Фотограф сергей михайлович прокудин-горский. Натуральные цвета дореволюционной россии

Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).

Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:

А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.

Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.

Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.

Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:

Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:

Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":

В оригинале:

Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:


Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип:-)
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).

Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:

Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.

Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:

Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).

Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников "Российская империя в цвете":

Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:


Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.

Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?

По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.

Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ.

Светлана Гаранина. Профессор кафедры книговедения Московского государственного университета культуры и искусств.

Студийный портрет. Лондон.1910-е или 1920-е годы. Из семейного архива.

… Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 г. в городе Муром Владимирской губернии, умер 27 сентября 1944 г. в «Русском доме», похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

… Родовое имение Прокудиных-Горских Фуникова Гора было селом еще в XVI веке, но в 1607 г. было сожжено «от литовских людей» вместе с находившейся там церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор Фуникова Гора стала сельцом. Фуникова Гора до 1778 г. входила в состав Владимирского, а затем — Покровского уезда Владимирской губернии. Сегодня этот населенный пункт не существует. Род Прокудиных-Горских внесен в IV часть Дворянской родословной книги Владимирской губернии в 1792 г., А затем в 1848 г. перенесен в VI ее часть.

… Согласно семейной легенде, С.М. Прокудин-Горский учился в Александровском лицее, однако, документами это не подтверждено. Высшее образование он имел, вероятно, химико-технологическое. В конце 80-х годов он совершенствует свое образование в Германии. Здесь же в 90-е годы начались его исследования по цветовоспроизведению в лаборатории немецкого химика профессора Мите. В 1890 г. он женится на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) — дочери известного русского металловеда, одного из основателей отечественного сталепушечного производства, активного члена Императорского русского технического общества Александра Степановича Лаврова. Отставной генерал-майор А.С. Лавров был директором Высочайше утвержденного Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов и сделал своего зятя директором правления. Эту должность С.М. Прокудин-Горский занимает до Октябрьской революции.

Пейжаж. Канал.

… Именно с его непосредственной службой связан и его первый доклад, сделанный в ИРТО, «О современном состоянии литейного дела в России», а также многочисленные поездки на Урал. Императорское Русское Техническое Общество (ИРТО), созданное по инициативе профессоров и инженеров Петербурга в 1866 г., Ставило своей целью «содействие развитию техники и технической промышленности в России». Членами общества в разное время были почти все крупнейшие учёные, инженеры и промышленники России: А. Бутлеров, Д. Менделеев, Д. Чернов, П. Яблочков, А. Попов, А. Крылов, Л. Нобель и многие другие. Будучи по существу, политехническим, ИРТО, однако, чётко специализировало свою деятельность. Отраслевые отделы и созданные при них комиссии по специальностям или быстро развивающимся направлениямтехники объединяли группы учёных, которые решали конкретные научные задачи, проводили коллективные исследования, вели дискуссии. Для решения же вопросов, важных для русской промышленности в целом, собирались Общие собрания членов ИРТО. С 1867 г. ИРТО издавало многоотраслевой журнал «Записки ИРТО», который отражал все стороны жизни общества, публиковал доклады его членов, сделанные как вОбщем собрании, так и в отраслевых отделах был организован V-й фотографический отдел ИРТО. С 90-х гг. по всей России стали организовываться фотографические общества. Хотя в начале века их насчитывалось уже более сорока и самые крупные из них: Русское фотографическое общество в Москве и киевское общество «Дагерр» — активно работали в области художественной фотографии, Фотографический отдел ИРТО оставался центром развития фотохимии, фотооптики и научной фотографии. В 1898 г. Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела ИРТО и выступает на заседании отдела с сообщением «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)», опубликованным на страницах «Записок ИРТО». В этот период его авторитет исследователя и одновременно знатока фотографической практики достаточно высок, ведь именно ему члены фотографического отдела доверяют организацию Курсов практической фотографии при ИРТО, занятия которых вначале проходят в фотографической лаборатории ИРТО в Соляном городке, здесь преподают и его соратники по отделу. На курсах занимались и молодые ученые-естествоиспытатели, которых так же, как и их руководителя, привлекало использование фотографии как метода научного исследования. Учеником Прокудина-Горского был и основатель отечественной эпидемиологии Д.К. Заболотный. 2 августа 1901 года в Петербурге на Большой Подъяческой 22 открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С.М. Прокудина-Горского. Именно здесь у Прокудина-Горского наконец-то появляется своя химическая «испытательная», как он назовет ее позже, лаборатория, здесь с 1906 по 1909 годы будет расположена редакция журнала «Фотограф-Любитель», в течение 10 лет в этом же доме на Большой Подъяческой будет жить и семья Прокудиных-Горских.

«Фотография в натуральных цветах моя специальность …»

Грузия, Боржоми. Стекольный завод. Начало XX века.

… Впервые сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии было сделано Прокудиным-Горским 13 декабря 1902 г. , А в январе 1905 г. он

«Ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге. Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России. В числе их были весьма различные по колориту и содержанию, так, например, виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца и др. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго несмолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих ».

Заметим, что это было собрание профессиональных фотографов и специалистов, отлично владевших всеми современными фотографическими и фотохимическими методами. Получит такое одобрение профессионалов было очень сложно, бесстрастный протокол передает его очень точно. Из публикаций в печати мы узнаем, что в ту же зиму талантливый ученый «восхищал своими цветными проекциями Петербург и Москву, превзойдя, как химик сам, своего учителя Мите ». В то время на практике применялся единственный способ цветного фотографирования, разработанный немецким профессором А. Мите. Процесс получения цветного изображения был еще чрезвычайно трудоемким: с одной точки снимали через три различных фильтра три негатива. Их проявляли и фиксировали, а затем контактным способом, используя красящие пигменты, получали три окрашенных в основные цвета позитива.

Для того чтобы иметь изображение в натуральных цветах, позитивы нужно было совместить. Сначала научились добиваться такого совмещения, проецируя позитивы одновременно на экран. Однако большая стоимость проекционной аппаратуры и естественное желание каждого фотографа видеть снимок не только на полотне экрана заставляли искать иные способы. Сложность заключалась в том, что при трехцветном переносе необходимо было экспонировать три различных по цвету позитивных изображения, точно совместив их. Всю технологию процесса С.М. Прокудин-Горский описал в 12 номерах журнала «Фотограф-Любитель» за 1906 год. В 1905 г. Прокудин-Горский открыл (создал) новое красочное вещество сложного состава, значительно превосходящее красочные сенсибилизаторы, впервые примененные в 1902 г. немецкими химиками Мите и Траубе, в отличие от которых состав Прокудина-Горского делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всем частям цветового спектра. В описаниях, которые сопровождают его цветные фотографии в журнале «Фотограф-Любитель» всегда указывается «Очувствлено по методу С. Прокудина-Горского » , А позже: «На пластинах С. Прокудина-Горского » . В декабре 1906 г. «Петербургская газета» сообщает, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь добился хороших результатов и предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено».

Машинный зал электростанции.

… 27 и 28 апреля 1906 г. Прокудин-Горский выступает на VI Международном конгрессе прикладной химии в Риме с докладами «Наблюдения и исследования при фотографировании в натуральных цветах» и «Прикладная фотография в России» с демонстрацией работ.

Композиция из сабель и кинжалов.

… В 1907 году появляется система цветного фотографирования на пластинах «Автохром», изобретенных и запатентованных фирмой Братья Люмьер. Под светочувствительный слой, непосредственно на стекло наносили мельчайшие крупинки крахмала, окрашенные в три основные цвета. Пластинки вкладывали в кассету стеклянной стороной наружу, так что свет проходил через окрашенные крупинки крахмала, как через фильтр, прежде чем попадал на чувствительный слой. Пластинки «Автохром» были встречены восторженно, казалось, что цветная фотография благодаря им становится доступной для широкого круга фотолюбителей. На заседании фотографического отдела ИРТО Прокудин-Горский делает сообщение и демонстрирует «весь ход процесса съемки с живой натуры, специально для этого приглашенной», здесь же проявляет пластины, производит обращение цветного негатива в диапозитив. Во время сушки пластин он показывает ряд снимков, специально приготовленных, «для наглядного пояснения причин неудач и важности правильной экспозиции в этом сложном и капризном процессе». Прекрасно владея методами работы на пластинах «Автохром», Прокудин-Горский, тем не менее, основным считает трехступенчатый процесс съемки, над совершенствованием которого продолжает работать. Такое предпочтение, по-видимому, обусловлено тем, что метод позволял с негативов делать нужное количество копий, тройных позитивов для производства диапозитивов, служивших в свою очередь, материалом для изготовления металлических клише в сильно увеличенном виде, с которых получали оттиски на типографских машинах. Совершенствование цветной фотографии шло двумя путями: во-первых, увеличение скорости экспозиции, позволяющее фиксировать быстро текущие события; во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. В каждое из этих направлений Прокудин-Горский внес свой вклад. Он выступает на международных конгрессах по прикладной химии, успешно участвует в международных фотографических выставках и конкурсах, ему присуждена золотая медаль в Антверпене «за снимки в красках непосредственно с натуры», жетон «за лучшие работы» в Ницце. Русское фотографическое общество в Москве избирает его своим почетным членом наряду с братьями Огюстом и Луи Люмьер и профессором Мите, а фотографический отдел ИРТО — своим председателем.

Мечеть. Люди.

… С 1906 г. Прокудин-Горский становится редактором-издателем лучшего в России периодического издания по светописи «Фотографа-Любителя». Каждый номер «Фотографа-Любителя» открывается обращением редактора к читателям. Такая форма позволяла вести непринужденный и серьезный разговор о постановке в России профессионального фотографического образования, о пикторализме в фотографии, рассказывать о новостях фотографической жизни и достижениях фотографической техники. Лучшей демонстрацией достижений в области цветной фотографии были полиграфические отпечатки цветных снимков, помещаемые в каждом номере «Фотографа-Любителя» и издаваемые в качестве открыток. Бывая заграницей, Прокудин-Горский имел возможность сравнить отечественную цветную фотографию и полиграфию с зарубежной и с гордостью писал:

«… Мы в России не стоим на месте, а идем вперед довольно крупными шагами … Побывав в Берлине, Лондоне, Париже, Вене, Милане и по приглядевшись внимательно к иностранным работам в красках, работам, которые вообще-то появились в публике сравнительно недавно, могу сказать, что у нас это дело стоит нисколько не ниже, а по правдивости передачи во многих случаях и выше. Если принять во внимание, что цветное типографское воспроизведение начало развиваться в России каких-нибудь 4-5 лет, то, безусловно, следует признать огромный успех » .

«Портрет с натуры в натуральных красках …»

… В мастерской Прокудина-Горского на Б. Подьяческой 22 выполнялись и заказные фотоработы: проявлялись и печатались снимки фотолюбителей. Один случай побудил его обратиться с письмом в Ясную поляну:

… « Глубокоуважаемый Лев Николаевич, недавно мне пришлось проявлять цветную фотографическую пластину, на которой кто-то Вас снял (фамилию я забыл). Результат получился весьма плохой, ибо, видимо, снимавший плохо знаком с делом. Фотография в натуральных цветах моя специальность, и возможно, что Вам случайно попадалась моя фамилия в печати. В настоящее время мне удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах. Мои цветные проекции известны как в Европе, так и в России. Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и на моих пластинах требует от 1-3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги.

Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны — не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может «.

Гидросооружение в ходе строительства.

Приглашение было получено, и в мае 1908 года Прокудин-Горский отправился в Ясную Поляну. Три дня провел он в семье Толстых. В своей заметке, которой предполагалось сопровождать публикации портрета в «Записках ИРТО», мастер сообщает ряд интересных подробностей. Так, например, он пишет, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах ». Естественно, Прокудин-Горский останавливается на технике съемки большого портрета. Он пишет, что вследствие проходившего в мае месяце циклона и сильного ветра вынужден был увеличить время экспозиции до 6 секунд, «Включая сюда и время, необходимое для передвижения очень большой кассеты. Съемка была сделана один раз, кассета доставлена на руках в Москву, где только было возможно вынуть из нее пластины для их упаковки ». Фотографирование было произведено в пять с половиной часов вечера, тотчас после верховой прогулки Толстого, «оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем». Портрет был впервые опубликован в августовском выпуске «Записок ИРТО» за 1908 г., Которым русская техническая общественность чествовала «великого представителя русской мысли и слова». В статье, адресованной юбиляру, отмечалось, что это «новейший портрет, составляющий последнее слово фотографической техники, — портрет с натуры в натуральных красках, исполненный лишь техническими приемами, без всякого участия кисти или резца художника, портрет тем более соответствующий торжественному дню, что он составляет торжество русской техники: съемка портрета в красках с натуры стала возможной лишь благодаря усовершенствованиям, сделанным в России С. М. Прокудиным-Горским в отношении цветочувствительности и верности передачи красок ». Тогда же портрет был воспроизведен в сентябрьском — 9-ом номере «Фотографа-Любителя» и издан значительным тиражом фотомеханическими мастерскими Прокудина-Горского, а позже книгоиздательством «Солнце» в виде цветных открыток и настенных картин. Открытки выпустило и стереоскопическое издательство «Свет», они до сих пор встречаются на прилавках букинистических магазинов. Во всех случаях клише были выполнены самим фотохудожником.

Л. Н. Толстой. 23 мая 1908 г. Портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска, хранящегося в музее Л.Н. Толстого в Москве.

Описывая свои впечатления от работ лучших европейских мастеров портретной фотографии, Прокудин-Горский отмечает, что они «стремятся передать человеческое лицо и фигуру в положении, возможно близком к обычному, естественному положению при« обычном »нормальном освещении, невзирая на то, будут ли выработаны все детали в глубоких тенях.

… Можно было позабыть, что видишь перед собой «фотографию» — видишь самого человека, чувствуешь его. Портретная фотография в данном случае может быть сравнима с такой же живописью ». Этим наблюдениям Прокудин-Горский и следует в своих портретных работах.

Ф. И. Шаляпин в роли Мефистофеля. («Фауст» Гуно). 1915 г. С натуры. С.М. Прокудин-Горский.

Портрет Шаляпина в роли Мефистофеля замечателен передачей цвета сценического костюма.

… «Костюм Шаляпина вполне своеобразен. Он, конечно, более связан с веком, ибо, раз действие разыгрывается в обстановке XVI столетия, нужно, чтобы все детали соответствовали этой эпохе. И вот Шаляпин дал великолепное воскрешение портретов старинных мастеров. У Гольдбейна и на гравюрах Дюрера вы найдете немецких щеголей, одетых точно таким же образом; в особенности хорош меч и характерны драпировки плаща. Что касается цвета одежды, то тут опять соблюден принцип какой-то неуловимости, с чисто живописной точки зрения костюм привлекает своим общим колоритом, полным необычайной своеобразности: это не правильный красный тон прежних костюмов Мефистофеля — он приближается к оранжевому, не впадая в него ». (Подчеркнуто мною, С.Г.) Передать этот тон можно было только с помощью очень точной цветной фотографии, и Прокудин-Горский единственный мог сделать это и, как свидетельствует фотография в книге, сделал. Портреты, большинство пейзажных и архитектурных снимков мастера мы с полным правом можем отнести к художественной фотографии, однако, сам фотохудожник свою главную задачу видел в том, чтобы «оставить точный документ для будущего».

Он настаивает в своей полемике с фотохудожниками нового направления, что « фотография все-таки искусство протокольного характера ».

Гидросооружение.

«Применение фотографирования в натуральных цветах к сохранению древних памятников России».

… В 1908 г. русские фотографические общества подали в Государственную Думу «Записку об авторском праве фотографа». Для большей убедительности в залах Академии художеств была развернута выставка и устроен вечер демонстрации достижений русских фотографов. Гвоздем программы вечера, состоявшегося 30 мая, стал показ на экране цветных проекций Прокудина-Горского, бывшего одним из авторов «Записки». Современник пишет, что представление то и дело прерывалось взрывом рукоплесканий. Среди археологических снимков была показана замечательная древняя ваза, хранящаяся в Эрмитаже, цвета которой начали пропадать. Документальная точность полученного изображения запечатлела их на века и открыла возможность реставраторам воссоздать их. Большой научный интерес представляли также снимки цветных украшений на туркестанских храмах и зданиях, сделанные в начале 1907 года до землетрясения 8 октября 1907 года, разрушившего эти ценнейшие реликвии истории. В зале среди членов Государственной Думы и Государственного Совета присутствовали и члены императорского дома. Великий князь Михаил Александрович пригласил фотохудожника показать во дворце сделанные снимки и познакомить со способом получения цветных изображений с натуры, затем такое же предложение поступило от Императрицы Марии Федоровны, после чего мастеру предложили продемонстрировать свои работы Государю в Царском Селе.

С.М. Прокудин-Горский в поездке на дрезине с ручным приводом.

… В годы эмиграции, вспоминая об первом посещении Царского Села, Прокудин-Горский писал:

« Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т.п. Ровно в половину девятого дежурный арап возвестил:

… «Их Императорские Величества», и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные лица свиты. Поздоровавшись со мной, Государь и Государыня заняли свои места перед будкой, и Государь приказал начинать. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке. Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь, и прибавил: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины ».

Строительство гидрозатвора шлюза.

Государь отнесся с большим одобрением к моим словам и сказал: «Поговорите с С.В. Рухловым, сообщите ему, что именно Вам для этого нужно и пусть он сделает об этом доклад ». Затем началось второе отделение, на которое я, особенно, рассчитывал. Так оно и вышло. Каждая картина вызывала не только шепот одобрения, но даже громкие восклицания. По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное большое удовольствие и Государь, обратясь ко мне, сказал: «Так не забудьте же поговорить с Рухловым ».

В своих записках Прокудин-Горский не сообщает даты посещения Царского Села, но к счастью, всю хронологическую канву событий мы можем установить по очень точным, хотя и лаконичным, каждодневным записям в дневнике Николая II:

Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков.

Теперь у фотохудожника появилась реальная возможность осуществить свой грандиозный замысел: «Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах».

Этому отныне отдаются мастерство, энергия, деньги. По высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях Министерство выделяло пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съемок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали мастеру доступ во все места Российской Империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие в успешном проведении съемок. После окончания каждой экспедиции, занимавшей, как правило, лето, Прокудин-Горский обрабатывал полученный материал, показывал свою работу Министру путей сообщения, а затем демонстрировал снимки в Царском Селе. Первый просмотр во дворце отснятого материала, основываясь на дневниковых записях Николая II, состоялся 20 марта 1910 г.

Мост пешеходный.

[…] После обеда знакомый нам по прошлому году Прокудин-Горский показывал нам свои красивые снимки цветной фотографии из поездки по России до Урала. И дальше в «Дневниках»:

… В 9 часов в круглой зале Прокудин-Горский показывал свои красивые цветные снимки берегов Волги и Урала. Последнее упоминание относится к 1913 году:

От 9 ч. Прокудин-Горский показывал новые красивые цветные фотографические снимки.

По воспоминаниям фотохудожника, «выбор сюжетов для Государя был несколько иной. Специальные сооружения Министерства, как то: плотины, выемки для железнодорожного пути, разные мосты — Государя не могли интересовать так, как интересовали Его русская старина, древние памятники и красоты природы ». Цветную съемку мастер называл процессом «деликатнейшим».

«Если с одной стороны, благодаря всему описанному, работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.

[…] Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы ».

… Все съемки Прокудин-Горский производил на собственные средства, правительство ограничилось транспортной помощью. Фотохудожник планировал в течение десяти лет сделать 10000 фотографий достопримечательностей России от Финляндии до Тихого океана. И чисто технически он уже был способен осуществить столь грандиозный замысел: добился высокой цветочувствительности своих пластин, позволявшей делать на них моментальную съемку, мог производить пластины в достаточном количестве и успешно тиражировать полученные изображения. У него был большой опыт полевых, походных съемок, он бывал во многих экспедициях как член Императорского Русского географического общества. Уже первый год работы показал, что осуществить задуманное на собственные средства не удастся. Стоимость специальной аппаратуры, реактивов, пластин, фотобумаги, плата помощникам приводили к тому, что каждый снимок обходился 10 рублей, 1000 фотографий производимых ежегодно, стоили 10000 рублей. Экспедиции, обработка и описание отснятого материала не оставляли времени для других заработков, а в семье было трое детей.

Естественно, возникает вопрос, неужели деньги на съемки не могло выделить Министерство Императорского двора, коль скоро Николай II был так живо заинтересован проводимой работой?

… В своих воспоминаниях Прокудин-Горский дает ответ на этот вопрос:

«Государь ничего не сказал, потому что я ни о чем не просил. Министр ничего не говорил, потому что на это не было высочайшего повеления, а я считал, что предоставленные мне возможности в достаточной степени двигают меня по пути достижения моей задачи, а отчасти и даже опасался испортить дело ». Деньги быстро таяли, коллекция росла, обработанный материал на стеклянных пластинах был достаточно громоздким, для его хранения требовалось помещение. Крупные частные фирмы предлагали Прокудину-Горскому капитал, однако уверенность в том, что коллекция должна принадлежать государству, заставила его обратиться в правительство. Архивы сохранили «Дело Канцелярии Совета Министров о приобретении в казну составляемой профессором Прокудиным-Горским коллекции фотографических снимков достопримечательностей России ».

… В состав архивного дела входят обращение Прокудина-Горского перед очередной экспедицией летом 1910 г. к Министру Финансов В.Н. Коковцову с просьбой купить у него выполненную часть работы, чтобы обеспечить дальнейшую; Докладные записки Прокудина-Горского, деловая переписка по этому вопросу Председателя Совета Министров П.А. Столыпина и В.Н. Коковцова, письмо Августейшего Управляющего Русским Музеем Вел. Кн. Георгия Михайловича, другие материалы делопроизводства.

Здесь приведем некоторые фрагменты «Дела …».

… «Так как весь интерес моей жизни неразрывно связан с этой работой, я позволю себе усиленно ходатайствовать, в случае если бы состоялось решение о переходе всей работы в какое-либо ведомство, дать мне возможность, хотя бы безвозмездно, принимать активное участие в руководстве при эксплуатации материала », — просит ученый в своей очередной «Докладной записке» от 6 декабря 1910 года.

… «Так как весь интерес моей жизни неразрывно связан с этой работой, я позволю себе усиленно ходатайствовать, в случае если бы состоялось решение о переходе всей работы в какое-либо ведомство, дать мне возможность, хотя бы безвозмездно, принимать активное участие в руководстве при эксплуатации материала », — просит ученый в своей очередной« Докладной записке »от 6 декабря 1910 года.

Специально созданная Советом Министров «Межведомственная комиссия» в своем «Заключении» отметила:

«Когда картинам С.М. Прокудина-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, то у нас окажется образцовое, истинное родиноведение (выделено С.Г.), и в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное положение между культурными странами ».

Были произведены все сметные расчеты и определены суммы на покупку прав и продолжение работ. Однако, все намерения остались только на бумаге. Думается, что роковую роль сыграла гибель П.А. Столыпина в сентябре 1911 г.

… В «Заключении Межведомственной комиссии …» встречаем подтверждение того, в Туркестане была удачно проведена что киносъемка: по методу Прокудина-Горского были получены «этнографические картины групп жителей, находящихся в движении, например: ярмарки, народные празднества, крестные ходы и т.п. Получение таких картин возможно только при моментальной экспозиции, для чего необходимо было спроектировать и построить особый новый фотографический аппарат, впервые испытанный С.М. Прокудиным-Горским осенью сего 1911 г. при поездке в Туркестан ».

… Демонстрация снятого фильма проходила 24 января 1912 года в Соляном городке, где с момента своего возникновения (1866 г.) размещалось ИРТО, в зале Кустарного музея. По-видимому, качество съемки или воспроизведения не удовлетворило Прокудина-Горского, так как демонстрируя свои достижения членам правительства 3 марта 1912 г. в Зале Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, он ограничился проекцией диапозитивов.

Чтобы иметь деньги на продолжение съемок и совершенствование своего нового изобретения — цветного кинематографа, Прокудин-Горский находит денежных компаньонов и вместе с С.О. Максимовичем организует в январе 1913 г. «Товарищество на вере под фирмою« Торговый дом С. М. Прокудин-Горский и К ° »». Несколько позже в том же 1913 г. Прокудин-Горский организует Акционерное общество «Биохром», которому передается вся собственность «Торгового дома …». Акционерное общество «Биохром» учреждено, согласно его уставу, «для проведения и развития действий, принадлежащих« Торговому дому С.М. Прокудин-Горский и К ° »мастерских фотоцинкографии в С-Петербурге, для эксплуатации изобретений С.М. Прокудина-Горского, С.О. Максимовича и других изобретателей в области цветной фотографии и цветной кинематографии, а также красочного и всякого другого печатания.

Крым, Ялта. «Ласточкино гнездо». Начало XX века.

… В Париже, подводя итог проделанной в России работы, Прокудин-Горский дает перечень отснятого. Приведем его полностью:

ОБСЛУЖЕНЫ БЫЛИ:

1) — Мариинский водный путь;

2) — Туркестан;

3) — Бухара (старая);

4) — Урал в отношении промыслов;

5) — Вся река Чусовая от истока;

6) — Волга от истока до Нижнего Новгорода;

7) — Памятники, связанные с 300-летием дома Романовых;

8) — Кавказ и Дагестанская область;

9) — Муганьская степь;

10) — Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война);

11) — Мурманский железнодорожный путь. Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы.

Продолжая исследования, Прокудин-Горский добивается новых успехов: патентует способ изготовления дешевых цветных пленочных диапозитивов, вместе с Максимовичем берет патенты по цветной синематографии в Германии, Англии, Франции, Италии. Начавшаяся Первая Мировая война заставила его почти полностью отказаться от съемок коллекции и работать для военных надобностей: заняться цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фото препаратов, обучением съемкам с аэропланов и т.д. Последний раз снимки из Коллекции достопримечательностей России демонстрировались на родине 12 и 19 марта 1918 г. в Николаевском зале Зимнего дворца на вечерах под названием «Чудеса фотографии», устроенных Народным Комиссариатом Просвещения.

Вскоре после Октябрьской революции Прокудин-Горский был назначен профессором специально созданного по указанию А. В. Луначарского фотокиноинститута. Но уже в 1918 г. он покинул Россию. Через Финляндию и Норвегию Прокудин-Горский попадает в Англию, где продолжает свои эксперименты по созданию цветной пленки для кинематографических съемок.

Здесь в 1920 году он женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной; у них родилась дочь Елена (в замужестве Елена Сергеевна Сусалина).

В эмиграции, попав после скитаний в Париж, куда к этому времени уже переехала из России его первая семья, С.М. Прокудин-Горский (вместе со своими сыновьями, унаследовавшими профессию отца, и дочерью Екатериной, в замужестве Свечиной), организуют фотоателье, которое по имени младшей дочери от второго брака называют «Ёлка».

В начале 30-х гг. Прокудин-Горский отошел от дел в лаборатории и занялся просветительской деятельностью. Ателье, теперь уже под названием «Братья Горские », продолжило свою деятельность.

В семье сохранился экземпляр превосходного цветного альбома национальных павильонов Всемирной парижской выставки 1937 г., снятый братьями Михаилом и Дмитрием Прокудиными-Горскими по методу отца. Относительно недавно альбом воспроизведен факсимильно одной из парижских издательских фирм. Периодические издания русской эмиграции дают возможность воссоздать хронику выступлений уже старого фотохудожника перед русской молодежью в Париже — на ежегодных детских праздниках, в Русской академической группе, в патриотическом объединении «Русский Сокол» он выступает с лекциями и показами «Образы России», «Россия в картинах», «Центральная Россия».

Он пишет в своей записке:

«Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание, — это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах ».

В 30-е годы в Париже возникла мысль создать фотографическую коллекцию исторических и художественных памятников Франции и ее колоний, но денег на этот проект найти не удалось. Идея была частично реализована Михаилом Прокудиным-Горским, составившим коллекцию этнографических типов французских женщин в национальных костюмах, один из экземпляров коллекции хранится у его сына Сергея Прокудина-Горского в Париже.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 г. в городе Муром Владимирской губернии, умер 27 сентября 1944 г. в «Русском доме», похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

  1. Государственный архив Владимирской области. Ф.556. оп.3. д.72.
  2. Фролов Н.В. Владимирская родословная. Вып.1. Ковров. «БЭСТ.В», 1996. С.109.
  3. Записки ИРТО. 1899. Вып. 1. с.59-634 РГИА СПб. Ф.90. Оп.1. Ед.хр. 445. Л.27.
  4. С.М. Прокудин-Горский сделал сообщение о фотомеханическом отделении Высшей Технической Школы в Шарлоттенбурге. Докладчик подробно ознакомил присутствующих с программой предметов, преподаваемых в Отделении, указал на серьезное отношение директора отделения проф. Мите и его помощников к преподаванию и руководству практическими занятиями студентов. Затем докладчик перешел к изложению способа изготовления цветных диапозитивов на принципе трехцветной фотографии, с которым ему удалось ознакомиться на фабрике д-ра Гезекииля. Диапозитивы последний готовит следующим образом. Для красного и желтого позитива он копирует соответственные негативы на целлулоидных пленках, обработанных двухромовокислой солью. После копировки проявляет в теплой воде, фиксирует и затем окрашивает эритрозином и нафтоловой желтой. Синий диапозитив Гезекииль делает на диапозитивных пластинках. Для этого экспонирует пластинку под соответственным негативом в копировальной раме, проявляет и обрабатывает красной солью. Восстановленное в проявителе металлическое серебро превращается в желтое синь-серебро, которое переводится хлорным железом в берлинскую лазурь. После этого диапозитив промывается и фиксируется. Все три диапозитива склеиваются между собою канадским бальзамом. Докладчик в заключение демонстрировал на экране цветные диапозитивы, изготовленные по описанному способу. П.М. Дементьев и К.Н. Чистерман указали, что подобный описанному докладчиком способ был значительно ранее опубликован Сангером-Шепардом. П.М. Дементьев показал на экране несколько цветных диапозитивов, изготовленных по измененному способу Гезекииля. Собрание шумными аплодисментами благодарило докладчика и П.М. Дементьева.
  5. РГИА СПб. Ф.90. Оп.1. Ед.хр. 449. Л.59-60.
  6. Фотограф-Любитель. 1905. № 11. С.402.
  7. РГИА СПб. Ф.90. Оп.1. Ед.хр. 460. Л.18.
  8. Там же. -С.99.
  9. Гос. Музей Л.Н. Толстого. Отдел рукописей. Инв. № 16 474.
  10. РГИА СПб. Ф.90. Оп.1. Ед.хр. 9129. Л.19-20.
  11. Записки ИРТО. 1908. № 8. С.369.
  12. Фотограф-Любитель. 1908. № 7. С.203-204.
  13. См . наши статьи: Гаранина С. Фотомонография о Шаляпине. Фотография. 1997. № 2. ; Последний трагик … Книгочей. 1998. № 3.
  14. Старк Э. Шаляпин. С.80.
  15. Каталог образцов цветной печати художественных фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского. СПб., 1911. С.8.
  16. Фотограф-Любитель. 1906. № 5. С.132.
  17. Личный архив С.М. Прокудина-Горского. Собственность его внука, М.И. Сусалина.
  18. ГАРФ. Ф. 601. Оп.1. Ед.хр. 254. Л.6.
  19. ГАРФ. Ф. 601. Оп.1. Ед.хр. 254. Л.55.
  20. ГАРФ. Ф. 601. Оп.1. Ед.хр. 256. Л.104.
  21. ГАРФ. Ф. 601. Оп.1. Ед.хр. 259. Л.176.
  22. Семейный архив. — С.М. Прокудин-Горский — внук. Париж.
  23. РГИА СПб. Ф.25. Оп.5. Ед.хр. 381. Л.7, 2.
  24. РГИА СПб. Ф.25. Оп.5. Ед.хр. 1925. Л.2-3.
  25. РГИА СПб. Ф.23. Оп.12. Ед.хр. 1925. Л.27.
  26. Личный архив С.М. Прокудина-Горского.
  27. РГИА СПб. Ф.23. Оп.12. Ед.хр. 1925. Л .28.
  28. 29 . Фотографические новости . 1918. № 3. С .34.
  29. Международная выставка искусств и DES методы аппликации La Vie Moderne: Альбом Officiel: Париж 1937 Edition Colombes: J. капеллан, 1987.
  30. Личный архив С.М. Прокудина-Горского и его сыновей Дмитрия и Михаила. Собственность С . М . Прокудина Горского , внука . Париж .

Раздел 1 Мужчины

Александр Михайлович (1873-1918), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896) , камергера. Родился в г. Муроме. Жил в С.-Петербурге, затем в с. Тамакульское Камышловского уезда Пермской губернии и был убит большевиками в г. Камшлове в июле 1918 г.

Алексей Михайлович (1875-1875), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896), камергера. Родился и умер в Муроме.

Алексей Неофитович (Нефедович) (1785-1827), сын Неофита Ивановича Прокудина. В одном источнике упомянут как «Проркудин-Горский». Возможно, принял двойную фамилию по примеру своего дяди Михаила Ивановича (1744-1812 или 1813), писателя. По другим источникам всё же писался как «Прокудин». До 1818 г. служил в Нежинском драгунском полку, полковник. Последние годы жил в своем имении Круглые Паны Нижегородской губернии в 20 верстах от Саровской пустыни.

Борис Георгиевич (Егорович) (1859-1884), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. Умер в Перми от чахотки.

Вадим Александрович (1903-1958), сын Александра Михайловича (1871 или 1872-1918). Родился в г. Алапаевске на Урале. После революции был вынужден отказаться от второй части фамилии. В 1920-е и 1930-е проживал в с. Тамакульское.

Валерий Михайлович (1860-?), сын Михаила Сергеевича (1833-после 1882), штабс-капитана. Его дочь Вера Валерьевна Рогожина (1903-1927) похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве в одной могиле с Владимиром Михайловичем Прокудиным-Горским.

Владимир Михайлович (1878 или 1879-1960), сын Михаила Георгиевича (1851-1890). Мать - Евдокия Ивановна Кемпе (1852-1937). С 1899 г. на военной службе. До 1917 г. - владелец имения Дубровское в Старицком уезде, конезаводчик. В 1918-1920 гг. работал инспектором Виндавской ж.д., потом в Наркомземе (с 1920 г.) и Наркомфине. В 1931 г. Коллегией ОГПУ г. Самары приговорен по ст. ст. 58-7 (вредительство) и 58-11 (контрреволюционная организационная деятельность) к лишению прав проживания в 12 пунктах. С 1935 г. работал экономистом в Москве (под неполной фамилией "Прокудин"). Реабилитирован Куйбышевским облсудом 19 апреля 1957 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

Владимир Николаевич (?-до 1869), дядя Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа (брат его отца Михаила Николаевича). Прапорщик, до 1859 г. служил во Псковском внутреннем гарнизонном батальоне.

Владимир Сергеевич ( 1871-1872), сын Сергея Георгиевича (Егоровича) (1841-?). Родился и умер во Владимире.

Георгий Георгиевич (Егор Егорович) (1860-1906), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. В Справочной книге и адрес-календаре г. Саратова за 1898 и 1906 гг. указан как секретарь Общества Саратовского Дома Трудолюбия под попечительством Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. Одновременно занимал должность заведывающего административным отделом и отделом топлива Рязанско-Уральской железной дороги.
Дети: дочери София, Мария и Валентина.

Георгий (Егор) Сергеевич (1820 - после 1871), сын Сергея Михайловича (1789-1841). Ковровский лесничий (1850-1857), покровский земский исправник (1857-1861), мировой посредник 3-го участка Покровского уезда (с 1861). Писатель в жанре «охотничьей литературы». Дети: сыновья Сергей, Михаил, Борис, Георгий, Дмитрий, дочери Варвара, Мария, Софья, Ольга.

Дмитрий Георгиевич (Егорович) (1862-1931), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. 1 августа 1899 г. был избран в председатели схода Фоминской вольной пожарной дружины (с. Фоминки нынешнего Гороховецкого района Владимирской области). Участвовал в революционной деятельности (предположительно, с 1881 г.). Начальник боевой дружины Северной железной дороги во время революции 1905 г. Оставил воспоминания о тех событиях. В 1925 г. работал в редакции журнала «Вестник Московско-Курской железной дороги», проживал на ст. Люблино. Умер в Москве.

Дмитрий Сергеевич (1892-1963, Париж), первый сын Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа. Детей не было.

Егор Егорович , см. Георгий Георгиевич (Егор Егорович)

Лев Дмитриевич (?-1942?), сын Дмитрия Георгиевича (1862-1931), революционера-железнодорожника. До войны жил и работал в Кинешме. Умер от голода во время Великой Отечественной (по другим сведениям — пропал без вести). Семьи у него скорей всего не было.

Лев Михайлович (1772-1843), сын Михаила Ивановича (1744-1812?), литератора. Надворный советник, помещик Шуйского и Покровского уездов Владимирской губернии. Погребён на Ваганьковском кладбище в Москве (могилу найти не удалось).

Михаил Георгиевич (Егорович) (1851-1890), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. Обучался во Владимирском дворянском пансионе (1862-1870). Умер от воспаления лёгких, похоронен в Алупке.

Михаил Иванович (1744-1812 или 1813), первый носитель фамилии «Прокудин-Горский», принявший её в 1792 году (до этого - Пракудин). Известный в своё время литератор, автор пьес. Дети: сыновья Лев, Николай, Сергей и дочь Прасковья.

Михаил Михайлович (1870-1870), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896) , камергера. Родился и умер в Муроме (в возрасте 5 мес.).

Михаил Николаевич (1835?-1896), отец Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа. С 1878 по 1895 - камергер Двора Е.И.В., погиб в Иркутской ссылке.

Михаил Сергеевич (1833-после 1882), сын Сергея Михайловича (1789-1841). Помещик Покровского уезда, штабс-капитан. Автор заметки «Петр Горский один из участников Куликовской битвы», опубликованной в журнале «Русская старина» за 1880 г.: . Дети: Сергей (1858-?), Валерий (1860-?), Николай (1872-?).

Михаил Сергеевич (1895-1961, Париж), второй сын Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа.Дети: Сергей (1932-2005) и Анна (1930-1996).

Михаил (Мишель) Сергеевич (р. 1955), сын Сергея Михайловича (1932-2005), правнук знаменитого фотографа. Живёт во Франции.

Николай Михайлович (?-1849), сын Михаила Ивановича (1744-1812?), литератора, дед Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа. Титулярный советник, покровский уездный предводитель дворянства (1830-1832). Жена: Надежда Степановна. Дети: Юлия, Аграфена, Владимир и Михаил.

Николай Михайлович (1865-1883), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896), камергера. Значится в списке умерших учеников Александровского лицея.

Николай Михайлович (1872-?), сын Михаил Сергеевича (1833-после 1882), штабс-капитана. Был представлен в офицеры (1890е).

Николай Михайлович (1878-1905), предположительно сын Михаила Георгиевича (1851-1890) . На воинской службе с 1896 г. В 1904 г. отправлен в город Мукден в распоряжение начальника штаба Маньчжурской армии. В Метрической книге полковой церкви 20 Восточно-Сибирского полка запись о смерти Николая Михайловича Прокудина-Горского, поручика того же полка (застрелился в августе 1905 г.).

Пётр (Пьер) Сергеевич (р. 1957), сын Сергея Михайловича (1932-2005), правнук знаменитого фотографа. Музыкант, живёт в Париже.

Сергей Георгиевич (Егорович) (1841-?), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. Состоял при Владимирской губернской чертежной в звании частного землемера и таксатора (1867-1871). В Адресной книге С.-Петербурга на 1894 г. упомянут как сотрудник Департамента государственного казначейства.

Сергей Михайлович (1789-1841), сын Михаила Ивановича (1744-1812?), литератора. С 1827 по 1840 год был покровским земским исправником. Совладелец имения Фуникова Гора. Сохранилось надгробие на кладбище Архангельского погоста Киржачского района:
Дети: Михаил (1833-после 1882), Георгий (Егор) (1820-?), Аграфена, Елизавета.

Сергей Михайлович (1858-?), сын Михаила Сергеевича (1833-после 1882). После военной службы работал в Министерстве финансов, податным инспектором в Самарканде (1893-95). После 1895 о нём нет упоминаний. Детей не было.

Сергей Михайлович (1863-1944), знаменитый фотограф, сын Михаила Николаевича (1835 ?-1896), камергера. Дети: сыновья Дмитрий (1892-1957) и Михаил (1895-1961), дочери Екатерина (1893-1976) и Елена (1921-1994).

Сергей Михайлович (1932-2005), сын Михаила Сергеевича (1895-1961, Париж), внук знаменитого фотографа. Родился и умер в Париже. Дети: Михаил (Мишель), Петр (Пьер), Екатерина, Анна.

Юрий Александрович (1907-1945), сын Александра Михайловича (1871 или 1872-1918). Родился в с. Шутино Шадринского уезда. После революции был вынужден отказаться от второй части фамилии. В 1920-е и 1930-е проживал в с. Тамакульское. Погиб на фронте Великой Отечественной войны в апреле 1945 года.

Русский народ всегда был чертовски крут и офигенно изобретателен. Не смею утверждать, что сей редкий ген вживается только в тело русского человека и только с ним он гармонирует и уживается. Мы также много знаем об Эйнштейнах, Коперниках, Галиллеях и других выдающихся личностей, которыми несомненно нужно и должно восхищаться… Но живу я в России и я все больше хочу знать о самых крутых парнях Родины моей, о тех, кто прославлял Россию своими блестящими умственными способностями, авантюрными идеями, талантами и гениальными решениями…

Правда, умер как большинство великих ученых России далеко за пределами Родины и несмотря на всю свою гениальность — буквально боролся за свое существование, чтобы прокормить свою семью.

Перебирая очередную мега крутую личность, я взял за основу самый главный критерий: кто из российских ученых, изобретателей, химиков и других научных деятелей был самым дотошным, гениальность которого была непостижима тогда и кажется нереально крутым сегодня. То есть то, во что сегодня очень сложно поверить, и надо признаться — то, что сделал этот парень — вызывает лишь чувство восхищения, даже тогда, когда в тебе закрадывается очередная волна сомнений в возможностях сделать такое именно в то время, когда технически это кажется сделать было невозможным.

Голь на выдумки хитра — это точно о нем. Знакомьтесь, Сергей Михайлович Прокудин-Горский — объект моего восхищения сегодня, и я предлагаю вам окунуться в красоту его гения, прочувствовать силу его фантазии вместе со мной.

Прокудин — Горский изначально не простой персонаж, не такой как все, и речь даже не в том насколько сильно ласкают слух редко встречающиеся двойные фамилии в России. Этот дядька поразил меня другим — это настоящий пионер в цветной фотографии. Тот, кто уже в 1903 году начал фотографировать достопримечательности Российской империи в цвете. И еще, радует, что смекалка и дальновидность не подвела — всё запатентовал, чтобы ничего не украли, или не приписали как личные заслуги и достижения…

Как и большинство гениальных людей, Сергей Михайлович был разносторонним человеком — обожал точные науки, был талантливым химиком и учеником самого Менделеева. Русский фотограф, изобретатель, общественный деятель, педагог, член Русского Императорского географического, технического и фотографического обществ — а Вам слабо). А самое главное — создатель удивительной коллекции достопримечательностей Российской империи — одна из первых в мире коллекций цветных фотографий, представляющая собой уникальный объект культурного наследия как для народов бывшей Российской империи, так и для всего человечества. Спрашивается, отчего я так мало знаю о тех выдающихся людях, кто уже в самом начале 20 века создавал невозможное? (вопрос риторический)

КАК ОН ЭТО СДЕЛАЛ

Секрет его метода был в передаче цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины. Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Вот так вот просто — заморочился, пораскинул своими огромными мозгами, и сделал то, на что западные умы были в то время неспособны. А чтобы укрепиться основательно еще и коллекцию забабахал — более 3500 снимков. И не просто коллекцию достопримечательностей Российской империи, но еще и Дании, Италии, Франции, Швейцарии и Австро-Венгрии…

Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года.

Самое нелепое, почему более 2600 снимков находятся в Библиотеке Конгресса США и именно там — в штатах в 2000 году негативы были оцифрованы и выложены на сервере Библиотеки в сети Интернет. Но об этом позже…

С апреля по сентябрь 1906 года Прокудин-Горский проводил много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года, в горах Алаяблиз станции Черняево (ныне Хаваст) над Сулюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары.


фото: www.veinik.by

В мае 1908 года отправляестя в Ясную Поляну, где делает серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».


Главный въезд в усадьбу Л. Н. Толстого. Фото сделано со стороны усадебного дома
На фотографии также изображен Большой пруд. Справа — те же ели (посаженные Толстым) и тот же заборчик, что на предыдущей фотографии. В Пущкинском доме хранится черно-белый диапозитив с этой фотографии. Он озаглавлен: «Группа школьников у пруда».

Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.

В 1909 году Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. И уже в мае 1909 года получаетаудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой - моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

По одной из версий, все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились… Так ли это, при том, что сам император Николай II распорядился во всем помогать гению цветной фотографии? Мне кажется сомнительным, что финансирование такого проекта не осуществлялось, но и обратного сказать не смею. Лишь предположение…

В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию - сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновилась.

КОМАНДИРОВКА, СТАВШАЯ ЭМИГРАЦИЕЙ

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Быть может, у мастера в тот момент возникла надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не сбывшуюся при царском режиме – чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России? Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

В мае 1919 г. Прокудину-Горскому удалось собрать в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, т.к., как писал впоследствии сам фотограф, «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому в сентябре 1919 г. он перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру приходилось делать заново, буквально «на коленке», так как денег катастрофически не хватало. Привлеченные к проекту местные компаньоны не отличались ни щедростью, ни надежностью. К тому же на пятки наступали конкуренты – цветной кинематограф в Европе к началу 1920-х гг. активно осваивали уже несколько фирм, хотя до его широкого коммерческого применения оставалось всё ещё далеко.

К тому времени царь и его семья были растреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году. Для данной выставки стеклянные пластинки были отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. окончательно потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но по какой-то причине она осталась нереализованной (возможно, из-за болезни Сергея Михайловича). Ученому-эмигранту оставалось только заняться со своими сыновьями привычным фоторемеслом, чтобы хоть как-то прокормиться в чужой стране.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СНИМКОВ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ «РОССИЯ В ЦВЕТЕ»

Предлагаю насладиться некоторыми снимками, окунуться в дореволюционный мир России, ведь это были последние годы существования Великой Российской Империи. Являясь в своем роде визуальной энциклопедией России, коллекция показывает «в красках» архитектурные памятники страны, церкви, храмы, святые места, всё то, что подверглось со временем массовым разрушением. В частности, сегодня не существуют или находятся в полуразрушенном состоянии более половины храмов, которые можно увидеть на фотографиях из «Коллекции достопримечательностей».

Однако эти уникальные снимки не только сохранили память об утраченном, в последние годы они всё активнее используются реставраторами при воссоздании памятников (например, ансамбля Старо-Голутвинского монастыря в Коломне и Сретенского собора в Ялуторовске). Именно поэтому эта коллекция очень важна и ценна для каждого из нас.


Портрет женщины в белой блузке и синей юбке (ориг. название: «Этюд Головки»). 1910 г. Библиотека конгресса США
Команда парохода «Шексна» (М.П.С.) Российская Империя, 1909 г. Библиотека конгресса США
Туркмен с верблюдом 1905-1915 гг., Библиотека конгресса США
Дрезина на Олонецкой железной дороге, Петрозаводск, 1915г., Библиотека конгресса США
«Три поколения» Златоуст, Уральские горы, 1 января 1910 г, Библиотека конгресса США
Молодые крестьянки на фоне традиционного деревянного дома в (посёлок Кириллов, ныне Вологодская область). 1 января 1909 г. Библиотека конгресса США
Нило-Столобенская пустынь, построенная на месте отшельничества преп. Нила, 1 января 1910 г. Библиотека конгресса США
Автопортрет Сергея Михайловича Прокудина-Горского.1 января 1912 г, Библиотека конгресса США
Продавец дынь в Самарканде, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Казахская семья в Сыр-Дарьинской области, 1 января 1911 г. Библиотека конгресса США
Алим-Хан (1880-1944), 1 января 1911 г. Библиотека конгресса США
Пятеро заключённых в зиндане, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США

Зиндан (от персидского زندان , zindân - «тюрьма») - традиционная подземная тюрьма-темница в Средней Азии. Слово образовано от слов зина - «преступление, нарушение» и дан - «помещение, вместилище»


Австрийские военнопленные перед бараком, Карелия, 1 января 1915 г. Библиотека конгресса США
Стрелочник-башкир на Транссибирской железной дороге, 1 января 1910 г. Библиотека конгресса США
Собор святого Николая в Можайске, между 1911 и 1912, Библиотека конгресса США
Железнодорожный мост через Каму в Перми. 1910 год., между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Паровоз АБ-132 на Самаро-Златоустовской железной дороге, 1 января 1910 г. Библиотека конгресса США
Изразцовая печь в «Княжьих теремах» Ростовского Митрополичьего двора (XVIII) в Кремле., 1 января 1911 г. Библиотека конгресса США
Евангелие, 1 января 1911 г., Библиотека конгресса США
Дагестанцы, 1 апреля 1904 г. Библиотека конгресса США
Пруды Новоафонского монастыря, 1 января 1904 г. Библиотека конгресса США
Фрагмент собора Воскресения Христова («Спас на крови») в Санкт-Петербурге, 1 января 1907 г. Библиотека конгресса США
Церковь Преображения Господня. Пидьма, 1 января 1909 г. Библиотека конгресса США

Пи́дьма - деревня в Подпорожском городском поселении Подпорожского района Ленинградской области. Упоминается в 1563 году в Важинском погосте, как деревня на усть-Пидьмы , вотчина новгородского Спасо-Хутынского монастыря.

ПИДЬМА - село при реке Свири, число дворов - 128, число жителей: 386 м. п., 422 ж. п.; Церквей православных 3. Часовен православных 2. Мукомольное заведение. Мельниц 2. (1873 год). В 1997 году в деревне проживали 42 человека, в 2007 году - 32 человека.


Женщина в парандже. Самарканд, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Часовня времён Петра Великого. Близ водопада Кивач, 1 января 1915 г. Библиотека конгресса США
Соловецкий монастырь, 1 января 1915 г. Библиотека конгресса США
Ветряные мельницы на сибирской равнине, 1 января 1912 г., Библиотека конгресса США
Контролёр на Мариинском канале, 1909 год, Библиотека конгресса США
Кострома. Вход в церковь воскресения., 1 января 1910 г., Библиотека конгресса США
Ансамбль мавзолеев Шахи Зинда в Самарканде, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Торжок. Спасо-Преображенский собор (справа) и Входоиерусалимская церковь., 1 января 1910 г. Библиотека конгресса США
Сплав леса по каналу Петра I на Ладожском озере, 1 января 1909 г., Библиотека конгресса США
Русские дети на склоне холма в Белозёрске, 1 января 1909 г.Библиотека конгресса США
Заготовка сена в центральной России, Перерыв на сенокосе, 1 января 1909 г. Библиотека конгресса США
Горные работы на Бакальском руднике на Урале. 1910, Библиотека конгресса США
Вид на Тобольск с севера, с колокольни Преображенской церкви, 1 января 1912 г.Библиотека конгресса США
Деревня Колчедан в Уральских горах, 1 января 1912 г.Библиотека конгресса США
Тифлис, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Кострома. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре (зимний), 1 января 1910 г., Библиотека конгресса США
Плотина на Оке в районе Белоомута, Московская губерния. Рабочие и руководители позируют на фоне подготовки к заливке фундамента плотинного шлюза. 1 января 1912 г.Библиотека конгресса США
Вид на Суздаль с реки Каменка к северо-востоку от Москвы, 1 января 1912 г.Библиотека конгресса США
Русский паровоз AА-76 на Пермской железной дороге, 1 января 1910 г.Библиотека конгресса США Крестьянка мнёт лён. Пермская губерния. 1910 г.
Вид на Кафедральный Успенский собор с Казанской горы. Смоленск, между 1911 и 1912
Общий вид города Старица с Волгой, 1910 Библиотека конгресса США
Ранняя цветная фотография Сергея Прокудина-Горского. Город Ржев на Волге, 1910, Библиотека конгресса США
Борисоглебский монастырь с моста. 1910 год, Торжок

«В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее».

До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский принадлежал к одному из старейших дворянских родов России, представители которого более пяти столетий верно служили своей стране.


Прокудин-горский с детьми: Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895).

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Поделиться: