Какое определение не соответствует деятельности некрасова. Майя кучерская

Н. А. Некрасов как журналист и издатель

Николай Алексеевич Некрасов (1821, 1877) - русский поэт, писатель и публицист, революционер-демократ. С 1847 года по 1866 год - руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года - редактор журнала «Отечественные записки».

поэма-роман «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Русские женщины» . Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства.

В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», начав работу в библиографическом отделе. В 1842 году произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, который близко с ним познакомился и высоко оценил достоинства его ума. Белинский полагал, что в области прозы из Некрасова ничего более, чем заурядный журнальный сотрудник, не выйдет. Именно Белинский оказал на Некрасова сильное идейное влияние.

Вскоре Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846),

Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года- январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественных записок», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский.

Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».

С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика. В период «мрачного семилетия» 1848-1855 годов правительство Николая I, напуганное французской революцией, стало преследовать передовую журналистику и литературу. Некрасов как редактор «Современника» в это нелёгкое для свободомыслия в литературе время сумел ценой огромных усилий, несмотря на постоянную борьбу с цензурой, сохранить репутацию журнала.

Начинается печатание длинных приключенческих романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Николаем Некрасовым в сотрудничестве со Станицким. Главами этих долгих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за цензурных запретов.

Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом нового периода русской жизни. В его творчестве также наступила счастливая пора - его выдвигают в первые ряды русской литературы.

Однако этот период нельзя было назвать лёгким. Обострившиеся в то время классовые противоречия отразились и на журнале: редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы, одна из которых, во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, которые ратовали за умеренный реализм и эстетическое «пушкинское» начало в литературе, представляла либеральное дворянство. Противовес им составили приверженцы сатирической «гоголевской» литературы, пропагандировавшейся демократической частью русской «натуральной школы» 1840-х годов. В начале 1860-х годов противостояние этих двух течений в журнале достигло предельной остроты. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов крестьянской демократии.

В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова. Началась эпоха студенческих волнений, бунтов «освобождённых от земли» крестьян и польского восстания. В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предостережение». Выход в свет «Современника» приостанавливается, а в 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал закрылся навсегда. Некрасову, за годы своего руководства журналом, удалось преобразовать его в главный литературный журнал и прибыльное предприятие, несмотря на постоянное преследование цензорами.

После закрытия журнала Некрасов сблизился с издателем Андреем Краевским и через два года после закрытия «Современника», в 1868 году, арендовал у Краевского «Отечественные записки», сделав их боевым органом революционного народничества и превратив их вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным в орган передовой демократической мысли.

Сатирическое приложение к журналу - «Свисток»

В 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым было основано сатирическое приложение к журналу «Современник» - «Свисток». Автором идеи был сам Некрасов, а основным сотрудником «Свистка» стал Добролюбов. Первые два номера журнала (вышедшие в январе и апреле 1859 года) были составлены Добролюбовым, Некрасов же принял активное сотрудничество с третьего номера (октябрь 1859 г.). К этому времени он уже был не просто сотрудником, а занимался организацией и редактированием номера. Также Некрасов печатал в журнале свои стихи и заметки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра редакционно-издательского дела и информатики

РЕФЕРАТ

Н.А. Некрасов - редактор

Выполнила

студентка IV курса д/о 413 группы

Дворянская Дарья

Преподаватель: Иншакова Н.Г.

Москва 2015

В современной действительности редактор - это чаще всего человек со специальным гуманитарным образованием, задачей которого является непосредственно редактура, преобразование авторского текста. К тому же сейчас в большинстве редакций прослеживается разделение полномочий редактора и главного редактора - последний всё реже занимается правкой, отвечая за концепцию и курс СМИ.

В позапрошлом веке облик журналистики был иным, и редакторами (в данном случае главными редакторами) часто становились писатели. Одним из таких редакторов был Николай Алексеевич Некрасов, руководитель литературного и общественно-политического журнала "Современник" (в 1847-1866 годах) и редактор журнала "Отечественные записки" (с 1868 до 1877 года). Политика изданий определялась Некрасовым, поэтому помимо непосредственной редактуры он занимался также идеологической стороной журналов, отказываясь печатать авторов, сотрудничающих с изданиями, позиция которых была враждебна двум его журналам. Некрасова можно считать одной из центральных фигур в истории редактирования XIX века.

Редактор в Некрасове мог проявляться в трёх различных ипостасях. Во-первых, это саморедактура. Во-вторых - это редактор текстов для журналов, читающий и исправляющий рукописи. И в-третьих, - это редактор, который руководит одним из наиболее влиятельных журналов своего времени.

Непосредственно редакторская деятельность Некрасова - в том понимании слова "редактор", которое мы имеем сейчас, - известна нам благодаря рукописям с пометками, сохранившимися в архивах. Она часто была тесно связана с проведением политики "Современника". В "Очерках по истории редактирования в России XVI-XIX вв." К.М. Накорякова приводит несколько примеров его редакторской работы над текстом. Она пишет, что Некрасов вносил небольшие коррективы даже в статьи В.Г. Белинского, если мысли, высказанные в них, противоречили хотя бы в частностях общим установкам журнала. Так, он внёс исправления в статью Белинского "Взгляд на русскую литературу 1846 года", в те места, которые касаются оценки повести Ф.М. Достоевского "Двойник"; в частности, заменил такое предложение: "В "Двойнике" автор обнаружил огромную силу творчества, характер героя принадлежит к числу самых глубоких, сильных и истинных концепций, какими может похвалиться русская литература, ума и истины в этом произведении бездна, художественного мастерства - тоже". Некрасов сделал его гораздо более сдержанным: "В "Двойнике" автор обнаружил замечательную силу творчества, характер героя концентрирован глубоко и смело, истины в этом произведении много". Накорякова К.М. Очерки по истории редактирования в России. XVI-XIX вв. М., 2004. 179 С.

Некрасов начал редакторскую деятельность в 1840 г. в журнале Ф.А. Кони "Пантеон российских театров", а первым серьезным редакторским опытом Некрасова был сборник "Физиология Петербурга". Две части сборника включали в себя 12 статей разных авторов таких как Белинский, Григорович, Панаева и сам Некрасов. Разнородные по своему характеру материалы объединяла общая направленность: "Все статьи, кроме литературного достоинства, имеют еще достоинство правды, весьма важное и главное в сочинениях такого рода", - писал Некрасов о произведениях писателей "натуральной школы", декларацией которых и явился по сути дела этот сборник. Защищая Некрасова, тогда молодого литератора, от нападок "Северной пчелы", ставившей под сомнение его право быть редактором альманаха, В.Г. Белинский писал, что тот "не почёл себя вправе коснуться ни одной статьи напечатанной в сборнике. Редактор сборника - не то, что редактор журнала. По общему мнению, быть редактором сборника значит набрать статей, сделать им выбор и расположить их, а потом присмотреть за изданием. Так и поступил г. Некрасов". Там же. 175 С.

Правки, вносимые Некрасовым в чужие статьи, служили не только для исправления, но и для унификации стиля. Как любой современный главный редактор, он внимательно следил за тем, чтобы материалы в его журнале соотносились с антилиберальной направленностью издания. Нельзя было упрекнуть Некрасова в том, что он не давал автору возможность высказаться, если сам не считал материал достойным и интересным. В этом отношении его работа заключалась как раз в сохранении единой концепции, невзирая на собственные вкусы. Некрасов никогда не позволял себе лениться и редко полагался на соредакторов - он всегда сам предельно подробно изучал и редактировал статьи. Помимо руководства журналом и редактирования статей Некрасов занимался всей остальной работой журнала: искал новых авторов, вел активную переписку с создателями присылаемых рукописей и общался с цензорами, а также не забывал про самостоятельное творчество - писал статьи и фельетоны. Чтобы создать всего лишь один номер "Современника" Некрасову порой приходилось прочитать более ста страниц присланного материала, отобрать его и отредактировать, позже из отобранного и отредактированного, отобрать снова, иногда много раз возвращаясь к тексту статей, доводить их до совершенства.

Ко всему прочему, Некрасов умел взаимодействовать с читателем, влияя на его вкусы, тем самым подтверждая свой несомненный талант редактора. "Современник" выпускался в красивой сиреневой обложке, к нему прилагалась страничка с картинками модной одежды. В нем были материалы на любой вкус: и повести, и стихи, и переводные статьи… Некрасову был присущ невероятный талант - вдохнуть в журнал жизнь. Некрасов понимал важность правильного распределения материалов и не печатал программные материалы в летние месяцы, когда журнал читали меньше. Там же. 176 С.

Поиск слова для зрелого Некрасова был очень важной частью работы над собственными и редактируемыми текстами. К.И. Чуковский в своём фундаментальном труде "Мастерство Некрасова", который по сей день остаётся основной книгой о творчестве этого поэта и редактора, отмечает, что по некрасовским рукописям заметна огромная разница между черновыми набросками и окончательным текстом. Даже вышедшие в печать ранние стихотворения Некрасов мог переработать позднее, переписать почти полностью уже законченный текст. В первом сборнике Некрасова, вышедшем в 1856 году, было напечатано стихотворение "Буря". Оно не было лаконичным, обладало несовершенным синтаксисом, образы были неточны. Через три года Некрасов написал "Бурю" заново, превратив его в настоящий поэтический шедевр. "Здесь, в этой переработке неудачных стихов, Некрасов наглядно обнаружил великую силу своего мастерства и непогрешимость своего литературного вкуса, а также ту беспощадную суровость к себе, к своему творчеству, к своему дарованию, без которой он не был бы великим поэтом" Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1971. С. 229 .

"Буря" не единственный пример полной переработки Некрасовым его текстов. Стихотворение "Встреча" он позднее переписал, создав "Свадьбу" - один размер, почти не изменённая первая строчка и сходный сюжет, но два разных произведения. Наиболее интересно в этих примерах то, что они не являются черновым и беловым вариантами - это законченные, увидевшие свет стихотворения. некрасов журнал редакторский цензура

Черновые варианты произведений Некрасова зачастую разительно отличаются от тех текстов, которые вышли в сборниках и вошли в собрание сочинений. К. Чуковский приводит несколько примеров, демонстрирующих это. Так, в поэме "Мороз, Красный нос" в конце отрывка "Есть женщины в русских селеньях" вместо строк:

И по сердцу эта картина

Всем, любящим, русский народ! (II, 171)

мы видим в черновиках такие варианты:

Рай в доме того семьянина,

Где баба такая живёт!" (II, 561)

В кубышке на свадьбу для сына

Убогий залишек растёт...(II, 561)

То же самое мы видим в отношении многих других стихотворений. В произведении "Дядюшка Яков" в первоначальном тексте значились строки:

Для мальчуганов,

Для всех болванов (II, 579)

В окончательном варианте вместо них мы видим строки, гораздо более соответствующие характеру стихотворения:

Для ребятишек,

Тимошек, Гришек (II, 290)

Чуковский пишет, что не всегда в рукописях мы можем видеть черновой вариант стиха. Иногда Некрасов вставлял туда слова, не предназначавшиеся для итогового варианта, но способные "не ослабить инерцию ритма, не застопорить движение стиха". Чуковский называет это "прачерновиками". В качестве примера он приводит отрывок из рукописи стихотворения "Как празднуют трусу".

Эти избёнк[и], соломою крытые,

Кажется, скоро падут,

Эти клячонки, бесчис[ленно] битые,

Мало кормимы, еле бред[ут]. (II, 606)

Выражения "бесчисленно битые" и "мало кормимые" не предназначались Некрасовым для этих стихов, но помогали сохранить ритм для того, чтобы далее проработать стихи детально. Вероятно, с другими стихотворениями, черновые варианты которых нам известны, Некрасов поступал так же: записывал основные мысли на бумаге, даже не собираясь сохранить некоторые фрагменты в окончательной редакции; в дальнейшем, намереваясь переписать эти места, вернуться к ним, найти этим словам и выражениям достойную замену.

Некрасов оставался верен излюбленной эстетической заповеди:

… важен в поэме

Стиль, отвечающий теме. (II, 439)

Эту заповедь он не нарушал никогда: стиль каждого его произведения постоянно находился в зависимости от идейных задач, которые он перед собой ставил при разработке того или иного сюжета. Например, поэме "Русские женщины" Некрасов придал торжественно-эпический, приподнятый, однако вовсе не напыщенный, стиль, чего он добился не только посредством подбора идеально подходящих слов, но и размером стиха, и выбранной связью в предложениях Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1971. С. 227 .

Такой тщательный подбор слов подтверждает, что редакторский потенциал Некрасова раскрывался не только как способность добиваться соответствия чужих текстов с идеей журнала, которыми он руководил, но и как упорство в работе над собственными произведениями и доведение их до совершенства. Настойчивый труд, который направлен на совершенствование своих текстов, и отличает прирождённого редактора.

Заслуги Николая Алексеевича Некрасова для всей русской культуры не исчерпываются введением в поэзию прозаизмов, фольклора, обращения к теме крестьянства и доказательством возможности смешения настроений внутри одного стихотворения. Не менее важна редакторская деятельность Некрасова и его труд в журналах "Современник" и "Отечественные записки". Облик этих журналов - во многом его личная заслуга.

Сам Некрасов был убеждён, что "нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого". Он писал: "Я всегда досадую, когда встречаю фразу "нет слов выразить" и т.д. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив, да ещё вот что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же, сколько в собственные" Накорякова К.М. Очерки по истории редактирования в России. XVI-XIX вв. М., 2004. 181 С. .

Путь, проходимый Некрасовым каждый раз при редактировании чужого текста или необходимости чётче выразить свои собственные мысли на бумаге, зафиксирован в архивных источниках и потому позволяет нам составить представление о том, как этот поэт, писатель, публицист и редактор работал над словом. А наследие, оставленное им, даёт право утверждать, что в поиске наиболее подходящего слова Некрасов достиг вершины редакторского и писательского мастерства.

Список использованной литературы

1. Накорякова К.М. Очерки по истории редактирования в России. XVI-XIX вв. М., 2004. С. 174-185.

2. Некрасов Н.А. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 10. Л. Наука. 1982.

3. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1971. С. 210-231.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблемно-тематический анализ театральной критики журнала "Отечественные записки" Н.А. Некрасова. Социально-публицистический, философско-эстетический, оценочно-прагматический виды дискурса театральной критики. Структурная организация театральной рецензии.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2015

    Профессия редактора и формирование редакторских традиций. Слово "редактор" в "Новом словотолкователе" 1806 года. Журнал "Современник" и его ведущий публицист, автор хроники "Наша общественная жизнь" и редактор – М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ его правок.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Краевского А.А. - известного русского издателя, редактора, журналиста. Характеристика личности Андрея Александровича, его вклад в формирование и развитие журнала "Отечественных записок" и газеты "Голос".

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Практически-политический характер эстетики и основные течения общественной мысли России в эпоху 1860-1880-х годов. Сходство и различие идейно-эстетических программ журнала "Отечественные записки", содержание литературно–критических и философских статей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2011

    Выяснение исторических предпосылок зарождения редакторской правки, ее основные задачи, функции и принципы. Ознакомление с целями корректорского вычитывания, сокращения (внесение конъюнктурных изменений), литературной отделки и переделке исходного текста.

    реферат , добавлен 10.03.2011

    Идеи славянофильства и западничества как направлений общественно-политической жизни XIX в., их отражение в периодических изданиях 1860-х годов: "Русской беседе", "Молва", "Парус". Полемика почвеннических журналов с демократическим изданием "Современник".

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Общественно-политическая обстановка в России после победы Октябрьской революции 1917 года, зарождение и развитие института цензуры в СССР. Характеристика и специфика работы партийных издательств, их назначение и степень влияния на мировоззрение масс.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2009

    Новостной редактор ТВ: портрет "невидимой" профессии. Лексические, морфологические особенности новостного языка. Редакторская работа над текстом телевизионной информационной заметки. Обзор алгоритма действий редактора при монтаже информационных сообщений.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2014

    Особенности процесса редактирования детской литературы. Биография Самуила Яковлевича Маршака и основные этапы его жизни. Редакторская деятельность Маршака, принципы работы с текстом и авторами. Особенности организации функционирования детской редакции.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2013

    Понятие, сущность и характеристика общественно-политической прессы. Методы и технологии воздействия на целевую аудиторию в общественно-политической журналистике. Оценка уровня востребованности и влияния на аудиторию общественно-политических публикаций.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Некрасов и журнал "Современник"

Как известно, деятельность русского поэта Н.А.Некрасова не ограничивается собственным творчеством: поэт проявил себя как активный революционер-демократ, а также публицист.

Публицистическую деятельность Некрасова принято связывать с выходом в свет журнала "Современник", который на протяжении долгого времени считался проводником культуры и передовой мысли в общественное сознание. Известно, что первый выпуск "Современника" вышел ещё под руководством А.С.Пушкина в 1836 году. Уже начиная с этого времени, руководство журнала сформулировало свою основную задачу - не только публиковать новейшие художественные произведения талантливых авторов (среди писателей, чьи произведения были опубликованы в ранних выпусках журнала: И.Тургенев, Ф.Тютчев, А.Кольцов и др.), но и знакомить массы с яркими представителями общественно-политической жизни того времени.

Как ни странно, первые выпуски журнала не имели читательского успеха и на некоторое время деятельность журнала было решено приостановить. Дальнейшая веха развития журнала связана с именем Н.Некрасова. Именно в период его руководства популярность издания достигла наивысшего уровня. Поэт привлек к работе И.Тургенева и И.Гончарова. С их легкой руки в журнале стали публиковаться не только новинки отечественной литературы, но и переводы западных классиков.

Вскоре, в результате идейного раскола, Тургенев и Гончаров покинули редакцию журнала, уступив место не менее талантливым М.Салтыкову-Щедрину и М.Антоновичу. Активный руководитель и такая творческая личность как Некрасов добился общественного признания своего издания и сделал его проводником культуры в массы, однако, в 1866 году по личному настоянию Александра II журнал был закрыт.

Укажите пьесы, написанные В. Маяковским

Какой вид (жанр) произведения обходится без сюжета?

Кто из поэтов 19 века эстетическую программу своего художественного творчества выразил в словах ʼʼЯ лиру посвятил народу своемуʼʼ?

$ Н.А.Некрасов

$ Ф.И.Тютчев

$ В.К.Курочкин

$$$59. Какие произведения входят в трилогию Л.Н.Толстого, передающую духовную историю трех периодов жизни Николая Иртеньева, а вместе с тем и самого автора?

$ ʼʼДетствоʼʼ, ʼʼОтрочествоʼʼ, ʼʼЮностьʼʼ

$ ʼʼНахлебникʼʼ, ʼʼВоскресениеʼʼ

$ ʼʼВласть тьмыʼʼ, ʼʼАнна Каренинаʼʼ

$ ʼʼСмерть Ивана Ильичаʼʼ

$$$60. К малой эпической жанровой форме относится:

$ рассказ

$ лирическое произведение

$$$61. Революцию 1917 года С.Есенин:

$ принял с ʼʼкрестьянским уклономʼʼ

$ не принял

$ не понял

$ лирическое стихотворение

$ повесть

$ рассказ

$$$63. Укажите имя главной героини в рассказе ʼʼГранатовый браслетʼʼ:

$$$64. Роман ʼʼАнна Каренинаʼʼ написан:

$ Л.Толстым

$ Ф.Достоевским

$ И.Буниным

$ И.Тургеневым

$$$65. Повесть ʼʼОлесяʼʼ принадлежит перу писателя:

$ А.Куприна

$ И.Бунина

$ М.Горького

$ ʼʼКлопʼʼ, ʼʼБаняʼʼ

$ ʼʼЧайкаʼʼ, ʼʼДядя Ваняʼʼ

$ ʼʼНа днеʼʼ, ʼʼМещанеʼʼ

$ ʼʼВласть тьмыʼʼ, ʼʼЖивой трупʼʼ

$$$67. Синоним пословицы ʼʼТрус и таракана посчитает за великанаʼʼ:

$ Волков бояться, так в лес не ходить

$ Копейка рубль бережет

$ Куй желœезо, пока горячо

$ Наш пострел везде поспел

$$$68. Система событий в художественном произведении – это:

$ экспозиция

$$$69. Ирония:

$ Вид комического, выражение насмешки под маской серьезного

$ Сочинœение двух гласных в одном слоге

$ Основное ударение

$ Фигура речи, состоящая в заведомом преувеличении

$$$70. ʼʼМуза мести и печалиʼʼ вдохновляла поэта 21 века:

$ Н.А.Некрасова

$ Ф.И.Тютчева

$ М.Ю. Лермонтова

$ Е.А. Баратынского

$$$71. Заглавие - антитеза произведения Л.Н. Толстого:

$ ʼʼВойна и мирʼʼ

$ ʼʼЖивые и мертвыеʼʼ

$ ʼʼПринцип и нищийʼʼ

$ ʼʼ Отцы и детиʼʼ

$$$72. Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге - это:

$ анапест

$ А. Белый $ С. Есенин $ И. Северянин $ В. Брюсов

$$$74. В пьесе А. Н. Островского ʼʼГрозаʼʼ литературная лексика 18 века с ломоносовско – державинскими тенденциями присутствует в речи:

$ Кулигина $ Феклуши $ Дикого $ Катерины

$$$75. Персонаж рассказа А. П. Чехова ʼʼХамелœеонʼʼ полицейский надзиратель Очумелов, шёл через базарную площадь и нёс в руках:

$ узелок $ ружьё $ шпагу $ книгу

$$$76. Увидеть развитие национального самосознания, определить новые нравственные ориентиры народа – творческая задача поэмы Н. А. Некрасова

$ ʼʼКому на Руси жить хорошоʼʼ $ ʼʼКоробейникиʼʼ $ ʼʼСашаʼʼ $ ʼʼРусские женщиныʼʼ

$ ʼʼВестник Европыʼʼ

$ ʼʼРусский вестникʼʼ

$ ʼʼ Русское богатствоʼʼ

$ ʼʼСовременникʼʼ

$$$ 78. Какому поэту ʼʼсеребряного века” принадлежат пророческие строки “Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед”

$ М. Цветаевой

$ Б. Пастернаку

$ К. Бальмонту

$О. Мандельштаму

$$$ 79. Послереволюционной крестьянской Руси посвятил С. Есенин произведение:

$ ʼʼПисьмо материʼʼ

$ ʼʼНе жалею, не зову, не плачуʼʼ

$ ʼʼАнна Снегинаʼʼ $ ʼʼВыткался на озере алый свет зариʼʼ

Предварительный просмотр:

Н. А. Некрасов

I вариант

1 . Назовите журнал, редактором которого был Н. А. Некрасов.

а) «Эпоха»

б) «Русский вестник»

в) «Современник»

г) «Время»

2 Какой образ Музы создал в своих стихах Н. А. Некрасов?

а) музы мести и печали

б) образ Прекрасной Дамы

в) муза - легкомысленная красавица

г) муза - уездная барышня

3. Укажите название стихотворения Н. А. Некрасова, отрывок из которого приведен ниже.

А ты, поэт! Избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих!

а) «Памяти Добролюбова»

б) «Элегия»

в) «Поэт и гражданин»

г) «Рыцарь на час»

4. Определите жанр произведения Н. А. Некрасова «Железная дорога».

а) повесть

б) баллада

в) мадригал

г) поэма

5. Кому посвящены следующие строки стихотворения Н. А. Некрасова?

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений

а) В. Г. Белинскому

б) Н. А. Добролюбову

в) А. С. Пушкину

г) Н. В. Гоголю

6 Какие образы творчества Н. А. Некрасова стали воплощением авторского идеала?

а) женские образы

б) образы городской бедноты

в) образы революционеров-демократов

г) крестьянские образы

7 Вслед за А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем Н. А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н. А. Некрасов?

а) Петербург красив и помпезен

б) Петербург начертан схематически

в) Петербург - город нищеты и зла

г) город вечных праздников и любви

8 Укажите жанр «Кому на Руси жить хорошо?».

а) драма

б) повесть

в) роман-эпопея

г) поэма-эпопея

9 «Кому на Руси жить хорошо?» открывается сказочным зачином. Это позволяет автору:

а) подчеркнуть вымышленность описываемой
в произведении ситуации

б) совместить мир реальности и мир фантастики, что необходимо для дальнейшего раз
вития сюжета

в) оживить довольно сложный сюжет

г) заинтриговать читателя

10. Сколько было мужиков, отправившихся на поиски счастливого на Руси?

а) 5

б) 9

в) 7
г)3

11 Определите, кому из героев «Кому на Руси жить хорошо?» принадлежит следующий портрет.

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле,

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

а) Павлуша Веретенников

б) Ермил Гирин

в) Яким Нагой

г) Савелий-богатырь Святорусский

12. Кто первым встретился мужикам-правдоискателям?

а) Ермил Гирин

б) Оболт-Оболдуев

в) поп

г) Матрена Тимофеевна

13 О каком герое «Кому на Руси жить хорошо?» говорится в следующем отрывке?

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному.

Душой не покривил...

а) Ермил Гирин

б) Савелий

в) князь Утятин

г) Гриша Добросклонов

14 Укажите, какой сюжетный мотив положен в основу «Кому на Руси жить хорошо? ».

а) мотив превращения

б) мотив странствий

в) мотив испытаний

г) мотив борьбы

15Определите стихотворный размер в следующем отрывке.

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям...

а) ямб

б) хорей

в) дактиль

г) анапест

16. Дайте определение: гражданственность – это___ приведите примеры, демонстрирующие это качество творчества Н.Некрасова

Н. А. Некрасов

II вариант

1. Первый сборник Н. А. Некрасова, о котором

В. А. Жуковский отозвался: «Если хотите напечатать, то издавайте без имени. Впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи», - назывался:

а) «Мечты и звуки»

б) «Белая стая»

в) «Подорожник»

г) «Золото в лазури»

2. В середине 40-х годов XIX в. Н. А. Некрасов начал издавать альманахи, в которых отстаивал гоголевское направление в искусстве и литературе. Укажите одно из названий этих альманахов.

а) «Физиология Петербурга»

б) «Родина»

в) «Новое время»

г) «Жизнь Петербурга»

З Назовите адресата любовной лирики Н. А. Некрасова.

а) Е. А. Денисьева

б) А. П. Керн

в) А. Я. Панаева

г) Л. Д. Менделеева

4. Определите, к какому литературному направлению можно отнести творчество Н. А. Некрасова.

а) классицизм

б) романтизм

в) реализм

г) сентиментализм

5 Укажите название цикла стихотворений Н. А. Некрасова, в котором он выводит итоговую формулу: «Мерещится мне всюду драма».

а) «На улице»

б) «О погоде»

в) «Последние элегии»

г) «Песни»

6 Какое лирическое отступление из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя послужило поводом для создания стихотворения «Блажен незлобивый поэт»?

а) о птице-тройке

б) о толстых и тоненьких

в) о юности

г) о двух типах писателей

7 К какому стихотворению А. С. Пушкина восходят следующие строки некрасовской «Элегии»?

Увы! Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

а) «Деревня»

б) «Арион»

в) «Во глубине сибирских руд»

г) «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

8 Излюбленным стихотворным размером А. С. Пушкина был четырехстопный ямб, А. С. Грибоедова - вольный ямб, Н. А. Некрасова - ...

а) шестистопный ямб

б) хорей

в) дактиль и анапест

г) дольник

9 Какие чувства преобладают в любовной лирике Н. А. Некрасова?

а) восторг и радость

б) нежность и восхищение

в) страдание и ревность

г) преклонение перед возлюблено

10. Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо?» определил счастье как «покой, богатство, честь»?

а) мужики-правдоискатели

б) поп

в) Григорий Добросклонов

г) Матрена Тимофеевна

11 В какое время года начали свое путешествие мужики?

а) зимой

б) весной

в) осенью

г) летом

12 Какому герою из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» принадлежат следующие слова?

Эх! Эх! Придет ли времечко

Когда (приди, желанное!)...

Дадут понять крестьянину,

Что рознь портрет портретику,

Что книга книге рознь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого -

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

а) Павлуша Веретенников

б) Ермил Гирин

г) Вавила

13. Укажите, что не является вставным эпизодом в «Кому на Руси жить хорошо?».

а) бабья притча

б) легенда о двух великих грешниках

в) глава Савелий-богатырь Святорусский

г) рассказ о Ермиле Гирине

14 Назовите, кому посвящена глава «Пир на весь мир».

а) В. Г. Белинскому

б) Н. Г. Чернышевскому

в) Н. А. Добролюбову

г) А. А. Григорьеву

15. Основной формой повествования в главе «Пир на весь мир» является:

а) диалог

г) песня

16. Дайте определение: народность – это.. приведите примеры, демонстрирующие это качество творчества Н.Некрасова


Поделиться: