Барон фон павел дервиз. Дервизы


В Ницце и в наши дни живет память о богаче-меценате со странной для русского фамилией фон Дервиз, чьим именем в городе названа улица, чьё имя носит школа, которую он когда-то построил и содержал на свои средства. Любопытные горожане долго не могли узнать, откуда у русского Монте-Кристо, как они между собой величали богача из далекой России, такие громадные средства, которые он не скупясь тратит на городские нужды и помощь бедным. Им было трудно представить, что в начале карьеры Дервиз, кроме дворянской приставки «фон» и страстного желания преуспеть, не имел за душей ничего...Павел Григорьевич Дервиз, русский дворянин немецкого происхождения, родился, как и его предки, на юге Рязанской губернии - в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. Дворянство у семьи было относительно недавнее, предок Дервиза, приехавший в Россию из Гамбурга и носивший фамилию Визе, получил от российского императора (Генрих-Дитрих Визе был старшим бургомистром Гамбурга. Другой Иоганн-Адольф Визе, при Петре III служил в России, здесь возведен в дворянское достоинство. Ему было позволено прибавить к фамилии дворянскую приставку «фон» с артиклем «дер». Так что, правильно фамилия должна была звучать фон дер Визе. Но фамилия вскоре русифицировалась, присоединив к себе «дер» и потеряв окончание). Чиновничью службу он начал на небольшой должности в Сенате, затем состоял при военном ведомстве, занимаясь снабжением армии провиантом в период Крымской войны.Должность была, как тогда говорили, «хлебная», но Дервиз дорожил честным именем и в махинациях не участвовал. Выйдя в отставку, переехал в Москву, где стал секретарём и членом правления общества Московско-Саратовской железной дороги.
Попытки постройки первых казенных железных дорог в России в 30-е - 40-е гг. ХIХ в. не были успешными. Строительство их шло крайне медленно, увязая в чиновничьей рутине. Для того, чтобы провести в жизнь программу широкого железнодорожного строительства, в стране было принято решение опереться на частную инициативу. Решающими в судьбе железнодорожного предпринимательства явились Указ Александра II от 27 января 1857 г. о создании в России сети железных дорог. Строительство линии Москва - Коломна началось 11 июня 1860 г. Основным подрядчиком по работам на строительстве этого участка дороги правление выбрало известную фирму Дурова. Но "главным деятелем" в подрядах Дурова был, по свидетельству бар. А.И.Дельвига, К.Ф. фон Мекк. Первый участок дороги Москва - Коломна, протяженностью 117,2 верст был построен очень быстро, всего за два года. После ввода первого участка дороги дальнейшее ее строительство было приостановлено ввиду отсутствия средств. В 1863 г. обанкротившееся общество было ликвидировано. Вместо него в том же году возникло Общество Московско-Рязанской железной дороги. Председателем правления общества был избран бывший сенатский чиновник П.Г. фон Дервиз, занимавший до этого в Обществе Саратовской железной дороги должность главного секретаря. П.Г. Дервиз высоко оценивал профессионализм фон Мекка как специалиста и талантливого организатора. Кроме того, он близко сошелся с ним вскоре после вступления последнего в подряд по строительству дороги Москва - Коломна и не раз использовал широкие связи и знакомства фон Мекка в Министерстве путей сообщения. Поэтому Дервиз предоставил именно Карлу Федоровичу оптовый подряд за 4,7 млн. руб. на строительство нового участка дороги от Коломны до Рязани, протяженностью в 79 верст 102 сажени. К строительству второго участка дороги (Коломна - Рязань) приступили с весны 1863 г. Работы шли очень быстро и успешно благодаря энергии и распорядительности строителя - инженер-подполковника К.Ф. фон Мекка. Меньше чем через полтора года, 27 августа 1864 г., стало возможным открыть движение до Рязани, кроме моста через Оку. Преодолев все препятствия, строители сдали дорогу в эксплуатацию, соединив Москву с Рязанью. Остряки по этому поводу шутили, что если "Магомет нашел в Мекке свою погибель, то Дервиз - свое спасение".
Вот здесь началось самое интересное - Дервиз придумал гениальную схему, позволившую ему и дороги строить с поразительной быстротой, и самому за несколько лет стать миллионером, причем, ничего не воруя у государства, а только пользуясь его поддержкой.

За короткий срок Дервиз построил дорогу до Рязани, затем до Козлова.( www.ruzgd.ru/is_r-k_lin.shtml ). Очередную концессию на дорогу от Козлова до Воронежа Дервизу не дали. Бороться с чиновниками предприниматель не захотел, считая, что доброе имя и здоровье дороже. Павел Григорьевич отошел от дел, продолжая вкладывать относительно небольшие деньги только в проекты, которые считал беспроигрышными. Обладая громадными средствами, он стал жить по принципу «пройдет жизнь, но не пройдет добро, ею посеянное», который сам и сформулировал. Дервиз активно занялся меценатством. В личной жизни удача его оставила - его детей поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь - костный туберкулез. Он пытался спасти их, бросил все, увез детей во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Потрясенный смертью сына Владимира, Павел Григорьевич жертвует четыреста тысяч рублей на постройку детской больницы в Москве, которая и была построена в 1876 г. в Сокольниках. Проект больницы разработали петербургский педиатр К.А. Раухфус и архитектор Р.А. Гедике. Выделяя средства на создание больницы, фон Дервиз, поставил три условия: она должна носить имя святого князя Владимира, получить образцовое устройство и всегда иметь сто мест для сирот и детей беднейших родителей. Детская больница Святого Владимира сейчас более известна под названием "Русаковская". В 1881 году, не в силах вынести кончину любимой дочери Вари, Павел Григорьевич Фон Дервиз умер в Бонне от сердечного приступа. Похоронен в усыпальнице в Храме Святой Троицы, который был возведен так же на его пожертвования на территории больницы.
Старший сын Павла Григорьевича Сергей Павловичродился в 1865 году, окончил Московскую консерваторию, поклонялся музам. Состоял почетным членом Императорского русского музыкального общества, которому подарил купленный за 1000 рублей на выставке в Париже орган. Окончив в 1892 году экстерном юридический факультет Императорского Московского университета, состоял в должности чиновника особых поручений при Министерстве юстиции. Уволен по прошению 13 февраля 1896 года. Будучи крупным рязанским помещиком и владельцем богатейшего рудника «Инзер» на Урале - большую часть года жил в Петербурге и за границей, но каждое лето проводил в любимом своём имении Кирицы. В дославянскую эпоху на месте нынешнего села было мордовское поселение, стоявшее на полноводной тогда реке Кирице (правом притоке реки Прони), которые вместе с рекой Окой являлись естественной преградой, а Кирицы и Засечье входили в число сел, составлявших защитный рубеж от набегов половцев. В 1780 на месте закрытого стекольного завода некто И. Боленс открыл зеркальную фабрику, продукция которой считалась лучшей в России. Кирицкие зеркала можно было купить на Нижегородской ярмарке, в Москве, Ростове-на-Дону, Харькове. К концу 19 века производство не выдержало конкуренции с импортной продукцией и фабрика была закрыта. Кирицкие земли и здание фабрики купил барон С.П. фон-Дервиз, сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон-Дервиза. Сергей Павлович распорядился корпуса фабрики снести, а кирпичом вымостить дорогу, ведущую через парк к железнодорожной станции «Проня». На месте фабричных корпусов был разбит верхний сад, а барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Ф.О. Шехтеля. Кроме дворца в усадьбу входили домовая церковь, конный двор, въездные ворота, висячие парковые мосты через овраги, гроты, беседки, розарий, целая система прудов, огромный парк… На расположенном между речкой Кирицей и рекой Проней высоком плато, покрытом громадным лесопарком, раскинулась усадьба барона фон-Дервиза.

Федор Шехтель создал удивительный, легкий и воздушный романтический стиль, который позднее стали называть «стилем Шехтеля». В русской архитектуре «Кирицкий замок» стоит у истоков стиля «модерн». Сохранилось далеко не всё, но и то, что осталось от былой роскоши, производит неизгладимое впечатление.

Талантливому зодчему удалось настолько органично вписать постройки в окружающии пейзаж, что с течением времени Кирицы не утратили своего обаяния "сказки наяву"

Дом-дворец поставлен фасадом к оврагу, к которому полукругом сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Перед дворцом, у начала этих лестниц, когда-то стояли на высоких пъедесталах мощные бронзовые кентавры…

Кентавров уже давно нет. Им на смену пришли безрукие пионеры-туристы, стоящие совсем не у лестницы.

Лестницы от здания спускаются к обширной террасе с фонтаном в центре и тремя сообщающимися гротами из коралловых известняков.

Отсюда широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Еще ниже располагались пруды, где стояла мельница, и фруктовый сад.

После революции в поместье размещались сельскохозяйственное училище, затем техникум и дом отдыха, а с1938 года в открыли санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулезом. (Наверное, это перст судьбы - дети Павла Григорьевича были поражены этим страшным недугом, и вот в усадьбе, построенной его сыном, через много лет открылось профильное лечебное учреждение. Это была здравница, поднимавшая на ноги безнадежно больных детей. Они приезжали сюда из самых разных и отдалённых уголков огромной страны СССР, долгие месяцы лежали в гипсе и учились лёжа. Их выписывали только после полной реабилитации - когда дети становились на ноги и начинали ходить без костылей ) . Весьма вероятно, что на направленность санатория в некоторой степени повлияло наличие большого количества пандусов в усадьбе, предоставляющих дополнительные удобства для передвижения инвалидных кресел и каталок.


В 1947 году под Рязанью снимается шедевр отечественного кинематографа - «Золушка».Режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро выбрали для съемок усадьбу в Кирицах. В роли короля в фильме снимался известный рязанец Эраст Гарин, который и командовал с балкона шехтелевского дома.

А сама Золушка пряталась от принца за этими колоннами:

Элементы лестниц с симпатичными беседками сохранились и поныне.

Если взглянуть наверх, дворец украшают средневековые зубчатые башни и башенки.

Разрушается каменный мост через овраг, ведущий от дворца, по главной аллее парка, к «Красным воротам», что на выезде из парка к речке Кирице. На мосту остались четыре белокаменных обелиска, но давно отвинчены украшавшие их скульптуры.


Пройти по мосту без риска весьма проблематично - провалы и обрушение одного пролета...


Как говорят, дворовый фасад после реставрации преобразился неузнаваемо.

На территории можно найти разбросанные кирпичи с клеймами - изначальный строительный материал.

Прогулка по "главной улице" имени Дервиза

заканчивается у церкви-новодела:

для строительства которой был
спилен многолетний дуб, неизвестно чем мешавший строителям.

Тот, кто посетит Кирицы сейчас, увидит уникальный пример возрождения прекрасного архитектурного ансамбля, качественной реставрации с раскрытием пейзажных видов, при том, что усадьба по-прежнему принадлежит детскому санаторию.

Дервиз В лазоревом щите серебряный пояс. Над ним золотая пятиконечная звезда, под ним золотое сердце. Над щитом дворянский коронованный шлем, украшенный лазорево-серебряно- золотым венчиком. Нашлемник: между двух чёрных орлиных крыльев золотая пятиконечная звезда. Намёт: справа лазоревый с серебром, слева лазоревый с золотом. Герб фон Дервиза внесён в Часть 13 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.


Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц- советником голштинской службы у Петра III и возведён в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер». Его сын Иван Иванович (умер в 1806 г.) был генерал-майором; внук, Григорий Иванович (), директор гатчинского сиротского института имел 5 сыновей и 1 дочь: Павел Григорьевич () известный концессионер и строитель железных дорог Владимир Сергей () Сергей () Варвара () Павел (с 1916 Луговой,) Владимир (, Нью-Йорк) певец и композитор русского зарубежья. Марина (ум. 2002, Санкт-Петербург) Любовь (1895?) Варвара (1896?) Павел (1897?) Антонина (1908?)


Дмитрий Григорьевич () первый обер-прокурор гражданского кассационного департамента Сената, член Государственного совета Варвара () мать С. Д. Рудневой Владимир () художник, муж Надежды Яковлевны Симонович Мария () художник-график. Михаил Григорьевич () рязанский уездный предводитель дворянства Елена (1862?) Пётр (1872 после 1903) правовед Вера () геолог-петрограф Валериан () геолог Георгий () биохимик, доктор медицинских наук, профессор. Олег адвокат; награждён золотой медалью им. Ф. Н. Плевако «За крупный вклад в защиту прав граждан» . Нина (е) Николай Григорьевич () оперный певец Иван Григорьевич () надворный советник; директор Рязанско- Козловской железной дороги (), Председатель правления Общества Курско-Киевской железной дороги (); был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.


Павел Григорьевич, г. Лебедянь, Тамбовская губерния г., г. Бонн(Пруссия). Похоронен в Москве. Предприниматель, строитель железных дорог, меценат, действительный статский советник, владелец больших угодий в Рязанской губернии. В 1847 году окончил училище правоведения в Петербурге с золотой медалью. Служил в сенате по департаменту герольдии; во время крымской войны служил в ведомстве по провиантскому департаменту. С 1857 года в Мосвке служил на должности секретаря общества Московско-Рязанской железной дороги. Вместе с инженером К.Ф. фон Мекком фон Дервиз получил концессию на постройку Рязанско-Козловскойж/д, которая и была закончена в 1865 году. В последствии ими же была построена Курско- Киевская ж/д.


Концессионеры получили огромные барыши. За сравнительно короткий срок П. Г. Дервиз превращается в одного из самых богатых людей в России. Его называют «Русским Монте-Кристо». В 1868 году он переселился за границу, где и оставался до самой своей смерти, живя преимущественно на своей вилле «Вальроз» в Ницце во Франции. П. Г. Фон Дервиз был страстным любителем музыки. В Ницце у него был замечательный оркестр и хор певчих. Павел Григорьевич сам сочинял музыку. В частности он записал музыку на ставшие впоследствии знаменитыми романсы «Вечерний звон», «Вздохнешь ли ты» и др. О концертах замка Вальроз ходили легенды. Павел Григорьевич проявлял себя как талантливый публицист. Фон Дервиз обладал значительным состоянием и отличался широкой благотворительностью, как общественной, так и частной. На пожертвованные и предоставленные им в распоряжение московского главы князя А. А. Щербатова средства в Москве в 1876 году была учреждена Владимирская детская больница, названная по имени умершего сына Владимира. В 1869 году он пожертвовал значительную сумму при основании лицея в память цесаревича Николая.


Преждевременной смерти сопутствовали следующие трагические обстоятельства: заболела его любимая дочь Варвара. Дети в семействе фон Дервизов страдали костным туберкулезом. В Германии ей сделали две операции, но они не помогли и она в 16 лет умерла. Павел Григорьевич хотел похоронить ее в России, но ожидая поезда на вокзале Бонне с гробом дочери, не выдержал и умер сам.


В своем имении в Старожилове Павел Григорьевич намеревался построить церковь, картинную галерею(по другим сведениям построил), конный завод, школу. В Старожилове подолгу жила его жена. Фон Дервиз Вера Николаевна(урожденная Тиц), коей еще при своей жизни П. Г. Подарил здесь имение. Здесь Верой Николаевной основано земское училище, попечительницей которого она являлась с 1882 года. На ее же средства учреждена и библиотека при училище, состоявшая из 128 сочинений и 946 экземпляров. Старший сын П. Г.и В. Н. фон Дервизов Сергей родился в Петербурге в 1864 г. В своем имении в Кирицах Прасского уезда унаследованном от отца, Сергей Павлович построил прекрасный усадебный дом по проекту Ф. О. Шехтеля. Сейчас здесь располагается детский санаторий.


Дети: Владимир Павлович()- его дата рождения и смерти указаны в усыпальнице семьи фон Дервиз в Троицкой церкви в Сокольниках. Сергей Павлович фон Дервиз() Варвара Павловна() Андрей Павлович()-похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря. Павел Павлович фон Дервиз()


Сергей Павлович (1863,Санкт-Петербург-7 ноября 1943)- предприниматель, промышленный деятель, меценат. Детские годы прошли в Ницце и Лугано, где отцом были выстроены виллы. Там он получил хорошее домашнее образование. После трагической смерти отца, вернувшись в Россию, он сдал в 1882 году экзамен в 4-й Петербургской гимназии и поступил в университет. Проучился три года, причем два-на юридическом факультете и один на историко- филологическом. В 1884 году с достижением совершеннолетия он стал распоряжаться значительными средствами, оставшимися от отца. К 25-летнему юбилею русского музыкального общества пожертвовал 200 тыс. рублей. Однако его безрассудная расточительность привела к возаблению опеки со стороны брата отца, хотя вскоре Александр III утвердил новое решение, отменяющее ее.


В 1888 году С. П. Дервиз занял место председателя правления общества. В этом же году он первый раз женился, на певице Анне Карловне Якобсон (Якоб) и, имея намерение поселиться в имении «Кирицы» подал прошение о причислении его к рязанскому дворянству. В 1889 году, архиепископом Рязанским Феоктистом, в имении была освящена домовая церковь.имении «Кирицы»Феоктистом В Санкт-Петербурге он сблизился с композитором А. С. Аренским, который впоследствии посвятил ему четыре фортепианных этюда . Благодаря советам Аренского Дервиз стал хорошим пианистом, даже сочинял музыку на собственные стихи . В 1889 году С. П. Дервиз сделал пожертвование в пользу нуждающихся студентов Московской консерватории. В следующем году он вошёл, в качестве почётного члена, в состав дирекции консерватории вместо С. М. Третьякова.А. С. Аренским С. М. Третьякова К 1890 году он, вместе с матерью и второй женой, Марией Сергеевной Шенинг, поселился в Петербурге в доме, отделанном архитектором П. П. Шрейбером (Английская набережная, д. 34). Эффектные живописные панно, написанные для особняка К. Е. Маковским, в 1889 году выставлялись в Обществе поощрения художеств .П. Шрейбером Английская набережнаяК. Е. Маковским Обществе поощрения художеств Весной 1892 года С. П. Дервиз экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Московского университета и получил диплом 1-й степени.юридическом факультете Московского университета В годах служил чиновником особых поручений при министре юстиции; в 1901 году переходит в министерство финансов. За это время получает ордена Св. Станислава 4-й степени (1894) , Св. Анны 2-й степени (1896); в 1901 году орден Св. Владимира 4-й степени (1901).Св. Станислава Св. Анны Св. Владимира


Владел имениями: Старожилово Пронского уезда (1200 дес. землии); Кирицы Спасского уезда (2500 дес. землии); Карловка Сапожковского уезда (3000 дес. земли); имел дес. в Киевской губернии; дес. в Верхне-Уральском уезде Оренбургской губернии; 2 каменных дома в Санкт-Петербурге; 1 дом в Москве (Садовая-Черногрязская улица, д. 6). Уже после событий 1905 года С. П. фон Дервиз решил покинуть Россию и стал распродавать свою недвижимость. В 1908 году уехала во Францию жена с сыном; Сергей Павлович, распродав свои имения и особняки, уехал следом. Жил на вилле Медитерран в Каннах. Похоронен в семейном склепе-часовне на местном кладбище; здесь же был похоронен и сын, Сергей Сергеевич (), на котором прекратилась эта ветвь Дервизов.


Семья Дети: Марина (, Канны) Вера (, Лондон). Муж Чэдвик; у них сын. Сергей () Павла (?) Жена: 1-я Анна Карловна Якобсон (певица); 2-я Марина Сергеевна Шениг (ум, Канны, Франция), дочь действительного статского советника.






17


18


19




Младший сын П. Г. Фон Дервиза. До 1881 года жил с родителями в Ницце(Франция). Первоначальное образование получил дома, куда приглашались лучшие учителя. После смерти отца и сестры вместе с матерью переехал в Россию. До 6-го класса учился в Петербургской гимназии, затем перешел в Николаевский кадетский корпус, который готовил кандидатов в кавалерию. После окончания корпуса с 1889 года поступил в Николаевское кавалерийское училище. В 1890 г. Был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского императорского полка, в 1891 году причислен к Офицерской кавалерийской школе, где он вскоре он стал командиром взвода эскадрона школы. В 1892 году П. П. фон Дервиз переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, который в то время стоял в предместье Варшавы, в Лазенках. Именно в полку впервые в молодом офицере появился интерес к преподаванию. Это случилось, когда ему предложили заняться с новобранцами арифметикой. Тогда же появилось и увлечение лошадьми. Фон Дервиза назначили ремонтером, и он занимался покупкой лошадей. С этой целью объездил множество конных заводов и стал тонким знатоком пород. В 1894 ему присвоили чин поручика. Военная служба никогда не прельщала П. П. фон Дервиза, в 1902 г. Вышел отставку в звании ротмистра по домашним обстоятельствам. После раздела имущества с братом Сергеем, Павел Павлович стал владельцем пронских имений в Рязанской губернии, включая Старожилово. П. П. Дервиз активно занимался коннозаводством, пытаясь улучшить тяжеловозную и верховные породы лошадей. С этой целью закупались лошади в России, Бельгии, Англии..


К концу 1890-началу 1990 годов Старожиловский конный завод считался одним из лучших в России. Павел Павлович занимался благотворительностью. В Пронске он открыл женскую гимназию, построив для нее каменное здание. Кроме того, в уезде была открыта сельскохозяйственная школа, больница для крестьян. В Пронской гимназии он преподавал математику во всех классах, чтобы иметь на это официальное право, он экстерном окончил Московский императорский университет по курсу математики, имел ученую степень магистра. Когда уже в советское время, П. П. пришло время ухожить на пенсию, ему засчитали и одиннадцать лет работы в дореволюционной Пронской гимназии. П. П. фон Дервиз отличался музыкальностью и хорошо играл на пианино, сам сочинял музыку, главным образом романсы и фортепьянные пьесы. Известно что его балладу на стихи А. К. Толстого исполнил Шаляпин. На сцене выстроенного им деревянного театра в Старожилове и в Пронске в здании прогимназии, он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Кармен». В 1899 г. П. П. обанкротился. Он был доверчив и не контролировал действия своих управляющих. К 1910 П. П. Дервиз остался владельцем лишь Старожиловского имения в 250 десятин, да здания прогимназии в Пронске. В 1915 г. Фон Дервиз меняет фамилию на Луговой(во время 1 мировой войны так поступали многие русские дворяне с немецкими фамилиями).


В 1918 г. Имение Лугового(Дервиза) в Старожилове было национализированно. Самого его пронская ЧК приговорила к расстрелу, но нашлись люди, которые, рискуя жизнью, предупредили его об этом. Он успел уехать в Петроград, где добывал средства к существованию уроками. Был арестован, доставлен в Москву и посажен в Бутырки. Там Павел Павлович заболел тифом в тяжелой форме, но выжил и был освобожден по ходатайству своих бывших учениц. После освобождения в 1919 г. Явился в Пронск и поступил в распоряжение уездного комиссариата просвещения. Ему поручили вести занятия по математике на кавалерийских курсах красных командиров в Старожилове. В числе курсантов военную выучку здесь проходил Г. К. Жуков. В Старожилове П. П. получил надел землии наравне с крестьянами, что было чрезвычайной редкостью для бывших помещиков. Однако происхождение не позволило ему закрепиться на одном месте. Его преследовали, не давали работать. В конце концов после нескольких лет скитаний П. П. Луговой вместе со своей женой Ольгой Николаевной обосновался в селе Максатиха Тверской(Калининской) области, где и жил до самой своей смерти, преподавал математику в школе, писал учебники. Среди его учеников- И. Образцов, А. Тарасов.




Cреди лесов и полей Рязанщины уютно расположился Старожиловский конный завод. Сегодня это хозяйство с более чем вековой историей известно в первую очередь удачным опытом восстановления русской верховой породы лошадей. Эта порода - старейшая среди отечественных верховых, к тому же со сложной и интересной судьбой. Но не менее интересна и судьба Старожилова, нынешнего пристанища потомков Свирепого и Яшмы. C дороги издали видно красное с белым кирпичное здание конюшни, которое завершает высокая готическая крыша со множеством башенок. Рядом церковь, парк и живописный каскад прудов. Здесь все постройки сохранились с момента основания завода. Строился весь ансамбль 6 лет, с 1891 по 1897 год, по проекту известного архитектора Федора Осиповича Шехтеля, автора особняка Рябушинских, зданий Ярославского и старого Савеловского вокзалов в Москве. В середине прошлого века Старожилово было куплено бароном Павлом Григорьевичем фон Дервизом. Потомок сына обер-бургомистра города Гамбурга дер Визе, переселившегося в Россию еще в начале XVIII века, фон Дервиз был известным промышленником, одним из богатейших людей России: его называли русским Монте-Кристо. Он участвовал в строительстве железной дороги от Москвы до Козлова (нынешний Мичуринск), первой линии, которая связала столицу с губернским городом Рязанью.


Имение располагалось в трех населенных пунктах: Старожилове, Сохе и Ромоданове. В Старожилове, кроме конного завода, были еще молочный завод, спиртовой склад, цветочная оранжерея и фамильная церковь Дервизов, которую с усадьбой соединял подземный ход. После смерти Павла Григорьевича имение унаследовали его вдова и старший сын Сергей, а с 1901 года и до самой Октябрьской революции им владел младший сын Павла Григорьевича, Павел, поручик лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. История Старожиловского конного завода начинается в 1893 году. Основы его заложил еще Павел Григорьевич, но воплотили идею в жизнь вдова и старший сын. Первоначально завод создавался с целью улучшения местной рязанской рабочей лошади. Для этого были закуплены орловские рысаки Павлин, Кроткий, Зарница, Сильвия. Вывезенные из Бельгии еще в 1898 году три брабансона и 8 арденских маток стали основой для получения помесей тяжеловозного типа. Однако вскоре было решено организовать и верховое отделение для выращивания ремонтной кавалерийской лошади. Сначала в 1893 году в Старожилове появились два жеребца (арабский и чистокровный верховой) и 49 маток (31 кровная арабская и 18 орлово-ростопчинских). На следующий год к ним добавились еще 17 маток, а осенью 1895 года барон приобрел в полном составе самый крупный завод орлово- ростопчинских лошадей. Тогда же из Англии были привезены два первоклассных чистокровных жеребца. В 1897 году - новая крупная покупка: 8 чистокровных верховых маток с приплодом из завода А.Н.Нимрода. Одновременно формировалось и рысистое отделение, которое, правда, имело более скромные размеры: 20 маток и 2 жеребца. Итак, к 1897 году в Старожиловском заводе было уже 170 маток и 24 жеребца. Шесть лет спустя общая численность лошадей всех половозрастных групп превысила 2700 голов.


После 1917 года завод был национализирован, и в нем начали проводить кавалерийские курсы. Одним из старожиловских курсантов был Георгий Константинович Жуков, впоследствие выдающийся военачальник. Великая Отечественная война нанесла невосполнимый урон племенному поголовью Старожиловского завода. В октябре 1941, когда враг был совсем близко, в Михайлове и Скопине, началась эвакуация поголовья на восток, но все лошади погибли во время переправы через Оку. После войны производящий состав Старожиловского конного завода стал комплектоваться тракененскими лошадьми, купленными в Польше и переданными из конного завода им. Кирова. С тракенами здесь удалось добиться значительных успехов, но в 1977 году году было принято решение вернуть тракененских лошадей на их историческую родину - в Калининградскую область. В 1978 году, по инициативе кафедры коневодства ТСХА, было решено на базе Старожиловского конного завода воссоздать старейшую верховую породу страны - русскую верховую, фактически – создать ее заново. Параллельно с племенной работой была отработана новая технология содержания и выращивания молодняка и самое главное – тренинг и испытания. Это позволило заняться не только отбором на тип, масть, экстерьер, но и тестировать и прогнозировать работоспособность. Результаты кропотливой племенной работы не заставили себя ждать: в первых ставках были получены такие выдающиеся лошади, как Барин (Набег-Бригантина), многократный чемпион Советского Союза по выездке и Диксон (Набег-Диадема) - серебряный призер Кубка Мира. Необходимо также упомянуть успешно выступавших в спорте Долга, Диалога, Герцога. Вскоре к ним добавились Кубарь, Импровизатор, Изумитель, Гепард.


В 1999 году русская верховая порода лошадей была включена в "Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию", изданный Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Породе присвоен регистрационный номер Основным оригинатором породы определен Старожиловский конный завод Рязанской области. Завод получил соответствующую государственную лицензию. Руководство племенной работой с русской верховой породой лошадей и их централизованный племенной учет поручены кафедре коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Русская верховая уверенно продвигается в число пород лучших для использования в выездке. Сегодня со старожиловскими лошадьми работают наши ведущие спортсмены: достаточно упомянуть такие пары, как Елена Ирсецкая и Кипр, Инесса Потураева и Амаретто. По итогам 2001 года Амаретто (Аю-Даг-Галактика) признан лучшей выездковой лошадью России, а также лидером в центрально-европейской зоне, заняв призовые места в пяти этапах Кубка Мира. Регулярно пополняется лошадьми из Старожилова ярославская и нижегородская конноспортивные школы. Нарядный экстерьер, благородные линии головы, темные (в основном вороная и караковая) масти, высокий спортивный потенциал - все это отличает современных русских верховых лошадей.


Русские верховые лошади уже успели зарекомендовать себя и за рубежом. Так, в Англии выступает в спорте и используется как улучшатель на полукровных кобылах великолепный вороной жеребец Незнайка (Ненаглядный-Загонка). В США в выездке по большим ездам блестяще выступает русский верховой Абрикос (Агдам-Беглянка). Русская верховая – единственная в мире порода, специализированная на конкретном виде конного спорта - выездке. Это лучшие лошади для поклонников высшей школы верховой езды. Лошади-аристократы, потомки единственной сохранившейся линии орлово-ростопчинцев. Дети и внуки выдающихся чемпионов по выездке, обладателя олимпийского золота Абсента, лучших производителей арабской, ахалтекинской, чистокровной верховой, тракененской пород.




Уникальной деревню делает общая история с известнейшей в XIX веке фамилией фон Дервиз и знаменитым архитектором Фёдором Шехтелем. Последний факт делает посещение этой деревни незабываемым, как, впрочем, и пребывание во всех местах, где имеются постройки Шехтеля.

Замки руки этого архитектора, заказанные фон Дервизами, имеются также в Старожилово и . Этим комплексам повезло больше, чем усадьбе в Сохе, - они сохранились гораздо лучше, да и в информационном плане не обделены. Исторических сведений об усадьбе в Сохе немного - о ней мало известно даже ценителям творчества Шехтеля. А потому туристических автобусов здесь нет. Хотя к небольшим группам интересующихся с фотоаппаратами местные жители привыкли и с удовольствием заменяют экскурсоводов. Неизвестно, правда, как долго ещё у них будет такая возможность, ибо строения приходят в негодность с невероятной скоростью.

В первой половине XIX века деревня входила во владения дворян Бурцовых, в некоторых источниках - Бурцевых. В середине этого же века здесь была создана усадьба, которая до конца 1880-х годов принадлежала генерал-майору Михаилу Милошевичу, женатому на Екатерине Бурцовой (Бурцевой). Позднее усадьбу приобрёл Павел Павлович фон Дервиз (отчества здесь становятся принципиально важны). Его отец - Павел Григорьевич фон Дервиз - известный строитель железных дорог в России. Углубляться в биографию не будем, так как сведений об этом человеке предостаточно, и любой интересующийся может их без труда отыскать. А вот о Павле Павловиче расскажем чуть подробнее, как о владельце усадьбы.

Он был сыном одного из самых богатых людей страны. Ещё при жизни его отец, Павел Григорьевич фон Дервиз, приобрёл земли в Рязанской губернии, в том числе Старожилово и . У Павла Григорьевича были серьёзные планы по строительству в Старожилово конезавода, картинной галереи и других объектов. Однако, вынужденный из-за здоровья детей переехать в Ниццу, он постепенно потерял интерес к этому имению. Оно было передано в управление брату Ивану Григорьевичу с ежегодной доплатой из-за малой доходности хозяйства.

Лишился отца Павел Павлович фон Дервиз в возрасте 11 лет. Ему и брату Сергею Павловичу досталось немалое наследство. Брат был натурой творческой, с бизнесом отца не справился, распродал имущество и переехал во Францию. После него в Рязанской области осталась известная работы всё того же Шехтеля. А вот Павел Павлович остался в России. Став гусаром, он влюбился в лошадей. После смерти Ивана Григорьевича фон Дервиза ему в распоряжение было передано старожиловское имение. Сюда он и перебирается на постоянное место жительства. Здесь Павел Павлович реализовал план отца и свою страсть, построив . Дополнительно были приобретены земли в Сохе и Ромоданово.

Павел Павлович фон Дервиз был неординарной личностью. Ещё одной страстью этого человека была математика. В 1904 году он строит в Пронске школу, которая затем превратилась в женскую гимназию. Экстерном сдаёт экзамены за курс Московского университета и сам преподаёт в этом учебном заведении.

Во время Первой мировой войны он меняет фамилию на Луговой, стараясь скрыть свои немецкие корни. Дервиз-Луговой признал революцию, но от преследований это его не спасло В 1918 году все его владения были национализированы, а Павла Лугового ЧК приговорила к расстрелу. Местные жители вовремя предупредили его о грядущей казни, и Павел Павлович уехал в Петроград. Там он и был пойман. Его пересылают в Москву и помещают в Бутырку. Спасли его бывшие ученики, ходатайствовавший аж перед самим Лениным. Луговой вернулся в Старожилово, жил во флигеле, преподавал на кавалерийских курсах, развернувшихся на конезаводе. Впрочем, богатое дворянское прошлое Павла Павловича не давало покоя новой власти. Ему пришлось много переезжать с места на место, работать в разных школах. В конце концов он обосновался в селе Максатиха ныне Тверской области. Работал вместе со своей последней супругой учителем в школе. Умер в возрасте 73 лет в 1943 году.

Проехать мимо усадебного комплекса в Сохе сложно - руины хорошо видны. С тех времён в деревне сохранилось три пруда. Проехав мимо двух из них (они будут по обе стороны от дороги), нужно свернуть направо. Через несколько метров встретится первое строение из комплекса - главный дом. Он будет слева и спрятан в растительности. Некогда красивейшее здание сейчас сильно разрушено. Сохранились только стены. Его общий вид оценить довольно сложно из-за деревьев, окруживших строение. Легче рассмотреть здание зимой или поздней осенью, когда опадает листва.

Местные жители настаивают, что этот дом - копия Павелецкого вокзала Москвы. Якобы здесь предполагалось строительство железной дороги, но потом от идеи отказались. Подтвердить эти слова в исторических источниках не удалось. Естественно, подпитывает предположения тот факт, что фамилия фон Дервиз тесно связана со строительством железных дорог в России. Да и если рассмотреть фотографии Павелецкого до реконструкции, то сходство вполне обнаруживается. Главный дом, как и вокзал, с симметричными крыльями, повышенной центральной частью и крышей-куполом над ней, а также с высокими окнами. Но это соответствовало строительным канонам того времени. Оба здания построены примерно в один и тот же период. Усадьба в Сохе относится к 1890-м годам, вокзал был введёт в 1900 году.

Есть ещё один аспект, который, возможно, связывает усадьбу с Павелецким вокзалом. Это серьёзное знакомство фон Дервизов с архитектором вокзала Александром Красовским. Он многое сделал во владениях фон Дервизов. По проекту Александра Красовского в 1891 году была построена . В 1898 году Павел Павлович фон Дервиз пригласил этого же архитектора для того, чтобы перестроить особняк в Петербурге, где ныне размещается Дворец бракосочетания. В 1917 году Красовского пригласили в Старожилово для перестройки конезавода. Летом следующего года архитектор здесь же умер и был похоронен недалеко от всё той же церкви Петра и Павла. К сожалению, сейчас могила утеряна.

Сразу за главным домом находится ледник. Это прототип современного холодильника. Полуземляное строение сверху укрывалось соломой. С весны в него заносился лёд, который сохранял низкую температуру в леднике в течение всего лета. Строение и сейчас внешне кажется довольно крепким. Правда, превращено в склад мусора.

Следующая легенда гласит, что главный дом связан подземными ходами ещё с одним усадебным строением - домом управляющего. Это двухэтажное здание отделено от барского дома липовыми аллеями. Дом управляющего сохранился немного лучше. По словам жителей, долгое время там размещался детский сад. Соответственно, за зданием в той или иной мере ухаживали. Сейчас оно полностью закрыто. Окна первых этажей заложили кирпичами, чтобы ни у кого не было возможности влезть в здание, которое находится в аварийном состоянии.

Лучше всего сохранилась конюшня. В Сохе разводили тяжеловозов. Конный двор здесь был значительно меньше старожиловского, где разводили породистых верховых. Конюшня в Сохе - всего лошадей на 30. Такой же двор для тяжеловозов Павел Павлович фон Дервиз устроил в селе Ромоданово. Этот населённый пункт находится примерно в 9 километрах от посёлка Старожилово. Ромоданово Павел Павлович приобрёл в начале XX века. Сейчас фактически никаких строений там не осталось - лишь руины. А вот конюшня в Сохе в хорошем состоянии. Правда, закрыта, и попасть внутрь невозможно.

За конюшней - полуразвалившаяся каретная. Она находится на берегу пруда. Здесь экипажи ожидали выездов, а также ремонтировались. В советские времена здесь также были мастерские. Это подтверждают и отдельные надписи на стенах. Какое-то время, говорят соседи, в этом доме жили рабочие. Сейчас кровля обвалилась, постепенно рушатся стены.

На другой стороне пруда можно увидеть развалины спиртзавода. Он работал и после революции. Остались труба, стены цехов, спиртохранилище. Всё находится в том же сильно запущенном состоянии.


























О Павле Фон-Дервизе – рязанском немце, меценате и железнодорожнике

ДК «Маяк» спас особняк...

К юбилею, который ныне отмечает Санкт-Петербург, в городе отремонтировано немало зданий. Среди них и дворцы, и музеи, и вокзалы, о чудесном преображении которых сейчас пишут и говорят немало. Что и понятно.

Но есть среди этих «объектов» строение, о котором пишет преимущественно местная, питерская пресса. Что, на наш взгляд, несправедливо, и кому, как не «Гудку», устранить эту несправедливость, если учесть, что это строение прямо и непосредственно связано с именем одного из крупнейших русских железнодорожников и дорогоустроителей – Павла Григорьевича Фон-Дервиза.

И пусть никого не смущает его немецкая фамилия – это именно русский человек, русский деловой человек во всех своих проявлениях и ипостасях...

Речь идет об особняке барона Фон-Дервиза на Галерной улице (с 1918 года по 1991-й Красная улица, конечно же), который был включен в федеральную программу подготовки празднования 300-летия Петербурга. В советские годы особняк использовался по-разному. Парадная часть со стороны Невы была приспособлена под детский тубдиспансер, дворовый флигель отдан медвытрезвителю, а в помещениях, выходивших на собственно Галерную улицу (Красную то есть), был расположен Дом культуры «Маяк». И благодаря этому обстоятельству немалая часть уникальных интерьеров особняка сохранилась. В 1999 году это здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербург-Опера», который очень долго был театром «без определенного места жительства» и снимал самые разные помещения. Ремонт особняка и его реставрация наконец закончены. И, строго согласно программе юбилейных торжеств, новый театр открыл для зрителя свои двери именно в день юбилея города – 27 мая.

Причем это была двойная, символическая и в известном смысле мировая премьера: дело в том, что театр показал оперу-буфф известного итальянского композитора Гаэтано Доницетти, посвященную российскому императору Петру Великому. Эта опера, так и названная – «Петр I», долгое время считалась утраченной, после того как в 1820 году сгорел венецианский театр «Сан-Самуэль», а с ним и партитура этого сочинения. На основе сохранившихся фрагментов и благодаря труду итальянских музыковедов оперу удалось полностью восстановить, и вот 27 мая 2003 года она обрела свое второе рождение – на земле великого заглавного персонажа.

Но это еще, конечно же, не вся символика. То, что в этом особняке будет отныне опера, имеет свой глубокий смысл – это есть прямое продолжение и развитие музыкальных традиций как всей семьи Фон-Дервизов, так «и лично» Павла Григорьевича. Там он устроил свой домашний театр, свою оперу и, любя ее безмерно, часто делал следующее: назначал спектакль, приходил в урочный час в свой театр... один и в одиночестве смотрел и слушал оперу. И так для него играли многие великие артисты.

Довольно-таки странная, согласимся, даже эгоистичная любовь к искусству, но все-таки знаменит Павел Григорьевич не этим чудачеством...

Рязанский немец: начало пути

Рязань у нас привычно ассоциируется с самыми что ни на есть знаковыми русскими именами. Говорим: «земля Рязанская», и память тут же подсказывает имена великих уроженцев этого «края березового ситца»: Есенин, Циолковский, Паустовский, Симонов, Солженицын. Имена, вошедшие в историю и этого края, и самой России. Но есть и другие имена, и их тоже надо помнить. Без них история российская будет неполной.

Фон-Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. И фамилия у них была самая простая – Визе, без этой дворянской приставки «фон». А появилось это «фон» с непременным артиклем «дер» позднее, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Так и появились у нас русские дворяне с немецкой фамилией фон Дервиз (Фон-Дервиз).

Павел Григорьевич Фон-Дервиз, как и его предки, родился на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. И сначала пошел по привычной стезе государственной службы, как и его родитель. Но начинается в России новое время, и талантливый, предприимчивый Павел Григорьевич оставляет в 1857 году свое интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. Дело это было ново не только для Фон-Дервиза, но и для всей России. Строились дороги, шли по ним поезда, и их паровозы тянули за собой не только свой состав, но и всю российскую экономику. Вот таким перспективным делом занялся наш рязанский немец, русский предприниматель нового времени.

Сначала он стал секретарем общества Московско-Рязанской железной дороги.

Дело это было трудное и пошло не сразу.

Сначала он и его компаньоны думали тянуть дорогу от Москвы до Саратова, житницы России, на что и была получена в 1859 году лицензия от правительства – с тем, чтобы вести туда дорогу через Рязань, Моршанск с отдельной веткой до Пензы. План был хорош и привлекателен, но разразился в России биржевой крах и требуемых денег собрать не удалось. Наличного капитала хватало лишь до Рязани, потому и решили строить Московско-Рязанскую дорогу. Именно тогда Павел Григорьевич Фон-Дервиз стал председателем правления общества Московско-Рязанской железной дороги. Так его упорство и труды были отмечены и вознаграждены. (Примечательно, что компаньоном его был другой русский немец – Карл фон Мекк, член той самой семьи, которая столь заботливо и преданно опекала композитора Петра Чайковского.)

Но и после завершения строительства этой дороги русская железнодорожная сеть была весьма редкой. Она состояла из нескольких дорог – из исторической Царскосельской, Петербург-Московской, Петербурго-Варшавской, Варшавско-Венской, Московско-Нижегородской, Риго-Динабургской, Волго-Донской, Грушевской и Московско-Сергиевской (труды Василия Чижова и Ивана Мамонтова) и, соответственно, Московско-Рязанской. Общая протяженность всей сети к концу 1863 года составляла лишь 3254 версты, чего для великой во всех смыслах России было явно недостаточно.

Нужда в постройке новых железных дорог была так велика, что правительство предоставляло предпринимателям чрезвычайные льготы, лишь бы достигнуть осуществления плана развития сети необходимых государству дорог, но нашим дорогоустроителям капитала все равно не хватало. Приходилось идти ради дела на всякие ухищрения и новации. Чем, собственно, и отличался Павел Фон-Дервиз.

Так, в конце 1863 года он обратился в правительство с ходатайством о предоставлении ему права постройки железной дороги от Рязани до Саратова, но не через Моршанск, как первоначально предполагалось, а через Козлов и Тамбов. При этом он предлагал строить в первую очередь участок от Рязани до Козлова на капитал, который обязалась ему предоставить английская компания во главе с Лэнгом, бывшим английским министром Великобритании в Индии. Эта компания требовала безусловной гарантии со стороны российского правительства, то есть уплаты ежегодно определенного процента на капитал вне зависимости от того, будет ли впоследствии дорога приносить доход, и какой именно. Так как требование было равнозначно постройке дороги на средства, добытые путем заграничного займа, что по внешнеполитическим обстоятельствам того времени считалось неудобным, предложение Фон-Дервиза было отклонено.

Но эта неудача не остановила предпринимателя: год спустя Фон-Дервиз возобновил ходатайство об осуществлении Рязанско-Козловской дороги, но на других условиях. На этот раз он предлагал учредить общество в России, собрав капитал частью в Англии, частью в Германии; с этой последней целью акции компании предполагалось выпустить в английской валюте, а облигации – в прусской. Размер акционерного капитала был определен в 782500 фунтов стерлингов, а облигационного – в 10800000 прусских талеров.

Хотя Фон-Дервиз зарекомендовал себя в глазах правительства еще со времени осуществления Московско-Рязанской линии как надежный предприниматель, по Высочайшему повелению от него еще до рассмотрения дела в Комитете министров потребовали предварительные гарантии того, что все бумаги будущего общества уже размещены. Это Высочайшее повеление вызвано было рядом неудач, постигавших все частные железнодорожные компании, возникавшие за время с 1860 по 1865 год (за исключением одной лишь Динабурго-Витебской дороги). Несмотря даже на даруемые им чрезвычайные преимущества, большинству таких компаний не удавалось собрать необходимые для них денежные средства – столь недоверчиво были тогда настроены иностранные банкиры к нашим железным дорогам. Фон-Дервизу удалось, однако, поколебать это недоверие и склонить германских капиталистов к приобретению облигаций будущей дороги. Достигнув этого, он представил в правительство затребованное им «удостоверение» размещения ценных бумаг, и долгожданная концессия на постройку Рязанско-Козловской железной дороги была дана 12 марта 1865 года.

Выпущенные облигации удалось реализовать в сравнительно короткий срок при посредстве банкиров-менял, главным образом Берлинской и Франкфуртской бирж. Хотя, как не раз говорил Фон-Дервиз, за «весьма и весьма дорогие комиссионные». Но вот на английском рынке акции реализовать не удалось, и Фон-Дервиз разместил их среди русских предпринимателей.

Как бы то ни было, но стройка началась. И завершилась она в рекордные для того времени сроки: вся линия была построена и открыта для движения менее чем за полтора года, то есть вошла в строй 4 сентября 1866 года.

Рязанско-Козловская дорога прошла по тому направлению, по которому издавна шел главный гужевой путь из юго-восточных степей в Москву. Заменив собой этот путь, дорога стала одной из самых первых по перевозке хлебных грузов, и это обеспечило ей с первого же года эксплуатации значительный доход, составивший в 1867 году 6,7 процента, в 1868 году – 14,5 и в 1869 году – 18,1 процента на акционерный капитал. Такой результат дал сильный толчок появлению предпринимателей, желавших строить железные дороги, которых прежде правительство искало, но не находило. То есть началась, как тогда стали говорить, «железнодорожная горячка», такая же, что бушевала в Европе 15 – 20 годами ранее. И главной причиной этой «горячки» стали блестящие результаты Рязанско-Козловской дороги, блестящий менеджмент самого Павла Григорьевича Фон-Дервиза.

Последующие события также убедительно подтвердили все его расчеты в том, что касалось выбора направления этой дороги. Так, в первые годы после открытия Рязанско-Козловской железной дороги грузы к ней подвозились с расстояния до 150 – 200 верст, и количество грузов было так велико, что справиться с ним дорога не могла. Жалобы на это дошли даже до Государя, и он приказал исследовать дело, возложив эту задачу на товарища министра путей сообщения графа В.А.Бобринского. Он это дело «разъяснил» и сделал вывод, что необходимо «усиление дороги с выдачею на это из казенных средств ссуды». Так появился и второй путь на Рязанско-Козловской линии, который был открыт 1 июня 1870 года. Благодаря «удвоению» эта дорога стала в России одной из самых сильных по своей пропускной способности и самых прибыльных по своим коммерческим результатам.

Драма отечественного Креза

Потом были в жизни Павла Фон-Дервиза и другие проекты, другие дороги. Пришло вскоре время, когда его стали называть «русским Монте-Кристо», стали говорить о нем – «богат, как Крез». Он действительно стал одним из богатейших людей России. Недвижимость в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имения в Рязанской губернии.

Успех, счастье? Увы... Фигура Павла Фон-Дервиза примечательна и своим предпринимательским талантом, и удачливостью, и успешностью удивительной, и... своей трагичностью едва ли не шекспировского толка. Судьба, столь благосклонная, казалось бы, к нему, вдруг ударила его в самое сердце, ударила по самому больному. Детей Павла Григорьевича Фон-Дервиза одного за другим поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их. Бросил все, увез их во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе, которая сохранилась и поныне. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя.

Но... Всех своих детей ему спасти не удалось. Его любимице, 16-летней Вареньке, в Германии была сделана операция – и неудачно... Павел Григорьевич решил похоронить ее в склепе Владимирской больницы, которую построил сам, на свои средства и назвал в память одного из своих сыновей, умершего ранее. (Теперь это известная московская детская Русаковская больница.) Но даже и это ему самому сделать не удалось. Он приехал на вокзал, ждал поезд из Германии с телом дочери. Пришел поезд, гроб с телом его любимой Вареньки внесли в здание вокзала. Павел Григорьевич встал, сделал шаг навстречу ему – и упал. Не выдержало сердце...

Его вдова Вера Николаевна целиком отдала себя благотворительности и оставила по себе самую добрую память: организовала сначала один приют, потом – другой, который вырос до гимназии (известная московская «гимназия Фон-Дервиз», что в Гороховском переулке), построила немало домов для вдов и одиноких матерей, где они жили за символическую плату на полном обеспечении, организовала дачу для беднейших учениц петербургских гимназий.

Откуда пошли «стиль Шехтеля» и слава Жукова

Интересна судьба и двух оставшихся в живых наследников Павла Григорьевича, его сыновей – Сергея и Павла. Первому в момент кончины отца было 24 года, второму – 11 лет.

Старший сын, Сергей Павлович, унаследовал дело отца, но не его талант и силу. Дело у него не пошло. Он к тому времени заканчивал Московскую консерваторию и готовил себя к совершенно другой карьере. Вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того, чтобы снять все-таки с него эту постыдную для фамилии Фон-Дервиз репутацию, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но, так или иначе, Сергей Павлович ушел из фамильного бизнеса. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни.

Тем не менее и он оставил о себе память в виде той самой «недвижимости». На рязанской земле, в Кирицах, он устроил в свои лучшие времена замечательную усадьбу, поставил там же домовый храм Сергия Радонежского. И самая, пожалуй, главная его заслуга – привлек к строительству своего дворца в Кирицах (иначе его трудно назвать) тогда еще молодого и только начинающего творческий путь зодчего Федора Шехтеля (автора проекта здания Ярославского вокзала в Москве). Так он дал ему возможность сделать хороший старт, утвердиться в профессии. И Шехтель создал удивительный по красоте и очень своеобразный ансамбль, вне всяких стилей и в то же время очень стильный. С этого, собственно, начался «стиль Шехтеля» – башенки, оконные проемы, арки, лестницы, спускающиеся к прудам, делают дом похожим на некую ожившую сказку. И дом, и парк при нем сохранились до наших дней, стали памятниками архитектуры, потихоньку реставрируются. А сохранились они благодаря поистине мистическому совпадению – там в 1938 году был открыт детский туберкулезный санаторий, в котором лечат тот самый недуг, который унес жизни детей Фон-Дервизов.

Деловую эстафету принял у Сергея его младший брат – Павел. Он тоже не готовил себя к деловой карьере – был штаб-ротмистром лейб-гвардии гусарского полка, бравым красавцем и известным столичным сердцеедом. Но делом он занялся с азартом.

Переехал из столицы в Рязанскую губернию, в Пронском уезде которой еще его отец Павел Григорьевич приобрел 4360 десятин земли. Там он хотел реализовать большие планы – построить церковь, конный завод, школу и даже картинную галерею. Но не успел... Теперь в эти владения приехал его сын Павел Павлович.

Вскоре рязанские дворяне избрали его уездным предводителем дворянства и почетным мировым судьей. Там же учредил гимназию и стал председателем ее попечительского совета, а также почетным смотрителем городского училища. В 1905 году Павла Павловича избирают почетным гражданином города Пронска. Его имение было в числе образцовых, а его конные заводы – едва ли не лучшими в России (их только в одной Рязанской губернии была тогда чуть не сотня). Павел Фон-Дервиз разводил тяжеловозов, верховых и рысистых лошадей, в том числе скакунов арабской, английской и орловской пород, которые закупались казной для полков русской гвардейской кавалерии.

(Один из заводов его, Старожиловский, которому в 1995 году исполнилось 100 лет, здравствует и поныне – он теперь практически единственный конезавод в Рязанской области, на котором по-прежнему разводят лошадей русской верховой породы. И Фон-Дервизов там помнят: на юбилейные торжества, которые почтили своим присутствием все конезаводчики России, приезжала и дочь Павла Павловича – последняя из этой знаменитой семьи.)

Павел Павлович был так же, как его отец, знаменит своими «чудачествами» (хотя все бы так «чудили»). Вчерашний блестящий гусар и дамcкий любимец, а ныне помещик и крупнейший конезаводчик, которого искренне любили его крестьяне и работники, он... сдал экстерном экзамены за весь курс математического факультета и стал преподавать математику в им же учрежденной гимназии. Последний выпуск рязанская гимназия Фон-Дервиза сделала в 1919 году, когда вовсю уже шла в России Гражданская война, а сам Павел Павлович к тому времени носил другую фамилию – Луговой. (Как и многие русские немцы, он в годы германской войны счел непатриотичным носить немецкую фамилию и сменил ее на русскую.) Он, как и отец, страстно любил искусство – оперу и живопись. В своем самодеятельном театре не только ставил оперы («Евгений Онегин» и другие), но и пел в них главные партии.

Когда начались «эксцессы» всякого рода (все-таки 1919 год), его предупредили об опасности верные старожиловцы, и он пешком ушел из своего имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и многие его «братья по классу», но за него вступились перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту. А в 1920 году он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. И одним из курсантов, которые слушали эти лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков...

В конце своей жизни Павел Павлович обосновался в деревне Максатиха нынешней Тверской области, где стал работать сельским учителем. Там же и умер в 1943 году в возрасте 73 лет, до последних своих дней трудясь над собственным учебником математики.

Люблю Россию!

Когда мы говорим и думаем о русских деловых людях прошлого, будь то Мамонтов, Морозов или Фон-Дервиз, мы невольно оглядываемся на жизнь сегодняшнюю. Невозможно уйти от этих сравнений и параллелей – не в пользу, конечно, дня настоящего.

Павел Григорьевич мечтал жить и работать только в России, где, как он и планировал, должны были работать его капиталы на благо Отечества. И выехал он в эту Ниццу, на Ривьеру (чем его часто корили «доброжелатели»), только подчиняясь необходимости. Когда закладывали там, во Франции, его виллу Вальрозе, он счел необходимым сделать на закладном камне такую надпись: «Я русский, родился в России, люблю Россию и не нашел бы никакой надобности устраиваться где-либо в другом месте, если бы не находился в положении исключительном по состоянию здоровья детей моих».

Интересно, что написали бы наши новейшие капиталисты, которые предпочитают жить за границей, деньги держать в офшорах, семьи – на взморье Кипра или Испании?

Огромное состояние Павла Григорьевича унаследовали его жена Вера Николаевна фон Дервиз и два сына, старшему из которых Сергею Павловичу исполнилось 24 года, а младшему Павлу 11 лет.

Она целиком отдала себя благотворительности и оставила по себе самую добрую память: организовала сначала один приют, потом - другой, который вырос до гимназии (известная московская «гимназия Фон-Дервиз», что в Гороховском переулке), построила немало домов для вдов и одиноких матерей, где они жили за символическую плату на полном обеспечении, организовала дачу для беднейших учениц петербургских гимназий. Вся ее жизнь была направлена на благотворительность, все ее деяния были в память об умерших детях. Умерла Вера Николаевна в Ницце в 1903 году.

Дешёвая столовая “в двух отделениях” Веры Николаевны фон Дервиз (урождённой Тиц) обслуживала жителей дешевых квартир и комнат, устроенных этой же благотворительницей.

Сергей Павлович фон Дервиз с женой, Марией Александровной

Сергей Павлович, закончив, Московскую консерваторию, стал профессиональным пианистом. Он унаследовал дело отца, но не его талант и силу. Дело у него не пошло. Вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того, чтобы снять все-таки с него эту постыдную для фамилии Фон-Дервиз репутацию, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Владея большим капиталом, он всегда оказывал денежные пособия нуждающимся студентам Петербургской и Московской консерватории. Одним из самых значительных его вкладов был дар Московской консерватории в виде органа, купленного на выставке в Париже. Этот орган до сих пор находится в стенах московской консерватории. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. По иронии судьбы во дворце в Кирицах, построенным архитектором Шехтелем по заказу Сергея Павловича, в 1938 году разместился детский туберкулезный санаторий.
Павел Павлович закончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и выбрал работу в полку по закупке лошадей. Военная служба его не привлекала, он подал в отставку и стал серьезно заниматься конезаводством. Владея большим капиталом, он построил в своем имении Старожилово на Рязанщине конный завод, не считаясь с затратами, покупал лучших лошадей Англии, Бельгии и России. Вскоре, его завод стал одним из лучших в России. Вскоре Дервиз стал предводителем дворянства Пронского уезда Рязанской губернии.

Любовь Александровна, жена Павла Павловича фон Дервиз с детьми


Он много занимался крестьянами, в 1904 году основал в Пронске женскую начальную школу, которая в дальнейшем переросла в гимназию. В школу брали дочерей крестьян, а Дервиз преподавал там математику. Для этого он экстерном сдал экзамен за курс Московского университета и получил право преподавания.
Его необычный образ жизни раздражал помещичью среду, но Павел Петрович продолжал свое дело. Гимназия целиком существовала на его средства. Здесь он покупал и вводил все новое, что появлялось в России. Так, когда появились лампочки, он установил их на улице, ведущей в гимназию. При гимназии был построен и специально оборудован большой театральный зал, где давались представления и постоянно звучала музыка. Из гимназии вышло много интересных людей, в России стали говорить о культурном Пронском уезде. По многим воспоминаниям крестьяне не просто любили, а боготворили Павла Павловича.

Когда началась война с Германией, он не пожелал носить немецкую фамилию, и, с разрешения Николая II, сменил ее на Луговой (используя межъязыковый синоним). В 1910 г. Павел Павлович был членом Комитета по оказанию помощи вдовам и сиротам, пострадавшим на войне.

Дервиз-Луговой признал революцию и добровольно, через три дня после ее свершения, отдал все свое имущество, в том числе капиталы, хранившиеся в Немецких и Швейцарских банках, на "единственно правильное решение переустройства мира " (так он написал в письме Ленину).
Несмотря на в 1919 году, его предупредили об опасности верные крестьяне, и он пешком ушел из своего имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и многие его «братья по классу», но за него вступились перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту. А в 1920 году он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. И одним из курсантов, которые слушали эти лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков...

В конце своей жизни Павел Павлович обосновался в деревне Максатиха нынешней Тверской области, где стал работать сельским учителем. Там же и умер в 1943 году в возрасте 73 лет, до последних своих дней трудясь над собственным учебником математики. Там он встретил близкую по духу учительницу, ставшую его последней женой. Они вместе преподавали в школе, их обожали ученики.

Павел Павлович умер в 1943 году, вскоре умерла его жена. По решению жителей Максатихи на могиле были высечены слова: "Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые. Народные учителя"

Павел Павлович фон Дервиз с братом Валерианом

Стоит вспомнить и других Дервизов. Больше всего не повезло детям Михаила Григорьевича фон Дервиза, уездного предводителя дворянства на Рязанщине.

Сын Дмитрия Григорьевича фон Дервиз и племянник железнодорожного магната, Владимир Дмитриевич Дервиз (1859-1938), учился в Академии Художеств и Училище правоведения, непродолжительное время служил в Сенате, в 1886 приобрел имение Домотканово в Тверской губ. и, отказавшись от карьеры чиновника, решил посвятить себя хозяйственной и земской деятельности.

Владимир Дмитриевич занимался просветительской работой среди крестьян, организовал сельскую школу, участвовал в работе училищного совета уезда. Своей деятельностью привлек к себе внимание полиции и с 1889 попал под негласный надзор. Играл видную роль в работе тверского земства, объединившего либерально настроенных людей; в 1897 избран председателем Тверской уездной земской управы, но не утвержден в этой должности. С 1900 председатель Тверской губернской земской управы. Регулярно издавал отчеты о деятельности Тверского комитета, организованного из деятелей земского самоуправления.

В 1903 подготовил записку о необходимости улучшения быта сельского населения и изменения условий сельскохозяйственного труда, вызвавшую резко негативную реакцию в Министерстве внутренних дел. В 1904 Владимиру Дмитриевичу было запрещено проживание в Тверской губернии, но в 1905 он вновь занял пост председателя губернской земской управы.В 1921-26 заведовал историко-художественным музеем, преподавал рисование в педагогическом техникуме, участвовал во многих художественных выставках. Умер в 1938 году.

Валериан Михайлович Дервиз (1879-1943) - племянник железнодорожного магната. Уроженец села. Старожилово Пронского уезда Рязанской губернии, он окончил Пажеский корпус, сельскохозяйственную академию в Москве, затем Лениградский Геологоразведовательный Институт. Работал геологом. В 1935 году был арестован и выслан из Ленинграда на 5 лет как социально опасный элемент. С 1939 жил в Рыбинске, изыскательские работы проводил в Карагандинской обл. Реабилитирован в 1963.


Его сестра, Вера Михайловна Дервиз (1878 -1951), бестужевка, доктор философии Женевского университета, первая женщина - металлогенист и горный инженер , исследователь Кавказа, Сихотэ-Алиня, Средней Азии и Урала была арестована в 1945 по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Погибла в лагере в 1951. Реабилитирована в 1989.

Георгий Валерьянович, сын Валерьяна Михайловича, (1897- 1980), врач, биохимик, доктор медицинских наук, профессор. Окончил Коммерческое училище им. Цесаревича Алексея в Москве а в 1921 году - медицинский факультет Московского-университета. Работал на кафедре медицинской химии университета, в Минском медицинском институте организовал кафедры биохими, внес значительный вклад в развитие гематологии и трансфузиологии. В течение многих лет он возглавлял Комиссию по лабораторному оборудованию Министерства здравоохранения СССР, был членом редколлегий журналов "Клиническая медицина" и "Лабораторное дело". Награжден орденом Ленина.

Поделиться: