Ученые анатомы и физиологи 20 века. Основы анатомии. Понятие о тканях

Здесь вы узнаете:

О науках анатомия и физиология;

О краткой истории их возникновения;

О вкладе некоторых ученых в их развитие;

О значении знаний по анатомии и физиологии для поддержания здоровья.

Человек во все времена стремился поддерживать и сохранять свое здоровье. Забота о здоровье человека – первостепенная задача любого государства, необходимое условие развития общества. Здоровый человек может хорошо учиться, трудиться, защищать Родину, заниматься спортом. Хорошее здоровье - важнейшее условие существования человека.

І. Анатомические методы

Философия Аристотеля была эмпирической и экспериментальной, он верил в приближение к Природе с открытым умом, чтобы узнать ее секреты. Экспериментация и наблюдение были краеугольными камнями науки Аристотеля. Он подтвердил приоритет фактов над теорией, заявив, что если вновь обнаруженные факты противоречат ранее существовавшей теории, теория должна была быть изменена или отброшена для их размещения. В Аристотеле мы можем увидеть истоки современной науки и научного метода. Хотя он очень любил медицину и, вероятно, даже практиковал ее по случаю, Аристотель наиболее отличился в области биологии.

Для сохранения здоровья необходимо изучать строение своего организма, знать процессы, происходящие в нем, условия предупреждения болезни. Люди часто не знают какими большими возможностями физического и психического здоровья они обладают, как можно сохранить, развить и использовать резервы здоровья для продления активной и счастливой жизни. Познание организма человека связано с изучением двух древнейших наук - анатомии и физиологии.

Аристотель был отцом сравнительной анатомии и физиологии, а также более поздних теорий эволюции и эмбриологии. Аристотель считал, что наивысшая добродетель, которую человек мог бы исходить из надлежащего осуществления своего разума, считал, что все истинное счастье и нравственность проистекают из приверженности Золотое Средство умеренности во всех вещах. Важнейшим вкладом Аристотеля в теорию греческой медицины была его доктрина четырех основных качеств: горячая, холодная, влажная и сухая. Позже философы-медики применили бы эти качества, чтобы охарактеризовать Четыре Элемента, Четыре Юмора и Четыре Темперамента.

Анатомия (от греч. анатоме – рассечение) – наука о строении организма и его органов.

Физиология (от греч. физис – природа, логос – наука) – наука о процессах, происходящих в целом организме, его органах и тканях.

В настоящее время эти науки настолько разрослись, что в них выделены отдельные разделы: возрастная анатомия и физиология, физиология труда, физиология спорта, экологическая физиология и др.

Четыре основных качества - основа всех понятий баланса и гомеостаза в греческой медицине. Аристотель позже основал свою собственную философскую школу, Лицей, которая была построена по образцу Академии Платона, но его учения должны были распространяться повсеместно через завоевания его самого выдающегося ученика Александра Македонского. предпочитал духовную, потустороннюю философию Платона и неоплатоников над Аристотелем, которого почитали главным образом как логика. Но в средние века мусульмане-философы-медики, такие как Авиценна и Аверроэс, вновь оценили другие аспекты Аристотеля науки и философии.

Знания анатомии и физиологии способствуют сохранению здоровья человека.

Некоторые сведения из истории изучения организма человека. С древних времен человек пытался узнать,как устроено его тело и как оно функционирует. Страдая от различных болезней и травм, люди обращались за помощью к целителям, но недостаточные знания о строении и функциях организма человека, опора древних врачевателей на сверхъестественные магические силы не могли обеспечить больному человеку должной помощи.

Итак, учение Аристотеля о биологии, медицине и естественных науках было окончательно принято Церковью и включено в средневековое мировоззрение. Но, как и Гален, большая часть его работы была слепо принята в качестве догмы и никогда не подвергалась допросу до эпохи Возрождения. Как и Гален, Аристотель, хотя и впечатляющий, не был непогрешимым.

Краткая история развития анатомии

Метафизика: изменение является естественным и необходимым. Четыре разных причины объясняют процесс изменения. Эпистемология. Самый надежный источник знаний - это чувства, непосредственный опыт и наблюдение. Факты имеют приоритет над теориями. Логика: изобретен силлогизм: два основных предпосылки, ведущие к третьему выводу.

Начала развиваться наука анатомия. Проводили вскрытие трупов, чтобы изучить строение человеческого тела. Появились термины, обозначающие части человеческого тела, греческого и латинского происхождения, так как врачи именно в Греции и Риме раньше других стали изучать тело человека. Наиболее известные из них Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна, Леонардо да Винчи, Везалий и др. На стр. 9–12 можно увидеть портреты ученых, сказавших первое слово в таких науках, как анатомия и физиология, а также внесших значительный вклад в развитие этих наук (рис. 1).

Этика: добродетель разума: человек - разумное животное. Золотое Среднее: умеренность во всех вещах. Медицина: четыре основных качества: горячая, холодная, влажная и сухая. Биология: естественный историк; сравнительная биология, анатомия и физиология. Ранние теории эволюции и эмбриологии.

В начале: Анатомия человека. Анатомия - одна из старейших отраслей медицины. Без знания этого диагноз и лечение болезней немыслимы. Многие достижения в медицине и хирургии могут быть напрямую связаны с лучшими представлениями о структуре и функции человеческого тела. Наше понимание структуры человеческого тела развивалось на протяжении тысячелетий с самых ранних спекуляций до начала научной эпохи.

Рис. 1. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Первые научные исследования были разрозненными, изучение строения организма человека запрещалось. Вскрытие трупов каралось церковью и законом. Не было и необходимого оборудования для исследований. Тем не менее ученые средневековья очень точно описали строение и многие из функций организма человека. Труды Галена и Везалия в течение нескольких веков были учебными пособиями при подготовке медиков, а анатомические рисунки гениального художника Леонардо да Винчи, который с удивительной точностью изобразил строение человеческого организма в целом, его отдельных органов и систем, не утратили своей ценности и сегодня.

Из ископаемых открытий, которые были сделаны в Эфиопии и в других местах, мы знаем, что двуногий человекоподобный труп появился более четырех миллионов лет назад. Вскоре после этого, до старинного каменного века, он начал создавать такие удивительные произведения искусства, которые будут по-прежнему очаровывать нас. Среди самых ранних - замечательные фотографии пещер, которые были сделаны во время ледникового и каменного века. Например, во Франции и Испании на протяжении тысячелетий сохранились рисунки человека и крупных млекопитающих, окрашенные на стенах и потолке влажных пещер.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.)

Древнегреческий врач. Создал учение о четырех темпераментах человека и типах телосложения, представление о целостности организма. Его труды стали основой для развития клинической медицины. Он провозгласил индивидуальный подход к больному и его лечению.

Авиценна Ибн Сина (980–1037)

Леонардо да Винчи (1452–1519)

Каково значение этих картин? Историки искусства считают, что эти палеолитические рисунки были сделаны в рамках некоторых магических или религиозных ритуалов или, возможно, эволюционировали от охотничьих историй и мифов. Интригующим является силуэт более чем 200 человеческих рук, изображенных в пещере в Гаргасе, Южная Франция. В большинстве рук обнаружено увечье одного или нескольких пальцев, и только 10 оказались полными. Оставшиеся руки не были хорошо сохранены, чтобы определить, являются ли они неповрежденными или искалеченными.

Роль древних ученых в развитии анатомии

Резная фигурка. Среди ранних скульптур человеческой формы - это палеолитическая статуэтка известняка, известная как Венера Виллендорфа. Голова почти безликая, но маятниковая грудь и выпуклое живот символизируют богиню плодородия. Подобные резьбы были обнаружены в других частях мира.

Андреас Везалий (1514–1564)

Рамон и Кахаль (1852–1934)

Отечественные ученые внесли значительный вклад в развитие естественных наук. Выдающийся врач-анатом Н.И. Пирогов стал родоначальником многих областей анатомии и хирургии. Физиологи И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, В. М. Бехтерев создали и развили теорию о высшей нервной деятельности. Согласно этой теории нервная система регулирует функции всего организма и обеспечивает его приспособление к условиям среды.

Мы можем только рассуждать о том, когда человек впервые заглянул внутрь человеческого тела - может быть, это было от какой-то ужасной охоты или от таких травм, нанесенных в битве, которые разорвали поверхность тела? К периоду нового каменного века трепанация черепа широко практикуется в Западной Европе, а также в Южной Америке и Азии.

Древние считали, что злые духи могут жить в голове, и, скорее всего, трепанирование проводилось в случаях эпилепсии, психических заболеваний или сильных головных болей. Отверстие, которое было просверлено в черепе, позволило злым духам сбежать, настолько, что у лидеров клана было несколько отверстий, просверленных в их черепе, чтобы злобные пары могли беспрепятственно убегать. Было подсчитано, что по меньшей мере 50% выжили. Эти ранние нейрохирурги видели бы менинги, верхний продольный синус и гири на поверхности мозга.

Павлов Иван Петрович (1849–1936)

Выдающийся ученый, внесший огромный вклад в развитие мировой науки , академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии. Исследования И.П. Павлова по физиологии пищеварения, кровообращения, высшей нервной деятельности животных и человека принесли ему мировую известность.

В древней Месопотамии храмовые священники предсказывали будущее и интерпретировали естественные события из наблюдений внутренних органов жертвенных животных. Жрецы сделали глиняные модели печени и легких овец и разных частей тщательно вычеркнуты соответствующими клинописными сценариями. Они часто использовались для обучения их дисциплинам.

Перечислены заклинания, лекарства и рецепты для лечения заболеваний. Некоторые знания о внутренних органах были, вероятно, впервые получены из ритуальной практики бальзамирования и мумификации, которая, согласно древним египетским верованиям, обеспечивала вечную жизнь и сохраняла тело для следующего мира. Мозг, легкие, печень и кишечник удаляли и помещали в четыре банки с каноэ. Сердце оставалось безмятежным в теле, потому что считалось, что это место души.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927)

Российский невролог, психиатр и психолог. Известен фундаментальными трудами по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Один из основателей рефлексологии. Создатель и руководитель психоневрологического института (1908).

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875–1942)

Русский физиолог, с 1924 г. – профессор Ленинградского университета, академик АН СССР. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге, физиологические основы поведения человека. Организовал Лабораторию физиологии труда. Умер в осажденном Ленинграде во время блокады.

Самые древние анатомические записи, о которых мы знаем, - это фрагменты, найденные в медицинской части египетских папирусов. Упоминаются заболевания глаз, геморрой, ректальный пролапс, кишечные паразиты, боли в животе, переломы и различные урологические условия. Многочисленные анатомические термины перечислены со ссылками на различные части тела.

В древней Индии исцеление переплеталось с преданностью богам. Жители долины Инда. Разработал рациональный подход к практике исцеления. Это было основано на тщательном наблюдении, питании и использовании трав, помимо хирургии. Долину Инда с упорядоченными планируемыми поселениями, банями, развитой социальной организацией и хорошей санитарией.

Анохин Петр Кузьмич (1898–1974)

Физиолог, академик АН СССР, ученик И.П. Павлова. Создатель теории функциональных систем. Разработал оригинальную модель работы мозга, развивал идеи саморегуляции человеческого организма.

Сегодня, в связи с развитием науки и техники, появились новые методы исследования организма человека. Стали изучать различные функции здорового и больного человека не только на уровне целого организма и органов, но и на уровне атомов, молекул, клеток и тканей, образующих органы. Развитие науки и техники способствовало созданию таких методов микроскопии, которые позволили рассматривать организм на уровне клеток, из которых состоят ткани. Ученые подробно описали клетку, ее отдельные части - органеллы и составляющие эти части молекулы. Современные методы исследования позволили изучать не только строение, но и функции организма человека на всех уровнях его организации - от атомов и молекул до целого организма.

Он содержит большие разделы, посвященные хирургии, описание более 100 операций и используемых инструментов, а также обширную медицинскую медицину лекарственного растения. Знание анатомии человека потребовалось бы для многих хирургических процедур, записанных в этой рукописи. К ним относятся удаление катаракты, восстановление разрывов лезвий уха и расщелина губы, удаление камней из мочевого пузыря, ушивание кишечника, тонзиллэктомия и кесарево сечение. Сурута был хирургом, который жил в святом городе Каши.

Пластическая хирургия на носу, вероятно, имела свое начало с этой эпохи. Потому что нос был отрезан как наказание за прелюбодеяние ринопластика! Сушрута расчленял тело, несмотря на религиозные законы, которые запрещали контакт с покойным, кроме как с целью кремации. Он также описал скелет человека, типы костей, связок, суставов, мышц, различных органов и кровеносных сосудов.

В настоящее время благодаря развитию науки и техники, системе здравоохранения и повышению уровня жизни продолжительность жизни человека возросла более чем в 2 раза. В конце XIX века средняя продолжительность жизни составляла всего 32 года. Повсеместное проведение профилактических прививок позволило полностью ликвидировать на Земле такое страшное заболевание как оспа, снизило вероятность массовых эпидемий полиомиелита и других инфекционных болезней.

Греки поставили под сомнение предыдущие идеи о мире и дали новые объяснения - не только в медицине и науке, но и во многих других областях знаний. Из фрагментов, оставшихся от его работы, мы знаем, что он рассекал животных с единственной целью понять их анатомию. Алкмеон обнаружил оптические нервы и фаринготиманные трубки, которые были вновь обнаружены Евстахием в 16 веке. Алкмеон утверждал, что мозг, а не сердце, является органом, ответственным за интеллект. Сон, который он приписывал преходящему подавлению мозгового кровотока, который привел к смерти, когда он стал постоянным.

Разработаны методы срочной диагностики заболеваний человека, проводятся массовые обследования населения, своевременно выявляются и успешно лечатся многие болезни, считавшиеся ранее неизлечимыми.

В сохранении здоровья человека, существует еще много проблем. Так, загрязнение воды, воздуха и почвы, повышение уровня радиации, чрезмерные психологические нагрузки, недостаток движения сказываются на здоровье людей. Все большее распространение получают сердечно сосудистые, онкологические заболевания, СПИД.

Он знал, что глаза связаны с мозгом, и свет, попадающий в глаза, необходим для зрения. Вклад отца западной медицины и других греческих врачей в наши знания о человеческом теле многочисленны и составляют основу западной медицины. Гиппократ создал исцеляющее искусство как науку, далекую от суеверий и магии. Он бросил вызов старым верованиям болезней и выдвинул концепцию о том, что болезнь может иметь естественные причины и лекарства. Гиппократ предположил, что анатомия - основа медицины. Он считал, что можно изучить достаточную анатомию, наблюдая за ранами и человеческими костями, без неприятной задачи рассекать трупы.

Чтобы уберечь себя от различных заболеваний, каждый человек должен быть знаком со строением и функциями своего организма.

Что повлияло на развитие интереса к изучению строения тела человека в древние времена?

Почему люди пришли к мнению о необходимости изучения человека?

Что привело к развитию новых наук: анатомии и физиологии?

Следует иметь в виду, что гиппократовая гуморальная теория, в которой утверждалось, что различные заболевания являются результатом дискразии четырех стихийных органов, по самой своей природе не стимулировали никакого интереса к анатомии. Хотя Гиппократ был знаком с человеческим скелетом и суставами, его знание внутренних органов и кровеносных сосудов во многом основывалось на спекуляциях.

Аристотель, величайший естествоиспытатель этой эпохи, был рассмотрен Чарльзом Дарвином как величайший естествоиспытатель мира. Аристотель изучал животных, которые он также расчленял, но его знание человеческого тела было основано на умозрительных идеях. Он отметил, что внутренние части не так хорошо известны, а тела человеческих тел наименее известны, так что для их объяснения мы должны сравнить их с теми же частями тех животных, которые наиболее близки друг к другу. Аристотель заложил основу сравнительной анатомии и основанная эмбриология на научном курсе своими наблюдениями за куриным эмбрионом.

Дайте определения наук анатомии, физиологии.

Назовите ученых, внесших вклад в развитие этих наук. Что позволило улучшить здоровье населения? Почему человеку важно знать основы анатомии, физиологии?

Crash Course A&P: Введение в анатомию и физиологию №1

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.
Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.
Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) — один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.
Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427—347 до н. э.) и Аристотель (384—322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, ᴦлавным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.
Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 — ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.
Самым выдающиᴍϲя ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал риᴍϲкий анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, ᴦлавным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.
Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассᴍатривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.
Авторитет Галена был очень большой. По его книгам учились медицине почти на протяжении 13 веков.
Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980—1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заиᴍϲтвованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.
Начиная с XVI—XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.
Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514—1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI—XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523—1562) — фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510—1574) — евстахиева труба; М. Мальпиги (1628— 1694) — мальпигиевы тельца в селезенке и почках.
Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511—1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516—1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578—1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.
Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.
Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591—1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.
На протяжении XVII—XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже — сравнительная и топографическая анатомия, антропология.
Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809—1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потоᴍϲтва.
Клеточная теория Т. Шванна (1810—1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.
К наиболее значительным достижениям XVII—XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748—1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.
В XVIII—XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711—1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724—1796) — автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка.
Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735—1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.
В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748—1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.
Значительное ᴍеϲто в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766—1850), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».
Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810—1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».
Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лес-гафт (1837—1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания. .
П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.
Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.
В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872—1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев(1876-1937),Д.А.Жданов(1908-1971)идругие.
Формированию физиологии как самостоятельной науки в XX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.
И. М. Сеченов (1829—1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления — сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, уϲтановить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известноϲть И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека.
На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849—1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе ᴦлавных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.
Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси. Открытие в 1775 г. в Гродно медицинской академии, которую возᴦлавил профессор анатомии Ж. Э. Жилибер (1741—1814), способствовало преподаванию анатомии и других медицинских дисциплин в Беларуси. При академии были созданы анатомический театр и музей, библиотека, в которой находилось много книг по медицине.
Значительный вклад в развитие физиологии внес уроженец Гродно Август Бекю (1769—1824) — первый профессор самостоятельной кафедры физиологии Виленского университета.
М. Гомолицкий (1791—1861), который родился в Слониᴍϲком уезде, с 1819 по 1827 г. возᴦлавлял кафедру физиологии Виленского университета. Он широко проводил эксперименты на животных, занимался проблемами переливания крови. Его докторская диссертация была посвящена экспериментальному изучению физиологии.
С. Б. Юндзилл, уроженец Лидского уезда, профессор кафедры естественных наук Виленского университета, продолжал начатые Ж. Э. Жилибером исследования, издал учебник по физиологии. С. Б. Юндзилл считал, что жизнь организмов находится в постоянном движении и связи с внешней средой, «без которых невозможно существование самих организмов». Тем самым он приблизился к положению об эволюционном развитиии живой природы.
Я. О. Цибульский (1854—1919) впервые выделил в 1893— 1896 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой железы внутренней секреции в чистом виде.
Развитие анатомической науки в Беларуси тесно связано с открытием в 1921 г. медицинского факультета в Белорусском государственном университете. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С. И. Лебед-кин, который возᴦлавлял кафедру анатомии Минского медицинского института с 1922 по 1934 г. ᴦлавным направлением его исследований были изучение теоретических основ анатомии, определение взаимоотношений между формой и функцией, а также выяснение филогенетического развития органов человека. Свои исследования он обобщил в монографии «Биогенетический закон и теория рекапитуляции», изданной в Минске в 1936 г. Вопросам развития периферической нервной системы и реиннервации внутренних органов посвящены исследования известного ученого Д. М. Голуба, академика АН БССР, который возᴦлавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 г. За цикл фундаментальных работ по развитию вегетативной нервной системы и реиннервации внутренних органов Д. М. Голубу в 1973 г. присуждена Государственная премия СССР.
Последние два десятилетия плодотворно разрабатывает идеи С. И. Лебедкина и Д. М. Голуба профессор П. И. Лобко. Основной научной проблемой коллектива, который он возᴦлавляет, является изучение теоретических аспектов и закономерностей развития вегетативных узлов, стволов и сплетений в эмбриогенезе человека и животных. Уϲтановлен ряд общих закономерностей формирования узлового компонента вегетативных нервных сплетений, экстра- и интраорганных нервных узлов и др. За учебное пособие «Вегетативная нервная система» (атлас) (1988) П. И. Лоб-ко, С. Д. Денисову и П. Г. Пивченко в 1994 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
Целенаправленные исследования по физиологии человека связаны с созданием в 1921 г. соответствующей кафедры в Белорусском государственном университете и в 1930 г. в МГМИ. Здесь изучались вопросы кровообращения, нервные механизмы регуляции функций сердечно-сосудистой системы (И. А. Ветохин), вопросы физиологии и патологии сердца (Г. М. Прусс и др.), компенсаторные механизмы в деятельности сердечно-сосудистой системы (А. Ю. Броновицкий, А. А. Кривчик), кибернетические методы регуляции кровообращения в норме и патологии (Г. И. Сидоренко), функции инсулярного аппарата (Г. Г. Гацко).
Систематические физиологические исследования развернулись в 1953 г. в Институте физиологии АН БССР, где было взято оригинальное направление на изучение вегетативной нервной системы.
Значительный вклад в развитие физиологии на Беларуси внес академик И. А. Булыгин. Свои исследования он посвятил изучению спинного и головного мозга, вегетативной нервной системы. За монографии «Исследования закономерностей и механизмов интерорецептивных рефлексов» (1959), «Афферентные пути интерорецептивных рефлексов» (1966), «Цепные и канальцевые нейрогуморальные механизмы висцеральных рефлекторных реакций» (1970) И. А. Булыгину в 1972 г. присуждена Государственная премия БССР, а за цикл работ, опубликованных в 1964—1976 гг. «Новые принципы организации вегетативных ганглиев», в 1978 г. Государственная премия СССР.
Научные исследования академика Н. И. Аринчина связаны с физиологией и патологией кровообращения, сравнительной и эволюционной геронтологией. Он разработал новые методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.
Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

Поделиться: