Речевая карта обследования учащихся на школьном логопункте. Речевая карта обследования неговорящего ребёнка Речевая карта 5 7 лет для логопункта
- Фамилия, имя, возраст __________________________________________________________
- Домашний адрес _______________________________________________________________
- Дата зачисления на логопедический пункт _________________________________________
- Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) ____________________________
- Жалобы учителя или родителей: со слов учителя ____________________________________
- Заключение психиатра ___________________________________________________________
- Состояние слуха ________________________________________________________________
- Данные о ходе развития речи: ____________________________________________________
со слов родителей _______________________________________________________________
__________________________________________________________________ _____________
10.Состояние артикуляционного аппарата:
а) губы (норма,толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы)
б) зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения
зубного ряда, протезы)
в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)
г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)
д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)
е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма,
11.Общая характеристика речи. Запись беседы. Самостоятельность связанных высказываний __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
А) словарный запас (количественная и качественная характеристика)
Предметный словарь:
а) объяснение значения слов:
холодильник ____________________________________________________________________
пылесос ________________________________________________________________________
б) называние частей предметов:
Чайник: донышко __________________________ Стул: сиденье _______________________
носик _____________________________ спинка ________________________
крышка ___________________________ ножки ________________________
ручка _____________________________
в) уровень обобщений:
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки ______________________________________________
Сапоги, туфли, тапочки, валенки ___________________________________________________
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка__________________________________________________
Помидор, репа, морковь, капуста ___________________________________________________
Яблоко, персик, груша, лимон _____________________________________________________
Кошка, собака, волк, ёж ___________________________________________________________
Голубь, утка, воробей, ворона ______________________________________________________
Шкаф, стол, кресло, тумбочка ______________________________________________________
Автобус, электричка, трамвай, самолёт ______________________________________________
г) Назови, какие ты знаешь?
овощи__________________________________________________________________________
фрукты _________________________________________________________________________
одежда _________________________________________________________________________
обувь __________________________________________________________________________
мебель _________________________________________________________________________
времена года ____________________________________________________________________
месяцы _________________________________________________________________________
транспорт _______________________________________________________________________
дикие животные _________________________________________________________________
домашние животные _____________________________________________________________
птицы __________________________________________________________________________
цветы__________________________________________________________________________ _
деревья _________________________________________________________________________
профессии ______________________________________________________________________
Б) грамматический строй речи:
образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
множ.число им.пад. |
множ.число родит.пад. |
|
образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом________________ёлка _________________ Женя ______________________
стул__________________гриб _____________________Костя ________________
согласование существительных с числительными:
Кто у кого детёныш?
у кошки ____________________у собаки __________________у свиньи ___________________
у медведя ___________________ у зайца ___________________ у лисы____________________
у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы____________________
у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________
В) произношение и различение звуков: произносит (П), замена (З),искажение (И), пропуск(Пр), смешение (С).
Изолирован |
||||||||||||||||||
Изолирован |
||||||||||||||||||||
Различение оппозиционных звуков: па-ба-ба (N или нет) _________, та-да-да _____________
га-ка-ка ________, за-за-за _______, ча-ча-ча _______, ра-ра-ра _________, за-за-за______.
Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом.
милиционер ______________________ мотоциклист ____________________
строительство __________________ репетиция ______________________
серпантин_______________________ часовщик ________________________
Темп и внятность речи _________________________________________________________________
12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:
1-й звук в слове мак _______ окно ________ день ________ ёжик _________ йогурт __________ последний звук в слове суп ________ кино ______конь ________ дерево _______ кол-во звуков в слове утка _______ пень ______ёж ______ деревья ________подъезд _________ назови звуки по порядку в слове кошка ________лес _______ скамья __________ льёт _______
синтез слова ослик ________ коньки ________ёжик _______ деревья _______________________
- Письмо: наличие и характер специфических ошибок: сформирован, не сформирован;
Ошибки фонематического восприятия (замены): звонкие – глухие, свистящие – шипящие,
сонорные, аффрикаты, твёрдые – мягкие (гл. II ряда, Ь), гласные;
Ошибки звукового анализа: пропуски, вставки, повторы, перестановки, недописания;
Ошибки грамматического строя: границы предложения, пропуски слов, вставка слова, повтор
слова, слияние слова, разрыв слова, слияние предлога, согласование, управление;
Оптико-пространственные ошибки; лексические ошибки; орфографические ошибки
14. Чтение:
А) уровень овладения техникой чтения: сформирован, не сформирован; побуквенное, послоговое, целыми словами; медленное, быстрое; по догадке; понимание прочитанного полное, поверхностное, не доступно (подчеркнуть)
Б) ошибки при чтении: _____________________________________________________________
- Проявление заикания: _____________________________________________________________
- Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи)_____________________________________________________________________________
- Заключение учителя-логопеда________________________________________________________
- Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта)____________________________________________________________
А) предполагаемая причина, выраженность заикания, ситуации усугубляющие его проявление (ответы у доски) ___________________________________________________________________
Б) сформированность языковых средств _______________________________________________
В) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность) __________________________________________________________________
г) адаптация к условиям общения_____________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________
Учитель-логопед: ________________/ /
Список использованной литературы:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе..М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М., 1991.
Речевая карта (нарушения письменной речи)
Дата зачисления на логопункт ____________
1. Анкетные данные: ___________________________ _________ _________ _________ _________
фамилия имя дата рождения школа класс детский сад
2. Жалобы учителей и родителей : неправильное, нечеткое произношение, невнятная дикция; невнимательность, плохая память, неуспеваемость по русскому языку, чтению; большое количество неорфографических ошибок на письме и при чтении, низкая скорость чтения.
3. Успеваемость по русскому языку ___________ математике _____________ чтению ________________
4. Анамнез: берем-ть____, без патологии/ токсикоз (1,2,3 триместр); заболевания во время берем-сти ________________________________
роды: срочные/ преждевременные ____/перехаживание(>42 нед.)_____, без механической помощи/с механической помощью/кесарево сечение;
асфиксия: нет/ есть _________; вес_______гр, рост_____см;
перенесённые заболевания до 1года:______________________________________/ после года__________________________________________;
речевое развитие: без патологии/ с задержкой (1е слова ______, 1е фразы ______); состоял/состоит на учёте:______________________________
речевая среда: без патологии /___________________; биологический слух: ___________; зрение: _______________; занятия с логопедом______.
5. Состояние зрительного восприятия: ________________________________________________________
а) предметный гнозис : не затрудняется / затрудняется в назывании чётких изображений предметов;
не затрудняется / затрудняется в назывании контурных изображений предметов;
не затрудняется / затрудняется в назывании перечёркнутых изображений;
не затрудняется / затрудняется в назывании изображений,наложенных друг на друга;
б) буквенный гнозис : не затрудняется / затрудняется в назывании букв печатных и рукописных;
не затрудняется / затрудняется в назывании букв в усложнённых условиях;
не затрудняется / затрудняется в узнавании правильно и неправильно написанных букв;
не затрудняется / затрудняется в назывании букв, наложенных друг на друга;
не затрудняется / затрудняется в назывании сходных по начертанию букв;
не затрудняется / затрудняется в назывании стилизованных букв;
в) дорисовывание изображений : дорисовывает верно/затрудняется в передаче правильных очертаний рисунка/не может выполнить.
6. Состояние общей и мелкой моторики : сформирована статическая и динамическая координация движений,
сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук, повышенная двигательная активность, расторможенность, заторможенность, моторная
напряженность, скованность движений, неловкость, неполный объём движений, нескоординированность, синкинезии.
Примечание:_______
7. Строение артикуляторного аппарата :
губы : нормальные / толстые/ тонкие;
зубы : без патологии / редкие, мелкие, крупные,
прикус: без патологии/ глубокий (верхние резцы перекрывают фронтальную поверхность нижних резцов более чем на 50%), открытый (не смыкается большинство зубов обеих челюстей), дистальный (слишком развита верхняя или недоразвита нижняя челюсть), мезиальный (нижняя челюсть заметно выдвинута вперед по отношению к верхней), перекрёстный прикус (недоразвитость одной стороны какой-либо из челюстей ), дистопия (часть зубов расположена неправильно, не на своем месте),
язык: нормальный /большой, мясистый, длинный, узкий, маленький;
уздечка: без патологии /укороченная, натянутая,
небо : без патологии / высокое, узкое, низкое, укороченное.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________
8.Состояние артикуляторной моторики : движения точные / неточные,
выполняются / не выполняются в достаточном объёме,
способность / неспособность удержания позы,
отсутствие / наличие тремора,
отсутствие / наличие синкинезий,
губы и язык подвижны/ малоподвижны,
язык не склонен / склонен к сужению,
язык не кренится / кренится влево (вправо).
9. Общая характеристика речи : речь чёткая/ нечёткая, внятная /невнятная, звукослоговая структура слов не искажается/
искажается, фразы построены верно/ аграмматично, высказывания логичны и последовательны / алогичны,
речь выразительная / невыразительная, монотонная, интонирована / малоинтонирована;
а) звукопроизношение : __________________________________________________________________________
Р+Л: в норме , параротацизм, параламбдацизм , ________________ ротацизм, _________________ ламбдацизм
Свистящие: в норме , парасигматизм свистящих ______________________________________сигматизм свистящих
Шипящие: в норме ,парасигматизм шипящих _______________________________________ сигматизм шипящих
Прочие: в норме ______________________________________________________________________;
б) дифференц-я звуков на слух : в норме , единичные/ множеств-е ошибки воспроизведения серий слогов с акустически близкими звуками __________________________________________________________________________________________________________________________;
в) темп и внятность речи : в норме ,замедленный, очень быстрый и,как следствие этого, невнятная речь ;
речь на вдохе/ на выдохе, речевой выдох продолжительный / недостаточно продолжительный;
отсутствие / наличие носового оттенка.
10. Состояние функций
а) простого фонематического анализа :
б) сложного фонематического анализа : в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/ множественные ошибки);
в) фонематического синтеза: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/ множественные ошибки);
г) представлений, восприятия : не затрудняется / затрудняется в подборе слов на заданный звук; в отборе картинок, на заданный звук Примечание:___________________________________________________________________________________________________
11. Пространственно-временные навыки : отсутствие / наличие ошибок в пространственной координации, незнание сторон тела, ведущей руки, правильность / неправильность выполнения предложенных проб.
Состояние лексико-грамматического строя речи _________________________________________
а) словарный запас : предметный словарь соответствует / не соответствует возрасту;
словарь прилагательных соответствует / не соответствует возрасту;
глагольный словарь соответствует / не соответствует возрасту;
б) словообразование : без ошибок , единичные / множественные ошибки в образовании сущ. с уменьшительно-ласкательным значением;
единичные / множественные ошибки в образовании названий детёнышей животных;
единичные / множественные ошибки в образовании приставочных глаголов;
единичные / множественные ошибки в образовании относит-ых, качеств-ых и притяжательных прилагательных;
в) словоизменение : без ошибок , единичные / множественные ошибки в образовании существительных мн. числа в Им. и Род пад.;
г) согласование слов : без ошибок, единичные / множественные ошибки в согласовании существит. с прилагательными в роде и числе;
единичные / множественные ошибки в согласовании существительных с числительными «2» и «5»;
д) предложно-падежные конструкции : без ошибок/ единичные / множественные ошибки в употреблении и понимании ППК.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________
13. Состояние связной речи : высказывания развёрнуты / односложны,
оформлены грамматически верно / с аграмматизмами,
построены с использованием разнообразных грамматических конструкций / построены однообразно,
логичны и последовательны / алогичны и непоследовательны,
адекватное использование вербальных средств / выраженная бедность словаря.
14. Чтение :
способ : побуквенное, послоговое, целыми словами, словесно-фразовое;
скорость : высокая, средняя, низкая, очень низкая;
правильность : отсутствие/ наличие единичных/ множественных ошибок дислексического характера (пропуски букв/слогов/слов, замены букв оптически сходных /букв соответствующих акустически сходным звукам, вставки букв/слогов/слов, перестановки букв/слогов, персеверации, антиципации, аграмматизмы;
понимание прочитанного : полное понимание, небольшое изменение смысла ситуации, грубое искажение смысла.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________
15. Письмо : отсутствие/наличие единичных/множественных ошибок дисграфического характера (вставки, замены по акустическому, оптическому сходству, пропуски гласных, согласных, персеверации, антиципации, не дописывание слов, слитное написание слов, аграмматизмы, нарушение границ предложения), отсутствие/наличие единичных/множественных орфографических ошибок.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________
16. Логопедическое заключение _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
17. Динамика нарушений письменной речи ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
2 класс
3 класс
4 класс
18. Результаты устранения нарушений устной и письменной речи:
1) состояние зрительного восприятия:
2) состояние общей и мелкой моторики: без динамики/слабая динамика/значительное улучшение/в пределах возрастной нормы;
3) состояние артикул. моторики: без динамики/слабая динамика/значительное улучшение/в пределах возрастной нормы;
4) состояние звукопроизношения: без динамики/слабая динамика/значительное улучшение/в пределах возрастной нормы;
5) состояние функции фонематического анализа, синтеза, представлений: без динамики/слабая динамика/значительное улучшение/в пределах возрастной нормы;
6) состояние функции зрительно-пространственной координации: без динамики/слабая динамика/значительное улучшение/в пределах возрастной нормы;
7) состояние лексико-грамматического строя речи: без динамики/слабая динамика/значительное улучшение/в пределах возрастной нормы;
8) состояние связной речи: без динамики/слабая динамика/значительное улучшение/в пределах возрастной нормы;
9) чтение: без динамики/слабая динамика/значительное улучшение/в пределах возрастной нормы;
10) письмо: без динамики/слабая динамика/значительное улучшение/в пределах возрастной нормы.
Дата выпуска ______________________________________________________________________________
Учитель-логопед _______________/ /
Речевая карта
(для школьного логопункта)
1. Фамилия, имя, возраст.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).
ПриложениеРЕЧЕВАЯ КАРТА
(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)
Фамилия, имя, возраст
Школа класс 1
Домашний адрес
18.09
Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года,
Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: непра-вильно произносит несколько звуков. Со слов матери (ва-рианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми: 2) мать не отме-чает неправильно произносимых звуков.
Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.
Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.
Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова - с 1 года (1,5 лет): фразовая речь - с 1,5-2 лет.
(строение, подвиж-ность): Строение и подвижность артикуляционного аппа-рата без патологии.
^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ных связных высказываний): Моя мама Надежда Иванов-на. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зо-вут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в ого роде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сест-рой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям.. Там растут розы. Потом мы с мамой в город ездили (смеши-вает и заменяет звуки; р-л, ж-з, с-т).
Б) Грамматический строй:
наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах воз-растной нормы.
В) ^
произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р - горл., р-л, с-т, з-т (жа-ножа - жаноза, шаша-шаса, лалек-ралек) ;
различение оппозиционных звуков: ра-ла-ла (лаЗ) та-да-та + ка-ка-га + са-са-ша (шаЗ) ла-ра-ла (лаЗ) да-да-та + га - га - ка + ша - ша-са (шаЗ) са-са-за (са-ся-ся) па-па-б а + за-жа-за (за-за-жа) за-за-са (зя-ся-ся) ба-па-ба + жа-жа-за (жаЗ);
воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космо-навт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мо-тоцикле; апельсиновый морс.
Г) темп и внятность речи:
12. ^
Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова:
Вата - какой 1-й зв.? - в; 2-й?* - а; 3-й? - т;
4-й? - а.
Сушки - назови 1-й зв. - с, 3-й зв. - с.
Плащ - назови 2 - й зв.? - а, последний - ?
Книга - сколько слогов? - 2; назови 1-й слог - кни;
2-й - ? - га.
Сколько звуков в 1-ом слоге? - 2; назови их - к, н.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:
воспроизводит отдельные печатные буквы (А, Н, П, И...), слоги (ПА, НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...);
воспроизводит только отдельные печатные буквы.
а) уровень овладения техникой чтения
называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...);
называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т И, Г, Л, Р, но не читает;
читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;
в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопе-дом текст.
^ 15. Проявление заикания:
А) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловлива-ющие его проявление (ответы у доски и т.д.):
Б) сформированность языковых средств:
В) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):
Г) адаптация к условиям общения:
^ Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, кри-тичен к своему дефекта.
Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).
Логопедический пункт
при общеобразовательной школе №
^ РЕЧЕВАЯ КАРТА
(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)
Фамилия, имя, возраст: Петров Ваня, 7 лет
Школа № 1 класс 1
Дом. адрес
Дата зачисления на логопедический пункт 18.09
Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года.
Жалобы учителей или родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов ма-тери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
Состояние слуха проверяется при необходимости.
Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы - к 4-5 годам. Речь непо-нятна окружающим.
^ Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж-ность): Строение - N. Подвижность - с трудом удержи-вает заданную позу и испытывает трудности в переклю-чении с одной артикуляционной позиции на другую.
^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ность связных высказываний): В беседе о семье ответы ре-бенка могут быть следующие: «Ваня», «Мам.у зовут Зой-кой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос - кем работает?), «Не знаю» (про папу).
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, отно-сящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый - слабый, лежит - не лежит, воро-на - ворота и т.д.
Грамматический строй: типы употребляемых предложений,
Наличие аграмматизма. Привести примеры (смотри запись
Беседы и связного высказывания):
^ Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
На деревьев появились первые листочки.
Мн. ч., Им. п. - деревы, глазы, крыли...
Мн. ч., Род. п. - тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яб-
лонычный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.
^ Произношение и различение звуков:
произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Р - увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек - ларек); Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж - 3;
различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N ), та-да-да (N ), га-ка-ка (N ), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом (привести примеры): лигуливат (регулирует); тлансп, штампам (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
^ 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
Звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? - «2». 1-й звук? - «П». 2-й звук? - «А». 3-й звук? - «А». Назови последний звук. - «А». Назови 1-й звук. - «Т». Назови 3-й звук. - «А».
Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные рабо-ты прилагаются к речевой карте.) Варианты; 1) воспроизво-дит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
Чтение:
знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
знает все буквы, но не читает;
читает слоги и односложные слова;
читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает глас-ные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру сло-ва; путает некоторые буквы;
пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил
(кружил) их... (по) воздуху.
в) понимание прочитанного. Варианты:
с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказыва-ет только с помощью вопросов;
основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
испытывает некоторые затруднения.
А) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуа-ции, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.);
Б) сформированность языковых средств;
В) особенности общего и речевого развития (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность);
Г) адаптация к условиям общения.
Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пони-женная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень само-контроля и самостоятельности.
Заключение логопеда. ^ Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II - III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).
Результаты исправления речи (отмечаются в карте к мо-менту выпуска учащихся из логопедического пункта).