Что такое возраст личности. Возрастные периоды жизни человека

Время постоянно казалось человеку гораздо больше загадочным, чем пространство, и об этом уже свидетельствуют древнейшие пласты мифологии. В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и утрат отдельной личности и рода человеческого оно удостаивалось самых разных «почестей», включая и благодарения за его нелицеприятную рассудительность, и постоянные сетования по поводу скрытого в нем подвоха. Человек постоянно чувствует вне себя, а главное - в самом себе неумолимое течение времени.

Строго теоретическое, философское понимание длительности началось с попыток превратить ее из переживаемой в мыслимую, хотя в ряде случаев по-прежнему оставалось в силе привычное обращение к чувственному опыту. 0днако, именно субъективное воспринятие времени осталось прерогативой психологического познания. И, как нередко случается, психология оперирует некоторыми понятиями и закономерностями, изначально представленными в философском знании. Так, в поле зрения попало рвение человека определить движение времени - психологическое оправдание устойчивой тяги человеческого разума к тому, чтобы редуцировать время к пространству и временное движение - к пространственному.

Предположения о наличии в структуре Я-концепции определенных временных «модусов» являются, по сути, традиционными для психологических изучений личности. Начиная с классических работ У. Джемса, в понятие Я-концепции закладывалось не только актуальное самопредставление, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем, ибо именно идея актуализации идеального Я (которое по определению отнесено в будущее) было положено в основу самооценки как одной из фундаментальных составляющих Я-концепции.

0бретение возраста, освоение возраста, в конечном счете, имеется только момент развития, который смениться новым этапом - переходом в новое возрастное состояние и этот переход заложен уже в предыдущем возрасте как тенденция выходить за его рамки. В этом плане жизнь в определенном возрасте это и переживание, и изжитие этого возраста. При этом «находимость-вненаходимость», обретение определенной формы и выход за ее пределы может зиждиться не только на будущем, но и на прошлом. Иногда (особенно в определенном возрасте) человек идеализирует уже пройденные этапы и на основании имеющегося у него опыта и наблюдаемых современных тенденций стремится вернуться в более ранний возраст. Переходя с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который может быть назван психологическим возрастом личности.

Ф.Т. Михайлов говорит, что сущность человека не в том, что являет он собой в настоящее время, кем или чем он был или стал, а в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости и соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т.п.) с объективными обстоятельствами и условиями со-действия с другими людьми, в необходимости отнестись к себе, представлять себя и не только таким, каким был в прошлом или каким видишь себя в настоящем, но и таким, каким можешь, а в определенных случаях должен стать в будущем: уже добившимся своей цели, завершившим свое дело, изменившим условия и обстоятельства, т.е. изменившимся. Но это отношение к себе «со стороны», отношение к своему прошлому, настоящему и будущему нарушает тождество самому себе отнюдь не только в представлении. Оно совсем не умозрительный выход за пределы своего наличного бытия. Представить себя сразу во всех трех временных измерениях - это значит оценить свою роль в событиях совершенных, увидеть себя их «судьей» в настоящем, а это возможно лишь проецируя на свою биографию образ своего будущего, нацеливаясь на это будущее, применяя его меру к протекшему и текущему времени. Но все дело в том, что в генезисе любого представления о будущем в основе деятельности целеполагания (или, что то же самое, любой целесообразной деятельности) лежит не некая (мозгу, душе, психике, присущая от роду) способность чистого созерцания, а как раз внешняя жизненная необходимость разрешать целесообразными действиями объективные противоречия в условиях той или иной вставшей перед ним задачи.

Поэтому нарушение человеком «тождества самому себе» определено самими типом его жизнедеятельности: оно всегда и прежде всего реальное (бытийное) несовпадение его сформировавшихся потребностей, способностей, умений, знаний, и т.п., т.е. всей его субъективно переживаемой биографии, с ее же предметным миром, с потребностями и способностями других людей, требующее новых знаний, новых способностей и умений, призванных разрешить противоречия этого мира. Быть человеком - это и значит вполне реально и постоянно быть не равным самому себе, оценивая себя как общезначимой мерой задачами зоны ближайшего своего развития. Быть человеком - значит быть субъектом своего самоизменения.

Е.И. Головаха и А.А. Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.

Во-первых, это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Если применительно к хронологическому возрасту 30 лет это значит лишь то, что в течение своей жизни человек совершил вместе с Землей 30 оборотов вокруг Солнца. Но определить тот же интеллектуальный (психологический) возраст как действительно временную характеристику уже невозможно, ибо о каком времени идет речь, мерой какого прошлого является этот возраст - совершенно непонятно. Но в то же время авторы определяют психологический возраст личности как меру психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст - мера его хронологического прошлого.

О том, как именно диагностировать психологическое прошлое, а через него и психологический возраст, авторы однозначно не определяют. Однако, по их мнению, относительной мерой психологического прошлого могла бы быть реализованность психологического времени. Мерой психологического возраста могут быть самые разные показатели. Многие описывают этапы своей жизни, ориентируясь на существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь (детство, отрочество, юность). При таком делении, по данным Т.Н. Березиной, также опираются на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера (детство до школы; школа, армия, поступление в техникум-ВУЗ - это юность; работа после ВУЗа - зрелые годы). Но в то же время некоторые выделяют этапы своей жизни, ориентируясь на события социальной, эмоциональной жизни (встреча со значимым другим, расставание; дружба, брак, рождение детей). Другие делят свою жизнь на этапы, ориентируясь на свой личностный рост («в 5 лет научился читать, а в 12 написал первое стихотворение»), на переезды из города в город («до 10 лет мы жили в одном городе, потом переехали в другой») или же не делят вообще.

Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим, (в этом авторы сходны с концепцией А.В. Толстых), то есть человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. (Стоит отметить, что А.В.Толстых предлагал иной механизм «омоложения»).

В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Представления о личности в современной психологии.

Личность – не материальное существо или природная категория, а социально-культурологическая конструкция.

Слово «рerson» происходит от латинского «per» и «sonare», то есть, «через, посредством звучания». Это основано на факте, что в Древней Греции и Древнем Риме сценические актеры надевали маски, которые отражали их персонаж. И эти маски служили примитивными громкоговорителями, помогая усиливать голос актера. На концепцию личности повлиял этот имидж актера, играющего свою роль через маску. Поэтому философы и социологи часто рассматривали личность как нечто не подлинное, маскировку.

Из вышеизложенного следует, что основные черты личности должны включать способность освоить роль на культурной сцене.

Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах "себя": как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее "нечто", детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.

Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции "внешнего социального образа". Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное.



· В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

· В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

· В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

· В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые "отвечают" за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином "личность", необходимо проанализировать теорию в ее существенных деталях. Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов.

Классические понятия психологии личности. Рост, созревание, понятие развития. Среда и наследственность: схема двухфакторной детерминации личности.

В деятельности же индивид присваивает социальный опыт и формируется как личность. Следовательно, личностью мы можем назвать индивида, обладающего механизмом усвоения социального опыта.

Выделяют следующие свойства личности:

Личность – абстракция;

Личность не включает генотипические и физиологические особенности;

Личность – совокупность социальных качеств человека;

Способ существования – деятельность.

Индивид – это данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями (один из людей).

Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии (табл. 1). Это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других.

Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни (Л. Хьелл, А. Зиглер, 1997).

В задачи психологии личности входит:

Исследование общего и частного в проявлении личности.

Изучение структуры личности.

Изучение механизмов развития личности.

Изучение закономерностей развития личности.

Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития.

2. Историческое развитие взглядов на структуру личности.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др.

Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Этот период можно разделить на следующие этапы:

Античность. Античные мыслители предполагали, что душа человека не может быть понята из нее самой. В их объяснениях ее генезиса и структуры обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.

Первое направление исходило из объяснения психики законами движения и развития материального мира. Здесь в качестве руководящей выступала идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Второе направление было создано Аристотелем. Оно ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу. Оно позволило трактовать психическое не как обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а как способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей, которые представлены в виде особых духовных сущностей. Исследований не проводилось, психология входила в рамки философии.

Средневековье. Развитие арабоязычной науки (Ибн Сина и физиологическая психология); схоластика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля, томизм – засилье религии, теологическая психология; Возрождение: Ф. Бэкон и его идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции.

XVII век. Новую эпоху в развитии психологической мысли открыли концепции, вдохновленные триумфом механики (Р. Декарт – открытие рефлекса, противопоставление тела и души – дуализм; Спиноза и попытки построить психологическое учение о человеке как целостном существе, духовно-телесном).

XVIII век. Развитие ассоцианизма как течения, объясняюшего развитие психического мира человека (Гартли); солипсизма (от лат. solus - «единственный» и лат. ipse - «сам») - радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм (Беркли), предполагающего отрицание любого бытия кроме сознания. Кант и его учение об источниках и принципах научного знания. Учение Канта, доказывая априорную целостность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кант считал, что сознание изначально организовано, обладает структурой и способами построения своего материала.

Особенности периода:

Психология находится в рамках философии;

«наивная психология»;

Описательная психология;

Изучение вопросов о нравственной и социальной природе человека;

Первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным.

В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период получил название клинический .

Вплоть до начала XX века философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированны. Это относится, например, к экстраверсии, интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами даны в терминах черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Однако для целостного описания психологии нормальной личности такие определения являлись слишком узкими. В них не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Например, способности, порядочность, совесть, честность и др.

Особенности периода:

Атомистический подход (разложение психологии на отдельные процессы и состояния);

Метод наблюдения и интроспекции как основной в описании и объяснении особенностей личности;

Сужение представлений о личности как особом феномене, попытки определения личности;

Концентрация на определении черт;

Концентрация на патологии;

Отсутствие целостного описания личности;

Единичность и разрозненность сведений;

Появление первичных экспериментов и математической статистики.

Новая область знания – психология личности не могла строиться на старой, умозрительной основе, или на базе не проверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой; во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования; в третьих, научный эксперимент, отвечающий научным требованиям.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттеллом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р. Кеттелл придал исследованиям личности, проводимым в рамках черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования метод факторного анализа, выделил, определил и описал ряд реально существующих факторов личности, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов.

Особенности периода:

Концентрация внимания на нормальной личности;

Определение личности (в норме и патологии);

Использование эксперимента для исследования личности;

Разработка тестовых методов оценивания личности;

Разработка методов и процедур математической статистической обработки экспериментов;

Разработка теорий личности;

Разработка структур личности;

Исследование проблем развития личности.

Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:

Как развивается личность человека?

Что мотивирует поведение человека?

Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?

Какова природа социальной жизни человека?

Чем объясняется уникальность личности?

Каковы основные детерминанты личностного расстройства ?

Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?

Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости , а другие – некомпетентности и незрелости?

Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:

Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.

Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.

Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.

Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).

Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.

3. Стадиальность психического развития личности (Фрейд, Пиаже, Валлон, Эриксон, Колдберг).

Среда и наследственность

К числу наиболее спорных вопросов в психологии личности относится вопрос о соотношении среды и наследственности. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; внешняя и внутренняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее развития и т. д. Сторонники каждого из направлений находят множество аргументов в пользу того или иного взгляда на природу и детерминацию личности.

Было проведено множество исследований в пользу теорий среды и наследственности. Итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или наследственность», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью.

Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности. Данные теории до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.

Существует три наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или «концепций двойной детерминации развития» личности человека:

теория конвергенции двух факторов. В. Штерн, предложивший эту теорию, считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т. е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от рождения, т. е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиции организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Позиция В. Штерна приводит к дуализму – механистически сложенного биологического и социального в жизни человека – в понимании детерминант личностного развития;

теория конфронтации двух факторов. Эта теория выступила в психоанализе З. Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга, неофрейдистов Э. Фромма, К. Хорни и др. З. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности.

В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности.

С внешней стороны – это конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане – конфронтация биологического и социального обозначается З. Фрейдом как изначальный конфликт между различными инстанциями личности «Сверх-Я» и «Оно»;

концепция взаимодействия двух факторов. Человек – существо социально-генетическое.

И это связано не только с тем, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей образа жизни в истории филогенеза, антропогенеза и социогенеза.

В связи с этим постановка вопроса о «степени животности» и «степени социальности» человека в обществе некорректна в самой своей основе. Она, во-первых, изолирует человека из системы общества, в которой он только и существует, во-вторых, абстрагируется от истории преобразования образа жизни человеческого вида в антропогенезе и социогенезе, игнорирует специфику истории человеческого вида в эволюции.

Концепция взаимодействия двух факторов объясняет развитие личности как процесс активной и пассивной адаптации к социально-экономической ситуации.

Дуализм схем двух факторной детерминации развития личности, устойчиво поддерживаемый антропоцентрической парадигмой мышления о человеке, помещением человека в «искусственные миры» среды и культуры вместо анализа образа жизни человека в обществе, абсолютизацией филогенетических, социогенетических и онтогенетических закономерностей развития, а также гомеостатической моделью развития психики человека преодолевается в системной и конкретно-научной деятельностной методологии человекознания (А. Г. Асмолов, 1990).

Социализация

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социализация – это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества (D . A . Goslin, 1969).

Признаки социализации:

Человек обогащается общественным опытом;

Индивидуализируется;

Становится личностью;

Приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

Три аспекта социализации:

1) индивидуализация (процесс движения от интерпсихического к интрапсихическому, индивидуальному);

2) интимизация связана с проблемами самосознания. Этот процесс интериоризации социального опыта слабо изучен;

3) производство внутреннего плана сознания (процесс переноса внешнего во внутренний план, материального – в идеальный).

Поведение и переживание

Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими его условиями жизни. Источником поведения являются потребности индивида.

Характеристики поведения:

Общественно обусловлено;

Сознательно;

Имеет цель;

Произвольно;

Созидательно;

Носит характер деятельности.

Единицами поведения являются поступки .

Личностное поведение – это поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому, являющиеся с одной стороны, прямыми или опосредованными притязаниями, а, с другой, их прямым или опосредованным признанием или непризнанием (Т. В. Сенько, 1998).

Поведение индивида всегда носит характер переживания.

Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (Ф. Е. Василюк, 1989).

Переживание – не эпифеномен, приуроченный исключительно ко внутренним, душевным процессам. Критическая ситуация в самом общем виде должна быть определена как ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описывается критическая жизненная ситуация: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

Стресс - неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.

5. Основные компоненты теории личности.

Теория личности состоит из многих «мини» теорий, каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией. Эти темы составляют концептуальную область теории личности – они раскрывают содержание теории и границы ее приложения.

Компоненты теорий личности

Структура личности.

Мотивация. Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации – процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.

Развитие личности. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Существуют различные стадийные модели развития (например, у З. Фрейда – психосексуальное развитие, у К. Роджерса – формирование Я-концепции).

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально- экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие (физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т. д.), показывает какой сложной является проблема развития человека.

Психопатология. Каждый персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические, или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология – изучение и объяснение причин ненормального функционирования – является центральной темой этого компонента теорий личности. Теория личности должна содержать обоснованный анализ причин того, почему некоторые люди ощущают жизнь такой напряженной и не могут выработать эффективные навыки решения проблем.

Психическое здоровье. Теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из каких компонентов складывается психическое благополучие (например, З. Фрейд функционирование зрелой личности характеризует способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, ставить долговременные цели, справляться с тревогой; А. Маслоу здоровье личности связывает с иерархией потребностей).

Изменение личности с помощью терапевтического воздействия. Это вопрос о том, как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных изменений. Во многих теориях личности были достаточно подробно разработаны клинические или консультативные аспекты.

Функции теорий личности

Теория – набор условностей, созданных теоретиками. То есть теории не даны и предопределены природой. Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение.

Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее.

Выводы

1. Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в понимании поведения человека с точки зрения психологии.

2. Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.

3. Теории личности выполняют две основные функции: первая - обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий; вторая - предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

4. Теории личности фокусируются на шести самостоятельных аспектах поведения человека: структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и изменении поведения посредством терапевтического воздействия.

5. Анализ аспектов личности и ее организации осуществляется с помощью ряда стратегий. Каждая из стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату.

6. Структура личности как ключевой компонент теории личности.

Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики (однако, они гипотетичны!).

Наиболее популярная структурная концепция – черта личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях (например, черта в теориях Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Г. Олпорта).

Структура личности может быть описана также при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами (например, у К. Г. Юнга деление на экстравертов и интровертов). Построения структуры могут быть простые (Дж. Келли) и сложные (З. Фрейд).

В структуру личности включают – способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, социальные установки. Рассмотрим набор черт, которые по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

1. Уверенность в себе - неуверенность в себе.

2. Интеллектуальность, аналитичность - ограниченность, отсутствие развитого воображения.

3. Зрелость ума - непоследовательность, аналогичность.

4. Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетливость, подверженность влиянию.

5. Спокойствие, самообладание - нервозность, невротичность.

6. Мягкость - черствость, цинизм.

7. Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.

8. Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.

9. Добросердечие,мягкость - злобность, черствость.

10. Реализм - мечтательность.

11. Сила воли - безволие.

12. Добросовествность, порядочность - недобросовествность, непорядочность.

13. Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.

14. Уверенность - неуверенность

15. Взрослость - инфантилизм.

16. Тактичность - бестактичность.

17. Открытость, контактность - замкнутость, уединенность.

18. Веселость - грустность.

19. Очарование - разочарование.

20. Общительность - необщительность.

21. Активность - пассивность.

22. Самостоятельность - конформность.

23. Экспрессивность - сдержанность.

24. Разнообразие интересов - узкость интересов.

25. Чувственность - холодность.

26. Серьезность - ветренность.

27. Честность - лживость.

28. Агрессивность - доброта.

29. Бодрость - вялость.

30. Оптимизм - пессимизм.

31. Смелость - трусость.

32. Щедрость - скупость.

33. Независимость - зависимость .

К психологическим характеристика самоактуализирующейся личности относятся:

1. Активное восприятие действительности и способность хорошо ариентироваться в ней.

2. Принятие себя и других людей такими какие они есть.

3. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.

4. Сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне.

5. Обладание чувством юмора.

6. Развитые творческие способности

7. Неприятие условностей.

8. Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья.

9. Способность к глубокому пониманию жизни.

10. Установление с окружающими людьми, хоть и не совсеми доброжелательных личностных взаимодействий.

11. Способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения.

12. Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности.

13. Открытое и честное поведение во всех ситуациях.

14. Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее.

15. Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Структура личности, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Эта структура устойчива, но в то же время подвержена различным изменениям в процессе прогресса и регресса, а иногда подвержена распаду – деструкции. Деструкции приводят в структуре личности к разным отклонениям – девиантное поведение.

Выделяют биологическую, социальную и психологическую структуру личности. Они все взаимосвязаны и зависимы друг от друга.

Социалогическая структура личности включает в себя совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Главной характеристикой структуры дичности является ее деятельность, как самостоятельность и взаимодействие с другими людьми Рассматривая структуру личности как систему, то можно в ней выделить следующие подсистемы или два мира личности:

1. Внутренний мир личности. Мир сознания, который скрыт от других и в большенстве случаев для них не понятен. Этот мир живущий для самой личности.

2. Деятельный мир личности, он открыт для людей и позволяющий не только наблюдать внешние его проявления, но и проникать в его внутреннюю жизнь.

Эти два мира тесно связаны между собой, но одним полюсом является их полное совпадение, совпадения сознания и поведения, другим полюсом является их полное несоответствие друг друга.

Во внутренний мир человека входят – потребности, интересы, цели, мотивы, ожидания, целостные ориентации, установки, диспозиции. Благодаря взвимосвязи медду ними существуют внутриличностные мотивационные и диспазиционные механизмы.

7. Методы исследования в психологии личности.

Метод наблюдения

Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

Требования к наблюдению:

Сохранение естественности;

Целенаправленность;

Фиксация результатов.

1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

Положительные стороны:

Поведение в естественных ситуациях,

Проведение в повседневном окружении.

Недостатки:

Непредсказуемость событий,

Наложение проблем наблюдателя (личный фактор),

Малая выборка,

Непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).

Реализованность психологического времени определяется соотношением психологического прошлого, настоящего и будущего. Единицы измерения реализованности полностью производны от понимания сущности психологического времени, единиц его анализа и измерения. Здесь сразу же становится очевидной невозможность сведения психологического времени и, в частности, психологического прошлого личности к чисто хронологическим единицам. Это становится тем более явным, чем значительнее личность, чем более весомый вклад в историю и культуру она вносит. Это часто отмечают создатели биографий выдающихся исторических личностей.

Однако и чисто событийные единицы не всегда оказываются адекватными для измерения реализованности психологического времени. Жизнь наполнена событиями от первого и до последнего вздоха, и потому подсчет числа событий ненамного будет отличаться от подсчета прожитых лет. Лишь принимая во внимание значимость событий для самой личности , мы сможем вплотную приблизиться к возможности измерения реализованности ее психологического времени. Тогда психологическое время и предстанет в собственном облике, не смешиваясь ни с хронологическим, ни с каким-либо иным. Таким образом, адекватные единицы измерения реализованности психологического времени могут быть найдены лишь при учете значимости событий для личности.

Что касается понятия «психологический возраст личности», то этот возраст - мера психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст - мера его хронологического прошлого. Специфические особенности психологического возраста таковы. Во-первых, психологический возраст - это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета » (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим , то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. В-третьих, психологический возраст многомерен . Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Потребность в изменении своего психологического возраста возникает всякий раз, когда по каким-либо причинам человек недоволен своим наличным хронологическим возрастом. А такое бывает не так уж и редко. В детстве и юности он хочет казаться старше своих лет, а в ранней зрелости все с большей ностальгией начинает оглядываться на годы своей юности, старея же, мечтает о зрелых годах. Психологический возраст как мера субъективной реализованности психологического времени личности дает возможность в любом хронологическом возрасте выйти за пределы его «фатальной» определенности, изменить свое положение в возрастной градации. Возможности эти, однако, не безграничны. С одной стороны, в юности еще слишком мал отрезок хронологического прошлого для полной реализации значимых жизненных линий, а с другой — по мере старения все более исчерпываются резервы будущего, что ограничивает возможность насыщения его перспективными линиями.

Вместе с тем благодаря механизмам временной децентрации иногда удается «перехитрить» хронологический возраст. Дело в том, что психологический возраст личности зависит не только от соотношения прошлого настоящего и будущего, не только от ожидаемой продолжительности жизни, но и от локализации личного временного центра на оси хронологического времени. И если при прочих равных условиях временной центр смещен в прошлое, то тем самым уменьшается удельный вес психологического прошлого, а следовательно, и психологический возраст личности. Поэтому «жить в прошлом» — одно из средств компенсации процессов биологического и социального старения. Человек, уходящий в воспоминания прежних лет, актуализируя реализованные связи и события, одновременно молодеет в ощущении своего возраста.

Если при временной децентраций изменяется только точка обзора, с которой человек рассматривает свою жизнь, занимая при этом позицию пассивного наблюдателя, «не вмешивающегося» ни в содержание событий, ни в структуру межсобытийных связей, то активное творческое отношение к собственной жизни предполагает другой путь психовозрастной саморегуляции, который может быть назван реконструкцией субъективной картины жизненного пути личности . В единстве воли и знания личности о структуре собственного психологического времени заключен источник активной саморегуляции возраста.

Поскольку психологический возраст может быть изменен личностью благодаря реконструкции межсобытийных связей — пересмотру будущей жизненной перспективы и переосмыслению роли прошлых событий, их влияния на настоящее и будущее. Так, психологическая «старость» может наступить для человека и в сравнительно молодом возрасте, когда он большинство наиболее значимых событий относит к прошлому и не видит в них причин и средств реализации значимых событий в будущем. В этом случае прошлое становится замкнутой, самодовлеющей системой, оторванной от будущего человека, его жизненной перспективы, а сам человек психологически увеличивает свой возраст, преждевременно приближаясь к старости, если не по хронологическому и биологическому возрасту, то по крайней мере по субъективному самоощущению.

Но забвение прошлого и не имеющее глубоких оснований произвольное насыщение событиями будущего, мечты и радужные надежды, не подкрепленные реальными детерминантами в прошлом, означают психологический «инфантилизм», своеобразное детство в зрелости. Неадекватность такой психовозрастной позиции обусловлена тем, что у человека создается иллюзия неограниченности будущего, не соответствующая реальным возможностям индивидуального жизнеосуществления. Необходимо, чтобы человек ясно осознавал, что будущее как возможность превращается в действительность лишь в той мере, в какой оно было подготовлено всей прошлой деятельностью, теми событиями, которые становятся причинами и средствами, порождающими актуальные связи в структуре психологического времени. В этом случае реконструкция субъективной картины жизненного пути должна быть направлена на глубокое переосмысление самого событийного содержания будущего, чтобы среди этих событий в первую очередь были выделены те, которые действительно являются реальными ориентирами развития личности.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что наиболее адекватным направлением реконструкции, сознательно осуществляемой личностью, является приведение психологического возраста в определенное соответствие с хронологическим, что является существенной предпосылкой рационального использования личностью времени ее жизни. При этом следует учитывать, что речь в данном случае идет о зрелом этапе человеческой жизни. Что касается детства, пожилого и старого возраста, то здесь возможны иные механизмы рациональной регуляции психологического возраста, связанные со спецификой психологической организации личности на данных этапах жизни.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. 4

1.1 Возрастная психология. 4

1.2 Понятие возраста в психологии. 5

1.3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии. 6

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И ЛИЧНОСТЬ. 10

2.1 Психологический возраст и самоосознание. 10

2.2 Искажения психологического возраста. 14

2.3 Особенности восприятия болезни пациентами разного возраста. 17

ВЫВОДЫ.. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

ЛИТЕРАТУРА.. 21

ВВЕДЕНИЕ

Возраст (в психологии) - категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Психологический возраст - физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Актуальность темы высока, т.к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.

Цель работы – исследование психологического возраста

Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии

Изучение основных периодов развития человека и теории возраста;

Рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.

1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

1.1 Возрастная психология

Возрастная психология - раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

Изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...)

Эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

Понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

Детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

2. Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

Детская психология (от рождения до 17 лет);

Психология взрослых, зрелых возрастов;

Геронтология или психология пожилого возраста.

1.2 Понятие возраста в психологии

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

1.3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше высшее или университетское образование

2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов.

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство

2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я»).

1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.

Основной критерий - интеллект.

От 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

Поделиться: