Предпроектный комплексный анализ объекта проектирования. Предпроектный анализ территории Пример пояснительная записка предпроектный анализ территории проектирования

Предпроектный анализ

Предпроектный анализ

Предпроектный анализ - это процесс сбора и анализа исходных данных, определения требований безопасности, условий эксплуатации и технико-экономического обоснования объекта, разработки плана и определения стоимости работ по выполнению исследовательских, проектно-изыскательских, строительных и пусконаладочных работ для реализации проекта, оценки рисков реализуемого проекта.

Цель предпроектного анализа - это оценка технической возможности реализации проекта - возможности строительства, ввода в эксплуатацию и обеспечения безопасности в процессе эксплуатации планируемого объекта, оценка экономической целесообразности, подготовка плана, определение условий и рисков реализации проекта.

Цель предпроектного анализа достигается за счет решения следующих задач:

1. Определение основных требований заказчика к проекту (объекту).

2. Анализ технико-экономических аспектов проекта - ожидаемых характеристик объекта, планируемого бюджета, требований безопасности и оценка возможности обеспечения всех требований заказчика.

3. Разработка вариантов предложений по реализации проекта с представлением схем размещения и описанием основных характеристик объекта с учетом пожеланий заказчика, размеров охранных зон инженерных коммуникаций и возможных отступлений от требований безопасности.

4. Анализ технических рисков по каждому варианту, сопоставление вариантов реализации проекта и ожидаемых рисков, оценка допустимости выявленных рисков.

5. Обоснованный выбор наиболее оптимального варианта планируемого объекта, технико-экономическое обоснование и определение условий экономической рентабельности проекта.

6. Разработка плана, определение условий и оценка рисков реализации проекта.

Преимущества предпроектного анализа

Предпроектный анализ проводится до принятия решения о реализации проекта - до выполнения исследовательских, изыскательских, проектно-конструкторских, строительных работ и дает заказчику понимание возможности, оптимальных вариантов и сценариев реализации проекта. Предпроектный анализ не требует значительных затрат, но является основой для эффективной реализации проекта с представлением основных технических решений, сроков и стоимости.

Заказчиком предпроектного анализа может являться инвестор, застройщик, собственник бизнеса, руководитель организации, технический руководитель.

Предпроектный анализ может проводиться перед реализацией проекта, в рамках:

Строительства нового объекта;

Реконструкции или технического перевооружения существующего объекта.

В качестве преимуществ, стимулирующих проведение предпроектного анализа, можно выделить следующее:

Сокращение сроков проектирования;

Снижение рисков разработки неэффективных проектов;

Обоснованное определение адекватной стоимости проекта;

Создание готовой проверенной базы - основы для проектирования;

Снижение вероятности создания технически нереализуемых проектов;

Обеспечение баланса между экономическим эффектом и безопасностью объекта;

Возможность получения нескольких вариантов планируемого объекта, выбор оптимального;

Повышение качества проектных решений, получение ожидаемого объекта с предварительным согласованием заказчика;

Исходные данные для предпроектного анализа

Возможные исходные данные для предпроектного анализа:

Имеющийся земельный участок;

Планируемый к строительству объект;

Существующий объект, планируемый к реконструкции или техническому перевооружению;

Отдельные требования заказчика к проекту: размеры объекта, планируемые технологические процессы, вид материалов и производитель технологического оборудования, мощность производства и т.д.;

Предварительное обоснование экономической эффективности реализации проекта.

Объем работ в рамках предпроектного анализа

После определения планируемого объекта, целей и задач проекта, наличия предварительной положительной оценки проекта и формирования списка требований (пожеланий) заказчика уточняется перечень и объем работ в рамках предпроектного анализа. В целях снижения договорных рисков весь объем работы в рамках предпроектного анализа делится на 3 этапа:

1 этап: оценка технической возможности реализации проекта, на котором проводится сбор и анализ исходных данных, изучение территории (земельного участка) для объекта, обследование существующего объекта, планируемого к реконструкции или техническому перевооружению, исследование отдельных частей, участков планируемого объекта, а также проблемных вопросов, влияющих на безопасность и риски проекта, приводится обоснованная оценка технической возможности реализации проекта.

Стоимость работ на 1-м этапе составляет в пределах 20-30% от стоимости предпроектного анализа.

2 этап: оценка экономической целесообразности реализации проекта , на котором оцениваются целесообразность и экономическая эффективность реализации проекта, проводится технико-экономическое обоснование - рассчитываются ожидаемые расходы (затраты) на стадии реализации проекта и дальнейшей эксплуатации планируемого объекта, определяются планируемые доходы, прибыль, оценивается рентабельность, окупаемость и иные экономические показатели проекта. Стоимость работ на 2-м этапе составляет в пределах 30-60% от стоимости предпроектного анализа.

3 этап: разработка плана реализации проекта , на котором осуществляется подготовка детального плана мероприятий и бюджета, календарно-сетевого плана и рекомендаций по управлению проектом, разработка заданий и документации на выполнение и проведение закупки отдельных видов работ для привлекаемых подрядных организаций.

Стоимость работ на 3-м этапе составляет в пределах 20-40% от стоимости предпроектного анализа.

Порядок проведения предпроектного анализа

Порядок предпроектного анализа в настоящее время отдельным нормативно-правовым актом не регламентирован, однако, положения, регулирующие процессы выполнения работ в рамках предпроектного анализа, содержатся в документации, входящую в систему законодательства об инвестиционной деятельности, в сфере технического регулирования, градостроительства, охраны окружающей среды, пожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В целях корректного и своевременного выполнения предпроектного анализа в ООО «Инженерное дело» внедрено собственное положение о предпроектном анализе, разработанное на основе накопленного опыта выполнения таких работ, российских и зарубежных стандартов в сфере технического регулирования, управления проектами и рисками. Положение содержит общую методологию предпроектного анализа, регламент проведения отдельных этапов работ, программное обеспечение, нормативно-техническую базу, измерительное оборудование и необходимые формы документов: заявки, планы взаимодействия, планы мероприятий, планы-графики, опросные и контрольные листы, реестры, таблицы соответствий, сметы, типовые отчеты.

Ознакомиться с содержанием положения о предпроектном анализе ООО «Инженерное дело» можно сделав запрос на официальный электронный адрес: office@сайт.

Результаты предпроектного анализа

Результаты предпроектного анализа включают в себя документ (отчет), именуемый

«Предпроектный анализ по объекту: «...», в общем виде содержащий следующее:

Цель, задачи и участники проекта

Маркетинговые исследования проекта (от заказчика)

Глава 1 Оценка технической возможности реализации проекта

1 Исходные данные о планируемом объекте

2 Требования к обеспечению охранных зон существующих объектов

3 Планируемые технологические процессы и операции

4 Требования безопасности к планируемому объекту, процессам

5 Варианты эскизного проекта и обоснование выбора планируемого объекта

6 Отступления от требований безопасности, охранных зон

В основу данной главы положено тщательное изучение работ ряда круп­ных специалистов в области градостроительства, ландшафтного проек­тирования и ландшафтной архитектуры (В. В. Владимирова, Л. С. Залееской, Н. А. Ильинской, Е. М. Микулиной, 3. А. Николаевской, Л. И. Рубцова и др.).

Приступая к проектированию любого объекта, начиная от дачного участка и заканчивая парком, всегда следует помнить, что каждый ланд­шафт в целом и слагающие его компоненты содержат внутри себя не толь­ко скрытые возможности, но и ограничения. Необходимо не только вы­явить наиболее существенные художественные свойства, но и учитывать естественные процессы развития ландшафта. В процессе исторического развития географических ландшафтов возникают только определенные, а не произвольные формы рельефа, водоемов, растительных и животных-сообществ.

Возможности преобразования территории, а также приемы форми­рования объемно-пространственной композиции культурного ландшаф­та в первую очередь зависят от природных ландшафтных компонентов. В частности, климат формирует комфортность условий отдыха, определя­ет подбор растительности; рельеф обусловливает принятие планировоч­ных, инженерных и архитектурно-художественных решений: раститель­ность и почвы определяют возможности озеленения и благоустройства; гидрографическая сеть и гидрогеологические условия – способы мелио­рации, пути рационального использования акваторий.

Предпроектные материалы. К предпроектным материалам относятся следующие.

1. Ландшафтный анализ проектируемого участка и окружающей тер­ритории.

2. Геодезический план.

3. Подеревная съемка насаждений (для наиболее ценных участков).

4. Таксационная съемка (при наличии больших лесных массивов).

5. Техническое заключение о почвах.

6. Техническое заключение о режиме грунтовых вод и гидрогеологии в режиме затопляемости.

Ландшафтный анализ проектируемого участка и окружающей территории. Рельеф является той основой, на которую опираются все остальные ландшафтные составляющие, поэтому во многих случаях именно рельеф предопределяет характер создаваемых ландшафтов и их декоративный облик. Например, ландшафт парка «Монрепо» в Выборге составляют скалистые гряды – сельги, поросшие соснами и елями, нагро­мождения валунов различной величины, болотистые низинки. Благодаря различиям в структуре рельефа формируется разнообразие как природ­ных, так и культурных ландшафтов.

Известно, что рельеф оказывает влияние на перераспределение тепла и влаги даже на равнинных территориях, где имеются незначительные перепады высот, но особое значение он приобретает в холмистой местно­сти или в горах. Условия обитания растительности на склонах зависят от их крутизны, экспозиции и состава материнских пород. В верхних частях склона вследствие поверхностного стока почва более сухая, в понижен­ных частях рельефа скапливается больше влаги за счет дополнительного притока поверхностных и грунтовых вод. Кроме того, более затененные северные и восточные склоны обладают более ровным тепловым режи­мом и высокой относительной влажностью, а южные и юго-западные склоны – более солнечные, для них характерны резкие перепады темпе­ратуры и испарения влаги.


именно поэтому всесторонняя предварительная оценка состояния и возможностей изменения геоморфологической основы является обяза­тельным условием правильной организации проектируемого ландшафта. Даже незначительные перепады высот рельефа могут служить сюжетной основой для проектирования самых разнообразных пейзажей.

На предварительном этапе самым тщательным образом, должны иссле­доваться формы рельефа не только проектируемого объекта, но и приле­гающей территории. Только в результате натурного, полевого обследова­ния можно определить возможности использования холмов, склонов, ска­листых обнажений, речных долин и т. д. для включения их в интересные пейзажные картины и раскрытия на них видов.

В связи с этим уже на предпроектной стадии должен быть проведен под­робнейший ландшафтный анализ территории. Он заключается в деталь­ном обследовании всех элементов и компонентов ландшафта, расположен­ных как на проектируемой территории, так и на прилегающей местности. В процессе изучения территории составляют ее климатическую оценку в целом, а также ее отдельных участков. Особенно тщательно исследуется растительность, произрастающая на проектируемой территории и вокруг нее. Все насаждения должны быть оценены с точки зрения использования в будущем строительстве, хозяйственной или эстетической ценности. При этом следует использовать уже имеющиеся крупные деревья, так как на формирование новых посадок таких размеров потребуется как минимум несколько десятилетий. Выяснение состояния и характера растительности окружающих ландшафтов поможет в подборе ее ассортимента для проек­тируемого объекта, а также в установлении единства между культурным ландшафтом и растительностью окружающей местности.

Геодезический план. Основой документации должен быть геодезиче­ский план с координатной сеткой, горизонталями, с указанием границ участка и нанесением существующих насаждений, водоемов, подземных коммуникаций и наземных сооружений. Обычно он составляется в мас­штабе 1:500 (горизонтали проводятся через 0,5 м); для территорий, более 10 га он составляется в масштабе 1:2000 или 1:1000 (горизонтали через 2 м и. 1 м соответственно); для особо крупных территорий площадью в сот­ни гектаров план составляется в масштабе 1:2000 или 1:5000.

Подеревная съемка насаждений. Для наиболее ценных в ландшафт ном отношении участков составляется план подеревной съемки насажде­ний (с нанесением на план в масштабе 1:500 каждого дерева и каждой группы кустарников) с подробным описанием. На план наносится коорди­натная сетка с существующими деревьями и кустарниками, показанными условными обозначениями. По каждому дереву или группе однородных деревьев и кустарников описание должно содержать: номер по плану, наи­менование породы, возраст, диаметр ствола на высоте 1,3 м, диаметр кро­ны, высоту дерева, санитарное состояние, декоративные качества.

Таксационная съемка, При наличии больших лесных массивов, не требующих значительных изменений, дополнительно проводится такса­ционная съемка.

В данном случае на геодезический план наносятся границы земле­пользования, просеки, квартальная сетка насаждений, контуры выделов. В ландшафтном проектировании приняты следующие термины.

Выдел – участок насаждений с однородными показателями для преоб­ладающей породы.

Класс возраста – условное подразделение насаждений по возрасту на группы (хвойные породы, дуб, клен, бук, ясень, вяз подразделяются на классы по 20 лет; береза, ольха, осина, липа – на классы по 10 лет).

Бонитет – показатель продуктивности насаждений и условий место­произрастания. Определяется по средней высоте деревьев данного возрас­та (I – бонитет высоких насаждений, V – самых низких).

Полнота – степень сомкнутости крон насаждений (1 – полнотные на­саждения. 0,1 – редкие).

Подрост – молодое поколение, растущее под пологом старого леса.

Подлесок – кустарники, растущие под пологом насаждений.

Надпочвенный покров – характер покрытия верхнего слоя земли: тра­вянистый, моховой, лишайниковый, мертвый (опавшая листва, хвоя, кора и ветки).

Тип леса – совокупность насаждений, характеризующаяся однородными условиями (главным образом одинаковыми условиями увлажнения).

Запас древесины – объем древесины, измеряемой в кубических метрах.

В пределах каждого квартала по выделам приводится подробная харак­теристика насаждений по показателям: площадь выдела, состав насажде­ний, их возраст (по породам), подрост, подлесок, ярусность, надпочвен­ный покров, преобладающая порода. По преобладающей породе допол­нительно указываются: класс возраста, средняя высота деревьев, средний диаметр ствола, бонитет, тип леса, полнота, запас древесины, особенности роста, происхождение, степень повреждения леса вредителями и болезнями. Основой лесохозяйственного обследования является таксационная ха­рактеристика насаждений по последнему лесоустройству.

Техническое заключение о почвах должно содержать краткое описа­ние естественно исторических условий и факторов почвообразования, а также сведения о химических свойствах и механическом составе почв. К заключению для крупных объектов прилагается почвенная карта на гео­дезическом плане в масштабе 1:2000 или 1:5000.

Техническое заключение о режиме грунтовых вод и гидрогеологии в условиях затопляемости составляется для объектов, на территории которых уже имеются водоемы или предусматривается их устройство, а также для объектов, нуждающихся в мелиорации, засоленных или под­верженных затопляемости. Это заключение должно содержать подроб­ные данные о геологическом строении территории (геологические раз­резы, описание грунтов, мощность залегания слоев и т. д.), режиме грун­товых вод (особенно важен уровень грунтовых вод в период наибольшего увлажнения), гидрологическую характеристику рек и других водоемов, детальные сведения о климатических условиях (температурный режим воздуха, длительность безморозного периода, среднегодовое и среднемесячное количество осадков, влажность воздуха, сила и направление ветра, количество солнечной радиации, облачность, глубина снежного по­крова и др.).

Прежде чем приступить к проектированию, необходимо также иметь:

выкопировку из генерального плана города (с нанесением существующей и проектируемой пчанировки прилегающих к объекту участков, подземных городских сетей инженерных коммуникаций, к которым можно присоединить соответствующие сети проектируемого объекта);

Технические условия на проектирование инженерных сетей (водопро­вода, канализации, электро- и теплоснабжения и др.), выданные соот­ветствуют им и службами;

архитектурно-планировочное задание, в соответствии с которым и выполняется проект. В задании приводятся сведения о целевом на­значении объекта, указываются его размеры и границы, перечень необ­ходимых сооружений, очередность освоения территории, данные о ха­рактере и перспективах развития прилегающей территории, общие требования к архитектурно-планировочному решению.

Проектные материалы. После предпроектной стадии изучения плано­вых материалов и полевых изысканий составляется технический проект. Он состоит из графического материала и пояснительного текста. В нем устанавливаются технические возможности и наиболее экономичные ме­тоды будущего строительства, а также отражается планировочная основа и инженерная подготовка территории объекта.

В состав технического проекта входят следующие составляющие.

1. Генеральный план.

2. Дендрологический проект.

3. Проект вертикальной планировки.

4. Проект сетей инженерных коммуникаций.

6. Пояснительная записка.

Генеральный план составляет основу технического проекта, в масшта­бе 1:500 (или 1:1000 для крупных объектов), с нанесением сооружений, дорожек, площадок, водоемов, открытых пространств (в том числе газо­нов, цветников и др.), насаждений древесно-кустарниковой растительно­сти, а также с приложением схемы зонирования территории и очередно­сти ее освоения.

Дендрологический проект определяет весь композиционно-художе­ственный облик проектируемого ландшафта. В дендрологическом проекте показываются объёмно-пространственные композиции проектируемых пейзажных картин, размещение и очертания массивов древесно-кустар­никовой растительности, открытых пространств, рощ, групп и отдельно стоящих деревьев. В прилагаемой подробной экспликации (описании) приводится ассортимент используемой растительности с указанием видов и сортов (и при необходимости возможности их замены другими видами), а также количества растений в штуках.

Проект вертикальной планировки составляется отдельно, выполня­ется в красных горизонталях с показом сети водостоков. В его состав так­же могут быть включены картограмма земляных работ с указанием мест срезки и подсыпки грунта и план дорожных покрытий с описанием кон­струкций дорожек и площадок, составленный с учетом соответствующих санитарно-технических требований.

Проект сетей инженерных коммуникаций и инженерная подготов­ка территории сводятся главным образом к составлению проекта сетей водопотребления, дренажа, канализации, электроснабжения, теплоснаб­жения, слаботочных устройств (радио, телефон и др.). Следует обратить внимание на расчет потребности в тепле, а также водопотребления, со­стоящего, как правило, из хозяйственно-питьевого, противопожарного, поливочного расхода воды, а также на питание фонтанов (если они про­ектируются) и обводнение культурного ландшафта.

Сметы являются неотъемлемой частью технического проекта. Они со­ставляются на выполнение отдельных видов работ, на строительство со­оружений (с приложением соответствующих проектов зданий и сооруже­ний), также выполняется сводная смета по всему объекту.

Пояснительная записка включает в себя подробный перечень прове­денных изыскательских работ, проектной документации, существующих сооружений и коммуникаций. В нее также обязательно включаются характеристика природных и экологических условий, баланс территории по проектируемым объектам благоустройства с исчерпывающими данными по обоснованию всех видов работ с приведением их физических объемов. В пояснительную записку входят рекомендации по улучшению механи­ческого и химического состава почв, режима грунтовых вод, приводится обоснование требуемого количества удобрений и т. п.

Рабочие чертежи. Основные решения технического проекта на дальнейшем этапе более подробно разрабатываются в рабочих чертежах. Они включают следующее.

1. Генеральный план с поправками после утверждения технического проекта.

2. Рабочий проект вертикальной планировки территории и дорожнойсети.

3. Чертежи инженерных коммуникаций.

4. Рабочие чертежи зданий и сооружений.

5. Разбивочные чертежи планировки (выполняются в масштабе 1:500, а участки со сложным рельефом или с использованием лестниц и подпорных стен – в масштабе 1:200).

6. Посадочные чертежи размещения проектируемой растительности (составляются на основе разбивочных чертежей).

Стадийность проектирования. Для не слишком сложных в техническом исполнении объектов достаточно одной стадии ландшафтного проекти­рования. В этом случае используется технорабочий проект. В его состав входит следующее.

2. Генеральный план.

3. Дендрологический проект.

4. Пояснительная записка.

5. Рабочие чертежи.

При проектировании крупных, особо сложных и важных в градостро­ительном отношении объектов количество стадий увеличивается. После предпроектных исследований дополнительно разрабатывается эскизный проект. Его основу составляет генеральный план (в-масштабе 1:500 для небольших объектов, в масштабе 1:1000 или 1:2000 для крупных объек­тов). В случаях сложных объектов генеральный план дополняется иллю­стративными материалами в виде макетов, рисунков, перспектив и т. д. Кроме того, в эскизный проект включаются схема инженерного обору­дования территории, смета ориентировочной стоимости строительства, определенная по укрупненным показателям, а также краткая пояснитель­ная записка. И только после этой стадии выполняется технический про­ект. Итак, в данном случае эта схема выглядит следующим образом.

1. Предпроектные исследования и документация.

2. Эскизный проект (генеральный план, наглядный материал, схема инженерных сетей, ориентировочная смета, краткая пояснительная записка).

3. Технический проект (полностью).

4. Рабочие чертежи.

В простейшем виде разработка проекта состоит в следующем.

По генеральной схеме озеленения или генеральному плану парка опре­деляют участок для строительства парка и его назначения. Выполняют геоподоснову, гидрогеологические изыскания и почвенный анализ. Про­водят ландшафтный анализ территории для определения системы пространств, выявления ценной растительности, по­тенциальных и существующих видовых точек и панорам, возможности орга­низации водоемов и необходимости проведения вырубок. Намечают пред­варительное функциональное зонирова­ние с определением участков, пригод­ных для застройки, тяготения насе­ления прилегающих районов, организа­ции входов.

Следующим этапом можно считать формирование планировочного карка­са. Для этого посредством главных и второстепенных аллей организуют сис­тему осевых композиций, объединяют входы и объекты системы внутренних пространств и композиционные узлы с раскрытием на видовые точки и панорамы. Трассируют прогулочные маршруты, формируют группы и масси­вы.

Как систему отрабатывают цветочное оформление, планируют партеры, поляны с цветниками, размещают миксбордеры, рабатки с усилением в акцентируемых местах. В узлах разме­щают скульптуры, фонтаны, вазы.

Зонирование проводят таким обра­зом, чтобы в парке сформировать три основные экологические зоны:

I – срединное ядро или дальние периферийные территории, где обеспе­чивается тихий отдых, сохраняются наиболее ценные заповедные участки, устраиваются ремизные посадки, – участки для гнездования птиц, антро­погенная нагрузка на ландшафт здесь сохраняется минимальной;

II – зона активного отдыха, где сосредоточена основная масса посети­телей, при этом характер благоустрой­ства должен выдерживать повышенные антропогенные нагрузки;

III – буферная зона, это узкая полоса парка на границе с городской застройкой. Она служит для защиты основной территории от пыли, шума, газа и используется в качестве буль­варов, тротуаров для транзитных пешеходных потоков, принадлежит как парку, так и улице.

Вид с улицы Заводская площадь, 41

Вид с улицы Заводская площадь, 12а

Вид с улицы Заводская площадь, 8

Рис 23. Фотофиксации по ул. Площадь Заводская

В предпроектный анализ входит анализ функционального назначения выбранной территории по ул. Пл.Заводская, предполагаемой к разработке фрагмента дизайна-среды. Данный анализ позволил уточнить средовые характеристики, а соответственно, дифференцировать принимаемые дизайнерские решения.

Итогом предпроектного анализа территории является принимаемое концептуальное решение фрагмента среды города. В содержание концептуального решения входит анализ сложившейся на момент предпроектного анализа градостроительной ситуации во всех аспектах, описание принятых общих решений в дизайн-проекте.

Градостроительный анализ

ССЗ им.Ленина находится на ул. пл.Заводская,7 в Трусовском районе г.Астрахани.

Территория улицы насыщена с восточной и западной стороны административными зданиями и жилыми домами.

К востоку от улицы располагается остановка для общественного транспорта.

В составе фирменного стиля ССЗ им.Ленина разрабатывался въездной знак. Въездной знак, место для него выбрано не случайно так как оно является центром скопления людей и маршрутного такси, расположен на хорошо просматриваемых поворотах, развязках дорог. В плане конфигурация очертания въездного знака не поменяется от существующего. Обеспечен обзор въездного знака с восточной, северной и западной и южной стороны.

История развития фирменного стиля в России

В России 60-х годов XX в. никаких объективных, «естественных» причин для возникновения разработок в области фирменного стиля не было, так как конкуренция отсутствовала. И тем не менее фирменный стиль был.

Началось всё с командного вмешательства Совета Министров СССР - постановления «О товарных знаках», вышедшего 15 мая 1962 года, которое вызвало настоящий «взрыв» в прикладной графике (кстати, было запланировано выпустить в ближайшие годы 250 тысяч товарных знаков, но планы эти не выполнены до сих пор).

Рис 24. Схема расположения объекта

Рис 25. Схема анализа объекта

Дизайнеры 60-х своей задачей видели прежде всего воспитание высокого эстетического вкуса у населения, облагораживание предметного мира, окружающего человека. Предполагалось, что благодаря повседневному общению с предметами массового потребления (продовольственными продуктами в хорошей упаковке, промышленными товарами, снабженными достойно оформленными инструкциями и ярлыками и т.д.), общество усовершенствует культуру, и тем самым ускорится его духовное и эстетическое развитие. Получалась очевидная диспропорция между «идейной нагрузкой» оформления и оформляемым объектом. Стилистически область графического дизайна в России представляла собой своего рода заповедник традиционализма, последнюю в мире культуры версию того монументального квазиклассического стиля, который впоследствии иронически квалифицировался как «сталинский ампир», или «художественный стиль».

Поскольку вся сфера прикладного графического творчества концептуально отождествляла себя с «высокой» художественной культурой, на вершине которой, в свою очередь, господствовала станковая живопись социалистического реализма, постольку станковостью и живописностью оказывались пропитанными все слои этой художественной системы. В произведениях прикладной графики такая живописность на композиционном уровне выражалась в явном преобладании роли пятна над линией. Сказалось это и на характере самой графической линии, обретшей живописность в разнотолщинности, в плавных переходах и изящных росчерках. Все это привело к отрыву от технико-утилитарной основы.

Товарные знаки стали настоящей школой лаконизма для художников-прикладников.Разработка товарных знаков плавно перешла в проектирование графических комплексов фирменных стилей. Инициатива в данном случае принадлежала прикладной графике, и одной из главных причин этого перехода была заинтересованность в крупных заказах. Сам термин - фирменный стиль - чрезвычайно понравился и очень быстро «прижился», и это при полном отсутствии фирм как таковых. Его даже стали применять к явлениям, не имеющим прямого отношения к фирменной идентификации, например для обозначения графического оформления городской среды.

К середине 70-х годов на Западе ажиотаж вокруг фирменного стиля несколько улёгся, и это явление вошло в более спокойное «русло».

В России же с большим опозданием началась визульно-коммуникативная модель графического дизайна, господствующего в Европе уже десять лет. Он служил теоретической базой для создания графической части фирменного стиля. Исходя из концепции этой модели, дизайнер-график превращался в связующее звено, преобразующее информацию в визуальные сигналы. Любое графическое изображение должно было однозначно интерпретироваться, мгновенно считываться, быть лаконичным и простым в восприятии. Классикой визуально-коммуникативной модели графического дизайна стала разработка Рамиза Гусейнова - фирменный стиль «Электромера» Для него был даже разработан специальный шрифт, названный «Приборным» по его основному назначению. А проект фирменного стиля «ПРОМО» получил мировую известность и был удостоен Гранпри - на международном бьеннале в Брно. Однако уже на рубеже 70-80-х годов в графическом дизайне стали происходить определённые трансформации появились новые стилевые явления, которые можно назвать альтернативными и которые постепенно превратили визуально-коммуникативную модель в свою противоположность.

В первой половине 80-х эти явления приобрели массовый характер и сформировали новый стиль, впоследствии получивший название - «альтернативного стиля», «новой волны», «концептуального стиля» и т.д.

«Альтернативный стиль», как и «визуально-коммуникативный», пришёл к нам с Запада, его лидером считается англичанин - Невил Броуди, который и сегодня является одним из самых авторитетных в мире дизайнеров-графиков, живой легендой графического дизайна, хотя ему ещё нет сорока. Мировую известность Броуди приобрел, работая дизайнером в журнале «The Face», здесь он получил возможность проводить бесконечные эксперименты в области графического дизайна, здесь формировалась концепция «новой волны». Вот как характеризует работу Броуди того периода журнал по графике «КАК»: «Агрессивный дизайн, первичный по отношению к тексту, активная работа со шрифтом плюс изменения взгляда на рекламу, периодику и шоу-бизнес вообще совершили революцию в мировом графическом дизайне». Фирменные знаки, выполненные в стиле «новой волны», меняют саму установку восприятия графической информации: если в «визуально-коммуникативном стиле» основным требованием было мгновенное считывание информации, то в пластически зрелищных знаках «новой волны» предполагалось медленное прочтение. Это сложные остроиндивидуальные графические композиции, которые невозможно превратить в расхожий штамп. «Новая волна» ценит прежде всего неожиданность идеи, её парадоксальность и непредсказуемость, относительность всякого порядка.

Для 90-х годов характерно отсутствие доминирующей позиции у какого-либо одного стиля. Дизайнеры используют в своих разработках весь опыт, накопленный графическим дизайном за время своего существования. Главным событием современного графического дизайна можно считать всеобщую компьютеризацию, открывшую новые широчайшие возможности и перспективы.

Сегодня в связи с определёнными переменами, происходящими в России, фирменный стиль занимает своё «законное» место и служит по своему прямому назначению. А возрастающая конкуренция делает его всё более актуальным и жизненно важным в борьбе за прибыль.

Вам надоела городская суета, захотелось уединиться и сблизиться с природой.

Вы долго думали, выбирали и, наконец, приобрели участок. Что же делать дальше?

С чего начать?

Нужно заказать проект дома, потом его построить, а потом заняться благоустройством и озеленением территории. А Вы уже знаете в какой части участка лучше построить дом?

А деревья, которые растут на Вашем участке – Вы хотите их сохранить?

Сначала Вам необходимо хорошо познакомиться с Вашим участком, изучить его характер, особенности – он является частью природы и у него есть свои тайны. А раскрыть их, хотя бы частично Вам поможет комплексный предпроектный анализ территории.

Начнем с изучения рельефа и растительности. При помощи топографо-геодезической работы подготовим план, где будут нанесены все низменности и возвышения территории, отмечены расположения существующих деревьев и кустарников. Если под землей скрыты какие-либо коммуникации Вы увидите их на своем плане. План также будет сориентирован по сторонам света.

Так же необходим почвенный анализ, чтобы выяснить будет ли стоять вода на участке (что может быть, если у Вас на участке глина); определить кислотность и наличие солей в почве, чтобы понять что здесь можно будет посадить.

На обследование участка потребуется около месяца. Затем нужно будет убрать опасные уже погибшие деревья (если таковые имеются). Теперь можно определить месторасположение Вашего будущего дома. Место будем выбирать такое, чтобы не навредить экосистеме вашего участка.

Теперь наши с Вами задача тщательно продумать схему работы строительной площадки: где будут складироваться материалы, как будет вывозиться (а не закапываться) строительный мусор, как защитить деревья от повреждения строительной техникой. Участок потом щедро отблагодарит Вас за бережное к нему отношение.

Проектирование

Предпроектный анализ готов, возможно уже построен дом – можно приступать к созданию проекта благоустройства и озеленения вашего участка.

В первую очередь проект делается для того, чтобы Вы могли увидеть, что из себя будет представлять Ваш участок.

Сначала мы вместе с Вами обойдем Ваш участок и решим (Вы наверняка уже мысленно все спланировали) где лучше устроить место для пикников, где будут играть Ваши детишки, где Вы сможете уединиться и послушать музыку природы (журчание ручья, пение птиц, шелест листвы…), а где Вы будете выплескивать свою энергию играя в теннис или мяч.

Не забудем и про ваших четвероногих друзей – им тоже надо выделить уголок.

И наконец мы с Вами люди хозяйственные – определим и рабочие зоны на участке: здесь будут парковаться машины, здесь строение для хранения инвентаря для ухода за садом, здесь компост.

Все предусмотрели, все спланировали и записали. Теперь перенесем наши задумки на бумагу, совмести их с нашими знаниями об участке и обсудим то что получилось, а получился у нас эскиз, возможно и не один.

К эскизу нарисуем несколько картинок для лучшего восприятия. Теперь можно что-то добавлять, исправлять, совмещать идеи разных эскизов. Наконец мы остановились на окончательном варианте эскиза.

Все обсуждения и решения будут занесены в компьютер и превратятся в посадочные и разбивочные чертежи, по которым будет воплощаться наш проект бригадой рабочих-озеленителей.

Последние штрихи: нужно предусмотреть как мы будем ухаживать за нашим садом – сделаем схему системы полива; подготовим рекомендации по уходу за растениями и элементами благоустройства.

Все продумаем, просчитаем, оформим – вот проект и готов. Впереди сложный и ответственный этап – перенесение нашей мечты с бумаги на местность.

Полезное видео

Анализ архитектурно-планировочной ситуации, позволяет определить место проектируемого объекта в плане города, района, микрорайона, а так же планировочную структуру, как объекта проектирования, так и прилегающей территории. Категории объектов озеленения, а также взаимосвязь этих составляющих между собой.

Для анализа архитектурно-планировочной ситуации опорным материалом является схема территории ОмГАУ М 1:1000. Рельеф данной территории слабо выражен с понижением в южном направлении в сторону ул. Проспект Мира. Проектируемый участок расположен на лугово-черноземных почвах, следовательно, на данной территории возможно выращивание различных видов растений.

При планировке необходимо избежать загромождение участка, неудобств эксплуатации, нарушение санитарных норм, потерю привлекательного внешнего вида.

Внимательно надо подходить к вопросу сохранения существующих зеленых насаждений и использованию природных особенностей участка, так как это уменьшит трудозатраты по оборудованию и подчеркнет своеобразную уникальность усадьбы.

При проектировании зеленых насаждений были сохранены наиболее ценные породы деревьев, например, такие как: лиственница, липа остролистная, голубая ель, туя.

Необходимо правильно выбрать цветовую гамму. Цвет на малом пространстве оказывает чрезвычайно сильное воздействие на наше восприятие ландшафтной картины в целом. Построенная на контрасте светлых и темноокрашенных растений композиция создала притягательную для взгляда картину.

По результатам анализа можно сделать вывод, что общее впечатление от участка благоприятное.

Ландшафтный и инсоляционный анализ

Ландшафтный анализ помогает объективно оценить природные условия анализируемой территории, оказывает влияние на функциональный анализ, планировку дорожно-тропиночной сети, на композиционное решение, на выбор древесно-кустарниковой растительности и травянистой растительности при проектировании объектов озеленения.

Рельеф нередко предопределяет все композиционные построения, «архитектонику», общий характер зрительных впечатлений, в значительной мере функциональную структуру территории.

Анализ существующего рельефа на анализируемой территории объекта озеленения был выполнен по топографическому плану (масштаб 1:500) и непосредственно на местности, включал в себя выделение и анализ характерных форм рельефа, определение крутизны и экспозиции склонов, выявление участков с самыми высокими и самыми низкими отметками горизонталей, в пределах границ объекта проектирования.

Рельеф на территории равнинный. Самая низкая точка на юго-западе плана 100.91, а высокая на севере 106.41.

При разработке проектного решения одной из основных задач является сохранение или усиление существующих форм рельефа. Подчеркивание форм рельефа возможно путем использования приемов геопластики. В последствии это выгодно для установки различных видов малых архитектурных форм, посадки групп или солитеров древесно-кустарниковой растительности.

Также характер рельефа местности влияет на расположение и на саму структуру дорожно-тропиночной сети. Равнинный рельеф провоцирует «срезание углов», вытаптывание травянистого покрова территории и приводит к нарушениям в общей структурной целостности объекта, нерационального использования и изменения первичного предназначения различных функциональных зон.

Состояние экологии включает в себя как положительное, так и отрицательное состояние ландшафта. Положительное состояние отражается в хорошем состоянии растительности. Выявить и зафиксировать причину плохого экологического состояния объекта проектирования бывает сложно, так как она, зачастую, находиться далеко за пределами границ участка, и можно зафиксировать только реакцию живого (растительного) организма на эту проблему.

Оценка насаждений при ландшафтной инвентаризации на территории проводится с целью определения общего состояния деревьев, кустарников, трав, цветов, выявление преобладающих, основных и дополнительных (сопутствующих) видов деревьев и кустарников, их возраста и степени угнетения растений друг другом и воздействия на них неблагоприятных факторов среды.

На территории аграрного университета растут неплохие лиственницы, экзотические туи, шикарные ели. Но санитарное состояние елей на территории выставочного сквера «Флора», в питомнике и парке ОмГАУ было оценено от 1,42 до 1,46 баллов в 2001 году и от 1,43 до 1,48 баллов в 2003 году, что показывает достоверное ухудшение с вероятностью 95%.

Удовлетворительное состояние у сосен, стволы тонкие и кривые, возможно причина в почве.

На территории Аграрного Университета находится великолепный ботанический сад им. Н.А. Плотникова. В саду представлены отделы: тропических и субтропических растений, декоративных видов, технических и лекарственных, кормовых (бобовых и мятликовых растений), водных и болотных, древесных и кустарниковых, редких и исчезающих видов, альпинарий и экспериментальный. Коллекционные фонды растений насчитывают 1800 видов, из них тропических и субтропических - 580, лекарственных и технических растений - 326, декоративных - 603 вида, деревьев и кустарников - 180 видов. В саду выращивается 40 видов редких и исчезающих растений. Основное направление исследований - интродукция полезных растений, сохранение биоразнообразия растений.

Инсоляционный анализ на территории объекта выполняется с целью выявления зон характеризующихся избыточным по времени присутствием тени от различных сооружений, жилой застройки, что в свою очередь накладывают определенный отпечаток при выборе ассортимента древесно-кустарниковой и травянистой растительности в проектных предложениях по озеленению и благоустройству данного объекта.

Наличие чрезмерного количества зон с недостаточным периодом прямого солнечного излучения отрицательно сказывается на комфортности окружающей среды и накладывает дополнительные ограничения на архитектурно-планировочное решение озеленения и благоустройства территории объекта, при разработке проектных решении необходимо учитывать, что продолжительность прямого солнечного облучения для территории жилой застройки должна соответствовать - не менее 2,5 часов в день на период с 22 марта по 22 сентября. Существенное значение имеет освещенность территории в зависимости от влияния высотной застройки и крупных деревьев.

Целью данной работы является расчет и построение на плане объекта проектирования в М1:500 конвертов теней от существующей застройки на 9, 12 и 17 час.

После проведения инсоляционного анализа можно сделать следующие выводы: 35% территории полностью освещено, 11% - занимает тень в восемь часов утра, 14% - двенадцать часов, 40% - пять вечера. То есть в дневное время суток территория почти полностью освещена.

Поделиться: