Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям

Памятка педагогам и родителям

о детях с синдромом дефицита внимания

и гиперактивностью

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Встречаются примерно у 15% младших школьников.

Ребенок с СДВГ – какой он?

Невнимательный

С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр. Часто допускает ошибки из-за небрежности. Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь. Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца. Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания. Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения. Часто теряет свои вещи. Легко отвлекается на посторонние стимулы. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

Гиперактивный

Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т. п. Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т. д. Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге. Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор». Часто бывает болтливым

Импульсивный

Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца. Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях. Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места. Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ . А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!

Что такое СДВГ и от куда он берется?

Диагноз СДВГ ставит врач. По сути, данный синдром представляет собой проявление ММД – минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы. О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной причиной появления ММД является родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется. На созревании мозга ребенка могут сказаться и многие другие факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка, травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах) и другие.

Основными признаками СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность (которые подробно описаны в предыдущем разделе). Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему с большим трудом.

Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работатьминут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию.

Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться для того, чтобы лучше воспринимать информацию.

Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить уже в дошкольном возрасте , однако в этот период они обычно не сказываются отрицательно на развитии ребенка , так как те же проблемы есть у большинства дошкольников. Однако у детей с СДВГ симптомы сохраняются тогда, когда он идет в школу, часто мешая учебной успешности.

СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего, будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные), а к 4-6 классу проявления синдрома практически исчезнут (во взрослом возрасте диагноз СДВГ уже не ставится).

Как отличить СДВГ от схожих признаков поведения?

Очень важно отличать ребенка просто невнимательного и беспокойного от ребенка, имеющего те же симптомы вследствие СДВГ. Так как подход к ребенку в зависимости от этого может отличаться вплоть до противоположного. Важно знать, стоит ли за особенностями ребенка физиологическая причина (над которой его воля не властна), либо же он способен волевыми усилиями регулировать свое поведение.

Определить достоверно наличие СДВГ можно только специальными психофизиологическими методиками и специальной диагностикой невропатолога.

Помните, что, вовремя выявив такую особенность ребенка как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, Вы сможете помочь ему достичь желанного успеха в учебе!

Как скорректировать поведение ребенка с СДВГ?

Так как поведенческие проявления имеют основу в физиологических проблемах, то, прежде всего, лечение назначает врач – специалист после диагностики, скорее всего, выпишет ребенку средства, нормализующие работу мозга, повышающие общий тонус организма.

Но в то же время разработаны специальные нейропсихологические упражнения для повышения работоспособности, снятия напряжения, способствующие лучшему межполушарному взаимодействию и т. п. Программу нейропсихологической коррекции может составить психолог или психофизиолог, заниматься же по ней с ребенком могут и родители.

И, наконец, важная роль отводится созданию особого подхода к проблемам ребенка со стороны педагогов и родителей. Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, состоит в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить их дефект. Многое зависит от того, насколько окружающие взрослые осознают особенности ребенка и соблюдают рекомендации по оптимизации развития ребенка с СДВГ.

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка с СДВГ – не поведенческая проблема, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может.

Проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании; избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку; повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Уделяйте ребенку достаточно внимания; не допускайте ссор в присутствии ребенка. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности. Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь; снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть. Придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля. Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка. Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям. Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­ких звеньев. Вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель). Поощряйте ребенка за все виды деятельности , требующие кон­центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение). Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика и плавание. Поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.

Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синд­рома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите вни­мание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.

Старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивиду­ально, оптимальное место в классе для гиперактивного ре­бенка - первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.

Не забывайте включать в урок физкультмину­тки.

Направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

Спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т. п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.

Избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

Давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка; большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них; не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.

Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний; научите ребенка компенсировать нарушенные функ­ции за счет сохранных.

Когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.

Если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

О других видах минимальных мозговых дисфункций

Синдром дефицита внимания является лишь одним из видов минимальных мозговых дисфункций, он – самый распространенный среди них. Кроме него выделяют и другие типы ММД , о которых тоже важно иметь представление.

Астеничный тип ММД.

Для таких детей характерна очень высокая умственная утомляемость (именно умственная). Таких детей легко заметить на уроках - они работают медленно и быстро утомляются, часто к середине урока уже лежат на парте. У них также очень слабо развито внимание, особенно распределение внимания, то есть они практически не способны делать два дела одновременно – например, писать и слушать учителя, их сразу «отключают» от работы малейшие отвлекающие факторы. Таким детям очень сложно оперировать информацией в уме при отсутствии наглядных стимулов. Они медлительны и часто не успевают за объяснением учителя. Выглядят они задумчивыми, «ушедшими в себя», странными. Таких детей очень важно не перегружать лишней умственной работой – исключить в начальной школе дополнительные занятия в кружках, музыкальной и художественной школах и т. п. Помнить, что торопить ребенка с астеничным типом ММД бесполезно, это не упрямство.

2) Ригидный тип ММД

Такие дети очень долго «входят» в работу, сложно переключаются с одной деятельности на другую. Они характеризуются постоянными подъемами и спадами работоспособности. Бесполезно торопить ребенка, когда он долго «копается» в начале урока или выполнения домашнего задания, важно позволять ему долго готовится, раскладывать вещи, так как ребенок таким способом настраивается на работу. Если начать подгонять ребенка, его деятельность совсем нарушится. Такие дети с большей, чем другие дети, задержкой отвечают на вопросы. Если их торопить, они могут замолчать совсем, даже если знают ответ. Часто у таких детей предыдущая деятельность «накладывается» на последующую, приводя к путанице, то есть у них могут всплывать слова из предыдущего упражнения, цифры – из предыдущего примера и т. д. Перерывы между деятельностями и более медленный темп работы значительно снижают количество ошибок. Они обычно плохо выполняют короткие контрольные работы (даже простые – так как не успевают понять, что нужно делать), а длинные (даже сложные) делают хорошо.

3) Активный тип ММД.

Такие дети очень активно включаются в деятельность, но, так как быстро утомляются, работают недолго. Их часто упрекают в «недоделанных до конца» делах, «нежелании потрудится» и т. д. Таким образом, в начале урока они обычно гораздо более работоспособны и делают меньше ошибок, чем в конце. Периодический отдых позволяет таким детям сохранять работоспособность гораздо дольше. Очень важно отделять детей с этим типом ММД от просто ленивых детей (это поможет сделать специальная диагностика), так как если просто ленивого ребенка нужно побуждать к работе, то с детьми с активным типом ММД картина прямо противоположная – им нужно давать возможность периодически отдыхать.

Все данные типы ММД также следует отличать от схожих признаков проявления поведения без ММД, поскольку это напрямую влияет на подход к обучению и воспитанию ребенка.

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название - "дефицит внимания у детей". Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности - СДВГ.

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз "дефицит внимания у детей". Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры - магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения - йога, медитация.

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: "Метилфенидат", "Имипрамин", "Ноотропин", "Фокалин", "Церебролизин", "Декседрин", "Страттера".

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи - быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

Когда вы нашли лекарство, которое действительно помогает, убедитесь, что ребенок принимает его регулярно, каждый день. Детям не нужно делать перерывы в приеме лекарств, и они могут с уверенностью употреблять их каждый день. Некоторые родители дают лекарство только перед школой, а по вечерам, на выходных и каникулах ребенок его не принимает. На самом деле это сильно ему вредит: он нуждается в лекарствах во время того, как ему нужно выполнять домашнее задание, заниматься дополнительной деятельностью, делать работу по дому, общаться с братьями, сестрами и сверстниками и даже наслаждаться отдыхом.

Установите четкое расписание. Составьте распорядок дня и недели ребенка и повесьте его на стену. Все должно быть расписано: от момента, когда ребенок встает, и до того, как он ложится спать. Дети с СДВГ ведут себя намного лучше, когда знают, что и за чем они будут делать.

Установите систему вознаграждений за хорошее поведение. Для детей с СДВГ хорошее поведение – это тяжелый труд. Некоторые полагают, что за хорошее поведение не стоит вознаграждать, и его нужно воспринимать как должное, но для детей, страдающих СДВГ, это одна из труднейших задач. Если за хорошее поведение ребенок не получит никакого вознаграждения, он решит, что так вести себя не стоит. Не забывайте, что ребенок с СДВГ не просто хочет внимания, а нуждается в нем. Как правило, получить внимание за плохое поведение очень просто и быстро, а вот по хорошему поводу внимание труднее заслужить, и гарантий, что ты его получишь, намного меньше. Вам нужно сделать так, чтобы награду за хорошее поведение можно было гораздо легче получить, чем наказание за непослушание.

Убедитесь, что ваша система вознаграждений подходит ребенку с СДВГ. Он не сможет хорошо себя вести всю неделю в надежде получить вознаграждение в пятницу. Награды ему нужно давать сразу же и как можно чаще. Установите систему баллов и регулярно (часто и каждый день) вознаграждайте ими ребенка за хорошее поведение, например, когда он начинает делать домашнее задание или обязанности по дому, во время выполнения задания, когда он закончил его делать, хорошо поигрался с братом или сестрой, спокойно приготовился лечь спать и, по сути, за любое другое поведение, которое вы хотите выработать и улучшить.

  • Установите не только систему баллов, но и поощрений, которые ребенок получит взамен на баллы. Небольшое количество баллов он сможет обменять на маленькое вознаграждение, например, на особое время для игры с отцом, дополнительные 10 минут просмотра телевизора, особое угощение после ужина. Ребенок может также сэкономить баллы, чтобы потом обменять их на более крупное вознаграждение, например, на ночевку у друга, прогулку на целый день и др. Пусть у вас будет большое разнообразие вознаграждений, чтобы ребенку было интересно. С возрастом должны меняться и награды.
  • Если награды не действуют, вы должны знать, что делать. Если система вознаграждений не дает своих плодов, значит, ребенок уже имеет слишком много привилегий, и вознаграждения для него не являются стимулом. Вам нужно обеспечить ребенка всем необходимым, например, едой, одеждой и т. д., но не нужно давать ему много привилегий (например, разрешать смотреть телевизор), если он их не заработал.

    Когда ваш ребенок заработал баллы или вознаграждения, никогда не отнимайте их у него за плохое поведение. Отделите награды от дисциплины. Если ребенок с СДВГ тяжело работал, чтобы получить баллы, и затем потерял их, он может перестать стремиться к вознаграждениям и будет чувствовать, что это бесполезно.

    Когда вам нужно поговорить с ребенком, убедитесь, что его внимание целиком обращено на вас. Назовите ребенка по имени и подождите, пока он не отреагирует и не посмотрит на вас. Не давайте ему указаний, когда он чем-то занят, например, смотрит телевизор. Подождите, пока ребенок не отведет взгляд от экрана, или на минутку выключите его. Говорить с ребенком нужно вблизи, на маленьком расстоянии. Если вы будете ему что-то кричать, когда он играется в бассейне, это не сработает. Сначала отведите его в сторону, затем говорите.

    Разговаривая с ребенком, используйте как можно меньше слов. Дети с СДВГ не могут долго концентрировать свое внимание – для этого им нужно приложить немало усилий. Чем меньше вы скажете, тем больше они услышат. Давайте им указания одним максимум предложением.

    Если ребенок плохо себя ведет, сделайте три вещи, о которых будет говориться ниже. Очень важно всегда использовать одну и ту же систему. Если вы каждый раз будете делать разные вещи, ребенок постоянно будет вас испытывать, чтобы увидеть, как вы будете себя вести. Всегда используйте одну и ту же последовательность действий, чтобы они стали предсказуемыми и ребенок всегда знал, что произойдет, если он не будет слушаться. Таким образом, ваш ребенок не будет вас постоянно испытывать.

    • Первый шаг – замечание. Используйте этот шаг, когда ребенок начинает плохо себя вести. Вам нужно просто сделать ему замечание. Как правило, ребенок с СДВГ либо не представляет, что он делает, либо думает, что никому до этого нет дела или никто этого не замечает. Если вам не нравится поведение ребенка, скажите ему об этом. Сначала вам нужно привлечь его внимание, затем прикажите ему что-то сделать, а не прекратить так себя вести. Например: «Саша, убери руки». На этом этапе не нужно угрожать ребенку: скажите, какого поведения вы ожидаете от него.
    • Второй шаг – предупреждение. Если ребенок тотчас не перестает себя плохо вести, переходите ко второму шагу и предупредите его, что случится, если он и дальше не будет слушаться. Всегда давайте только одно предупреждение.
    • Третий шаг – последствия. Самое эффективное последствие плохого поведения для ребенка с СДВГ – это на время запретить ему играть. Это наказание действует немедленно и быстро, что, по сути, необходимо для ребенка с СДВГ. Ему сразу же станет скучно, и он не захочет тихо сидеть на одном месте, так что для детей с таким диагнозом это намного более жестокое наказание, чем для обычных детей. Этот способ можно использовать многократно, причем в любом месте.
  • Установите четкие границы, в пределах которых ребенок будет отбывать наказание. Выберите в доме место и придумайте для него название. Убедитесь, что это скучный уголок, в котором ребенок не сможет веселиться, играться и получать чье-то внимание. Конкретно говорите ребенку, куда ему нужно идти, чтобы отбывать наказание. Если ребенок с СДВГ не поймет, что ему нужно делать, он, как правило, будет демонстративно выражать свое непослушание.

    Не ждите, что система сразу же сработает. Ее понадобится закреплять снова и снова, пока ребенок окончательно не поймет, что к чему. Представьте, что он находится на огороженной площадке. Обычный ребенок посмотрит вокруг себя, попробует выломать ворота и поймет, что он не сможет выбраться. Тогда ребенок успокоится. Дети с СДВГ будут биться в ворота, пытаться перелезть через забор, выкопать проход под оградой, искать какую-то лазейку, пробовать перепрыгнуть через забор и будут повторять все снова и снова, перед тем как поймут, что за границы им не выбраться. Они будут испытывать ваше терпение и вам придется быть строгим.

    Научитесь разговаривать с ребенком. У детей с СДВГ буквально «нет тормозов». Если вы хотите, чтобы они изменили свое поведение, скажите, что им нужно сделать, а не что им следует прекратить. Например, вместо того, чтобы сказать «не беги», скажите «иди медленнее». Им очень трудно перестать что-либо делать и заменить свое поведение чем-то другим. Вместо этого укажите им, на каком занятии нужно сосредоточиться.

    Никогда не игнорируйте плохое поведение. Ребенок не исправится сам, если не обращать внимания на его плохое поведение. Оно будет становиться все хуже и хуже, пока ребенок не станет полностью неконтролируемым. Устраните проблему в самом начале.

    Избегайте вредной и жирной пищи. Если ребенок с СДВГ употребляет такие продукты, большинство способов повлиять на его поведения будут безуспешными. Очень часто такая еда содержит химические вещества, которые негативно влияют на работу той части мозга, которая у детей с СДВГ является проблемной. Из-за этого вредная пища может привести к появлению у здорового ребенка СДВГ, а также ухудшить состояние детей с этим диагнозом. Не давайте ребенку продукты с усилителями вкуса, красителями, консервантами, химическими добавками, а также избегайте жирной и вредной пищи. Часто последствия употребления таких продуктов проявляются до трех дней. Сейчас дети едят их в таком количестве, что у многих эти последствия проявляются постоянно.

    Практические рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ребёнка

    В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

    1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

    проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

    помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

    контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

    не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

    стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

    реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

    повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

    не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

    выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

    для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

    2. Изменение психологического микроклимата в семье:

    уделяйте ребенку достаточно внимания;

    проводите досуг всей семьей;

    не допускайте ссор в присутствии ребенка.

    3. Организация режима дня и места для занятий:

    установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

    чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

    снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

    оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

    избегайте по возможности больших скоплений людей;

    помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

    организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

    4. Специальная поведенческая программа:

    придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

    не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

    чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

    составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

    воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

    не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

    постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

    не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

    не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

    помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

    не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

    объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

    Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

    Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

    лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

    запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

    прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

    чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

    холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

    внеочередное дежурство по кухне и т.д.

    Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

    если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

    если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

    если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

    Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

    Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

    Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

    Это нормально для детей, иногда забывать сделать домашнюю работу, мечтать во время занятий, действовать, не задумываясь, или нервничать за обеденным столом.

    Но невнимательность, импульсивность и гиперактивность являются признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ADHD, ADD). СДВГ приводит к проблемам дома, школе, влияет на способность учиться, ладить с другими.

    Первым шагом к решению проблемы является предоставление помощи, в которой человек нуждается.

    Мы все знаем детей, которые не могут сидеть сложа руки, которые никогда, кажется, не слушают, которые не следуют инструкциям, независимо от того, насколько четко вы их представляете, или высказывают несоответствующие комментарии в ненадлежащее время.

    Иногда этих детей называют нарушителями спокойствия, критикуют за то, что они ленивые, недисциплинированные. Однако это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD), ранее известный как , ADD.

    Это нормальное поведение или ADHD?

    Признаки и симптомы СДВГ обычно появляются до семи лет. Тем не менее, может быть трудно отличить синдром дефицита внимания от нормального «поведения ребенка».

    Если заметили только несколько признаков, или симптомы появляются только в некоторых ситуациях, это, вероятно, не ADHD. С другой стороны, если ребенок показывает ряд признаков и симптомов ADHD, которые присутствуют во всех ситуациях – дома, школе, игре – пришло время присмотреться к проблеме.

    Как только поймете, что проблемы, с которыми сталкивается ребенок, например, забывчивость, трудности в школе, работайте вместе, чтобы найти творческие решения, извлечь выгоду из сильных сторон.

    Мифы и факты о расстройстве дефицита внимания

    Миф: все дети с СДВГ гиперактивны.

    Факт: Некоторые гиперактивны, но многие другие с проблемами внимания не являются таковыми. Не слишком активные, кажутся мечтательными, немотивированными.

    Миф: Никогда не могут сконцентрировать внимание.

    Факт: Они часто сосредотачиваются на своих действиях. Но как бы ни старались, не могут сосредоточиться, если задача скучна или повторяется.

    Миф: Могут вести себя лучше, если захотят.

    Факт: Они делают все возможное, чтобы быть хорошими, но все равно не могут сидеть на месте, сохранять спокойствие, концентрировать внимание. Могут казаться непослушными, но это не значит, что действуют специально.

    Миф: дети в конечном итоге перерастут СДВГ.

    Факт : ADHD часто продолжается во взрослую жизнь, поэтому не ждите, пока ребенок перерастет проблему.

    Лечение поможет научиться минимизировать симптомы.

    Миф: лекарство – лучший вариант лечения.

    Факт: медикаментозное лечение часто назначается для нарушения дефицита внимания, но это может быть не лучший вариант.

    Включает образование, поведенческую терапию, поддержку дома, в школе, физические упражнения, правильное питание.

    Основные характеристики СДВГ

    Когда многие люди думают о расстройстве дефицита внимания, они воображают неконтролируемого ребенка в постоянном движении, разрушающего все вокруг. Но это не единственная возможная картина.

    Некоторые дети сидят спокойно – их вниманием рассеяно на несколько десятков километров. Некоторые слишком много внимания уделяют задаче, не могут переключится на что-то другое. Другие лишь слегка невнимательны, но чрезмерно импульсивны.

    Три основные

    Три основные характеристики СДВГ – невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Знаки и симптомы у ребенка с синдромом дефицита внимания зависят от того, какие характеристики преобладают.

    У кого из этих мальчиков может быть СДВГ?

    • А. Гиперактивный мальчик, который говорит безостановочно, не может сидеть спокойно.
    • В. Спокойный мечтатель, сидящий за столом, смотрящий в космос.
    • С. Оба
      Правильный ответ: «C»

    Дети с СДВГ бывают:

    • Невнимательными, но не гиперактивными или импульсивными.
    • Гиперактивными и импульсивными, но способными обратить внимание.
    • Невнимательными, гиперактивными, импульсивными (наиболее распространенная форма СДВГ).
    • Детей, у которых есть только симптомы дефицита внимания, часто упускают из виду, поскольку они не разрушительны. Однако симптомы невнимательности имеют последствия: отставание в школе; конфликты с другими, игры без правил.

    Узнать больше Причины, диагностика и лечение гипоталамического синдрома

    Возрастные трудности

    Поскольку мы ожидаем, что очень маленькие дети легко отвлекаются, гиперактивны, это импульсивное поведение – опасный признак, оскорбления других, часто встречается у дошкольников с СДВГ.

    Однако в возрасте четырех, пяти лет большинство детей научились обращать внимание на других, спокойно сидеть, когда их инструктировали, не говорить все, что появляется в их головах.

    Таким образом, к тому времени, когда достигают школьного возраста, те, у кого СДВГ выделяются во всех трех формах поведения: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

    Невнимательность признаки

    Дело не в том, что дети с СДВГ не могут обратить внимание: когда они делают то, что им нравится, слышат о тех темах, в которых заинтересованы, им не составляет труда сосредоточиться и остаться на задаче. Но когда задача повторяется или скучна, быстро отвлекаются.

    Держать задачу – еще одна распространенная проблема. Дети с СДВГ часто переходят от задачи к задаче, не выполняя ни одной из них, или пропускают необходимые шаги в процедурах. Организация школьных занятий и времени для них труднее, чем для остальных.

    Также есть проблемы с концентрацией внимания, если вокруг них происходит какая-либо деятельность; обычно нуждаются в спокойной обстановке, чтобы оставаться сосредоточенными.

    Симптомы невнимания у детей:

    • Проблемы с сосредоточением; легко отвлекается, им становится скучно с задачей до ее завершения;
    • Не слушают других;
    • Трудности запоминания, следования инструкциям; не обращают внимания на детали, совершает неосторожные ошибки;
    • Проблемы с организацией, планированием, завершением проектов;
    • Часто не выполняют домашние задания, не дочитывают книги, теряют игрушки или другие предметы.

    Гиперчувствительные признаки гиперактивности

    Наиболее очевидным признаком СДВГ является гиперактивность. Хотя многие малыши, что естественно, довольно активны, дети с гиперактивными симптомами расстройства дефицита внимания всегда движутся.

    Они пытаются сделать несколько вещей одновременно, переходя от одной деятельности к другой. Даже когда вынуждены сидеть неподвижно, что очень трудно, их нога постукивает, дрожит, или пальцы барабанят по столу.

    Симптомы гиперактивности:

    • Постоянно в движении;
    • С трудом сидит, играет не спокойно;
    • Постоянно перемещается, бегает, всюду лезет;
    • Чрезмерно разговорчив;
    • Быстро обижается, иногда агрессивен.

    Импульсивные симптомы

    Импульсивность детей с СДВГ вызывает проблемы с самоконтролем. Потому что они цензурируют себя меньше, чем другие, будут прерывать разговоры, вторгаться в пространство других людей, задавать нерелевантные вопросы на уроке, делать бестактные наблюдения, задавать слишком личные вопросы.

    Инструкциям, таким как «Будь терпеливым», «Подожди немного», в два раза тяжелее следовать, чем другим молодым людям.

    Дети с импульсивными признаками и симптомами СДВГ склонны быть капризными, чрезмерно реагировать эмоционально. В результате другие считают ребенка неуважительным, странным, проблемным.

    Симптомы импульсивности:

    • Ответы без размышлений;
    • Вместо того, чтобы тратить время на решение отвечает в классе, не дожидаясь, чтобы его вызвали или не дослушав вопрос целиком;
    • Перебивает разговор или вмешивается в игру других;
    • Часто всех прерывает; говорит неправильно, в неподходящее время;
    • Неспособен держать сильные эмоции под контролем, что приводит к вспышкам гнева.

    Действительно ли это ADHD?

    Просто потому, что у ребенка есть симптомы невнимания, импульсивности или гиперактивности, вовсе не означает, что у него СДВГ. Некоторые медицинские диагнозы, психологические расстройства, стрессовые жизненные события могут вызывать симптомы, похожие на СДВГ.

    Перед тем, как поставить точный диагноз СДВГ , важно, чтобы вы видели, как специалист по психическому здоровью изучает и исключает:

    • Проблемы обучения, чтения, письма, развития двигательных навыков, речи.
    • Основные жизненные события, травматические переживания (например, недавний ход, смерть близкого человека, издевательства, развод).
    • Психологические синдромы, включая тревогу, биполярное расстройство.
    • Поведенческие расстройства, такие как сложности поведения, окр.
    • Медицинские показания, включая проблемы с щитовидной железой, неврологические состояния, эпилепсию, нарушения сна.

    Положительные эффекты

    В дополнение к проблемам, есть у синдрома дефицита внимания положительные стороны:

    Творчество – дети с СДВГ могут быть необычайно творческими. Человек, который мечтает, имеет сразу десять разных мыслей, может стать мастером-решателем проблем, фонтаном идей, изобретателем, художником. Они легко отвлекаются, но иногда замечают то, что другие не видят.

    Гибкость. Поскольку дети с СДВГ рассматривают множество вариантов сразу, то не останавливаются на одной альтернативе, более открыты для разных идей.

    Энтузиазм и спонтанность – Им редко бывает скучно! Интересуются множеством разных вещей. Короче говоря, если они не раздражают вас (даже если раздражают), им очень весело.

    Узнать больше Амнестические синдромы: виды, диагностика, методы лечения

    Энергия и драйв. Когда они мотивированы, то работают, играют самозабвенно, стремятся к успеху. Очень трудно отвлечь от задачи, которая их интересует, особенно если деятельность является интерактивной или практической.

    Имейте в виду, что ADHD не имеет никакого отношения к интеллекту или таланту. Многие дети с СДВГ интеллектуально или артистически одарены

    .

    Помощь ребенку с СДВГ

    Являются ли симптомы невнимания, гиперактивности, импульсивности следствием СДВГ, но приносят много проблем, если их не лечить. Дети, которые не могут сосредоточиться, контролировать себя, дерутся в школе, часто попадают в неприятности, испытывать трудности общения.

    Эти разочарования, трудности порождают низкую самооценку, конфликты и стресс для всей семьи.

    Лечение существенно влияет на симптомы. При правильной поддержке ребенок может добиться успеха во всех сферах жизни.

    Не ждите, получите помощь сейчас

    Если маленький человечек борется с симптомами, похожими на ADHD, не выжидайте, что само пройдет, обращайтесь за профессиональной помощью. Вы можете лечить симптомы гиперактивности , невнимательности, импульсивности, не имея диагноза синдрома дефицита внимания.

    Начало лечения состоит из включения в терапию, внедрения лучшей диеты, физических упражнений, а также изменение домашней среды для минимизации отвлекающих факторов.

    Если подтвержден диагноз СДВГ, работайте с врачом, терапевтом, школой, чтобы составить индивидуальный план лечения, соответствующий конкретным потребностям.

    Эффективное лечение детского СДВГ включает в себя поведенческую терапию, родительское образование и обучение, социальную поддержку, помощь в школе. Лекарства также используются, однако они никогда не должны быть единственным способом избавления от дефицита внимания.

    Если ваш ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, потребуется много энергии, чтобы заставить его или ее слушать, завершить задание, сидеть на месте. Постоянный контроль становится разочаровывающим и утомительным.

    Иногда может показаться, что он устраивает шоу. Однако, есть шаги, которые возможно предпринять, чтобы восстановить контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать свои способности.

    • Синдром дефицита внимания не вызван плохим воспитанием, существуют эффективные стратегии, которые помогают пройти долгий путь исправления поведенческих проблем.
    • Дети с СДВГ нуждаются в структуре, последовательности, четкой коммуникации, а также вознаграждениях положительного поведения. Им требуется много любви, поддержки, поощрения.

    Есть много вещей, которые родители могут сделать, чтобы уменьшить признаки и симптомы СДВГ, не жертвуя природной энергией, игривостью, способностью удивляться, уникальными для каждого ребенка.

    • Позаботьтесь о себе, чтобы вы могли заботиться о ребенке. Ешьте здоровую пищу, упражняйтесь, высыпайтесь, найдите способы уменьшить стресс, обратитесь за помощью к семье, друзьям, врачу, учителям.
    • Установите режим дня и придерживайтесь его. Помогите ребенку сосредоточиться и организоваться, следуя ежедневным рутинным процедурам, упрощая расписание, сохраняя работоспособность здоровой деятельностью.
    • Устанавливайте ясные цели. Сделайте правила поведения простыми. Объясните, что произойдет, когда они будут соблюдены или нарушены – и каждый раз выполняйте намеченное: вознаграждайте или наказывайте.
    • Поощряйте физическую нагрузку и сон. Физическая активность улучшает концентрацию, способствует развитию мозга. Что важно для детей с СДВГ, это приводит к улучшению сна, что, в свою очередь, может уменьшить симптомы проблемы.
    • Помогите ребенку правильно питаться. Чтобы управлять симптомами СДВГ, наполните рацион питания здоровой пищей, делайте перекусу каждые три часа, сократите нежелательную и сладкую пищу.
    • Научите его дружить.
    • Помогите стать хорошим слушателем, научите читать лица людей, язык тела, более гармонично взаимодействовать с другими.

    Проблемы обучения, как помочь?

  • Поделиться: