Бухгалтерские проводки в казенном учреждении. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях (Беспалов М.В.)

Какой порядок перечисления заработной платы на пластиковые карты сотрудников рекомендован Минфином в Письме от 08.07.2015 № 02-07-07/39464? Какие разъяснения по формированию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приведены в Письме Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998?

В статье приведены последние разъяснения Минфина по отражению в учете операций, связанных с перечислением заработной платы на банковские карты сотрудников, а также рассмотрен порядок формирования резервов предстоящих расходов на оплату отпусков.

Перечисление заработной платы на пластиковые карты сотрудников.

В Письме от 08.07.2015 № 02-07-07/39464 Минфин ответил на вопрос, касающийся отражения в учете операций по перечислению заработной платы сотрудникам учреждений на их банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты.

В частности, чиновники финансового ведомства заметили, что в соответствии со ст. 136 ТК РФ , как правило, выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

В настоящее время инструкции по бухгалтерскому учету (в частности, Инструкция № 162н) не содержат прямых указаний по отражению в учете операций по перечислению заработной платы работникам (сотрудникам) учреждения на банковские счета, к которым привязаны их банковские карты.

Вместе с тем согласно п. 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов. Аналогичные положения содержатся в п. 4 Инструкции № 174н и п. 5 Инструкции № 183н.

Далее необходимо отметить, что в силу приведенных выше положений учреждения, утверждая корреспонденцию счетов по отражению операций по перечислению заработной платы на пластиковые карты работников, использовали транзитный счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». Бухгалтерские записи по отражению в учете данной операции были следующими:

Минфин, приведя разъяснения по данному вопросу в Письме № 02 07 07/39464, обратил внимание, что в силу п. 273 Инструкции № 157н счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» предназначен для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей. При этом удержания производятся на основании соответствующих документов: письменных заявлений сотрудников или исполнительных листов.

В случае если в соответствии с коллективным или трудовым договором в учреждении предусмотрено перечисление заработной платы работникам учреждения на банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты работников, указанные операции следует отражать бухгалтерскими записями без использования данного счета.

В Письме Минфина РФ № 02 07 07/39464 приведена следующая корреспонденция счетов:

Чиновники финансового ведомства отметили, что указанный порядок отражения в бухгалтерском учете перечисления заработной платы сотрудников учреждения на счета работников в банке, в том числе на банковские карты, необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Пример 1.

В казенном образовательном учреждении выплата заработной платы осуществляется путем перечисления денежных средств на банковские карты сотрудников. В августе 2015 года сотрудникам была начислена заработная плата в сумме 250 000 руб. Размер удержанного НДФЛ составил 32 500 руб., сумма страховых взносов – 75 500 руб. (цифры условные).

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 162н были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата сотрудникам учреждения
Удержан НДФЛ с заработной платы
Начислены во внебюджетные фонды*
Перечислена сумма страховых взносов во внебюджетные фонды
Перечислен НДФЛ в бюджет
Перечислена заработная плата на банковские карты работников ** (250 000 - 32 500) руб.

* Размер тарифов страховых взносов при их расчете зависит от того, превышает ли сумма произведенных работнику выплат и иных вознаграждений (нарастающим итогом с начала календарного года) предельную величину базы для начисления страховых взносов.

В 2015 году она составляет: в ПФР – 711 000 руб., в ФСС – 670 000 руб. Предположим, что доходы работников не превысили размеры такой базы, поэтому учреждение применяет следующие общеустановленные тарифы страховых взносов: в ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%. Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 0,2%. Общий размер тарифа – 30,2%.

** В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается учреждением не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. В таблице проводок для сокращения числа записей начисление и выплата заработной платы показаны упрощенно, общей суммой за месяц.

Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Разъяснения по формированию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приведены Минфином в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. В частности, чиновники обратили внимание:

  • на детализацию резервов предстоящих расходов (пример детализации плана счетов приведен в приложении 1 к настоящему письму);
  • на корреспонденцию счетов по формированию и расходованию резервов предстоящих расходов (пример отражения в бухгалтерском учете операций по формированию и использованию резервов, в частности на оплату отпусков за фактически отработанное время, при-веден в приложении 2 к данному письму);
  • на порядок и методы формирования оценочного значения по резервам предстоящих расходов (пример определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведен в приложении 3 к этому письму).

Детализация резервов предстоящих расходов.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н для отражения резервов предстоящих расходов введен одноименный счет 401 60 000. Минфин в Письме № 02-07-07/28998 предлагает ввести к данному счету детализацию по видам резервов. Например, формирова-ние резерва расходов на оплату отпусков осуществляется на счете 401 61 210, формирование резерва расходов на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, – на счете 401 62 200 и т. д. Данную детализацию следует утвердить в учетной политике учреждения.

Корреспонденция счетов по резервам предстоящих расходов.

Как уже было отмечено, все операции, связанные с резервами предстоящих расходов, осуществляются с использованием счета 401 60 000. В Письме № 02-07-07/28998 финансисты привели бухгалтерские записи по отражению в учете операций по формированию и использованию резервов расходов, связанных с выплатой отпускных. Поскольку в настоящее время данная корреспонденция счетов не содержится в инструкциях по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений, ее рекомендовано согласовать с главным распорядителем (учредителем) учреждения и до внесения изменений в действующие инструкции утвердить в отдельном приложении к учетной политике.

Содержание операции
Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)
Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)
Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по выплатам сотрудникам
Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по страховым взносам
Начислена сумма отпускных, компенсаций за счет резерва
Начислены страховые взносы на суммы отпускных за счет резерва

Отражены в учете расходные обязательства по выплатам начисленных отпускных, производимым за счет ранее созданного резерва.

Одновременно произведено уменьшение ранее отраженных обязательств методом «красное сторно»

1 501 13 211
0 506 10 211
1 501 13 213
0 506 10 213

1 502 11 211
0 502 11 211
1 502 11 213
0 502 11 213

Порядок и методы формирования оценочного значения.

В соответствии с рекомендациями Минфина, приведенными в Письме № 02-07-07/28998, оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года). При этом учитываются данные о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленные кадровой службой.

Резерв расходов рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма:

  • оплаты отпусков работников за фактически отработанное ими время на дату расчета;
  • страховых взносов во внебюджетные фонды (в ПФР, ФСС, ФФОМС).

Вариант 1. Расчет резерва расходов на оплату отпусков производится персонифициро-ванно по каждому сотруднику:

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗП, где:

К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего за-работка для оплаты отпусков на дату расчета резерва.

Вариант 2. Расчет резерва расходов на оплату отпусков осуществляется исходя из сред-ней заработной платы, определяемой в целом по учреждению:

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗПср, где:

К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

Вариант 3. Расчет резерва расходов на оплату отпусков производится исходя из средней заработной платы, определяемой по отдельным категориям сотрудников (группам персона-ла):

Резерв расходов на оплату отпусков = К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3, где:

К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работни-ков (группы персонала);

ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории ра-ботников (группе персонала).

Что касается резерва расходов на уплату страховых взносов, он определяется с учетом методики, выбранной учреждением для расчета резерва расходов на оплату отпусков. Таким образом, сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана:

  • по каждому работнику индивидуально;
  • в среднем по учреждению;
  • по каждой категории работников (группе персонала).

Вариант 1. Резерв расходов на уплату страховых взносов рассчитывается по каждому ра-ботнику индивидуально:

Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗП x С.

Вариант 2. Расчет резерва расходов на уплату страховых взносов производится в среднем по учреждению:

Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗПср x С.

Вариант 3. Расчет резерва расходов на уплату страховых взносов осуществляется по каждой категории работников (группе персонала):

Резерв расходов на уплату страховых взносов = (К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3) x С.

Отметим, что показатель С в вышеприведенных формулах обозначает ставку страховых взносов.

Также финансисты в Письме № 02-07-07/28998 допускают, что сумма страховых взносов может быть рассчитана с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на основании информации за предшествующий период, а также применяемого повышающего коэффициента.

Какую из рекомендованных Минфином методик выбрать, учреждение решает самостоятельно. При этом следует учитывать численность персонала организации, трудоемкость процедуры, наличие компьютерных программ, в которых можно произвести необходимые расчеты.

Ниже предлагаем рассмотреть пример по отражению в учете операций, связанных с формированием резервов расходов на оплату отпусков.

Пример 2.

Предположим, что автономным учреждением на 30.06.2015 были начислены резервы предстоящих расходов за счет средств, полученных от оказания платных услуг:

  • на оплату отпусков – 500 000 руб.;
  • на уплату страховых взносов – 151 000 руб.

В августе 2015 года пяти работникам были начислены в сумме 60 000 руб., сумма страховых взносов равна 18 120 руб.

В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:

Как видим, процедура формирования резервов расходов – достаточно трудоемкая операция, которая требует значительных временных затрат. Поэтому бухгалтеру государственно-го (муниципального) учреждения необходимо проанализировать целесообразность приме-нения счета 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и отразить принятое решение в учетной политике организации.

Кратко сформулируем основные выводы.

В соответствии с разъяснениями Минфина, перечисление заработной платы на банковские карты сотрудников следует отражать без применения транзитного счета 304 03.

При формировании резерва расходов на оплату отпусков учреждению необходимо отразить в учетной политике виды резервов с приведенной детализацией на счетах бухгалтерского учета, корреспонденцию счетов по формированию и расходованию резервов предстоящих расходов, порядок и методы формирования оценочного значения.

Комментарий

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях", 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 310
2 Списана амортизация, начисленная на объект основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
2 Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410
5 Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
6 Списана амортизация ликвидируемой части основного средства КРБ 1 104 ХХ 410 КРБ 1 101 ХХ 410

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н .

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.

Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.

Расчеты по НДС

Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Финансовый результат

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком "минус";
  • в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком "минус".

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).

). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:

Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:

  • VII – порядок представления бюджетной отчетности получателями, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • VIII – порядок представления сводной (консолидированной) бюджетной отчетности органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • IX – порядок представления органами, уполномоченными на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда консолидированной бюджетной отчетности.

Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет". Определены также сроки представления отчетности.

  • 11:33

    Корректировка показателей государственного (муниципального) задания в IV квартале – важный этап работы как для главных распорядителей бюджетных средств, выдавших это задание, так и для выполняющих его учреждений (в том числе казенных). С помощью данной процедуры органы-учредители могут привести в соответствие объемы задания и его финансового обеспечения, а учреждения – избежать возврата в бюджет средств после завершения текущего финансового года и привлечения к административной ответственности. 2 595
  • 03 октября 2016
  • 12:40

    В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н1 сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях. 11 339
  • 11 декабря 2015
  • 11:12

    В ходе проведения годовой инвентаризации учреждение может выявить имущество, не используемое в процессе деятельности по причине полной или частичной утраты им потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Если восстановить такое имущество нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесо­образно, то его списывают с учета. О том, как правильно провести и отразить в бюджетном учете мероприятия по списанию пришедших в негодность активов, расскажем в статье. 12 807
  • 13 ноября 2015
  • 14:17

    Сезон массовых отпусков подошёл к концу, однако тема эта не теряет актуальности для бухгалтера. Поскольку по новым правилам бюджетного учёта в государственных (муниципальных) учреждениях необходимо формировать резервы предстоящих расходов, в т. ч. на отпуска сотрудникам. Напомним основные правила этого процесса. 5 870
  • 21 октября 2015
  • 13:50

    В текущем году в связи с поправками в Инструкцию № 157н, а также вступлением в силу ряда «отложенных» норм Закона № 44-ФЗ, уточнены правила учёта обязательств казённых учреждений. С целью разъяснения этих правил Минфином России было сформировано несколько писем. Проанализируем основные новации, а также напомним утверждённые в Бюджетном кодексе РФ положения об обязательствах учреждения. 2 894
  • 20 августа 2015
  • 15:24

    Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Порядок расчёта утверждён Положением № 922. Однако он не распространяется на премии и вознаграждения, для которых предусмотрены специальные правила. 4 253
  • 29 июля 2015
  • 13:39

    Минфин России обновил весь пакет первичных документов и регистров бухгалтерского учета (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). Оказалось, что кардинальных новшеств не так уж много и большинство из них полезные – они оптимизирует документооборот. Например, инвентарные карточки «отвязали» от основных средств... 14 928
  • 16 июля 2015
  • 13:37

    В мае 2015 года были опубликованы поправки в Трудовой кодекс РФ, согласно которым применение профессиональных стандартов для работодателей в ряде случаев станет обязательным. Новая норма вступает в силу лишь в июле 2016 года. Организациям даётся год, чтобы привести локальные акты, в т. ч. положения об оплате труда в соответствие с новыми нормами. 19 828
  • 15 мая 2015
  • 13:57

    Несколько лет в Минфине России находился на переработке Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н. В марте 2015 года процесс обновления порядка документального оформления бухгалтерских операций учреждениями госсектора наконец-то подошёл к завершению - Минфин России опубликовал совершенно новый Приказ об утверждении форм первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). 12 855
  • 06 мая 2015
  • 13:03

    С 2015 года существенно упростилась процедура направления сотрудников в командировку. Учреждение не обязано оформлять для них командировочное удостоверение и служебное задание. А работники не должны представлять отчёт о том, что задание выполнено. Однако вести документооборот в целях внутреннего контроля учреждение обязано. Рассмотрим, на что стоит обратить особое внимание. 5 065
  • 09 сентября 2013
  • 13:29

    Чтобы развеять сомнения бухгалтеров о том, как правильно учитывать операции по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели Минфин России сформировал разъяснительное письмо, основные установки которого рассмотрим вместе с экспертом. 5 420
  • 13:27

    Уже несколько месяцев на рассмотрении в Госдуме ФС РФ находится одиозный законопроект № 208784-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разработан инициативной группой депутатов и направлен на противодействие коррупции. Его суть сводится к введению жестких мер ответственности за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств. Почему Минфин России выступает против данного проекта, объясняет наш эксперт. 1 12 132
  • 13:20

    Специфика деятельности медицинских учреждений предполагает ряд особенностей при составлении ими учетной политики. О том, какие разделы должны быть в нее внесены обязательно, что при этом необходимо учесть бухгалтеру, читайте далее. 6 982
  • 12:57

    Согласно ряду нормативных правовых актов, принятых за последние годы, учреждениям бюджетной сферы необходимо актуализировать локальную документацию. Какие документы должны быть приняты в обязательном порядке, что учесть при их формировании, рассказывает наш эксперт. 15 788
  • 11:37

    На официальном сайте Минфина России опубликован проект приказа, в соответствии с которым планируется внести изменения в Приказ № 173н. Проект содержит новые формы первичных учетных документов и учетных регистров. Рассмотрим формы первичных учетных документов нефинансовых активов. 9 836
  • 13 июня 2013
  • 11:09

    В прошлом году вступил в полную силу Порядок № 98н, которым регулируется учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. Для исполнения отдельных его положений Федеральным казначейством был запланирован ряд организационных мероприятий. Насколько успешно удалось реализовать их на практике, рассказывает Ю.В. Камардина, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства. 2 849
  • 11:06

    Зачастую при выборе кода КОСГУ на оплату услуг, связанных с транспортировкой, бухгалтер ориентируется на название (предмет) заключенного договора. Между тем операции должны группироваться в зависимости от их экономического содержания, суть которого в названии либо предмете договора отображается не всегда корректно. И только внимательное изучение условий документа может пролить свет на истину. 8 737
  • 10 апреля 2013
  • 11:29

    В качестве антикоррупционных мер российскими законодателями был принят Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». О возможных последствиях принятия документа читайте далее. 2 518
  • 11:25

    С 1 января 2013 г. существенно изменились многие нормы, регулирующие обязательное страхование и социальное обеспечение в России. Это касается различных пособий, взносов в Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ. Рассмотрим, что следует учитывать в работе в текущем году. 3 351
  • 09 апреля 2013
  • 12:05

    Принятие закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» призвано решить многие наболевшие проблемы в системе госзаказа. Насколько оправдан новый закон, рассмотрим на примере Управления Федерального казначейства по Тюменской области. 1 590

Журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» – ведущее издание об учете, отчетности и налогообложении для бухгалтеров казенных учреждений – получателей бюджетных средств, главных распорядителей бюджетных средств, органов власти и других учреждений, которые ведут учет по нормам Инструкции № 162н. Издается с 2011 года.

В журнале вы найдете информацию о последних изменениях бюджетного и налогового законодательства, комментарии ведущих экспертов по работе с новыми нормативно-правовыми документами.

Подписка на журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» обеспечит вас важнейшими новостями законодательства, разъяснениями по учету и отчетности, планированию, а также образцами документов.

В каждом номере – обзор нормативных документов, советы специалистов Минфина, Федерального казначейства и других ведомств, опыт практиков, решения сложных ситуаций с примерами, схемами и таблицами.

Наших подписчиков всегда ждут индивидуальные условия и привлекательная стоимость!

Подарки подписчикам

  • Читатели могут учиться в Школе Главбуха госучреждения на льготных условиях – со скидкой до 60%. Школа Главбуха реализует программы дополнительного профессионального образования. В рамках обучения можно повысить квалификацию (120 учебных часов) и (или) пройти профессиональную переподготовку (250 учебных часов). Обучение дистанционное – вы можете учиться в любое удобное для вас время. Обучение лицензировано в соответствии с законодательством РФ.
  • Видеосеминары. 2 новых видеосеминара каждый месяц (24 в год) по актуальным и важным вопросам для бюджетных, казенных и автономных учреждений. Разъяснения последних изменений законодательства от ведущих экспертов отрасли. Читатели также получают доступ ко всем прошедшим видеосеминарам.
  • Правовая база. Полная база нормативно-правовых документов для госучреждений. Все федеральное и региональное законодательство и ежедневным обновлением и карточкой поиска.
  • Подборка необходимых образцов документов с примерами и подсказками по заполнению. Есть типовые и нетиповые формы.
  • Учетная политика. Составитель учетной политики и ее приложений.
  • Электронный консультант по применению кодов КВР и КОСГУ.
  • Книги. Библиотека профессиональной литературы по бухгалтерскому учету.
  • Доступ к порталу «Бюджетник.ру», где уже опубликовано более 6000 статей, ответов на актуальные вопросы и ежемесячно добавляется 30 новых материалов.
  • Архив номеров. Возможность просматривать номера издания за все годы.
  • «Актион-бонус». При подписке начисляются баллы, на которые можно приобрести дополнительные подарки для себя в магазине бонусов.

Читайте в свежем номере журнала «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение»

  • За что и на какие суммы начнут штрафовать главбухов бюджетных учреждений
  • Какие формы отчетности придется заполнять по обновленным правилам
  • Как заполнить сведения то задолженности за полугодие по детализированным кодам КОСГУ
  • Ответы на ваши вопросы по бухучету основных средств
Выбирайте оптимальный тип подписки

Печатный журнал

Электронный журнал

Комплект Печатный + Электронный

Актуальная информация от ведущих экспертов
Традиционный бумажный формат
Доступность в день выхода из типографии
Быстрый поиск по всем статьям и выпускам
Доступ к вышедшим номерам
Личный кабинет, управление подписками
Техническая поддержка онлайн

В данной статье мы рассмотрим учет в казенных учреждениях и особенности учетной политики. А также проанализируем отчетность и узнаем, когда и куда сдавать документы.

Казенные учреждения являются некоммерческими предприятиями, созданные для реализации культурных, управленческих, научных, образовательных задач. Учредителем является уполномоченный государственный орган, определяющий уставные цели и осуществляющий финансирование в полном или частичном объеме.

Особенностью учреждений является отсутствие прав на имущество, переданного в распоряжение учредителем. Бухгалтерский учет осуществляется на основании принципов, установленных для бюджетных организаций с использованием плана счетов, разработанного для госучреждений.

Учетная политика, разработанная в учреждении

Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:

  • Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
  • Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
  • Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
  • Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
  • Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.

Первичные документы казенного учреждения

Совершение хозяйственных операций требуется подтверждать документально. Цель первичной документации – подтвердить обоснованность, законность, экономическую целесообразность операций. Казенные учреждения используют первичные документы, установленные Приказом № 173н и дополнительно подтвержденные в учетной политике. Дополнительно допускается использовать бланки, первичные документы, разработанные Росстатом. Право на использование форм также закрепляется в Политике.

При заполнении первичных форм необходимо следовать правилам:

  • Использовать утвержденные учреждением формы.
  • Вносить в документы обязательные реквизиты, при отсутствии которых регистр может быть признан недействительным.
  • Указывать необходимые данные с прочерком незаполненных строк.
  • При заполнении не допускать помарки и зачистки. Все исправления производятся по правилам бухучета.

На основании форм первичного учета осуществляется подтверждение доходов и расходов, утвержденных в смете.

Учет операций с имуществом и основными средствами учреждения

Имущество казенных учреждений в оперативное ведение поступает от учредителя. Собственник несет ответственность по содержанию имущества.

Операция Основание
Принятие имущества на забалансовый учет Решение комиссии организации и наличие передаточного акта
Право оперативного управления имуществом Возникает с момента передачи имущества, недвижимого – с даты государственной регистрации
Денежная оценка имущества Отражается по стоимости, указанной передающей стороной в акте
Счет учета для отражения информации Учет производится на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование»
Изменение стоимости Осуществляется после проведения модернизации

Учреждения приобретают имущество за счет бюджетных средств.

Пример покупки оборудования

Учреждение для ведения уставной деятельности приобрело технику стоимостью 245 000 рублей. Стоимость транспортировки составила 6 800 рублей. В учете производятся записи:

  • Отражено поступление техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703 на сумму 245 000 рублей;
  • Учтены затраты на доставку техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30222 730 на сумму 6 800 рублей;
  • Отражен ввод техники в эксплуатацию: Дт 1 10134 310 Кт 1 10631 410 на сумму 251 800 рублей.

Учет в казенных учреждениях: продажа и списание основных средств

Казенные учреждения имеют право проводить сделки с имуществом и отчуждать его с одобрения учредителя. Имущество используется для покрытия ущерба и обязательств только в исключительных случаях. Учреждение отвечает по долгам денежными средствами, находящимися в распоряжении. При недостаточности средств возможна субсидиарная ответственность с учредителем, покрываемая имуществом.

При продаже имущества сумма, вырученная от сделки, должна быть возвращена в бюджет в полной сумме. Активы, числящиеся на учете, могут прийти в негодность или утратить потребительские свойства. Учреждением производится списание.

Пример списания основного средства

Учреждение определило в составе ОС инвентарный объект, вышедший из строя и не подлежащий восстановлению. На основании акта инвентаризации, согласованного с учредителем, принято решение о списании оборудования. Остаточная стоимость 25 140 рублей, величина начисленной амортизации составляет 100 560 рублей. После ликвидации были оприходованы детали на сумму 570 рублей. В учете учреждения производятся записи:

  • Производится списание остаточной стоимости: Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410 на сумму 25 140 рублей;
  • Произведено списание амортизационных отчислений: Дт 1 10134 410 Кт 1 10134 410 на сумму 100 560 рублей;
  • Отражено оприходование запчасти: Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172 на сумму 570 рублей.

Имущество, полученное от учредителя, может быть передано по распоряжению органа. Передача осуществляется на внутри, между ведомствами или бюджетами. Передача осуществляется на безвозмездной основе по балансовой стоимости с одновременным списанием начисленной амортизации. При передаче учреждение выписывает извещение формы 0504805.

Учет операций по расчетам с персоналом по оплате труда

Оплата труда работников казенного учреждения осуществляется на основании утвержденных учредителем штатного расписания и статьи сметы в размере фонда оплаты труда. Трудоустройство и рабочие условия регулируются ТК РФ. При найме работника:

  • Знакомят с условиями труда и актами внутреннего распорядка.
  • Заключают трудовой контракт.
  • Назначают оклад, надбавки и стимулирующие выплаты.
  • Определяют график исполнения обязанностей.

Оклад устанавливается согласно тарифно-квалификационного справочника.

Пример расчета с работниками

Учреждение начислило заработную плату работникам в размере 186 000 рублей. При выплате суммы оплаты труда удержан НДФЛ в размере 24 180 рублей. В учете осуществляются записи:

  • Отражено начисление вознаграждения работникам: Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730 на сумму 186 000 рублей;
  • Произведено удержание НДФЛ: Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730 на сумму 24 180 рублей;
  • Отражено начисление на карту работника: Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730 на сумму 161 820 рублей;
  • Учтена выдача суммы путем перечисления на карту работника: Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211 на сумму 161 820 рублей.

Особенность расчета с персоналом казенных учреждений состоит в получении вознаграждений за труд из разных источников финансирования.

Учет доходов и расходов в казенных учреждениях

Финансирование казенных учреждений осуществляется на основании сметы. Распорядители бюджетов доводят до учреждений лимиты по каждой статье расходов, в пределах которых осуществляются затраты. Величина доходной и расходной части смены равна в пределах календарного года. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в бюджет.

Учреждения имеют дополнительные доходы от ведения деятельности, зачисляемые в бюджет в качестве неналоговых поступлений. Право ведения внебюджетной деятельности предоставляется распорядителем с закреплением в учредительных документах. Организации обязаны вести раздельный учет целевых и коммерческих поступлений и затрат. По дополнительно полученным суммам утверждается отдельная смета с распределением расходов постатейно. Утверждение сметы осуществляет распорядитель бюджета.

Учет материалов в казенных учреждениях

Материалы поступают в казенные учреждения централизовано, при самостоятельной закупке или создании, по договорам дарения. Первоначальная стоимость постановки на учет зависит от варианта поступления.

Вариант поступления Порядок определения стоимости ТМЦ
Поставка В стоимость ТМЦ включаются сумма поставки, страхования, пошлины, посреднические услуги
Изготовление По себестоимости, в состав включаются расходы по изготовлению
Поступление по договору дарения По рыночной стоимости материалов, увеличенной на сумму поставки, расходов на доведение до потребительских характеристик
Централизованно По суммам, указанным в сопроводительных документах

Определение рыночной стоимости материалов осуществляется путем сравнения с ценой на аналогичные товары, материалы. Списание материалов производится по стоимости единице или средней цене. Запасы регулярно подвергаются инвентаризации для устранения расхождений в документальном и фактическом учете.

Налогообложение в казенных предприятиях

Доходы, полученные в рамках бюджетного финансирования, не подлежат налогообложению. Средства, полученные учреждениями от ведения деятельности в виде оказания услуг или проведения работ, также не являются объектом для начисления налогов.

Налогом на прибыль в казенных учреждениях облагаются:

  • Доход от внебюджетной деятельности при отсутствии раздельного учета, утвержденной сметы доходов и расходов и видов деятельности, не указанных в пп. 33.1 ст. 251 НК РФ.
  • Суммы компенсаций и возмещений вреда, полученных от виновных лиц.
  • Стоимость поступившего безвозмездно имущества, не используемого для уставной деятельности.
  • Излишки, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Суммы целевых поступлений (кроме бюджетного финансирования) средств, товаров, работ, услуг, полученных в рамках благотворительности и использованных по нецелевому назначению.

Особенности учета в бюджетном, автономном и казенном учреждении

В таблице ниже рассмотрены сравнения в различиях учета в бюджетном, казенном и автономном учреждении.

Особенности Бюджетное учреждение Казенное учреждение Автономное учреждение
Участие учредителя в распоряжении средствами Принимает участие Принимает участие Не принимает участие
Открытие счетов В Федеральном казначействе В Федеральном казначействе В любом учреждении банка
Поступление финансирования В рамках сметы доходов и расходов Субсидии и субвенции
Доходы от деятельности Поступают в доход бюджета Поступают в распоряжение учреждения
Право на распоряжение имуществом Имеется Не имеется Имеется
Проведение сделок с ценными бумагами Не осуществляются Не осуществляются Осуществляются
Право на применение УСН Отсутствует Отсутствует Имеется

Популярные вопросы

Вопрос № 1. Как осуществляется учет за балансом в казенных учреждениях?

Ответ: Информация об активах учитывается за балансом на основании первичных документов и без использования двойной записи. При поступлении актива счет дебетуется, при выбытии – кредитуется.

Вопрос № 2. Какие системы налогообложения используют казенные учреждения?

Ответ: Казенные учреждения не могут использовать для учета системы ЕСХН и УСН и должны применять ОСНО.

Вопрос № 3. Относится ли реализация товаров или изготовленной самостоятельно продукции к необлагаемым видам деятельности?

Ответ: Нет, освобождены от уплаты налога на прибыль только суммы, полученные от оказания услуг и проведения работ.

Вопрос № 4. В какой момент определяется доход учреждения при поступлении пожертвований?

Ответ: Безвозмездная передача средств принимается в качестве дохода в момент зачисления средств на счет или в кассу.

Вопрос № 5. Представляют ли казенные учреждения декларацию по налогу на прибыль при отсутствии базы?

Ответ: Отчетность представляется в сокращенном виде с минимальным количеством листов.

Поделиться: