Дворец ксении александровны. Дворец великого князя павла александровича - царские дворцы Фрагмент спинки кабинетного дивана.Фотография прислана Еленой Прониной

Морская столица России, Санкт-Петербург — столица туманов и дождей. Сквозь дымку можно видеть проступающие силуэты зданий и образы людей, относящихся к городу морского дела. Галерная улица, Адмиралтейский канал, Крюков канал, Новая Голландия, низовья реки Мойки – вот известные названия, завораживающие наше воображение историей становления великой морской державы. Кто же они – люди, творившие эту историю? В чем сохраняется память о них и об их делах, отданных служению морскому ведомству?

Галерная улица

Перспектива Галерной улицы

Эта улица соединяет парадный центр Санкт-Петербурга и святая святых этого города – место рождения российских кораблей, являясь проездом от Сенатской площади к Галерному двору за Ново-Адмиралтейским каналом, где строили крупные многовесельные суда. По этой причине в первой половине XVIII века улицу стали называть Галерной. По соседству находилась Адмиралтейская канатная фабрика. В XIX веке улица стала застраиваться зданиями фамилии владельцев которых вошли в историю России. Это Лаваль, Паскевич, Тенишевы, фон Дервиз и другие. Чем же они знамениты?

Дворец Бобринских

улица Галерная, дом 58-60

На берегу Адмиралтейского канала, недалеко от острова Новая Голландия располагается старинный особняк, который известен как усадьба графов Бобринских. Хозяева отличались гостеприимством, хранили традиции своего дома, который «запросто» посещала императорская семья. Здесь, в парадных залах, разворачивались события русской истории. Именно в районе Первой Адмиралтейской части, именовавшейся «Морской слободой», получает в дар имение Алексей Григорьевич Бобринский (внебрачный сын Екатерины II и графа Григория Орлова).

Дворец великого князя Павла Александровича

улица Галерная, дом 69-71

Павел Александрович, младший сын императора Александра II, был мягкого, обходительного характера о котором современники отзывались как о человеке доброжелательном, не позволявшем себе никаких резких выражений и поступков, но при этом бесцветном. Хотя, «в тихом омуте…» таились любовь, страсть, женитьба на разведенной женщине, как следствие – проклятие и выдворение из страны. Позднее его имени коснулись страшные события начала ХХ века: убийство Распутина, гибель великих князей в Алапаевске, да и сам лично…

Новая Голландия

набережная Адмиралтейского канала, дом 6

Уникальный остров, овеянный памятью петровских времен. Указом Петра Великого от 21 сентября 1721 года здесь был основан первый военный порт России. Позднее на острове «Новая Голландия» создается складской комплекс корабельного леса. Хорошо просушенный дуб был основным материалом для строительства кораблей на протяжении всего XVIII века. К этому времени формируется архитектурный образ «Новой Голландии», ставший памятником промышленной архитектуры раннего классицизма. Изящество арки, суровый характер складских корпусов привлекают внимание туристов своей загадочностью.

Дворец великой княгини Ксении Александровны

набережная реки Мойки, дом 106

Напротив арки Новой Голландии, за красивой оградой, есть дворец, своей изящностью, обращающий на себя внимание горожан. Его владельцами были люди известных фамилий (Синявины, Воронцовы, великая княгиня Ксения Александровна — родная сестра Николая II). Чем же он интересен? Конечно, своей архитектурой и историей сопричастности к морскому делу. Муж Ксении Александровны, великий князь Александр Михайлович, возглавлял Главное управление торгового и морского мореплавания и портов. Но все было очень непросто…

Дворец великого князя Алексея Александровича

набережная реки Мойки, дом 122

Владение великого князя Алексея Александровича, брата императора Александра III, раскинулось на участке в излучине реки Мойки напротив Ново-Адмиралтейских верфей. Этого великого князя после известных событий с горечью станут называть Алексей Александрович Цусимский. Почему именно к этому человеку можно отнести строки из воспоминаний великой княгини Ольги Александровны: «Несомненно, последнее поколение великих князей способствовало крушению империи… Цепь домашних скандалов не могла не шокировать Россию…» ?

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Английская набережная - самая красивая, парадная набережная Санкт-Петербурга. Фотография не моя. У меня не получилось, да и сезон сейчас не самый лучший. Правда, мне кажется почему-то, что раньше она была красивее, наряднее. Многие дома на ней, особенно те, которые ближе к Ново-Адмиралтейскому каналу, находятся не в лучшем состоянии.


Застройка набережной началась в 1716 году, и к концу 1730-х набережная была застроена "сплошной фасадою". Слово "сплошной" здесь имеет буквальное значение. На набережной нет ворот, нет просвета между домами. Все въезды во дворы были с Галерной улицы, параллельной набережной. Они и сейчас существуют. Там находились и необходимые служебные помещения, флигели.
Почему Английская? Сначала она была Галерной. По Галерной верфи в конце набережной. Тогда она была застроена небогатыми домами рабочих и красивой не была. А вот позже, когда богатые купцы и иностранцы стали строить красивейшие особняки и дворцы - она засверкала! Да еще эта темная вода Невы, при редком солнце становящаяся синей, блестящей... Кстати, надо отметить, что за внешним видом набережной следил сам император. Любые строительные работы можно было начинать только после подписи царя.

Но главная причина - в середине XVIII века здесь стало много домов, принадлежащих англичанам. Появились Английская церковь, английский театр, Английский клуб... Уже в 1777 году её называли Англинской линией. А официально - с 1809 года. Правда к середине XIX века англичан заметно поубавилось.

Всем, прибывавшим в город морем, открывался вид именно на Английскую набережную и он был великолепен. Ведь после постройки Благовещенского моста сюда с набережной Макарова был переведен морской порт.

Прежде, чем говорить (а я постараюсь сократить до минимума) о каждом доме, я предупреждаю, что поскольку за время существования набережной здесь проживало очень много выдающихся людей, часто менялись владельцы домов, я буду указывать только последних. Тех, кто владел особняками перед революцией. И не буду показывать внутренние интерьеры.

На фотографии ниже - почти вся левая часть набережной. Можно разглядеть дома.


А это - еще ближе. Первое здание, дом №2, выходящий протяженным фасадом на Сенатскую площадь - бывшее здание правительствующего сената, построенное в 1829-1834 г.г. архитектором К.Росси. С 1925 года здесь располагался Российский государственный исторический архив, который в 2006 году переехал на Заневский проспект. Здесь, в красивейшем центре Петербурга разместили Конституционный суд.



Дом №4, бывший дом графини А.Г.Лаваль, построил в 1790-е годы архитектор А.Н.Воронихин. Этот участок, вместе с тем, на котором располагался Сенат, с 1720-х годов принадлежал светлейшему князю А.Д.Меншикову.

В начале 1800-х владелицей стала графиня А.Г.Лаваль. По ее заказу архитектор Тома де Томон переделал дом внутри и снаружи. Огромный белоколонный зал служил местом проведения балов. Еще дом был знаменит своим литературным салоном. В начале 19 века здесь жил декабрист С.П.Трубецкой, который был мужем дочери владелицы. Е.И.Трубецкая, урожденная графиня Лаваль, была одной из первых жен декабристов, последовавших за мужем в Сибирь.

После семьи Лавалей опека продала особняк советнику и железнодорожному магнату С.С.Полякову, который пожертвовал на благотворительные цели 2 миллиона рублей. В 1911 году особняк у сына Полякова купило Министерство юстиции.



Дом в 1895-1900 г.г. На всех дореволюционных фотографиях дворники в белых фартуках.



Картина шведского художника Б.Патерсона "Вид Невы у Сената" 1801 года.

Видна оживленная набережная, люди гуляют. В то время газета "Северная пчела" писала: "Настало время года, в которое Невский не в моде для гуляния. Там ныне ходят и ездят только по делам... гуляющая же публика собирается от 2-х до 4-х часов на Английской набережной и наслаждается там первыми лучами весеннего солнца... на набережной можно пройтись от Сенатской площади, где обыкновенно остаются экипажи и лакеи гуляющих, до самого Нового Адмиралтейства по широкому гранитному тротуару, чистому и сухому в нынешнее время распутицы, тогда как на Невском проспекте на каждом шагу должно переходить через улицы по тротуарам, занесенным грязью... все гуляют по Английской набережной - одному из прелестнейших гульбищ Петербурга..."

Дом №6 по Английской набережной в 1865-1866 г.г. был куплен сыном П.Казалета, хозяина Калинкинского пивоваренного завода (при советской власти - завод им.Степана Разина) - фабрикантом Э.П.Казалетом, который тоже торговал пивом от фирмы "Виллиам Миллер и Ко". Дом был перестроен. В 1899 году особняк купил князь В.Н.Тенишев, известный тем, что пожертвовал полтора миллиона рублей на создание Тенишевского реального училища в Москве. После его смерти домом владела его жена М.К.Тенишева, в доме которой собирались по вечерам художники, участники благотворительного общества "Мюссаровские понедельники".
В 1914 году изысканный особняк с паркетом из розового дерева и перламутра превратили в казарму для шестисот солдат, а после национализации здесь размещались разные учреждения.
Сейчас - новый офис Газпрома.


Дом в 1890-1903 годы.

Дом №8 - бывший особняк И.Ф.Паскевича. Последними владельцами была семья генерал-адьютанта, князя Ф.И.Паскевича-Эриванского. После революции здесь были - музей, институт "Ленжилпроект", а с 1993 года - Московский индустриальный банк.

Следующий дом №10 с 1812 года принадлежал влиятельной семье Остерманов-Толстых, затем - Воронцовых-Дашковых. Из исторических докуметоов известно, что именно в этом доме на балу зимой 1937 годы были А.Пушкин, его супруга Наталья Николаевна и Дантес, с которым у поэта через четыре дня после этого состоялась дуэль. А первым владельцем дома был начальник канцелярии строений императорских домов А.Л.Нарышкин. В его доме были балы, на которые съезжался весь свет Петербурга. В советское время дом выглядел как на фотографии ниже. Сейчас дом на реконструкции и фотография не моя.

Здесь, на фотографии ниже, можно увидеть дома с №12 по №20.

Расскажу понемногу о каждом. Последним владельцем дома №12 был действительный статский советник, банкир Л.С.Поляков из семьи известных еврейских банкиров. В 1890-х годах семья Поляковых владела на Английской набережной еще несколькими домами - №№4, 22 и 62. Жил Л.С.Поляков в Москве. Квартиры сдавались. В 1911 году дом перешел Московскому акционерному лесному и строительному обществу.
С 1990-х здесь находится Генеральный консул Нидерландов.В доме сохранились камины, старинные двери, кое-где лепнина, деревянные панели.

Дом №14 в 1892-1903 г.г. принадлежал семье князя В.Н.Тенишева. После смерти мужа в Париже, М.К.Тенишева переехала в дом №6, в котором жила до самой революции. Дом в 1909 году был куплен М.К.Чаплиц, женой штаб-ротмистра В.И.Чаплица. На фронтоне и козырьке над входом сохраняется вензель Чаплиц. На зеркале лестничной площадки остался вензель Тенишевой. Сейчас этот дом - частное владение.

Дом №16 с 1782 по 1794 г.г. принадлежал статс-даме, директору Академии наук и художеств Е.Р.Воронцовой-Дашковой. Ей подарила его императрица Екатерина II, которая была подругой Дашковой. Вот как она вспоминала: "Я тогда осмотрела дом покойного банкира Фридерикса и условилась с его вдовой насчет цены, которая включая все накладные расходы, не превышала тридцати тысяч рублей. Я попросила у императрицы разрешения его купить, на что она мне ответила, что давно уже повелела кабинету заплатить стоимость дома, который я пожелаю купить..."
Потом, с 1809 года, домом владела семья генерала и обер-гофмаршала Д.Н.Дурново и затем - его потомки. При них в 1872 году архитектор Л.Ф.Фонтана перестроил дом.
После революции дом был разграблен и постепенно разрушался. В 1926 года он вошел в список домов, намеченных к сносу, но остался. Сегодня сохранились в неизменном виде фасад и вестибюль дома.

Следующие два дома - №№18 и 20 можно рассмотреть на верхнем панорамном снимке.
С 1857 года владельцем дома №18 числился коммерц-советник фон Гарден. С 1864 года здесь находился частный коммерческий банк. Внутренние помещения для банка перестроил архитектор Л.Ф.Фонтана. В 1915 году последний владелец дома Г.А.Бобринский собрался было перестроить дом, сделать его трехэтажным. Даже был составлен проект... Строительство началось в 1916 году, но завершить его не дала революция.
Достроила дом в 1928 году артель "Интехстрой", конечно, с простым фасадом и коммуналками внутри.
Вот таким был дом №18 в
1864 году.

Угловой дом №20 в начале ХХ века после смерти последнего владельца С.В.Орлова, был превращен его вдовой в доходный. Здесь снимали квартиры художник А.А.Рылов, князь В.Н.Тенишев. А после 1917 года дом №20 стал местом жительства творческой интеллигенции. Огромные залы были перестроены в квартиры. Просто разделены перегородками. В 1928-1941 г.г. здесь часто бывал Д.Д.Шостакович. Многие из жильцов этого дома бесследно исчезли в 1937 году.
В 1950-х годах дом надстроили. Он стал трехэтажным. На фотографии ниже видно, что между домами №20 и №22 проходит маленький Замятин переулок.



На фотографии ниже видны угловой дом №22, дома №№24 и 26.

Участок №22 в начале XIX века принадлежал капитану Преображенского полка А.И.Замятину. С этим связано и название переулка.
В 1906-1913 г.г. в доме №22 снимал квартиру Сергей Дягилев и иногда здесь жил. Это был его последний адрес в Петербурге. В 1914 году дом купил герцог Г.Н.Лейхтенбергский, правнук Николая I. Офицеры полков в то время были обязаны жить рядом с казармами, а он служил в Конногвардейском полку. Сейчас в доме можно увидеть сохранившийся лифт с герцогским вензелем, сохранились двери, паркет.

Следующий дом №24 в последние годы, с 1910 года принадлежал помещику камер-юнкеру В.В.Скаржинскому. Он хотел капитально отремонтировать главный дом, надстроить его и еще много чего перестроить и жить, но его проект остался неисполненным.
В советское время дом перестроили под коммуналки и от прежнего убранства не осталось ничего.

Дом №26, также как и другие по набережной, имел очень много владельцев. Первым из них был князь Г.Д.Юсупов. С 1839 года особняк перешел семье нарвского купца Риттера. Они владели им в течение 80 лет, вплоть до революции. После 1917 года в доме устроили коммунальные квартиры.


Дом №26.

Дом №28 был перестроен в последний раз в 1880-х годах архитектором А.Красовским для железнодорожного магната П.П.фон Дервиза, а в 1903 году дом за 400 тысяч рублей продан молодому великому князю Андрею Владимировичу, кузену Николая II.
В 1900 году на праздничном обеде в честь 10-летнего юбилея службы на сцене императорского театра М.Кшесинской (ей было 27 лет) между ней и великим князем завязался роман. В 1902 году родился их сын Владимир.
После революции с 1920 по 1950 г.г. в доме работали разные советские учреждения. В 1959 году здесь открыли первый в СССР Дворец бракосочетания. Об этом позаботился Ленгорисполком. Вот что он сообщил в своем бюллетене: "В целях проведения регистрации брака в более торжественной обстановке и создания необходимых условий для того, чтобы факт регистрации брака был праздничным и памятным днем для новой советской семьи, Исполком Ленгорсовета принял решение об организации Городского бюро ЗАГС по регистрации брака, выделив для него помещение в доме №28 по набережной Красного флота."

Там, действительно, сохранились и были отреставрированы необыкновенно красивые интерьеры. Дворец просто великолепен. Удивительно, что все это дожило до нашего времени. А ведь подобные залы, лестницы, перила, люстры были во многих особняках на набережной.

Дом №30 был перестроен в 1870-1872 г.г. архитекторами Б.Р.Богдановичем и К.К.Рахау для баварского генерального консула Э.М.Мейера. Основные свои черты дом сохраняет до сих пор. Но была еще одна перестройка для последнего владельца дома потомственного гражданина А.А.Шварца. После революции в 1920-х годах все залы и гостиные в доме были переделаны под коммунальные квартиры. Сейчас это жилой дом.

Вот так выглядел дом №30 в 1872-1880 г.г. Рядом - дом №32 - бывший Дом коллегии иностранных дел.

На следующей фотографии дом №32 сегодня. Дом был перестроен архитектором Д.Кваренги в 1782-1783 г.г. в стиле классицизма. В то время, с 1782 по 1828 годы, здесь находились - Коллегия иностранных дел, затем Министерство иностранных дел. В нем служили Д.Фонвизин, А.Грибоедов и Ф.Тютчев. После окончания лицея сюда были определены А.С.Пушкин и В.К.Кюхельбекер. С 1855 по 1904 год - Академия Генерального штаба. В советское время её перевели в Москву.

Фотография советского времени. Солнышко.

Дом №34 - бывший особняк княгини Л.Н.Долгоруковой. В 1885 году дом перестроил П.Шрейбер для новых владельцев фон Дервизов. В 1908 году они продали участок. В этот период дом был надстроен. После 1917 года здесь был Комитет РСДРП и Союз металлистов.
Позже, после войны - военно-морская поликлиника и туб.диспансер.

Фотография К.Буллы 1897 года. Дом до надстройки. И какой красивый.

К сожалению, погода не давала мне сделать хорошие снимки. Совершенно серое питерское небо на многих наводит уныние. Но Благовещенский мост все равно красив.

Последний дом, выходящий на площадь Труда. Дом №36

Дом №36 в 1844 году был приобретен русским прозаиком В.А.Вонлярлярским. На участке в то время сохранилась часть особняка. Другая часть была разрушена, т.к. в то время формировалась Благовещенская площадь. В 1849 году угловой дом с фасадом в стиле эклектики был полностью завершен по проекту архитектора М.Д.Быковского. В советское время в 1930-е годы дом был надстроен.
В яваре 1910 года сюда с набережной Мойки переехал знаменитый ресторан "Донон", который просуществовал здесь до 1914 года. Во время НЭПа он опять был открыт, но вскоре закрылся окончательно.
Я помню, что в первом этаже очень долго существовал магазин Диета. Или мне кажется? Сейчас там магазин сувениров для иностранцев. Какой-то очень крутой.


Продолжение прогулки в следующей записи.

Адрес: Санкт-Петербург, Мойки наб., 106

Описание: Второе название дворца - Дворец Великой княгини Ксении Александровны . Здание дворца было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894. Расположен дворец прямо напротив острова Новая Голландия, на набережной реки Мойки. Здание много раз перестраивалось. Первым владельцем участка на набережной Мойки стал в 1710-х годах контр-адмирал Иван Акимович Сенявин, служивший Петру I.

Садовый фасад дворца рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой. Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой, с роскошными ажурными воротами, украшенными вензелями с инициалами княгини - "КА".


На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.

Интерьеры особняка были заново отделаны по проекту инженера Н. И. де Рошефора. Интерьеры были оформлены в различных стилях. До наших дней внутренняя отделка почти не сохранилась.

Во дворце была также сооружена сводчатая домовая церковь прп. КСЕНИИ РИМЛЯНКИ и благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО в русском стиле XVI-XVII веков, расписанная старинными орнаментами, украшенная иконами в стиле Рублева и иконостасом из чеканной меди с эмалью.

Во время Первой мировой войны в одном из флигелей дворца располагался госпиталь для раненых, устроенный здесь по инициативе Ксении Александровны, принимавшей активное участие в общественной жизни страны.

С 1919 года в этом здании расположен Государственная Академия (раньше Институт) физической культуры им. Лесгафта.

  • Смотрите: Дворец Великого князя Андрея Владимировича »

Князья и великие князья династии Романовых владели дворцами и поместьями в разных концах огромной страны: усадьба Ильинское под Москвой, принадлежавшая Сергею Александровичу, крымские имения Дульбер и Ай-Тодор, принадлежавшие соответственно Петру Николаевичу и Александру Михайловичу, а также поместье Брасово, которым владел Михаил Александрович и прочие, прочие, прочие. На берегу Невы расположен великолепный дворец, где жил великий князь Павел Александрович. Дворец Великого князя Павла Александровича, или Ново-Павловский дворец, расположился по адресу Английская набережная дом 68 (бывшая Набережная Красного Флота). В том уголке Питера что носит название Коломна. В облике дворца заметно влияние архитектуры итальянского ренессанса. Это выражается и в акцентировке главного фасада двухколонным коринфским портиком, и в обработке стен глубоким рустом, и в обрамлении окон сандриками различного рисунка. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. В формах барокко решен и внутренний двор, имевший выход на Галерную улицу. Первым владельцем особняка был барон А.Л.Штиглиц, по заказу которого его возвел в 1859—1862 годах архитектор А.И.Кракау, частично использовав стены двух старых жилых домов. Но обо всём по порядку. Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 году и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный архитектор С.И.Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке. В 1830 участок уже принадлежит выходцу из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам. Да простят мне читатели вольное отступление, но я не могу не рассказать о баронах. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию,основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром. В 1807 принял российское подданство, в 1826 пожалован титулом барона. Людвиг Штиглиц был одним из основателей Черноморского Пароходства и организатором одесского кредита. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору Крокау выстроить на этом месте дворец. Александр Людвигович унаследовал от отца огромное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев,занимавшуюся тогда уже организацией внешних займов для России. Соответствовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет. На строительство потратили огромную по тем меркам сумму - 3,5 миллиона рублей. До 1887 года дворец принадлежал барону Александру Людвиговичу Штиглиц - сыну барона Людвиг фон Штиглица. Дворец выделялся из всего что было построено до сих пор на Английской набережной. Решенный в духе модного тогда итальянского палаццо, фасад не изменился и дошел до нас в первозданном виде. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте. Через пять лет после окончания строительства, примерно 1859-1862 года, Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решен дворец внутри, кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица. Александр Людвигович строил железные дороги и производил бумагу, был банкиром и масштабным меценатом - строил школы, училища и музеи. Позже он отошел от предпринимательской деятельности и возглавил Государственный банк. Вскоре барон определенным образом породнился с Императорской фамилией... По отзывам современников, банкир был человеком необщительным. Часто он отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным, по мнению некоторых коллег-финансистов, было и то, что большую часть своего капитала Штиглиц поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: "Отец мой и я получили свое состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней все свое состояние" .

24 июня 1844 года, на даче Штиглицев в Петровском, под Петербургом появилась богато украшенная корзинка, в которой лежал младенец - девочка. В корзинке была записка, на которой указывались дата рождения девочки, ее имя - Надежда и то, что отца ее звали Михаил. По семейной легенде Штиглицев, девочка была незаконной дочерью Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая Первого. Девочке дали фамилию Июнева, в честь того прекрасного июньского дня, когда ее нашли. Барон Штиглиц удочерил ее и сделал своей наследницей, так как собственный детей у него не было и он был последним в роду. Барон Александр Людвигович скончался в 1884 году, оставив счастливому подкидышу просто грандиозное состояние в 38 миллионов рублей, недвижимость, финансовые структуры... и в том числе дворец на Английской набережной, цена которого, вместе с коллекцией произведений искусств в нем, тогда была 3 миллиона рублей. Однако Надежда Михайловна Июнева жила в другом доме на Большой Морской, вместе со своим мужемАлексндром Половцевым. Дом этот ей также подарил Александр Штиглиц. Они решили не переезжать во дворец и выставили его на продажу. Однако настолько дорогая покупка была по карману только избранным, и дворец три года простоял пустым.

Возвращаемся к дворцу. 

 Сильная тяга подчеркивает деление фасада на два этажа. Стены нижнего этажа обработаны рустами. Штукатурка стен верхнего этажа имитирует облицовку тесаным камнем. Наличники первого этажа с прямыми сандриками на кронштейнах просты и строги по рисунку. В бельэтаже наличники имеют вид портиков из двух колонн на пьедесталах, поддерживающих треугольный фронтон.

Центр главного фасада акцентирован портиком из двух колонн по сторонам входа. Плоскость фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой.



Художественную ценность представляют интерьеры дома. Среди них по богатству композиционного замысла выделяется парадная беломраморная лестница, стены которой декорированы коринфскими пилястрами на уровне второго этажа. Ей не уступает в отделке бывшая Гостиная, устроенная в пять осей и украшенная кариатидами. Рядом расположен Танцевальный зал — самое нарядное помещение дворца, декорированное коринфскими каннелированными колоннами. Выход на улицу со стороны лестничного помещения решен в виде арки, украшенной колоннами.

Дверь с площадки второго этажа ведет в центральное помещение парадной анфилады — комнату, обращенную окнами на Неву. Это была приемная, рядом с которой располагалась большая гостиная в пять осей, украшенная кариатидами. Три широких проема соединяли «Кариатическую» с танцевальным залом — наиболее эффектным и обширным помещением, украшенным коринфскими каннелированными колоннами.



В отделке широко использовались штофные драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотечная комната была отделана дубом. Камины из белого и цветного мрамора со скульптурными деталями играли существенную роль в декоративном оформлении парадных помещений. В концертном зале на падугах, в овальных медальонах, Кракау разместил скульптурные портреты композиторов.

Один из корифеев русской живописи — Ф. А. Бруни исполнил для интерьеров эскизы живописных панно «Четыре времени года».



И вот пред вашими глазами те самые акварели Луиджи Премацци .....

1 - Танцевальный зал 2 - Зал для ужина

3 - Концертный зал 4 - Библиотека во дворце А. Л. Штиглица

5- Гостинная

6 - Кабинет баронессы Штиглиц. 7 - Обеденный зал 8- Белая гостинная 9 - главный кабинет 10 - Голубая гостинная 11- Золотой зал 12 - Столовая

И вот в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причем "всего" за 1,6 миллиона рублей. Дворец был куплен по случаю предстоящего бракосочетания Павла Александровича и Принцессы Греческой, Александры Георгиевны. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально получил имя Ново-Павловский. Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере, те же, что были сделаны провел архитектор Месмахер. Единственным серьезным изменением стало устройство церкви во дворце. 17 мая 1889 года домовую церковь освятили. Церковь, построенная по проекту архитектора Н.В. Султанова, расположилась на втором этаже поперечного дворового флигеля. Была оформлена в древнерусском стиле. Ее двухъярусный резной иконостас из золоченого цинка с 35 образами являлся точной копией иконостаса одной из владимирских церквей XVII века .Идею устроить церковь в таком стиле подсказал великий князь Сергей Александрович. Архитектор поручил отделку церкви мастерской К. Е. Морозова. Они и выполнили иконостас, а так же отреставрировали царские врата из подмосковного Медведкова. Стилизованную утварь сделала мастерская Овчинникова. Освещалась помещение старинным медным паникадилом; утварь привезли из Греции. Воспроизводя убранство Троице-Спасского монастыря в Москве, стены покрывала орнаментальная роспись и изображения святых. В 1897 фасад церкви был украшен лепными фигурами ангелов и евангелистов работы М. П. Попова.

Церковь Мученицы Царицы Александры при дворце Великого князя Павла Александровича .

В 1891 году, после родов, Александра Георгиевна умрет. К тому времени у них уже была дочь Мария Павловна, а вот рождение сына Дмитрия закончилось для матери трагически. Лишь в 1902 году Великий князь женился второй раз, но зато как... Вопреки воле Императора он женился на разведенной Ольге Карнович, по первому мужу фон Пистолькорс ... Но про Палей и её потомков не стоит рассказывать тут. Упоминаем её только потому что именно из-за женитьбы на ней великий князь не мог жить в своём дворце, а вынужден был проживать во Франции. Только Николай II окончательно простил своего дядю лишь с началом Великой войны, когда Павел Александрович попросился в Россию послужить стране. 18 февраля 1917 городской дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. Церковь при этом была перенесена в царскосельский особняк, где ее освятили под названием Благовещенской. Дом Штиглица А.Л. (дворец Великого князя Павла Александровича). Главное здание.Южный фасад.

В годы советской власти дворец претерпел серьезные изменения - 1938-1939 года - правый дворовый флигель надстроен на один этаж. 1946-1947 годах - возведен один этаж над мавританским залом. Во дворце размещался сначала детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро - в то время в доме работали 1500 человек.

На октябрь 2008 года - пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города. Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор - московская компания "Синтез-Петролеум", которая вслед за предыдущим арендатором - ЛУКОЙЛом - не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания.

Поделиться: