Типы и формы классных часов. Классный час и его характерные особенности воспитательные цели и задачи классного часа Классный час является

Классный час занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Класс является основным структурным звеном в школе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между учащимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках.

Классный час — одна из форм прямого общения между учителем и учащимися, в процессе которого происходят социальное и этическое воспитание учащихся, развитие каждого школьника как личности, формирование классного коллектива. Таким образом, организация классного часа для преподавателя — нелегкое и очень ответственное дело.

Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями.

Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.

Участвуя в формировании первичного детского кол-лектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.

Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Классный час представляет собой время, проведенное учителем с учениками класса и организованное таким образом, чтобы ребята имели возможность принимать участие в определенной деятельности, способствующей развитию социальных отношений и формированию нравственных ценностей.

Классный час проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли-тельного общения.

Тематический классный час отличается тем, что по-священ определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

Цель

— объяснить детям основные правила тактичного поведения.

Задачи

Рассмотреть правила тактичного поведения в различных ситуациях.

В конце занятия сделать с детьми карточки, на которых будут записаны основные правила.

Ход мероприятия

ЧТО ТАКОЕ ТАКТИЧНОСТЬ?

Учитель . Когда мы говорим об идеальном друге, то одним из обязательных качеств, которым он должен обладать, является тактичность. И это неудивительно. С тактичным человеком легко общаться. Он никогда не обременит вас лишними просьбами, не будет назойливым, не станет мешать вашим планам и даже не станет некстати шутить. Тактичность — это способность внимательно относиться к внутреннему миру ваших собеседников, желание и умение понять их, порадоваться за них или посочувствовать. Это качество, которое воспитывается в человеке самостоятельно. Только он сам может понять, что можно делать, а что нельзя. Научиться быть тактичным можно, но только для этого вы должны приложить свои собственные усилия, иначе время будет потрачено впустую. Вы же хотите, чтобы другие ребята уважали вас и ценили вашу дружбу. Именно поэтому сегодня мы поговорим о том, как стать тактичным человеком.

КРИТЕРИИ ТАКТИЧНОСТИ

Учитель . Тактичность — способность видеть границу и не переходить ее как в личных, так и в деловых отношениях. Если человек переходит ее, то он может незаслуженно обидеть своего собеседника. При разговоре с другим человеком нужно учитывать определенные критерии. Вы никогда не будете разговаривать с незнакомым человеком как с другом или с учителем как со своим родственником. Поэтому и существует несколько пунктов, которые вы должны обязательно учитывать. Как вы считаете, что это может быть?

Ребята отвечают.

Учитель . Давайте отметим эти критерии:

— разница в возрасте;

— общественное положение;

— место разговора;

— наличие или отсутствие посторонних.

Как вы считаете, почему эти критерии важно соблюдать при общении с человеком?

Ребята отвечают.

Учитель. Давайте разберем все по порядку. Первое правило, которое нужно знать, — это учитывать возраст вашего собеседника. Это важно по нескольким причинам: во-первых, если он старше вас, то это накладывает на вас определенную ответственность за ваши слова. Например, вы разговариваете с вашим соседом по лестничной клетке, как вы к нему будете обращаться — на вы или на ты?

Ребята отвечают.

Учитель . Обращение на вы говорит о вашем уважительном отношении к соседу. А если вы будете разговаривать с младшим братиком, то вы будете разговаривать с ним на «простом языке», то есть говорить медленнее и простыми короткими предложениями, чтобы малыш вас понял.

При разговоре вы также должны учитывать то общественное положение, которое занимает ваш собеседник. Как вы считаете, что называется обществен н ы м положением?

Ребята отвечают.

Учитель . Общественное положение — это место, которое занял человек в обществе благодаря своим заслугам: знаниям, таланту. Общественным положением во многом определяется, как другие люди будут относиться к нему. Например, вы по- разному будете относиться к врачу в поликлинике и к своим одноклассникам. Когда вы болеете, то идете к врачу, и он благодаря своим знаниям говорит вам, какие лекарства нужно принять, чтобы вы выздоровели. А одноклассники вам ничего не могут сказать по этому вопросу, потому что они не знают. Именно знания в области медицины позволяют врачу занять более высокое положение, чем те люди, которые их не имеют.

Также важно учитывать и место разговора: если вы с друзьями находитесь одни дома, то вы можете себе позволить громко разговаривать и не сдерживать свои эмоции, а вот если вы находитесь в общественном месте, то там есть свои ограничения.

К тому же надо помнить и том, есть ли вокруг вас посторонние люди. Например, вы разговариваете со своей одноклассницей и видите у нее какой-то недостаток во внешнем виде (порвала колготки, испачкала рукав). Как вы считаете, можете ли вы при других говорить ей об этом?

Ребята отвечают.

ЧТО ЗНАЧИТ НЕТАКТИЧНО?

Ребята отвечают.

Учитель. Вы же знаете поговорку «Сначала думай — потом говори». Так вот, каждый человек сначала строит свою речь в голове, а уж потом ее произносит. Если его перебить, то он может совсем запутаться и даже потерять мысль. Когда человек что-то рассказывает, он абсолютно уверен в своих словах, а если его начинают перебивать словами «чепуха» или «чушь», то уверенность пропадает. Самое главное, что человек, который его перебил, не может даже аргументировать свое высказывание. А тактичный человек никогда не позволит себе подобных вещей.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЗГЛЯД

Учитель. Вы когда-нибудь замечали, как долго вы смотрите на человека, который проходит мимо вас? Наверное, нет. А зря, ведь иногда мы настолько долго задерживаем на нем взгляд, что это считается неприличным. Самой допустимой нормой считается 5 секунд. За это время можно полностью оценить внешний вид прохожего. В противном случае получится, что вы его разглядываете, а это мало кому нравится. Тактичный человек никогда не будет пристально рассматривать внешний вид своего знакомого и критиковать его, если ему что-то не нравится. Конечно, если вы считаете, что ваша подруга перестаралась с прической или с одеждой, то можно попросить ее отойти с вами в сторону и спросить, действительно ли она все так задумала. Но делать это нужно только наедине, потому что, задав ей такой вопрос при посторонних, вы поставите ее в довольно неловкое положение.

СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПРОСЯТ

Ребята отвечают.

ЕСЛИ СКАЗАЛ ЧТО-ТО НЕ ТАК

Учитель . Тактичность — это чувство, которое позволяет быстро определить реакцию вашего собеседника на высказывание. Представьте, что вы разговариваете с подругой, с которой вместе ходили в танцевальную секцию. А неделю назад она сломала ногу и теперь никак не может выступать. Вы рассказываете ей о своем последнем выступлении в школе. Говорите, что это было самое лучшее выступление вашей группы, и вдруг видите на ее глазах слезы. Она плачет, потому что тоже хотела выступать на сцене, но из-за своей травмы она не может это сделать. Вы должны понимать, что ей слушать это не очень приятно. Если вы допустили какую-то ошибку и видите, что это обидело вашего собеседника, то обязательно извинитесь за свои слова. Ошибаться могут все, а вот признать свою вину — нет. Кстати, вовремя произнести извинение может только тактичный человек.

ТАКТИЧНОСТЬ ДОМА

Учитель. Тактично необходимо относиться не только к посторонним людям, но и своим родственникам. Они, конечно, реагируют на ваши реплики совсем по-другому и все вам могут простить, но так же легко могут обидеться на вас, как и посторонние люди. Представьте, что вечером за семейным ужином вы начинаете критиковать приготовленное мамой блюдо. «Слишком соленое или острое, невкусное» — такие высказывания никогда не должны исходить с вашей стороны. Ведь мама очень старалась приготовить для вас ужин, а так вы ее легко обидите. Единственное, что можно говорить, — это благодарить за приготовленный ужин, других комментариев не нужно. Часто у ребят в комнате живет настоящий монстр, — по имени бардак, и в большинстве случаев с ним периодично борются мамы. Представьте, что вы приходите домой, заходите в свою комнату, а там чистота и порядок. Но вам нужен диск, который лежал в одной и тех «куч». Вместо того, чтобы поблагодарить маму, вы начинаете обижаться на нее за то, что она все перепутала. Как же поступить в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Учитель . Для начала действительно скажите маме спасибо, за то, что она убралась в вашей комнате. Затем спросите у нее, куда она положили этот диск. Это спокойно решит все проблемы. Если вы хотите избежать подобных ситуаций, то заведите себе привычку самостоятельно наводить порядок в своей комнате. Вы люди взрослые и вполне можете с этим справиться. Так вы сразу убьете двух зайцев: облегчите маме домашнюю работу и всегда будете знать, где что у вас лежит.

ТАКТИЧНОСТЬ В ГОСТЯХ

Учитель . Никто из нас не застрахован от ошибок. Тактичный человек внимательно следит за собой и старается не допускать оплошностей, а вот ошибок других он замечать не должен. Представьте, что вас пригласили на день рождения. За столом один из гостей потянулся к салату, и случайно пролил сок, и испачкал белоснежную скатерть. Как вы считаете, как должен поступить в этой ситуации тактичный человек?

Ребята отвечают.

Учитель . Он просто не заметит этого. Ведь гостю и самому неудобно, что так получилось. Он, наверняка, сидит и ругает себя за то, что вообще захотел есть и потянулся к вазе с салатом. Поэтому не стоит еще больше усугублять положение и привлекать внимание других гостей к этому маленькому, но достаточно неприятному происшествию. В этой ситуации гостю нужно просто обратиться к хозяину, и самому не привлекать внимания. Часто такт проявляется именно в том, чтобы не заметить оплошностей других людей. Ведь вам и самим неприятно было бы, если бы вы оступились, а все остальные смеялись бы над вашими ошибками, лучше пусть они ничего не заметят. Поэтому и вы должны соблюдать это правило.

СВИДЕТЕЛЬ ЧУЖИХ РАЗГОВОРОВ

Учитель . Любой воспитанный человек никогда не будет подслушивать чужие разговоры. Но иногда мы можем попасть в ситуации, которые от нас не зависят. Как быть, если вы случайно стали «третьим лишним»? Представьте, что вы разговариваете со своим другом, и вдруг у него звонит телефон. На другом конце провода — ваш общий с другом знакомый, только у вашего друга с ним хорошие отношения, а у вас — плохие. Друг отвечает на звонок, и вы невольно становитесь свидетелем диалога. Конечно, вы услышите только часть всей беседы, другая часть будет доступна только вашему другу. И все же приятно ли вам слушать чужой разговор? Как себя повести в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Учитель . Лучше всего, если вы выйдите и дадите вашему другу возможность поговорить по телефону одному. Тогда и он не будет смущаться того, что разговаривает с человеком, который вам не очень приятен, и вы будете спокойны. Если же такой возможности нет, то займите себя сами и постарайтесь не вслушиваться в разговор. Когда ваш друг закончит разговор, не спрашивайте его, о чем он был, даже если вам это жутко интересно. Если нужно, ваш друг вас просветит, если нет, то и лезть не стоит.

О ЧУЖОМ САМОЛЮБИИ

Учитель. Мы уже говорили о том, что самолюбие свойственно каждому человеку, поэтому все мы любим поговорить о себе. Тактичный человек всегда выслушает историю о том, как вы когда-то заняли первое место в конкурсе школьного рисунка. Даже если вы будете рассказывать об этом в 40 лет. Безусловно, к этому времени должны появиться множество других достижений, но дело не в этом. У каждого человека есть какое-то качество, какой-то талант, которым он очень дорожит. Именно этот талант выделяет его из толпы. А так как каждый человек в чем-то талантлив, то, значит, каждому есть о чем рассказать. Нередко люди преувеличивают свои достоинства в разговоре об их личных достижениях. Как же поступить тактичному человеку, когда он в десятый раз слышит историю о том, как его друг «поймал голыми руками ядовитую змею», хотя это был маленький уж?

Ребята отвечают.

Учитель . Тактичный человек будет вести себя так, словно он слышит эту историю в первый раз и искренне радуется за рассказчика. Нужно уметь щадить чужое самолюбие, но самому себе никогда не позволять надоедать людям подобными разговорами. Способность не перенагружать других рассказами о своей собственной персоне свойственна не всем, зато воспитать ее может каждый. Для этого нужно внимательно следить за тем, что именно вы говорите. Представьте, что вы рассказываете кому-то историю какого-то вашего достижения, а в ответ вам: «Да мы это уже сто разслышали!». Как вы считаете, как нужно поступить в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Учитель. Если ваши знакомые позволили такие высказывания, значит, ваша история действительно уже поднадоела, поэтому вы должны извиниться перед ними и сказать, что это был особенный случай, который вам сильно запомнился. А затем просто переведите разговор на другую тему.

КАК СТАТЬ ТАКТИЧНЫМ?

Учитель. Чувство тактичности могут привить родители, но в большинстве случаев его нужно воспитывать в себе самостоятельно. Как это сделать? Лучший способ — это научиться ставить себя на место своего собеседника: если вы шутите, то подумайте, как бы вы отреагировали на подобную шутку в свой адрес, если даете совет, подумайте, нужен ли он. Нужно как можно чаще примерять свои поступки на себя, чтобы выработать в себе чувство тактичности. Нужно запомнить правило: относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.

Подведение итогов

Учитель. Вы уже поняли, что быть тактичным человеком сложно, но важно. Некоторые правила кажутся непонятными, поскольку раньше вы и не задумывались о таких вещах. Запомните, что тактичность — это не только умение видеть границу, но и не переступать ее черты. А теперь давайте подведем итог нашему занятию и запишем основные правила тактичного человека:

— всегда внимательно выслушает собеседника, не перебив его и не оборвав словами «чушь», «бред», «ерунда»;

— никогда не будет пристально разглядывать внешний вид собеседника и критиковать его;

— никогда не будет давать советы тем людям, которые не просили их;

— старается не вмешиваться в чужие разговоры;

— никогда не поставит в неловкое положение другого человека, заметив оплошность, которую он допустил;

— всегда терпимо относится к проявлению самолюбия другими людьми, но сам старается немного говорить о себе;

— всегда первый признает свою вину, если в чем- то ошибся.

Этих правил не так уж много, но зато, соблюдая их, вы выработаете в себе чувство такта, а это одна из главный черт культурного человека и хорошего друга.

Классный час «Что такое мир?»

Цели:

    помочь детям осознать личную причастность к делу сохранения мира;

    формировать чувство личной ответственности и сопричастности к сохранению мира.

Материалы и реквизит:

    рисунок «Дом мира» (изображение дома из 9 разноцветных кирпичей, на крыше написано слово «мир»);

    карточка разных цветов со словами, составляющими понятие «мир» (1 комплект - 9+1; комплектов - по количеству команд +1 для учителя (большого размера).

Ход занятия.

    Приветствие. «Я рад тебя видеть»

Время: 7-8 минут. Общая цель: зарядить всех учеников положительными эмоциями. Роль учителя: объясняет, как надо выполнить упражнение; наблюдает за ходом его выполнения. Задание. - Образуйте общий круг. Теперь рассчитайтесь по порядку, называя слова осень, лето . - Хорошо. Все кто стал «летом», образуйте внутренний круг. - У нас с вами получилось два круга. Я предлагаю вам сказать друг другу: «Я рад тебя видеть, потому что…», но вначале вы должны назвать имя, например: «Аня, я рад тебя видеть, потому что…» Есть одно важное условие: надо называть внутренние качества, а не внешние (форма, бантики не принимаются), второе условие: желательно продолжить так фразу, чтобы собеседник почувствовал, что именно ему адресовано приветствие.

2. Слово учителя.

Ребята, наверное, многие из вас слышали о птице мира. Какую птицу так называют? (Голубь)

Изготовление голубей.

Ребята, перед вами лежат заготовки - шаблоны голубей. Вам нужно сложить шаблоны по сгибам и склеить их между собой. Эти голуби станут украшением класса. (Учащиеся выполняют задание. Все это происходит под музыку «У каждого из нас своя Россия».)

Видите, как много голубей мы сделали, мы очень хотим, чтобы на Земле всегда был мир. Но наша планета пережила множество войн и конфликтов, в которых погибли миллионы людей.

Деловая игра «Дом мира».

Вы, наверное, обратили внимание на дом, который нарисован на плакате. Он яркий, красочный и светлый. Давайте прочитаем, что написано на его крыше.

Дети читают слово «мир».

У вас на столах лежат карточки - «кирпичики», на которых написаны понятия. Эти понятия характеризуют те свойства и характеристики человека и общества, которые нужны нам для сохранения мира.

Сейчас, я вам помогу понять смысл каждых свойств и качеств. Это (показываю свои карточки) «Интернационализм» - это значит уважение к людям все национальностей, «Дружба» - это свойство общения между людьми, «Уважение мнения других», «Умение слушать и слышать», «Взаимопонимание», «Оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам», «Интерес к людям», «Уважение ценности жизни» - это значит, что нужно уважать любую жизнь на планете, «Доброта».

Сейчас каждая из команда составит из этих «кирпичиков» свой «Дом мира». Но прежде вам необходимо очень хорошо подумать.

Составлять кирпичики нужно по 3 штуки в каждом ряду, и соблюдать следующее правило: в нижнем ряду - фундаменте - должны быть понятия изначальные, то есть самые главные, без которых невозможно все остальное; средний ряд - понятия, которые вырастают из фундамента, помогая достичь 3-го ряда, в котором должны находится понятия важные для всего общества и каждого человека. Затем каждая команда докажет нам свою точку зрения. На подготовку вам дается 10 минут.

Засекаю время с помощью песоных часов.

Дети выполняют задание, затем комментируют то, что у них получилось, объясняя значения «фундамента», «1-го этажа», «2-го этажа».

- Молодцы, ребята! Сейчас вы задумались над тем, что нужно для сохранения мира. Но мне кажется, что самым правильным будет такое расположение «кирпичиков»: 1ый ряд (фундамент) - умение слушать и слышать, уважение мнения других, оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам, так как все эти качества позволяют нам глубже проникнуть в состояние души любого человека, без них невозможны ни дружба, ни взаимопонимание, ни другие явления, написанные на ваших карточках.

Во 2ой ряд я бы поставила интерес к людям, доброту и взаимопонимание, так как без них невозможно общение людей и понимание особенностей каждого человека.

Ну а в 3-ем ряду, по моему мнению, должны находиться уважение ценности жизни, интернационализм и дружба, так как если все люди Земли будут придерживаться их, то войны должны будут исчезнуть сами собой.

Рядом с домом вы видите нарисованные тучи. Я предлагаю вам подумать над теми явлениями нашей жизни, от которых вы хотели бы избавиться, которые не нужны обществу, подвергают опасности наш Дом мира, и написать эти явления на тучах. Итак, минута на обсуждение.

(1 туча - жестокость, 2 туча - гордыня, 3 туча - зависть, 4 туча - жадность.)

Учащиеся обсуждают, затем один человек от каждой группы по очереди пишет на «тучах» слова, обозначающие те явления человеческой жизни, которые мешают сохранить мир на Земле.

- А теперь давайте уберем эти тучи, чтобы они не мешали всем нам жить в мире, чтобы избавиться от вредных явлений и человеческих качеств.

Учащиеся убирают тучи и появляется солнце в виде дружбы.

На нашей улице мира всегда будет светит солнце.

VI . Итог занятия.

Итак, давайте попробуем ответить на вопрос «Что такое мир?»

- А закончить классный час хочется такими словами:

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы.

Классный час

«Что такое мир?»

Классный руководитель: Сиридченко А.Г.

Мизоново – 2015 г.

Разработки классных часов

для начальных классов

Составила учитель МОУ «Волосовская НОШ»

Кузнецова М.В..

Пояснительная записка

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Понятие и функции классного часа

Обобщенное понятие классного часа :

«Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время».

Функции.

Просветительска я – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах.

Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

Формирующая – классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе.

Организация и проведение классного часа

Понятие и функции

Виды и формы проведения классных часов

Методика организации

Преимущества личностно-ориентированного классного часа

Виды и формы проведения

Возможны различные виды классных часов. Например, в зависимости от тех целей , которые ставит перед собой педагог, различают:

организационный (коллективное обсуждение классных и школьных дел)

Классный час для подведения итогов четверти, полугодия, года

Классный час для разрешения конфликтной ситуации , возникшей в классе

Тематический классный час

Информационный классный час

Классный час для решения конкретных воспитательных задач , определенных в плане воспитательной работы

Также выделяют виды классных часов по характеру деятельности, степени активности и самостоятельности самих детей и роли педагога в подготовке и проведении классного часа.

Первый вид – подготовка требует широких познаний и опыта, дети привлекаются для беседы, изложению фактов. Возможно привлечение специалистов.

Второй вид – основное содержание главных идей определяет учитель, а способы их воплощения ищут сами учащиеся. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты классного часа

Третий вид – ответственность за подготовку и проведение берет на себя инициативная группа, а учитель лишь направляет ее деятельность. Ведут такой классный час тоже сами учащиеся.

Выделяются следующие формы классного часа :

Беседа (этическая, нравственная)

Диспуты

Встречи с интересными людьми

Викторины (по различным областям знаний)

Дискуссии (на заданные темы)

КВНы

Игры (путешествия, ролевые)

Тренинги

Читательские конференции

Театральные постановки

Методика организации

Составление совместно с учащимися тематики классных часов на четверть (полугодие, год)

Определение темы и задач классного часа

Определение времени и места его проведения

Определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа

Определение участников

Распределение заданий между участниками (индивидуальная и групповая деятельность)

Проведение классного часа

Анализ результативности классного часа

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Создание атмосферы заинтересованности друг в друге»

Цель: лучше узнать друг друга и посмотреть друг на друга.

Форма: игра-экспромт.

Классный руководитель, учитывая специфику своего класса (коммуникабельность, открытость, подвижность учеников; есть ли в классе новенькие, аутсайдеры и т.п.), продумывает: способ деления класса на микрогруппы, вступительное слово, выстраивает в логической последовательности игры и задания, готовит необходимые канцелярские принадлежности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление:

Классный руководитель делит класс на 3-4 микрогруппы и рассаживает детей так, чтобы каждой микрогруппе было удобно вместе работать. Сам педагог занимает такое место в кабинете, откуда удобно управлять работой, хорошо видно всех. Классный руководитель объясняет ребятам цель встречи.

1 задание:

Если каждый заглянет в свой портфель, он найдет там много разных вещей, похожих на те, что есть у других учеников, но все-таки, совершенно особенных. Так и в нашем классе: каждый - особенный, но у всех есть и что-то общее. Мы все - один класс. Давайте сейчас представим, что мы собираем один большой классный портфель - портфель 3 «В» класса. Сейчас каждая группа постарается работать вместе и быстро выполнить задания. Сложив все вместе, мы и узнаем, какой же у нас класс?

2 задание:

Попробуйте составить коллективный портрет вашей микрогруппы. Ответьте на вопросы:

Какой у вас всех возраст?

Какой у всех вместе рост? Вес?

Какого цвета ваши глаза? Ваши волосы?

На каких музыкальных инструментах вы умеете играть?

Какими видами спорта вы занимаетесь?

Микрогруппы в течение 3-5 минут составляют описание, затем по очереди представляют свои портреты. Обычно это бывают забавные описания. Важно, что в ходе работы ребята рассказывают и о себе. Поскольку это происходит в игре, то в контакт вступают легко и те дети, которые до сих пор, возможно, держались особняком, были «закрытыми».

3 задание:

А теперь давайте посмотрим, какие особенные черты есть у каждой группы:

Давайте посчитаем, у какой группы больше всего братьев? Сестер?

У какой группы в доме больше всего живет кошек? Собак?

У кого есть другие животные?

4 задание:

Видите, у нас появились и свои рекорды. Продолжим их список.

Назовите самое короткое имя в вашей группе.

Назовите самое длинное имя.

У кого день рождения раньше всех в году?

У кого день рождения позже всех в году?

В какое время года в вашей группе больше всего дней рождения? Зимой? Весной? Летом? Осенью?

5 задание:

А теперь на альбомном листе фломастером изобразите дружеский шарж вашей группы. Надо, чтобы он получился из тех предметов, которые обозначают ваши увлечения.

Заключение:

Классный руководитель сообщает все, что было создано микрогруппами, и называет черты, которыми можно охарактеризовать «наш 3-й «В»». Педагог предлагает весь год пополнять «наш портфель»: собирать туда все достижения класса, награды, «которые класс будет получать в соревнованиях и конкурсах, самые удачные работы одноклассников (стихи, сочинения, поделки, фотографии).

Можно сделать такой символический портфель и хранить его в кабинете, за который отвечает класс. А на последнем в учебном году классном часе «открыть» портфель и еще раз порадоваться общим успехам и успехам личным.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Создание организационной структуры класса»

Цель : научить ребят разумно организовать свою деятельность.

Форма : игровой практикум.

Надо разбить класс на микрогруппы, определить их оптимальное количество (по 6-8 человек в группе). Чаще всего формируют 4 микрогруппы. Их можно называть командами, экипажами и т.п. Пятиклассникам легче найти понимание в микрогруппе, проявить себя. Кроме того, между микрогруппами возникает соревновательность, которая стимулирует активность ребят, их инициативу. Важно не ошибиться в определении состава микрогрупп. Нельзя механически поделить класс по количеству учеников. Микрогруппы должны получиться равносильными. Каждой нужен тот, кто справится с организаторской работой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 задание: «Герб»

Каждое государство, каждый город имеет свой герб. В нем отображают то, чем это государство, город могут гордиться, выражают свое отношение к другим. Создайте герб своей команды, выразив символами то, за что можно ценить ваш коллектив. Можно использовать в гербе девиз - краткое изречение, заявляющее вашу позицию.

2 задание: «Необитаемый остров»

Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Сейчас на листе, где изображен остров (каждой группе раздается рисунок величиной в половину листа ватмана, на котором четко вырисован остров среди моря, понятно, где его центр, верх, низ), вы нарисуете все, что может стать реальностью, все необходимое, что, на ваш взгляд, поможет вам выжить на необитаемом острове. Только одно условие: постарайтесь рисовать все одновременно. В этой игре необходимо наблюдать, кто в микрогруппе взял на себя руководство, что и где рисовать. Важны реплики, которыми обмениваются участники: приказы или просьбы, предложения; кто где сумел разместить свой фрагмент рисунка: в центре или в дальнем уголке. Интересно, и что рисуют ребята. Победителей в этой игре не определяют, но обсудить, что получилось на каждом острове, надо: как ребята сами объясняют, почему выбрали именно то, что поместилось на их острове.

3 задание: «Кто быстрее справился?»

Сейчас вам будут даваться задания, которые важно выполнять молча. Посмотрим, какая из четырех команд сумеет быстрее без слов справиться с заданием:

Встаньте в одну шеренгу по цвету волос: от самого светлого до самого темного.

Встаньте в одну шеренгу по первой букве ваших имен от А до Я.

В этом практикуме обязательно в каждой микрогруппе появится своя тактика. Где-то выявится лидер, который молча будет расставлять всех на нужное место. В другой группе кто-то так и не сможет согласованно работать, в конце концов нарушат молчание, чтобы кому-то выговорить за неудачу.

4 задание: «Телеграмма»

Сейчас вы получите телеграмму, в которой от слов остались лишь первые буквы. Вам придется восстановить текст. Посмотрим, кому это удастся сделать быстрее и какой
текст будет интереснее. Все команды получают одинаковый набор букв, например: ТБМВДКЛОХЗ.

5 задание: «Комический цирк»

Вы любите бывать в цирке? Сейчас мы разыграем цирковое представление. Каждая группа что-то подготовит для цирковой программы. А чтобы не повторялись номера, распределим по жребию, что готовить. Итак, в программе участвуют:

дрессированные хищники;

фокусники;

собачки-математики;

акробаты;

клоуны.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Мой сосед по парте»

Цель:

предоставить возможность учащимся поближе узнать своих одноклассников;

развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга.

Форма : откровенный разговор.

Оформление класса: можно поставить букет цветов, использовать шары, рисунки с дружескими шаржами. На доске - пожелание ребятам быть дружными, добрыми, чуткими и справедливыми по отношению друг к другу; пословицы и поговорки о дружбе и человеколюбии.

« Уважайте в себе и других человеческую личность!»

Д. И. Писарев

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях!»

Б. Паскаль

В течение года некоторые классные руководители несколько раз пересаживают учеников с одного места на другое, и каждому из них приходится сидеть то с мальчиком, то с девочкой. Иногда появление нового соседа по парте (столу) вызывает негодование, слезы или скрытое недовольство. Причины здесь самые разные. Чтобы избежать подобной реакции, нужно помочь ребятам лучше узнать, понять и оценить друг друга по достоинству.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово классного руководителя, которым надо создать хорошее настроение, настроить ребят на откровенный разговор.

1 задание

Предложить учащимся в течение 4-5 минут в дружеской форме, интересно, не обижая и не унижая, рассказать о своем соседе по парте.

2 задание

Предложить учащимся составить портрет своего соседа по парте, используя свои наблюдения, применяя вопросы, на которые тот по желанию ответит и т.д.

Примерные вопросы для составления портрета:

Его имя и что оно означает в переводе на русский язык?

Год, месяц и день рождения (знак зодиака, под которым он родился, и какие великие люди родились под этим знаком).

Есть ли у него братья, сестры (их имена и возраст)?

Какие домашние животные живут у него дома (их клички, повадки, привычки)? (Можно показать их фотографии, если они имеются.)

Чем он увлекается в свободное время?

Что умеет делать лучше своих одноклассников?

В какие игры любит играть?

Какие кружки, секции, студии посещает?

Какие школьные предметы ему нравятся и почему, а какие не нравятся и почему?

Какие телепередачи смотрит чаще всего?

Есть ли у него друзья в классе? Что он ценит в людях и в друзьях?

Как он относится к своим одноклассникам?

Есть ли у него чувство юмора?

Можно ли на него положиться в трудную минуту? Может ли он прийти на помощь, если его попросить об этом?

Какие его поступки заслуживают уважения, а какие нет?

Что можно посоветовать ему исправить в своем поведении, привычках?

Что бы ты пожелал ему в день рождения?

Будет неплохо, если каждый ученик приготовит своему соседу по парте небольшой подарок (закладку, наклейку, календарик или что-то еще). Можно предложить ребятам, сидящим за одной партой (столом), подготовить игры, загадки, мини-викторину по прочитанным книгам или на знание своего города, поселка, села и провести ее с учениками своего класса. Подготовка и проведение совместного дела сблизят ребят, помогут прийти к согласию и взаимопониманию. После того как сидящие за одной партой (столом) ученики рассказали друг о друге, им предлагается провести с классом заранее подготовленное совместное дело (игру, мини-викторину, небольшой конкурс и т.д.). Потом слово предоставляется другой паре. Если времени не хватит, то можно продолжить на следующем классном часе. В заключение можно обратить внимание ребят на то, что все они очень разные, непохожие друг на друга, но все по-своему интересны и неповторимы. Кроме того, следует посоветовать им поработать над своим характером, привычками и исправить то, что мешает иметь друзей и пользоваться уважением одноклассников.

Значения некоторых имен:

Алла - другая (готич.)

Алексей - помощник (греч.)

Анна - милостивая (др.-евр.)

Анатолий - восходящий (греч.)

Андрей - мужественный, храб-рый (греч.)

Антон - состязающийся (латин.)

Борис - борющийся (славянск.)

Валентина - сильная (латин.)

Валерий - бодрый, здоровый (латин.)

Виктор - победитель (латин.)

Владимир - владеющий миром (славянск.)

Василий - царственный (греч.)

Галина - ясность (греч.)

Дмитрий - плод земной (греч.)

Екатерина - надежда истинная (греч.)

Елена - солнечная (греч.)

Ирина - мир (греч.)

Кирилл - господин (греч.)

Константин - постоянный (латин.)

Ксения - странница (греч.)

Леонид - льву подобный (греч.)

Людмила - людям милая (славянск.)

Максим - превеликий (латин.)

Мария - горькая (др.-евр.)

Марина Наталья – родная (латин.)

Ольга - светлая (скандинав.)

Роман - римлянин (латин.)

Сергей - высокий, почтенный (латин.)

Светлана - светлая (славянск.)

Татьяна - повелительница (греч.)

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Наш класс»

Цель: выявление лидеров в классе, определение организационной структуры коллектива.

Форма: коллективное творческое дело с элементами игры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 задание: «Киностудия»

Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма. После того, как все назовут одну-три кандидатуры «режиссера», выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество голосов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того, как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой «киностудии» предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, в котором работают или учатся ребята. После проведения этого коллективного творческого дела классный руководитель просит провести в каждой микрогруппе анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером.

В следующих конкурсах форма оценки может быть различной. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов считаются победителями конкурса.

2 задание: «Слон»

Участниками этой игры становятся лидеры, выявленные в первой игре. Данное задание заключается в том, чтобы в течение минуты из спичек выложить «слона».

3 задание: «Полезное дело»

Ведущий даёт задание придумать наиболее интересное (полезное) дело.

4 задание: «Агитатор»

Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле.

5 задание: «Организатор»

Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

6 задание: «Люди»

Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их охарактеризовать.

7 задание: «Программа»

Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...». Оценивается новизна, конструктивность и значимость предложенной программы. После подсчета очков выбираются два набравших наибольшее количество очков кандидата. После ответов на несколько вопросов участники игры осуществляют свой выбор.

Заключение

В завершение классный руководитель проводит коллективный анализ, совместно с ребятами определяет структуру коллектива, распределяет поручения.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Все мы чем-то похожи»

Цели: дать возможность каждому ребёнку проявить как своё своеобразие, так и найти общие черты, объединяющие его с другими.

Форма: игра.

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Инструкция

Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например, «у каждого из нас есть сестра...», «у каждого из нас есть мягкая игрушка...», «любимый цвет каждого из нас - синий...», «у каждого из нас мама ходит на работу...», «мы все очень любим макароны...», «мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает», «в каникулы мы все любим ездить на море...» и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения

Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?

Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?

Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от остальных детей в классе?

Как вы работали в своей команде?

Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем другими?

После проведения классного часа можно разместить в классе получившийся в результате игры список, возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!»

Цель:

продолжить работу по созданию благоприятного психологического климата в коллективе;

расширить представления учащихся о разных народах и их культуре.

Форма: беседа с элементами игры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое «добрый день» и «Здравствуй» и т.п. определяются целым рядом объективных и субъективных факторов этнографического и социокультурного характера. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны.

О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она публично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет.

Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.

У японцев для приветствия существуют три вида поклонов: низкий, средний и легкий (с углом 15 градусов).

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Военные отдают честь.

Самоанцы обнюхивают друг друга.

Современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!»

Английские и американские школьники - возгласом: «Эй!».

Древние греки говорили друг другу в знак приветствия: «Радуйся!».

Арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!».

Индейцы навахо - фразой «Все хорошо!».

А как приветствуете друг друга вы? (Ребята отвечают на вопрос учителя.)

В классовом обществе формы приветствия, как правило, являются отражением иерархических зависимостей. Современный демократический этикет все больше ориентируется на гуманизм, равенство и справедливость в отношениях между людьми. В демократическом этикете все чаще принимается и даже становится нормой правило: первым здоровается более вежливый.

Если врач первым поприветствует больного, то можно сказать, что он поступает в рамках демократического этикета.

Если учитель первым здоровается с учениками, он тоже поступает по законам демократического этикета.

Если ученик первым приветствует учителя, он поступает по зову сердца, приветствуя старшего в знак уважения.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Я и мои друзья»

Цель:

Формирование стремления к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей и соблюдения их членами объединения;

воспитание привычки добросовестно выполнять обязанности члена коллектива (класса, команды и т. п.).

Форма: беседа и игра.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Беседа с учащимися

Учитель сообщает о разных видах объединения людей (коллектив, группа, компания) и задает вопрос: «Группой, коллективом или компанией, на ваш взгляд, были: семеро козлят в борьбе против волка? Куклы Карабаса-Барабаса, помогающие Бу-ратино? Разбойники Снежной Королевы? Учитель обращает внимание на различие целей и способов взаимодействия в каждом из обсуждаемых объединений.

Игра «Три дела одновременно»

Помощник ведущего (учителя) подвешивает самодельный маятник (груз на нитке) и приводит его в движение, подсчитывая количество колебаний. В это время учитель показывает за маятником одну за другой три репродукции картин и читает два коротких предложения. Учащиеся распределяются на 2-3 команды. По одному человеку от команды выходят к доске и выполняют задания: подсчитать количество колебаний, пересказать предложения и описать содержание картин. Учитель подводит итоги и приглашает по три участника от команд повторить задание (репродукции и предложения меняются). Обращается внимание, что упражнение легче выполнить при распределении обязанности. Обсуждая результаты игры, учитель подводит детей к пониманию, что при разумном распределении ролей в команде результат общего дела будет лучше, чем при попытках выполнить задание по отдельности самостоятельно.

Этюд «Добрый мальчик»

Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку, у нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик и надел на ее руку свою рукавицу. После выполнения этюда учитель задает вопрос: «Мальчик сделал это потому, что на него смотрела мама? Или он не мог поступить иначе, видя слезы маленькой девочки?»

Упражнение «Волшебный телефон»

Учащимся предлагается позвонить по «волшебному» телефону в далекую страну или сказочному герою и рассказать о значимой для них группе (коллективе, ином объединении), например: отряд в лагере, друзья во дворе, спортивная команда. Учитель помогает определить, что помогало, что мешало устанавливать позитивные отношения. Учитель подчеркивает высказывания о том, что помогало им в совместной деятельности с членами различных объединений, и вместе с классом формулирует правила позитивного взаимодействия. Возможно выполнение упражнений, иллюстрирующих эти правила (этюд «Добрый мальчик», упражнения «Пожалуйста» и «Портрет Белой Вороны, или Правила достойного обращения с теми, кто на тебя не похож» и т. п.). Интеграция полученного опыта. Продолжить высказывание «Если бы наш класс оказался на необитаемом острове, то я бы распределил обязанности так... потому что...».

Упражнение «Пожалуйста».

Учащиеся повторяют за ведущим все движения при условии, что он при этом произносит слово «пожалуйста».

Домашнее задание

Обсудить с родителями, как распределены обязанности между членами семьи и почему.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Совы» и «жаворонки»

Цель:

формирование убеждения, что учет собственных индивидуальных особенностей способствует рациональному распределению усилий и помогает в любой деятельности;

развитие представления об индивидуальных особенностях колебания работоспособности.

Форма: беседа.

Материалы: иллюстративный материал с изображением ситуаций, требующих различных форм работоспособности (штангист и боксер, прыгун и марафонец); бланки, протоколы для проведения исследования по методике «Тэппинг-тест», секундомер, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Актуализировать знания учащихся о зависимости успешности выполняемой работы и колебаний работоспособности. Учитель демонстрирует иллюстративный материал и обсуждает с учащимися различные типы работоспособности и их необходимость для различных видов деятельности.

Основная часть

Предоставить учащимся возможность самостоятельно изучить особенности колебания собственной работоспособности и сформировать представления о факторах, влияющих на нее. Учащиеся выполняют «тэппинг-тест» и подсчитывают результаты. Для проведения исследования необходимы бланки, карандаши, секундомер, протокол исследования. В качестве бланка используется лист бумаги формата А-4, на котором изображены 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке:

№ 1 - № 2 - № 3

№ 6 - № 5 - № 4

Квадрат № 1 является тренировочным. Исследование состоит из двух этапов. На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки (как можно больше) в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой по часовой стрелке. Экспериментатор подает команду «Новый квадрат» через каждые 5 секунд. Второй этап проводится на новом бланке аналогично первому, но испытуемый ставит точки левой рукой. Для обработки результатов подсчитывается количество точек в каждом квадрате и заносится в протокол (см. Протокол исследования). Затем строятся графики работоспособности (PC) отдельно для правой и левой рук: абсцисса - пятисекунд-ные промежутки времени, ордината - количество точек в каждом квадрате (см. график).

Условно мы обозначим графики следующим образом:

А - выпуклого типа;

Б - ровного типа;

В - нисходящего типа;

Г - промежуточного и вогнутого типов.

Горизонтальная линия отмечает уровень начального темпа работы в первые 5 секунд. На основании графика можно прогнозировать PC на уроках. График по типу выпуклый: уровень PC испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, далее к 25-30-й секунде может снизиться ниже максимального уровня. Наибольшая PC - в первой половине и середине урока с постепенным незначительным снижением к концу. График по типу ровный, максимальный уровень PC удерживается примерно одинаково в течение всего времени работы. График по типу нисходящий: максимальный уровень PC снижается уже со второго 5-секундного промежутка и остается сниженным в течение всей остальной работы. Тип нервной системы - слабый. Наибольшая PC - в начале урока с резким снижением к середине. График по типу промежуточный: уровень PC снижается после первых 10-15 секунд. Наибольшая PC - в начале урока. График по типу вогнутый: первоначальное снижение уровня PC сменяется кратковременным возрастанием до оптимального (способность к кратковременной мобилизации). Наибольшая PC - в середине урока .

Протокол исследования

Задание Дата Класс Учащийся

Учитель обращает внимание на различия в периодах наибольшей работоспособности, подчеркивая, что индивидуальные особенности не являются «хорошими» или «плохими», они разные. Знание и умение учитывать их помогает рационально распределять свои силы, что касается не только физических, но и интеллектуальных усилий. Предлагается закончить фразу «Если мне будет нужно сделать два дела, из которых одно трудное, а другое легкое, я начну с... потому что...». Учитель напоминает о том, что на работоспособность влияет множество факторов, и предлагает их назвать (время года, день недели, время суток и т. п.). Обсуждается, кто такие «совы» и «жаворонки».

Заключительная часть

Отработка личной стратегии планирования собственной деятельности с учетом индивидуальных колебаний работоспособности. Предлагается составить и аргументировать «идеальный» план на неделю, включающий подготовку и участие в соревнованиях, концерте самодеятельности, выступление с докладом, визит к зубному врачу и т. п. Учитель обращает внимание учащихся на преимущества предварительного планирования своей деятельности.

Домашнее задание

Составить и обсудить с членами семьи индивидуальный режим дня с учетом колебаний работоспособности.


Поделиться: