Конспект занятия по психологии на тему «Знакомство. Уроки психологии в начальной школе Открытые уроки по психологии в школе

Описание : урок психологии «Мальчишки и девчонки» разработан для учащихся 1-2 класса. Конспект урока будет полезен для педагогов-психологов, а также классных руководителей средней общеобразовательной школы. Данный материал прошел апробацию на базе НОУ «Школа «Альфа и Омега» г. Омска, результатом которой стало формирование адекватной гендерной позиции учащихся, а также положительные отзывы педагогов и родителей, что послужило разработке ряда подобных занятий с учащимися.

Цель : Формирование гендерных установок учащихся 1 класса.

Задачи:

1. Оказать помощь в осознании содержания своей гендерной роли.

2. Оказать помощь при формировании эмоционально-положительного отношения к своей гендерной роли.

3. Оказать помощь в регуляции поведения в рамках гендерной роли.

Раздаточный материал : картонные фигурки (разрезанные) силуэтов мальчика и девочки, рисунок на листе А3 чемоданчика (мужского), рисунок на листе А3 сумочки (женской), вырезки из журналов женских и мужских предметов.

Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.

Ход занятия.

Введение : здравствуйте, мальчики и девчонки! Сегодня мы с Вами будем обсуждать очень интересную тему, а какую, - не скажу, потому, что вы сами должны будете догадаться! Я дам вам лишь несколько подсказок, а пока предлагаю поиграть.

Игра «Молекулы».

Психолог: Итак, внимательно слушайте правила игры: все вы, наверное, знаете, что мы с вами, а также все, что нас окружает, состоит из частичек, которые называются «молекулами», представьте себе, что вы и есть те самые молекулы, которые по моей команде начнут передвигаться в разных направлениях. Но как только вы услышите мой хлопок и цифру, вам нужно будет встать за руки в круг с количеством человек, соответствующим названной мной цифре. Кому не хватит места в кругу, объединяется со мной. Начали…

(психолог играет до тех пор, пока при помощи названной им цифры не будет образовано 2 команды с равным числом участников).

Упражнение «Кто это?».

(Группа делится на 2 команды с помощью игры «Молекулы».

Психолог : А теперь каждая команда получает набор фигур, из которых нужно составить картинки.

(силуэт девочки (1 группа) и силуэт мальчика (2 группа); после предъявления задания называется тема занятия).

Психолог: кто может сказать, как называется тема нашего урока?

(Выслушивает ответы детей).

Психолог: Правильно, тема нашего с вами занятия «Мальчики и девочки».

Игра — разминка «Я знаю много имен».

(Психолог кидает мяч детям, которые сначала называют имена девочек, затем — мальчиков).

Загадки про маму и папу.

Кто взял в руки молоток,

Вырыл яму он лопатой?

Кто смотрел со мной хоккей?

Это мой любимый...(дети хором - папа).

Кто красивей всех вокруг,

Кто готовит, моет раму?

Кто мой нежный, добрый друг?

Это всё родная...(дети хором - мама).

Упражнения «Качества мальчиков и девочек».

Психолог: мамы когда-то были девочками, папы когда-то были мальчиками! Нам с самого детства понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга, а чем?

а) небольшая беседа с детьми (психолог кидает мяч, тот у кого он оказался отвечает на вопрос: чем отличаются мальчики и девочки.

б) упражнение «Чьи качества?»

Психолог : Сейчас я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.

* Мужчина: сильный, ответственный, женственный, мужественный, настойчивый, мягкий, трудолюбивый, домашний, умный, застенчивый, решительный.

Психолог: А теперь я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.

* Женщина: добрая, скромная, мужественная, грубая, мягкая, женственная, обаятельная, понимающая, ласковая, жесткая, хозяйственная.

Упражнение «Чемодан и сумочка».

(На доске вывешиваются 2 плаката с рисунками мужского чемодана и женской сумочки, перед детьми выкладываются вырезки из журналов женских и мужских предметов).

Психолог: сейчас каждый по очереди выберет себе предмет, если это мальчик, то он выбирает мужской предмет, если девочка, то женский предмет и отнесет его либо в мужской чемодан, либо в дамскую сумочку.

(Каждый участник по очереди выбирает предмет и кладет в чемодан или в сумочку, в зависимости от своего пола.

Упражнение «Угадай кто я?»

(Психолог изображает жестами мужские и женские роли, дети отгадывают (Пример: Силач, забивание гвоздей, выполнение макияжа, женская походка и т. д.)

Музыкальная пауза

(Очень хорошо, если психолог с детьми споет песенки, где бы показывались отношения девочек и мальчиков).

Например: «А ты меня любишь?», «Алые паруса».

Игра - активизация «Хлопушки».

Психолог: покажите мне левую ладошку. А теперь положите на нее указательный палец и постучите им, а теперь - средний, а теперь - безымянный, мизинец, и большой палец, а теперь девочки хлопают мальчикам, а мальчики для девочкам.

Игра «Ладошки».

Психолог: а теперь девочки встают во внутренний круг спиной к центру, а мальчики во внешний лицом к девочкам.

Играем в ладошки, девочки протягиваю мальчикам ладошки, а мальчики кладут свои руки на ладошки девочек. Девочки должны быстро хлопнуть по внешней стороне ладошек мальчиков, а мальчики - быстро убрать ладошки. Потом можно поменяться.

По моему хлопку, внешний круг вращается и переходит к другому участнику, игра продолжается до тех пор, пока все мальчики поиграют в ладошки со всеми девочками.

Игра «Остановитесь девочки, остановитесь мальчики».

Психолог: сейчас все мальчики и девочки будут передвигаться по классу в любых направлениях, но как только я говорю «остановитесь девочки» - девочки стоят, мальчики передвигаются, если же я говорю - «остановитесь мальчики» - мальчики стоят, девочки передвигаются, и т. д.

Цель: Развитие самосознания, рефлексивных способностей и толерантности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

I. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «характер», «настроение», с чертами характера. Обогащение запаса слов, используемых для обозначения черт характера.

II. Продолжить развитие произвольности поведения.

III. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока психологии

для обучающихся 1-3 классов

«Мы все такие разные».

Цель: Развитие самосознания, рефлексивных способностей и толерантности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «характер», «настроение», с чертами характера. Обогащение запаса слов, используемых для обозначения черт характера.
  2. Продолжить развитие произвольности поведения.
  3. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера.

Методическое оснащение:

  • Психологические альбомы;
  • Цветные карандаши;
  • Доска;
  • Мел;
  • 3 прозрачных стакана с водой;
  • Кусочек глины;
  • Блестки;
  • Ложечка десертная;
  • Мягкие игрушки средних размеров: собачка, мишка, зайчик;
  • Красные фишки из картона (25 штук);
  • Магнитофон;
  • Видеопроектор;
  • Запись динамичной и релаксационной музыки;
  • Слайды.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Я рада вас видеть здесь сегодня. Пожалуйста, садитесь… ПОСЛУШАЙТЕ СЕБЯ!

А теперь, пожалуйста, скажите: каким цветом можно охарактеризовать ваше настроение, состояние «здесь и сейчас»?

  1. Настрой на занятие.

Если ученики говорят: серое, светло-серое, желтое, голубое, зеленое, черное, коричневое, синее, светло-синее, светло-коричневое и т.д., то с детьми необходимо провести «разогревающее» упражнение, например «Волну хлопков».

Игра «Волна хлопков»

Цель: «разогрев» группы, настрой на предстоящую работу.

Инструкция: Я встаю с вами в круг и делаю хлопок, который «передаю» своему соседу слева или справа. Он передает его дальше в том же направлении по кругу. То есть идет «волна хлопков». Запускать и останавливать ее буду я. Будьте внимательны – я могу пустить «волну» навстречу уже идущей. Ваша задача не сбиться и не остановить «волну» до тех пор, пока этого не сделаю я.

Если же ученики говорят: красное, ярко-красное, малиновое, вишневое, ярко-желтое, ярко-розовое и т.д., то с детьми необходимо провести игру на релаксацию, успокоение, например, упражнение «Замри».

Игра «Замри»

Цель: релаксация, успокоение группы, настрой на предстоящую работу.

Инструкция: Выйдите из-за столов на середину класса. Сейчас я включу музыку. Пока она звучит, вы можете двигаться, танцевать и т.д., но как только она прекратится, вы должны замереть в той позе, в которой вас застала эта пауза в музыке. Кто нарушает данное правило – выбывает из игры и садится на место. Всем понятно задание? Тогда начинаем.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

Ребята, давайте подумаем, чем люди не похожи друг на друга?

А кроме внешности, чем они еще отличаются?

Правильно, своим поведением, характером, настроением. Сегодня мы узнаем, что такое характер, темперамент, поведение и настроение, и сделаем это с помощью сказки. Но прежде давайте прочитаем тему нашего занятия.

Дети читают название темы занятия на доске.

Итак, что значит «Мы все такие разные»? Как вы это понимаете?

Да, это значит, что люди различаются своими характерами. Одни - добрые, другие – злые, одни–щедрые, а другие–жадные и т.п. Еще люди по-разному себя ведут и настроение у всех людей всегда разное.

  1. Работа по теме.
  • Задание «Назови противоположную черту характера»;
  • Чтение «Сказки о Деревьях – Характерах» (с использованием слайдов);
  • Задание «Мое Дерево - Характер» (с использованием аудиозаписи).

Перед тем, как начать изучать новую тему я предлагаю вам поиграть.

Игра «Назови противоположную черту характера».

Цель: обогащение словарного запаса.

Инструкция: вы уже знаете, какие бывают черты характера. Сейчас мы проверим, кто их знает лучше всех? Я буду называть одну черту характера, а вы должны будете сказать противоположную. Например, я говорю, «злой», а вы – «добрый». Выкрикивать ответы с места нельзя, я буду учитывать только ответы тех учеников, которые поднимают руку. Итак, приготовьтесь!

Психолог называет поочередно, то положительную, то отрицательную черту характера. За каждый правильный ответ дает фишку красного цвета. Лучший знаток черт характера определяется по общей сумме набранных фишек.

Ребята, а сейчас я хочу вас познакомить с собачкой, которая поможет понять нам, разобраться в нас самих. Эту собачку зовут Дружок. У него есть друзья Зайчик и Мишка. Однажды с ними случилась такая история (сопровождается показом мягких игрушек).

Сказка.

У Дружка всегда бывают разные настроения, впрочем, как у всех сказочных жителей страны сказок.

Дружок долгое время путешествовал, исходил много дорог, побывал во многих странах. Он очень соскучился по своим друзьям и решил проведать их, рассказать о своих приключениях. Сначала он пришел к Зайке, он стряпал тортик. У него получился прекрасный вкусный торт, он был им доволен. Зайчик очень обрадовался Дружку, напоил его чаем с тортом. Дружок вышел из дома Зайчика очень веселым, довольным. Его настроение было ясным и «чистым», как вода в этом стакане (показываю первый стакан с чистой водой) (слайд «Улыбающееся лицо») По слайду проводится обсуждение на тему «Мимика радости».

Дружок, довольный, вприпрыжку побежал к Мишке. Мишка сидел и плакал, потому что он случайно разбил любимую вазу мамы и теперь не знает, что делать. Дружку сразу стало грустно, плохо и обидно за своего друга, его настроение стало мутным, темным (бросаю во второй стакан кусочек глины) (слайд «Огорчённое лицо, обида») По слайду проводится обсуждение на тему «Мимика обиды, огорчения».

Что же сделать, чтобы помочь Мишке? Надо что-то предпринять!

Дружок быстро собрал всех друзей на совещание: «Что будем делать?» Долго совещались друзья и, наконец, в голову Дружку пришла отличная идея – нужно подарить маме Мишки новую, лучшую вазу, ту, которую он привез из страны цветов. Эту вазу невозможно было разбить, она меняла свой цвет от настроения хозяина. И настроение Дружка в тот же миг стало блестящим и искрящимся, как салют (бросаю в третий стакан блестки и размешиваю) (слайд «Лицо озарённое идеей») По слайду проводится обсуждение на тему «Мимика озарения».

До сих пор ваза, подаренная Дружком, стоит в доме Мишки. С тех пор она никогда еще не была темной и мутной.

Обсуждение по сказке:

Какие настроения бывают?

А почему ваза не темнеет и не мутнеет?

Что будет происходить в семье, когда вазочка помутнеет, засверкает, станет ясной?

А почему ваза изменяет свой цвет? (потому что меняется настроение)

Ребята, наши герои живут в сказочном лесу, а в этом лесу растут сказочные деревья - характеры.

Сказка о Деревьях – Характерах.

В некотором удивительном мире, в прекрасной долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья – Характеры. Это были необычайные деревья. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева- Характера от ствола отходили четыре мощных ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свое название: первая называлась ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ, вторая – ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ, третья имела имя ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ, четвертая – ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ. У каждого Дерева – Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

На одном Дереве – Характере ветвь ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ была вытянута, потому что несла веточку ПРАВДИВОСТИ, а на другом была скручена кольцом ветка ЛЖИ. Где-то ветвь ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ вызывающе торчала веточкой САМОВЛЮБЛЕННОСТИ, где-то опускалась почти до земли от своей ПРИНИЖЕННОСТИ, а где-то спокойно поднималась к солнцу среди других как воплощение СКРОМНОСТИ. Ветви ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ на некоторых Деревьях – Характерах скрючились от ЖАДНОСТИ, а на других обилием листвы обнаруживали свою ЩЕДРОСТЬ.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу.

Под некоторыми Деревьями – Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми. (слайд «Карабас- Барабас, Баба-Яга, Кощей Бессмертный» и т.д.)

Другие Деревья – Характеры сплошь были покрыты иголками и поэтому были очень колючими (слайд «Шапокляк, Лиса Алиса и Кот Базилио» и т.д.).

А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были очень прямые характер (слайд «Маугли, Царевна Несмеяна, Пеппи Длинный Чулок»).

Твердые Деревья - Характеры не смогла бы распилить даже бензопила (слайд «Маугли, Маленькая Разбойница, Железный Дровосек» и т.д.),

а легкие Деревья-Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за землю корнями (слайд «Дюймовочка, Винни Пух, Чебурашка, Золушка» и т.д.). Были среди них красивые и безобразные, высокие и стройные, низкие и даже стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья–Характеры друг на друга, потому что они росли на разных почвах, по-разному согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. (А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?)

Порой налетала в долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла.

Были и такие, что не склонялись даже под сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

У каждого человека сказочного героя и даже у Дружка в этом лесу есть свое Дерево, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в него не может никто, и узнать какой у тебя характер, можно только изучая самого себя и свои поступки.

Обсуждение по сказке:

Расскажите, о чем вы узнали из нее?

Вспомните, какие характеры бывают?

Как вы думаете, растет ли в этом волшебном лесу ваше Дерево – Характер? А какое оно?

Возьмите свои листочки, приготовьте фломастеры, напишите в самом верху листа название рисунка «Мое Дерево – Характер» и нарисуйте его.

Дети рисуют под релаксационную музыку. Психолог ходит и подбадривает сомневающихся учеников.

  1. Подведение итогов.

На доске создается экспозиция из детских рисунков.

Игра «И я…»

Цель: повышение самооценки, развитие рефлексивности.

Инструкция: сейчас я буду называть черту характера. Если у кого-то такая черта есть, то он на счет «три-четыре» должен сказать: «И я!» Например, я говорю «Я отзывчивая. Три–четыре…». Тот, кто считает себя отзывчивым, говорит: «И я!». Понятно? Итак,

Я добрая. Три-четыре…

Я общительная…

Я честная…

Я дисциплинированная…

Я смелая…

Я скромная… и т.д.

Спасибо. А теперь посмотрите на свои рисунки и обратите внимание на то, какие они все разные. У одних – толстые деревья, у других – тонкие и т.д. Одни – грустные, другие – веселые.

Все мы очень разные, тем мы и прекрасные. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закончим наш урок словами ещё одного сказочного героя - кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (дети проговаривают фразу сначала шёпотом, далее средним голосом, а последний раз – громко).


Урок психологии во 2 классе

Цель психологической, развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:

сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию (“Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает”)
сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии (“Какой я?”)
дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (“Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?”)
предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) (“Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам”)

Такие условия создаются за счет достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий.

Тема. Я учусь запоминать

Цель . Показать разные способы запоминания.

Мотивировать детей на тренировку своей памяти

Оборудование.

таблицы Шульте
конверты с буквами
наглядные пособия (цифры, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)

Ход урока. Беседа с детьми. Настрой на работу.

Кому нравится погода сегодня?

Кто с желанием шел сегодня в школу?

Откройте тетради, запишите число, нарисуйте свое настроение.

Я объявляю тему “Я учусь запоминать!”

А нужно ли это? Зачем?

Память свою можно и нужно развивать. И этим мы будем сегодня заниматься на уроке.

Подготовим наш мозг к работе.

Чтобы лучше запоминать, нужно быть очень внимательным.

Выполняем упражнения на развитие внимания.

работа с таблицами Шульте

игра “Пишущая машинка”

(на доске слова дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание)

“Вы буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете “печатать” по буквам с помощью хлопков. Например, слово “он”. Сначала хлопает тот, у кого буква “о”, затем тот, у кого буква “н”. Помните, печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (у детей буквы “д”, “о”, “е”, “а”, “с”,”к”, “в”, “г”,”л”,”м”, “и”, “н”)

Развиваем мышление. Прежде чем запоминать, нужно подумать. Учимся группировать. (У детей конверты с буквами) (Рисунок 1). Сгруппируйте буквы.

по названию
все прописные
все печатные
все письменные
все заглавные

Учимся запоминать

На доске слова сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Наша задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти. Можно еще раз открыть на пять секунд. Запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что появляется и исчезает. Когда я буду открывать на несколько секунд, постарайтесь увидеть те слова, которые не можете вспомнить. (Этот прием используется в течение всего урока).

меньше 5 слов – память нужно развивать
6, 7, 8 слов – хорошо
9,10 слов – отлично

Как результат?

Рассуждая аналогично, запоминаем цифры. Включаем смысловую память.

3, 5, 7, 9, 11 – как можно запомнить? (Все нечетные)
3, 5, 9, 7, 13, 5 – все нечетные, две пятерки, переставлены 7 и 11
Запомните самостоятельно.4, 8, 3, 6, 5, 10, 12.

Как запоминали?

Физминутка. Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти. (Рисунок 2)

Еще один способ запоминания. На доске слова ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь.Можно запоминать эти слова, составляя предложения. А из предложений – рассказ. Можно составлять веселые предложения, даже про то, чего на свете не бывает.

После работы со словами, закрываем, пишем по памяти. Проверяем. Оцениваем себя. Как результаты? Мы включали эмоциональную память.

Развиваем зрительную память. Работаем с таблицей, на которой нарисованы вазы. (Рисунок 3) Посмотрите на эту вазу (Рисунок 4), запомните. А теперь найдите эту вазу среди других и назовите номер, под которым она находится. Узнали? Молодцы!

Попробуем запомнить предметы, а потом нарисовать их. Посмотрите на таблицу, на которой нарисованы разные предметы (Рисунок 5). Представьте себе, как вы играете с мячом, смотрите телевизор, нюхаете розу, пробуете ароматную клубнику и т. д. Включайте тактильную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Закрываем картинки, рисуем у себя в тетради. Проверяем.

Поделиться: