А платонов разноцветная бабочка. Разноцветная бабочка (Легенда)

Платонов А. сказка "Разноцветная бабочка"

Жанр: литературная сказка-легенда

Главные герои сказки "Разноцветная бабочка" и их характеристика

  1. Анисья. Старая женщина, мать, которая ждет своего сына и не хочет умирать, пока не увидит его.
  2. Ульян. Старик, сосед Анисьи. Добрый и отзывчивый.
  3. Тимоша. Легкомысленный мальчик, который часто забывал о матери. Стал стариком в пещере.
План пересказа сказки "Разноцветная бабочка"
  1. Анисья и Ульян
  2. Срок Ульяна
  3. Мальчик Тимоша
  4. Тропинка в небо
  5. Крупная бабочка
  6. Вверх по тропинке
  7. Близкие звезды
  8. Падение в пропасть
  9. Отвесные скалы
  10. Многолетний труд
  11. Страдания Тимоши
  12. Ожидание Анисьи
  13. Последняя преграда
  14. Встреча
  15. Смерть матери.
Кратчайшее содержание сказки "Разноцветная бабочка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. На берегу моря жила старушка Анисья, которой часто помогал старик Ульян
  2. Мальчик Тимоша любил ловить бабочек и однажды погнался за красивой бабочкой
  3. Он забрался на вершину горы и потянулся за звездой
  4. Тимоша упал и оказался на дне неприступной пропасти
  5. Тимоша много лет пробивался сквозь скалы и стал седым, слепым стариком
  6. Тимоша встретил мать, и та дыханием любви вернула ему молодость и умерла.
Главная мысль сказки "Разноцветная бабочка"
Материнская любовь не знает преград и способна творить настоящие чудеса.

Чему учит сказка "Разноцветная бабочка"
Эта сказка учит слушаться и любить родителей. Учит не забывать про них, как бы мы не были заняты. Учит всегда возвращаться домой, к матерям. Учит верности и любви. Учит тому, что за беспечность часто приходится платить очень высокую цену.

Отзыв на сказку "Разноцветная бабочка"
Мне понравился этот рассказ, и показался очень трогательным. Мальчик Тимоша был не прав, когда забыв о том, что его ждет мама, стал гоняться за бабочкой. Он любовь своей матери на развлечение и был за это жестоко наказан. И очень жаль Анисью, которая спасла своего сына, ценой собственной жизни.

Пословицы к сказке "Разноцветная бабочка"
Родных много, а мать роднее всего.
Материнская молитва со дна моря достает.
Мать плачет, что река льется.
Сердце матери греет лучше солнца
Терпение и труд все перетрут.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Разноцветная бабочка"
На берегу Черного моря у подножия высоких гор жила старушка по имени Анисья. Ее хижина стояла посреди цветочного поля, а недалеко жил пасечник дед Ульян. Он не знал, сколько Анисьи лет, но слышал, что она помнит как горы были совсем молодыми и не были покрыты лесом.
Ульян часто приходил к Анисьи и помогал по хозяйству. В последний раз он починил ей очки и сказал, что его срок вышел. Но Анисья сказала, что ее срок еще не подошел, ведь она ждет сына. А Ульян скоро умер и Анисья осталась одна.
Когда Анисья была молодой, у нее был сын Тимоша, который очень любил ловить бабочек. Он бегал за бабочками и часто забывал про маму. Он приносил домой бабочек и горевал, что они больше не летают. А мать объясняла ему, что это оттого, что он взял их в руки и потер крылья.
Тимоша часто уходил в горы по старой тропинке, которая с горы на гору уходила в самое небо. Когда-то по ней ушел на небо человек, которому надоели люди.
И вот там, на тропинке, Тимоша однажды увидел крупную и красивую бабочку. Он хотел поговорить с ней, но бабочка перелетела на валун. Бабочка полетела в горы, а Тимоша побежал за ней. Сгустилась ночь и он услышал, как мама зовет его, но ответил, что вернется, как только поймает бабочку.
Он бежал вверх по тропинке и поднялся на самую высокую гору. Бабочки нигде не было, а совсем рядом светила звезда. Тимоша хотел схватить звезду, потянулся и упал в пропасть.
Тимоша оказался на дне пропасти, там где небольшой ручеек впадал в озеро. Там было жарко и душно, а вокруг поднимались отвесные скалы. Над цветами порхали бабочки, но Тимоша даже не посмотрел на них. Он сел у скалы и стал скрести ее ногтями, чтобы добраться до мамы.
Прошло много лет. Тимоша вырос. Он приспособил острый камень долбить скалы, но за долгие годы выдолбил лишь маленькую пещеру. Он больше никогда не ловил бабочек и голос матери все слабее звучал в его сердце. И все-таки он неустанно долбил скалу.
А его мать смотрела на звезды и ей казалось, что ее сын бежит там, среди Млечного пути. Она звала его вернуться, но Тимоша не приходил.
Прошли годы. Тимоша стал седым стариком. И вот однажды он услышал сквозь камень звон ведер. Он закричал и мать услышала его голос. Она спросила, кто зовет ее, но Тимоша ответил, что забыл, кто он есть. Он пробил последнюю преграду и вышел из скалы. Анисья увидела седого слепого старца и обняла его.
Анисья жалела, что не вырастила сына, что не успела его поласкать. А Тимоша обещал, что всегда будет с ней. Но Анисья сказала, что она уже старая и скоро умрет. Она прижала сына к груди и хотела, чтобы ее дыхание перешло к сыну, чтобы ее любовь стала его силой и жизнью.
И вдруг она почувствовала, что сын стал маленьким и легким, а она держит его на руках.
И Анисья умерла счастливой.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Разноцветная бабочка"

В сказке Александра Платоновича Платонова говорится о женщине, которая ждала своего сына, не смотря даже на то, что все вокруг потеряли надежду на то, что он жив. Это произведение о безграничной любви матери к своему ребенку, о том, насколько терпелива мать. Автор сказки хотел доказать, что надежда умирает последней.

Она жила на берегу Черного моря и звали ее Анисья. У женщины был сын по имени Тимофей. Анисья ласково называла своего ребенка Тимоша. Мальчик очень любил гулять и ловить бабочек. Если Тимоша далеко убегал от дома, то мать всегда звала сына, и он откликался. Каждый раз, приходя домой с прогулки, Тимоша показывал матери новую бабочку, которую поймал. У мальчика всегда возникал один вопрос: почему, когда он ловит бабочку, она может летать, а когда приносит ее домой, то бабочка уже только ползает? На что Анисья отвечала Тимоше, что после того, как человек поймает бабочку, она больше не сможет летать. Потому что своими руками мальчик касался крыльев бабочки и обтирал их. После этого Анисья попросила Тимошу больше не ловить бабочек.

Однажды Тимофей, как обычно, отправился гулять. По тропинке, которая ведет вверх на гору, мальчик беспечно бегал и играл. Вдруг он увидел бабочку. Она была так хороша, что Тимоше захотелось поймать ее. И мальчик побежал за бабочкой, а она улетала все выше и выше в гору. Сам того не ожидая, в погоне за бабочкой, Тимоша провалился в каменную яму и так там и остался. Но мальчик решил не унывать и стал пробовать рубить каменную гору. Питался он тем, что упадет в яму.

Много лет прошло с тех пор, как мальчик оказался на дне каменной ямы. Но Тимофей не растерялся и, как оказалось, все это время прорубал выход себе в каменной горе. А мать все также ждала сына. Анисья все время говорила, что помирать ей нельзя, так как она ждет сына.

В конце концов этот день настал! Тимофей вернулся домой. Благодаря своей воли, он смог прорубить проход в каменной горе. Тимофей был не мальчиком, а уже взрослым мужчиной, когда вернулся домой. Мать, увидев сына, узнала его и была очень рада. Взглянув на него она испустила дух.

Смысл сказки в том, что мать – самое дорогое, что есть у человека. Она никогда не предаст, не оставит и будет ждать, когда уже никто не ждет. Мама для каждого человека – это луч во тьме. Не даром, возвращаясь домой, человеку всегда, в первую очередь, хочется обнять мать и прильнуть к ее груди. Автор хотел показать, что ближе, чем мама, у ребенка никого не может быть.

Анализ 2

Произведение Платонова «Разноцветные бабочки» по своей направленности больше всего напоминает притчу или легенду, в которой имеется огромное количество сказочных элементов. Все происходит в горах Кавказ.

Именно здесь и живет женщина по имени Анисья, а также маленький ребенок по имени Тимоша. Больше всего на свете ему нравится играть и познавать мир. Именно поэтому у матери нет свободной минуты для того чтобы отдохнуть от домашних дел и нужно постоянно приглядывать за сыном. Кроме этого мальчик каждый день выбегал на улицу и бежал в горы, где находилось огромное количество разных бабочек и Тимоши хотелось поймать всех этих бабочек. Многих из них ему удавалось поймать, а потом он приносил их домой и отпускал. Вот только теперь они совсем не летали, а просто ползали по поверхности. И Тимоше это было непонятно. И тогда он задавал вопросы матери, которая отвечала, что бабочке нужен воздух и только после этого она сможет летать.

Дорогу в горы протоптал один мужчина, который был в этом мире совершенно один. У него не было ни друзей, ни родственников, ни семьи. И однажды он решил пойти по этой самой тропинке для того чтобы никогда больше не вернуться.

Однажды мальчик увидел очень большую и красивую бабочку, а ведь раньше он такой бабочки никогда не видел. И ему захотелось ее поймать. Он погнался за ней, а она улетала все дальше и дальше. Немного дальше он увидел большое и красивое небо, которое было усыпано звездами, а уже через мгновение очутился в обрыве.

Он очутился в том месте, где находится огромное количество бабочек и его желание исполнилось. Вот только этому желанию он уже был не рад, ведь они просто перестали его интересовать. Больше всего на свете ему хотелось выбраться отсюда и отправиться домой, но пока он не знал, как это сделать. И хотя он каждый день слышал голос матери, но когда он начинал ее кричать, то она не слышала ничего. А тем временем мать очень сильно переживала и ждала своего сына. Она не надеялась на то, что с ним что-то случилось, и верила, что он совсем скоро вернется домой, и они будут жить как раньше.

Поскольку в пещере было постоянно темно, то парень постепенно ослеп и теперь ничего не видел. И только голос матери помог ему не только выжить, но и вернуться назад домой. Каждый день он старался изо всех выбраться отсюда и каждый день слышал звук ведра, которым мать черпала воду. Вот так он просидел здесь до самой старости. Когда он вернулся домой, мать опять стала его лелеять и ухаживать, и для нее он опять стал тем же маленьким сыночком, что и был раньше, которого она сначала потеряла, а потом опять нашла и больше не хотела терять. Через некоторое время мать умерла, и теперь уже мужчина остался навсегда один.

Здесь важно отметить, что только материнская любовь может помочь ее детям вернуться домой и даже из самых сложных условий и суметь выжить. Только мать умеет по-настоящему ждать своего ребенка, не смотря ни на что и надеяться, что они совсем скоро увидятся и это было продемонстрировано в романе. Самое главное верить в это и все тогда получиться.

Несколько интересных сочинений

    Детство - важная пора в жизни каждого человека. В этот период ребенок познает мир, в нем формируются важные качества. В детстве каждый ребенок мечтает о том, кем он хочет стать. Одни хотят стать президентом

  • Сочинение по картине Девочка у окна. Зима Дейнеки

    Одной из моих любимых картин А.А. Дейнеки является полотно «Зима. Девочка у окна». Данная картина была написана в 1931 году к стихотворению Н. Асеева «Кутерьма» в рамках работ гражданско-лирической линии.

Сформировать представление о силе материнской любви, о нравственном поиске главного героя. Закреплять навыки выразительного чтения, умение давать характеристику герою и анализировать произведение.

· Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения с помощью других литературных жанров; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

· Воспитывать чувства доброты и сострадания; любови и трепетного отношения к матери; уважения мнения одноклассников, умение слушать, обсуждать, принимать единое верное решение; интерес к предметам.

Тип урока: интегрированный урок.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, слайд – фильм «Бабочки»; текст легенды, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования, шаблон открытки, карточки

ХОД УРОКА

Организационный момент

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Сообщение темы урока .

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И чтобы урок прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока» –

    Быть активным!

    Высказывать своё мнение!

    Слушать мнение других!

    Быть внимательным и аккуратным!

На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка». А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.

Насколько вы были внимательными при чтении рассказа, я узнаю, если вы сможете вставить слова в данный текст. Работа с «дырявым» текстом (карточки).

Актуализация знаний.

Краткий пересказ, заглавие каждой части

1. Работа над первой частью

Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- Что на это говорила и советовала мама? Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря.
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.)
2. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть?
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.
З. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?
- Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
- Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
4. Работа над четвертой частью. .
- Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
Материнская любовь.
5 . Характеристика поступков героев – Тимоши, Анисьи.

Работа с кластером (характеристика героев) в рабочих тетрадях.

Вам предлагается проблемная задача.

Как поведение характеризует героев?

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.

Обобщение.

Что для вас значит мама?

Высказывания, стихи о матери

Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)

Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).

У вас на листе бумаги обведён шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)

Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

Рефлексия. Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по их мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное ребятами.

Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

Оценки за урок.

Оценить вашу работу хотела бы пословицами

«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.

«4» Постоянство – залог успеха. Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.

Домашнее задание. Написать отзыв о произведении.

На берегу Черного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы. В старину здесь тоже было цветочное поле, и тогда Анисья работала в цветоводстве, а теперь она уже давно не работает, а живет на пенсии и ест хлеб, который ей привозят из колхоза, как старому почтенному человеку. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Однако дедушка Ульян говорил, что когда он еще молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой и никто тогда не знал, сколько Анисье лет и с каких пор живет она на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла. Помнила она только, что в ее время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал ее слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу его все забыли.

Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей меду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь.

Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придет в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать.

В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломится, - дужка истерлась от времени о переносицу Анисьи. Тогда Ульян укрепил дужку проволокой, чтоб очки еще служили и через них можно было смотреть на все, что есть на свете.

А что, бабушка Анисья, нам с тобой срок жизни весь вышел, - сказал Ульян.

Ан нету, у меня срок не вышел, - отозвалась Анисья, - у меня тут дело есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернется, я жить должна.

Ну живи, - согласился Ульян. - А мне пора.

Раз пора, так чего даром-то живешь! - произнесла Анисья. - Я тут по делу, а ты чего?

А может, и ты напрасно сына ожидаешь, - сказал Ульян. - Ведь когда он у тебя был- то и куда ушел! Никто и не помнит его. Должно, и кости его в пропасти сотлели, и ветер давно унес его прах. Где теперь ты сыщешь своего сына?

Ветхая Анисья здесь осерчала и велела Ульяну уйти от нее.

Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив. Он сам вернется ко мне, и я дождусь его. А ты иди домой, ты по-пустому живешь.

Ульян ушел и вскоре умер от старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына.

Сын ее Тимоша убежал из дому, когда был еще маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дому в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек.

К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына:

Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался и забегался, и ты забыл про меня.

И сын отзывался ей издали:

Сейчас, мама, я только бабочку одну поймаю.

Он ловил бабочек и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу.

Мама, чего она не летит? - спрашивал Тимоша, перебирая крылышки у бабочки. - Пусть она лучше летает. Она умрет теперь?

Не умрет и жить не будет, - говорила мать. - Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!

А мне надо, - сказал сын Тимоша. - Я хотел поглядеть, отчего она такая.

Какая она тебе! - говорила мать. - Бабочка и бабочка, их много.

А эта такая, лучше всех.

А есть небось и еще лучше, еще нарядней, чем эта.

А я их, как увижу, догоню и поймаю, - пообещал сын Тимоша.

Каждый день Тимоша бегал в гору по старой тропинке. Мать Анисья знала, что та тропинка через малую гору идет на большую, а с большой на высокую, где всегда на вечер собираются облака, а с той высокой горы - на самую лютую, самую страшную вершину всех гор, и там тропинка выходит к небу. Анисья слыхала, когда приехала жить с мужем на Кавказ, что тропинку проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору, - ушел и более не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли; осталась от него лишь тропинка, след его бегущих ног, и по тропинке той мало кто ходил после него. Только Тимоша бегал по этой тропинке за бабочками.

Внизу около моря, на теплой земле, бабочек было много. Но они все были похожие, белые и желтые, одного бедного цвета, и Тимоша привык к ним и не ловил их. А в горах летали разноцветные большие бабочки; там было прохладней, бабочки летали редко, зато они были разные, неизвестные, и напоминали мальчику цветы, которые ветер сорвал с земли и уносит с собой в свой далекий дом. И Тимоша гнался по тропинке за бабочкой, гонимой ветром к небу, пока не ухватывал ее рукою. Затем он рассматривал бабочку - какая она есть - и видел, что она увядает в его руках и в разноцветных крыльях ее темнеет свет. Он клал ее на землю, чтобы она ожила и улетела. Но бабочка ползла по земле, шевелила крыльями, а лететь более не могла. Тимоша ложился животом на землю и близко рассматривал бабочку. Он не понимал, почему бабочка теперь не летает, ведь он только поймал ее и потрогал, потому что ему надо было увидеть, почему бабочка такая.

Лети, я больше тебя трогать не буду, - говорил Тимоша бабочке.

Бабочка не улетала и молчала.

Давай поговорим! - сказал Тимоша, разглядев у бабочки лицо.

Бабочка вползла на маленький камешек, а ветер дунул, камешек шевельнулся и свалился в пропасть вместе с бабочкой. Тогда Тимоша поймал другую бабочку; он подержал ее и отпустил, но бабочка тоже не могла летать и поползла, как червяк. К бабочке подлетел воробей и склевал ее. Тимоша увидел, что делает воробей, и рассерчал на него; он схватил камень, погнался за воробьем и бросил в него камень. Камень попал в голову воробья, воробей упал на тропинку и перестал дышать, а во рту его осталась раздавленная клювом, непроглоченная бабочка, тоже мертвая теперь.

Тимоша поднял воробья и положил его к себе за пазуху рубашки.

Я нечаянно, - сказал он. - Зачем вы все от меня умираете?

Он пошел домой; наставало вечернее время, и цветы уже дремали в сумерках на склоне горы. Возле тропинки росла одинокая былинка, ее головка выглядывала из-под обрыва на того, кто шел по земле, и на лице ее блестел маленький чистый свет. Тимоша увидел, что это села капля росы на былинку, чтобы она испила ее, потому что сама былинка ходить пить не умеет.

«Это добрая капля!» - подумал Тимоша.

Здесь разноцветная большая бабочка села на эту былинку и затрепетала крыльями. Тимоша испугался: он никогда еще не видел такой бабочки. Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел нигде на земле и не видел на небе, когда горит утренняя и вечерняя заря. С крыльев бабочки светились разноцветные огни, а от дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее отдельно и звучит, как зовущий его тихий голос. Тимошу влекла к себе эта трепещущая бабочка, и он захотел схватить ее, чтобы она была с ним и чтобы лучше рассмотреть ее крылья, на которых нарисовано было, чего нет на свете. Эта бабочка совсем не похожа была на ту бедную бабочку, которую вместе с камешком сдунул ветер, и на ту, которую склевал воробей.

Тимоша протянул руку за сияющей, дрожащей бабочкой, но она перелетела на большой камень и села на него. Тогда Тимоша сказал ей издали:

Давай поговорим!

Бабочка не говорила и не смотрела на Тимошу; она только боялась его. Должно быть, она была недобрая, но она была так хороша, что ей не надо было ни с кем говорить и не надо быть доброй.

Бабочка поднялась с камня и полетела над тропинкой в гору. Тимоша побежал за ней, чтобы еще раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся.

Он бежал за бабочкой по тропинке в горах, а ночь уже потемнела над ним. Он не сводил глаз с бабочки, летящей перед ним, и лишь по памяти не сбивался с тропинки и не упал в пропасть. Мертвый воробей колотился у Тимоши за пазухой; он его вынул и бросил, не жалея его.

Бабочка летела вольно, как хотела; она летела вперед, назад, в одну сторону и сразу в другую, как будто ее сдувал невидимый ветер, а Тимоша, задыхаясь, бежал за нею следом; ему надо было помнить тропинку, ему нельзя было оступиться, и он боялся, что бабочка улетит от него в пропасть или высоко на небо, а он останется один без нее.

Ты опять заигрался, ты опять забегался, и ты забыл про меня!/p>

Сейчас, мама, - вслух ответил Тимоша. - Я одну только бабочку поймаю, самую хорошую, последнюю.

Ты заблудишься, - услышал он материнский голос. - Скоро ночь - и бабочка улетит от тебя во тьму.

А я тогда звезду поймаю с неба! - скоро сказал Тимоша. - Они близко летают ночью!

Бабочка пролетела мимо самого лица Тимоши; он почувствовал теплое дуновение ее

крыльев, а потом бабочки не стало нигде. Он искал ее глазами в воздухе и около земли, он побежал назад и вернулся обратно, но бабочки не отыскал.

Наступила ночь. Тимоша бежал по тропинке в гору, куда улетела бабочка. Ему казалось, что бабочка светится крыльями невдалеке от него, и он протягивал руки за нею. Он миновал уже малые и большие горы и подымался на самую страшную, голую вершину всех гор, где тропинка выходит к небу.

Тимоша добежал до конца тропинки и оттуда сразу увидел все небо, а близко от него сияла большая, добрая жмурящаяся звезда. Тимоша увидел здесь, что бабочки нету нигде.

«А я звезду схвачу! - подумал Тимоша. - Звезда еще лучше, а бабочки мне теперь не надо».

Он забыл о земле, потянулся руками к небу со звездами и ступил ногами в пропасть. Сначала он падал без дыхания, потом он коснулся шелестящих листьев кустарника, росшего по скату горы, ветви удержали Тимошу, и он не разбился о камни внизу.

Наутро Тимоша огляделся, где он есть. Кустарник рос по отвесу горы и выходил к берегу маленького ручья. Ручей тот начинался родником у подножия горы, потом протекал недолго внизу по земле и впадал в небольшое озеро, а из озера вода подымалась туманным душным паром, потому что и утром было жарко в этом месте. Кругом стояли голые стены гор, уходящих до высокого неба, по которым никому нельзя взойти, а можно только взлететь по воздуху, как бабочка.

Горы огораживали дно пропасти, где очутился маленький Тимоша. Он весь день ходил по дну этой пропасти, и везде вокруг была одна каменная стена гор, по которым нельзя подняться и уйти отсюда. Здесь было жарко и томительно; Тимоша вспомнил теперь, что дома у матери было прохладней.

По берегу ручья в траве и кустарнике жужжали и жили стрекозы, и всюду летали такие же светящиеся, разноцветные бабочки, какую видел вчера Тимоша и которую он хотел поймать и разглядеть. Здесь эти бабочки трепетали над жаркой землей, и слышен был шум их крыльев, но Тимоша не хотел их ловить, и скучно ему было смотреть на них.

Мама! - позвал он в каменной тишине и заплакал от разлуки с матерью.

Он сел под каменной стеною горы и стал царапать ее ногтями. Он хотел протереть камень и сквозь гору уйти к матери.

С тех пор, как мальчик Тимоша очутился на дне каменной пропасти, прошло много лет. Тимоша вырос большим, он научился, как надо долбить и крошить каменную гору. Для этого он нашел куски самого крепкого камня, упавшего когда-то с вершины горы, и наточил их о другие такие же крепкие камни, чтобы они были острыми. Этими камнями он бил гору и крошил ее, но гора была велика и камень ее тоже крепок.

И Тимоша работал целые годы, а выдолбил в кремнистой горе лишь неглубокую пещеру, и ему было еще далеко идти сквозь камень домой. Оглядываясь, Тимоша видел дно пропасти, куда он упал в детстве, и видел тех же разноцветных бабочек, которые летали целым облаком в жарком воздухе.

Ни разу с самого детства Тимоша не поймал более ни одной той бабочки, и когда бабочка нечаянно садилась на него, он снимал ее и бросал прочь.

Тимоша, ты забыл меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..

Просыпаясь в каменной пещере, Тимоша иногда забывал, где он живет, он не помнил, что уже прошли долгие годы его жизни; он думал, что он еще маленький, как прежде, что он живет с матерью на берегу моря, и он улыбался, снова счастливый, и хотел идти ловить бабочек. Но потом он видел, что возле него камень и он один. Он протягивал руки в сторону своего дома и звал мать.

А мать не слышала, что сын зовет ее, что он точит гору и каждый год немного приближается к ней. Она смотрела в звездное небо, и ей казалось, что маленький сын ее бежит среди звезд. Одна звезда летит впереди него, он протянул к ней руку и хочет поймать ее, а звезда улетает от него все дальше, в самую глубину черного неба.

Мать считала время. Она знала, что если бы Тимоша бежал только по земле, он бы уже давно обежал всю землю кругом и вернулся домой. Но сына не было, а времени прошло много.

Мать тихо говорила:

Вернись, Тимоша, домой, уже пора... Зачем тебе бабочки, зачем тебе горы и небо? Пусть будут и бабочки, и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!..

А сын ее в то время по песчинке разрушал гору, и сердце его томилось по матери.

Но гора была велика, жизнь проходила, и Тимоша, ушедший из дому в детстве, стал стариком.

Он работал по-прежнему, чтобы пробиться сквозь гору; однако от старости и долгого времени разлуки Тимоша все реже и реже слышал зовущий его голос матери и сам стал уже забывать, кто он такой и куда идет через камень. Но он привык работать и каждый день понемногу шел домой, может быть всего на шаг муравья.

И вот однажды он услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро, опускаемое за водою в горное озеро. Тимоша по звуку узнал, что это было их ведро, ведро его матери, и закричал, чтоб его услышали. И правда, это была мать Тимоши, пришедшая за водой; она брала теперь всего четверть ведра, потому что больше не могла унести.

Мать услышала, что кто-то кричит из горы, но не узнала голоса своего сына.

Ты кто там? - спросила она.

Мама, я забыл, кто я.

Мать опустилась на каменную землю и прильнула к ней лицом.

Сын обрушил последние камни в горе и вышел на свет к матери. Но он не увидел ее, потому что ослеп внутри каменной горы. Старая Анисья поднялась к сыну и увидела перед собой старика. Она обняла его и сказала:

Родила я тебя, а ты ушел. Не вырастила я тебя, не попитала и поласкать не успела...

Тимоша припал к маленькой, слабой матери и услышал, как бьется ее сердце, любящее его.

Мама, я теперь всегда с тобой буду!

Да ведь старая я стала, полтора века прожила, чтоб тебя дождаться, и ты уж старый. Умру я скоро и не налюбуюсь тобой.

А я опять маленький стану! - сказал Тимоша.

Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью.

И она почувствовала, что Тимоша ее стал легким. Она увидела, что держит его на руках, и он был теперь опять маленьким, каким был тогда, когда убежал за разноцветной бабочкой. Жизнь матери с ее любовью перешла к сыну, и он вновь стал ребенком.

Старая мать вздохнула последним счастливым дыханием, оставила сына и умерла.

А маленький Тимоша остался жить один на земле. Разноцветная бабочка пролетела над его головой, и он посмотрел на нее.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Андрей Платонов
Разноцветная бабочка
(легенда )

1

На берегу Черного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы. В старину здесь тоже было цветочное поле, и тогда Анисья работала в цветоводстве, а теперь она уже давно не работает и живет на пенсии и ест хлеб, который ей привозят из колхоза, как старому почтенному человеку. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Однако дедушка Ульян говорил, что когда он еще молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой и никто тогда не знал, сколько Анисье лет и с каких пор живет она на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла. Помнила она только, что в ее время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал ее слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу его все забыли.

Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей меду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь.

Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придет в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать.

В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломится, – дужка истерлась от времени о переносицу Анисьи. Тогда Ульян укрепил дужку проволокой, чтоб очки еще служили и через них можно было смотреть на все, что есть на свете.

– А что, бабушка Анисья, нам с тобой срок жизни весь вышел, – сказал Ульян.

– Ан нету, у меня срок не вышел, – отозвалась Анисья, – у меня тут дело есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернется, я жить должна.

– Ну живи, – согласился Ульян. – А мне пора.

– Раз пора, так чего даром-то живешь! – произнесла Анисья. – Я тут по делу, а ты чего?

– А может, и ты напрасно сына ожидаешь, – сказал Ульян. – Ведь когда он у тебя был-то и куда ушел! Никто и не помнит его. Должно, и кости его в пропасти сотлели, и ветер давно унес его прах. Где теперь ты сыщешь своего сына?

Ветхая Анисья здесь осерчала и велела Ульяну уйти от нее.

– Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив. Он сам вернется ко мне, и я дождусь его. А ты иди домой, ты по-пустому живешь.

Ульян ушел и вскоре умер от старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына.

2

Сын ее Тимоша убежал из дому, когда был еще маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дому в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек.

К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына:

– Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался и забегался, и ты забыл про меня.

И сын отзывался ей издали:

– Сейчас, мама, я только бабочку одну поймаю.

конец ознакомительного фрагмента

Поделиться: