Образ автора в поэме мертвые души цитаты.

Она была опубликована в 1842 году. В этой статье будет рассмотрен образ автора в поэме "Мертвые души". Гоголь играет в ней особую роль. Николай Васильевич выступает не пассивным повествователем в "Мертвых душах", а мудрым собеседником. Он ведет неспешный разговор со своим читателем.

Предисловие ко 2-му изданию "Мертвых душ"

Автор в предисловии ко 2-му изданию произведения просит читателя помочь ему. Поможет понять образ автора в поэме этого предисловия. В нем он говорит, что не может знать всего, что происходит на русской земле, поэтому в этой книге многое описано неверно. Николай Васильевич признается, что от его поспешности, незрелости и оплошности произошло много промахов и ошибок, поэтому на всякой странице произведения есть что поправить. И Гоголь просит сделать это читателя - поправить его.

Далее Николай Васильевич дает нам конкретные рекомендации, что нужно делать для того, чтобы правильно помогать ему. В частности, следует после прочтения нескольких страниц этой поэмы припомнить и записать на бумаге собственные жизненные воспоминания. После того как лист бумаги будет заполнен этими записями, нужно его отослать автору. Предисловие это показывает, насколько важным для Гоголя было знать о том, как воспринимает его поэму читатель.

Почему это произведение - поэма?

Само жанровое определение "поэма" связано со значением, которое имеет образ автора в поэме "Мертвые души". Такое название для своего творения придумал сам Н.В. Гоголь. Как известно, поэма - это лирический жанр. А для такого рода произведений важен не столько сюжет как таковой, сколько авторские настроения, переживания.

Роль в поэме лирических отступлений

По мере того как развивается главная сюжетная линия, в поэме появляется все больше лирических отступлений, через которые раскрывается образ автора в поэме "Мертвые души". В них Николай Васильевич напрямую общается со своим читателем. Он ему рассказывает о том, что его тревожит и волнует в данный момент. Читатель подключается к процессу творчества, выступая одновременно в роли критика произведения. Общественным явлением (а не чисто литературным) становится факт появления этой поэмы.

Влияние философов-просветителей

Анализируя образ автора в поэме "Мертвые души" по лирическим отступлениям, заметим, что гоголевское мировоззрение тесным образом связано со взглядами различных философов-просветителей. Главная идея этих мыслителей заключалась в том, что по своей природе человек - гармоничное существо. И именно несправедливые общественные законы виноваты в его пороках. Они вынуждают личность человека приспосабливаться к жизни и нарушать осознанно присущие ей.

Патриотическим пафосом наполнены лирические отступления Гоголя. Дополняя образ автора в поэме "Мертвые души", отметим, что, изображая опустившихся, порочных людей, Николай Васильевич в то же время лелеет свою мечту о прекрасном человеке. Он видит неустроенность и разруху на родной земле, но не перестает верить в светлое будущее России. Где, как не здесь, в этой огромной стране суждено родиться беспредельной мысли?

Воспоминания из жизни автора в произведении

Николаю Васильевичу важно было включить в свое произведение воспоминания о собственной жизни. Например, он в 6 главе размышляет о своей юности, говорит о том, что любил подъезжать к незнакомому месту. Пытливый детский взгляд юного Гоголя открывал для себя много любопытного. Этот взгляд с годами стал охлажденным, утратилась свежесть восприятия жизни.

Цель, которую преследовал Гоголь

Автор в 11 главе полемизирует с читателями, которые не хотят говорить о разрухе и бедности, о глупом и презренном в жизни. Он считает, что нежелание слышать горькую правду о родной стране порождает в людях ложный патриотизм. Ведь к разрешению проблемы никогда не приведет ее замалчивание.

Автор интересующей нас поэмы является творцом, который избран для того, чтобы задуматься о жизни, о самом существенном в ней - дальнейшей судьбе России. Николай Васильевич ощущал, что лишь он может осуществить эту великую миссию. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, он приложил все свои усилия.

Ирония Гоголя

Автор поэмы постоянно общается с читателем. В отношении к нему при этом часто сквозит ирония, которую Гоголь скрывает под стремлением угодить. Например, он обращается к читательницам и говорит, что Чичиков дамам не понравится, так как они требуют, чтобы герой произведения был "решительным совершенством". Николай Васильевич стремится предугадать отношение к Чичикову читателя, представить возможную реакцию на него.

Гоголь как лирический герой и рассказчик

В этом лиро-эпическом произведении автор выступает как лирический герой и как рассказчик одновременно. Гоголь размышляет об избранности писателей, о двух их типах, о выборе героя и о языке произведения, делится творческими замыслами. Все это характерно для лирического героя. Некоторые высказывания Гоголя служат для того, чтобы связать отдельные эпизоды "Мертвых душ". Они играют в поэме важную композиционную роль. Конечно, Гоголь выступает здесь в роли рассказчика.

Соотношение эпического и лирического начал произведения - средство, с помощью которого Николай Васильевич выражает Связанные с эпической частью обобщающие отступления раскрывают отношение Николая Васильевича к своим героям. Иногда сложно отделить в поэме от лирических отступлений мысли Чичикова. В лирической части автор выступает как поэт-романтик, а в эпической - как новатор-реалист.

Итак, мы описали образ автора в поэме "Мертвые души" кратко. Более подробный его анализ можно провести, если взять за основу эту статью. Прочитав произведение и отметив в нем места, в которых звучит голос Гоголя, можно дополнить образ автора в поэме "Мертвые души". С цитатами анализ станет более основательным и подробным.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» наряду с основными действующими персонажами: главным ее героем Чичиковым, помещиками и чиновниками, принимает участие еще один немаловажный персонаж - автор. При этом мы не можем сказать, что автор - это образ, полностью тождественный самому Гоголю. Скорее, он является его своеобразной проекцией, в большей степени художественным образом, рассказчиком, за которым старается скрыться писатель. Художественный образ повествователя - это распространенный в литературе XIX века прием, к которому обращались многие русские писатели. Но образ автора, созданный Гоголем, имеет определенные особенности, благодаря которым резко отличается от персонажей-повествователей, встречающихся в произведениях других писателей.

Главная особенность образа автора в поэме «Мертвые души» заключается в том, что рассказчик не является просто повествователем - он, скорее, становится создателем рассказа, постепенно обдумывая перипетии сюжета; при этом финал создаваемого им рассказа изначально остается открытым, неизвестным и даже немного непредсказуемым, так как исход путешествия Чичикова для самого автора местами неясен. Суть отношения автора к персонажам, задействованным в произведении, заключается в предоставлении им максимальной, если не сказать полной, свободы и самостоятельности. Он словно перекладывает ответственность за принятие судьбоносных для дальнейшего развития сюжета решений на Чичикова - а сам, по емкому выражению Гоголя, «туда и должен тащиться», куда вздумается центральному персонажу. Рассказывая же о похождениях Чичикова, автор и тут не желает оставаться на положении обычного повествователя - он дает читателям собственную оценку происходящего, пытается понять и смысл, и возможные последствия тех событий, которые описывает. Иногда он отступает от основной линии сюжета и предается собственным размышлениям, философствованиям, воспоминаниям.

В моменты таких лирических отступлений автор немного удаляется, отходит в сторону от всех остальных персонажей, проявляет свою обособленность. Он словно наблюдает за всем со стороны, не вмешиваясь в естественное течение событий и пытаясь анализировать

их с «безопасного расстояния». Этот прием самым лучшим образом влияет на стиль изложения поэмы, придавая произведению дополнительную легкость и свободу.

При этом автор является вполне осязаемым персонажем - со своей биографией, системой ценностей, с собственным взглядом на жизнь и умением анализировать происходящие вокруг события. Свое отношение к тем или иным сюжетным поворотам автор выражает в форме емких ироничных замечаний или просто кратких образных характеристик. Он видит мир таким, каким он, по сути, и является - несовершенным, но не безнадежным. Вводя в повествование образ автора, Гоголь предоставляет себе уникальную возможность давать объективную оценку тем событиям, о которых идет речь в поэме: об общественном устройстве государства, о нравах «хозяев жизни» - чиновников и помещиков, об их привычках и взаимоотношениях.

Белинский, по его собственным словам, «отчитывался» «Мертвыми душами» в Зальцбрунне - то есть снимал тя­жесть западных впечатлений. Достоевский знал поэму Гого­ля чуть ли не наизусть, да и кто из русских людей не кончал своего университета по Гоголю? Герцен в ссылке, Чаадаев в Москве, молодая Россия в столицах и провинциях, западни­ки и славянофилы, семинаристы и дворянские интеллигенты, и даже «свет», окаменевший свет, ничего не читающий, кроме французских романов, - все прошли школу «Мерт­вых душ». Конечно, самой «живой душой» в поэме является автор. Именно его включения овеяны «возвышающим душу» лиризмом. «Молодые лирические намеки», как называл Го­голь лирические отступления в «Мертвых душах», отдают печалью.

Гоголь в позднейших письмах даже стыдился, что так открылся в них читателю. Оправдываясь перед СТ. Ак­саковым, он писал, что многие, может быть, не поймут этого откровения, сочтут его за ханжество или напыщенность. Ибо многим будет неясно, как это «человек, смешащий людей», вдруг решил непосредственно обратиться к их сердцу, заго­ворить на языке, ему несвойственном.

В записных книжках Блока есть замечание, что Гоголь «любил Чичикова», как все писатели любят своих «героев», даже отрицательных. Не знаю, так ли это. Во всяком случае, мы, читатели, не можем никак «полюбить» Чичикова. Чичи­ков, Плюшкин, Хлестаков, Ноздрев, Подколесин такие же условные, комические «типы», как Гарпагон или Тартюф. Магией гоголевского искусства они оживлены настолько, что их духовная чудовищность не кажется нам неправдопо­добной, ибо в них все, до мельчайшей черточки, типично, все согласовано. Но эта жизненность их, эта органичность - ор­ганичность художественного произведения, а не настоящего человеческого существа. Потому-то мы в состоянии наслаж­даться ими. В противном случае, если бы мы поверили в них, приняли бы их за живых людей, они были бы невыно­симы.

Авторские отступления можно сгруппировать по-разно­му. С одной стороны, из них выделяются сатирические, соб­ственно лирические (от первого лица, «об авторе») и патети­ческие (о России, об искривленной дороге человечества и другие). Иногда отступления контрастируют со своим «окру­жением» в тексте, и этот контраст подчеркивается (см. нача­ло 7-й главы, после вдохновенного лирического отступления о судьбе поэта - «посмотрим, что делает Чичиков»). В пер­вой половине произведения преобладают сатирические отступления, во второй - элегические и патетические (в них уже создается частично то настроение, которое должно было присутствовать во втором и третьем томах; они нередко на­писаны ритмизованной прозой, изобилующей синтаксиче­скими повторами и параллелями, благодаря чему еще боль­ше сближаются по стилю с поэтической речью). Несколько последних отступлений - лирические медитации на тему России, заключительный образ - тройка, символ России.

Как же проявляется образ автора в «Мертвых душах»? Вот Чичиков доезжает до дома Коробочки, въезжает в ворота измокший, грязный. Выспавшийся и обсохший, приятно за­бывшийся в толстых перинах, предложенных ему хозяйкой, он садится утром за стол, поедает ее блинцы, совершает сдел­ку и готовится отправиться дальше. Мысленно подмигивая глядящему на него со стороны Кутузову и смеясь над просто­душной «дубинноголовой» Коробочкой, он готов покинуть ее дом, о существовании которого через минуту уже забудет, ибо что можно вспомнить о Коробочке? Но тут автор останав­ливает его. Наступает неожиданная пауза в поэме, которая как будто растворяет двери повествования, и в него входит сам Гоголь.

Идет лишь третья глава, а он уж здесь - уже не выдерживает его смех, и «грозная вьюга лирического вдох­новения» возникает на горизонте. Ничего не произошло: просто настала тишина, просто герой окаменел и отодвинул­ся куда-то в глубь сцены, и вместо него заговорил автор. Дрогнуло сердце комика, и он сам взял слово. Взял его для вопроса, для странного и неуместного восклицания, которое совсем не идет к ситуации, не соответствует блаженному со­стоянию Чичикова, довольного покупкой и тем, что он так ловко отделался от лишних расспросов хозяйки.

Это не первое явление Гоголя в поэме. Первое было как бы мимоходом и вскользь; рассуждая о косынках, которые но­сят на шее холостяки, Гоголь оговаривается: «Бог их знает, я никогда не носил таких косынок». Позже эта тема холостя­ка, бессемейного путника, не имеющего постоянного приста­нища на земле, разовьется в поэме, и уже не Чичиков станет олицетворением этого путника, а сам автор.

Пауза на пороге дома Коробочки - это пауза поэтиче­ская, придающая поэме лад поэмы, переводящая комическое описание, сопряженное с холодом наблюдательности, в иное русло - в русло комико-героического или трагического эпо­са, в который и превращаются с третьей главы «Мертвые души». Вот это отступление: «Но зачем так долго заниматься Коробочкой? Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная ли жизнь или нехозяйственная - мимо их! Не то на свете дивно устроено: веселое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним, и тогда бог знает что взбредет в голову. Может быть, станешь даже думать: да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице чело­веческого совершенствования?

Точно ли так велика про­пасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунны­ми лестницами, сияющей медью, красным деревом и ковра­ми... Но мимо! мимо! зачем говорить об этом? Но зачем же среди недумающих, веселых, беспечных минут сама собою вдруг пронесется иная чудная струя? Еще смех не успел со­вершенно сбежать с лица, а уже стал другим среди тех же лю­дей, и уже другим светом осветилось лицо...»

Особенность поэмы в том, что в ней постоянно слышен го­лос автора. Голос автора обращен непосредственно к читате­лю. Размышления автора о персонажах, сожаления, горечь, тревога, слышимые в его высказываниях, - все это позволя­ет почувствовать за комической стороной рассказа, за сме­хом неотделимые от него слезы, печаль при мысли о мертвен­ности человеческих душ. Именно автору дано предвидеть ве­ликое будущее Родины. Отсюда появление в лирических отступлениях высокой патетики, ораторского пафоса, пере­дающего пламенное воодушевление автора. Автор - человек своего времени, потрясенный бедами и страданиями народа, казнящий смехом помещиков-уродов, чиновников-мздоим­цев и вместе с тем мечтающий о будущем России, о всечело­веческом счастье.

Мы вправе говорить о высокой гуманности автора - эпика, лирика, сатирика. В своих раздумьях автор дает оценку героям, касается системы пансионного воспитания, быта и нравов чиновничества, судьбы русского писате­ля, разнообразных (а по сути однообразных) «пошлых» ха­рактеров, высказывает мысли о высоком достоинстве челове­ка, рисует здоровую, народную стихию, картины великой, беспредельной Руси. В лирических отступлениях Гоголь соз­дает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богаты­ря. Поэтому и заканчивается поэма образом тройки, которую снарядил в дорогу «расторопный ярославский мужик». Эта тройка - символ Руси, несущейся в будущее. Каким оно бу­дет, автор не знает: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». Однако в поэме важен сам пафос этого дви­жения - полета, ассоциирующегося с душой русского чело­века.

Тема. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

Научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

- В каком порядке Гоголь знакомит нас с помещиками? В чём смысл такого порядка?

(Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин - глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души)

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Такие люди лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

- “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”?

Исследовательская деятельность.

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл о внутреннем перерождении человека, спасении его души.

Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно?

Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждый из вас должен выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Черты, которые являются отличительными в характере Чичикова:

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Воля

Наблюдательность

(Вся энергия Чичикова направлена на одну страсть – приобретение. Возможно, желание иметь деньги не так уж плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Перед нами подлец, способный переступить все нравственные законы)

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства: деталь, портрет, одежда, манеры, речь, характеристика другими персонажами, биография.

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова?- Биография Чичикова – это история “падения души ”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова?(Да, через покаяние.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

(Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

Вывод:Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

- Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Как вы понимаете смысл названия поэмы?

(С “мертвыми душами” связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает “души” умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Постепенно изменяется и содержание понятия “мертвая душа”. Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как “мертвые души”: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые . Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются “мертвыми душами” в подлинном смысле этого слова)

Манилов

«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

«Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать».

Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность - основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Зато заботится о процветании человечества. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. Результаты его труда - или пустые мечты или «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

В запущенном саду есть беседка с надписью «Храм уединенного размышления». В кабинете вот уже два года лежит книга, заложенная на 14-й странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале».

Коробочка

Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий.

«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...». В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет - это подчеркивание ее бездуховности.

У нее «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведет и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в пестрядевых мешочках (правда, не умеет ими распорядиться - они лежат мертвым грузом). Всюду развешаны пучки трав.

Важная деталь - охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой удаленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже веревочки, которые «уже никуда не нужны».

Главная ее черта -упрямство. Хозяйственность Коробочки - единственная ее добродетель. Гоголь говорит о таком типе людей : «...иной и почтенный, и государственный... человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены» . Перед нами типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных.

Ноздрёв

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»

В 35 лет Ноздрев такой же, как и в 18. Отсутствие развития - признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории».

Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но все это не приводит к обогащению, а, напротив, разоряет его. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта - самовлюбленность.

«...кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».

Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь - шарманка. И вот перестанет звучать шарманка, а дудка в ней все никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрев в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

Собакевич

«Человек здоровый и крепкий». Говорится, что природа, создавая его, «рубила ер всего плеча», и этим подчеркивается его неживая», «деревянная» сущность.

Похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

«Чертов кулак», расчетливый хозяин. Вокруг него все прочно, все в изобилии; в деревне все добротно и надежно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчеркивается его сила, здоровье, степенность. А что же душа его? А у души требования только гастрономические (притом колоссальные: вся свинья, весь гусь, весь баран). Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчеркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты - грубая прижимистость и цинизм.

В комнате «все было прочно, неуклюже... и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич"!»

Плюшкин

Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души.

Непонятно, кто это - «баба или мужик» (Чичиков решил, что перед ним ключница), «...платье неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...»; «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши...» (эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

Только этому помещику дана биография (то есть его характер дан писателем в развитии) - показано, как происходил процесс деградации. Не знай мы о том, что когда-то Плюшкин был добрым семьянином, разумным хозяином и приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, вызывал бы лишь усмешку и брезгливость. Но рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!., все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

Имение - «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад (подчеркивается трагизм запустения и вымирания). Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нем темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь в доме - остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но все пропадает (хозяин собирает всякое добро и гноит его), все в запустении (описание огромных кладей сгнившего хлеба). Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

В произведении «Мертвые души» повествование ведется от лица некоего автора. Он выступает как бы в качестве лирического героя. В какой-то степени автор выражает мысли самого Н.В. Гоголя. Речь автора тесно переплетается с образами персонажей, поэтому иногда сложно понять, где же слова самого автора.

На протяжении всей поэмы автор насмехается над всем происходящим, над персонажами и даже над читателями. Он смотрит на всех свысока и высказывает свою точку зрения в любой ситуации. В поэме автор является отдельным целостным персонажем. У него своя судьба, биография, своя система ценностей и принципов.

Рефлексия.

Как я осмыслил понятия: живая и мертвая душа?

Д.з.подг.конспект ОБРАЗ АВТОРА В ПОЭМЕ

Поэма «Мертвые души» - центральное произведение творчества Н.В. Гоголя. Особую роль в нем играет образ автора. Это не пассивный повествователь, а мудрый собеседник, которому просто необходимо вести неспешный разговор с читателем. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» автор просит читателя помочь ему. Он писал: «В книге этой многое описано неверно, не так как есть, и как действительно происходит в русской земле, потому что я не мог узнать всего… Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так, что на всякой странице есть, что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня». Далее автор давал конкретные рекомендации о том, как надо правильно ему помогать: после прочтения нескольких страниц произведения следует припомнить и записать свои жизненные воспоминания и как только лист бумаги заполнится записями, отослать его автору. Это предисловие свидетельствовало в том, насколько важным было для автора знать о читательском восприятии поэмы.

С функцией образа автора связано и жанровое определение «поэма», придуманное самим Н.В. Гоголем для своего произведения. Поэма, как известно, жанр лирический. А для этого рода литературы важен не столько сам сюжет, сколько авторские переживания, настроения. По мере развития основной сюжетной линии в произведении имеются многочисленные лирические отступления, в которых автор напрямую общается с читателем, рассказывая ему о том, что волнует и тревожит его в данный момент. Таким образом, читатель подключался к самому творческому процессу, превращался одновременно в критика произведения, а факт появления поэмы из чисто литературного явления становится явлением общественным.

Мировоззрение Гоголя было тесно связано со взглядами философов-просветителей, основная идея которых состояла в том, что человек по своей природе - существо гармоничное. В его пороках же виноваты несправедливые общественные законы, вынуждающие личность приспосабливаться к жизни и осознанно нарушать присущие ей нормы морали.

Лирические отступления автора наполнены патриотическим пафосом. Изображая порочных, опустившихся людей, Гоголь одновременно лелеет мечту о прекрасном человеке. Видя разруху и неустроенность на родной земле, писатель продолжает верить в ее светлое будущее: «Русь! Русь!.. Здесь ли, не в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю?..».

Автору было важно воплотить в поэме и воспоминания о своей жизни. Так, например, в шестую главу он включает мысли о своей юности, о том, как весело ему было подъезжать к незнакомому месту, сколько любопытного для себя открывал детский пытливый взгляд. С годами же взгляд этот стал охлажденным, а свежесть восприятия жизни утратилась.

В одиннадцатой главе автор полемизирует с теми, кто не хочет говорить о бедности и разрухе, о презренном и глупом в жизни. Гоголь считает, что отказ слышать о родной стране горькую правду порождает ложный патриотизм, ибо замалчивание проблемы никогда не приведет к ее разрешению.

Автор поэмы «Мертвые души» - творец, избранный для того, чтобы задуматься о самом существенном в жизни - о дальнейшей судьбе России. Гоголь ощущал, что только он сможет осуществить эту грандиозную миссию, и приложил все усилия, чтобы воплотить задуманное в жизнь.

В.Г. Белинский писал в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Что такое почти каждая из его повестей? Смешная комедия, которая начинается глупостями, продолжается глупостями и оканчивается слезами и которая, наконец, называется жизнию. И таковы все его повести: сначала смешно, потом грустно! И такова жизнь наша… Сколько тут поэзии, сколько философии, сколько истины!..».

Поделиться: