Ссср в послевоенный период. Послевоенное восстановление и развитие ссср (1945—1952 гг.) Ссср в послевоенный период с 1945

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................2

I. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЦЕНА УСПЕХА...........................3

Состояние экономики СССР после окончания войны.

Экономические дискуссии 1945 - 1946 гг.

Развитие промышленности.

Сельское хозяйство.

II. УКРЕПЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА............................................................6

"Демократический импульс" войны.

Изменения в структурах власти.

Новый виток репрессий.

Национальная политика.

III. ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА........................................................................9

Восстановление "железного занавеса".

Литература.

Театр и кино.

Научные "дискуссии".

IV. УЖЕСТОЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ............................................12

У истоков "холодной войны".

Экспорт сталинской модели.

Апогей "холодной войны".

V. СМЕРТЬ СТАЛИНА И БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ...........................................15 .

ВЫВОД...............................................................................................................16

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................17

Введение

Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

"Демократическому импульсу" войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом

сознании с победой тоталитарного режима.

Борьба демократической и тоталитарной тенденции становилась в этих условиях лейтмотивом общественного развития.


I. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЦЕНА УСПЕХА

Состояние экономики СССР после окончания войны .

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов. Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

Экономические дискуссии 1945 - 1946 гг.

В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану (Н. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управлении экономикой, реорганизации

колхозов. "Демократическая альтернатива" проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности, допускалась существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. "Снизу" все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.

Развитие промышленности.

Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.

После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 руб., килограмма мяса - 28-32 руб., сливочного масла - свыше 60 руб., десятка яиц - около 11 руб. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно

было отдать три средних месячных зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций принудительных госзаймов. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небом или в не отапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании.

Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления миграционных процессов. Вызванных демобилизацией армии (ее численность сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением беженцев и эвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитии промышленности стала ее конверсия, завершившаяся в основном к 1947 г. Немалые средства уходили и на поддержку союзных восточноевропейских стран.

Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, что, в свою очередь, вело к росту текучести кадров, искавших более выгодные условия труда.

Компенсировать эти издержки, как и прежде, предстояло увеличением перекачки средств из деревни в город и развитием трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение "скоростников", инициатором которого был ленинградский токарь Г.С. Борткевич, выполнивший на токарном станке в феврале 1948 г. за одну смену 13-дневную норму выработки. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были приняты меры материального стимулирования, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких производственных результатов без дополнительных вложений.

Впервые за долгие годы после войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве, однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где в условиях начавшейся "холодной войны" шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленности, как и прежде, финансировались по остаточному принципу (12%) и, естественно, не удовлетворяли даже минимальных потребностей населения.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза). Правда сюда были включены также репарации и продукция совместных советско-восточногерманских предприятий.

Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.

Сельское хозяйство.

Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство страны, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Еще более ухудшилось положение в нем в связи с засухой 1946г., вызвавшей сильный голод.

После войны в СССР сложилась ситуация, близкая к катастрофической. В экономическом плане страна потеряла около 700 млрд. рублей в ходе войны -- это почти треть национального богатства СССР на тот период времени. Фактически вдвое сократился сбор продукции сельского хозяйства. Потери людских трудовых ресурсов были колоссальны. К нулю была сведена обеспеченность техникой сельского хозяйства. Но тем не менее, страна вырвалась из этой ситуации и в кратчайший срок вышла на довоенный уровень развития, а затем превзошла его показатели.

СССР после войны: геополитическая ситуация,социально-экономическое развитие

1945 год открыл новую страницу в истории XX в. События на мировой арене после окончания войны развивались столь кардинально и стремительно и привели к таким переменам во всей системе международных отношений, что их можно оценивать как своего рода переворот революционного характера. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил Запад--Восток главная роль принадлежала теперь Соединенным Штатам Америки и Советскому Союзу. СССР не только вышел из международной изоляции, но и приобрел статус ведущей мировой державы. США, пострадавшие меньше других участников военного конфликта, после войны стали играть роль «первой скрипки» в международных делах. Это реальное соотношение сил, разделившее мир на два блока, всего за несколько лет получило свое организационное оформление в виде НАТО и Варшавского Договора.

Война изменила лицо мира, нарушила привычное течение судьбы многих народов. Общая угроза сблизила их, отодвинула на второй план прежние споры, сделала ненужными старую вражду и борьбу самолюбий. Мировая катастрофа, не принимающая в расчет доводы в пользу ни одной из общественных систем, в качестве своего парадокса явила миру приоритет общечеловеческих ценностей, идею мирового единства. Сразу после окончания войны эта идея как будто бы начала реализовываться, смягчая противоречия в рядах недавних союзников и умеряя пыл особо активных реваншистов. И даже пришедшие на смену потеплению «холодная война», последующий атомный психоз не могли вовсе сбросить со счетов реальность идеи «Общего Дома». Именно эта идея начала питать процесс, который позднее назовут конвергенцией. И надо признать, что западные политики оказались более восприимчивы к реалиям послевоенного мира, нежели держава-победительница.

Едва открыв «окно в Европу», она поспешила опустить «железный занавес», обрекая страну на годы изоляции, а значит, и несвободы. Нашим соотечественникам оставалось только догадываться, что действительно происходило в мире, а затем с горечью удивляться тому, как недавно поверженный противник быстро вставал на ноги, налаживая новую, крепкую жизнь, а победителей по-прежнему держали на полуголодном пайке, оправдывая все и вся ссылкой на последствия войны. Так было. Однако это еще не значит, что так и должно было быть. Победа предоставила России возможность выбора -- развиваться вместе с цивилизованным миром или по-прежнему искать «свой» путь в традициях социалистического мессианства. Вопрос не в том, была ли альтернатива послевоенному развитию страны, а в качестве самих альтернативных тенденций, способных (или не способных) повернуть это развитие. Экономическая политика СССР. Т. 1. М., 1972. Сам факт военной победы поднял на небывалую высоту не только международный престиж Советского Союза, но и авторитет режима внутри страны. Май 1945 г. -- пик авторитета Сталина, имя которого в сознании большинства современников не только сливалось с победой, но и сам он воспринимался как чуть ли не носитель божественного промысла. Массовое сознание наделило его мистической силой, освятив все, что с ним идентифицировалось -- будь то авторитет системы или авторитет идеи, на которой держалась система. Такова была противоречивая роль Победы, которая принесла с собой дух свободы, но наряду с этим создала психологические механизмы, блокирующие дальнейшее развитие этого духа, механизмы, которые стали консерваторами позитивных общественных процессов, зародившихся в особой духовной атмосфере военных лет. Сырых B.M. История государства и права России: советский и современный периоды. М., 2009.

Война, прошедшая по территории страны, оставила тяжелое наследие. Чрезвычайная государственная комиссия, занятая исчислением материального ущерба, нанесенного СССР в ходе военных действий и в результате расходов на войну, оценила его в 2569 млрд. руб. Было подсчитано количество разрушенных городов и сел, промышленных предприятий и железнодорожных мостов, определены потери в выплавке чугуна и стали, размеры сокращения автомобильного парка и поголовья скота. Однако нигде не сообщалось о количестве человеческих потерь (если не считать обнародованную Сталиным в 1946 г. цифру в 7 млн. человек). О величине людских потерь Советского Союза во второй мировой войне до сих пор ведутся дискуссии среди историков. Последние исследования основаны на методе демографического баланса. Людские потери, оцениваемые согласно этому методу, включают: всех погибших в результате военных и иных действий противника; умерших в результате повышения уровня смертности в период войны как в тылу, так и в прифронтовой полосе и на оккупированной территории; тех людей из населения СССР на 22 июня 1941 г., которые покинули территорию СССР в период войны и не вернулись до ее конца (не включая военнослужащих, дислоцированных за пределами СССР). Эти потери в период Великой Отечественной войны составляют 26,6 млн. человек. Сырых B.M. История государства и права России: советский и современный периоды. М., 2009. Проблема перехода от войны к миру, которая, так или иначе, стояла перед каждым человеком, возможно, в наибольшей степени касалась фронтовиков. Тяжесть потерь, материальные лишения, переживаемые за малым исключением всеми, для фронтовиков усугублялись дополнительными трудностями психологического характера, связанными с переключением на новые задачи мирного обустройства. Поэтому демобилизация, о которой так мечталось на фронте, поставила перед многими серьезные проблемы. Прежде всего, для самых молодых (1924---1927 гг. рождения), т.е. тех, кто ушел на фронт со школьной скамьи, не успев получить профессию, обрести устойчивый жизненный статус. Их единственным делом стала война, единственным умением -- способность держать оружие и воевать. Кроме того, это поколение больше других пострадало численно, особенно в первый военный год. Вообще война до известной степени размыла возрастные границы, и несколько поколений соединились фактически в одно -- «поколение победителей», создав, таким образом, новый социум, объединенный общностью проблем, настроений, желаний, стремлений. Конечно, эта общность была относительной (на войне тоже не было и не могло быть абсолютного единства воевавших), но дух фронтового братства, принесенный с войны, еще долго существовал как важный фактор, влияющий на всю послевоенную атмосферу. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. М., 1966. После войны неизбежно наступает период «залечивания ран» -- и физических, и душевных, -- сложный, болезненный период возвращения к мирной жизни, в которой даже обычные бытовые проблемы, например проблема дома, семьи (для многих за годы войны утраченной), подчас становятся в разряд неразрешимых. Ведущей психологической установкой на тот момент для фронтовиков была задача приспособиться к мирной жизни, вписаться в нее, научиться жить по-новому. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996.

Влияние войны на экономику страны невозможно оценить только с точки зрения утраченного. Масштабы человеческих потерь и размер материального ущерба действительно поставили экономику перед проблемой нехватки рабочих рук и перед необходимостью восстанавливать разрушенную производственную базу и инфраструктуру. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. М., 1966. Со сходными проблемами, хотя и не в таких масштабах, столкнулись практически все страны, по территории которых прошла война. Однако, оценивая возможности послевоенной экономики, специалисты заметили, что страны не только многое потеряли, но и в известном смысле выиграли от войны. От разрушений в большей степени пострадали коммуникации, жилища и другая недвижимость, ущерб же, нанесенный производственным мощностям, оборудованию, был сравнительно меньшим. Что же касается инвестиций, вложенных в производство военной продукции, они существенно выросли во всех странах. Кроме того, работа над новыми образцами вооружений способствовала развитию научной мысли, а большинство научных идей, рожденных в секретных лабораториях, с успехом могли быть использованы и в мирной экономике.

Экономический подъем, который пережили в 50-е гг. все индустриальные страны, включая СССР, -- одно из следствий использования этого технического и научного потенциала. Наряду со структурными сдвигами в экономике, обусловленными преимущественным развитием отраслей военно-промышленного комплекса, в СССР существенно изменилось размещение промышленной базы. В результате эвакуации на востоке страны был создан новый промышленный комплекс, его основу составили оборонные предприятия, что предопределило в будущем роль этого региона в размещении и развитии ВПК. Успешное восстановление экономики после войны зависело от решения трех основных задач: собственно реконструкции (восстановления разрушенного), реконверсии (перевода военного производства на выпуск гражданской продукции) и оздоровления финансовой ситуации. Одним из наиболее спорных вопросов, который активно дискутируется в научной и популярной литературе, является вопрос об источниках послевоенного восстановления СССР и главным образом о роли внешних источников, обеспечивших послевоенную реконструкцию экономики страны. Точных данных об объемах внешних поступлений (в денежном и натуральном выражении) до сих пор нет, однако даже на основании косвенных расчетов, сделанных специалистами, следует признать, что в послевоенном восстановлении советской экономики поступления извне -- поставки по ленд-лизу и репарации с побежденных стран -- играли существенную роль. Основной объем этих поставок составили оборудование, технические материалы и документация. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996. О размере материальной помощи, полученной СССР по ленд-лизу, можно судить по объему импорта, который в 1945 г., согласно официальным данным, составил 14 805 млн. руб. Поставки, например, паровозов по ленд-лизу еще в ходе войны позволили почти полностью покрыть их потери, а производственные возможности морского, автомобильного и воздушного транспорта по этой же причине превысили предвоенный уровень.Средние цифры скрывали большой разрыв в исходном уровне послевоенного развития разных регионов страны: промышленность районов, подвергшихся оккупации, произвела в 1945 г. только 30% довоенного объема своей продукции, а промышленность ряда восточных регионов благодаря работе эвакуированных предприятий, напротив, превзошла свой довоенный уровень.Перевод предприятий на выпуск гражданской продукции и связанная с этим их перепрофилизация привели уже в следующем 1946 г. к существенному падению темпов роста промышленной продукции, объем которой составил только 77% к уровню 1940 г. Чтобы восстановить довоенный объем промышленного производства, проводя одновременно реконверсию, вышедшей из войны экономике потребовалось три года (в 1948 г. валовая продукция промышленности составила 118% к уровню 1940 г.).Положение в аграрной сфере было далеко не столь оптимистичным. В 1945 г. посевные площади составили лишь 75%, а валовый сбор зерновых культур (амбарный урожай) был вдвое меньше, чем в 1940 г. Программу развития сельского хозяйства, предусмотренную плановыми заданиями четвертой пятилетки, выполнить не удалось; лишь в 1952 г. производство зерна в стране достигло довоенного уровня. Неудачи в аграрной сфере объяснялись между тем не только следствиями войны; причины этих неудач надо искать и в самой концептуальной направленности политики послевоенного восстановления. Стержнем этой политики была идея первоочередного восстановления тяжелой промышленности. Сельскому хозяйству, а также промышленным отраслям, работающим на потребление, отводилась явно подчиненная роль. Астапович З.А. Первые мероприятия Советской власти в области труда. -М.: Госполиздат, 1958. При определении приоритетов послевоенного экономического развития, при разработке четвертого пятилетнего плана -- плана восстановления -- руководство страны фактически вернулось к довоенной модели развития экономики и довоенным методам проведения экономической политики. Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должно было осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферы потребления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетных средств), но и во многом за их счет, так как продолжалась предвоенная политика «перекачки» средств из аграрного сектора в промышленный (отсюда, например, беспрецедентное повышение налогов на крестьянство в послевоенный период). Послевоенное восстановление экономики требовало оздоровления финансовой системы. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция -- проблемы, с которыми пришлось столкнуться практически всем воевавшим странам. Поэтому в течение 1944--1948 гг. в ряде европейских стран были проведены денежные реформы: сначала в Бельгии, затем в Голландии, Франции, Великобритании, Германии, Австрии и др. Денежные реформы способствовали постепенному отказу от введенной во время войны нормированной (карточной) системы снабжения населения. Вместе с тем мероприятия по борьбе с инфляцией (денежная реформа) и отмена карточек не обязательно совпадали во времени: в Великобритании, например, карточная система просуществовала до 1954 г. Астапович З.А. Первые мероприятия Советской власти в области труда. -М.: Госполиздат, 1958. Советское правительство в своих планах проведения денежной реформы и отмены карточек (которые стали своеобразным символом военного времени) стремилось опередить ведущие европейские страны, демонстрируя тем самым не только возможности державы-победительницы, но и «преимущества социализма». Первоначально отмену карточек намечалось провести в 1946 г. Однако низкий уровень жизни населения и продовольственный кризис 1946 г., причиной которого стала засуха, вынудили советское руководство несколько скорректировать прежние планы и перенести отмену карточек на конец 1947 г. Одновременно с отменой карточекдолжна была проводиться денежная реформа. Обмен денег начался 15 декабря 1947 г., старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до трех тысяч рублей -- в соотношении один к одному). Пропаганда представляла реформу как главный удар по «спекулятивным элементам», на самом деле именно эта категория, т.е. дельцы теневой экономики, успели обезопасить свою наличность, своевременно разукрупнив свои вклады или переведя наличность в золото, драгоценности и т.д. Пострадали в результате обмена денег, прежде всего люди, которые не хранили сбережений в сберкассах, но имели наличные деньги: среди них подавляющее большинство составляли не «спекулянты», а рабочие высоких разрядов, техническая интеллигенция, занятые во вредных производствах, сельском хозяйстве и др. Вместе с тем, несмотря на издержки, реформа 1947 г. способствовала стабилизации финансовой ситуации в стране.Менее подготовленной оказалась отмена карточной системы. Руководство страны приняло решение об отмене карточек, когда существующий объем продовольственных и промышленных товаров не мог удовлетворить свободного спроса населения.

Только в Москве и Ленинграде специальным решением правительства к моменту перехода к торговле без карточек были созданы необходимые товарные резервы. В других местах уже в первые дни и месяцы после отмены карточек люди столкнулись с нехваткой самых необходимых товаров: хлеба, круп, масла, сахара и др. В результате в ряде регионов стихийно стала восстанавливаться нормированная система снабжения -- в виде спецпропусков, заборных книжек, карточек. Европейские государства в решении вопроса финансового оздоровления своей экономики опирались не только на собственные ресурсы. Важную роль в обеспечении послевоенного восстановления Европы сыграла финансовая помощь США, предоставляемая в рамках «плана Маршалла». Воспользоваться американскими кредитами мог и СССР, однако это не было сделано по политическим соображениям: принять «план Маршалла» означало для Сталина утратить контроль над странами Восточной Европы, что было равносильно разрушению сложившегося советского блока. Подобную цену за финансовую помощь советское руководство платить не собиралось. Восстановление страны осуществлялось за счет внутренних источников финансирования. Ограниченность собственных финансов еще больше обостряла проблему выбора приоритетов: если промышленность в основном справлялась с программой восстановления, то уровень жизни людей изменялся не столь заметно. Послевоенная жизнь медленно входила в мирное русло. Пашерстник А.Е. Право на труд. Очерки по советскому праву. М., 1951.

Государственный механизм в 1945- начале 1950гг

В 1947 г. при Совете Национальностей и Совете Союза Верховного Совета СССР были созданы комиссии законодательных предположений, наделявшиеся в частности, правом законодательной инициативы.

Увеличиваются значение и роль Президиума Верховного Совета СССР. Так, к его ведению в 1947 г. было отнесено денонсирование международных договоров СССР, установление почетных званий СССР, присвоение воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий.

Совершенствовалась система местных Советов. в частности, в них создавались постоянные комиссии.

Сразу после окончания войны Государственный комитет обороны был ликвидирован, а его функции переданы СНК СССР.

В 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а народные комиссариаты - в министерства.

В 1946 г. институт Прокурора СССР получил наименование Генерального прокурора СССР. Лельчук B.C. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. М., 1984.

С окончанием войны прекратила свое существование Ставка Верховного Главнокомандования. В 1946 г. Рабоче-Крестьянская Красная Армия была преобразована в Советскую Армию.

21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров», было установлено, что основой для заключения хозяйственного договора является государственный экономический план.

26 августа 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». Это был важный документ, имевший большое значение для решения жилищных проблем советских граждан.

В 1948 г. советским гражданам были запрещены браки с иностранцами, что было антидемократическим шагом в развитии сталинской политики изоляционизма.

В декабре 1947 г. в Советском Союзе была проведена денежная реформа, основным мероприятием которой стала деноминация советского рубля. В 1950 г. советский рубль был переведен с долларового на золотой паритет. Пашерстник А.Е. Право на труд. Очерки по советскому праву. М., 1951.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ (1945-1953) ГОДЫ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Влияние войны на политические настроения. Война изменила общественно- политическую атмосферу в советском обществе. Сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.

Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о "разложении" и "близкой гибели" которого им говорили до войны. Отношние к личности, уровень жизни, организация труда и быта настолько отличались от советских реалий, что многие усомнились в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы. Сомнения проникали даже в ряды партийно-государственной номенклатуры.

Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция - на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности. Проявились они и в ходе "закрытого" обсуждения проектов новой конституции страны, Программы и Устава партии. Предложения высказывали лишь ответственные работники ЦК партии, ЦК компартий союзных республик, наркомы, руководство краев и областей. Но и они готовы были ликвидировать специальные суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на руководящей партийной и советской работе, проводить выборы на альтернативной основе.

Власть стремилась ослабить возникшее социальное напряжение, с одной стороны, путем декоративной, видимой демократизации, а с другой - усилением борьбы с "вольнодумством".

Изменения в политической системе. После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров.

Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер.

В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.

Ужесточение политического режима. Главными причинами ужесточения политического режима были "демократический импульс" войны и про­рыв "железного занавеса".

Ветер перемен коснулся и ближайшего окружения вождя. Стоило ему осенью 1945 г. уехать в отпуск, как оставшаяся за него "четверка"(В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян) смягчила цензуру на материалы западных корреспондентов. Вскоре в английской "Дейли геральд" появилась статья, где долгое отсутствие Сталина в Москве объяснялось его предстоящим уходом с поста главы правительства. Преемником называли Молотова. Такой "крамолы" вождь членам "четверки" не простил: Молотов был отстранен от обязанностей первого заместителя главы правительства, Берия переведен с поста наркома НКВД, Маленков был раскритикован и направлен на работу в Казахстан, Микояну было указано на "серьезные недостатки в работе".

Одновременно в противовес "старой гвардии" Сталин выдвинул в ряды своего ближайшего окружения относительно молодых работников - А. Н. Косыгина, А. А. Жданова, Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова. Они долгое время работали в Ленинграде. Однако в 1948 г. начались аресты лидеров ленинградской парторганизации. По "ленинградскому делу" были арестованы более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках "противопоставить Ленинград Москве". Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, включая члена Политбюро и Председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, секретаря ЦК партии А. А. Кузнецова, Председателя Совмина РСФСР М. И. Родионова.

С окончанием войны "население" ГУЛАГа пополнилось новыми "врагами народа". В лагерях Сибири и Коми АССР оказались сотни тысяч бывших военнопленных. Сюда же попали бывшие работники госаппарата, помещики, предприниматели, зажиточные крестьяне из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. В лагерях оказались и сотни тысяч немецких и японских военнопленных. С конца 40-х гг. стали прибывать и многие тысячи рабочих и крестьян, не выполнявших нормы выработки или посягнувших на "социалистическую собственность" в виде нескольких картофелин или колосков, вмерзших в землю после уборочной страды. По различным данным, численность заключенных в эти годы составляла от 4,5 до 12 млн. человек. Но и этого оказалось мало. В конце 1952 - начале 1953 г. были произведены аресты по "мингрельскому делу" и "делу врачей". Докторов обвинили в неправильном лечении высшего руководства, что якобы повлекло за собой смерть А. А. Жданова, А. С. Щербакова и других видных деятелей партии. "Мингрелов" (к представителям этой народности без труда мог быть отнесен и Берия) обвиняли в подготовке покушения на Сталина. В узком кругу Сталин все чаще говорил о необходимости нового витка репрессий, называя в числе "врагов народа" Молотова, Микояна, Ворошилова. Говорил он и о необходимости проводить публичные казни на городских площадях.

Власть и церковь. В феврале 1945 г. Поместный Собор Русской Право­славной Церкви избрал новым патриархом Московским и всея Руси Алексия I . Он продолжил линию на поддержку усилий государства в разгроме врага на заключительном этапе войны. А после ее окончания активно включился в миротворческую деятельность, которую проводил сам и через своих представителей в различных странах мира.

Заметно усилилось желание верующих вновь открыть свои храмы. В 1944-1948 гг. с такой просьбой к властям обратилось более 23 тыс. приходов. В большинстве случаев власти пошли навстречу верующим. Это потребовало значительного количества духовенства. Патриарх Алексий преобразовал Московский богословский институт и Богословские курсы в Московскую духовную академию и семинарию.

Некоторые партийные деятели по окончании войны посчитали миссию церкви выполненной и предлагали вновь усилить борьбу с ней. Секретарь ЦК ВКП(б) М. А. Суслов подготовил и специальное постановление ЦК о задачах атеистической пропаганды в новых условиях. Однако Сталин отказался его принять, решив сохранить существующие отношения с церковью. Вскоре из официальных партийных документов исчезло даже само понятие "атеистическая" работа.

Все это, однако, вовсе не означало прекращения репрессий против деятелей церкви. Лишь за 1947-1948 гг. было арестовано около 2 тыс. священников различных конфессий (православных - 679, сектантов - 1065, мусульманских - 76, буддистов - 16, католиков и лютеран - 118, последователей иудаизма - 14). Каждый год не менее ста священнослужителей различных конфессий были расстреляны. Но это были в основном те, кто вел борьбу с официальными церковными властями.

Национальная политика. Единство и дружба народов СССР, ставшие одним из источников победы в войне, в полной мере проявились и в возрождении экономики страны. На восстановлении предприятий областей РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республик трудились представители различных народов. При реконструкции украинского комбината "Запорожсталь" стояли палатки с надписями: "Рига", "Ташкент", "Баку", "Дальний Восток". Заказы по восстановлению этого гиганта индустрии выполняли 200 заводов из 70 городов страны. Более 20 тыс. человек из разных республик прибыли для восстановления Днепрогэса.

На основе вывезенных в ходе войны предприятий формировалась мощная индустриальная база на востоке страны. Были созданы или значительно расширены металлургические центры на Урале, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Грузии. В 1949 г. впервые в мире на Каспии азербайджанские нефтяники начали морскую добычу нефти. Крупное нефтяное месторождение стали осваивать в Татарии.

Продолжился прерванный войной процесс индустриализации республик Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии. Создаваемые здесь предприятия оснащались станками и оборудованием, произведенными на заводах Москвы, Ленинграда, Челябинска, Харькова, Тбилиси и других городов СССР. В результате промышленное производство в этих районах страны за годы четвертой пятилетки выросло в 2-3 раза.

"Демократический импульс" войны в полной мере проявился и в росте национального самосознания, обращении народов страны к своим корням, героическим страницам исторического прошлого. Еще в военные годы в Татарии появились работы историков и писателей, посвященные своей прародине - Золотой Орде, ее правителям Батыю, Едигею и др. Они представали не в образе врагов, а выступали как основоположники татарской государственности.

В Башкирии были изданы "Очерки по истории Башкирии", литературные произведения о национальных героях "Идукай и Мурадым", "Эпос о богатырях". В пьесе "Кахым-Туря", посвященной героическому 1812 г., наряду с русскими воинами были показаны герои-башкиры, защищавшие Родину. Такие же произведения появились и у других народов страны. Власти же увидели в них "популяризацию ханско-феодального" прошлого и противопоставление народов.

Национальные движения после войны. Война привела к оживлению национальных движений, которые не прекратили свою деятельность и после ее окончания. На Украине продолжали воевать отряды Украинской повстанческой армии. В Белоруссии только за первый послевоенный год было ликвидировано 900 повстанческих отрядов. Общая численность погибших от рук националистов-подпольщиков партийных и советских активистов в Прибалтике, по неполным данным, составила более 13 тыс. человек. Несколько сотен националистов действовали в молдавском подполье. Все они протестовали против присоединения своих рес­публик к СССР и начавшейся здесь сплошной коллективизации. Сопротивление войскам НКВД было настолько упорным, что продолжалось до 1951 г. Только в Литве, Латвии и Эстонии было изъято 2,5 тыс. пулеметов и около 50 тыс. автоматов, винтовок и пистолетов.

Всплеск национальных движений вызвал и новую волну репрессий. Она "накрыла" не только участников националистического подполья, но и ни в чем не повинных представителей различных народов.

В мае 1948 г. МВД провело операцию "Весна" по депортации из Литвы в Сибирь "членов семей литовских бандитов и бандпособников из числа кулаков". Всего по "весеннему призыву" было отправлено 400 тыс. человек. Аналогичные акции прошли в отношении латышей (было выслано на восток 150 тыс. человек) и эстонцев (50 тыс.). Самыми массовыми были репрессии против населения западных областей Украины и Белоруссии, где общая численность пострадавших составила более 500 тыс. человек.

Преследования осуществлялись не только в форме арестов, ссылок, расстрелов. Запрещались национальные произведения, ограничивалось книгоиздание на родном языке (за исключением пропагандистской литературы), сокращалось число национальных школ.

Вместе с представителями всех других народов в лагерях отбывали сроки заключения и лидеры русского национального движения.

Подобная национальная политика не могла не вызвать в перспективе нового всплеска национальных движений у самых разных народов, входивших в состав СССР.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1953 годы)

Борьба с "западным влиянием" в культуре. "Демократический импульс" проявился и в развитии художественной культуры. Наметившееся в годы войны сотрудничество с западными странами создавало возможности для расширения культурных контактов с ними. А это неизбежно вело к проникновению в советскую действительность элементов либерализма, в самой своей основе противоположного господствующей коммунистической идеологии. "Железный занавес" оказался прорван. В условиях начавшейся "холодной войны" это не могло не беспокоить Сталина. В 1946 г. развернулась борьба против "западного влияния" и "низкопоклонства перед Западом". Возглавил эту кампанию член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию.

Эта линия была еще более усилена в ходе начавшейся в 1948 г. кампании борьбы с космополитизмом. СССР вновь оказался в идеологической и культурной изоляции от остального мира.

Литература. Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в "Повести о настоящем человеке" Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского "Дом у дороги", романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия", повести В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда".

Главный литературный герой этих лет прошел войну и возрождал мирную жизнь. Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы "Кружилиха" В. Ф. Пановой, "Дни нашей жизни" В. К. Кетлинской, "Первые радости" К. А. Федина. В популярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал роман о Сибири "Строговы". О неразрывной связи человека и природы писал в романе "Русский лес" Л. М. Леонов.

Яркие произведения были созданы писателями союзных и автономных республик СССР. В трилогии "Хлеб и соль", "Кровь людская - не водица", "Большая родня" украинский писатель М. А. Стельмах показал путь украинского крестьянства от революции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Белорусский поэт Я. Кол ас написал поэму "Хата рыбака". Начиналась яркая биография выдающихся национальных поэтов: Р. Г. Гамзатова (Дагестан), К. Ш. Кулиева (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Н. Кугультинова (Калмыкия) и др.

Усиливался партийный контроль за содержанием литературного творчества. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором резкой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова, названные "пошляками и подонками литературы". Журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство. Главным итогом "борьбы за чистоту литературы" явилось закрытие ряда журналов, запрещение многих произведений, репрессии против их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.

Театр и кино. Наметившееся в годы войны обращение к историческим традициям народов СССР, чувствам и переживаниям людей после ее окончания подвергалось критике. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", в котором осуждались "идеализация жизни царей, ханов, вельмож", "внедрение в репертуар пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль" и потакание "обывательским вкусам и нравам". В постановлении говорилось: "Многие драматические театры не являются на деле рассадниками культуры, передовой советской идеологии и морали. Такое положение дел… не отвечает интересам воспитания трудящихся и не может быть терпимо в советском театре".

Было приказано расширить количество пьес, "посвященных пафосу борьбы за коммунизм". Однако создать такие пьесы "на заказ" было делом не простым и удач было не так много. Одним из ярких спектаклей послевоенной поры стала "Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова (Московский театр Сатиры). Особое звучание имели постановки о только что окончившейся войне - "Молодая гвардия" (по роману А. А. Фадеева), "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева и др.

В эти годы на сцене Большого театра в Москве блистательно танцевала Г. С. Уланова, начала выступать выдающаяся балерина М. М. Плисецкая.

Яркими событиями в кинематографе стали фильмы С. А. Герасимова "Молодая гвардия" (в котором дебютировали И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова и др.), "Подвиг разведчика" Б. В. Барнета (с яркой ролью П. П. Кадочникова), "Повесть о настоящем человеке" А. Б. Столпера. Пользовались популярностью комедии "Весна" Г. В. Александрова и "Сказание о земле Сибирской" И. А. Пырьева. Идиллическая, далекая от реальной жизни картина послевоенной сельской жизни предстала в фильме "Кубанские казаки" (режиссер И. А. Пырьев).

Как и другие произведения культуры, многие фильмы и их авторы были обвинены в "безыдейности": "Большая жизнь" (2-я серия) Л. Д. Лукова, рассказывавший о трудностях восстановления Донбасса после войны (был раскритикован за "фальшивое изображение партийных работников"), "Адмирал Нахимов" В. И. Пудовкина, "Иван Грозный" (2-я серия) С. М. Эйзенштейна и др.

Музыка. В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновилось проведение декад национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: начали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, пианист С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, певцы - И. К. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др.

Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы "Великая дружба" В. И. Мурадели, балеты "Каменный цветок" С. С. Прокофьева, "Медный всадник" Р. М. Глиэра, "Семь красавиц" К. А. Караева и др.

Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи произведения критиковались за "формалистическую", "антинародную" направленность, "пренебрежение народными музыкальными традициями". В 1948 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О декадентских тенденциях в советской музыке", где огонь критики был сосредоточен на Мурадели, Прокофьеве, Шостаковиче, Хачатуряне. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыку, изолировало ее от лучших достижений мировой культуры.

Образование. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной системы образования. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946-1950 гг. было возведено 18538 школьных зданий. В 1950-1951 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли государственные расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они увеличились в сравнении с предыдущим более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования.

Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 году.

Люди, пережившие войну, проявляли удивительную тягу к знаниям. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства.

К концу четвертой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время 1278 тыс. человек.

Научные "дискуссии". После войны развернулись оживленные творческие дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для""усиления партийной направленности науки", а отдельными ее представителями - и для сведения счетов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких "дискуссий" стало обсуждение проблем биологической науки на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 года. Т. Д. Лысенко, сделав головокружительную карьеру в 30-х гг. на критике "кулаков от науки", еще перед войной добился ареста академика Н. И. Вавилова. Теперь он критиковал других крупнейших ученых-генетиков как "мухолюбов-человеконенавистников". В результате несколько сот человек были изгнаны из Академии и лишены возможности заниматься научной деятельностью.

В исторической науке прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и его опричники, боровшиеся с боярской оппозицией сталинскими методами.

Лидеров национальных движений (в частности, Шамиля) клеймили как агентов зарубежных разведслужб. Зато полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор. Крупнейшие исторические деятели царской России были представлены в гротесковом виде. Оказались надолго "забыты" и многие имена крупнейших деятелей советского времени.

В ходе дискуссий философов, экономистов отвергался любой западный опыт - как изначально враждебный и неверный.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. ЭВОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (1953-1964 годы)

Борьба за власть после смерти Сталина. Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. завершилась целая эпоха в жизни СССР. Отсутствие законодательно закрепленных механизмов передачи верховной власти вызвало ее затяжной кризис.

На первом из них (март - июнь 1953 г.) ключевые позиции в руководстве заняли новый председатель Совмина Г. М. Маленков и назначенный главой объединенного МВД (к которому теперь перешли и функции МГБ) Л. П. Берия. Первые шаги нового руководства были обнадеживающими. Началось осуждение "культа личности" Сталина; реальная власть оказалась сосредоточена в руках не партийных (ЦК КПСС), а государственных (Совмин) органов; была объявлена широкая амнистия (охватившая 1,2 млн. человек); прошла первая реорганизация карательных органов (были запрещены пытки, Управление лагерей передано из ведения МВД в Минюст, строительные главки из МВД - в отраслевые министерства).

Попытки ограничить функции партийного аппарата имели для Маленкова и Берия тяжелые последствия. В роли защитника интересов партийного аппарата выступил не имевший государственных постов Н. С. Хрущев. Вступив в большевистскую партию в 1918 г., он вскоре выдвинулся в ней на высокие посты. В 30-е годы Хрущев работал первым секретарем сначала Московского горкома и обкома ВКП(б), а затем - ЦК Компартии Украины, был членом Политбюро. В годы войны являлся членом Военных советов ряда фронтов, а после ее окончания был ото­зван с Украины в Москву, где его избрали секретарем ЦК ВКП(б). Хрущев организовал и возглавил заговор против всесильного Берия. 26 июня 1953 г. глава МВД был арестован прямо на заседании президиума правительства, а в декабре расстрелян как "английский шпион", "враг партии и советского народа". Главным пунктом обвинения звучало "преступное посягательство" на партийное руководство обществом.

С лета 1953 по февраль 1955 г. борьба за власть вступила во второй этап. Теперь она развернулась между с каждым днем терявшим свои позиции Маленковым и набиравшим силу Хрущевым. В сентябре 1953 г. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС.

После образования Комитета госбезопасности (КГБ) Хрущев сумел поставить во главе этого ключевого ведомства близкого ему генерала И. А. Серова. Были уничтожены документы, компрометировавшие Хрущева как одного из организаторов массовых репрессий. В декабре 1954 г. состоялся процесс над бывшими руководителями органов госбезопасности (во главе с экс-министром МГБ В. С. Абакумовым), сфабриковавшими "ленинградское дело". Одной из главных целей процесса была дискредитация Маленкова как одного из организаторов данного "дела". Это явилось важным предлогом для отстранения Маленкова от власти. В январе 1955 г. он подвергся резкой критике на очередном пленуме ЦК и был вынужден подать в отставку. Новым главой правительства стал Н. А. Булганин.

Третий этап (февраль 1955 - март 1958 г.) был временем противостояния Хрущева и "старой гвардии" Президиума ЦК - Молотова, Маленкова, Кагановича, Булганина и др. Недовольные отходом от коллективных методов руководства и усилением роли Хрущева, они в июне 1957 г. на заседании Президиума ЦК большинством голосов (9 против 2) приняли решение об упразднении поста Первого секретаря ЦК и о назначении Хрущева министром сельского хозяйства. Однако, опираясь на поддержку армии и КГБ, а также партийных функционеров местного уровня, Хрущев созвал пленум ЦК, на котором большинство членов Президиума были объявлены "антипартийной группой" и лишены своих постов. Сторонники же Хрущева еще более укрепили позиции. В марте 1958 г. этот этап борьбы за власть завершился снятием Булганина с должности главы правительства и назначением на нее Хрущева, сохранившего за собой и пост Первого секретаря ЦК. Это означало не только его полную победу, но и возврат к сталинской практике единоличного управления.

XX съезд КПСС. Реабилитация. К марту 1953 г. в тюрьмах и лагерях находилось до 10 млн. заключенных. Амнистия 27 марта 1953 г. освободила 1,2 млн. заключенных, но не вернула им честного имени. Лишь с 1954 г. начал набирать силу процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Но шел он с трудом. Ко времени проходившего в феврале 1956 г. XX съезда КПСС лишь 7679 человек были реабилитированы военной коллегией Верховного Суда. В основе этой работы лежало не только личное мужество постсталинского руководства, но и трезвый политический расчет. "Эти вопросы назрели, - писал позже Хрущев, - и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие. И это было бы гибелью для руководства, которое не прислушалось к велению времени".

Главной его задачей было подведение теоретической базы под наметившиеся коррективы сталинской внутренней и внешней политики. В высшем руководстве КПСС проявилось наличие двух основных подходов к будущему партийному съезду. Часть членов Президиума ЦК (ее неформальным лидером был Молотов) выступала за консервацию сталинского варианта развития и осуждение предпринятых Берией и Маленковым (а отчасти и Хрущевым) новаций. Другая (и более многочисленная) во главе с самим Хрущевым была буквально обречена на закрепление новых подходов к политике партии. Президиум ЦК принял решение заслушать доклад о культе личности Сталина на закрытом заседании съезда после выборов нового состава ЦК, вопросов не задавать, прений не открывать.

В докладе, с которым было поручено выступить Хрущеву, приводились многие примеры беззаконий сталинского режима. Однако в качестве жертв сталинизма рассматривались лишь коммунисты сталинской ориентации. Более того, в доклад (под влиянием группы Молотова) были включены традиционные положения о "врагах народа", о справедливости борьбы с ними сталинского руководства ВКП(б). Говорилось и о том, что сталинизм "не изменил природы социализма". Все это свидетельствовало о том, что на XX съезде КПСС был осужден только Сталин, но не сталинизм, сущности которого, вероятно, не поняли, да и не могли понять соратники и наследники вождя.

Тем не менее, доклад Хрущева на XX съезде КПСС имел поистине историческое значение. Это был прорыв в осмыслении феномена сталинизма, осуждении его преступлений. Съезд имел значение и в деле продолжения реабилитации жертв сталинского произвола. За период 1956-1961 гг. было реабилитировано почти 700 тыс. человек (то есть в сто раз больше, чем в 1953-1955 гг.).

Третья Программа КПСС. На XXI съезде КПСС 1959 г. был сделан вывод о "полной и окончательной победе социализма в СССР" и переходе к развернутому коммунистическому строительству. Для выработки новой партий­ной программы создавалась специальная комиссия. На очередном, XXII съезде в 1961 г. новая Программа КПСС была принята. Она провозглашала "триединую задачу" построения нового общества. Предполагалось создать материально-техническую базу коммунизма, перейти к коммунистическому самоуправлению, сформировать принципиально новую, всесторонне развитую личность. Решить все эти задачи планировалось к 1980 году.

Был принят и новый устав партии, в который вносились принципиальные изменения: разрешалось проведение внутрипартийных дискуссий; обеспечивалось обновление партийных кадров в Центре и на местах; расширялись права местных партийных органов; отмечалось, что недопустимо подменять партийными структурами государственные органы и общественные организации; указывалось на то, чтобы "аппарат партийных органов сокращался, а ряды партийного актива увеличивались".

Это были, безусловно, демократические шаги, которые в случае их реализации помогли бы сделать правящую партию более демократичной и авторитетной в обществе. Однако они не затрагивали самих основ ее существования.

Концепция "общенародного государства". Проект Конституции СССР. Одним из краеугольных положений новой программы стал вывод о перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное. Это предполагало, с одной стороны, прекращение широкой репрессивной практики, а с другой - развитие демократических форм управления. Однако с таким подходом были согласны далеко не все.

Идеи "общенародного государства" были положены в основу проекта конституции страны, разработанного под руководством Хрущева к лету 1964 г. В первоначальных проектах этого документа содержались многие новые выводы. Впервые интеллигенция была названа одним из классов социалистического общества; демократизация общества становилась главной задачей власти; вводились новые общественно-политические институты (всенародное обсуждение важнейших законопроектов, отчетность государственных деятелей перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля и др.); предполагалась ротация депутатского корпуса; были включены статьи о личной собственности граждан и личном подсобном хозяйстве колхозников, о мелком частном хозяйстве.

Однако в итоговый документ эти положения так и не вошли. Развернувшиеся в октябре 1964 г. события отодвинули рассмотрение проекта конституции на несколько лет.

Эволюция национальной политики. Политика десталинизации вызвала к жизни оживление национальных движений. Самым массовым из них в 50-х - начале 60-х гг. стала борьба народов, подвергшихся в военные годы депортации, за возвращение на историческую родину. В ноябре 1956 г. власти приняли решение о восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов. Было решено начать постепенное переселение в места их традиционного проживания. Весной 1957 г. к Северному Кавказу потянулись поезда с переселенцами. Порой люди везли с собой лишь небольшую часть нажитого имущества, а кто-то - лишь кости предков, умерших в ссылке. Всего к 1964 г. на Северный Кавказ вернулись 524 тыс. чеченцев и ингушей, многие тысячи карачаевцев, кабардинцев, балкарцев.

Осуществлявшееся после XX съезда КПСС расширение прав и полномочий союзных и автономных республик во многих вопросах экономики и культуры, "коренизация" их руководящих кадров вскоре привели к тому, что правящая номенклатура на местах оказалась представлена лишь коренными жителями. Вместе с тем коренные народы в ряде союзных и автономных республик зачастую являлись меньшинством населения. Так, численность башкир в Башкирской АССР составляла 23%, бурят в Бурятской АССР - 20%, а карелов в Карельской АССР - лишь 11%. Получив значительную власть и самостоятельность, представители национальной элиты на словах продолжали заверять в своей преданности Центр. На деле же они проводили все более самостоятельную экономическую и социальную политику, учитывавшую в первую очередь интересы коренного населения. Это стало особенно ощутимо после введения совнархозов и упразднения союзных отраслевых министерств.

Центральные власти с тревогой наблюдали за этими новыми для них процессами в республиках и, как могли, препятствовали им. Не имея теперь возможности для проведения массовых репрессий, они взяли курс на более широкое распространение русского языка как средства межнационального общения. На этой основе в будущем предполагалось достичь национального единства страны.

В новой партийной программе была поставлена задача: в ходе строительства коммунизма добиться "полного единства наций СССР", а советский народ был назван "новой исторической общностью людей различных национальностей". Но установка на русификацию системы образования привела к сокращению числа национальных школ в автономных республиках Поволжья, в Белоруссии, Молдавии, республиках Прибалтики. Это, в свою очередь, порождало новые узлы противоречий в отношениях между Центром и республиками.

"Октябрьский переворот". Даже робкие, часто непоследовательные шаги Хрущева вызывали тревогу и опасения у тех, чьи интересы оказались задеты в результате реформ. Хрущеву активно противостоял партийный аппарат, стремившийся к стабильности своего положения и уже не опасавшийся остановленной репрессивной машины. Его интересам никак не отвечала введенная новым уставом система обновления партийных кадров и перевод больших участков партийной работы на общественные начала. К недовольным Хрущевым партийным работникам примкнула и часть госаппарата, влияние которого значительно ослабло с упразднением отраслевых министерств. Серьезное недовольство значительным сокращением армии высказывали военные. Росло разочарование интеллигенции, не принимавшей "дозированной демократии".

Усталость от шумных политических кампаний ощущали трудящиеся как в городе, так и на селе. Их жизнь в начале 60-х гг. после некоторого улучшения вновь стала ухудшаться.

Все это привело к тому, что летом 1964 г. против Хрущева был составлен заговор высших чинов партийного и государственного руководства. В октябре того же года он был обвинен в "волюнтаризме" и "субъективизме" и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г. - генеральным секретарем) был избран Л. И. Брежнев, а Председателем Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

После победы в Великой Отечественной войне перед СССР встали тяжелейшие экономические проблемы. Прямые потери в экономическом потенциале, причиненные войной, в сумме в 5,5 раза превышали национальный доход страны в 1940 г. В марте 1946 г. был принят пятилетний план восстановления народного хозяйства. Правительство снова решило «прибрать к рукам» крестьянство, усилив над ним контроль и приняв «все меры к ликвидации нарушений колхозного устава». Меры принуждения в отношении колхозников 1947-1948 гг. напоминали самые жесткие времена первой пятилетки. Были сильно повышены налоги с доходов на свободном рынке, содержание мелкого скота объявлено нежелательным, личные участки земли возвращены колхозам, а государственные цены на заготовки сельхозпродукции возмещали только 1/7 себестоимости.

Инициатором реформ конца 1940-х гг. был тогдашний руководитель украинской партийной организации, а затем секретарь ЦК ВКП(б) Н. С. Хрущев, который рассчитывал через укрупнение колхозов радикально изменить весь уклад крестьянской жизни. Укрупнение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян. Власти сократили натуральную оплату, которая составляла значительную часть колхозного приработка и давала крестьянам возможность продавать излишки продуктов на рынках по высоким ценам. С экономической точки зрения эти меры были плохо обоснованы, они усилили недовольство крестьян, делая всякий прогресс сельского хозяйства иллюзорным.

Н. С. Хрущев предложил также проект создания «агрогородов», в которых крестьяне, переселенные из изб, должны были вести городскую жизнь, занимаясь хозяйством на удаленных от места проживания наделах. Тем самым Хрущев рассчитывал искоренить индивидуалистическую психологию крестьян и превратить их в социалистических тружеников. Проект «агрогородов» не был поддержан властью, а Хрущев на некоторое время оказался отстранен от руководства сельским хозяйством, за которое он снова энергично взялся после смерти Сталина.

После войны перед отменой карточек в 1947 г. была проведена реформа розничных цен. Кажущееся изобилие в магазинах было следствием низкой покупательной способности населения. Резкое ухудшение жизни в деревне, где проживало более половины населения страны, подтверждают следующие цифры: зарплата колхозника составляла 16,4 руб.; пшеницу государство закупало у колхозов по 1 коп. за кг при розничной цене

31 кон., говядину - по 23 коп. при розничной цене 1,5 руб. за кг. Колхозники не имели ежегодных отпусков, не получали выплат по болезни, женщины не знали оплачиваемых отпусков по беременности и родам. Политика государства в аграрном вопросе усиливала внеэкономическое принуждение крестьян.

Возврат к схеме развития 1930-х гг. И. В. Сталин пытался теоретически обосновать в последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР». План стал выражением командно-волевых методов управления социалистической экономикой. Идея Сталина о том, что в условиях социализма закон стоимости действует в преобразованном виде, послужила теоретическим обоснованием полного искажения системы ценообразования, нарушения пропорций в развитии экономики, когда на практике господствовал продуктообмен. Ограничение товарно-денежных отношений, жесткая централизация управления экономикой создавали благоприятные условия для бюрократизма, произвола власти, когда полностью утрачивался экономический контроль над эффективностью деятельности государственного аппарата, в которой намечалась тенденция к перераспределению общественного богатства в свою пользу. Последующее отставание СССР в сфере научно-технического прогресса не в последнюю очередь было итогом полного огосударствления производства, попыток ограничить рынок, самостоятельность производителя.

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. в Ленинграде была сфабрикована серия политических дел против ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников, так называемое «ленинградское дело». Поводом к открытию дел послужили обвинения в самовольной и незаконной организации в январе 1949 г. Всесоюзной оптовой ярмарки в Ленинграде, организаторы которой допустили якобы разбазаривание товарных фондов, нанеся материальный ущерб государству.

Главными обвиняемыми были А. А. Кузнецов, П. С. Попков и Н. А. Вознесенский - хозяйственники, которым принадлежала видная роль в организации обороны, разработке военно-хозяйственных планов в годы Великой Отечественной войны, сторонники хозрасчета и научно обоснованного планирования социалистической экономики, имевшие свой взгляд на методы восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистической экономики. На «открытом» судебном процессе, проходившем по сценарию 1930-х гг., они обвинялись в срыве государственных планов, распределении материальных фондов между организациями за счет других «в преступных целях», подрыве бюджетной дисциплины «в ущерб экономическим интересам советского государства» при организации оптовой ярмарки. Целью «ленинградского дела» было возвращение партийного и хозяйственного аппарата к сознанию того, что они - «винтики» в политической системе, а показательным объектом и главной мишенью репрессий стала традиционно автономная ленинградская партийная организация. В 1949-1951 гг. в Ленинграде и области было заменено более 2 тыс. руководящих работников. «Ленинградское дело» можно расценивать как звено в цепи мер, направленных на укрепление личной власти И. В. Сталина, начавшихся в 1920-1930-е гг.

Завершение Великой Отечественной войны стало огромным облегчением для жителей СССР, но одновременно поставило перед правительством страны ряд неотложных задач. Вопросы, решение которых было отложено на время войны, теперь нужно было решить срочно. Кроме этого, властям было необходимо обустроить демобилизированных красноармейцев, обеспечить социальную защиту жертв войны и восстановить разрушенные хозяйственные объекты на западе СССР.

В первую послевоенную пятилетку (1946–1950) была поставлена цель восстановить довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства. Отличительной чертой восстановления промышленности было то, что не все эвакуированные предприятия возвращались на запад СССР, значительная их часть отстраивалась с нуля. Это позволило укрепить промышленность в тех регионах, которые до войны не имели мощной индустриальной базы. Одновременно были приняты меры по возвращению промышленных предприятий к графикам мирной жизни: была сокращена продолжительность рабочего дня, и увеличилось число выходных. К концу четвёртой пятилетки во всех важнейших отраслях промышленности удалось достичь довоенного уровня производства.

Демобилизация

Хотя небольшая часть бойцов Красной армии вернулась на родину уже летом 1945 года, основная волна демобилизации началась в феврале 1946 года, а окончательное завершение демобилизации пришлось на март 1948 года. Было предусмотрено, что демобилизованные воины в течение месяца будут обеспечены работой. Семьи погибших и инвалидов войны получали от государства особую поддержку: их дома в первую очередь снабжали топливом. Однако в целом демобилизованные бойцы не имели каких-либо льгот в сравнении с гражданами, находившимися в годы войны в тылу.

Укрепление репрессивного аппарата

Аппарат репрессий, переживший расцвет в предвоенные годы, за время войны видоизменился. Ключевую роль в нём играли разведка и СМЕРШ (контрразведка). После войны эти структуры проводили фильтрацию возвращавшихся в Советский Союз военнопленных, остарбайтеров и коллаборантов. Органы НКВД на территории СССР боролись организованной преступностью, уровень которой сразу после войны резко возрос. Однако уже в 1947 году силовые структуры СССР вернулись к репрессиям гражданского населения, а в конце 50-х годов страну потрясли громкие судебные процессы (дело врачей, ленинградское дело, мингрельское дело). В конце 40-х и начале 50-х годов из новоприсоединённых территорий Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтики проводились депортации «антисоветских элементов»: интеллигенции, крупных собственников, сторонников УПА и «лесных братьев», представителей религиозных меньшинств.

Внешнеполитические ориентиры

Ещё в годы войны будущие державы-победительницы заложили основы международной структуры, которая бы регулировала послевоенный миропорядок. В 1946 году начала свою работу ООН, в которой пять наиболее влиятельных государств мира имели блокирующий голос. Вхождение Советского Союза в Совет Безопасности ООН укрепило его геополитическое положение.

В конце 40-х годов внешняя политика СССР была направлена на создание, укрепление и расширение блока социалистических государств, позже ставшего известного как социалистический лагерь. Появившиеся сразу после войны коалиционные правительства Польши и Чехословакии были заменены на однопартийные, в Болгарии и Румынии были ликвидированы монархические институты, а в Восточной Германии и Северной Корее просоветские правительства провозгласили свои республики. Незадолго до этого коммунисты взяли под свой контроль бо́льшую часть Китая. Попытки СССР создать советские республики в Греции и в Иране не увенчались успехом.

Внутрипартийная борьба

Считается, что в начале 50-х годов Сталин запланировал очередную чистку высшего партийного аппарата. Незадолго до своей смерти он также провёл реорганизацию системы управления партией. В 1952 году ВКП(б) стала называться КПСС, а Политбюро было заменено Президиумом ЦК, в котором не было должности Генерального секретаря. Еще при жизни Сталина наметилось противостояние между Берия и Маленковым с одной стороны и Ворошиловым, Хрущёвым и Молотовым – с другой. Среди историков распространено такое мнение: члены обеих групп осознавали, что новая серия процессов направлена, в первую очередь, против них, а потому, узнав о болезни Сталина, позаботились, чтобы ему не оказали нужную медицинскую помощь.

Итоги послевоенных лет

В послевоенные годы, которые совпали с последними семью годами жизни Сталина Советский Союз из державы-победительницы превратился в мировую державу. Правительству СССР удалось сравнительно быстро отстроить народное хозяйство, восстановить государственные институты и создать вокруг себя блок союзных государств. Одновременно усиливался репрессивный аппарат, направленный на искоренение инакомыслия и на «чистку» партийных структур. Со смертью Сталина процесс развития государства претерпел резкие изменения. СССР вошёл в новую эпоху.

Поделиться: