Организм и его основные физиологические функции

В восточной медицине понятие "орган", помимо анатомического органа в понимании западной медицины, включает его специфические, физиологические и психические функции (согласно учению цзан-фу) .
Все органы делятся на пять иньских и пять яньских, а также на плотные . (цзан) и полые (фу) . К инь-органам (плотным - цзан ) относятся печень, сердце, селезенка, легкие, почки; к ян-органам (полым - фу ) - желчный пузырь, тонкая кишка, толстая кишка, желудок, мочевой пузырь.

ПЯТЬ ПЛОТНЫХ ОРГАНОВ

Сердце . Включает в себя анатомический орган сердце, осуществляет функции управления кровью и сосудами, потовыделением, а также сознанием, мыслями, активностью мышления, регулирует жизненные силы ци . "Окном" сердца является язык, "зеркалом" - лицо. Когда функция сердца нормальная, человек пребывает в ясном сознании, обладает быстротой мышления и крепостью духа. В органе "сердце" выделяется перикард - сердечная сумка. В его функции входит защита сердца от угрозы извне, а также кровообращение. Большинство изменений в сердце проявляется в перикарде (например, при проникновении в него жара возникает смятение духа). С органом "сердце " связан канал малый инь сердца, проходящий по рукам; с ним тесно взаимодействует янский канал тонкой кишки на руках; его полый орган является подчиненным сердца.

Легкие . В это понятие сходят сами легкие, дыхательные пути, нос, кожа, волосяной покров тела. Орган "легкие" управляет циркуляцией жизненных сил и жидкостей ("соков тела") в организме, контролирует дыхание. "Окном" легких является нос, "зеркалом" - волосяной покров тела. При нарушении функции легких возникают изменения кожи (сухость, зуд), появляются кашель, одышка, а также нарушение мочеиспускания, отеки. С легкими сопряжен янски й канал (фу) толстой кишки.

Селезенка . Она является второй "матерью" для организма человека (первая "мать" - почка). В понятие "селезенка" входят анатомический орган селезенка, мышцы, жировая ткань и присущие ей функции: управление транспортом питательных веществ, их переработкой и распределением ^контроль питания); контроль состояния крови и управление мышцами. "Окно" селезенки - рот, губы, "зеркало" - мышцы конечностей. Селезенка очищает кровь, а достаточность ее жизненных сил предохраняет от кровотечений. Она согревает пять органов - хранилищ цзан (пять плотных органов), хранит сознание, определяет конституцию человека и его физические силы. При нарушении функций селезенки возникают гематомы, обильные менструации, мышцы теряют упругость и быстро "устают", происходят изменения вкуса и аппетита, трескаются губы, ослабляются память и иммунитет. Селезенка связана с желудком.

Печень . В нее входят анатомический орган печень, расположенные на ее уровне боковые стороны тела, а также присущие ей функции: распределение ци по каждому органу (фильтрация и транспортировка, выведение различных веществ), хранение и распределение крови, контроль выведения желчи. Она ведает связочным аппаратом (сухожилия, фасции), контролирует нервную систему, зрение и цветовосприятие. "Окно" печени - глаза, а "зеркало" - ногти. Нарушение функций печени приводит к изменениям психики, пищеварения, менструального цикла. Это может привести к депрессии, подавленности, печали, раздражительности, гневу, легкой возбудимости, бессоннице, головокружению; изменению свертываемости крови, нарушению зрения, судорогам мышц. Печень связана с желчным пузырем.

Почки . В это понятие восточная медицина включает анатомический орган почки, уши, волосы, кости, мочеполовую систему, поясницу, а также присущие им функции: накопление субстанции цзин, обеспечение детородной способности, управление циркуляцией жидкостей, образование крови, усвоение входящих в организм жизненных сил ци , развитие костного мозга и всей мозговой ткани, управление состоянием костей и волос, контроль слуха. В правой почке располагается сексуальная энергия (у мужчин - выработка спермы и способность к зачатию, у женщин - регулярные месячные, возниконовение и развитик беременности), а также источник жизненных сил, в левой - наследственная энергия. Все гинекологические заболевания связаны с левой почкой. "Окно" почек - уши, "зеркало" - волосы. С почками связана воля человека (духовная активность). При нарушении функции почек возникают усталость, боли в пояснице, шум в ушах, головокружение, отеки, бессонница, снижение памяти, замедленное мышление, выпадение зубов и волос. Почки связаны с мочевым пузырем.

ПЯТЬ ПОЛЫХ ОРГАНОВ И ТРИ ОБОГРЕВАТЕЛЯ

Желчный пузырь. В это понятие входит желчный пузырь, который накапливает желчь, способствующую пищеварению, и управляет психикой. При нарушении функций желчного пузыря появляются желтизна глаз и кожных покровов, горький вкус во рту, рвота, страх, бессонница, интенсивность сновидений.

Желудок . В это понятие входят сам желудок и присущие ему функции - прием и переваривание пищи, частичное ее всасывание. Нарушение этих функций сопровождается тошнотой, рвотой, потерей аппетита и т. п.

Тонкая кишка . Это анатомический орган тонкая кишка и присущие ей функции - разделение "чистых" и "замутненных" жидкостей ("чистая" часть направляется в селезенку, "мутная" - в толстую кишку), а также отвод от сердца ненужных (патологических) веществ. При ее заболевании могут возникнуть нарушения пищеварения и мочеотделения.

Толстая кишка . К этому органу в китайской медицине отношение особое. Она считается зеркалом здоровья человека, ибо на толстую кишку проецируются все жизненно важные органы человеческого организма. Толстая кишка ответственна за всасывание воды, образование кала и выведение его наружу. При расстройстве функций нарушается процесс выделения (понос - при пустоте, запор - при полноте). Следовательно, возникает токсикоз в тех зонах, где образуется застой и затвердение кала, - и страдает орган, проекция которого находится в этой зоне.

Мочевой пузырь . Включает в себя мочевой пузырь и его функции - накопление жидкости и выведение мочи. При нарушении этих функций уменьшается количество выделяемой мочи или теряется контроль за ее выведением.

Три обогревателя . Анатомического представителя этот орган не имеет, но функциональная роль его велика. Верхний обогреватель включает легкие и сердце, ведает дыханием и кровообращением, осуществляет контроль за порами кожи; средний включает селезенку и желудок, контролирует переваривание пищи; в нижний входят почки, печень, тонкая кишка ракт к.ишка и мочевой пузырь, он осуществляет фильтрацию, выводит из организма избыток воды и ненужные вещества. Таким образом, три обогревателя объединяют пять плотных и пять полых органов и согласуют их работу.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЛОТНЫХ ОРГАНОВ

Полые и плотные органы тесно связаны между собой, образуя единый организм, осуществляющий гомеостаз (постоянство внутренней среды). Знание законов их тесной взаимосвязи позволяет врачу распознать заболевание, проследить за его течением, назначить лечение, осуществить профилактику болезней.

Сердце и легкие . Легкие ведают поступлением жизненной энергии ци , а сердце ведает кровью, обеспечивая ее нормальное перемещение. При недостатке ци возникает слабость функции сердца, и из-за замедления кровотока появляются тромбозы. Сходная картина наблюдается при плохом поступлении кислорода: могут возникнуть сердечно-легочная недостаточность и стенокардия. Если функция сердца ослаблена, то застаивается кровь в сосудах легких, вызывая удушье и кашель (сердечная астма).

Сердце и печень . Они совместно решают задачу перемещения крови. При недостатке крови в сердце может возникнуть и ее недостаток в печени, что сопровождается головокружением, мельканием в глазах, тремором конечностей и пр. Они вместе также оказывают влияние на психику человека.

Сердце и селезенка При нарушении функции селезенки изменяется поступление питательных веществ в кровь, наблюдаются сердцебиение, ослабление памяти, слабость пульса, нездоровый цвет лица.

Сердце и почки . Сердце и почки постоянно контролируют друг друга. Если мало ян сердца, то его огонь не опускается и не поддерживает тепло почек; они же, в свою очередь, не выполняют функцию по перемещению воды вверх, наблюдаются сердцебиение, отеки. При недостатке инъ почек не поддерживается инь сердца, ослабляется контроль за его ян-функцией, появляются сердцебиение, бессонница, обилие сновидений. Они оба участвуют в психической деятельности человека.

Легкие и селезенка . Если нарушается функция селезенки по перемещению жидкости, она застаивается, вызывая мокроту, - отсюда кашель и одышка. И наоборот, если ослаблена функция легких, то нарушается отвод жидкости вниз; скапливаясь, она неблаготворно влияет на функцию селезенки, вызывает отеки, вздутие живота, жидкий стул.

Печень и легкие . Если нарушается функция легких, состоящая в отводе ци вниз, то нарушается функция печени, что вызывает усталость, ослабление голоса, колебания настроения. Наоборот, при нарушении порядка ци печени наблюдается изменение функции легких (боль в груди, кашель, часто сухой, может быть с примесью крови).

Почки и легкие . Они совместно ведают обменом жидкости в организме. При нарушении их функций могут возникнуть скопление воды, одышка. При нормальной работе легких хорошо поступает жизненная энергия ци (например, кислород), растет количество субстанции цзин ци в почках. В свою очередь, нормальное прохождение ци через легкие контролируется почками. При недостатке ци почек легкие плохо принимают ци , возникают одышка, удушье.

Печень и селезенка . Селезенка вырабатывает и контролирует кровь, перемещает питательные вещества, а печень накапливает их. Если человек возбужден, то нарушается функция печени, это ведет к разрегуляции функции селезенки появляются боли в области груди, отсутствие аппетита, метеоризм, чувство переполнения после еды. И наоборот, при нарушении функции селезенки ухудшается пищеварение, ослабляется выработка крови, что сказывается на печени.

Селезенка и почки . В почках накапливается субстанция цзин которая пополняется после рождения человека за счет питательных субстанций селезенки. В то же время транспортировочная функция селезенки зависит от теплоты (ян) почек. Таким образом, при недостатке ян почек нет обогрева ян селезенки, а при недостатке ян селезенки возникает недостаток ян почек.

Печень и почки . Печень накапливает кровь, почки на капливают субстанцию цзин . Накапливание крови в печени зависит от количества цзин в почках, и наоборот, накопление цзин почек зависит от накопленной в печени крови. Если ее количество ниже критического уровня, то цзин в почках не пополняется; это, в свою очередь, ведет к дальнейшему снижению количества крови, вследствие чего цзин опять не пополняется. Образуется порочный круг, который надо прервать, воздействуя лечебными методами.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЫХ ОРГАНОВ

При непрерывной передаче питательных веществ через все пять полых органов и через три обогревателя периодически каждый из них то наполняется, то опустошается. Если такое свободное прохождение нарушается, то возникает заболевание.

Исходя из теории инь-ян , каждый плотный орган имеет связь с полым органом. Эти связи определяют внутренние взаимоотношения и развитие патологических синдромов.

Связь между сердцем и тонкой кишкой прослеживается, например, при заболевании (жара) тонкой кишки, когда появляются изъязвления во рту и на языке.

Связь между легкими и толстой кишкой . Например, при приступах удушья, сопровождающихся повышенной температурой, наблюдается запор. Лечение многих синдромов легких осуществляется через толстую кишку.

Селезенка и желудок - органы пищеварения. Если нарушается функция селезенки, то возникают потеря аппетита, чувство переполнения после приема пищи, общая слабость и другие жалобы на работу желудка. Возникает блок, и ци желудка может пойти в обратном направлении. Тогда появляются рвота, отрыжка, что неблагоприятно отражается на селезенке.

Почки связаны с мочевым пузырем . Контроль за выведением мочи осуществляется почками. При достаточном количестве ци почек мочевой пузырь хорошо удерживает воду; если ци почек слаба, то функции мочевого пузыря нарушаются.

Желчный пузырь соединен с печенью . Он накапливает и выделяет желчь, которая образуется в печени, и поддерживает пищеварение в желудке и кишечнике. При нарушении функции печени наблюдается изменение в образовании желчи; в то же время нарушение процесса выделения желчи отрицательно сказывается на печени.

Мы рассмотрели взаимосвязь между всеми плотными и полыми органами, их взаимодействие между собой и по отдельности. Знание и понимание этих взаимосвязей позволяет диагностировать заболевание, осуществлять лечение и профилактику болезней.

  • Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
  • Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
  • Тема 14. Теоретические основы органической химии
  • Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
  • Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
  • Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
  • Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
  • Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
  • Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
  • Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
  • Тема 22. Индивидуальное развитие организма
  • Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
  • Раздел IV. Основы экологических знаний
  • Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
  • Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
  • Тема 26. Экология питания человека
  • Планы уроков Введение в Естествознание
  • Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
  • 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
  • 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
  • 1. Основы научной деятельности.
  • 2. Структура научного познания.
  • 3. Основные методы научного исследования.
  • Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
  • 1. Объективные законы природы – основа естествознания.
  • 2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
  • Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
  • Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
  • 1. Физика и ее научный предмет.
  • 2. Механика. Механическое движение.
  • 3. Законы динамики Ньютона.
  • Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
  • 1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
  • 2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
  • 3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
  • 4. Работа и мощность.
  • 5. Механические волны, звук.
  • Тема 6. Основы термодинамики.
  • 1. Агрегатные состояния физических тел.
  • 2. Тепловые процессы.
  • 3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
  • 4. Тепловые машины, их применение.
  • Тема 7. Основы электродинамики.
  • 1. Электричество. История открытия.
  • 2. Основы электродинамики.
  • 3. Постоянный электрический ток.
  • Тема 8. Основы электромагнетизма.
  • 1. Основы электромагнетизма.
  • 2. Переменный электрический ток.
  • 3. Электромагнитные волны.
  • Тема 9. Основы оптики
  • 1. Развитие представлений о природе света.
  • 2. Законы прямолинейного распространения света.
  • 3. Дисперсия света. Цвет и свет.
  • 4. Волновые свойства света.
  • 5. Свет как поток частиц.
  • Раздел II. Химия – наука о веществах.
  • Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
  • 1. Общие теоретические основы химии.
  • 2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
  • 3. Химия наука о веществах.
  • Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
  • 1. Химические особенности неорганических веществ.
  • 2. Разновидности химических реакций.
  • Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
  • 1. Кислород и его химические свойства.
  • 2. Применение кислорода.
  • 3. Водород и его химические свойства.
  • 4. Применение водорода.
  • Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
  • 1. Растворение и растворы.
  • 2. Понятие растворимости вещества.
  • 3. Концентрация раствора.
  • 4. Поведение веществ в растворах.
  • Тема 14. Теоретические основы органической химии.
  • 1. Органические соединения и их значение.
  • 2. Основы теории строения органических соединений.
  • Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
  • 1. Предельные углеводороды.
  • 2. Непредельные углеводороды.
  • Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
  • 1. Ароматические углеводороды.
  • 2. Спирты и карбоновые кислоты.
  • Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
  • 1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
  • 2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
  • Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
  • Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
  • 1. Биология – естественная наука.
  • 2. Понятие жизни и организма.
  • Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
  • 1. Уровни организации живой природы.
  • 3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
  • Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
  • 1. Определение клетки. История открытия.
  • 2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
  • 3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
  • Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
  • 1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
  • 2. Этапы развития человека в онтогенезе.
  • 3. Половое созревание. Продолжение жизни.
  • Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
  • 1. Предупреждение пищевых отравлений.
  • 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
  • 4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
  • 5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
  • Раздел IV. Основы экологических знаний.
  • Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
  • 1. Экология как наука.
  • 2. Вода и ее свойства.
  • Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
  • 1. Понятие воздуха и атмосферы.
  • 2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
  • 3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
  • 4. Экология атмосферы.
  • Тема 26. Экология питания человека.
  • 1. Экология питания человека.
  • 2. Значение витаминов для организма.
  • 3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
  • Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
  • Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
  • Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
  • Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
  • Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
  • Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
  • Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
  • Письменное домашнее задание №2
  • Письменное домашнее задание №3.
  • Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
  • Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
  • Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
  • Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
  • Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
  • Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
  • Литература
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.

    Учебные вопросы

    1. Ткани человеческого организма.

    2. Органы и системы органов человека.

    1. Ткани человеческого организма .

    Ткани и органы организма . Ткань - это группа клеток, в совокупности с межклеточным веществом, выполняющая общие функции и, при этом, характеризующаяся общим строением и происхождением. Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы.

    Гистология . Строение тканей живых организмов изучает наука гистология.

    4 основных вида (типа) тканей . Наука выделяет 4 основных типа тканей: эпителиальную; соединительную; нервную; мышечную.

    Эпителиальная (покровная) ткань . Эпителиальная (покровная) ткань, или эпителий, представляет собой пограничный слой клеток, который выстилает покровы тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей, а также составляет основу многих желез.

    Функции эпителиальной ткани . Эпителий отделяет организм (внутреннюю среду) от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой. Основные функции: Покровная; Защитная; Выделительная; Секреторная.

    Регенерация клеток эпителиальной ткани . Клетки эпителиальной ткани живут непродолжительное время и быстро заменяются новыми (это называется регенерацией).

    Соединительная ткань (Коллаген ). В целом, соединительная ткань составляет то, что называют внутренней средой организма. Эта ткань очень разнообразна и представлена различными видами – от плотных и рыхлых форм до крови и лимфы, клетки которых находятся в жидкости.

    Виды соединительной ткани в организме . Из этой ткани образуются: кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир. Поэтому ее виды: костная, хрящевая, жировая, жидкая, рыхлая, ретикулярная.

    Функции соединительной ткани . Опорная; Защитная; Транспортная; Запасающая.

    Костная ткань . Костная ткань, образующая кости скелета, отличается большой прочностью. Она поддерживает форму тела (конституцию) и защищает органы, расположенные в черепной коробке, грудной и тазовой полостях, а также участвует в минеральном обмене.

    Хрящевая ткань . Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества (хрящевого матрикса), характеризующегося повышенной упругостью. Эта ткань выполняет опорную функцию, т.к. образует основную массу хрящей.

    Кровь и лимфа . Это - жидкая соединительная ткань, состоящая из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами – сыворотка и белок фибриноген). Образует кровеносную систему всего организма.

    Жировая ткань . Жировая ткань относится к рыхлой соединительной ткани. Ее клетки крупные и наполнены жиром. Эта ткань подразделяется на два типа: белую и бурую.

    Функции жировой ткани. Питательная; Защитная; Формообразующая; Терморегулирующая.

    Мышечная ткань и ее виды . Мышечная ткань обладает возбудимостью и способностью к активному сокращению под влиянием нервной системы и некоторых веществ. Микроскопические различия позволяют выделить два типа этой ткани – гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную).

    Гладкая мышечная ткань . Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.

    Поперечнополосатая мышечная ткань . Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Она образует скелетные мышцы.

    Сердце (сердечная мышца ). Сердечная мышца – это разновидность мышечной ткани. В сердечной мышечной ткани соседние мышечные волокна соединены между собой, волокна имеет небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Сердечная ткань обладает автоматией – способностью непроизвольно сокращаться, что обеспечивает проталкивние крови через камеры сердца.

    Функции мышечной ткани . Гладкая мышечная ткань выполняет следующие функции: обеспечивает непроизвольные сокращения стенок внутренних органов и поднятие волос на коже. Поперечно–полосатая мышечная ткань выполняет следующие функции: обеспечивает произвольные движения тела, мимику лица, речь. Важная функция: автоматия сердечно-мышечной ткани.

    Нервная ткань . Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.

    Нервные клетки (нейроны) и межклеточное вещество – нейроглия . Из клеток нервной ткани образуются головной и спинной мозг, а также нервы. Нервные клетки – нейроны – состоят из тела и отростков. Межклеточное вещество нервной ткани – нейроглия образует вспомогательные клетки или клетки-спутницы.

    Функции нервной ткани. Высшая нервная деятельность. Связь организма

    с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов. Свойства возбудимости и проводимости.

    2. Органы и системы органов человека .

    Организм . Организм – это определенный комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

    Органы в организме человека . Обычно орган состоит из нескольких видов тканей, но какая-то одна преобладает. Например, главная ткань желез – эпителиальная, а мускулов – мышечная. В печени, легких, почках, железах основной, «рабочей» тканью является эпителиальная, в кости – соединительная, в мозге – нервная.

    Общее строение органов человека . Живые организмы построены из особых химических соединений – органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот). Они входят в состав любой живой клетки. Вещества клетки образуют упорядоченные структуры – органоиды, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки.

    Понятие системы органов . Органы, выполняющие единую функцию и имеющие общий план строения и развития, объединяются в системы органов. Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм.

    10 основных систем органов организма человека . В организме человека выделяется 10 основных систем органов: Покровная система; Опорно-двигательная система; Пищеварительная система; Кровеносная система; Лимфатическая система; Дыхательная система; Выделительная система; Половая система; Нервная система; Эндокринная система.

    Покровная система органов человека . В покровную систему входят кожа и слизистые оболочки, выстилающие полость рта, дыхательных путей, органов пищеварения.

    Состав и функции покровной системы . В состав покровной системы входят: кожа и слизистые оболочки: полости рта; дыхательных путей; органов пищеварения. Основная функция: Защитная. Предохраняет организм от: высыхания, температурных колебаний, повреждения, проникновения ядовитых в-в; проникновения болезнетворных микроорганизмов.

    Опорно-двигательная система органов человека . Опорно-двигательная система состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Она позволяет человеку стоять, двигаться, выполнять сложную работу, защищает внутренние органы от повреждения.

    Кровеносная система организма . Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов.

    Задачи кровеносной системы . Эта система снабжает органы нашего тела питательными веществами и кислородом, выносит из них углекислый газ и другие ненужные продукты жизнедеятельности, выполняет защитную функцию, участвуя в иммунитете.

    Гуморальная регуляция . Регуляция процессов жизнедеятельности в организме, через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, слюну) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями называется гуморальной регуляцией.

    Состав крови . Плазма. Лейкоциты. Тромбоциты.

    Лимфатическая система . Лимфатическая система образована лимфатическими узлами и лимфатическими сосудами. Принимает участие в образовании иммунитета и поддержании постоянства внутренней среды организма.

    Структура лимфатической системы . В структуру лимфатической системы входят: лимфатические капилляры; лимфатические сосуды; лимфатические узлы; лимфатические стволы и протоки.

    Система пищеварительных органов . Пищеварительная система состоит из: пищеварительного тракта; пищеварительных и функциональных желез.

    Основные функции пищеварительной системы . Функции пищеварительной системы – переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.

    Дыхательная система человека . Система органов дыхания состоит из дыхательных путей (носовой полости, носоглотки, глотки, гортани, трахеи и бронхов) и дыхательной части – легких.

    Функции органов дыхания . Функция дыхательной системы обеспечение газообмена между внешней средой и организмом.

    Газообмен . Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких, и в норме направлен на захват из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа.

    Выделительная система . Выделительная, или экскреторная система в биологии - это совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, продукты обмена веществ, соли, а также ядовитые вещества, попавшие в организм извне или образовавшиеся в нём.

    Структура и функции выделительной системы . Выделительная система образована почками, в которых образуется моча, содержащая вредные продукты обмена веществ, и мочевыносящими органами – мочеточниками, мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом.

    Половая система . Половая система - это совокупность органов, обеспечивающих половое размножение организма.

    Основная функция половой системы . Функция половой системы – обеспечение процесса деторождения.

    Половые клетки – гаметы . В половой системе образуются половые клетки – гаметы (сперматозоиды или яйцеклетки), и происходит оплодотворение и развитие оплодотворенной яйцеклетки.

    Общая структура половой системы . Половая система состоит из половых желез, внутренних и наружных половых органов.

    Нервная система . Нервная система регулирует ра боту органов, обеспечивает их согласованную деятельность и приспособление к условиям среды.

    Структура и функции нервной системы . Нервная система состоит из: головного мозга; спинного мозга; отходящих от них нервов и нервных узлов. Оснвая функция: благодаря нервной системе осуществляется умственная деятельность чело-века, определяется его поведение.

    Эндокринная система. Это система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндо-кринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.

    Структура и функции эндокринной системы. Система образована железами внутренней секреции. К ним относятся: гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и некоторые др. железы. Именно железы внутренней секреции выделяют гормоны.

    Демонстрации:

    Покровная система человека.

    Кожа и слизистая ткань носа.

    Костная ткань.

    Хрящевая ткань.

    Мышечная ткань.

    Поднятие волос на коже.

    Сердечно-мышечная ткань.

    Нервная ткань.

    Внутренние органы человека.

    Покровная система.

    Опорно-двигательная система.

    Пищеварительная система.

    Кровеносная система.

    Дыхательная система.

    Выделительная система.

    Нервная система.

    Эндокринная система.

    Контрольные вопросы:

      Назовите основные ткани человеческого организма.

      Дайте определение биологической ткани.

      Дайте определение органу в структуре организма.

      Назовите 4 основных вида (типа) тканей.

      Раскройте понятие эпителиальной (покровной) ткани и назовите ее функции.

      Сформулируйте, в чем заключается особенность регенерации клеток эпителиальной ткани.

      Раскройте понятие соединительной ткани (коллагена).

      Назовите виды соединительной ткани в организме.

      Назовите функции соединительной ткани.

      Раскройте понятия костной и хрящевой тканей.

      Раскройте понятие жировой ткани и назовите ее функции.

      Раскройте понятие мышечной ткани и назовите ее виды.

      Сформулируйте особенности гладкой мышечной ткани.

      Сформулируйте особенности поперечнополосатой мышечной ткани.

      Докажите аргументировано, что сердечная мышца является разновидностью мышечной ткани.

      Назовите функции мышечной ткани.

      Сформулируйте особенности нервной ткани, нервных клеток (нейронов) и межклеточного вещества – нейроглии.

      Назовите функции нервной ткани.

      Назовите основные органы и системы органов человека.

      Сформулируйте понятие организма человека.

      Раскройте общее строение органов человека.

      Раскройте понятие системы органов.

      Назовите 10 основных систем органов организма человека.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования покровной системы органов человека.

      Назовите состав и функции покровной системы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования опорно-двигательной системы органов человека.

      Назовите компоненты опорно-двигательной системы.

      Назовите функции двигательного аппарата.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования кровеносной системы организма.

      Назовите задачи кровеносной системы.

      Раскройте понятие гуморальной регуляции.

      Докажите, что кровеносная система является основой внутренней среды организма.

      Назовите состав крови.

      Раскройте особенности понятий «плазма», «лейкоциты», «тромбоциты».

      Назовите основные функции крови.

      Раскройте функциональные особенности тканевой жидкости и лимфы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования системы пищеварительных органов.

      Раскройте общую структуру пищеварительной системы.

      Назовите основные функции пищеварительной системы.

      Назовите основные компоненты нормального рациона питания.

      Докажите, что пищеварение – это процесс физической и химической обработки пищи.

      Назовите три отдела пищеварительной системы.

      Назовите функции ротовой полости, зубов и слюнных желез.

      Назовите вкусовые зоны языка.

      Назовите функции кишечника и желудка.

      Назовите функции поджелудочной железы и печени.

      Назовите функции различных отделов пищеварительного тракта.

      Сформулируйте значение слюны и ее ферментов: птиалина и мальтазы.

      Назовите химические особенности процесса обработки пищи слюной.

      Назовите основные компоненты слюны.

      Раскройте устройство пищевода.

      Раскройте понятие перистальтики пищевода.

      Расскажите об устройстве желудка.

      Сформулируйте особенности физико-химического процесса обработки пищи функциями желудка человека.

      Расскажите об устройстве кишечника и функциях пищеварительных желез.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования дыхательной системы человека.

      Докажите примерами, какое значение имеет дыхание для жизни.

      Назовите функции органов дыхания.

      Раскройте биологическое значение дыхания.

      Раскройте понятие и значение газообмена и трахеи.

      Раскройте значение и устройство легких.

      Назовите биологические особенности дыхательного процесса.

      Раскройте понятие жизненной емкости легких.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования выделительной системы.

      Раскройте понятие экскреторной системы в биологии.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования половой системы.

      Назовите основные функции половой системы.

      Раскройте понятие гамет.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования нервной системы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования эндокринной системы.

    Литература:

    1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 367-392.

    Организм представляет собой единое целое. При помощи нервной системы устанавливается связь между всеми органами организма. Изменение деятельности одного органа влияет на жизнедеятельность всего организма. Функционирование всех систем организма находится под контролем центральной нервной системы, которая обеспечивает согласованность их работы в соответствии с постоянно меняющимися условиями внешней среды. Живой организм представляет собой единое целое, в котором деятельность клеток, тканей, органов, физиологических систем согласована и связана. Организм обладает способностью к саморегуляции функций. Целостное единство организма поддерживается также при помощи гуморальной регуляции, через кровь. Гуморальная связь между органами находится под контролем нервной системы. В понятие об организме как едином целом входит взаимная связь физического и психического. Например, недостаточное развитие щитовидной железы приводит к умственной отсталости. У детей, появившихся на свет с недоразвитым головным мозгом, наблюдается слабоумие.

    Организм может существовать только при постоянном взаимодействии с окружающей его внешней средой. Для нормального функционирования организм должен быть уравновешен с условиями внешней среды. Связь организма с внешней средой происходит непрерывно за счет простых и сложных взаимоотношений:

    • простые осуществляются при участии врожденных безусловных рефлексов,
    • сложные - за счет приобретаемых в течение жизни условных рефлексов.

    Организм человека взаимодействует наряду с общеприродной также и с социальной средой . Социальная среда оказывает на человека огромное влияние. Во взаимодействиях человека с социальной средой важнейшая роль принадлежит так называемой второй сигнальной системе, которая лежит в основе речи и мышления человека.

    Совокупность систем и аппаратов органов образует целостный организм человека, в котором все составляющие его части взаимосвязаны, при этом основная роль в объединении организма принадлежит сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной системам . Эти системы действуют согласованно, обеспечивают нейрогуморальную регуляцию функций организма. Нервная система передает сигналы в виде нервных импульсов, а эндокринная система при этом высвобождает гормональные вещества, которые переносят кровь к органам-мишеням.

    Взаимодействие между клетками нервной и эндокринной систем осуществляется при помощи разных клеточных медиаторов , образованных из аминокислот (либерины, эндорфины и др.). Вырабатываемые в нервной системе в небольших концентрациях, они оказывают исключительно большое влияние на эндокринный аппарат. Кроме совместной регуляции жизнедеятельности организма, нервная и эндокринная системы могут действовать самостоятельно.

    Саморегуляция физиологических функций - основной механизм поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне. Относительное постоянство внутренней среды у человека поддерживается нервно-гуморальными физиологическими механизмами, регулирующими деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, почек и потовых желез, которые обеспечивают удаление из организма продуктов обмена веществ. Таким образом, нервная и эндокринная системы обеспечивают динамичное развитие организма и устойчивость его основных физиологических функций.

    Основные биологические функции организма человека:

    • функция гомеостаза, поддержание параметров межклеточной среды организма
    • функция экзотрофии (внешнего питания)
    • функция поддержания чистоты межклеточной среды организма (эндоэкологии)
    • функция длительной, интенсивной физической активности (локомоции)
    • функция стресса
    • функция краткосрочной адаптации
    • функция длительной адаптации

    Способы регуляции функций организма . В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется двумя способами:

    Нервная и гуморальная регуляции осуществляют взаимосвязь и согласованную работу всех органов и систем. Поэтому организм функционирует как единое целое.

    Саморегуляция заключается в том, что любое отклонение от нормального состава внутренней среды организма включает нервные и гуморальные процессы, регулирующие возвращение его к исходному уровню. Например, увеличение количества сахара (глюкозы) в крови включает механизмы нервной и гуморальной регуляции, способствующие снижению его количества и возвращению к нормальному уровню; или ослабление работы сердца и падение кровяного давления включают нервно-гуморальные механизмы, которые нормализуют сердечно-сосудистую деятельность, т. е. усиливают работу сердца и повышают кровяное давление. Саморегуляция функций происходит и на клеточном уровне . Например, если в клетке вырабатывается избыточное количество белка, то скорость его синтеза замедляется.

    Принцип нервизма. Единство организма и связь его с внешней средой осуществляется главным образом за счет деятельности нервной системы, особенно ее высших отделов - коры больших полушарий и подкорковых образований. Определение нервизма впервые дано в 1883 г. И. П. Павловым в его докторской диссертации "Центробежные нервы сердца": "Под нервизмом следует понимать физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма."

    Деятельность нервной системы носит рефлекторный характер . Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая центральной нервной системой. Путь, по которому нервное возбуждение передается при рефлексе, является рефлекторной дугой . Рефлекторная дуга включает следующие отделы:

    • рецепторы,
    • афферентные (чувствительные) нервные волокна,
    • участок центральной нервной системы,
    • эфферентные (двигательные) нервные волокна,
    • рабочий орган.

    В рефлекторной дуге нервный импульс проводится в одном направлении - от афферентного нейрона к эфферентному. Различают простые и сложные рефлекторные дуги. состоит из чувствительного, двигательного и одного вставочного нейронов.



    В сложной рефлекторной дуге между афферентными и эфферентными нейронами располагаются два и более вставочных нейрона.



    Организм (от лат. organise» - устраиваю, придаю стройный вид) - это целостная биологическая система отдельного живо­го существа. Организм обладает специфическими свойствами, которые и делают его самостоятельной единицей живой мате­рии (обмен веществ, раздражимость, возбудимость, реактив­ность, изменчивость, способность к самовоспроизведению, над­ежность функционирования и др.). Элементарные проявления жизнедеятельности на клеточном уровне - раздражимость, возбудимость, реактивность - являются в то же время важней­шими биологическими свойствами целостного организма.

    Физиологические реакции и свойства целостного организма

    Обмен веществ, раздражимость, возбудимость. Являясь са­мостоятельной единицей живой материи, организм отвечает на внешние и внутренние воздействия как единое целое. Следова­тельно, он может рассматриваться как целостная саморегулиру­ющаяся система. Способность к саморегуляции - одно из ос­новных свойств организма, которое позволяет осуществлять адаптивные реакции при сохранении динамического постоян­ства его внутренней среды.

    Основой жизнедеятельности организма является обмен ве­ществ . В живой материи обмен веществ приобрел принципи­ально новое качественное содержание. Разрушая в процессе обмена органические вещества внешней среды, организм син­тезирует новые вещества, в которых аккумулируется свобод­ная энергия. Иначе говоря, организм не только обменивается с внешней средой веществами, энергией и информацией, но бла­годаря процессу накопления энергии противопоставляет себя разрушающим влияниям среды, сохраняет свое качественно новое, живое состояние.

    Источником получения энергии для организма животных и человека служат пищевые вещества. Они используются для синтеза жиров, углеводов и видоспецифичных белков. Видовая специфичность организма определяется особенностями обме­на, свойственными каждому конкретному виду живых существ.

    Общим свойством живой материи является раздражимость.

    Раздражимость - это способность живой системы (клетки, ткани, органа или целостного организма) реагировать на дейст­вие раздражителей изменением уровня физиологической актив­ности.

    Раздражители (физические, химические, физико-химичес­кие) вызывают раздражение при определенных условиях (сила, длительность раздражителя, уровень возбудимости живой тка­ни). Все живые ткани возбудимы. Однако мера специфичности регистрируемых ответных реакций у них различна. Наиболь­шей специфичностью отличаются ответные реакции нервной, мышечной и железистой тканей. Например, нервная и мышеч­ная ткани отвечают на действия раздражителей специфическим волновым физиологическим процессом - возбуждением.

    Возбудимость - это способность клетки, ткани, целостного организма отвечать на действие раздражителя реакцией воз­буждения.

    Возбуждение - это форма ответной реакции на действие раздражителей внешней и внутренней среды, сопровождающа­яся генерацией волнового, распространяющегося потенциала действия.

    Внутренним содержанием возбуждения является изменение интенсивности процессов жизнедеятельности в клет­ках возбудимых тканей. Для нервной ткани процесс возбужде­ния - основная форма проявления жизнедеятельности. Для мышечной и железистой тканей возбуждение лишь начальный этап их специфической активности, т.е. сократительной или секреторной функции.

    В нервной ткани возбуждению противостоит противополож­ный по физиологическому содержанию процесс - торможе­ние. Так, если возбуждение нервной клетки приводит иннервируемую структуру в деятельное состояние, то процесс торможе­ния вызывает прекращение ее деятельности. Сам тормозной процесс является самостоятельной формой электрической ак­тивности клеточной мембраны, одним из актов жизнедеятель­ности нервной клетки.

    Мера возбудимости определяется минимальной силой раз­дражителя, которая способна вызвать возбуждение. Это поро­говая сила, или порог раздражения. Возбудимость будет тем выше, чем ниже порог раздражения. Наиболее высока возбуди­мость к адекватным раздражителям, т.е. к раздражителям, ставшим специфическими для того или иного воспринимающе­го аппарата (например, звук для слуховых рецепторов). Нерв­ные элементы сетчатки воспринимают энергию светового излу­чения, равную нескольким квантам. Для возбуждения рецепто­ров обоняния достаточно несколько молекул пахучего вещест­ва.

    Физиологические процессы, функции, механизмы

    Основой жизнедеятельности организма являются физиологи­ческие процессы - сложная форма взаимодействия и единства биохимических.и физиологических реакций, получившая в жи­вой материи качественно новое (биологическое) содержание. Физиологические процессы лежат в основе физиологических функций. В физиологических функциях проявляется жизнедея­тельность как целостного организма, так и отдельных его час­тей. Физиологические функции с некоторой долей условности можно разделить на соматические (телесные, свойственные жи­вотным) и вегетативные (свойственные и животным, и растени­ям). Соматические функции - это ответные реакции организ­ма (преимущественно двигательные) на действие раздражи­телей внешней и внутренней среды. Вегетативные функции - это функции, обеспечивающие рост, размножение, обмен ве­ществ. Нормальное функционирование органа или организма в целом тесно связано с его структурой, морфологическими осо­бенностями. Всякое нарушение в структуре ведет к расстрой­ству функции.

    Интенсивность, выраженность физиологических реакций в ответ на действие раздражителей зависит от индивидуальных особенностей, генетической программы развития человека. Современная генетика дает основания утверждать, что наслед­ственные задатки определяют развитие физических качеств - быстроты, силы, выносливости. Наследственная природа ка­честв и способностей выдающегося спринтера или марафонца - такая же реальность, как генетическая программа, опреде­ляющая телосложение, цвет глаз или золос.

    Рефлекторные реакции . Одной из форм проявления жизне­деятельности является рефлекс - реакция организма на раз­дражение, реализуемая через центральную нервную систему. Энергия раздражителя вызывает рефлекторный ответ через систему рецепторов, нервных проводников, центральную нерв­ную систему и исполнительные органы.

    В элементарной схеме рефлекса можно выделить рецептор-ную (воспринимающую раздражитель) часть, проводниковый отдел, центральный аппарат анализа раздражителя и исполни­тельный прибор (эффектор). Эффектор связан с центральным аппаратом регуляции посредством обратной афферентации. Так, сокращающаяся при рефлекторном ответе мышца сигна­лизирует о своем состоянии в центральный аппарат регуляции движений. Эта сигнализация осуществляется по афферентным нервам, идущим от проприоцепторов в корковые проекции двигательного анализатора и мозжечок.

    Развитие рефлекторной теории - поучительный пример из­менения взглядов на существо одного и того же явления. В пору ее возникновения (Р. Декарт, середина XVII в.) рефлекс рассматривался как машиноподобный акт, осуществляемый по принципу механического отражения организмом действия внешней причины. В начале XX столетия рефлекторная теория обрела биологическое содержание. Рефлекс стал рассматри­ваться как адаптивный акт, через который реализуются пот­ребности организма и в конечном итоге обеспечивается его выживание.

    Современные представления о рефлексе строятся на сиг-нально-регуляционном принципе. Рефлекс рассматривается как система ответных реакций организма на внешние воздействия, обусловленная не только сигналами внешней среды, но и об­ратными связями (сенсорными коррекциями), приходящими в центральную нервную систему от исполнительного аппарата. Выделение начального (пускового) и конечного (исполнитель­ного) звена рефлекса с прямыми и обратными связями - это схематическая картина сложных взаимодействий в рефлектор­ном ответе, осуществляющемся по кольцевому принципу. От рефлекторной дуги - к кольцевому принципу управления, от машиноподобного ответа - к целесообразной ответной реак­ции, в которую включена текущая оценка взаимодействии ор­ганизма и среды, - таков путь развития учении о рефлексе.

    Гомеостаз . Учение о гомеостазе было заложено знаменитым французским естествоиспытателем К. Бернаром во второй пол­овине XIX столетия. В 1878 г. он обосновал идею об относи­тельном постоянстве внутренней среды у живых организмов.

    Гомеостаз - это способность сохранять относительное пос­тоянство состава внутренней среды и свойств организма.

    Постоянство внутренней среды, по К. Бернару, является условием свободной жизни организма. В 1929 г. американский физиолог В. Кэннон показал, что способность организма под­держивать постоянство внутренней среды является результатом относительной стабильности, устойчивости систем организма. В. Кэннону мы обязаны и термином «гомеостаз» (от греч. по-moios - подобный и stasis - неподвижный). Постоянство внутренней среды организма (крови, тканевой жидкости) и устойчивость физиологических функций являются результатом реализации гомеостатических механизмов.

    Физико-химические и физиологические процессы поддер­жания гомеостаза на клеточном уровне направлены на устра­нение или существенное изменение возмущающих влияний внешней и внутренней среды. Нарушение клеточного гомеос­таза ведет к повреждению структурных элементов клетки с последующей ее гибелью или перерождением (например, раз­витие раковой опухоли при воздействии ионизирующей радиа­ции). Клеточный, тканевой, органный и другие формы гомеос­таза координируются нейрогуморальными факторами, а также общим изменением уровня обменных процессов.

    Границы гомеостаза являются динамичными, а сам принцип равновесия не может быть применен к работе живой системы, ибо состояние гомеостаза не может быть сведено к пассивному сопротивлению или к подчинению воздействиям извне. Это ре­зультат компенсаторных регулировок, активно программирую­щихся в организме в ответ на всю совокупность внешних и внутренних воздействий. При изменении внешних условий жи­вая система не уравновешивается с ними, а активно противо­действует их влиянию.

    Используя свободную энергию, организм выполняет посто­янную работу, направленную на сохранение устойчивой нерав­новесности, что, по Э. Бауэру, и является главным содержани­ем гомеостаза. Состояние устойчивой неравновесности - не­обходимое условие выживания организма в изменяющихся ус­ловиях внешней среды. При этом сдвиги в отдельных функцио­нальных системах выходят за рамки гомеостаза.

    При выполнении мышечной работы большой мощности час­тота пульса может увеличиваться до 200 ударов в 1 мин и бо­лее, содержание молочной кислоты в крови может достигать 150 - 200 мг%, т.е. далеко выходить за пределы гомеостатичес­ких констант. Заметим, что и наиболее устойчивые биологичес­кие константы (температура тела, концентрация водородных ионов в плазме крови, осмотическое давление крови и ткане­вой жидкости и др.) также являются динамичными, меняющи­мися под воздействием факторов внешней и внутренней среды.

    Поддержание гомеостаза - единственно возможный способ существования любой открытой системы, находящейся в пос­тоянном контакте с внешней средой. Способность поддержи­вать внутреннее постоянство в условиях непрерывного обще­ния с внешней средой - свойство, которое определяет корен­ное отличие живого от неживого. Активное проявление этого свойства, динамичность гомеостатических параметров в значи­тельной мере снизили зависимость организма от внешних влия­ний, сделали его самостоятельной единицей живой материи, способной к выживанию в меняющихся условиях внешней сре­ды.

    Адаптация . Адаптация (от лат. adaptatio - приспособле­ние) в самом общем виде может быть определена как сово­купность приспособительных реакций и морфологических из­менений, позволяющих организму сохранить относительное постоянство внутренней среды в изменяющихся условиях внешней среды. У человека адаптация выступает как свойст­во организма, которое обеспечивается автоматизированными самонастраивающимися, саморегулирующимися системами - сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и др. В каж­дой из этих систем можно выделить несколько уровней адапта­ции - от субклеточного до органного. Но конечный ее смысл не теряется ни на одном из уровней - это повышение жизнес­тойкости, устойчивости системы к факторам среды.

    Адаптация - это эффективная и экономная, адекватная приспособительная деятельность организма к воздействию фак­торов внешней среды. В адаптации можно выделить две проти­воборствующие тенденции: с одной стороны, отчетливые изменения, затрагивающие в той или иной мере все системы организма, с другой - сохранение гомеостаза, перевод орга­низма на новый уровень функционирования при непременном условии - поддержании динамическою равновесия.

    Согласно представлениям П.К. Анохина, адаптацию следует рассматривать как формирование новой функциональной сис­темы, в которой заложен приспособительный эффект. Сама функциональная система выступает как сложный физиологи­ческий механизм, сущностным содержанием которого является получение полезного приспособительного результата. Типич­ным примером адаптации с положительным результатом являет­ся приспособление к физическим нагрузкам.

    Системная организация адаптивных реакций предполагает возможность их осуществления как на уровне физиологически зрелого организма, так и задолго до наступления физиологи­ческой зрелости. Концепция системогенеза П.К. Анохина дает объяснение этому: в ходе индивидуального развития в первую очередь формируются системы, обеспечивающие выживание ребенка после рождения. При оценке адаптивных возможнос­тей детей и подростков к физической нагрузке необходимо выделять не столько абсолютные сдвиги в работе отдельных систем и органов, сколько показатели их согласованности, интегративной функции, обеспечивающей сам адаптационный эффект. Чем выше уровень интеграции, координированности сложных регуляторных процессов, тем эффективнее адаптация.

    Совершенствование механизмов адаптации - это прежде всего улучшение процессов регуляции и соотношений физио­логических функций. Адаптация целостного организма не исключает, а предполагает, что функциональные и структурные изменения происходят как на органном, так и на клеточном уровнях.

    Адаптация на клеточном уровне сопряжена с активацией энергетических и пластических процессов. В первую очередь затрагиваются резервы аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Отношение продуктов распада АТФ к оставшемуся ее количеству возрастает. Хорошо известны результаты увеличе­ния продуктов энергообмена АТФ: они активируют окисли­тельное фосфорилирование, т.е. запасание энергии в макроэр­гах (высокоэнергетических соединениях). Это, в свою очередь, приводит к интенсивному биосинтезу по цепочке: ДНК -РНК- белок. Увеличивается биомасса органа, активируется систе­ма передачи действия повреждающего агента на цитоплазму через встроенный в мембрану фермент аденилатциклазу.

    Молекула аденилатциклазы располагается в оболочке клет­ки таким образом, что часть ее выходит наружу, а часть - внутрь. Под воздействием сигнала извне аденилатциклаза акти­вируется и катализирует образование циклической аденозин-монофосфорной кислоты (АМФ) из аденозинтрифосфорной кислоты. Концентрация циклической АМФ возрастает в 10 - 20 раз.

    Основным механизмом клеточной адаптации является под­держание постоянства основного энергетического соединения - АТФ. Это постоянство обеспечивается усилением жиромобилизующего действия гормонов надпочечников, а также повы­шением эффективности окислительного цикла (цикл трикарбоновых кислот Кребса).

    Одинаковые или разные построению и функциями ткани объединяются в органы.

    Орган — это часть тела, которая имеет определённую форму, стро-ение, место в нём и выполняет одну или несколько функций .

    Организм человека имеет органы дыхания (дыхательные пути, лёгкие), кровообращения (сердце и сосуды), пищеварения (желудок, кишечник и др.), опоры (кости), движения (мышцы, связки, сухожилия), выделения (почки, ко-жа), размножения (разные по строению у мужчин и женщин), органы чувств (глаза, уши, кожа и др.).

    Ими руководят органы нервной (головной и спинной мозг) и эндокринной (железы внутренней секреции) систем.

    Для выполнения определённых жизненно важных функций органы тела человека объединяют-ся в системы органов . По своим функциональным назначениям они разделя-ются на системы — дыхательную , кровообращения , пищеварительную , опор-но-двигательную , половую , нервную , выделительную , желёз внутренней сек-реции . Материал с сайта

    Человеку необходимы все органы и системы , хотя одни из них выполняют более сложную и более важную для организма роль, а другие — более простую, более конкретную. В организме человека есть функциональные системы . Это постоянные или временные объединения разных систем органов с целью вы-полнения определённой функции. Например, дыхательная и транспортная системы (кровообращение и кровь) объединяются в одну функциональную систему для обеспечения организма кислородом. Так же функционально объе-диняются между собой пищеварительная и транспортная системы .

    Постоянная анатомическая и функциональная взаимосвязь и «сотрудни-чество» клеток, тканей, органов и систем органов создают сложную, уни-кальную систему — организм человека гр . орудие, инструмент) (рис. 14). Она живет по законам единения, целостности, саморегуляции и взаимо-действия с окружающей средой под руководством нервной и гуморальной системы.

    На этой странице материал по темам:

    • Системы органов человека краткий доклад

    • Органы и система органов человека кратко

    • Биология.органы.система органов краткий конспект

    • Ткани органы и системы органов человека кратко

    • Система органов человека конспект

    Вопросы по этому материалу:

    Поделиться: