Сообщение о любом буддийском храме. Особенности храмов разной веры

При царе Ашоке был объявлен государственной религией.
Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и , высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.

Одним из главных видов буддийских культовых памятников были . Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам.
Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами - символами знатного происхождения Будды. Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий.

Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых. Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в , выстроенная при Ашоке в 3 в. до н.э., но в 1 в. до н.э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м, а до конца стержня 23,6 м, диаметр основания - 32,3 м. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества периода . Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на который первоначально был нанесен слой обмазки с выгравированными рельефами буддийского содержания. По ночам ступа освещалась светильниками.

Близка по форме к ступе в Санчи Тупарама-Дагоба, выстроенная в 3 в. до н.э. в Анурадхапуре на острове Цейлоне, где параллельно с Индией развивалось близкое к ней . Цейлонские ступы, носившие название дагоба, имели несколько более вытянутую колоколообразную форму. Тупарама-Дагоба представляет собой массивное каменное сооружение с высоким, заостренным кверху каменным шпилем.

Каменная ограда вокруг ступы в Санчи была создана по типу древней деревянной, а ее ворота ориентировались по четырем странам света. Каменные ворота в Санчи сплошь покрыты скульптурой, почти нет ни одного места, где оставался бы гладким. Эта скульптура напоминает резьбу по дереву и слоновой кости, и не случайно резчиками по камню, дереву и кости в Древней Индии работали одни и те же народные мастера. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих три пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой. На последней верхней перекладине помещались фигуры гениев-хранителей и буддийские , например колесо - символ буддийской проповеди. Фигура Будды в этот период еще не изображалась.

Сцены, украшающие ворота, посвящены джатакам - легендам из жизни Будды, перерабатывавшим мифы Древней Индии. Каждый рельеф является целой большой новостью, в которой с подробностью и тщательностью изображены все действующие лица. Памятник, так же как и священные , должен был как можно полнее освещать тот культ, которому он служил. Поэтому с такой подробностью рассказываются все события, связанные с жизнью Будды Живые образы, выполненные в скульптуре, являются не только религиозными символами, но воплощают в себе многогранность и богатство индийской народной фантАзии, образцы которой в литературе нам сохранила «Махабхарата».

Отдельные на воротах - это жанровые сцены, повествующие о жизни народа. Наряду с буддийскими сюжетами изображаются также древние божества Индии. На северных воротах в верхней полосе изображена сцена поклонения слонов священному дереву. С двух сторон медленно приближаются к священному дереву тяжелые фигуры слонов. Их хоботы как бы качаются, скручиваются и протягиваются к дереву, создавая плавное ритмическое движение. Цельность и мастерство композиционного замысла, а также живое чувство природы характерны для этого рельефа. На столбах вырезаны пышные крупные и ползучие . Легендарные чудовища (Гаруда и др.) помещены рядом с изображениями реальных зверей, мифологическими сценами и буддийскими символами. Фигуры даются то в плоском рельефе, то в высоком, то еле различимыми, то объемными, что создает богатую игру света и тени. Массивные фигуры слонов, стоящие по четыре с каждой стороны, подобно атлантам, несут на себе тяжелую массу ворот.

Необычайно поэтичны скульптурные фигуры качающихся на ветвях девушек - «якшини», духов плодородия, - помещенные в боковых частях ворот. От примитивных и условных древних форм искусство в этот период далеко шагнуло вперед. Это проявляется прежде всего в несравненно большем реализме, пластичности и гармонии форм. Весь облик якшини, их грубоватые и большие руки и ноги, украшенные многочисленными массивными браслетами, крепкая, круглая, очень высокая грудь, сильно развитые бедра подчеркивают физическую силу этих как бы напоенных соками природы, упруго качающихся на ветвях девушек. Ветки, за которые хватаются руками молодые , сгибаются под тяжестью их тел. Движения фигур красивы и гармоничны. Эти женские образы, наделенные жизненными, народными чертами, постоянно встречаются в мифах Древней Индии и сравниваются с гибким деревом или молодым, буйным побегом, так как они воплощают могучие творческие силы обожествленной природы. Ощущение стихийной силы присуще всем образам природы в скульптуре Маурья.

Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха - монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма. Так, четыре льва, соединенные спинами, на сарнатхском столбе поддерживают буддийское колесо. Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны. Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Являясь официальным символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.

В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов). Таков вход в один из наиболее древних пещерных храмов Ломас-Риши в Барабаре, выстроенный около 257 г. до н.э. На фасаде воспроизведены в камне килевидная арка над входом, выступы балок и даже ажурная решетчатая резьба. В Ломас-Риши над входом, в узком пространстве пояса, расположенного полукругом, помещено рельефное изображение слонов, поклоняющихся ступам. Их грузные фигуры ритмическими и мягкими движениями напоминают рельефы ворот в Санчи, созданные двумя веками позднее.

Дальнейшее развитие внутреннего помещения, еще мало развитого в храме Ломас-Риши, привело к созданию крупных пещерных храмов - чайтий во 2 - 1 вв. до н.э. Наиболее значительными являются чайтьи в Бхаджа, Кондане, Аджанте, Насике. В них выкристаллизовался ранний тип пещерного храма, нашедший свое лучшее выражение в чайтье в Карли.

Первоначально чайтья заимствовала отдельные элементы деревянного зодчества, что отразилось не только в повторении архитектурных форм, но и во вставленных деревянных деталях. Вместе с тем характер вырубленного в скалах помещения, своеобразная связь ваяния и зодчества вызвали к жизни совершенно новый род архитектуры, просуществовавший в Индии около тысячи лет.

Наиболее значительна в художественном отношении чайтья в Карли 1 в. до н.э.. Величественный интерьер чайтьи оформлен двумя рядами колонн. Восьмигранные монолитные колонны с пухлыми гранеными капителями завершены символическими скульптурными группами коленопреклоненных слонов с восседающими на них мужскими и женскими фигурами. Свет, проникающий через килевидное окно, освещает чайтью. Прежде свет рассеивался рядами деревянных орнаментированных решеток, что еще более усиливало атмосферу таинственности. Но и теперь, выступая в полумраке, колонны как бы надвигаются на зрителя. Токовые коридоры настолько узки, что за колоннами почти не остается пространства Стены вестибюля перед входом во внутреннее помещение чайтьи украшены скульптурой. У подножия стен стоят массивные фигуры священных слонов, исполненные в очень высоком рельефе. Пройдя эту часть храма, как бы посвящавшую в историю жизни Будды и подготовлявшую определенное молитвенное настроение, паломники попадали в таинственное, полутемное пространство святилища с блестящими, отполированными, как стекло, стенами и полом, в которых отражались блики света.
Чайтья в Карли - одно из лучших архитектурных сооружений Индии этого периода. В ней ярко проявилась самобытность древнего искусства и характерные черты культовой индийской архитектуры. Скульптура пещерных храмов обычно служит гармоничным дополнением архитектурных деталей фасада, капителей и т. п. Ярким образцом декоративной скульптуры пещерных храмов является упомянутое оформление капителей чайтьи, образующее своеобразный фриз над рядом колонн зала.

Главная > Урок

Буддийский храм Вы узнаете О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме Основные понятия Храм Дацан В буддизме священные храмы называются «дацаны». Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники. Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее. Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных. У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист «прочитал» молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке. Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются «танки» – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов. Правила поведения буддистов в храме. Заходя на территорию дацана буддист должен снять головной убор. Вести себя в храме ему следует тихо и скромно, отключить сотовые телефоны. Нельзя громко разговаривать, смеяться, показывать в сторону божеств пальцами, раздражаться, злиться, держать руки в карманах. Необходимо стараться думать только о хорошем, желать добра всем живым существам. Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса – символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу). Подойдя к статуе или изображению, он складывает ладони и сначала подносит их ко лбу, как бы просит благословения своего разума и желает, чтобы мысли всегда были чистыми. После этого он подносит сложенные ладони ко рту, прося благословения речи и желая, чтобы слова его всегда были правдивы. После этого он подносит сложенные ладони к груди, прося благословения тела и желая, чтобы сердце было всегда наполнено любовью ко всем живым существам. Эти три жеста означают, что человек просит покровительства Будды, его Учения и Сангхи (Общины учеников Будды). Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий. Важные понятия Ступа – (в переводе с санскрита – куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии. «Хурдэ» (в переводе – «молитвенный барабан») – в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы. Это интересно Монастырь Эрдэнэ-Зуу – один из самых древних, дошедших до наших дней монастырей, находится в столице Монголии г.Улан-Баторе. Храмы монастыря Эрдэнэ-Зуу построены в один ряд и ориентированы своими фасадами на восток. В 1734 г. вокруг всего комплекса храмов начали возводить стену со ступами. Всего в стене 108 ступ. Число 108 – священное число во всех странах буддийского мира (108 томов содержит «Ганджур», 108 зерен содержится в наиболее распространенном варианте буддийских четок). На каждой ступе имеется надпись, на чьи средства он сооружен и чему посвящен. Вопросы и задания Кто такой «лама»? Для чего буддисты ходят в дацаны? Как им следует вести себя в буддийском храме? Как следует вести себя в священных сооружениях? Урок 26 Ритуалы и обряды Вы узнаете О том, что такое ритуал в буддизме Что такое мантра Что такое подношение Основные понятия Ритуал Обряд Мантра Ритуалы. В буддизме существует множество ритуалов, которые используются как различные практики очищение ума и различаются в зависимости от того, к какой школе принадлежит буддист и в какой местности он живет. Считается, что выполнение ритуалов позволяет устранить многие препятствия в жизни и ведет к накоплению благой кармы как буддиста, выполняющего ритуал, так и всех, кто живет в данной местности. Раньше, когда буддизм приходил на новую территории, люди там верили в духов природы, таких, как духи гор, рек, деревьев. Буддизм всегда терпимо относился к другим религиям, он не боролся с местными верованиями, а включал их в себя. Таким образом, в буддизме появлялись ритуалы подношения духам, которые преобразовывались в буддийские практики очищения ума. Общие для всех буддистов ритуалы. Чтение мантр. Мантра – это священная фраза, которая может произноситься вслух, про себя или шепотом. Мантры используются для очищения ума и концентрации его на каком-либо благом пожелании. Разные мантры имеют разное действие, сила которого зависит от количества повторений и правильного понимания того, что она несет. Самая известная и самая короткая мантра: ОМ. Подношение является актом даяния, развивающим щедрость и радостное усилие в Учении. Буддисты подносят образам Учителя, всему хорошему, что есть в них (Будда-аспектам), Трем Драгоценностям (Будде, Учению, Общине). Подношения могут быть выражены материально, речью или в уме. У некоторых буддистов дома есть специальная полочка, на которой стоит рисунок или фотография с изображением его учителя. Рядом с изображением, в виде подношения, кладут еду. Для счета мантр и выполненных ритуалов у каждого буддиста есть специальный предмет – буддийские чётки – ожерелье с нанизанными на него зернами. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен. Это интересно В буддийских монастырях проводят ритуалы, развивающие различные благие качества человека. В некоторых из них могут принять участие все желающие. Одним из таких ритуалов является развитие сострадания ко всем живым существам. Он представляет из себя трехдневное нахождение в одном помещении, из которого нельзя выходить. В первый день человек перестает есть мясо. Во второй день перестает есть любую еду. В третий день перестает пить воду. По окончании трех дней человек выходит из помещения и снова начинает пить и есть. Результатом является понимание того, как могут страдать другие живые существа. Важные понятия Ритуал – символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание которых лежит в общих ценностях. Вопросы и задания Для чего люди следуют ритуалам? Какие ритуалы буддизма ты знаешь? Какие ритуалы других религий тебе известны? Урок 27 Буддийский календарь Вы узнаете Каким календарем пользуются буддисты Об особенностях буддийского календаря Основные понятия Солнечный календарь Лунный календарь Для измерения времени люди ориентируются на астрономические явления: обращение Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли и Земли вокруг своей оси. Например, то время когда Земля обойдет вокруг Солнца один круг принято называть солнечным годом. Уже в глубокой древности появилась необходимость измерять время. Для того чтобы считать большие промежутки времени (дни, месяцы и годы) люди придумали целые системы счисления – календари. Календари бывают разные. Есть календари солнечные, которые основываются на обращениях Земли вокруг Солнца и есть календари лунные, которые основываются на обращениях Луны вокруг Земли. Буддийский религиозный календарь основан на положениях луны на небе.Поэтому его называют лунным. Буддийский календарь имеет 12-летний годовой период. Каждый год находится под покровительством одного из двенадцати животных – Крысы, Быка, Тигра, Кролика, Дракона, Змеи, Лошади, Овцы, Обезьяны, Петуха, Собаки и Свиньи. Начало буддийского летоисчисления опережает григорианское летоисчисление на 544 года. Так, 2010-й год Тигра соответствует 2554-му году по буддийскому календарю. В буддийском календаре также как и в григорианском – 12 месяцев. Месяц состоит из 29 или 30 суток. Месяцы называются по временам года. Первый месяц года именуется также первым месяцем весны, четвертый - первым месяцем лета, седьмой - первым месяцем осени, десятый - первым месяцем зимы. В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца. В эти дни принято посещать монастыри и храмы, делать подношения Буддам, Учителю и Общине, слушать проповеди, принимать участие в молебнах. По желанию в эти дни можно дать обет не есть мяса и рыбы, воздержаться от всех развлечений и не причинять вреда всем живым существам телом, речью и мыслями. Это интересно: В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснений важнейших астрономических и метеорологических событий года, определения времени проведения сельскохозяйственных работ, предсказаний спокойствия или волнений в обществе, составления индивидуальных гороскопов. Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом. Это интересно Календарь, который общепринят в Российской Федерации, – солнечный и называется Григорианским календарем по имени своего изобретателя Григория XIII. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365 и 366 суткам. Вопросы и задания По какому календарю ты живешь? Какие у тебя любимые праздники? Они светские или религиозные? Урок 28 Праздники Вы узнаете О значении праздников в буддийской культуре Об основных буддийских праздниках О праздновании буддийского Нового года Основные понятия Праздник Хурал Молебен Значение праздников в буддизме. Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного – «сегодня праздник, значит, надо радоваться и отдыхать». Праздник для буддистов – это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов. С почитанием «Трех Драгоценностей» (Будды Шакьямуни, его Учения (Дхармы) и общины его последователей – Сангхи) связаны все основные буддийские праздники. В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий и такое же количество раз увеличиваются заслуги совершении добрых, благих деяний. Основные буддийские праздники. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора–двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. Большинство праздников приходится на полнолуния. Главными религиозными праздниками буддистов являются:

    Доншод-хурал (15-го числа четвертого месяца) посвящен Дню рождения, Просветления и уходу Будды Шакьямуни в нирвану. Новый год – Сагаалган. Круговращение Майтрейи (Майдари-хурал; 15-го числа пятого месяца). Праздник посвящен приходу на землю Майтреи – Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода Будды Шакьямуни. Лхабаб дуйчен (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю; 22-го числа девятого месяца). Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» – это и есть главная идея данного праздника. Зула-хурал (или праздник тысячи лампад). Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе. Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости, рассеивающий тьму неведения у живых существ.
Буддийский Новый год – Сагаалган. Буддийский Новый год – Сагаалган – празднуют между концом января и серединой марта, в первое новолуние по лунному календарю. Дату встречи буддийского Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища – молоко, сметана, творог, масло. Первый день года буддисты проводят в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным и называется Белым. Это интересно Буддисты верят, что по истечении пяти тысячелетий после Будды Шакьямуни на Землю придет Будда Майтрея. Поэтому буддисты ожидают, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного Просветления и будет учить чистой Дхарме. Вопросы и задания В чем состоит смысл буддийских праздников? Какие буддийские праздники вы знаете? Урок 29 Искусство в буддийской культуре Вы узнаете О том, что такое буддийская икона О древнем религиозном ритуале «Цам» О буддийских музыкальных инструментах Основные понятия «Танка» Даммару Раковина (дунгар) Цам Буддийское искусство основывается на учении Будды и составляет целую эпоху в истории мировой культуры и представляет собой чрезвычайно разнообразное, яркое, наполненное глубоким смыслом явление. Это живопись «танка», космологические иконы, иконография, скульптура, архитектура, буддийская глиняная пластика, религиозные танцы и музыка. Буддийские иконы на ткани. Буддийские иконы, написанные на ткани, называются «танка», на них изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей.В переводе с тибетского языка слово «тан» значит плоский, а суффикс «ка» означает живопись. Таким образом, танка - это род живописи на плоской поверхности, которая может быть свернута в рулон, когда нет нужды ее демонстрировать. Ее либо рисуют, либо вышивают, и обычно она висит в монастырях или в домах у верующих. Размеры «танка» изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие «танка» часто исполняют большие группы художников, на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы. Цам, также Чам – торжественное религиозное служение в форме театрального действа, совершаемое на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цель его – показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей Будды. Цам имеет разновидности, отличающиеся жанровой принадлежностью – танец-медитация, танец-пантомима, пантомима с диалогом. Буддийские музыкальные инструменты используются во время традиционных буддийских праздников (молебнов), а также в обычной ритуальной службе в дацане. Дамару – двусторонний ручной барабан, по форме напоминающий песочные часы. Играют на нем, подняв вертикально правую руку и держа барабан за «талию» большим и указательным пальцами, раскачивая его по часовой стрелке и против нее так, чтобы ударники, прикрепленные к «талии» дамару попадали по звучащим поверхностям. Дамару является символом мудрости. Раковина (дунгар) – у большой морской раковины спиливают острый конец завитка, полученное отверстие приставляют к краю губ и извлекают звук «е». Звукоизвлечение происходит путем вдувания воздуха в узкую часть раковины при одновременном закрытии ладонью широкой части. Буддийские монахи призывают звуками раковины в храм, извещая о начале молебна. Раковина является одним из восьми благих символов буддизма. В искусство буддизм привнес совершенно определенные идеи несовершения зла и насилия. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук (количество, конечно, условно), в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья. Важные понятия «Танка» (в переводе с тибетского буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой») – произведение изобразительного искусства. «Цам» – монгольское произношение тибетского слова «чам», означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов». Мистерия – это тайная религиозная церемония. Мантры – священные слоги Это интересно Обряд вывешивания «Хии-морин». Хии-морин (воздушный конь, конь-ветер) – космологическая икона, связанная с буддийской астрологией. Хии-морин символизирует психическую энергию человека. Когда энергия человека находится в плохом состоянии, у человека наступает упадок духа и его преследуют неудачи. Чтобы исправить это положение, существует обряд вывешивания ритуального флажка «хии-морин». На иконе в середине изображен конь, а в четырех его углах – тигр, лев, дракон и мифическая птица гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. На этом флажке написаны священные мантры, и есть место, куда нужно вписать имя человека. Обычно обряд вывешивания хии-морин проводится верующими после буддийского Нового года. Вопросы и задания Что такое «танка»? Что такое мистерия? Видел ли ты когда-нибудь буддийскую мистерию «Цам»? Какой звук у буддийских музыкальных инструментов? Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству Вы узнаете Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности. Что делает нас – разных людей – одним народом. Основные понятия Великая сила нравственности Патриотизм Народ. Дорогой друг! На предыдущих уроках ты познакомился с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников бережно передавала другому. Ты узнал о религии, духовных идеалах, моральных нормах твоих предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая и помогая друг другу. Ты знаешь теперь, что вера, духовность, нравственность, любовь – это огромная сила, которая спасает человека, его семью и даже целые народы от зла, болезней, саморазрушения. Теперь ты знаешь о великой силе нравственности. Давай подумаем, как ею правильно распорядиться. Все великие религии мира утверждают, что вера без дел мертва. Нравственные заповеди даны человеку, чтобы он их исполнял. Об этом же говорит светская этика: если человек знает о моральных нормах, но не применяет их в своей жизни, его нельзя назвать нравственным человеком. Все великие религии мира основаны на двух величайших нравственных заповедях: любовь к Богу и любовь к человеку. Светская этика также утверждает, что любовь к человеку, уважение, поддержка, защита другого человека есть основа общественной жизни. Человек остается человеком до тех пор, пока заботится о других. Потому на вопрос: «Как правильно распорядится великой силой нравственности?», есть только один правильный ответ: «Обратить ее в заботу о человеке ближнем и человеке дальнем». Для верующих забота о человеке открывает путь к Богу. Тем, кто не разделяет какую-либо религию, забота о человеке позволяет жить достойно, безопасно и счастливо. В этом легко убедиться – родители заботятся о тебе, и это делает их жизнь радостной и счастливой. Сейчас ты помогаешь им, когда станешь старше – у тебя будет больше возможности заботится о них. Взаимная помощь и поддержка любящих друг друга людей – это и есть настоящая семья. Семья – основа нравственной общественной жизни человека. Более сложный уровень общественных отношений, который потребует от тебя применения моральных норм – это твой класс, твоя школа, село, поселок, город в котором ты живешь. Научись выстраивать нравственные отношения со своими одноклассниками, старшими и младшими и ты приобретешь верных и надежных друзей, которые всегда помогут тебе. Еще более сложный уровень общественных отношений – это народ, частью которого являешься ты, твоя семья, люди, живущие с тобой рядом. Любовь к своему народу, к Отечеству и забота о нем, проявляемая в реальных делах называется патриотизм. Что делает нас – разных людей – одним народом? Во-первых, общность территории. Наша страна – Россия – самая большая страна в мире по территории. На этой необъятной земле жили наши предки, живут наши родители. Это наша земля и на ней будут жить твои дети. Во-вторых, язык. Народы России говорят на разных языках, и мы прекрасно понимаем друг друга благодаря русскому языку. В-третьих – наша общая история и культура. Но самое главное, что делает нас единым народом – это наша готовность заботиться друг о друге, руководствоваться нравственными нормами в отношениях друг с другом. В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа. Патриотизм неотделим от духовности, нравственности человека. А нравственность человека проявляется в его поступке, высшей формой которого является жизнь во благо Родины. Важные понятия Патриотизм – личное и общественное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои собственные, действовать во благо своей семьи, народа, России. Народ – группа людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке, получивших от прошлых поколений общее историческое, культурное, религиозное, духовное наследие, руководствующая нравственными нормами в отношениях друг с другом. Это важно Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Александр Пушкин) Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это, прежде всего, народ (Николай Чернышевский) Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству (Николай Чернышевский) Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины (Джон Кеннеди) Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё (Теодор Рузвельт) Вопросы и задания Какими словами ты можешь описать свою родину? Как ты думаешь, что объединяет нас, жителей России?

Список иллюстраций

«Колесо Сансары» («Бхавачакра») Роща Лумбини Дерево Бодхи Лхас «Шесть парамит» (щедрость, нравственность; терпеливость; мужественность; способность к размышлению; мудрость). Схематический рисунок Иллюстрации к жизнеописанию Будды Имена и титулы Будды: Будда Шакьямуни (Пробужденный Мудрец из рода Шакьев), Татхагата (Так Пришедший или Так Ушедший), Бхагаван (Благословенный, Блаженный; дословно - «наделенный благой долей»), Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром) Будда Майтрейя Тысячерукий Будда Две лани и Колесо Дхармы Йог Аскет Монах Кшатрий Сангха Трипитака. Схематический рисунок Ганджур Данджур Цугольский дацан Храмовый комплекс Куто-до Пайя Дхаммапада Буддийские книги в шелковых тканях Миряне со священными книгами Закон кармы. Схематический рисунок Скульптура Тун-ши («Четверо дружных») Монах-тхеравадин, подметающий перед собой, чтобы не наступать ногою на живые существа Буддийский монах и дети Мама, держащая на руках ребенка (в буддизме говорится: как мать относится к ребенку, так и мы должны относиться ко всем живым существам) Монах в сапогах с загнутыми вверх носками Природа. Лама в медитации Ребенок и животное Деревья и цветы (или ночь, луна и силуэт буддийского монаха) Изображения буддийских Учителей Подношение хадака (ритуального шарфа) старшему члену семьи «Колесо Учения» (фрагменты) Иллюстрация к притче про мальчика и бабочку 8 благих символов буддизма Интерьер дацана Молитвенные барабаны Лама-астролог ведет прием Дацан (общий вид: домики для монахов, послушников, хозяйственные постройки, ступы) Ребенок кланяется Будде Хамбо Лама Итигэлов Монастырь Эрдэнэ-Зуу Зандан-Жуу Цугольский дацан Санкт-Петербургский Дацан Атлас тибетской медицины Бодхисаттва Первый Пандито Хамбо Лама России Пандито Хамбо Лама Даша-Доржи Этигэлов Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцзо Чже Цонкапа (Зула-хурал) Майдари - хурал Мистерия «Цам» Буддийские музыкальные инструменты Танка (божество) Космологические иконы Буддийская глиняная пластика Монах держит в руке даммару Хии-морин Алтарь Восемь благоприятных символов: золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Почитаемые священные животные буддизма (слон, лев, конь, черепаха, газели) Ступа. Схематический рисунок Буддийская ступа на острове Огой (Бурятия) – Ступа Просветления и Матери всех Будд) Алтарь (три объекта представляющие тело, речь и ум Будды, - статуя Будды или Бодхисаттвы, священный текст, завёрнутый в коричневую или жёлтую ткань и расположенный слева ступа, символ ума Будды. Подношения – семь чаш Ваджра (колокольчик, хрустальный шар и другие предметы, которые могут использоваться постоянно или в ходе особых ритуалов) Буддийская семья Буддийский религиозный календарь Буддийские праздники (Доншод-хурал, Сагаалган, Майдари-хурал, Лхабаб дуйчен, Зула-хурал) Карта, где обозначены страны, где распространяется Дхарма Карта, где обозначены регионы России, где распространяется Дхарма

Россия – наша Родина Культура и религия. Буддизм Будда и его Учение Буддийские священные книги Буддийская картина мира Добро и зло Принцип ненасилия Отношение к человеку Милосердие и сострадание Отношение к природе Учитель в буддизме Семья и ее ценности Буддизм в России Путь духовного совершенствования Буддийское учение о добродетелях Долг и свобода Буддийские символы Буддийские святыни Буддийские священные сооружения Буддийский храм Ритуалы и обряды Буддийский календарь Праздники Искусство в буддийской культуре Любовь и уважение к Отечеству

Буддийские храмы теперь можно найти во многих странах, так как буддизм распространился по всему миру. За последние 2500 лет буддизм претерпел много изменений, и сегодня есть три основные ветви этой религии, каждая из них имеет свои собственные монастыри для верующих. Корни буддизма расположены в Индии. Хотя дата рождения Будды до сих остается спорным моментом, ориентировочно буддизм зародился в 5 веке. Дословный перевод Будда — «просветленный». В этой статье представлю вам несколько удивительных и почитаемых монастырей, которые Вы, возможно,захотите посетить.

1. Буддийский Монастырь Ват Арун (WAT ARUN) в Таиланде.

Знаменитый буддийский монастырь Ват Арун является одним из самых культовых образов в Бангкоке, Таиланд. Храм очень узнаваем.


Он украшен керамической плиткой и цветным фарфором. Чтоб посетить храм, Вам необходимо будет взять такси через реку.

2. Буддийский Монастырь Луанг (PHA THAT LUANG) в Лаосе.


Храм Пха Тхат Луанг расположен в Лаосе. Является самым важным национальным памятником Вьентьяна. Легенды рассказывают, что миссионеры построили этот огромный храм с позолоченным куполом для размещения там части Будды.


Было проведено очень много раскопок, но доказательства легенды так и не нашли.

3. Буддийский Храм Джоканг (JOKHANG) в Тибете.


Буддийский храм Джоканг в центре Лхасы известен как тибетский центр духовном мире. Храм является старейшим, оставшимся на земле, и дарит туристам подлинный вкус тибетской культуры.


Храм потрясающе красив. Он остается центром буддизма в Тибете.

4. Буддийский Храм Тодайдзи (TODAIJI) в Японии.


Одним из наиболее значительных и известных буддийских храмов является храм Тодайдзи в Наре. Монастырь — это крупнейшее деревянное здание в мире, там находится огромная статуя Будды.


Храм всегда был и остается чрезвычайно популярным. Храм также является домом для многих влиятельных буддийских школ.

5. Буддийский Храм BOUDHANATH в Непале.


Храм BOUDHANATH — один из наиболее почитаемых памятников в Катманду, Непале. BOUDHANATH — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.


BOUDHANATH привлекает туристов со всего мира.

.


Республике Союза Мьянма


Пагода Шведагон — одно из самых святых мест в мире. Основные ступы храма покрыты золотом и мерцают на солнце.


Храм находится в Янгоне, Мьянма.

в Республике Союза Мьянма


На площади Баган самая большая концентрация буддийских храмов, ступ, пагод, во всем мире.


Храмы на площади Баган гораздо проще по конструкции, чем многие другие в мире, но люди до сих пор совершают паломничество для поклонения и наслаждаются великолепием этого места.

9. Буддийские Монастырь в Боробудур (BOROBUDUR) в Индонезии


Храм Боробудур - буддийский памятник колоссальных размеров, подобных которому в мире больше не встретить. Этот массивный буддистский храм расположен в области Центральной Явы, Индонезия, недалеко от города Джакарты (приблизительно 42 км или на расстоянии в 25 миль).

Ученые не могут прийти к общему мнению, когда этот храм был построен, однако большинство полагает, что он появился между VII и VIII веками. Так же ученые полагают, что постройка такого храма заняла не менее 100 лет.

На протяжении последних ста лет, храм был заброшен из-за массового принятия ислама. В течении долгого времени храм был покрыт пеплом от извергавшихся вулканов, и в конце-концов зарос джунглями.

Храм был обнаружен в 1814 году сэром Томасом Рэффльзом, который проспонсировал очищение территории храма от зарослей. С тех пор храм подвергся разным реконструкциям, но самая значимая для жизни храма реконструкция была произведена индонезийским правительством в 1980-х годах, при поддержке ЮНЕСКО. Среди похожих храмовых комплексов можно выделить Пагоду Шведагон в Мьянме, одно из самых известных сооружений подобного плана

Боробудур возвращал свою великолепную красоту, и был зачислен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Структура храма представляет мифологическую модель, состоит из различных террас. Каждая терраса и стена этого древнего храма покрыты самыми удивительными запутанными видами барельефа, на котором изображено учение Будды. Вогнутости, изображающие статуи Будды, всюду, и каждый проход или терраса показывают много жизней и много форм принятий Сидхартха, прежде, чем достигнуть просвещения Будды.


Конечно, проходя все эти барельефы, Вы заметите, что многие из вогнутостей теперь пусты, или содержат, обезглавленные статуи Будды. Почему? Из-за безграничного грабежа, который был актуален несколько десятилетий назад. Многие из украденных голов Будды сейчас находятся в домах богатых людей и в музеях всего мира. Грабеж продолжается и сейчас, но значительно меньше. Ещё одним подобным комплексом является древний город Баган на территории Бирмы

В главной части храма туристу встретится центральная ступа (символ просвещения Будды) – символ вечности. Туристы не могут входить через центральную ступу. Только буддистским монахам позволено входить через центральную ступу.

Кроме главной ступы есть 72 колоколообразных ступы меньшего размера. Некоторые ступы содержат сидящего Будду, а другие пусты. Есть одна особая ступа, которая представляет жилище Будды с его пересеченными ногами. Легенда гласит, что если подойти и прикоснуться к пересеченной ноге Будды, то ваше желание обязательно исполнится.

День Просвещения: Хари Рая Вайсак

Одно из самых красивых и самых святых буддистских событий, которое может посетить любой человек, происходит один раз в год, в течение полной луны мая или июня. Буддистские первосвященники объявляют о дате заранее, поскольку они могут вычислить дату в точности, используя лунный календарь.


В назначенный день, в пределах 2:00, процессия начинается в Candi Mendut, храма меньшего размера, и продвигается в Храм Pawon. Продолжительность движения составляет приблизительно 1.5 мили, и заканчивается в Храме Borobudur. Босые монахи мужского пола одеваются в одежду цвета шафрана, а женщины одевают белые сари и тоже участвуют в процессии, неся зажженные свечи. Монахи двигаются очень медленно, подчеркивая торжественную манеру, при этом поют и молятся.


Кульминационный момент наступает около 4:00, когда прихожане сходятся в храме. Несколько сотен монахов окружат храм по часовой стрелке к центральной ступе, где они будут ждать луны, которая ознаменует, время рождения Будды. Основной момент церемонии - приветствие аудитории, и призыв Будды песней. Итак, это был рассказ о самом старом буддистском храме в мире. Советую Вам также почитать о пещерных

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым , приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.


Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.


Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.


Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.


На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.


Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Поделиться: