Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе? Домашний ребенок идет в школу С каких лет лучше идти в школу.

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Этот вопрос волнует родителей, у которых подрастают детки. Существуют определенные признаки, по которым можно понять, готов ваш малыш к обучению в школе или нет.

Когда отдавать ребенка в школу

Почему родители хотят как можно раньше отдать своего ребенка в школу? Одни считают свое чадо настоящим вундеркиндом, который все знает и сможет без проблем учиться в первом классе. Другие боятся, что их ребенок окончит школу в восемнадцать лет, а значит, не успеет поступить в вуз, ведь придется идти в армию. Для некоторых весомым аргументом является физическое развитие – «Мой сын рослый, он намного выше своих сверстников! Если я его отдам в школу в следующем году, то как же он будет смотреться на их фоне?»

Психологи утверждают, что не стоит торопиться и отправлять свое чадо в школу как можно быстрее. Со скольки лет в школу должен пойти ребенок? Детям, которым к сентябрю исполнится 6 лет или 6 с хвостиком, нужно еще год подождать, походить в сад. Для шестилетки игра считается ведущим видом деятельности.

В 7 лет происходит очередной кризис в развитии ребенка. Он становится более зрелой личностью. В этом возрасте ведущий вид деятельности – учеба. Это не означает, что семилетние дети не играют в игры, просто они становятся для них обучающими. Им интересно познавать что-то новое, они могут дольше концентрировать свое внимание на процессе изучения.

Как определить, что ребенок готов к школе

Признаки готовности к обучению в школе:

1. Интеллектуальный. Ребенок должен уметь концентрировать свое внимание, строить логические связи, уметь запоминать материал. Роль играет и мелкая моторика рук.

2. Эмоциональный. Ребенок должен понимать, что в данный момент он обязан сидеть на уроке, слушать учителя, а не заниматься тем, что ему интересно. Если у него не получается контролировать свои эмоции, то над этим нужно работать.

3. Социальный. Ребенок, который ходит в сад, как правило, умеет себя вести себя в коллективе, общаться со сверстниками, находить себе друзей. Если он не приучен к коллективу, то ему будет намного сложнее адаптироваться к школе. Из-за чего всем родителям рекомендуют отдавать детей в детский сад, хотя бы последний год перед школой.

Во сколько отдавать ребенка в школу? Наша читательница Вера уверена, что лучше позже, чем раньше, и готова это доказать

Источник фото: www.2dl.com.ua

Подготовка к школе начинается задолго до 1 сентября и совсем не с покупки красивого рюкзака, не с выбора школы и даже не с подготовительных курсов,а с такого простого на первый взгляд вопроса - во сколько отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет?

Все индивидуально

Ответ на поверхности, он лёгок и сложен одновременно: всё индивидуально, каждый ребёнок уникален, поэтому общих подходов быть не должно.


Источник фото: www.mg1.liveinternet.ru

Но во главе всех забот о своём ребёнке будут стоять физическое и эмоциональное здоровье.

Физическое здоровье первоклассника

К 6 годам у ребёнка хорошо сформирована двигательная сфера, он владеет тонкими движениями сложного порядка, становится более ловким. С этими качествами увеличивается и его работоспособность, выносливость.


Источник фото: www.doublex.ru

Но, тем не менее, он по-прежнему нуждается в щадящем режиме , так как легко утомляется в условиях однотонной школьной деятельности.

Поэтому здоровье 6-летних первоклассников находятся в большей опасности по сравнению со здоровьем семилетних школьников.


Источник фото: www.4.bp.blogspot.com

Речь о школьных болезнях

Основными «школьными» заболеваниями считаются:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата: осанка и плоскостопие;
  • заболевания дыхательных путей;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • зрение.


Источник фото: www.okozaoko.ru

Берем, например, зрение . Анатомически глаз формируется окончательно только к 7 годам, в 6 лет этот процесс находится на финальной стадии и острота зрения на уровне 0,8-0,9.

Следуя логике, если в этот момент ребёнка подвергать большим зрительным нагрузкам (если к тому же присутствует наследственность), вероятность потери зрения увеличивается.

Психологическая и эмоциональные сферы

Не так давно мне на глаза попалась совершенно замечательная монография под редакцией Д.Б. Эльконина. Он с группой учёных опытным путём показал разницу между 6-летними и 7-летними школьниками .


Источник фото: www.vospitatel.com.ua

  • Отношение к школьной действительности

В 1981 году в Москве был набран экспериментальный класс 6-летних детей. Программа была пройдена с отличными результатами, ведь познавательные способности 6-летних детей несколько выше, чем у 7-летних.


Источник фото: www.pravdaogrippe.ru

Но уровень тревожности по сравнению с классом семилеток был значительно выше.

  • Низкий уровень сформированности звукобуквенного анализа слов

6-летние дети не различают слово и стоящий за ним предмет. Рассуждения о слове - это лишь форма общения со взрослым, маскирующая реальное понимание ребёнка о предмете.


  • Плохо сформированное внутреннее «Я»

Шестилетние дети, скорее играют в школу - красивая форма и портфель. Им тяжело понять, зачем учиться и чем так плоха профессия дворника.

Становится понятно, что стресс, который испытывает ребёнок в первом классе, огромен. Чем старше и крепче ребёнок, чем совершеннее его эмоционально-психологическая сфера, тем легче и безболезненнее проходит обучение в первом классе.

  • Познавательная сфера

Познавательные способности ребёнка в 6 лет выше , чем у семилетних детей - это отмечают все исследователи.


Источник фото: www.детские-раскраски.рф

Но специфическое восприятие 6-летними детьми символов (тяготеет к перечислению, нежели к описанию) играет с ними злую шутку.

Внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, поэтому внимание 6-тилеток отличается небольшим объёмом и слабой концентрацией.


Источник фото: www.profilaktika.tomsk.ru

Зачем тогда отдавать раньше?

Не факт, что если раньше начнешь - итог будет лучше. Масштабные исследования, проведенные Каролиной Шарп и охватившие 55 стран, не выявили взаимосвязи между возрастом поступления в школу и успеваемостью.

Были ли у вас сомнения, во сколько отдавать ребенка в школу? И оправдалось или ваше решение?


В скором времени мне надо решить, отдаю я дочку в школу через год или через два. Буквально в ближайшие два месяца. Лучше в ближайшие две недели. А я наивно думала, что у меня еще есть год на размышления…

Пришла с родительского собрания в детском саду. Моей дочке 5, осенью исполнится 6. В сентябре она идет в подготовительную группу, из которой детей выпускают в школу. Если я не хочу отдавать ребенка через год в первый класс, то должна сообщить об этом до сентября (но чем быстрее, тем лучше) - ее "оставят на второй год" в старшей группе. Провести два года в подготовительной нельзя - это выпуск, конечная станция.

Я считаю, что моя девочка мала идти в школу в неполные 7 лет. Через год она вряд ли станет готовой к первому классу. Но... менять коллектив, к которому она привыкла, где есть ее подружки и где ей нравится, менять ласковых и добрых воспитателей, с которыми она сжилась, и переводить в другую группу? Ради чего такой стресс?

И я поставила перед собой воображаемые весы. Одна чаша - за школу через год, другая - за школу через два года. И начала взвешивать...

В силу обстоятельств семейное образование не рассматриваю. Школа будет обычная, рядом с домом. Я реалистка - частную школу или гимназию, в которую ребенка надо возить, не потяну.

Аргументы против школы через год (в неполные 7 лет)

1. Дочь вряд ли будет готова заниматься не по интересу, а по принуждению. Что здесь может помочь? Высокая познавательная активность, у дочки она есть. Но если на уроке будет скучно, она не сможет высидеть.

2. Неготовность нервной системы ребенка к длительному нахождению за партой, потребность в движении. Если ребенок не способен сидеть почти неподвижно 40 минут - будут замечания (хорошо, если не ругань) учительницы или нервные срывы.

Это нормально и естественно для детей - потянуться, помахать руками, пройтись, попрыгать, размять тело, увеличить доступ кислорода к головному мозгу. Увы, наша педагогическая система не может позволить детям двигаться во время уроков, сколько им нужно.

Я не уверена, что моя активная, подвижная девочка через год сможет высиживать уроки без потери внимания и без чрезмерной усталости, а детское переутомление выльется в слезы, крики, дураченье, плохой сон или болезни.

3. Мне придется тратить много сил на помощь ребенку в адаптации. Если отдать ее в школу через 2 года, она привыкнет проще и быстрее. Дочка подрастет и вместе с ней - лобные доли головного мозга: созреет произвольная мотивация. Она научится лучше контролировать свое поведение, а рука станет тверже (и с прописями меньше проблем).


Аргументы за школу через год, после выпуска из детсада, в 6 лет.

1. Весь год в подготовительной группе проходит под знаком подготовки к первому классу, дети морально настраиваются. И вдруг - школы нет. Как объяснить это ребенку?
Если бы год между садиком и школой она могла провести дома со мной, было бы здорово. Но такой возможности нет - я работаю.

2. Если в том же образовательном комплексе, где детсад, документы готовятся почти автоматически. Заявление я напишу в детсаду; мед. карту и документы садик берет на себя. Не будет проблем с зачислением, даже если в школу подано заявлений вдвое больше, чем мест - это минимум хлопот для меня.

3. Чем быстрее ребенок пойдет в школу, тем быстрее закончится период, когда нужно будет провожать дочку и встречать - и тем быстрее у меня появятся привлекательные варианты профессионального развития и роста.

Знаете, что я решу? Решу я то, что удобнее мне. Именно мне.

Мне удобнее ничего не делать. Не искать школу, не ждать полуночи перед днем, когда откроется электронная запись. Не собирать документы. Мне удобнее по сигналу воспитательниц просто подписывать нужные бумажки, а потом отвести дочку не в садик, а в школу, которая рядом с садом - той же дорогой, к какой мы привыкли.

Понимаю, опытные мамы сейчас будут говорить, что я наивная и забот все равно будет много, - именно потому я хочу минимизировать хотя бы часть из них.

А что же подготовка к первому классу?

Мне повезло, девочка у меня нейротипичная и всему научается сама, когда приходит время. Никакой специальной подготовки к школе ей не требуется. Достаточно того, что мы с ней много читаем, считаем, разговариваем обо всем, играем - арсенал обучающих игр у нас большой.

На что все же важно обратить внимание?

Весной мы были на математической игротеке Жени Кац и на ее открытом уроке. Множество игровых станций, задания разной сложности и совершенно разноплановые, на каждой станции - свои ведущие, много детей.

Я наблюдала за дочкой, и вот что мне бросилось в глаза.

На открытом уроке Жени Кац из 40 минут дочка выдержала от силы 30, притом что урок проходил не за партами. Дети переключались со спокойных математических игр на подвижные и обратно, у них была возможность и сосредоточиться, и побегать, и даже пошуметь.

Девочке было явно интересно, но она все равно устала, начала баловаться и то и дело подходить ко мне.

Я смотрела, как ребенок входит в кабинет с игровой станцией: находит ли взглядом взрослого ведущего, может ли к нему обратиться, может ли самостоятельно взять игровые материалы? С этим у дочки когда как, но за год навык можно наработать.

Может ли ребенок оставаться в кабинете без меня и не теряться, не бояться? Может ли обратиться за помощью?

Оставалась. Но когда ей что-то понадобилось, за помощью к ведущим обратиться постеснялась, вышла из кабинета, дотопала до стойки регистрации и там попросила позвонить маме. Тоже вариант. Но не совсем тот, что нужен для обучения в школе. Но это тоже можно за год "подтянуть", все же ребенок подрастет.

Не забывает ли и не теряет ли ребенок свои вещи?

Тут у моей девочки не очень. А это важно. Портфель с кучей принадлежностей, сменная обувь, физкультурная форма - все это надо уметь собирать самостоятельно. И я почему-то не уверена, что она сможет до этого дорасти через год. Так что… Надо готовиться к тому, что она будет терять сменку и кеды, а также ручки, карандаши и пр.

Сегодня считается, что ребенка отдавать в школу лучше позже, чем раньше. Но вот что я хочу сказать. Основная нагрузка по поступлению в школу и адаптации лежит на родителях. А если называть вещи своими именами, то чаще всего на матери. Поэтому стоит делать так, как удобнее родителям (вам) - исходя из ваших возможностей.

Я выбираю путь наименьших хлопот, и поведу ребенка в школу прямым путем из детсада, в том же образовательном комплексе. Даже несмотря на неготовность девочки к первому классу. Мне так проще.

Как поступите вы, я не знаю.

Но, знаете, ваше решение будет верным в любом случае, потому что для вашей семьи и для вас лично оно оптимальное.

Родители детей, рожденных в зимне-весенний период, часто задаются вопросом: «Когда лучше отдать ребенка в школу?». Если ребенок появился на свет в марте, в начале очередного учебного года его возраст на 6 месяцев «перешагнет» рекомендованную для поступления отметку в 7 лет. Может, стоило отправить такого ребенка в школу в предыдущем сентябре? Справится ли с положенными учащимся нагрузками малыш, которому всего 6,5?

От того, во сколько лет отдать ребенка в школу, будет зависеть его дальнейшая успеваемость, поэтому этот вопрос необходимо тщательно обдумать

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу?

Некоторые родители, стремясь реализовать свои амбиции, отправляют чадо учиться как можно раньше. Другие хотят продлить беззаботное детство отпрыска и откладывают поступление ребенка в школу. На самом деле, универсальных рекомендаций на этот счет нет. Решение должно приниматься родителями в индивидуальном порядке после тщательного анализа всех особенностей ребенка.

На какие факторы следует обратить внимание прежде всего? Разумеется, принятое родителями решение об образовании ребенка, не может идти вразрез с действующим законодательством страны. В каком же возрасте можно отправлять малыша учиться в соответствии с нормами, принятыми в РФ?

По законодательству

Согласно статье 67 закона «Об образовании в Российской Федерации» зачисление ребенка в первый класс должно происходить в строго определенном возрасте: от 6 лет и 6 месяцев до 8 лет ровно. Именно на эти временные рамки придется ориентироваться родителям, решающим, как скоро отправить малыша учиться.

Впрочем, известны случаи, когда по письменному заявлению опекунов ребенка принимали в школу раньше положенного возраста. Такое возможно, например, в частных учебных заведениях, где специально формируются классы из детей помладше. Если же речь идет об обычной общеобразовательной школе, то, чтобы записать туда ребенка до 6,5 лет, родителям придется предварительно показать чадо психологу. Именно на основании заключения специалиста об уровне эмоционального и социального развития крохи и будет принято решение, готов ли малыш к обучению в первом классе.

Существует ли шанс отдать ребенка в школу в 8,5 лет или позже? В норме, если малыш такого возраста еще не посещает учебное заведение, его семьей непременно заинтересуются органы опеки. Происходящее будет расцениваться госструктурами как нарушение права юного гражданина на получение начального образования. Родители ребенка будут привлечены к административной ответственности. Не произойдет этого лишь в том случае, если дошкольник будет официально признан не готовым к обучению по состоянию здоровья.

По состоянию здоровья

При наличии у ребенка хронических заболеваний, вопрос, когда стоит отдавать его учиться, должен решаться при непосредственном участии наблюдающего кроху врача.


Если у ребенка имеются хронические заболевания, вопрос о поступлении в школу должен решатся совместно с лечащим врачом
  • с костно-мышечной системой;
  • с пищеварением;
  • со зрением.

При переходе дошкольника на непривычный для него режим дня с добавлением нагрузок именно перечисленные группы органов страдают сильнее всего. Чтобы не усугублять имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, врачи могут порекомендовать родителям в первую очередь заняться лечением малыша, а его обучение отложить до более позднего возраста.

Есть у медиков ряд советов и для тех, чьи дети не страдают от хронических заболеваний и имеют крепкий иммунитет. Прежде чем отдавать по всем признакам здорового ребенка в школу, его, в любом случае, следует показать некоторым специалистам:

  • педиатру;
  • иммунологу;
  • отоларингологу;
  • офтальмологу;
  • стоматологу;
  • неврологу;
  • психиатру.

Перед поступлением в школу каждый ребенок в обязательном порядке должен пройти медосмотр

Если хотя бы один из перечисленных врачей решит, что у малыша имеются какие-то проблемы, родителям стоит всерьез задуматься о том, чтобы отложить поступление крохи в учебное заведение до тех пор, пока ему не исполнится 7,5-8 лет. Оставшееся время можно будет использовать для оздоровительных процедур. Замечательно, если в последний год перед школой у родителей получится свозить отпрыска в хороший лечебный санаторий.

Готовность ребенка к школе

Упомянутые выше законодательные нормы опираются, прежде всего, на статистические данные о принципах физиологического развития человека, согласно которым возраст от 6 до 8 лет оптимален для начала обучения. Память малыша к этому моменту уже достаточно развита для усвоения большого количества нового материала, а его тело способно легко привыкнуть к постепенно увеличивающимся нагрузкам.

Однако, говоря о готовности ребенка к школе, нельзя учитывать только физиологические факторы. То, насколько комфортно будет ощущать себя малыш в учебном заведении, зависит от множества параметров. Не в последнюю очередь – от уровня интеллектуального, эмоционального и социального развития крохи.

Интеллектуальное развитие

Под термином «интеллектуальное развитие» специалисты обычно понимают не столько багаж знаний, с которым малыш приходит в первый класс, сколько готовность крохи к усвоению нового учебного материала. Если ребенок зазубрил таблицу умножения, но при этом не способен строить простые логические цепочки, отдавать его в школу явно равно. Какими интеллектуальными навыками должен обладать будущий первоклассник? Первостепенны среди них следующие:

  • умение анализировать информацию и выделять главное;
  • способность к логическим выводам и синтезу причинно-следственных связей;
  • свободное ориентирование в понятиях «пространство» и «время»;
  • достаточное развитие речевого аппарата и богатый словарный запас.

Эмоциональный фон и зрелость нервной системы

Во многом именно от степени развития нервной системы зависит, насколько легко человек справляется с нагрузками и усваивает новую для себя информацию. Понять, есть ли у ребенка проблемы в данной сфере, сможет только специалист. Именно поэтому посещение врача-невролога – обязательный шаг перед подготовкой к школе.


Для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе, всем будущим первоклашкам рекомендуется пройти тестирование

Проблемы с нервной системой оказывают влияние и на поведение. Из-за ее незрелости некоторые дети заторможены; другие – проявляют гиперактивность. То и другое может негативно сказаться на учебе. Понять, как лучше поступить конкретно в их ситуации, родители смогут после консультации у детского психолога. Специалист проанализирует, изменится ли поведение ребенка с течением времени, и расскажет, имеет ли смысл откладывать поступление крохи в первый класс.

Навыки общения и степень самостоятельности

Если до школы ребенок посещал детский сад, проблем с социализацией и развитием самостоятельности у него, как правило, не возникает. В противном случае родителям придется уделить внимание таким аспектам, как:

  • обучение крохи простейшим навыкам самообслуживания;
  • развитие у малыша внимательности к чувствам окружающих;
  • формирование толерантного отношения к недостаткам других детей.

Когда надо задуматься об оформлении ребенка в школу?

К сожалению, в современных реалиях недостаточно просто решить, когда отдавать ребенка в школу. О зачислении малыша в учебное заведение придется позаботиться заранее. Практика показывает, что минимальное время, требующееся для оформления всех необходимых документов, составляет 6-9 месяцев.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Закончились праздники. В разгаре запись детей в школу, и многие родители нет-нет, да и задумаются над тем, не отдать ли чадо учиться пораньше. Чаще всего такой вопрос встаёт перед теми, чьим детям первого сентября будет больше шести с половиной, но меньше семи лет, то есть перед родителями дошкольников, родившихся осенью, зимой, либо ранней весной. И ломают бедные мамы и папы головы: отдать ли сейчас, или всё же в семь с половиной, а то и почти в восемь лет?

Битва аргументов

У сторонников каждого варианта свои аргументы. Те, кто считает, что отдавать ребёнка в первый класс нужно раньше, приводят следующие:

  • Учиться и так одиннадцать лет, а если только в восемь (ну, или почти) в школу пойдёт, то закончит аж в девятнадцать! Кошмар!
  • Ребёнок уже сейчас готов к школе, а в детском саду ему неинтересно.
  • Пойдёт позже - над ним все будут смеяться.
  • Пусть лучше тянется за старшими, чем учится среди младших.

Сторонники мнения, что учёба не волк, в лес не убежит, а потому лучше отправлять ребёнка в школу позже, в ответ контраргументируют:

  • Пусть подольше продлится беззаботное детство.
  • Уметь читать и писать - это не значит быть готовым к школе.
  • Маленького будут дразнить.
  • Шестилетку в школе просто затопчут.

Это основные высказывания представителей каждой стороны, однако аргументов как за, так и против можно придумать великое множество. А что же думают обо всём этом учителя, психологи и другие специалисты? Попробуем узнать.

Муки выбора

Давайте не будем лукавить, дорогие родители, и честно признаемся сами себе в том, что частенько в детях мы реализуем свои мечты и амбиции. Ведь куда приятнее сообщать всем родным, знакомым и коллегам, что шестилетка пошёл в школу, чем объяснять им же, почему ребёнку уже семь, а он всё ещё ходит в детский сад. Однако специалисты в своих выводах на редкость единодушны. По мнению большинства из них, не стоит торопиться и отдавать детей в школу слишком рано.

Родители должны помнить - нет одинаковых детей. Даже если все ровесники вашего ребёнка уже готовятся к первому классу, это совершенно не означает того, что и вы должны непременно стремиться к этому. Подготовительная группа детского сада, куда ходит ваш дошколёнок, и уже исполнившиеся шесть лет вовсе не гарантируют того, что ребёнок готов к школе. Кстати, беглое чтение и умение складывать в уме двухзначные числа тоже ничего такого не гарантируют. Потому что необходимы ещё и психологическая готовность, и физиологическая зрелость.

Готов - не готов?

Как же понять, готов ли ребёнок к школе?

Если уж мы начали говорить начистоту и заниматься самокопанием, то давайте и продолжать в том же духе. Большинство современных родителей - люди довольно образованные, прочитавшие несколько (пару, много - нужное подчеркнуть) книг по детской психологии, а потому они могут и сами довольно ясно понимать, что представляет из себя их ребёнок. Если, конечно, слепая родительская любовь не застит глаза. Поэтому для начала честно ответьте себе, готов ли конкретно этот ребёнок, на ваш взгляд, к школе. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, если была секундная заминка перед жизнеутверждающим «да!», то не полагайтесь только на своё мнение, посоветуйтесь со специалистами.

Для начала переговорите с воспитателями, они часто и подолгу видят наших детей, имеют возможность наблюдать за ними в разных ситуациях, а если к этому прибавить беспристрастность (им-то ведь слепая любовь глаза не застит) и опыт, то их точка зрения будет очень важна.

Сомневаетесь в объективности или хотите услышать мнение других специалистов? Тогда вам прямая дорога к психологам, неврологам и нейропсихологам. Попросите их провести диагностику. Возможно, её результаты будут неожиданными или даже малоприятными для вас. Но в этом случае стоит прислушаться.

С одним из наших сыновей мы ходили на занятия к нейропсихологу. Их же посещала девочка, которой на тот момент было шесть лет, в сентябре мама собиралась отдавать её в школу. Наблюдая за девочкой и мамой, я пришла к двум выводам. Первый: малышка к школе не готова. Второй: мама понимает это, но боится, что отдавать дочку в первый класс почти в восемь лет (день рождения у девочки в октябре) будет уж слишком поздно.

В разговоре мы как-то коснулись этой темы, и в ответ на просьбу собеседницы я мягко высказала свою позицию. И к своему удивлению увидела в глазах женщины не обиду, а облегчение. Оказалось, что она тоже так думала, но ни у мужа, ни среди родных и друзей поддержки не находила. Все настаивали на том, что в школу девочке нужно срочно. Ведь она же не больна, задержки развития нет, умеет читать и считать. И никто не понимал, что, несмотря на эти бесспорные факты, девочка к школе не готова. Я стала первым человеком, кто понял то, о чём интуитивно догадывалась внимательная мама.

Нейропсихолог, проведя диагностику, тоже согласилась с нами. По моему совету мама поговорила с воспитателями, их выводы были такими же: учиться рано, и точка. В итоге ребёнок пошёл в школу почти в восемь лет. Чему родители (в том числе и папа, который до беседы с нейропсихологом настаивал на своей точке зрения), теперь только рады.

У вас нет возможности проконсультироваться со специалистами? Воспользуйтесь тестами, которые определяют школьную зрелость, их можно найти в специальной литературе или даже в Интернете. Существуют , всесторонне готовый к школе. Не поленитесь, внимательно изучите их и честно признайтесь сами себе, всё ли под силу вашему ребёнку.

Как быть?

Если специалисты считают или тесты показывают, что уровень знаний, умений и навыков ребёнка более-менее сопоставим с тем, что требуется первокласснику, обязательно обратите внимание на те моменты, которые пока вызывают трудности. За то время , вы успеете многое подтянуть.

Большее внимание обращайте даже не на технику чтения и скорость устного счёта, а именно на бытовую и психологическую готовность. Проблемы с учёбой редко начинаются из-за неразвитого интеллекта, гораздо чаще - из-за социальных проблем, недостаточного развития мелкой моторики, неусидчивости, неумения сосредотачиваться. С этими трудностями можно и нужно работать. Важно не ждать у моря погоды, а определить проблему и начать с ней бороться. Благо, если вашему ребёнку сейчас шесть лет, время ещё есть.

Специалисты или результаты тестов говорят о неготовности дошколёнка? Примите это как данность и дайте ребёнку и себе ещё один год. Не опускайте руки, занимайтесь с ним. Скорее всего, за это время многое изменится, а малыш окончательно дозреет до школы. И тогда годы учёбы не станут для него и для вас непрекращающимся кошмаром.

А в качестве финального аккорда ещё две истории из моей практики:

История первая. Удивительная закономерность

Сейчас в первый класс не берут детей младше шести с половиной лет. Во всяком случае, так должно быть, хотя, конечно, встречается всякое, но это всё же исключения, а не практика, большинство же дошколят становятся первоклашками именно не раньше шести с половиной лет. Однако ещё несколько лет назад учителям приходилось работать с теми детьми, кого родители отдали в школу в шесть, а то и неполные шесть лет. Таких в каждом классе, как правило, было немного, двое-трое.

Впервые я обратила внимание на этих детей на втором году своей работы в школе, как только окончательно освоилась и начала приобретать опыт. В один из моих классов пришла чудесная девочка, назовём её Аля. Училась она средне, но была очень славной, доброй и обаятельной. Однако при этом одноклассники относились к ней несколько свысока. Учителя недоумевали, поскольку класс был хорошим, до этого всех новеньких ребята принимали безо всяких проблем. А тут вдруг такое.

Классный руководитель, чуткая и неравнодушная женщина, пыталась разобраться. К счастью, в этом же классе учился её сын, который в итоге и помог понять, что к чему. Выяснилось следующее: одноклассники, узнав, что новенькая младше большинства из них на год, а некоторых почти на два, посчитали её «мелюзгой» и хотя и не обижали, но общаться с ней считали ниже своего достоинства.

Вам смешно? А теперь вспомните себя в школе. Если на даче или у бабушки в деревне мы запросто могли общаться, не замечая (ну, или почти не замечая) разницу в несколько лет, то в школе, особенно в средних классах, дружба между представителями разных параллелей была большой редкостью. В этом возрасте год-два разницы - целая пропасть, а пренебрежительное «мелкота», брошенное кем-то из старших однокашников - ярлык.

После того случая я стала специально обращать внимание в том числе и на возраст своих учеников. И - невероятно! - неоднократно подмечала, что если есть в классе ребёнок, которого не то чтобы недолюбливают, но сторонятся, то он с большой долей вероятности как раз младший. Тех же, кто старше большинства одноклассников, как раз чаще уважают и считают авторитетом. Конечно, эта закономерность имеет свои исключения, однако в моей практике они встречались не так часто, а вот подтверждения этого наблюдения - регулярно.

История вторая. Нелёгкая жизнь вундеркинда

Игорь пошёл в школу в семь лет, но учился так хорошо, что в середине второго класса было принято решение перевести его в третий. Мальчик поначалу обрадовался. Его родителям и ему самому польстило такое явное признание успехов, способностей и вложенных трудов.

Перескочив из класса в класс, Игорь быстро освоился и учился по-прежнему хорошо. Но вот с одноклассниками контакта не было. Как и в случае с Алей, его считали слишком маленьким. Нет, Игоря никто не обижал, им даже гордились и хвастались перед другими классами. Но вплоть до окончания школы Игорь дружил с ребятами из своего прежнего класса.

Конечно, в институте он нашёл себе друзей. Однако как-то раз в разговоре со мной грустно заметил, что предпочёл бы учиться среди ровесников и окончить школу на год позже.

Так что, принимая решение отдавать ребёнка в школу в шесть с половиной лет или всё же в семь с лишним, обязательно взвесьте все «за» и «против» и не забывайте о том, что все дети разные.

Мы с мужем, кстати, имея троих сыновей, родившихся зимой, тоже были вынуждены выбирать, когда же отдавать их в школу. И каждый раз учитывали всё то, о чём я написала выше. В итоге наш старший сын пошёл в первый класс в семь с половиной лет, а средний - в шесть лет и восемь месяцев. Пока мне кажется, что мы не ошиблись, поступив именно так. Младшему сыну недавно исполнилось пять, и сейчас я ещё присматриваюсь к нему. Потому что мне не хочется ошибиться и усложнить жизнь своему ребёнку и себе. Лучше я наступлю на горло собственным амбициям и подожду лишний год. Хотя лишним он совершенно точно не станет.

Фото - фотобанк Лори

Поделиться: