Индекс оценки гигиенического состояния полости рта. Индекс Фёдорова - Володкиной

А вы знаете, как чистить язык правильно? Если вы мечтаете иметь ослепительную улыбку, вам нужно научиться ухаживать за полостью своего рта. Сейчас мы попытаемся научить вас этому.

Гигиенический индекс

Гигиенический индекс Грина-Вермильона позволяет оценить величину зубного камня и налёта раздельно. Для его определения изучают шесть зубов: 31, 11, 16, 26 - вестибулярные плоскости, и 36, 46 - язычные. Налёт оценивать можно с помощью красящих растворов («Фуксин», Шиллера-Писарева, «Эритрозин») или визуально.

Существуют следующие коды и критерии :

  • 0 - наслоения отсутствуют;
  • 1 - мягкий зубной налёт, охватывающий не более 1/3 плоскости зуба, или присутствие любого числа окрашенных отложений (коричневых, зелёных и других).
  • 2 - тонкое наслоение, расположившееся на менее 2/3, но более 1/3 поверхности моляра;
  • 3 - мягкий налёт, занимающий более 2/3 плоскости зуба.

Определение под- и наддесневого молярного камня производят с помощью дантистского зонда.

Чем ещё хорош индекс Грина-Вермильона? Оценка зубных камней (критерии и коды) имеет следующий вид:

  • 0 - конкрементов не имеется;
  • 1 - наддесневое отложение, закрывающее не более 1/3 плоскости зуба;
  • 2 - образование, размещённое над десной, покрывающее менее 2/3, но более 1/3 плоскости зуба, либо наличие отдельных наростов в его пришеечном районе;
  • 3 - наддесневое наслоение, закрывающее более 2/3 плоскости зуба, либо большие наплывы камня, расположенные около его шейки.

Индекс Грина-Вермильона калькулируется путём сложения значений, произведённых для каждого его элемента с делением на число изученных плоскостей и складыванием обеих величин.

Клише

Формула расчёта прилагается такая:

ИГР-у = сумма величин налёта/число плоскостей + сумма величин камня/число поверхностей.

Толкование индекса (значения ИГР-у уровень медицины) предлагается такое:

  • 0,0-1,2 - безупречный;
  • 1,3-3,0 - допустимый;
  • 3,1-6,0 - низкий.

Индекс Грина-Вермильона имеет следующие значения нормативов зубного налёта:

  • 0,0-0,6 - безукоризненный;
  • 0,7-1,8 - сносный;
  • 1,9-3,0 - скверный.

Индексы КПУ

Что выражают индексы Один из базовых стоматологических коэффициентов (КПУ) демонстрирует интенсивность гниения. Буква «К» означает количество повреждённых зубов, «П» - число пломбированных, «У» - число подлежащих удалению или ликвидированных зубов. Сумма этих величин даёт представление о развитии процесса гниения у определённого человека.

Выделяют три типа коэффициента КПУ:

  • КПУз - количество кариозных и вылеченных зубов у исследуемого;
  • КПУ плоскостей (КПУпов) - число разрушенных граней;
  • КПУпол - сумма пломб и кариозных выемок.

Для непостоянных зубов применяют следующие показатели:

  • КП - количество разрушенных и исцелённых зубов краткосрочного прикуса;
  • КП - сумма сгнивших плоскостей;
  • КПП - число кариозных выемок и пломб.

Утраченные в результате физической смены или удалённые зубы в непостоянном прикусе не учитываются. У ребятишек при смене зубов используют одновременно два коэффициента: КПУ и КП. Для выявления общей интенсивности недуга суммируют обе степени. КПУ от 6 до 10 подтверждает высокую интенсивность гниения, 3-5 - умеренную, 1-2 - низкую.

Данные нормативы не показывают реальную картину, так как имеют такие недочёты:

  • учитывают и удалённые зубы, и вылеченные;
  • могут с течением времени лишь увеличиваться и с возрастом начинают воспроизводить прошлые кариозные повреждения;
  • не допускают учёт начальных разрушений.

Серьёзные недостатки

К существенным изъянам показателей КПУз и КПУпов относятся их неопределённость при увеличении гниения за счёт образования новых углублений в исцелённых зубах, выпадения пломб, возникновения вторичного кариеса и аналогичных факторов.

Множественность кариеса демонстрируют в процентах. Для этого состав лиц, у которых найдена эта болезнь (кроме деминерализации очаговой), делят на численность исследованных в данной команде и умножают на сто.

Для того чтобы оценить муссированность гниения зубов в том или ином регионе, используют такие оценочные условия уровня распространения среди двенадцатилетних детей:

  • низкий уровень интенсивности - 0-30%;
  • относительный - 31-80%
  • большой - 81-100%.

Индекс CPITN

Оценка гигиенического состояния полости рта происходит с помощью разных индексов. Рассмотрим коэффициент CPITN. Его используют в клинической практике для мониторинга и обследования состояния пародонта. С помощью этого индекса регистрируют лишь те признаки, которые могут начать развиваться в обратную сторону (зубной камень, воспаление десны, о котором судят по кровоточивости), и не учитывают необратимые изменения рецессию десны, потерю эпителиального крепления).

С помощью CPITN не фиксируют активность процесса. Этот коэффициент не применяют для планирования врачевания. Важнейшим его преимуществом является быстрота выявления, информативность, простота и возможность сравнения результатов. Необходимость во врачевании определяется на основании таких признаков:

  • код Х или 0 означает, что лечить пациента нет необходимости;
  • 1 указывает, что человек должен лучше ухаживать за полостью своего рта;
  • 2 обозначает, что нужно устранить факторы, влияющие на задержку зубного налёта, и произвести профессиональную гигиену;
  • Код 3 указывает на непременную гигиену ротовой полости и кюретаж, что обычно снижает воспаление и уменьшает глубину кармана до величин, меньших или равных 3 мм;
  • 4 означает, что необходима адекватная гигиена слизистой оболочки рта, а также глубокий кюретаж. В этом случае требуется совокупное лечение.

РМА

Итак, продолжаем дальше выяснять, что такое индекс гигиены. Для определения тяжести гингивита применяется альвеолярно-папиллярно-маргинальный индекс (РМА). Существует несколько типов этого показателя, но самым распространённым считается коэффициент РМА в модификации Parma. Наличие зубов (при сохранении единства зубных рядов) учитывается в соответствии с возрастом: 15 лет и старше - 30 зубов, 6-11 лет - 24, 12-14 лет - 28. В норме коэффициент РМА равен нулю.

Детская гигиена

Что собой представляет индекс Фёдорова-Володкиной? С его помощью можно определить, хорошо ли пациент следит за своими зубами. Этот показатель следует использовать для оценки состояния рта у малышей до 5-6 лет. Для его установления изучают губную грань шести зубов.

С помощью особых растворов зубы окрашивают и оценивают присутствие налёта на них. Определение под- и наддесневого камня проводят с помощью дантистского зонда. Расчёт коэффициента складывается из чисел, полученных для каждого его элемента с делением на число изученных плоскостей, с последующим складыванием обоих значений.

Норма

Индекс Фёдорова-Володкиной (1968) и сегодня применяется в нашей стране.

Сперва калиево-йод-йодистым раствором окрашивают губную поверхность шести передних нижних зубов. Гигиеничный индекс определяют по интенсивности полученного цвета, затем его оценивают по пятибалльной методе и калькулируют по формуле Kcp=(∑Ku)/n, где:

  • Кср - общий гигиеничный коэффициент очистки;
  • Ku - здоровый показатель очистки одного зуба;
  • n - число зубов.

Расцвечивание всей плоскости коронки означает 5 баллов; 3/4 - 4; 1/2 - 3; 1/4 - 2 балла; отсутствие цвета - 1. В норме здоровый показатель не должен превышать 1.

РНР

А какие ещё существуют индексы гигиены полости рта? Весьма распространённым является коэффициент эффективности (РНР). Для суммарной оценки налёта красят шесть зубов. Индекс рассчитывается с помощью определения кода для каждого зуба путём суммирования кодов каждой зоны. Далее коды всех инспектированных зубов складывают и полученную сумму делят на число зубов.

Эстетический показатель

Индекс гигиены повсеместно используется стоматологами. Для определения статуса прикуса применяется эстетический стоматологический показатель. Он фиксирует положение зубов и структуру прикуса в трансверзальном, вертикальном и сагиттальном направлениях. Его используют с 12-летнего возраста.

Осмотр

А какие действуют показатели оценки результатов диспансеризации у врача-стоматолога? Известно, что комплексное обследование жителей предполагает метод охраны их здоровья, состоящий из обеспечения условий для их безупречного физического развития, предупреждения недугов с помощью выполнения надлежащих санитарно-гигиенических, профилактическо-лечебных и социальных мероприятий.

Является укрепление и сохранение здоровья людей, увеличение длины их жизни.

Медицинский осмотр призван решать такие задачи:

  • ежегодный анализ самочувствия человека;
  • всестороннее наблюдение за больными;
  • борьба с вредными привычками, выявление и ликвидация причин, вызывающих порчу зубов;
  • активное и своевременное проведение оздоровительно-лечебных мероприятий;
  • повышение эффективности и качества врачебной помощи населению с помощью преемственной и взаимосвязанной работы всех типов учреждений, масштабное участие докторов разных профессий, внедрение технического обеспечения, новых объединительных форм, создание механических систем для осмотров электората с разработкой особых программ.

Наблюдение детей

Вычисляя индекс Грина-Вермильона, врачи могут создавать диспансерные группы наблюдения малышей:

  • 1-я группа - дети, у которых отсутствуют патологии;
  • 2-я группа - фактически здоровые малыши, имеющие в анамнезе какое-либо хроническое или острое заболевание, не отражающееся на функции важнейших органов;
  • 3-я группа - ребятишки с хроническими недугами при уравновешенном, суб- и декомпенсированном их течении.

В проведении стоматологического обследования малышей отмечают три фазы:

  • В первой фазе осмотра выполняется индивидуальный учёт каждого ребёнка, дополнительное обследование в больнице, затем определяют группу амбулаторного наблюдения, оценивают выносливость каждого малыша и обозначают очерёдность осмотров.
  • Во второй - формируется контингент по группам курирования, назначаются единые условия этапности и непрерывности изучения, пропорционально делятся диспансерные больные между докторами, удовлетворяются потребности обследуемых контингентов в стационарном и амбулаторном лечении.
  • В третьей - врачи определяют частоту и характер активного надзора за каждым ребёнком, корректируют диагностические и лечебные мероприятия в соответствии с изменением состояния здоровья, оценивают эффективность наблюдения.

Огромное значение имеет организация просветительной работы по предупреждению стоматологических недугов у малышей и созданию мотивации по уходу за только что появившимися зубами.

Осмотр беременных

Для того чтобы достигнуть максимального эффекта в профилактике заболеваний зубов, необходима координация работы стоматолога и гинеколога, а также диспансеризация женщин в течение всего срока беременности. В стоматологическом кабинете врачи проводят:

  • санацию полости рта;
  • помощь в подборе базовых и добавочных средств гигиены, обучение рациональному уходу за ротовой полостью;
  • профессиональную гигиену;
  • реминерализующую терапию, повышающую резистентность зубной эмали.

Профилактика кариеса

Определение индекса Грина-Вермильона играет важнейшую роль в профилактике болезней зубов будущих матерей, которая призвана решить две задачи: предупреждение развития внутриутробного кариеса у малышей и улучшение стоматологического статуса женщин.

Известно, что здоровье матери влияет на процесс закладки зубов ребёнка, который начинается на 6-7 неделе беременности. Врачи определили, что при различных патологиях у плода замедляется минерализация зубной эмали, а иногда и останавливается на стадии первичного кальциноза. В послеродовом периоде она может возобновиться, однако не достигнет стандартного уровня.

У женщины уже в ранние сроки беременности ухудшается состояние твёрдых зубных тканей и пародонта в связи с неудовлетворительным гигиеническим состоянием полости рта. Именно поэтому она должна проводить профилактические мероприятия до тех пор, пока малыш не появится на свет. Доктора советуют женщинам придерживаться правильного режима труда и отдыха, осуществлять витаминотерапию и полноценно питаться.

Зубной камень

Поверхность зуба чувствительна к различным воздействиям. На ней формируется конкременты вследствие следующих причин:

  • нарушение жевательного процесса;
  • привычка к перекусам и употребление внушительного числа газированных напитков и углеводов;
  • приём главным образом мягкой пищи;
  • болезни внутренних органов;
  • курение и злоупотребление алкоголем.

По своему составу над- и поддесневой камни друг от друга несколько отличаются. В первом преобладают карбонат кальция, магний и Кроме того, он очень твёрдый. Второй формируется из зубного налёта, в котором содержится большое количество остатков пищи, клеток эпителия, слизи, бактерий, связанных вязкой слюной.

Для чего нужна чистка полости рта? С помощью неё предотвращают образование конкрементов. Доктора рекомендуют регулярно посещать стоматолога и использовать зубные нити, безупречные пасты и высококачественные щётки. Также можно применять зубочистки и ополаскиватели для ротовой полости.

Язык

А сейчас разберёмся, как чистить язык. Если на этом органе отсутствует налёт - ваша пищеварительная система здорова. Ещё со времён Гиппократа доктора просили больного показывать язык. Известно, что из организма через его поверхность изгоняется внушительное количество шлаков. Если на языке накапливаются бактерии, они становятся токсичными.

На этом органе размещены многочисленные сосочки, неровности и ямки, среди которых вязнут крошечные частицы провизии. Вот почему язык является средоточием бактерий. Они переносятся со слюной на зубы, а далее появляется отвратительный запах изо рта - галитоз.

Если человек регулярно чистит язык, доступ инфекции в его организм усложняется, чувствительность вкусовых рецепторов увеличивается, предотвращаются гингивит, расстройство пищеварительного тракта, пародонтоз, кариес.

Этот орган скоблить нужно всем, особенно курильщикам и тем, кто имеет «географический» язык, на поверхности которого находятся глубокие складки и борозды.

Уход за языком осуществляется после того, как очищены зубы и выполощен рот. Сперва бактерии удаляются выметающими шагами (от основания к кончику) на одной половине органа, а затем на другой. Затем поперёк языка проводим щёткой 3-4 раза, наносим на неё пасту и аккуратно скоблим орган от корня к краешку. Далее нужно промыть рот, снова нанести гель и выдержать его 2 минуты. После этих манипуляций можно всё смыть водой.

Является необходимой составляющей гигиены. Ликвидировать налёт, слизь, остатки еды, негативно влияющие на поверхность зуба, лучше особым скребком или щёткой (можно мягкой). Обеззараживающий гель, нанесённый на скребницу, заполняет просветы между нитчатыми сосочками. Во время разжижения он активно выделяет кислород, который оказывает мощное антибактериальное действие на анаэробную микрофлору ротовой полости. Если периодически выполнять эту процедуру, образование зубного налёта уменьшится на 33%.

Полоскание полости рта

Многие пациенты спрашивают: «Чем полоскать рот?» Если у вас воспалились десна, можно использовать противомикробные (антисептические) и противовоспалительные средства. Антисептические препараты действуют на болезнетворные бактерии, которые вызывают нагноение. Противовоспалительные средства практически не действуют на вирусы, однако они способны замедлить развитие недуга.

Так чем полоскать рот, если воспалилась десна? Врачи рекомендуют:

  • При пародонтите или гингвите использовать оба типа средств, хотя противомикробные проявят большую эффективность.
  • При воспалении лунки удалённого зуба нужно применять антисептические средства, например, «Хлоргексидин».

Если вы перед едой всегда будете мыть руки, а после - чистить зубы и язык, вам обеспечена сверкающая улыбка на долгие годы.

28750 0

Протокол гигиены полости рта О"Лири (1972 г.)

Протокол весьма полезен для планомерного обучения гигиене полости рта конкретного пациента, так как позволяет выявить не только отношение пациента к гигиене полости рта, но и обнаружить недочеты в очищении тех или иных поверхностей всех групп зубов.

Для заполнения протокола все поверхности (кроме жевательной) каждого зуба окрашивают стойким красителем.

Определяют наличие зубных отложений на 4 поверхностях зуба (на вестибулярной, оральной, дистальной и медиальной) или на 6 поверхностях (на дистально-вестибулярной, вестибулярной, медиально-вестибулярной, дистально-оральной, оральной и медиально-оральной). С помощью стоматологического зеркала регистрируют наличие или отсутствие окраски в области коронок всех зубов. Данные заносят в видоизмененную схематическую «формулу» зубных рядов (см. схему для регистрации КПУП), заштриховывая сектор квадрата, соответствующий загрязненной поверхности зуба. Подсчитывают количество окрашенных поверхностей и вычисляют, какая доля (%) всех поверхностей зубов загрязнена и какая, соответственно, свободна от зубных отложений.

Результат регистрируют в карте пациента и используют его для сравнения с результатами последующих исследований гигиены полости рта.

Индекс гигиены полости рта Турески (1970 г.)

Индекс применяется для индивидуальной клинической работы, часто применяется для сравнительного исследования качества средств, предназначенных для гигиены полости рта.

После окрашивания исследуют оральные и вестибулярные поверхности всех зубов. Шкала оценки каждой поверхности:
0 — отсутствие окрашивания;
1 — окрашивание в виде тонкой линии на границе с десной;
2 — линия у десны шире;
3 — окрашена десневая треть поверхности;
4 — окрашено 2/3 поверхности;
5 — окрашено более 2/3 поверхности.

Результат учитывают как сумму всех баллов, оценивают в динамике и при сравнении разных объектов.

Индекс налета Силнес-Лоу PLI (1964 г.)

Индекс позволяет обследовать все зубы или только некоторые зубы, избранные по желанию исследователя. Без окрашивания визуально или зондом изучают наличие мягких зубных отложений на четырех поверхностях зуба. Зонд направляют к десневому желобку.

Количество налета на одной поверхности зуба оценивается по шкале:
0 баллов — налета в придесневой области нет;
1 балл - тонкая пленка налета в придесневой области определяется только зондом;
2 балла — налет виден глазом в десневом желобке и пришеечной области;
3 балла — налет в избытке на большей части поверхности зуба и в межзубном промежутке.

PLI зуба рассчитывают по формуле:

PLI = (Сумма баллов четырех поверхностей)/4


PLI полости рта рассчитывают как среднюю величину от PLI всех исследованных зубов.

Упрощенный индекс гигиены полости рта Грина и Вермийона OHI-S (1964 г.)

OHI-S создан авторами на основе предложенного ими же в 1960 г. Oral Hygiene Index (OHI), предполагавшего количественную оценку над и поддесневых зубных отложений на щечных и язычных поверхностях всех постоянных зубов за исключением третьих моляров с оценкой результата по сегментам (квадрантам).

OHI-S предложен для оценки гигиены полости рта только по состоянию поверхности шести индикаторных зубов: всех первых моляров верхней и нижней челюсти (16, 26, 36 и 46, при их отсутствии — соседних вторых моляров) и двух центральных резцов (11 и 31, при отсутствии — центральных резцов другой стороны). Обследуется только одна поверхность зубов: у моляров верхней челюсти и всех резцов — вестибулярная, у моляров нижней челюсти — язычная. При этом названные поверхности не должны быть поражены кариесом и гипоплазией.

Каждая поверхность исследуется с помощью зонда на наличие мягкого зубного налета и зубного камня. На исследуемой поверхности (язычной, щечной) зонд располагают параллельно оси зуба и, начиная зигзагообразные движения от окклюзионной поверхности зуба к шейке, отмечают тот уровень коронки, с которого на зонде накапливаются зубные отложения.

OHI-S рассчитывают как сумму двух индексов - индекса налета и индекса камня.

Шкала индекса налета (Debris Index, DI-S):
0 баллов — налета или пигмента нет;
1 балл — мягкий налет занимает не более 1/3 высоты коронки, или есть внезубное пигментирование без видимого мягкого налета (налет Пристли) на любой площади поверхности;
2 балла — мягкий налет покрывает более 1/3, но менее 2/3 высоты коронки;
3 балла — мягкий налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.

Шкала индекса зубного камня (Calculus Index, CI-S):
0 баллов - нет камня;
1 балл — наддесневой камень, занимающий не более 1/3 исследуемой поверхности;
2 балла — наддесневой камень, занимающий более 1/3, но менее 2/3 исследуемой поверхности или наличие отдельных фрагментов поддесневого камня;
3 балла — наддесневой камень, покрывающий более 2/3 поверхности или поддесневой камень, опоясывающий шейку зуба.

Данные DI-S и CI-S каждого зуба вносят в специальную таблицу с шестью ячейками, каждая из которых разделена диагональю надвое. Для расчета OHI-S суммируют DI-S и CI-S всех зубов:

OHI-S = (DI-S + CI-S)/6


Состояние гигиены полости рта по данным OHI-S оценивают следующим образом:
при OHI-S не более 0,6 - хорошая гигиена; 0,7—1,6 — удовлетворительная; 1,7—2,5 — неудовлетворительная; > 2,6 — плохая.

Индекс эффективности гигиены полости рта пациента РНР (1968 г.)

Индекс используют для контроля качества чистки зубов в ходе обучения. Регистрируют наличие налета на тех же поверхностях тех же зубов, что и в OHI-S (вестибулярные поверхности 16 и 26, 11 и 31, язычные - 36 и 46), но при этом учитывают загрязненность нескольких участков (секторов) исследуемой поверхности коронки зуба (рис. 5.24).


Рис. 5.24. Схема деления вестибулярной поверхности зуба на сектора.


Наличие мягкого налета определяется после полоскания красителем. При отсутствии окрашивания в секторе ставят 0 баллов; при наличия любого окрашивания в секторе — 1 балл. Баллы пяти секторов одной поверхности суммируют и получают РНР зуба. РНР для полости рта рассчитывают как среднее всех шести показателей:

РНР = (сумма РНР зубов)/(n зубов)


Оценка гигиены полости рта при помощи РНР:
О — отличная гигиена полости рта;
0,1—0,6 — хорошая;
0,7—1,6 — удовлетворительная;
>1,7 — неудовлетворительная.

Индекс скорости формирования налета Аксельссона PFRI (1987 г.)

Оценивают свободное (без гигиенических вмешательств) формирование зубных отложений в течение 24 ч после проведения профессиональной гигиены полости рта на всех поверхностях (кроме окклюзионных) всех зубов. После окрашивания отмечают количество всех загрязненных поверхностей, затем вычисляют, какую долю от обследованных (%) они составляют. Результат оценивают по шкале (табл. 5.8).

Таблица 5.8. Шкала оценки PFRI



Исследования микрофлоры ротовой жидкости и зубных отложений позволяют дать более полную и точную характеристику их кариесогенности и уточнить степень риска развития кариеса.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Минерализованные отложения: а пелликула а наддесневой зубной камень б зубная бляшка б поддесневой зубной камень в мягкий зубной налет г пищевые остатки детрит Пелликула зуба это приобретенная тонкая органическая пленка которая сменяет...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 3

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практических занятий.№ 8 – 9

по разделу

IV семестр).

Тема: Мягкий зубной налет, бляшка, их значение, определение. Индекс гигиены по Федорову-Володкиной, по Пахомову, Грина-Вермиллиона, OHI - S , Синлес-Лоу. О пределение, подсчет, показатели нормы.

Цель: Научить студентов распознавать и определять с использованием качественных и количественных методик неминерализованные зубные отложения.

Место занятий: Комната гигиены и профилактики ГКСП №1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук, растворы для выявления зубного налета при определении индекса гигиены.

Продолжительность занятия: по 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы, красители.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. Подробно разбирается состав, расположение распознавание и значение неминерализованных зубных отложений (по классификации Пахомова). Разбираются методы количественной оценки зубных отложений (индекс гигиены Федорова-Володкиной, индекс гигиены Пахомова, Грина-Вермиллиона, OHI - S , Синлес-Лоу).

Преподавателем на одном из студентов показываются приобрётенные структуры полости рта и методы их распознавания. Проводится оценка гигиенического состояния полости рта при помощи индекса гигиены Федорова-Володкиной. Далее студентами самостоятельно проводится определение и оценка гигиены полости рта. Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

В литературе до настоящего времени не существует единой терминологии, объективно характеризующей приобретенные структуры. Под одним и тем же названием существуют разные структурные образования (Jenkins , 1966г, Schroeder , 1969г.). На наш взгляд, наиболее объективная группировка приобретенных структур отражена в классификации Г.Н. Пахомова (1982г.), согласно которой они объединены в две большие группы:

  1. Неминерализованные зубные отложения: 2. Минерализованные отложения:

а) пелликула а) наддесневой зубной камень

б) зубная бляшка б) поддесневой зубной камень

в) мягкий зубной налет

г) пищевые остатки (детрит)

  1. Пелликула зуба — это приобретенная тонкая органическая пленка, которая сменяет

врожденную насмитовую оболочку, покрывающую зуб после его прорезывания. Пелликула является одновременно минерализованным и неминерализованным образованием, структурным элементом поверхностного слоя эмали и может быть удалена лишь с помощью сильных абразивов (Леонтьев И.К., Петрович К.А., 1976г.). Пелликулу трудно выявить невооруженным глазом, на ее поверхности быстро колонизируют бактерии и образуется зубная бляшка.

  1. Зубная бляшка – это бесцветное образование, которое располагается над пелликулой

зуба. Обнаружить ее можно только при специальном окрашивании. Бляшка не смывается и практически не удаляется при чистке зубов. Ее можно соскоблить лишь экскаватором или гладилкой, т.е. специальным стоматологическим инструментарием. Именно в зубной бляшке происходит активная жизнедеятельность микроорганизмов, сопровождаемая кислотообразованием, ферментативной активностью и другими процессами метаболизма микроорганизмов. Нередко после удаления бляшки можно обнаружить участок деминерализованной эмали с измененным тусклым цветом.

  1. Мягкий зубной налет можно увидеть без специальных красящих растворов. Налет

осаждается на поверхность зубов, пломб, камня, и на десну. Особо большое количество налета наблюдается на зубах, неправильно расположенных в зубном ряду. Мягкий налет может образовываться на ранее очищенных зубах в течение нескольких часов даже в то время, когда пища не принимается.

Налет может быть смыт струей воды, но требуется механическая чистка для того, чтобы обеспечить его полное удаление. Ранее считалось, что налет состоит из застоявшегося пищевого детрита, но в настоящее время установлено, что белое вещество является конгломератом микроорганизмов, постоянно слущивающихся эпителиальных клеток, лейкоцитов, смеси слюнных протеинов и липидов с частичками пиши или без них. Мягкий зубной налет в отличие от бляшки не имеет постоянной внутренней структуры. Его раздражающее действие на десну связано с бактериями и продуктами их жизнедеятельности. Установлено, что токсичность налета для экспериментальных животных сохраняется и после разрушения бактериального компонента кипячением.

В связи с гигиеной полости рта, приемом пиши, особенно твердой и плотной, часть налета с поверхности зубов и десен постоянно удаляется, однако он быстро образуется вновь. За время своего пребывания в полости рта с налетом происходит ряд качественных сдвигов. Он со временем «стареет» и этот процесс сопровождается усиленной минерализацией. Поэтому частично минерализованный налет следует рассматривать как давний и его наличие является показателем плохой гигиены полости рта.

Выявление зубных отложений

Препарат для окраски

Методика окраски

Приобретаемая окраска

Стойкость окраски

Йод кристаллический -1г,

Тампоном

Разные оттенки коричневого цвета

Нестойкая

калия йодид - 2 г,

вода дистиллированная-

40 мл

-//-

-//-

-//-

Фуксин основной - 1.5 г,

спирт этиловый 70 % - 25 г

15 капель на 1/4 стакана воды, полоскание 30 сек.

Красная

Стойкая

Таблетки эритрозина

Разжевать

-//-

-//-

1% раствор метиленового синего

Тампоном

Синяя

-//-

Определение гигиенического состояния полости рта

Гигиенический индекс

Методика

Оценка, баллы

Расчет индекса

Федорова-Володкиной

А) количественная оценка

1 балл – нет окрашивания

2 балла –

Окрашивание

до 1/4 коронки зуба

3 балла – до 1/2 коронки зуба

4 балла – до 3/4 коронки зуба

5 баллов — более 3/4 коронки зуба

ИГ=

1,1 - 1,5 - хороший

1,6 – 2,0 – удовлетворительный

2,1 - 2,5 – неудовлетворительный

2,6 - 3,4 - плохой

3,5 - 5,0 - очень плохой

Б) качественная оценка

Раствором Шиллера - Писарева вестибулярную поверхность 31, 32, 33, 41, 42, 43 зубов

1 балл – отсутствие окрашивания,

2 балла – слабое окрашивание,

3 балла - интенсивное окрашивание

ИГ=

Пахомова

Окрашивание раствором Шиллера –

Писарева вестибулярных поверхностей 11, 16, 21, 26 и 31, 32, 33, 36, 41, 42, 43, 46 зубов.

1 - нет окрашивания,

2 - окрашивание 1/4 коронки зуба,

3 - до 1/2,

4 - до 3/4,

5 - более 3/4 поверхности коронки зуба

ИГ=

Грина-Вермиллиона

(налёта)

Окрашивание вестибулярных поверхностей 11, 16, 26, 31 и язычных поверхностей 36, 46 зубов.

0 - нет окрашивания,

1 - окрашивание до 1/3 коронки зуба,

2 - до 2/3,

3 - более 2/3 коронки зуба

ИЗН=

Упрощенный индекс гигиены Грина-Вермиллиона (ИГР-У ) или (OHI - S )

Оценка зубного налета (ЗН) и зубного камня (ЗК) проводится визуально или с помощью окрашивания специальными растворами вестибулярных поверхностей 11, 16, 26, 31 и язычных поверхностей 36, 46 зубов.

Индекс зубного налета (ИЗН )

0 – отсутствие;

2 – от 1/3 до 2/3;

Индекс зубного камня (ИЗК )

0 – отсутствие;

1 – зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности коронки зуба;

2 – от 1/3 до 2/3;

3 – более 2/3 поверхности коронки зуба.

ИГР-У=

Силнес-Лоу

Учитывается толщина зубной бляшки зондом без окрашивания

0 - налет у шейки зуба зондом не определяется,

1 - налет глазом не виден, но на кончике зонда, если провести им у шейки зуба, виден комочек налета,

2 - налет виден глазом,

3 - интенсивное отложение налета на поверхности зуба, в межзубных промежутках и над десневым краем.

ГИ=

Индекс Грина-Вермиллиона

Коды и критерии оценки зубного налета (ЗН):

0 – зубной налет не выявлен;

1 – зубной налет, покрывающий до 1/3 коронки зуба;

2 - зубной налет, покрывающий от 1/3 до 2/3 поверхности коронки зуба;

3 - зубной налет покрывает более 2/3 поверхности коронки зуба.

Интерпретация индекса:

Показатель ИЗН

Уровень гигиены

0,0 - 0,6

хороший

0,7 – 1,8

удовлетворительный

1,9 -3,0

плохой

Упрощенный индекс Грина-Вермиллиона (ИГР-У или OHI-S)

Оценка зубного налета (ЗН) проводится визуально или с помощью окрашивания специальными растворами вестибулярных поверхностей 11, 16, 26, 31 и язычных поверхностей 36, 46 зубов.

Коды и критерии оценки зубного налета (ЗН) :

0 – зубной налет не выявлен;

1 – зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности коронки зуба;

2 – зубной налет покрывает от 1/3 до 2/3 поверхности коронки зуба;

3 – зубной налет покрывает более 2/3 поверхности коронки зуба.

Определение над- и поддесневого зубного камня проводят с помощью стоматологического зонда.

Коды и критерии оценки зубного камня (ЗК):

0 – зубной камень не выявлен;

1 - наддесневой зубной камень покрывает 1/3 поверхности коронки зуба;

2 - наддесневой зубной камень покрывает от 1/3 до 2/3 или наличие отдельных отложений поддесневого камня;

3 - наддесневой зубной камень покрывает более 2/3, наличие поддесневого камня.

Расчет индивидуального значения индекса осуществляют по формуле:

ИГР-У =

Значения:

∑ЗН – сумма значения зубного налета;

∑ЗК – сумма значений зубного камня;

6 – число обследуемых зубов.

Интерпретация индекса:

Показатель ИГР-У

Уровень гигиены

0,0 - 1,2

хороший

1,3 – 3,0

удовлетворительный

3,1 – 6,0

плохой

(Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. / Учеб. пособие //Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997 – С.39-40.)

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Расскажите классификацию приобретенных структур (по Пахомову).
  2. Каково происхождение пелликулы, состав и клиническое значение.
  3. Что такое зубная бляшка.
  4. Расскажите о мягком зубном налете. В чем его отличие от зубной бляшки.

Схема ориентировочной основы действия –

распознавания, оценки и удаления зубных отложений

Неминерализованные зубные отложения

1. Пищевые остатки

Видны при осмотре

Располагаются в ретенционных местах, легко удаляются при движении губ, языка, щек, полоскании.

2. Мягкий зубной налёт

Виден при осмотре

а) цвет

Желтый или серовато-белый

б} консистенция

Липкий

в) локализация

Осаждается на поверхности зубов, пломб, камня, десны. Может быть смыт струей воды, полностью удаляется при чистке зубов, ватным тампоном с антисептиками.

3. Зубная бляшка

При осмотре не видна, можно обнаружить только, при специальном окрашивании (раствором Шиллера-Писарева, эритрозина, метиленового синего, основного фуксина).

а) цвет

бесцветное образование

б) консистенция

мягкая, не смывается и практически не удаляется при чистке зубов , ее можно соскоблить экскаватором или гладилкой.

в) локализация

накапливается над десной и под десной на поверхностях зубов, протезов, на зубном камне, в основном в местах ретенции.

4. Пелликула зуба

Видна при окрашивании раствором эритрозина

Тонкая органическая пленка, покрывающая весь зуб, может, быть удалена только с помощью сильных абразивов.

Ситуационные задачи

  1. У больного Б. при окрашивании раствором Люголя коронки 43, 42, 33, окрасились на 1/4; коронки 41, 31 на 1/2. Подсчитайте индекс гигиены.
  2. У больного С. индекс гигиены равен 3,0 балла оцените гигиеническое состояние полости рта.
  3. Индекс гигиены по Федорову-Володкиной 2,3 балла. Оцените гигиеническое состояние полости рта.

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).

Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.

«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».

Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.

Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.

Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300 Mb .

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16512. Транспортный индекс, как индикатор экономической ситуации в стране в период кризиса (на основании опыта создания первого в России экономического индикатора, основанного на данных ОАО «Российские железные дороги» – КАРГО-индекс) 74.07 KB
Конспект доклада на тему: Транспортный индекс как индикатор экономической ситуации в стране в период кризиса на основании опыта создания первого в России экономического индикатора основанного на данных ОАО Российские железные дороги – КАРГО-индекс Во многих странах мира оперативные итоги деятельности транспортного сектора являются одним из наиболее значимых элементов систем индикаторов состояния и развития национальных экономик. При создании КАРГО-индекса была поставлена задача рационального сочетания двух факторов: выбор...
3278. Определение грамматики 52.91 KB
Грамматики представляют собой наиболее распространенный класс описаний языков. При описании грамматики необходимо начать с определения алфавита языка, который задается как набор допустимых терминальных символов
13195. Определение жизни 21.94 KB
Опарин много занимавшийся проблемой происхождения жизни на Земле. Конечно обмен веществ есть существеннейший атрибут жизни. однако вопрос о том можно ли сводить сущность жизни прежде всего к обмену веществ является спорным.
121. Обособленное определение и приложение 8.95 KB
Но приложения более самостоятельны в предложении чем определения обладают большей предикативной силой: существительное выполняя роль составного сказуемого легко становится приложением сохраняя в известной мере предикативную функцию. Обособляется распространенное приложение выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному же существительному; такие приложения как правило постпозитивны в препозитивном положении они встречаются редко. Нераспространенное приложение относящееся к нарицательному...
9260. Определение емкости рынка 27.12 KB
Емкость рынка показывает сколько товара может потребить рынок в конкретный период времени при конкретных условиях т. при определенной цене на товар экономической ситуации в стране конъюнктуре рынка и маркетинговых усилиях продавцов. При изменении конкретных условий меняется и емкость рынка.
8393. Структура. Определение структур 18.78 KB
В самом начале изучения языка С мы с Вами познакомились с понятием типы данных. Сегодня мы попробуем расширить это понятие. Дело в том, что помимо стандартных типов программист может создавать свои собственные составные типы данных под названием структуры. Именно они и будут являться темой нашего занятия.
11222. Здоровье: понятие и определение 6.37 KB
Её обеспечивает исторический период развития индивидуального сознания человека возрастающая значимость всех сторон его благополучия его здоровья. Медицинские исследования здоровья дали возможность выявить гамму промежуточных состояний между здоровьем и болезнью индивида которые стали объединяться в качестве третьего состояния. Сошлемся даже на авторитет Абу Али ибн Сины который в Каноне врачебной науки отмечал наличие у человека трех различных состояний: кроме здоровья и болезни он выделял третье промежуточное состояние не здоровье и...
144. Определение согласованное и несогласованное 7.65 KB
Согласованные определения выражаются прилагательными причастиями местоименными прилагательными порядковыми числительными: Твоя радость и горе – радость и горе для меня Гончаров. Значение согласованного определения как второстепенного члена предложения определяется лексическим значением слова которым оно выражено. В современном русском языке наиболее употребительны определения выраженные качественными и относительными прилагательными.
1282. Определение и сущность религии. Христианство 2.18 MB
Определение и сущность религии. Теоретическое религиоведение включает философские социологические и психологические проблемы изучения религии. Оно выявляет в религии общее существенное необходимое и отказывается от единичного случайного исторически конкретного. Историческое религиоведение –это история религии.
13810. Определение параметров полёта самолёта 2.92 MB
Пересчитать аэродинамических характеристик профиля крыла самолёта, на крыло конечного размаха. Определить минимальную тягу. Составить систему дифференциальных уравнению, описывающих движение самолёта. Замена системы дифференциальных уравнению, описывающих движение самолёта на систему алгебраических уравнений, с помощью, численных методов.

ИНДЕКСЫ СОСТОЯНИЯ ПОЛОСТИ РТА

Методы оценки зубных отложений

Индекс Федорова-Володкиной (1968) до недавнего времени широко применялся в нашей стране.

Гигиенический индекс определяют по интенсивности окраски губной поверхности шести нижних фронтальных зубов йод-йодисто-калиевым раствором, оценивают по пятибалльной системе и рассчитывают по формуле:

,

где К ср . – общий гигиенический индекс очистки; К u – гигиенический индекс очистки одного зуба; n – количество зубов.

Окрашивание всей поверхности коронки означает 5 баллов; 3/4 – 4 балла; 1/2 – 3 балла; 1/4 – 2 балла; отсутствие окрашивания – 1 балл.

В норме гигиенический индекс не должен превышать 1.

Индекс Грина-Вермиллиона (Green, Vermillion, 1964). Упрощенный индекс гигиены полости рта (OHI-S) заключается в оценке площади поверхности зуба, покрытой налетом и/или зубным камнем, не требует использования специальных красителей. Для определения OHI-S исследуют щечную поверхность 16 и 26, губную поверхность 11 и 31, язычную поверхность 36 и 46, перемещая кончик зонда от режущего края в направлении десны.

Отсутствие зубного налета обозначается как 0 , зубной налет до 1/3 поверхности зуба – 1 , зубной налет от 1/3 до 2/3 – 2 , зубной налет покрывает более 2/3 поверхности эмали – 3 . Затем определяется зубной камень по такому же принципу.

Формула для расчета индекса.

где n – количество зубов, ЗН – зубной налет, ЗК – зубной камень.

Индекс Силнес-Лоу (Silness, Loe, 1967) учитывает толщину налета в придесневой области на 4-х участках поверхности зуба: вестибулярная, язычная, дистальная и мезиальная. После высушивания эмали кончиком зонда проводят по ее поверхности у десневой борозды. Если к кончику зонда не прилипает мягкое вещество, индекс налета на участке зуба обозначается как – 0 . Если визуально налет не определяется, но становится видимым после движения зонда – индекс равен 1 . Бляшка толщиной от тонкого слоя до умеренного, видимая невооруженным глазом оценивается показателем 2 . Интенсивное отложение зубного налета в области десневой борозды и межзубного промежутка обозначается как 3 . Для каждого зуба индекс вычисляется делением суммы баллов 4-х поверхностей на 4.

Общий индекс равен сумме показателей всех обследованных зубов, деленной на их количество.

Индекс зубного камня (CSI) (ENNEVER" и соавт., 1961). Определяется над- и поддесневой зубной камень на резцах и клыках нижней челюсти. Дифференцировано исследуются вестибулярная, дистально-язычная, центрально-язычная и медиально-язычная поверхности.

Для определения интенсивности зубного камня используется шкала от 0 до 3 для каждой исследуемой поверхности:

0 - нет зубного камня

1 - определяется зубной камень меньше чем 0.5мм ширины и/или толщины

2 - ширина и/или толщина зубного камня от 0.5 до 1мм

3 - ширина и/или толщина зубного камня более 1мм.

Формула для расчета индекса:

Индекс Рамфьерда (S. Ramfjord, 1956) как часть периодонтального индекса предполагает определение зубного налета на вестибулярных, язычных и небных поверхностях, а также апроксимальных поверхностях 11, 14, 26, 31, 34, 46 зубов. Метод требует предварительного окрашивания раствором бисмарка коричневого. Оценка в баллах производится следующим образом:

0 - отсутствие зубной бляшки

1 - зубная бляшка присутствует на некоторых поверхностях зуба

2 - зубная бляшка присутствует на всех поверхностях, но покрывает более половины зуба

3 - зубная бляшка присутствует на всех поверхностях, но покрывает более половины.

Индекс вычисляют путем деления общей суммы баллов на количество обследованных зубов.

Индекс Нави (I.M.Navy, E.Quiglty, I.Hein, 1962). Подсчитывают индексы окраски тканей в ротовой полости, ограниченной губными поверхностями передних зубов. Перед исследованием рот ополаскивают 0.75% раствором основного фуксина. Подсчет проводят следующим образом:

0 - отсутствие бляшки

1 - бляшка окрашивалась лишь у десневой границы

2 - выражена линия бляшки на десневой границе

3 - десневая треть поверхности покрыта бляшкой

4 - 2/3 поверхности покрыты бляшкой

5 - больше чем 2/3 поверхности покрыты бляшкой.

Индекс высчитывали в переводе на среднее число на один зуб одного субъекта.

Индекс Турески (S.Turesky, 1970). Авторы использовали систему подсчета Quigley-Hein на губных и язычных поверхностях всего ряда зубов.

0 - отсутствие бляшки

1 - отдельные пятна бляшки в пришеечном районе зуба

2 - тонкая непрерывная полоса бляшки (до 1 мм) в пришеечной части зуба

3 - полоса бляшки шире 1мм, но покрывает менее 1/3 коронки зуба

4 - бляшка покрывает больше 1/3, но меньше 2/3 коронки зуба

5 - бляшка покрывает 2/3 коронки зуба или больше.

Индекс Арним (S.Arnim, 1963) при оценке эффективности различных процедур гигиены полости рта определял количество бляшки, присутствующей на губных поверхностях четырех верхних и нижних резцов, окрашенных эритрозином. Этот район фотографируют и проявляют с увеличением в 4 раза. Очертания соответствующих зубов и окрашенных масс переводят на бумагу и эти участки определяют планимером. Затем вычисляют процент поверхности, покрытой бляшкой.

Индекс эффективности гигиены (Podshadley, Haby, 1968) требует применения красителя. Затем проводится визуальная оценка щечных поверхностей 16 и 26, губных – 11 и 31, язычных – 36 и 46 зубов. Обследуемая поверхность условно делится на 5 участков: 1 – медиальный, 2 - дистальный 3 - серединно-окклюзионный, 4 – центральный, 5 - серединно-пришеечный.

0 - отсутствие окрашивания

1 - имеется окрашивание любой интенсивности

Индекс рассчитывается по формуле:

где n – число обследованных зубов.

КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДЕСНЫ

Индекс PMA (Schour, Massler). Воспаление десневого сосочка (Р) оценивают как 1, воспаление края десны (М) – 2, воспаление слизистой оболочки альвеолярного отростка челюсти (А) – 3.

При суммировании оценок состояния десны у каждого зуба получают индекс РМА. При этом число обследуемых зубов пациентов в возрасте от 6 до 11 лет составляет 24, от 12 до 14 лет – 28, а с 15 лет – 30.

Индекс РМА вычисляют в процентах следующим образом:

РМА = (сумма показателей х 100) : (3 х число зубов)

В абсолютных числах РМА = сумма показателей: (число зубов х 3).

Десневой индекс GI (Loe, Silness). У каждого зуба дифференцировано обследуют четыре участка: вестибулярно-дистальный десневой сосочек, вестибулярная краевая десна, вестибулярно-медиальный десневой сосочек, язычная (или небная) краевая десна.

0 – нормальная десна;

1 – легкое воспаление, небольшое изменение цвета слизистой десны, легкая отечность, нет кровоточивости при пальпации;

2 – умеренное воспаление, покраснение, отек, кровоточивость при пальпации;

3 – резко выраженное воспаление с заметным покраснением и отеком, изъязвлениями, тенденцией к спонтанным кровотечениям.

Ключевые зубы, у которых обследуется десна: 16, 21, 24, 36, 41, 44.

Для оценки результатов обследования сумма баллов делится на 4 и на количество зубов.

0.1 – 1.0 – легкий гингивит

1.1 – 2.0 – гингивит средней тяжести

2.1 – 3.0 – тяжелый гингивит.

В периодонтальном индексе PI (Russell) состояние десны и альвеолярной кости вычисляется индивидуально для каждого зуба. Для подсчета используется шкала, в которой воспалению десны отводится относительно низкий показатель, и сравнительно больший – резорбции альвеолярной кости. Индексы каждого зуба суммируются, а результат делится на число зубов в полости рта. Результат показывает периодонтальный индекс пациента, который отражает относительный статус заболевания периодонта в данной полости рта без учета вида и причин заболевания. Среднее арифметическое индивидуальных индексов обследованных пациентов характеризует групповой или популяционный показатель.

Индекс болезни периодонта - PDI (Ramfjord, 1959) включает оценку состояния десны и периодонта. Исследуются вестибулярные и оральные поверхности 16, 21, 24, 36, 41, 44 зубов. Учитывается зубной налет и зубной камень. Глубина зубо-десневого кармана измеряется граддированным зондом от эмалево-цементного соединения до дна кармана.

ИНДЕКС ГИНГИВИТА

Индекс Ю. А. Фёдорова и В. В. Володкиной (1971) определяют путем окраски губной

поверхности нижних шести фронтальных зубов растворами, которые содержат иод (Шиллера- Писарева и др.).

Количественную оценку осуществляют по пятибальной системе:

5 баллов - окрашивание всей поверхности коронки зуба;

4 балла - окрашивание 3/4 поверхности;

3 балла - окрашивание 1/2 поверхности;

2 балла - окрашивание 1/4 поверхности;

1 балл - отсутствие окрашивания всех зубов.

Значения индекса определяют за формулой:

ГІ=У/6

где У - сумма значений индекса.

Гигиенический индекс оценивают таким образом:

1,1-1,5 балла - хороший;

1,6-2,0 балла - удовлетворительный;

2,1-2,5 балла - неудовлетворительный;

2,6-3,4 балла - плохой;

3,5-5,0 баллов - очень плохой.

Качественную оценку состояния гигиены можно проводить за той же формулой, что и окрашивание, но с использованием трехбалльной системы :

3 балла - интенсивное окрашивание всей поверхности зуба;

2 балла - слабое окрашивание;

1 балл - отсутствие окрашивание.

Модификация индекса Фёдорова - Володкиной.

Наличие зубного налета оценивают на 16 зубах верхней и нижней челюстей. Сумму баллов, полученных при исследовании каждого зуба, делят на количество зубов (16).

Оценка результатов

хорошая гигиена - 1,1-1,5 баллов;

удовлетворительная - 1,6-2,0 баллов;

неудовлетворительная - 2,1-2,5 баллов;

плохая - 2,6- 3,4 баллов;

очень плохая - 3,5- 5,0 баллов.

Индекс Green-Vermillion (1964)

Упрощенный индекс гигиены ротовой полости

Для определения упрощенного индекса гигиены ротовой полости красят вестибулярные поверхности

16, 11, 26, 31, и языковые поверхности 36 и 46 зубов раствором Шиллера-Писарева или другим

Критерии оценки индекса Green-Vermillion

Формула для вычисления:
OHI-S = ∑ ЗН / n + ∑ ЗК / n
где H - сумма значень,ЗН-зубний налет, ЗК-зубний камень, n - количество обследованных зубов



Индекс гигиены Силнес-Лоу (Silness, Loe, 1964) используется для определения толщины зубного налета. Обследуются 11, 16, 24, 31, 36, 44, могут быть осмотрены все зубы или по желанию исследователя. Исследуются 4 поверхности зуба: вестибулярная, оральная, дистальная, медиальная; при этом выявляют налет в придесневой области.

Наличие налета определяется визуально или с помощью зонда без окрашивания. После высушивания эмали кончиком зонда проводят по ее поверхности у десневой борозды.

Критерии оценки :

· 0 баллов - налета в придесневой области нет (он не прилипает к кончику зонда);

· 1 балл - пленка налета в придесневой области определяется только зондом, к его кончику прилипает мягкое вещество, визуально налет не определяется;

· 2 балла - налет виден невооруженным глазом в десневом желобке и в придесневой области коронки зуба. Слой - от тонкого до умеренного.

· 3 балла - налет в избытке на большей части поверхности зуба, интенсивное отложение зубного налета в области десневой борозды и межзубных промежутков.

Расчет индекса для одного зуба :
PLI зубов = (∑ баллов 4-х поверхностей) / 4.

Расчет индекса для группы зубов :
PLI индивидуальный = (∑ зубов) / n зубов.

Используется при эпидемиологических обследованиях и для выявления факторов риска развития кариеса у пациента.

40 Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики.

Принципы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний

Планирование и внедрение программ по стоматологии - как профилактических, так и лечебных - должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях и иметь свои особенности, но общая схема аналогична.

Планирование программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения складывается из следующих этапов:

Определение основных проблем;



Формулирование целей и задач;

Выбор методов и средств профилактики;

Обучение персонала;

Внедрение программы;

Оценка эффективности программы.

Поделиться: