Логопедическое занятие на тему: "Простое предложение". Дифференциация звуков – в устной и письменной речи Логопедическое занятие речь устная и письменная

Тема: "Простое предложение".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи:

образовательные :

    закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;

    учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие :

    развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;

    развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;

    формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные :

    воспитывать умение слушать себя и окружающих;

    воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.

Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II . Артикуляционная гимнастика.

Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Открыли зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.

Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка» - Презентация 1 -слайд 2 ). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка» - Презентация 1 -слайд 3 ). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -слайд 4 ), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 -слайд 5 ). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -слайд 6 ), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 -слайд 7 ). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8 ). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 -слайд 9 ).

Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III . Постановка цели.

Логопед показывает игрушку Буратино:

Ребята, к нам гости пришёл Буратино! Он очень рад встрече с нами! Буратино, когда вчера гулял по осеннему лесу, простудился и теперь не может говорить! У него ангина! (Презентация 2 -слайд 1 ) Поэтому он принёс собой конверт, а в нём письмо с заданиями. Он хочет проверить, какие знания вы получили на логопедических занятиях.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Буратино смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 -слайд 2 )

Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем! Первая команда - "Листики", вторая команда - "Лучики". А Буратино будет внимательно следить за тем, какие вы активные и как вы справляетесь с заданиями, которые он для вас приготовил. За каждый правильный ответ я буду давать команде осенний листочек.

IV . Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):

Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения ():

Презентация 2 -слайд 3: Листья опадают.

Презентация 3 -слайд 1 : Часто идут дожди.

Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.

Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.

Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 -слайд 2 ) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

V . Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Ребята, Буратино приготовил для вас новое задание! Составьте графические схемы этих предложений. Кто быстрее: первая или вторая команда?!

Посмотрим на слайд и проверим, какая команда правильно составила графические схемы предложений (Презентация 4 -слайд 3 ).

VI . Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная

Лист дубовый, лист рябинки, с большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

V II. Каллиграфическая минутка

Ребята, Буратино, загадал нам загадку (Презентация 5 -слайд 1 ):

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят.

Когда это бывает? (Осенью.)

На какой звук и букву начинается слово "осень"? (На звук и букву О .)

- Буратино, очень любит писать (Презентация 5 -слайд 2), а вы любите писать?! (Да.) Сейчас мы это проверим, напишите красиво и аккуратно букву О (Презентация 5 -слайд 3 ).

Мы вместе с Буратино оценим, какая команда лучше справилась с заданием.

VIII . Определение границ предложений в тексте.

Ребята, Буратино большой выдумщик, он припас ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (Презентация 5 -слайд 4 ).

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильность определения начала и конца предложений в тексте (Презентация 5 -слайд 5 ).

I X . Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание от Буратино – разгадать кроссворд. Ключевое слово “осень” (Презентация 5 -слайд 6).

1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

Посмотрите на следующий слайд (Презентация 5 -слайд 7 ), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

X . Итог

Молодцы! Буратино и я довольны вашими успехами! Победила дружба! (Презентация 5 -слайд 8 )

ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

Структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений формирования устной и письменной речи у учащихся 2-ого класса учителя-логопеда Груздевой Юлии Вячеславовны

«Играем со сказочными героями»

с использованием технологий: развивающих, ИКТ, здоровье – сберегающих: смена двигательной активности, динамическая пауза, рефлексия; социально – адаптирующих и личностно - развивающих, обеспечивающих формирование и укрепление психологической адаптации личности.

Санкт-Петербург

2012-2013 учебный год

Логопедическая тема: «Звукобуквенный анализ и синтез».

Лексическая тема: «Мебель».

Грамматическая тема: «Развитие функции словообразования».

Коррекционные задачи:


  1. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

  2. Развитие навыка согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

  3. Развитие навыка словообразования относительных имен прилагательных.

  4. Развитие навыка составления предложения по схеме.

  5. Развитие общей и мелкой моторики и межполушарных связей.

  6. Развитие слухового и зрительного внимания.

  7. Развитие тактильного и оптического гнозиса.

  8. Развитие связной речи.

  9. Обогащение словаря.
Воспитательные:

1.Воспитание навыка самоконтроля.

2.Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование:

компьютер и оборудование для демонстрации презентаций, раздаточный материал к игре «Нарисуй двумя руками», « Допиши буквы и отгадай загадку», «Разгадай кроссворд», «Расшифруй слово», «Сюрприз для Малыша», рабочие тетради, буквы в мешочке, маркеры, счетные палочки, звуковые линейки и наборы для звукового анализа по числу детей.

Презентация с речевыми играми:

«Расшифруй слово», «Разгадай ребус», « Прочитай загадку»,«Расшифруй предложения», « Допиши буквы и отгадай загадку», «Разгадай кроссворд», «Четвертый лишний», «Помоги Малышу и Карлсону», «Прочитай слова», «Скажи наоборот», «Сюрприз для Малыша».

План занятия:

I. Организационный момент.

1.Развитие логического мышления. «Разгадай ребус».

4. Развитие логического мышления. Отгадай загадки.

5.Развитие навыка звукобуквенного анализа. Составить схему слова «стол».

6.Развитие логического мышления. «Определи, часть какой мебели можно соотнести по форме с данными геометрическими фигурами. Как эта часть мебели называется? » /Столешница/.

7.Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Нарисуй двумя руками», «Выложи мебель из счетных палочек».

8.Развитие функции словообразования. Образование относительных

прилагательных. Д/и «Для чего нужен стол?»

9.Развитие тактильного гнозиса. Игра «Волшебный мешочек».

10. Развитие навыка позиционного звукобуквенного анализа.

Д/и «Подбери слова».

11. Развитие слухового внимания. Д/и «Доскажи словечко».

12. Развитие навыка звукобуквенного анализа. Схема слова «Диван», д/и «Соотнеси предметы со схемами», «Разгадай кроссворд», д/и «Помоги Малышу и Карлсону».

13. Развитие логического мышления. Д/и «Четвертый лишний».

14.Развитие функции словообразования. Образование относительных

прилагательных. Д/и «Из чего сделаны?».

15.Развитие оптического гнозиса. Д/и «Прочитай слова».

16. Развитие навыка составления предложения по схеме. Упражнение «Скажи наоборот».

17. Развитие зрительного внимания. «Расшифруй слово».

18. Развитие навыка звукобуквенного синтеза. Д/ и «Сюрприз для Малыша».

III. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия.


I. Организационный момент.

Развитие зрительного внимания. «Расшифруй слово».

Для того, чтобы узнать героя книги нужно расставить правильно буквы.

Отгадайте кто такой-

Этот сказочный герой.

Буквы ставьте по порядку,

Расшифруйте слово тут

И узнаете вы быстро,

Как героя все зовут.

О Л С Н К Р А
6 4 5 7 1 3 2

/Карлсон/


Слайд 1.

II. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Малыш и Карлсон, фрекен Бок

Пришли сегодня на урок.

Нам предлагают поиграть,

Вот этот ребус разгадать.

1.Развитие логического мышления. «Разгадай ребус». МЕБ+ ЕЛЬ (картинка «ель»). Запишите в тетрадь.

2. Актуализация словаря по теме «Мебель».

Слово «мебель»- французское и произошло от латинского слова «мобиле», что означает «движущийся». Частица «мобиле» есть в слове автомобиль, что означает «самодвижущийся». Что общего между мебелью и автомобилем?

И то и другое передвигается.


Слайд 2.

3.Развитие зрительного внимания. «Расшифруй предложения», « Прочитай загадку».

УКДАГАЗ ЕТЙАДАГТО

(РЕБЯТА!
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ!)


Слайд 3.

4. Развитие логического мышления. Отгадай загадки, но для этого вам необходимо их сначала дописать.

Чтоб загадку отгадать,

Нужно буквы дописать,

А потом и отгадать.

Глядят в меня,

А видят себя.

(Зеркало). Запишите в тетрадь.


Слайд 4.

Под крышей –четыре ножки

А на крыше – чашки да ложки

(Стол). Запишите в тетрадь.

5.Развитие навыка звукобуквенного анализа.

Определите сколько звуков в слове « СТОЛ», сколько гласных, сколько согласных. Составьте схему слова. Проверьте. Дайте характеристику каждому звуку.

6.Развитие логического мышления.

Из каких частей состоит стол? (Четыре ножки, столешница).


Слайд 5.

7.Столешница может быть разной формы. Какой она бывает? (Подсказка Карлсона).

Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Нарисуй двумя руками». Нарисуйте двумя руками столешницу любой формы, какую хотите.

Левая рука Правая рука

Какой формы ты нарисовал столешницы?

8. Развитие мелкой моторики, слухового внимания.

Выложите из четырех палочек стол, переложите две палочки «ножки» и сделайте кровать, а теперь сделайте из этих же палочек стул, переложите спинку стула по сиденье и получится табуретка.


Слайд 6.

9.Развитие функции словообразования. Образование относительных прилагательных. Д/и «Для чего нужен стол?»

Друзья наши за столом,

Чем заняться им вдвоем?

Пообедать, поиграть,

Или письма написать.

А может быть, они не прочь

На кухне фрекен Бок помочь.

Каким делом их займешь,

Так ты стол и назовешь.

Если друзья обедают (то за каким столом?) - обеденным столом, играют - за игровым столом, листают журналы – за журнальным, пишут письма -за письменным столом. Если стол для компьютера, то он- компьютерный, на кухне- кухонный.

10.Развитие тактильного гнозиса. Игра «волшебный мешочек».

Посмотрите, что это под столом. Мешочек. В него Карлсон с Малышом положили буквы.

Не заглядывая в мешок, рукой нащупай букву, назови, а теперь покажи.

11. Развитие навыка позиционного звукобуквенного анализа. Д/и «Подбери слова».

Вспомни название мебели, в котором есть буква, вынутая из мешочка, и запиши в тетрадь.


Слайд 7.

12.Карлсон предлагает игру «Доскажи словечко».

Карлсон в комнату вошел

И поставил сок …. /на стол/.

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки … / в буфете/.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть-чуть …. /на стуле/.

То развалится он …. /в кресле/.

По ночам на них ребятки

Засыпают очень сладко,

Утром всем пора вставать,

Застилать свою …. /кровать/.

Он с ножками, но не бежит.

Со спинкою, но не лежит.

А у него сиденье есть,

Куда мы можем лечь и сесть.

И он для отдыха нам дан.

Что это? Знаете? ... /диван/.

13. Запишите в тетрадь слово « ДИВАН». Проверьте.

Определите сколько звуков в слове « ДИВАН», сколько гласных, сколько согласных. Составьте схему слова. Проверьте. Дайте характеристику каждому звуку.


Слайд 8.

14. Соотнеси предметы со схемами.

Карлсон приготовил воздушные шары и из них составил схемы. Какие названия мебели подойдут к первой схеме, ко второй?


Слайд 9.

15.Физминутка.

Карлсон встал и потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Он варенье не нашел.

Чтоб варенье нам достать,

Нужно на носочки встать.


16. Развитие навыка звукобуквенного анализа. «Разгадай кроссворд».

Отдохнули. Карлсон предлагает разгадать кроссворд.

Возьмите маркеры и запишите слова. Проверьте.


Слайд 10.

17.Д/и «Помоги Малышу и Карлсону».Делимся на команды. Возьмите звуковые линейки и выложите схемы слов: 1-я команда слова «МАЛЫШ», 2-ая – слова «КАРЛСОН».

Определите 5-й звук в словах «КАРЛСОН», «МАЛЫШ».

Какой 5-й звук в слове МАЛЫШ? – [Ш],

в слове Карлсон? - [ С].

Распределите мебель для комнаты Малыша со звуком [Ш], для Карлсона - со звуком- [С]. Назовите мебель для Малыша, для Карлсона. Проверьте.


Слайд 11.

18. Развитие логического мышления. Д/и «Четвертый лишний».

Прочитайте. Какое слово лишнее?

Табуретка, кресло, стул, шкаф . (Шкаф не предназначен для сидения).

Книжный шкаф, гардероб, кровать , сервант. (Кровать не предназначена для хранения вещей)

Диван, полка , софа, кушетка.(Полка не является мягкой мебелью.)

Кровать, диван, стол , раскладушка. (На стуле нельзя спать).


Слайд 12.

19.Развитие функции словообразования. Образование относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева (он какой?) - деревянный.

Диван обтянут кожей – кожаный.

Зеркало из стекла - стеклянное.

Вешалка из металла - металлическая.

Стул из пластмассы - пластмассовый.


20.Развитие оптического гнозиса. «Прочитай слова».

К У Ш Е Т К А

К Р О В А Т Ь

С Е Р В А Н Т

Какие слова написал Карлсон?


Слайд 13.

21.Упражнение «Скажи наоборот».

Шкаф высокий, а тумбочка (какая?) … (низкая).

Кресло мягкое, а табуретка (какая?) … (жесткая).

Диван широкий, а кровать (какая?) … (узкая).


Слайд 14.

22.Обогащение словаря. Ребята, а кто делает мебель? Столяр.

Наш проказник Карлсон

Столяром вдруг стать решил.

Новый способ делать мебель

Он недавно вдруг открыл.

Подлокотники убрать,

Можешь сам ты мебель делать.


Слайд 15.

23. Развитие зрительного внимания. Д/и «Расшифруй слово».

За то, что герои сказки хорошо с нами играли фрекен Бок что – то приготовила для Карлсона? Прочитайте. Стрелочки помогут вам. Проверьте. Запишите в тетрадь /пирог/.


Слайд 16.

24.Развитие навыка звукобуквенного синтеза. Д/ и «Сюрприз для Малыша».

А Малыша тоже ждет сюрприз,

по первым буквам предметов угадай, какой сюрприз ждет Малыша. Что он получит в подарок? /Собака/. Проверьте.

Я думаю, Карлсон поделится пирогом с друзьями, а с сюрпризом Малыша будут играть все.

Вот и закончилась наша игра со сказочными героями.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Какое задание вам понравилось? Почему?

Я МОЛОДЕЦ МОГУ ЛУЧШЕ! МАЛО СТАРАЛСЯ!


Слайд 17.

№ слайда

1.






2.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующеработы над предложением. Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема . Слово.

Цель . Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование . Картинки, изображающие животных и неодушевленные предметы, предметы, находящиеся в кабинете логопеда.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед знакомит учеников с кабинетом, говорит, кто и где будет сидеть во время занятий, объясняет цель логопедических занятий.

II. Работа с предложением. Логопед называет предложение из двух слов: Дети насыпали. Затем задает вопросы: Про кого это предложение? (Про детей.)

Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.) А вы узнали, что дети насыпали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.) А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.) Добавим еще слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.) Еще добавим одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.) Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.


Логопедическое занятие
Тема: Автоматизация звука [ш] в словах
Цели:
Образовательные
закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
закрепление понятия "согласный звук";
формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов
Коррекционно-развивающие
упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах.
развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха через упражнения в выделении заданного звука;
развитие речеслухового внимания через упражнение в воспроизведении заданного количества слов;
развитие двигательной памяти через упражнения в воспроизведении заданных артикуляционных позиций по символам и по инструкции
развитие мелкой и общей моторики через графические упражнения, динамические паузы
Коррекционно-воспитательные
воспитание желания говорить красиво, правильно.
активация словаря: звук, животные
Предварительная работа:
артикуляционные упражнения;
постановка звука [ш];
игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
обучение анализу прямых слогов типа.
Оборудование: зеркало, картинки-символы, набор картинок со звуком «ш», мягкая игрушка - "Мышонок", символы звуков (звоночки и кружочки), карандаши, сюжетные картинки (фотографии) на заданный звук, макет кастрюли с магнитными буквами.Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Отгадай загадку и узнаешь, кто сегодня к нам пришёл в гости.
«Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки» (мышки)
Если много - мышки, а если одна -…(мышка)
Из-под ёлки спозаранкуВыбегает на полянкушалунишка-мышка
Серенькая трусишка
Она кошек сторонится
Мышка их всех всегда боится.
К нам сегодня в гости пришла Мышка. Она будет смотреть, как ты занимаешься и играть с тобой.
II. Сообщение цели занятия.
Когда мышка шла к нам по лесу, она прислушивался, а лес шумел:
ш-ш-ш - (мышка насторожилась),
ш-ш-ш - (трусишка испугалась),
но тут ветки тихо "зашептали" ш-ш-ш - и мышка-трусишка успокоилась
Какие звуки в шуме леса ты слышал? Какие звуки пугали мышку?
Ребенок. Звук - ш-ш-ш. Произнеси как шумел лес, как шептали ветки (громко и сердито, тихо и ласково)
Логопед. На прошлых занятиях мы с тобой научились произносить звук «ш». Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук в словах.
III. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для губ и языка, а мышка будет наблюдать за нами.
Картинки символы (со словами)
" Хоботок"
Подражаю я слону
Губы хоботком тяну
"Лопаточка"
Язык лопаткой положиИ под счет его держи,Раз, два, три, четыре, пять.Язык надо расслаблять.
"Чашечка"
Язык широкий положи,А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.
Картинки без словесной инструкции
«Качели», "Вкусное варенье"
IV. Артикуляция и характеристика звука [ш].
ВСПОМНИ: В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).
Где находится язык? (Широкий язык поднят вверх, боковые края языка прижимаются к верхним зубам).
Когда мы произносим звук «ш» воздух встречает преграду? (Да)
Значит, звук [ш] какой: Согласный или гласный? (согласный)
Проверяем: с голосом или без голоса произносится звук «ш» (нет)
Значит, звук [ш] какой: звонкий или глухой? (глухой)
Каким символом обозначим звук [ш]? (синим кружочком без колокольчика).
Динамическая пауза: (мышка устала сидеть, она хочет поиграть с тобой)
Мышка тихо сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так
Мышке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Мышке холодно стоять
Мышке надо поскакать
Вот так, вот так
V. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Поиграем в игру "Слушай внимательно, выполняй старательно"
1) Повтори за мной:
Ша-ша-ша- Маша
Шу-шу-шу-шубаШи-ши-ши-мыши2) Я называю слова, если ты услышишь звук [ш] - подними символ
Шуба, оса, шапка, сон, шар, кошка, мышка.
VI. Автоматизация звука в словах.
1) повтори слово «шар» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;
2) Когда мышка бежала по лесу, она успела сфотографировать, то, что увидела по пути. Она хочет, чтобы ты нашёл слова, в которых есть звук «ш» (мишка, шишка; кошка, мышка). Обведи на картинке 2 шишки и проговори слово «шишка», обведи 3 «мышки»
VII. Звуковой анализ и синтез слова "каша".
Мышка шла из леса, принесла тебе картинки, поиграла с тобой, утомилась, давай угостим её чем-нибудь.
- дидактическая игра «Угостим мышку обедом»
В кастрюле лежат буквы, надо «сварить» обед
Из магнитных букв ребенок составляет слово "каша".
- назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.
- какое слово получилось? (каша)
- сколько звуков в этом слове? (4)
-назови звук, который мы сегодня повторяли. На каком месте он стоит?
VIII. Закрепление произношения звука [ш] .Мышка сыта, довольна и снова готов играть, он просит повторить за ним:
Ша-ша-ша - каша хороша!
IX. Подведение итогов занятия.
Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).
Кто был у нас сегодня в гостях? (Мышка)
Мышка даёт тебе задание раскрасить фотографию. На следующем занятии мы составим сказку по этой картинке.
X. Оценка работы ребенка.
За твою работу мышка тебя благодарит, и в тетрадь клеит вот такую красивую наклейку.

Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи.
Тема: Парные звонкие и глухие согласные

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
Описание: Овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в словах - задача не из легких. Эффективность ее решения зависит от множества факторов, в том числе от сформированности у учащихся умений фонетико-графического характера. К ним относятся: 1) умение верно соотносить звук и букву; 2) умение проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих согласных (во время коррекционной работы осуществляется тактильно - вибрационный контроль, используются пиктограммы); 3) умение определять положение (позицию) звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в разных позициях. Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.
Цель: Закрепление программной темы: «Звонкие и глухие согласные»;
Задачи:
Образовательные:

1.Формировать умение анализировать звуки по плану;
2.Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы;
3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.

Коррекционные:
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса
4. Развитие общей моторики

Воспитательные:
1. Формирование самоконтроля за речью детей.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
3. Воспитание уважения к людям труда.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
Все вместе повторяем правило вслух. (слайд 1)

2. Объявление темы занятия. Целеполагание.

Логопед: Посмотрите внимательно на таблицу, догадайтесь, над какой темой мы будем работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (слайд 2)
Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 3)
Наше занятие будет проходить празднично, интересно в форме ярмарки.
Петрушка (кукла на руке):
Почтенные господа! Пожалуйте все сюда!
Народ собирается, Ярмарка открывается!
У Петрушки на голове колпачок, я нарядно одета, давайте, и вы наденете колпачки. (слайд 4)
У вас на парте лежат карточки. Читаем их вслух. (Первые три карточки зачитываем индивидуально, четвертую карточку читаем все вместе.)

1. Научимся различать и правильно произносить звонкие и глухие согласные. (слайд 5
2. Будем говорить правильно и красиво. (слайд 6)
3. Узнаем много интересного о ярмарке. (слайд 7)
Об этом мы поговорим на занятии и сделаем маленькие открытия.
4. Сочиним маленькое стихотворение о ярмарке. (слайд 8)

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику. «Сказка о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика. Зубы – это вторые дверки у домика. (слайд 9)
Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»
И потолок в этом домике есть, он называется небо. (слайд 10)
«Подними свой язычок вверх, найди потолок».
Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, вот так: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так громко он это делает, что все слышат, вот так: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! И стенки домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка. (слайд 11)

4. Работа с изолированными звуками по плану.

Логопед: Петрушка, ты хочешь узнать, какие бывают согласные?
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.
Задание: давайте попробуем произнести звуки парами и определить, почему согласные называются парными? Звук, рядом с которым пустой квадратик мы произносим тихо, а рядом с которым колокольчик мы произносим громко и сразу называем, какое упражнение выполняют наши органы речи.
У каждого учащегося лежит своя карточка с заданием. Дети читают карточки вслух по очереди. Последний столбик читаем вместе с логопедом: когда мы произносим согласные …
(на экран проецируются по очереди слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17)
Логопед: Ребята вы правильно вспомнили звонкие и глухие согласные и определили в чем их сходство и отличие.
Итак, мы сделали первое важное открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата». (слайд 18)

5. Сообщение нового материала.

(На экран проецируется слайд 19)
Логопед: Раньше на Руси проходили ежегодные народные ярмарки.
Устраивался большой торг с увеселениями, развлечениями. (слайд 20)
Ярмарка гудела, шумела и представляла собой огромную толпу торгующих и покупающих людей. Недаром говорят: «Шум как на ярмарке!». (слайд 21) На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка. (слайд 22, 23) Ярмарка – всегда настоящий праздник, веселье, смех, радость. (слайд 24)
Ребята, а как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы учащихся)
Мы сделали второе маленькое открытие:
Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость! (Читаем вместе вслух) (слайд 25)

6. Развитие фонематического слуха.

(слайд 26)
Логопед: Какое на ярмарке веселье без музыки, ты согласен Петрушка?! Посетим рынок на ярмарке. Пусть каждый из вас выберет понравившийся музыкальный инструмент, а Петрушка будет продавцом.
Петрушка: Ай да товар, ай да красота,
Неслыханное чудо, невиданное диво!
Дети выбирают музыкальный инструмент и садятся с ним на место. Назовите, пожалуйста, кто что выбрал и определите, есть ли в слове парный согласный, звонкий он или глухой? Как назвать гармошку, бубен, погремушку, дудку, барабан, колокольчик одним словом?
Задание 1: Поднимите инструмент, название которого начинается с глухого согласного, со звонкого согласного? Вы правильно справились с заданием.
Задание 2: У вас на партах лежат карточки с парными глухими и звонкими согласными. У каждого по одному согласному. Вы должны найти пару вашему согласному у других ребят, выйти вместе, правильно назвать пару согласных букв и определить, какой согласный звонкий, а какой глухой. Другие ребята проверят, правильно ли вы выполнили задание. (слайд 27)

7. Физминутка.

Логопед: Давайте, организуем маленькое представление с музыкальными инструментами.
Мы с вами будем веселиться и танцевать.
Звучит веселая музыка.
Выполняем речевую физминутку с движением со словами:
Балалайка, Балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!

8. Дифференциация звуков в слогах, чтение слогов по таблице.

(слайд 28, 29)
Логопед: Ребята, как звучали наши музыкальные инструменты? (громко). Произнести слоги парами, изменяя силу и высоту голоса. Одни слоги мы будем произносить громко, другие тише, вместо схемы вставьте нужный пропущенный слог. Чтение карточек индивидуально и хором.

9. Сообщение дополнительного нового материала

Логопед: Ребята, проводятся ли ярмарки теперь? (Ответы детей) (слайд 30)
И сейчас в России проводятся ярмарки. На ярмарку народные умельцы привозят множество изделий, сделанные своими руками; привозят на ярмарку и другой различный товар: мед, осенний урожай и многое другое. Проходят они также шумно, празднично, весело и интересно! Благодаря умельцам и создаются такие праздники. (слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42) Я уверенна, среди вас есть те, кто любит рисовать, лепить, вышивать, мастерить. Умеете?
Слушаются высказывания детей.

10. Творческое задание, рефлексия.

Логопед: Все вместе составим маленькое стихотворение на тему: «ЯРМАРКА» по схеме. (слайд 43)
ЯРМАРКА
– шумная, веселая, яркая!
Веселит, шумит, торгует,
Радость в дом приносит.
Ярмарка – труд людей прославляет!
Читаем вслух получившееся стихотворение. (слайд 44)
Петрушка: Чтобы случаев не было таких неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих!
Логопед: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового и что еще хотели бы узнать?
1. Мы сегодня учились закреплять, правильно произносить звонкие и глухие согласные. Нашли ответы на все вопросы и сделали маленькие открытия.
I открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата».
II открытие: «Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость!» (слайд 45)
2. Оценка работы детей на занятие.
3. Оценка занятия детьми.
У вас, ребята, хорошее настроение! У меня тоже прекрасное настроение!
Я хочу, чтобы ваша ярмарка сегодня продолжилась у вас в классе с друзьями за чашкой чая с баранками и чтобы своими впечатлениями об этой ярмарке вы поделились с окружающими вас людьми.
Спасибо. До свидания!
Поделиться: