Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело

Организм человека - это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. Организм — живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Прежде всего организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.

Анатомия, физиология и гигиена человека (организм человека) составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким.

Ткани человека

В состав тканей входят клетки , сходные по строению, происхождению и функциям, а также межклеточное вещество. Также в организме человека различают четыре основных типа тканей , каждая из которых выполняет определенную функцию:

  1. эпителиальная ткань,
  2. соединительная ткань,
  3. мышечная ткань,
  4. нервная ткань.

Система органов человека

Ткани образуют органы, которые занимают постоянное положение и имеют определенное строение. Благодаря гуморальной и нервной регуляции органы функционально взаимосвязаны и образуют систему органов . Например, кровеносные сосуды и сердце обеспечивают транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов метаболизма и т.п. к соответствующим органам.

Система органов Части системы Функции
Опорно-двигательная Скелет Опора тела, защита. Движение. Кроветворение
Мышцы Движение тела посредством работы мышц сгибателей и разгибателей. Мимика, речь. Движение стенок внутренних органов
Покровная Кожа Покровная, защитная, терморегуляционная, выделительная, осязательная
Кровеносная Сердце Взаимосвязь всех органов организма. Связь с внешней средой. Выделение через легкие, почки, кожу. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная). Обеспечение организма питательными веществами, кислородом
Сосуды
Дыхательная Легкие Проведение вдыхаемого воздуха, водяного пара. Газообмен между воздухом и кровью, выделение продуктов обмена
Дыхательные пути
Пищева-рительная Пищеварительные железы Образование пищеварительных соков, ферментов, гормонов. Переваривание пищи
Пищеварительный тракт Переваривание, проведение и всасывание переваренной пищи. Образование каловых масс и выведение их наружу
Мочевы-делительная Почки Выведение продуктов диссимиляции, сохранение постоянства внутренней среды, защита организма от самоотравления, связь организма с внешней средой, поддержание водносолевого обмена
Половая Женские половые органы Образование женских половых клеток (яйцеклеток) и гормонов; развитие плода. Образование мужских половых клеток (сперматозоидов) и гормонов.
Мужские половые органы
Эндокринная Железы Гуморальная регуляция и координация деятельности органов и организма
Нервная Центральная Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Регуляция работы внутренних органов и поддержание постоянства внутренней среды. Осуществление произвольных и непроизвольных движений, условных и безусловных рефлексов
Периферическая

Нейрогуморальная регуляция

Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов и других веществ, которые разносятся по организму с током крови ()

Нервная регуляция более оперативна, поэтому взаимодействие органов с помощью осуществляется в сотни раз быстрее по сравнению с гуморальной регуляцией. Нервные импульсы направлены к определенным органам и тканям, быстро регулируя их состояние и деятельность.

Нервная и гуморальная регуляции функций организма взаимосвязаны . На функционирование нервной системы оказывают влияния активные химические вещества, циркулирующие в криви. Образование этих веществ регулируется в свою очередь нервной системой. В результате существует единая нервно-гуморальная регуляция функций организма.

Это конспект по теме . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме: « Человек – личность»

Цели и задачи: познакомить учащихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования; дать представление о сущности двойственности человека; охарактеризовать сильную личность.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться определять личностные и индивидуальные характеристики человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также уметь вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества;

Метапредметные – 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

Личностные: направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация

Ход урока:

1) организационный момент

2) мотивационно-целевой этап

- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

- Как вы поняли смысл этой притчи?

- О чем она?

Тема урока: «Человек – личность».

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

- Откройте учебник на с. 8 и ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».

Итак, план уроков:

    Что такое личность.

    Индивидуальность – плохо или хорошо.

    Сильная личность – какая она?

3) Введение в новый материал

Каждый из нас наверняка не раз задавался вопросом: «Кто я? Какой я? Для чего я пришел в этот мир? Что я могу для него сделать?» в 21 веке люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя. Люди веками задавали себе вопрос: «Кто мы и какие мы?» - и не могли на него ответить.

Древний поэт Софокл писал:

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

4) Работа по теме урока

1. Что такое личность (1 ч)

Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.

- Вспомните, какова двойственная сущность человека?

(биологическое и социальное)

Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек – высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo Sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.

Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.

В 19 веке Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек – венец природы».

Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.

Задание: таким образом, мы видим, что человек – это биосоциальное существо.

Теперь ваша задача составить у себя в тетради схему:

1 вариант – пишет биологические черты и признаки человека, 2 вариант – социальные черты и признаки человека

    существо биологическое – часть живой природы; организм, живущий по биологическим законам

    наделенное разумом общественное существо, которое: способно размышлять; решать самые сложные проблемы; может полноценно развиваться только в обществе себе подобных.

Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Поэтому ученые выделяют два этапа становления человека:

    детское общество – семья и школа (игра, труд, учение)

    взрослое общество – семья, работа (учение труд)

мы видим, что в ходе своего развития человек становится личностью.

Что же такое личность? Какой образ у вас создается при слове «личность»?

Личность – совокупность качеств человека, которые появляются:

В процессе жизни в обществе,

В результате деятельности,

В процессе общения с другими людьми

Только личность обладает сознанием!

Сознание – это отношение человека к миру и понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает.

Сознание дает человеку возможность заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

(схема на слайде)

Задание: откройте с. 9, прочитайте и запишите ответы на вопросы в тетрадь:

1) С какого времени человек становится личностью?

Когда начинает понимать себя; с отделением своего я от других людей; с появлением индивидуальности; любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности

2) Все ли окружающие нас люди являются личностями?

Уважаема личность или нет можно, определить по тому, как человек трудится (учится, играет); относится к окружающему миру; оценивает самого себя

3) Запишите основные характеристики личности.

Умение трудиться; целеустремленность, воля, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, критически относиться к своим успехам.

Домашнее задание

2) Ответить на вопросы рубрики «Обсудим вместе»

3) Прочитайте высказывание древнеримского философа Сенеки и объясните его смысл: « не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»

4) Опираясь на текст учебника и собственный опыт, оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя? Над чем еще нужно поработать? Какие качества личности особенно привлекательны для тебя, какие из них ты бы хотел развить у себя?

2 урок (1ч) - продолжение

1) проверка домашнего задания (устно)

2) работа по теме урока (продолжение)

2. Индивидуальность – плохо или хорошо

Задание: обратимся к рубрике картинная галерея на с. 10-11 учебника. Перед вами два портрета девушек. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.

- Можно ли по их внешнему виду определить черты характера, особенности поведения?

Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.

- по одному у доски: предположите из каких общих черт складывается индивидуальность? Какие ассоциации и мысли приходят вам в голову при слове индивидуальность? (итог – схема на слайде)

Индивидуальность:

    привычки (щелкать пальцами, грызть ручку и тд)

    внешность (лицо, волосы, телосложение)

    культура

    темперамент (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)

    способность к творчеству и др

Каждый человек неповторим, и это прекрасно. А теперь давайте рассмотрим, а что же формирует эту неповторимость, и какие существуют факторы, формирующие индивидуальность человека.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:

    наследственность и физиологические особенности (внешность, цвет глаз, форма носа, строение тела)

    факторы, проистекающие из окружения человека (в результате взаимодействия с семьей, друзьями, школа)

    черты и особенности характера человека (в результате личного саморазвития)

Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями и друзьями.

- задание на дискуссию – представьте, что мы пришли в дискуссионный клуб, где стоит проблемный вопрос – индивидуальность – это хорошо или плохо? Первый вариант – аргументы в защиту индивидуальности, второй вариант – аргументы против индивидуальности. Кто победит в этой дискуссии – самые активные получат пятерки, другие – ничего. Для помощи - с 12-13 учебника.

3) сильная личность – какая она?

Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.

- можно ли назвать Бетховена сильной личностью? Почему?

- это был пример известной на весь мир личности. А теперь прочитайте историю про мальчика Мишу на с. 15, второй абзац. Можно ли причислить Мишу к сильным личностям?

Страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем, что может преодолеть свой страх. (рассказать им про свои страхи и у них спросить, чего они боятся)

Последняя наша с вами задача на сегодня – составить потрет сильной личности. Поможет нам дополнительный материал. Раздать материал про Ник Вуйчич и на основе учебника составить потрет сильной личности и вместе проверить.

Итог – сильная личность:

    в первую очередь думает об интересах дела. Которым занимается, придавая ему первостепенную важность, и только потом – о личной жизни, семье, отдыхе и т.д.

    стремится к вершинам, которые до нее никто не покорял

    обладает уверенностью в себе и своих силах, инициативностью

    обладает высокими нравственными качествами, берет ответственность на себя

    обладает творческим началом

    осознает свои возможности и стремится их расширить

Если есть время – прочитайте высказывания и определите, что их объединяет.

«Смешаться легко с толпой, но трудно в ней быть самим собой!» (группа «Эпидемия», Время Выбора)

«не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть – это невежество», а «подражание – самоубийство»» (Дейл Карнеги)

«Чем умнее человек, тем больше своеобычности видит он в каждом, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо» (Блез Паскаль)

4) домашнее задание

2) Рассмотреть картину на с. 14 учебника, устно ответить на вопросы к картине

3) Задания из рабочей тетради письменно (на отдельных листочках)

Дополнительный материал к уроку.

Ник Вуйчич – возможно всё

«Ник Вуйчич родился в Австралии, в 1982 году в семье медсестры и священника без рук и ног. Представьте, он ничего не мог делать самостоятельно, 24 часа в сутки за ни м вынуждены были ухаживать родные и близкие. Детство Ника было очень тяжелым и физически, и психологически, потому что у него почти не было друзей, а вокруг постоянно звучали насмешки. Однако молодой человек сумел получить высшее образование, сейчас все делает самостоятельно и даже…плавает! А скорость его печатания на компьютере 43 слова в минуту. Но это только верхушка айсберга. Он опередил многих физически полноценных людей, по всему миру проводит семинары и помогает таким же, как он, инвалидам и людям, у которых проблемы, начать ценить жизнь, бороться и идти вперед. Казалось бы, человек без рук и без ног, а вдохновляет обычных людей: жить, не сдаваясь, жить для близких. Каждому из нас есть чему у него поучиться».

Тема урока: Повторение по теме «Жизнь древних людей».

Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь древних людей», развитие творческих способностей, умений работать в группе паре, воспитание трудолюбия, интереса к предмету, понимания важности его изучения.

Эпиграф к уроку: « Не зная прошлого, истории, трудно знать

настоящее время, предположить будущее»

Аль Фараби

Тип урока: обобщающее повторение

Оборудование: карта мира, схема «путешествия» на доске,

карточки

Ход урока

    Организационный момент.

    Объявление темы и задачи урока.

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой, Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

Работая на уроке, учащиеся должны сформировать своими словами отличительные черты первобытного общества.

    Путешествие по станциям.

    На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.

На доске схема путешествия по станциям.

Терминово

Кроссвордово

Задачкино

Рассказкино

Оттадайкинооооо

Подготовить развернутый ответ на вопрос «Чем первобытный человек отличался от животных и современного человека?». Для этого вспомни:

    От кого произошел человек?

    Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

    Чем было покрыто его тело?

    Как выглядит современный человек?

    Сравни условия жизни древнего человека.

    Сравни занятия, орудия труда

Сделай вывод.

1. Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?». Для этого вспомни:

    Какой металл первым начал использовать человек?

    Какое это имело значение?

    Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод

2. Пока готовятся двое учеников класс «переместится» на станцию «Картово» , где проверяется знание карты.

Покажи материк, на котором найдены:

А) кости и орудия труда древнейших людей. (Африка)

Б) покажите предполагаемую область прародины человечества. (Вост. Африка)

В) покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия)

3. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна…. Так появился плот.)

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудия труда, рисунки на стенах пещеры.)

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать. Не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они знали более двухсот видов пригодных к

в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираються в окружающей природе? (На протяжении 4 млн. лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)

    На станции «Терминово» проверяется знание терминов.

Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник, всеобщая история, орудия труда, религия, искусство. Родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство!

5. На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

Каковы черты первобытности? (Первобытность – это такой порядок жизни людей при котором: а) люди жили небольшими коллективами, и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.

Вывод записывается в тетрадь.

    Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подготовиться к самостоятельной работе.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему "Древнейшие люди"

1. Сколько лет прожил Тит Ливий? Древнеримский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 году до н.э., а умер в 17 г. до н.э. Сколько лет он прожил? 76 лет.

2. Иисус Христос был распят на кресте на горе Голгофе, по преданию, ему было 33 года. В каком году нашего летоисчисления был казнен Иисус? Сколько лет назад это было?

3. В 1829 году нашли древневавилонские книги. Они пролежали в земле 3200 лет. В каком году они оказались в земле? 1371 г. до н.э.

Сегодня мы отправимся в путешествие к нашим далеким предкам – древнейшим людям.

Тема урока: Древнейшие люди.

Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобытными. Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек.

Давайте откроем учебник на с. 9 и посмотрим на карте места расселения древних людей. Обратите внимание на условные обозначения карты (объяснить). Теперь посмотрите на карту, на каком материке жили древнейшие люди? В какой части материка? А теперь попробуем представить себе, как выглядели и как жили древнейшие люди.

Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке около 4 миллионов лет назад. Ученые называют этих людей «австралопитеками», что в переводе означает «южная обезьяна» (поставить →).

Полагают, что именно от австралопитека произошел первый человек. Ученые называют его «человек умелый» (поставить →). Он появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад. Посмотрите на рисунок в учебнике на с. 11. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек.

Теперь внимательно посмотрите на рисунок «древнейшие люди». (учебник – с.10). Представьте себе, что мы не знаем, люди или обезьяны изображены на рисунке. Как можно доказать, что изображены именно люди, а не животные. Посмотрите на человека, который одним камнем ударяет по другому, заостряя его и превращая в орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Запомните, что изготовление орудий труда – главное отличие древнейших людей от животных.

Начало первобытной эпохи в истории человечества связывают с появлением каменных орудий труда. Именно поэтому этот период называют каменным веком. Древнейшие люди использовали для изготовления орудий не только камень, но и дерево. Но так как дерево гниет, археологи обычно при раскопках находят только каменные орудия. Посмотрите, как могли выглядеть каменные орудия (с. 12).

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Собирательство – крайне трудоёмкое занятие. Собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей были малопитательны. Древнейшие люди собирали съедобные коренья и улиток, дикорастущие съедобные плоды и ягоды, яйца птиц. Охота далеко не всегда в те времена была успешной. Именно этим объясняется, почему древнейшие люди, несмотря на большое количество животных, часто страдали от голода. Никто точно не знает, как охотились древнейшие люди, об этом мы можем только догадываться. Давайте познакомимся с догадкой ученых – учебник, с. 12, п. 3, 2-й абзац (ученик читает вслух). Подумайте, почему древнейшие люди не могли прожить в одиночку.

А теперь поговорим об открытии, которое кардинальным образом изменило жизнь человека. Это – огонь. Очень долго люди не умели добывать огонь. Кроме того, они его очень боялись. Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!

Древнейшие люди стали понимать, что мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках. Потеря огня была огромным несчастьем для первобытного человека. Много позже люди научились добывать огонь. Потрите одну ладонь об другую, что вы чувствуете? Вот и первобытные люди заметили, что при трении одного куска сухого дерева об другой выделяется тепло. Но чтобы добыть огонь таким способом, требуется и умение, и терпение.

Период овладения огнем характеризуется появлением Человека прямоходящего (поставить →). Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад. Его сменил Человек разумный – человек современного типа, произошло это около 40 000 лет назад. Фигурная скобка – первобытные люди.

Вопросы самоконтроля.

1) Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

2) Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?

3) В чём было главное отличие древнейших людей от животных?

4) Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить? (наносить удар в схватке с диким зверем, разрубать на куски мясо, дробить кости)

5) Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (С.11) по плану (с.13).

globuss24.ru

Конспект урока истории по теме "Древнейшие люди"

Цель: изучение учащимися условий жизни древнейших людей.

Образовательные: подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.

Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважения к мировой истории.

История, наука, первобытные люди, археолог, реконструкция, собирательство, орудия труда.

2 млн. лет назад – появление первого человека.

овладение знаниями о быте, культуре и традициях первобытных людей.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети.

Прочитайте высказывание и объясните его смысл:

«Не знать истории - значит всегда быть ребенком».

(с) Цицерон

Ребята, а вы знаете, что такое история? Порассуждайте.

Размышляют.

Объясняют.

Рассуждают.

История изучает события, которые произошли и т.д.

2. Актуализация знаний.

Хорошо. А теперь обратите внимание на доску и прочитайте определение, которое приготовила вам я.

Откройте тетради, запишите дату и напишите это определение в свои тетради.

Ребята, как вы думаете, а что такое наука?

Молодцы. Наука – это область человеческих знаний, которые помогают людям выработать истинную картину мира.

А почему история – это наука? Выскажите своё мнение.

Хорошо! Ребята, вы можете представить, как выглядели древние люди? Опишите их. Чем они занимались?

Замечательно. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Читают определение: история - это наука о развитии общества и природы.

Записывают.

Отвечают: наука – это знания и т.д.

Высказывают мнения: потому что у истории есть своя область знаний о развитии общества и природы.

Предполагают, как выглядел древний человек.

Высказывают свои мнения: мы будем изучать то, как выглядели древние люди, их род занятий и т.д

3. Открытие нового знания

Откройте учебники на с. 8.

Прочитайте название главы, с которой мы познакомимся.

Ребята, как вы считаете, что означает слово «Первобытные»?

Из каких слов состоит это слово?

Верно, то есть, это первые люди. Запишите это слово к себе в тетради.

Прочитайте первое предложение.

Ребята, как вы считаете, откуда нам, людям, известна такая информация о жизни первобытных людей? Ведь они жили так давно!

Верно, важную роль играют раскопки, которые проводят учёные – археологи. Запишите к себе в тетради определении, которое вы видите на доске.

Прочитайте первый абзац из первого параграфа и ответьте на следующие вопросы: где жили древние люди? Когда появился первый человек?

Прочитайте второй абзац. Выйдите к доске и ответьте на вопросы: как выглядел древний человек? Как он передвигался? Как он разговаривал? (Иллюстрация древнего человека на доске).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Итак, ребята, давайте сыграем с вами в интересную игру: представьте, что вы археологи. Ваша задача заключается в том, чтобы найти свитки с изображениями предметов быта древних людей и предположить, для чего эти предметы были нужны древним людям. Можете вставать из-за столов и начинать поиски.

Итак, садитесь на места и расскажите, что же вы нашли?

Как вы думаете, для чего предназначались эти предметы?

На странице 9 найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о том, что отличало древних людей от животных.

Хорошо. Итак, мы с вами обнаружили, что у древних людей были копья и дубинки. Значит, чем ещё занимались древние люди?

На ваш взгляд, древние люди охотились группами или в одиночку?

Какие животные становились жертвами древних людей? Найдите ответ на странице 10.

Как вы думаете, только ли мясом питались древние люди? Подумайте.

Совершенно верно, они собирали съедобную пищу. Можно сказать иначе: они занимались собирательством. Запишите это слово в свои тетради.

Прочитайте 4-й пункт на странице 10 и ответьте на вопросы: как человек овладел огнём? Для каких нужд использовался огонь?

Открывают учебники.

Читают «Первобытные собиратели и охотники»

Высказывают свои мнения.

Отвечают: перво – бытные, т.е. первый и быт.

Записывают: первобытные – древние.

Читают: первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Рассуждают: люди узнают это благодаря раскопкам и т.д.

Записывают: археолог - это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам.

Отвечают на вопросы: древние люди жили в жарких странах, например, в Восточной Африке. Самым древним раскопкам костей первобытных людей примерно 2 миллиона лет.

Описывают у доски внешний вид древнего человека, показывая указкой его отличительные особенности.

Ищут свитки с изображениями орудий труда древних людей.

Отвечают: мы нашли изображения остро заточенного камня, дубинки, копья, тарелки.

Высказывают предположения.

Читают предложение: умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Отвечают: они охотились.

Отвечают: древние люди охотились группами.

Отвечают: больные, старые или очень молодые животные.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА»

Цели:

1) уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей;

2)развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;

3)воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь:

мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела(верхние и нижние конечности).

Оборудование:

картинки изображением тела человека; схематическое изображение человека; туалетные принадлежности; простой карандаш.

Ход занятия

1.Орг. момент.

На доске ряд картинок: девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка.

Кто нарисован на этих картинках? (девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка)

Как можно назвать, одним словом? (люди )

Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети.

Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга?

Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?

Одинаковый ли цвет волос?

Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом)

Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?

2.Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (человек и части тела)

Работа с картинками с изображением тела человека.

- Внимательно посмотрите друг на друга.

Из каких частей тела состоит человек? (голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги)

- Верно, ребята, у всех нас есть голова.

Что находится на голове? (нос,рот,уши,глаза)

Для чего нужны нос,рот,уши,глаза.?

Отгадайте загадки.

Он бывает самым разным: добрым,вредным,гордым,важным,длинным,маленьким,горбатым,толстым,тонким,

конопатым.(нос)

Всегда он в работе, Когда говорим. А как отдыхает, Тогда мы молчим.(рот).

3.Развитие дыхания

Гимнастика для развития правильного дыхания.

Мы вдохнём легко и плавно, (вдох) Выдохним протяжно. (выдох) Нос в работе (вдох) Рот в работе (выдох) Дышим все мы славно.

На чём «сидит» голова? -Для чего нужна шея человеку?

(шея – она соединяет голову и туловище человека )

- Как называется самая большая часть тела человека? (туловище )

Покажите, где у вас туловище?

Что находится на туловище впереди? (грудь, живот )

А что находится сзади? (спина )

4.Новый материал.

Как вы думаете,что такое верхние,нижние конечности?

Как называются руки?

Как называются ноги?

В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней.

как вы думаете почему? (от слова « ступать» )

5.Развитие моторики.

Гимнастика для рук

Очень сложен человек: (указательный палец на лбу,нахмуриться) Двое глаз и двое век. (указательным пальцем показать на глаза,на веки) И-внимательно смотри!- (указательным пальцем от глаз к вискам) Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри) А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках) Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)

6.Закрепление материала.

Работа с контурной схемой человека.

Отгадайте загадки.

Большая часть –всему опора И шея есть,спина,живот. Скажите,что это такое?(туловище)

Всегда причёсана,чиста,умна- Всему начало.(голова)

Всю жизнь ходят,наперегонки, А обогнать друг друга не могут.(ноги,нижние конечности)

Часть тела, не боится делать дело.(руки,верхние конечности)

У двух матерей по пять сыновей – одно имя всем (руки и пальцы)

Игра « СТОП»

Воспитатель показывает детям два рисунка. (девочка и мальчик)

Как вы думаете кого изобразил художник?

Почему вы так думаете?

Какие у нас мальчики? (сильные, смелые, будущие мужчины, защитники)

7.Составление предложений на наглядном материале.Введение в речь глаголов.

Использование туалетных принадлежностей.

Какие вещи нужны человеку,чтобы быть чистым,опрятным? В магазине: мыло,зубная щетка,зубная паста,шампунь,мочалка,расческа,полотенце.

Для чего нужны человеку эти вещи? -Как вы думаете,какие вещи должны быть у каждого человека только свои? -Другой человек этими вещами пользоваться не может.Почему?

8.Итог.

Какие части тела человека вы запомнили? -Что нужно человеку,чтобы быть чистым, опрятным

Человек, индивид, личность .

Вариант 1

Индивид - это единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Человек - это лицо, принад­лежащее к чело­веческому роду, а также обладающее всеобщими, свойственны­ми всем людям чертами и качества­ми.

Личность – это челове­ческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятель­ности, обладающий совокупно­стью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация – это процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов и воздействующего на них общества и его структур.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.

Социальный статус - это положение индивида в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социализируется система потребностей человека :

    К потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.)

    Добавляются потребности социальные (потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества).

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Вариант 2

Человек, индивид, личность Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду - Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий в качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков. При этом природа человека признается бинарной, т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным.

Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) - это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность - своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения.

Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми - необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

Вариант 3

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Поделиться: