развития физиологических функций организма в процессе онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

Изучение эволюции функций тесно соприкасается с проблемами экологической физиологии, исследующей особенности функционирования разных физиологических систем в зависимости от условий обитания, т. е. физиологической основы приспособлений (адаптаций) к разнообразным факторам внешней среды.

Частная физиология исследует процессы жизнедеятельности у отдельных групп или видов животных, например у животных, птиц, насекомых, а также свойства отдельных специализированных тканей (например, нервной, мышечной) и органов (например, почек, сердца), закономерности их объединения в специальные функциональные системы.

Прикладная физиология изучает общие и частные закономерности работы живых организмов и особенно человека в соответствии с их специальными задачами, например физиология труда, спорта, питания, авиационная физиология, космическая физиология.

Физиологию подразделяют условно на нормальную и патологическую.

Нормальная физиология преимущественно исследует закономерности работы здорового организма, его взаимодействие со средой, механизмы устойчивости и адаптации функций к действию разнообразных факторов.

Патологическая физиология изучает измененные функции больного организма, процессы компенсации, адаптации отдельных функций при различных заболеваниях, механизмы выздоровления и реабилитации. Ветвь патологической физиологии - клиническая физиология, выясняющая возникновение и течение функциональных отправлений (например, кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности) при болезнях животных и человека.

Физиология как раздел биологии тесно связана с морфологическими науками - анатомией, гистологией, цитологией, т.к. морфологические и физиологические явления взаимообусловлены. Физиология широко использует результаты и методы физики, химии, а также кибернетики и математики. Закономерности химических и физических процессов в организме изучаются в тесном контакте с биохимией, биофизикой и бионикой, а эволюционные закономерности - с эмбриологией.

Физиология высшей нервной деятельности связана с этологией, психологией, физиологической психологией и педагогикой.

Физиология животных имеет непосредственное значение для животноводства, зоотехнии и ветеринарии.

Наиболее тесно физиология традиционно связана с медициной, использующей её достижения для распознавания, профилактики и лечения различных заболеваний. Практическая медицина, в свою очередь, ставит перед физиологией новые задачи исследований.

Экспериментальные факты физиологии как базисной естественной науки широко используются философией для обоснования материалистического мировоззрения.

Историческое развитие физиологии

Первоначальные сведения из области физиологии были получены в глубокой древности на базе эмпирических наблюдений натуралистов и врачей и особенно анатомических вскрытий трупов животных и людей.

На протяжении многие веков во взглядах на организм и его отправления господствовали идеи Гиппократа (5 в. до н. э.) и Аристотеля (4 в. до н. э.). Однако, наиболее существенный прогресс физиологии был определён широким внедрением вивисекционных экспериментов, начало которых было положено ещё в Древнем Риме Галеном (2 в. до н. э.). В средние века накопление биологических знаний определялось запросами медицины. В эпоху Возрождения развитию физиологии способствовал общий прогресс наук. организм физиология наука исторический

Физиология как наука ведёт своё начало от работ английского врача У. Гарвея, который открытием кровообращения в 1628 году «... делает науку из физиологии человека, а также животных». Гарвеем были сформулированы представления о большом и малом кругах кровообращения и о сердце как двигателе крови в организме. Гарвей первый установил, что кровь по артериям течёт от сердца и по венам возвращается к нему.

Основу для открытия кровообращения подготовили исследования анатомов А. Везалия, испанского учёного М. Сервета (1553 г.), итальянского - Р. Коломбо (1551 г.),

Г. Фаллопия и итальянский биолог М. Мальпиги, впервые в 1661 году описавший капилляры, доказал правильность представлений о кровообращении.

Ведущим достижением физиологии, определившим её последующую материалистическую направленность, явилось открытие в 1-й половине 17 в. французским учёным Р. Декартом и позже (в 18 в.) чешским врачом Й. Прохаской рефлекторного принципа, согласно которому всякая деятельность организма является отражением - рефлексом - внешних воздействий, осуществляющихся через центральную нервную систему. Декарт предполагал, что чувствительные нервы являются приводами, которые натягиваются при раздражении и открывают клапаны на поверхности мозга. Через эти клапаны выходят «животные духи», которые направляются к мышцам и вызывают их сокращение.

В 18 в. в Ф. внедряются физические и химические методы исследования. Особенно активно применялись идеи и методы механики. Так, итальянский учёный Дж. А. Борелли ещё в конце 17 в. использует законы механики для объяснения движений животных, механизма дыхательных движений. Он же применил законы гидравлики к изучению движения крови в сосудах.

Английский учёный С. Гейлс определил величину кровяного давления (1733). Французский учёный Р. Реомюр и итальянский натуралист Л. Спалланцани исследовали химизм пищеварения. Франц. учёный А. Лавуазье, исследовавший процессы окисления, пытался на основе химических закономерностей приблизиться к пониманию дыхания. Итальянский учёный Л. Гальвани открыл «животное электричество», т. е. биоэлектрические явления в организме.

К 1-й половине 18 в. относится начало развития физиологии в России. В открытой в 1725 г. Петербургской АН была создана кафедра анатомии и физиологии. Возглавлявшие её Д. Бернулли, Л. Эйлер, И. Вейтбрехт занимались вопросами биофизики движения крови. Важными для Ф. были исследования М. В. Ломоносова, придававшего большое значение химии в познании физиологических процессов.

Ведущую роль в развитии Ф. в России сыграл медицинский факультет Московского университета, открытого в 1755 г. Преподавание основ физиологии вместе с анатомией и другими медицинскими специальностями было начато С. Г. Зыбелиным. Самостоятельная кафедра физиологии в университете, которую возглавили М. И. Скиадан и И. И. Вечь, была открыта в 1776 г.

Первая диссертация по физиологии выполнена Ф. И. Барсук-Моисеевым и посвящена дыханию (1794 г.). В 1798 г. была основана Петербургская медико-хирургическая академия (ныне Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова), где в дальнейшем физиология также получила значительное развитие.

В 19 в. физиология окончательно отделилась от анатомии. Определяющее значение для развития физиологии в это время имели достижения органической химии, открытие закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения организма и создание теории эволюционного развития органического мира.

Значительное развитие получила физиология нервно-мышечной ткани. Этому способствовали разработанные методы электрического раздражения и механической графической регистрации физиологических процессов. Немецкий учёный Э. Дюбуа-Реймон предложил санный индукционный аппарат, нем. физиолог К. Людвиг изобрёл в 1847 г. кимограф, поплавковый манометр для регистрации кровяного давления, кровяные часы для регистрации скорости кровотока и пр. Французский учёный Э. Марей первый применил фотографию для изучения движений и изобрёл прибор для регистрации движений грудной клетки, итальянский учёный А. Моссо предложил прибор для изучения кровенаполнения органов, прибор для исследования утомления и весовой стол для изучения перераспределения крови.

Были установлены законы действия постоянного тока на возбудимую ткань (нем. учёный Э. Пфлюгер, рус. - Б. Ф. Вериго,), определена скорость проведения возбуждения по нерву (Г. Гельмгольц). Гельмгольц же заложил основы теории зрения и слуха.

Применив метод телефонического выслушивания возбуждённого нерва, русский физиолог Н. Е. Введенский внёс значительный вклад в понимание основных физиологических свойств возбудимых тканей, установил ритмический характер нервных импульсов. Он показал, что живые ткани изменяют свои свойства как под действием раздражителей, так и в процессе самой деятельности. Он первый начал рассматривать процесс торможения в генетической связи с процессом возбуждения, открыл фазы перехода от возбуждения к торможению.

В 19 в. сложились представления о трофической роли нервной системы, т. е. о её влиянии на процессы обмена веществ и питание органов. Франц. учёный Ф. Мажанди в 1824 г. описал патологические изменения в тканях после перерезки нервов, Бернар наблюдал изменения углеводного обмена после укола в определённый участок продолговатого мозга («сахарный укол»), Р. Гейденгайн установил влияние симпатических нервов на состав слюны, Павлов выявил трофическое действие симпатических нервов на сердце.

Продолжалось становление и углубление рефлекторной теории нервной деятельности. Работы Белла и Мажанди послужили толчком для развития исследований по локализации функций в мозге и составили основу для последующих представлений о деятельности физиологических систем по принципу обратной связи.

Выдающееся значение для развития физиологии имели работы Сеченова, открывшего в 1862 г. процесс торможения в центральной нервной системе. Он показал, что раздражение мозга в определённых условиях может вызывать особый тормозной процесс, подавляющий возбуждение. Сеченовым было также открыто явление суммации возбуждения в нервных центрах. Работы Сеченова, показавшего, что «... все акты сознательной и бессознательной жизни, по способу происхождения, суть рефлексы» способствовали утверждению материалистической физиологии. Под влиянием исследований Сеченова С. П. Боткин и Павлов ввели в Ф. понятие Нервизма, т. е. представление о преимущественном значении нервной системы в регулировании физиологических функций и процессов в живом организме (возникло как противопоставление понятию о гуморальной регуляции). Изучение влияний нервной системы на функции организма стало традицией русской и современной физиологии.

Открытие Павловым условного рефлекса позволило на объективной основе приступить к изучению психических процессов, лежащих в основе поведения животных и человека. На протяжении 35-летнего исследования высшей нервной деятельности Павловым установлены основные закономерности образования и торможения условных рефлексов, физиология анализаторов, типы нервной системы, выявлены особенности нарушения высшей нервной деятельности при экспериментальных неврозах, разработана корковая теория сна и гипноза, заложены основы учения о двух сигнальных системах. Работы Павлова составили материалистический фундамент для последующего изучения высшей нервной деятельности, они дают естественнонаучное обоснование теории отражения, созданной В. И. Лениным.

Крупный вклад в исследования физиологии центральной нервной системы внёс английский физиолог Ч. Шеррингтон, который установил основные принципы интегративной деятельности мозга: реципрокное торможение, окклюзию, конвергенцию (См. Конвергенция) возбуждений на отдельных нейронах и т.д. Работы Шеррингтона обогатили физиологию центральной нервной системы новыми данными о взаимоотношении процессов возбуждения и торможения, о природе мышечного тонуса и его нарушении и оказали плодотворное влияние на развитие дальнейших исследований.

В середине 20 в. американский учёный Х. Мэгоун и итальянский - Дж. Моруцци открыли неспецифические активирующие и тормозные влияния ретикулярной формации на различные отделы мозга. В связи с этими исследованиями значительно изменились классические представления о характере распространения возбуждений по центральной нервной системе, о механизмах корково-подкорковых взаимоотношений, сна и бодрствования, наркоза, эмоций и мотиваций.

В начале 20 в. сложилось новое учение о деятельности желёз внутренней секреции - эндокринология. Были выяснены основные нарушения физиологических функций при поражениях желёз внутренней секреции. Сформулированы представления о внутренней среде организма, единой нейро-гуморальной регуляции, Гомеостазе, барьерных функциях организма.

В середине 20 в. значительных успехов достигла физиология питания. Были изучены энерготраты людей различных профессий и разработаны научно обоснованные нормы питания. В связи с космическими полётами и исследованиями водного пространства развиваются космическая и подводная физиология. Во 2-й половине 20 в. активно разрабатывается физиология сенсорных систем. Российский исследователь А. М. Уголев открыл механизм пристеночного пищеварения. Были открыты центральные гипоталамические механизмы регуляции голода и насыщения.

Заключение

На данный момент, одной из основных задач современной физиологии является выяснение механизмов психической деятельности животных и человека с целью разработки действенных мероприятий против нервно-психических болезней. Решению этих вопросов способствуют исследования функциональных различий правого и левого полушарий мозга, выяснение тончайших нейронных механизмов условного рефлекса, изучение функций мозга у человека посредством вживленных электродов, искусственного моделирования психопатологических синдромов у животных.

Физиологические исследования молекулярных механизмов нервного возбуждения и мышечного сокращения помогают раскрыть природу избирательной проницаемости клеточных мембран, создать их модели, понять механизм транспорта веществ через клеточные мембраны, выяснить роль нейронов, их популяций и глиальных элементов в интегративной деятельности мозга, и в частности в процессах памяти.

Изучение различных уровней центральной нервной системы позволяет выяснить их роль в формировании и регуляции эмоциональных состояний.

Активно развивается физиология движений, компенсаторных механизмов восстановления двигательных функций при различных поражениях опорно-двигательного аппарата, а также нервной системы. Проводятся исследования центральных механизмов регуляции вегетативных функций организма, механизмов адаптационно-трофического влияния вегетативной нервной системы.

Исследования дыхания, кровообращения, пищеварения, водно-солевого обмена, терморегуляции и деятельности желёз внутренней секреции позволяют понять физиологические механизмы висцеральных функций.

В связи с созданием искусственных органов - сердца, почек, печени и др. физиология должна выяснить механизмы их взаимодействия с организмом реципиентов.

Интенсивно изучаются эволюционные особенности морфо-функциональной организации нервной системы и различных сомато-вегетативных функций организма, а также эколого-физиологические изменения организма человека.

В связи с научно-техническим прогрессом назрела настоятельная необходимость изучения адаптации человека к условиям труда и быта, а также к действию различных экстремальных факторов (эмоциональных стрессов, воздействия различных климатических условий и т.д.).

В данной работе приведён краткий исторический анализ, показывающий, что с самых древних времён физиология и иные медицинские и околомедицинские науки тесно взаимосвязаны.

Я достаточно подробно рассмотрела историю развития физиологии в период с XVIII в. по начало XX в., так как он наиболее ярко раскрывает сущность вопроса о взаимосвязи физиологии и других наук. С этого момента физиология в наибольшей степени оказывает влияние на развитие медицинских знаний. Именно в это время физиология становится настоящей наукой со своими собственными методами, во многом благодаря только учёным-физиологам того времени, таким как Галлер, Сеченов, Гельмгольц, Вебер, Фехнер, Вундт, Павлов и др.

В настоящее время физиология являет собой тот пласт фендаментальных учений, без которых невозможно дальнейшее развитие медицины, совершенствование методов лечения как новых, неизвестных науке заболеваний, так и уже известных, но, до настоящего времени не излечимых недугов.

Список использованных источников

1. Большая советская энциклопедия. 3-е издание, 1969-1978 гг.

2. Библиотека научной и студенческой информации. www.bibliofond.ru

3. Энциклопедия врача. www.idoktor.info

4. Анатомия и физиология человека. (Учебное пособие) Федюкович Н.И. 2-е изд., Москва, 2003 г.

5. Нормальная физиология человека. Ткаченко Б.И. 2-е изд. Москва, 2005 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анатомия и физиология как науки. Роль внутренней среды, нервной и кровеносной систем в превращении потребностей клеток в потребности целого организма. Функциональные системы организма, их регуляция и саморегуляция. Части тела человека, полости тела.

    презентация , добавлен 25.09.2015

    Система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов. Функции эндокринной системы, участие в гуморальной (химической) регуляции функций организма и координирование деятельности всех органов и систем. Функция паращитовидных желёз.

    реферат , добавлен 22.04.2009

    Биология как наука, предмет и методы ее изучения, история и этапы становления и развития. Основные направления изучения живой природы в XVIII в., яркие представители биологической науки и вклад в ее развитие, достижения в области физиологии растений.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2009

    Предмет и роль физиологии в системе медицинского образования, краткая история, современные тенденции и задачи физиологии. Организм и внешняя среда, исследование физиологии целостного организма. Метод графической регистрации и биоэлектрических явлений.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2013

    Этапы развития физиологии. Гуморальная, нервная и метаболическая регуляция функций организма. Электрические явления в возбудимых тканях. Распространение возбуждения по нервным волокнам. Современные представления о мышечном сокращении и расслаблении.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Развитие физиологических функций организма на каждом возрастном этапе. Анатомия и физиология как предмет. Организм человека и составляющие его структуры. Обмен веществ и энергии и их возрастные особенности. Гормональная регуляция функций организма.

    учебное пособие , добавлен 20.12.2010

    Понятие и значение регуляции как направленного изменения интенсивности работы клеток, тканей, органов для достижения результата и удовлетворения потребностей организма. Типы регуляции и саморегуляции, а также системы, отвечающие за данные процессы.

    презентация , добавлен 15.02.2014

    Проблемы объяснения механизмов йоги с точки зрения физиологии. Процессы сокращения и расслабления мышечного волокна. Энергетическая валюта организма - аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Взаимосвязь скелетной мускулатуры с центральной нервной системой.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Характеристика понятия и путей развития современной науки. Рассмотрение значения, роли, функций (мировоззренческая, прогнозирование, легитимация) и форм (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия) религии. Изучение свободомыслия и атеизма как феноменов культуры.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Описание строения клетки, а также некоторых органических соединений, использующихся в живых организмах. Физиология и анатомия человека, особенности функционирования ряда важнейших органов. Взаимодействие и обмен веществ в организме. Водная среда жизни.

Терминологические диктанты

Учебно-методическое пособие для 9-х классов

Определяйте значения слов – и вы избавите
человечество от половины его заблуждений.

Рене Декарт

В процессе изучения биологии велико значение терминологической работы. Термин позволяет четко и ясно передавать суть излагаемого материала.

Учащиеся не всегда могут раскрыть содержание понятия, определяемого тем или иным термином. Более того, сами термины они нередко пишут с ошибками. Иногда в этом виноваты школьные учебники, в которых понятия и их определения даются не всегда четко. Сказывается и отсутствие систематической работы с терминами на уроке.

В разделе «Биология: Человек» встречаются новые для учащихся слова, не всегда понятные и трудные для запоминания. Для работы с терминами учащийся должен вести толковый словарь анатомических, физиологических и гигиенических терминов, пополняемый в ходе работы с учебной и научно-популярной литературой.

Изучить свой организм, процессы, протекающие в нем, условия, предупреждающие болезни, помогают такие науки, как анатомия, физиология и гигиена. Слово «анатомия» имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает «рассечение». «Физиология» в основе содержит греческое «физис» – «природа» и означает науку о жизнедеятельности организмов, о процессах, протекающих в системах органов, органах, тканях. Термин «гигиена» имеет также греческое происхождение, «гигиенос» – «здоровый, целебный, приносящий здоровье». В греческой мифологии Гигия – богиня здоровья, дочь Асклепия – бога врачевания.

Подобное уяснение значения и происхождения терминов способствует повышению интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся. Интересно, например, происхождение термина «иммунитет». В Древнем Риме граждане должны были платить своему городу денежные взносы, участвовать в постройке храмов, а также в несении гражданской или воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название «мунис». В этом случае человек получал именную грамоту (приставка «им» означает «не»), а его самого называли иммунисом – свободным от какой-либо повинности. В настоящее время под иммунитетом (лат. «иммунитас» – освобождение от чего-либо) понимают способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.

В процессе изучения анатомии, физиологии и гигиены человека школьники должны уметь излагать учебный материал с использованием специальной терминологии. Но иногда учащийся не понимает смысла специальных терминов. Учитель должен правильно записать их на доске с соответствующим переводом значения слова и пояснением его происхождения.

Вашему вниманию предлагаются терминологические диктанты по всем темам школьного предмета «Биология: Человек». Каждое задание – это вопросы-предложения, в которых пропущены определенные термины. Необходимо вписать эти термины соответственно их смысловому значению. Если количество правильно написанных терминов составляет 70%, ставится «удовлетворительно», если 80–90% – «хорошо» и если 100% – «отлично».

Введение

1. Наука, изучающая строение организма, его органов, тканей и клеток, – ... (анатомия ).
2. Наука, изучающая функции организма, его отдельных органов и систем, – ... (физиология ).
3. Наука о сохранении и укреплении здоровья – ... (гигиена ).

Строение и химический состав животной клетки

1. Основным прибором для изучения строения клетки является … (микроскоп ).
2. Изучением строения и функций клеток занимается наука … (цитология ).
3. Вязкое полужидкое вещество клетки – ... (цитоплазма ).
4. Органоид, который является обязательной составной частью клетки, способной к размножению, – ... (ядро ).
5. Клетка снаружи покрыта … (мембраной ).
6. Пространство между клетками заполнено жидким … (межклеточным веществом ).
7. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры – ... (органоиды ).
8. Органоиды с двойной мембраной, синтезирующие АТФ, – ... (митохондрии ).
9. Всю цитоплазму пронизывает … (эндоплазматическая сеть ).
10. Мельчайшие органоиды, на которых осуществляется биосинтез белка, – … (рибосомы ).
11. Два тельца, активно участвующие в делении клетки, – ... (центриоли ).
12. Тельца в ядре, содержащие генетический материал, – ... (хромосомы ).
13. Число хромосом в соматических клетках человека – ... (46 ), а в половых клетках – ... (23 ).
14. К неорганическим веществам клетки относятся … (вода и минеральные соли ).
15. К органическим веществам клетки относятся … (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты ).
16. Глюкоза, гликоген (животный крахмал) – это … (углеводы ).
17. Органические вещества, нерастворимые в воде, служащие источником энергии в организме, – ... (жиры ).
18. Органические вещества, состоящие из аминокислот, служащие главным строительным материалом, – ... (белки ).
19. Белки, играющие роль ускорителей химических реакций, – ... (ферменты ).
20. Два типа органических молекул, образующихся в клеточном ядре; носители генетической информации – ... (ДНК и РНК ).

Физиология животной клетки

1. Процесс образования сложных органических соединений в клетке из более простых веществ – ... (биосинтез ).
2. Между клеткой и внешней средой непрерывно происходит … (обмен веществ ).
3. Свойство живых клеток и тканей реагировать на внешние и внутренние воздействия называется … (раздражимостью ).
4. Способ деления, характерный для клеток человеческого организма, – ... (непрямой ).

Типы тканей и их свойства

1. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением, – это … (ткань ).
2. Четыре основные типа тканей в организме человека – это: ... (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ).
3. Ткань, клетки которой плотно примыкают друг к другу и в которой мало межклеточного вещества, – (эпителиальная ).
4. К производным кожного эпителия относят … (волосы и ногти ).
5. Эпителий, выстилающий дыхательные пути, – ... (мерцательный ).
6. Ткань, особенностью которой является сильное развитие межклеточного вещества, – ... (соединительная ).
7. Ткань, состоящая из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток, – ... (кровь ).
8. Ткань, в которой клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, – ... (хрящевая ).
9. Ткань, состоящая из клеток, соединенных друг с другом многочисленными тонкими отростками, и твердого межклеточного вещества, – ... (костная ).
10. Виды мышечной ткани: ... (гладкая и поперечнополосатая ).
11. Мышечная ткань, входящая в состав стенок внутренних органов (кроме сердца), – ... (гладкая ).
12. Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на … (скелетную и сердечную ).
13. Нервная клетка, структурная единица нервной ткани, – ... (нейрон ).

Системы органов

1 . Часть организма, выполняющая определенную функцию, – ... (орган ).
2. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, образуют … (систему органов ).
3. Система, включающая органы ротовой полости, глотку, пищевод, желудок, кишечник, – ... (пищеварительная ).
4. Система, участвующая в обеспечении организма кислородом и освобождении его от углекислого газа, – ... (дыхательная ).
5. Система, выполняющая функцию удаления продуктов обмена веществ, – ... (выделительная ).
6. Система, выполняющая функцию размножения, – ... (половая ).
7. Система, включающая различные железы внутренней секреции, – ... (эндокринная ).
8. Система, объединяющая все другие системы, регулирующая и согласовывающая их деятельность, – ... (нервная ).
9. Специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды в специфическую активность нервной системы, – ... (рецепторы ).
10. Схема уровней строения организма: молекулы – клеточные органоиды – клетки – ткани – ... (органы ) – ... (системы органов ) – организм.

Строение нервной системы и ее свойства

1. Нервная система подразделяется на … (центральную и периферическую ).
2. От центральной нервной системы ко всем органам нашего тела отходят … (нервы ).
3. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы, называется … (рефлексом ).
4. Скопление тел нейронов образуют … (серое ) вещество головного и спинного мозга, а скопление их отростков – ... (белое ) вещество.
5. Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы – ... (нервные узлы ).
6. Электрическая волна, распространяющаяся по нервному волокну, – ... (нервный импульс ).
7. Нейроны, передающие в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов, называются … (чувствительными ).
8. Нейроны, передающие нервные импульсы от мозга к мышцам и железам – ... (двигательные ).
9. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют … (рефлекторной дугой ).
10. На передней и задней сторонах спинной мозг имеет … (продольные борозды ), делящие его на правую и левую половины.
11. В центре спинного мозга проходит … (спинномозговой канал ), заполненный спинномозговой жидкостью.
12. От каждого сегмента спинного мозга, отходит пара спинномозговых нервов, начинающихся двумя корешками – ... (передним и задним ).
13. Основные функции спинного мозга – ... (рефлекторная и проводниковая ) .
14. Головной мозг делят на три отдела – ... (передний, средний и задний ).
15. Сверху большие полушария головного мозга покрывает серое вещество, называемое … (корой больших полушарий ).
16. Доли коры больших полушарий – ... (лобная, теменная, затылочная и височная ).
17. Определенный участок коры больших полушарий, осуществляющий анализ и синтез полученной информации, – ... (зона ).

Продолжение следует

наука о строении организма

Альтернативные описания

Наука о строении живых организмов

Наука о форме и строении отдельных органов, систем и всего организма в целом

Наука, изучающая строение и органы человеческого тела

О строении организма раздел биологии

Фильм Стивена Содерберга «... Грея»

Эссе английского писателя Роберта Бертона «... меланхолии»

Роман английского писателя Джона Лили «Эвфуэз, или... остроумия»

Поэма английского поэта Джона Донна «... мира»

Скажите по-гречески «рассечение, вскрытие»

. «морговая наука»

. «устройство» человека

Раздел биологии

. «коллега» физиологии

Фильм «... любви»

Наука, изчающая строение тела

Она имеется у всех, но у девушек выглядит намного привлекательнее

Наука, изучающая строение тела

Наука, разбирающая нас по косточкам

Наука о строении живых организмов

Строение организма или отдельного органа

. "Коллега" физиологии

. "Морговая наука"

. "Устройство" человека

Ж. греч. наука о составе и строении орудных тел; биотомия, о строении тела человека; зоотомия животных; фитотомия растений; телословие. Она служит основанием физиологии, науке о жизни. Анатомию животную делят на остеологию, учение о костях; миологию, о мышцах; ангиологию, о сосудах; спланхнолоию, об утробе, черевах; аденологию, о железах. Анатомный, анатомичный, анатомический, телословный, к анатомии относящийся. Анатом, анатомик м. ученый, занимающийся этою наукою. Анатомить, анатомировать что, вскрывать и разнимать мертвые тела с научною целью. Анатомление, анатомирование ср. анатомировка ж. об. действие по значению глаг

Поэма английского поэта Джона Донна "... мира"

Роман английского писателя Джона Лили "Эвфуэз, или... остроумия"

Скажите по-гречески "рассечение, вскрытие"

Фильм "... любви"

Фильм Стивена Содерберга "... Грея"

Эссе английского писателя Роберта Бертона "... меланхолии"

Поделиться: