Значение слова амр в словаре значений мусульманских мужских имен. Значение слова амр в словаре значений мусульманских мужских имен Отрешенность Саида от мирского мира

Старинное арабское имя.

Мусульманские мужские имена, словарь значений. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АМР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САМАЯ КРУПНАЯАВИАКОМПАНИЯ;"АМР КОРПОРЕЙШН"
    Самая крупная авиакомпания -"АМР Корпорейшн", штабквартира которой находится в Форт-Уэрте, шт. Техас, США. В1996 г. ее валовой годовой доход составил …
  • ПЕРВЕНСТВО СРЕДИ ЛЮБИТЕЛЕЙ;"АБДЕЛЬФАТТАХ АМР БЕЙ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Рекордные 6 раз выигрывал эти соревнованияАбдельфаттах Амр Бей (Египет): в 1931, 1932, 1933 и 1935-1937 гг. А с1946 по 1950 …
  • АМР’АМ в Библейском словаре:
    (народ, возведенный на высоту) — а) (Исх.6:18,20; Чис.3:19,27; Чис.26:58,59; 1Пар.6:2,3,18; 1Пар.23:12; 1Пар.26:23) — один из сыновей Каафа, сына Левия, отец …
  • ДЖАХИЗ АБУ УСМАН АМР ИБН БАХР
    (775-868) арабский писатель, богослов. Сборник юмористических новелл "Книга о скупых", трактаты по стилистике, риторике, истории, …
  • ДЖАХИЗ АБУ УСМАН АМР ИБН БАХР
    аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (около 767, Басра, - 868, там же), арабский писатель. Представитель литературы адаба и мутазилизма …
  • Фосфаден в Справочнике лекарственных средств:
    ФОСФАДЕН (Рhosphadenum). Аденозин-5"-монофосфорная кислота, или фосфорный эфир 9- b -D-рибофуранозида аденина. Синонимы: Аденил, Аденозинмонофосфат, АМФ, Аdenil, Аdenovite, Аdenyl, АМР, Cardiomone, …
  • КАИР в Справочнике Городов и столиц мира:
    ЕГИПЕТ Каир - самый крупный город не только Египта, но и всей Африки. Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой …
  • АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
    Северной Африки и Египта. Арабские племена начали проникать в Египет ещё в 1-м тыс. до н.э. Добившись успехов на Ближнем …
  • АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И ЕГИПТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРА’БСКОЕ ЗАВОЕВА’НИЕ СЕ’ВЕРНОЙ А’ФРИКИ И ЕГИ’ПТААрабские племена начали проникать в Египет еще в 1-м тыс. до н.э. Добившись успехов на …
  • MEMPHIS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Мемфис - I Поход афинян на Египет Город был захвачен в 459 до Р. Х. флотом афинян из 200 судов, …
  • АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии.
  • МУТАЗИЛИТЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от араб. му тазила - обособившиеся) представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доводами. Основоположниками считаются …
  • САФФАРИДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    иранская династия; правила в 861-900. Сыграла значительную роль в освобождении Ирана от арабского владычества. Основатели - Якуб ибн Лейс и …
  • САЗЕРЛЕНД ЭРЛ УИЛБУР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sutherland) Эрл Уилбур (19.11.1915, Берлингейм, Канзас, - март 1974, Нашвилл, Теннесси), американский биохимик и фармаколог. Член Национальной АН США. В …
  • АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего …
  • АНТАРА ИБН ШАДДАД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    ибн Шаддад (полное имя Антара ибн Шаддад ибн Амр ибн Муавия аль-Абси) (года рождения и смерти неизвестны), арабский поэт 2-й …
  • ЯКУБ ИБН ЛЯЙС
    (861—879) — основатель династии Саффаридов (см.). Происходил из восточной части области Сеистан; первоначально занимался ремеслом медника; вместе с братьями присоединился …
  • СИБАВЕЙГИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Абу-Бишр Амр ибн-Осман, род. ок. 753 г., ум. между 793 и 796 г.) — выдающийся представитель басрийской школы арабских грамматиков, …
  • САФФАРИДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (неправильно Соффариды) — первая после Тахиридов (см.) династия, сумевшая сделать Вост. Персию независимой от арабских халифов (см. Персия и Персидская …
  • ОМЕЙЯДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    династия мусульманских халифов. Их предок Омейя был, по словам арабских генеалогов, двоюродным братом Абдоль-Моталлиба, деда основателя ислама Мохаммеда, а по …
  • ОМАР ИБН-ХАТТАБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (из дома Адиев) — 2-й мусульманский халиф (см.). Род. в конце VI в., царствовал от 22 августа 634 г. до …
  • ОМАР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Омар ибн-Хаттаб (из дома Адиев) - 2-й мусульманский халиф. Род. вконце VI в., царствовал от 22 авг. 634 г. до …
  • МОАЛЛАКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ар.) — название каждого из семи или девяти отборных стихотворений доисламской Аравии; другое их название — "мозеххебы", т. е. позолоченные. …

В 639 году один из командующих войсками халифа, Амр ибн ал-Ас, пересек египетскую границу. По мере продвижения в глубь страны штурмом был взят укрепленный город Билбейс, затем последовал захват Умм Дунайн и других крепостей дельты Нила. В июле 640 года византийцы потерпели поражение у Вавилона, но сама крепость устояла. Осада Александрии продолжалась четырнадцать месяцев, прежде чем ее гарнизон сдался в декабре 641 года.

В Вавилоне патриарх Кир заключил с арабами соглашение, по которому Александрию, ключевой пункт Византии в Египте, могли бы спокойно покинуть те из ее жителей, которых не устраивали арабские порядки. Византийцы, как правило, покидали территории, завоеванные мусульманами, а персы оставались на месте.

22 сентября 642 года Амр ибн ал-Ас вступил в город. Легенда о том, что знаменитая Александрийская библиотека, насчитывающая 428 тысяч томов, была сожжена арабами при завоевании Египта, не соответствует действительности. Библиотеку разгромили фанатики-христиане гораздо раньше. Под предводительством патриарха Феофила, объявившего ее рассадницей ереси, поскольку в ней сосредоточилась вся эллинская книжная мудрость, они полностью уничтожили эту сокровищницу человеческого знания. В 389 году здание библиотеки было передано христианскому храму.

Амр ибн ал-Ас сначала был одним из непримиримейших врагов Мухаммеда и его сподвижников, но затем принял ислам. Имя этого выдающегося полководца Халифата неразрывно связано с историей первых лет мусульманского государства. В 634 году при халифе Абу Бекре Амр ибн ал-Ас завоевал Сирию. При халифе Умаре - Египет и пограничные с ним территории до Триполиса. Во всех покоренных странах он с большим искусством организовывал управление провинциями, приводил в порядок правительственные учреждения, чем немало способствовал процветанию жителей. Но слишком большие полномочия испортили характер Амра. В дальнейшем, после того как был убит третий халиф - Усман ибн Аффан, Амр перешел на сторону Муавийи, сирийского наместника, который выступал против законного халифа Али. Когда в 661 году Муавийя стал халифом, он сразу же назначил Амра наместником Египта, кем тот и оставался до своей смерти в 664 году.

Завоевание Египта открывало арабам путь на запад, вдоль побережья Средиземного моря, но на этом пути оказалось много преград в виде укрепленных гарнизонов Византии. Много хлопот причиняли и местные племена. Амр ибн ал-Ас послал своего военачальника на завоевание берберов, обитателей Центральной Сахары.

В 643 году Амр дошел до Нибары (совр. Триполи). После длительной осады крепость была взята со стороны моря - по единственному пути, открывавшемуся во время отлива. Неприступная со стороны суши, крепость была почти не укреплена со стороны моря. Вскоре после этой победы блестящим броском была захвачена крепость Сабрат. Лукавство Амра ибн ал-Аса уже тогда проявилось в том, что он увеличил сумму налога с египтян, объявив Египет завоеванным силой оружия. В случае мирного договора такое было невозможно. Даже при проведении экстраординарных поборов налогоплательщику выдавалась государственная расписка, удостоверявшая, что внесенные сверх налога деньги считаются уплатой его вперед. Амр собирал с египтян по два динара, оправдывая произвол плодородием дельты Нила и богатством населения. Но вскоре он получил предупреждение от халифа Умара: "Я послал тебя в Египет не для того, чтобы он стал кормушкой тебе и твоему роду!" В конце концов, чтобы остановить Амра, халиф назначил в Верхний Египет второго наместника - Файйуму Абдаллаха ибн Саада, который должен был наблюдать за соблюдением законов в Египте.


Основание военных городов:
Басры, Куфы и Фустата

После победы при Кадисии под властью арабов оказалась Бактрия - Иранская провинция, расположенная к северу от Гиндукуша и по среднему течению Аму-Дарьи. Заняв Хульван, арабы двинулись в глубь Иранского нагорья. Судьбоносное сражение 642 года при Нехавенде, что к югу от Хамадана, принесло арабам вторую решающую победу. Персидский полководец Фирузан пал в бою. После этого окончательное завоевание Ирана было лишь вопросом времени.

Арабы переселялись в Иран племенами, и поэтому в городах многие кварталы стали называться по имени того или иного живущего в нем племени. Крупные города управлялись наместниками халифа. Почти везде арабы не отделялись от местных жителей, которые также не проявляли к ним враждебности.

Необходимость иметь постоянные базы для армии, все более и более удалявшейся от Медины в своих завоевательных походах, привела к закладке новых городов. Так, в Ираке в 635-636 годах была построена Басра - при впадении речки Шатт ал-Араба в Персидский залив. Основателем города считается военачальник Утба ибн Газван. Басра стала форпостом Халифата. Отсюда арабы отправлялись на завоевание Азербайджана, Армении и Северо-Восточного Кавказа до Дербента в 642-643 годах.

Таким же городом стала и построенная в 638 году Куфа - военная база в Шуристане. Город основал Саад ибн Абу Ваккас. Басра застраивалась хаотично, без плана. Строительство же Куфы осуществлялось по плану халифа Умара. Главные улицы закладывались шириной в сорок локтей, второстепенные - в тридцать и двадцать, участки под строительство домов нарезались по три тысячи шестьсот квадратных локтей каждый. Такие нормы градостроительства были обычными для того времени. Через несколько лет после Куфы арабы заложили еще один военный город на севере Ирака, который стал базой для завоевания Армении и Азербайджана, - Мосул. Он расположился на правом берегу Тигра, напротив древней ассирийской столицы Ниневии.

В 642 году в завоеванном Египте был заложен город Фустат ("Лагерь"), в котором участки были поделены между арабскими племенами. В Фустате построили Резиденцию для халифа, но Умар, презирая роскошь, приказал превратить ее в базар, о чем свидетельствует египетский историк Ибн Абдалхакам. Выполнить это распоряжение было несложно, поскольку первые дворцы и административные здания представляли собой квадратные постройки с внутренним двором, куда выходили все помещения здания. Глухой внешний фасад, похожий на крепость, прорезал один монументальный проезд.

В Фустате были построены и другие дворцы, а также торговые ряды, жилые кварталы, бани. Первые мечети этих военных городов были, по существу, большими площадями в центре города. В 642 году Амр ибн ал-Ас построил в Фустате знаменитую пятничную мечеть. Лишь в 665 году наместник восточной части Халифата построил в Басре мечеть, ставшую образцом для последующих. Через пять лет такую же мечеть построили в Куфе. Это были квадратные в плане здания с квадратным же внутренним двором, окруженным со всех сторон галереями на колоннах. С южной стороны галерея была глубиной в пять рядов колонн. Мечеть являлась центральным зданием города или квартала и служила местом сбора для пятничной молитвы всех взрослых мусульман. Имамами выбирались те, кто лучше всех знал Коран и молитвы. Обычно эту обязанность выполняли наместники или начальники гарнизонов. Сакрального значения должности имама не придавалось. Мечеть одновременно служила и школой. В Дамаске в середине XII века было более двухсот сорока мечетей, а в его пригородах - сто сорок восемь. Главные мечети городов стали называться ал-масджид ал-джами.

Рядом с главной мечетью обычно находилась резиденция наместника. Дальше начинались базары - торговые ряды, расположение которых было строго регламентировано. Сначала шли лавки ювелиров, торговцев тканями, пряностями, другими ценными товарами, а затем остальные. За базарами наступала очередь жилых кварталов и ближе к окраинам - ремесленных мастерских, у дверей которых выставлялся на продажу произведенный товар.

умер в 43 году по хиджре (по мусульманскому летоисчислению)

‘Амр прожил 93 года, 57 из которых не был мусульманином, он, наоборот, - воевал против них со жгучим желанием убить пророка Мухаммада. Был великим воином и полководцем.

На 57-м году жизни ‘Амр стал мусульманином. Участвовал в многочисленных и тяжелых сражениях бок о бок с такими великими сподвижниками, как Абу Бакр и ‘Умар. Это именно он открыл для Египта Ислам - сломил оборону и предоставил его жителям свободу выбора в вероисповедании. В Каире до сих пор стоит огромная мечеть, построенная под его руководством. Местные копты-христиане как жили, так благополучно и живут на территории Египта. Но после прихода туда ‘Амра подавляющее большинство населения стали мусульманами. Во времена правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба ‘Амр ибн аль-‘Ас был назначен руководителем двух крупных областей - Египта и Палестины…

И вот его слова, произнесенные незадолго до смерти:

«Поистине, лучшее, что мы можем приготовить [себе для вечности], - это [убеждение] в единственности Аллаха (Бога, Господа) и в истинности миссии Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) [Его заключительного посланника, это нас спасет].

У меня в жизни было три периода.

В первый период я больше всех ненавидел пророка Мухаммада и не было никого, сильнее меня желавшего убить его. Умри я в том состоянии, [навечно] оказался бы в Аду.

[Второй период моей жизни начался] когда Всевышний Творец заложил в моем сердце Ислам (покорность Ему одному). Я пришел к Пророку и сказал: «Дай мне свою правую руку, я хочу заключить с тобой договор». Пророк открыл мне свою руку, и я сжал ее. Пророк спросил: «Что с тобой, ‘Амр?» Я ответил: «Хочу поставить условие». Пророк спросил: «Какое условие?» - «Мое условие в том, чтобы мне было прощено [бывшее до этого]». Пророк сказал: «Разве ты не знаешь, что Ислам [принятие его] устраняет все, что было до этого [плохое стирается, жизнь начинается с чистого листа], как и хиджра , и хадж ?» [В тот период] я больше всех на свете любил Пророка. Мои глаза не могли наглядеться на него. Если бы попросили описать Посланника, я не смог бы. Поистине, мои глаза не могли наполниться им (насытиться, глядя на него). Умри я в том состоянии, то, с Божьей помощью, оказался бы в Раю.

А потом наступил третий период. На нас возложили ответственность [государственные дела]. И я не знаю, каков я там [не знаю, как мои деяния будут оценены Богом и каким окажется мое положение в вечности].

[Прошу вас.] Когда я умру, пусть ни в коем случае похоронную процессию не сопровождают кричащие, восхваляющие и убивающиеся по поводу моей кончины, пусть не будет [специального] огня [торжественного траурного освещения].

Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану давать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру] » .

Вот яркий пример от одного из величайших сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), пример того, как кардинально может измениться человек. Жизнь - это этапы и периоды.

Встречаясь с разными людьми, мы анализируем судьбы, складывающиеся где-то параллельно с нашей жизнью, и, бывает, отмечаем: «десять лет назад этот человек был совсем другим»; «она преобразилась и достигла очень многого, разведясь со своим тираном-мужем и создав семью с порядочным человеком»; «в школе его обижали и унижали, но через тридцать лет он добился огромного успеха»; «вчера он целыми днями молился, а сегодня запил и закурил от горя»; «не так давно он был тунеядцем и алкоголиком, а теперь уверовал, и его жизнь кардинально преобразилась».

Важно, кто мы внутри, насколько понимаем себя (без философии и пустословия) и насколько осмысленно живем, есть ли у нас цели, задачи на предстоящие годы, десятилетия, каково наше окружение и в чем именно помогает нам наша религиозная практика (молитва-намаз, пост) - действовать, достигать, преодолевать или уходить от ответственности, погружаться в спячку, надеясь посредством многочисленных молитв-намазов на Божью милость .

Смерть может прийти нежданно-негаданно, важно, в момент выполнения каких дел она тебя застанет и каков в этот момент будет твой внутренний мир, а также твой внутренний диалог.

‘Амр ибн аль-‘Ас, ставший мусульманином в 57 лет, хороший пример того, что не стоит торопиться с выводами относительно веры-неверия других людей. У каждого из нас очень много работы над собою (тело, интеллект, духовность) и забот с собственными делами (семья, работа, профессионализм и материальный достаток). Сосредоточившимся на себе, своем развитии и на конкретных осязаемых результатах деятельности можно (при наличии веры) рассчитывать не только на успех в обоих мирах, но и на становление живым примером реализации мусульманских ценностей, принципов для ближайшего окружения и людей в целом.

Дабы мы не обвиняли других, а сосредоточились на себе и своих результативных делах, напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний.]

А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы пагубных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]» .

По этой же теме есть и следующий интересный хадис: «Поистине, человек может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям [то есть им будет казаться, что он очень праведный и набожный], но при этом он [станет] обитателем Ада [после Судного Дня в вечности].

А другой может [на протяжении долгого периода] совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он [в итоге станет] обитателем Рая. Поистине, дела [оцениваются пред Богом] по тому, как они заканчиваются [как отдельно взятое дело, так и жизнь в целом]» .

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 354.

Хиджра - один из самых сложных периодов в жизни пророка Мухаммада, когда мусульмане под давлением язычников вынуждены были оставить свой родной город, свой кров, имущество, и переселиться в Медину.

Хадж - паломничество. Один из пяти столпов религиозной практики в Исламе. Обязательным является совершение его один раз в жизни. За исключением случая, когда человек не имеет на то материальной возможности.

В отличие от принятия Ислама, выполнение ритуала хаджа стирает не все прошлые прегрешения человека, а лишь малые грехи. Для прощения Богом больших грехов необходимо, чтобы человек раскаялся, исправился и более не повторял подобного. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 508, пояснение к хадису № 4/711.

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

Заключительный посланник Творца пророк Мухаммад говорил: «Находчивый (сообразительный) человек - это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции, осадить в нужный момент собственное «я»; держит под контролем страсть, знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется] и не забывает в делах, поступках о вечном [то есть работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же (немощный) - это тот, кто идет на поводу своих желаний (хотений) [неконтролируемое «я» управляет им и направляет его] и постоянно ждет милостей от Бога [пассивен, сидит сложа руки, не делает ничего особенного, ссылаясь на то, что «все предопределено»; не ставит перед собой конкретных целей и задач, а тем более не работает над достижением их, кроме как, возможно, языком]». Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2464, «хасан».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; хадис № 11–(2651); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 11–(2651); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1972, «сахих».

Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 894, хадис № 2898; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; часть хадиса № 12–(112); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 12–(112); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 175, хадис № 1458; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1971, «сахих».

У каждого человека есть особое предназначение в этой жизни, призвание. Причём жизненный путь, по которому идёт человек, становится легче вдвойне, если он знает, в чём же заключается суть его происхождения и какова его миссия на Земле. Недаром пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в одном из своих изречений говорил: «…каждому будет облегчено (достижение) того, ради чего он был создан ». (Муслим).

Исключением из этого правила не являются и сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Каждый из них выполнял определённую роль, возложенную на него свыше, и делал это наилучшим образом. Кто-то из них прославился передачей большого количества хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как Абу Хурайра и Анас ибн Малик, кто-то был знатоком комментариев Корана, как Абдулла ибн ‘Аббас и Абдулла ибн Мас’уд, а кто-то отличался на полях сражения, как Халид ибн аль-Валид и Са’д ибн Абу Ваккас (да будет доволен ими всеми Аллах).

Именно в список славных воинов Ислама вписал свое имя и Ка’ка’ ибн ‘Амр (да будет доволен ими всеми Аллах). Ка’ка’ был гениальным стратегом войны, отличавшимся редкой храбростью и стойкостью на полях сражений. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал способностью находить общий язык со всеми. С каждым он говорил на те темы, которые могли бы заинтересовать его собеседника. Зная, что Ка’ка’ буквально влюблён в джихад, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то раз спросил его: «Что же ты подготовил для совершения джихада?» Ка’ка’ ответил: «Покорность Всевышнему, Его Посланнику и коня». На что Пророк сказал (мир ему и благословение Аллаха): «Это и есть то, что нужно».

После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ка’ка’ продолжил дело джихада под руководством Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах). Халиф мусульман знал, что Ка’ка’ обладает особой победоносной силой и посылал его для решения самых тяжёлых военных задач. Он даже говорил: «Войско, в котором есть подобный ему (Ка’ка’у), непобедимо». По просьбе Халида ибн Аль-Валида Ка’ка’ был направлен для взятия столицы арабского царства Лахмидов, Хиры. Спустя несколько лет после упомянутого события Ка’ка’ принял участие в двух важнейших по своему значению и накалу битвах – при Ярмуке и Кадисии. В битве при Ярмуке Ка’ка’ был во главе одного из ударных кавалерийских отрядов. По стратегической задумке Халида ибн Аль-Валида каждый из таких отрядов возглавлял самый отважный воин, и Ка’ка’ был одним из них.

В битве при Кадисии против персов Ка’ка’ также проявил немалую отвагу и героизм. Мусульманам в этой схватке пришлось столкнуться с боевыми слонами, которые склоняли чашу весов на сторону персов, но они, рискуя собственной жизнью, подходили к ним на расстояние полёта копья и поражали их один за другим. Неудержимый Ка’ка’ был также в авангарде этих смельчаков, и ему удалось одолеть большого слона персов, после чего персидская армия начала отступать.

Уже по завершении этой битвы халиф мусульман Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал главнокомандующему восточным иракским фронтом Са’ду ибн Абу Ваккасу (да будет доволен им Аллах) письмо, в котором среди прочего поинтересовался у него: «Кто же из кавалеристов Кадисии выделялся больше всего?» Са’д ответил: «Мне ещё не доводилось видеть такого, как Ка’ка’. В течение одного дня он совершил тридцать атак на вражеские редуты, и каждый такой рейд завершался убийством кого-то из видных полководцев персов». Предшественник халифа Умара Абу Бакр ас-Сиддик описывал мужественность и бесстрашие Ка’ка’ короткой, но ёмкой фразой: «Голос Ка’ка’а лучше, чем тысяча воинов ». (Имелось в виду, что его голос может быть более эффективным в устрашении противника, нежели тысяча солдат).

Скончался Ка’ка’ в городе Куфа в 40-м году по хиджре.
islamdag.ru

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Амру Ибн аль-Джамух был одним из вождей Йасриба во времена джахилиййи и старейшиной племени бану Салама аль-Мусаввад. Это был также один из самых знатных и доблестных людей Медины… В эпоху джахилиййи у знатных людей было принято иметь собственного идола в своём доме, чтобы каждый день утром и вечером испрашивать у него благословения, в положенное время делать ему жертвоприношение и просить помощи в несчастьях. Идол Амру Ибн аль-Джамуха носил имя Манат и был сделан из ценного сорта дерева… Амру Ибн аль-Джамух всячески ухаживал за ним, не чаял в нём души и умащал его драгоценными благовониями.

Амру Ибн ал-Джамуху исполнилось шестьдесят лет, когда лучи веры начали проникать в Йасриб, освещая один дом за другим. Заслуга в этом принадлежала первому проповеднику Ислама Мусабу Ибн Умайру. Его трое детей - Муавваз, Муаз и Халлад приняли Ислам, а также их сверстник по имени Муаз Ибн Джабаль… Вместе со своими тремя сыновьями уверовала и их мать Хинд, однако Амру Ибн аль-Джамух ничего не знал о их переходе в Ислам.

Жена Амру Ибн аль-Джамуха Хинд увидела, что Ислам повсеместно распространился среди жителей Йасриба, и среди его вождей язычником остался только её муж с небольшой группой людей. Хинд очень любила и почитала своего мужа. Она очень жалела, что он может умереть неверным, и попадёт из-за этого в адское пламя. Сам же Амру, в свою очередь, опасался, что его сыновья откажутся от религии своих отцов и дедов, последуют этому новоявленному проповеднику Мусабу Ибн Умайру, который за короткое время смог отвратить многих людей от их религии и обратить их в религию Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал своей жене: - О Хинд, остерегайся встреч твоих детей с этим человеком (имелся в виду Мусаб Ибн Умайр), пока мы не разберёмся с ним. Хинд ответила: - Слушаюсь и повинуюсь! А слышал ли ты от своего сына Муаза, что он рассказывает об этом человеке? - Горе тебе! - воскликнул Амру. - Разве мог Муаз отказаться от своей религии, чтобы я ничего не знал об этом? Праведная женщина сжалилась над шейхом и сказала: - Разумеется, нет, он просто побывал на некоторых собраниях этого проповедника и запомнил кое-что из его слов. - А ну-ка позови его ко мне, - воскликнул Амру. Когда сын предстал перед ним, он попросил его: “Расскажи мне что-нибудь из того, что говорил этот человек”. Муаз произнёс: “Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Вся хвала принадлежит Аллаху, Владыке всех миров, Милостивому, Милосердному, Властителю Судного Дня. Тебе Одному мы поклоняется, и к Тебе Одному мы взываем о помощи. Наставь нас на путь правый, путь тех, которых Ты одарил Своими благами, тех, кто не навлёк на себя Твоей немилости, и тех, кто не впал в заблуждение”. (аль-Фатиха). Амру воскликнул: - Как прекрасны и как замечательны эти слова! Муаз сказал: - И даже лучше этого, о отец. Не желаешь ли присягнуть на верность этому? Весь твой народ уже присягнул. Немного подумав про себя, шейх произнёс: - Я этого не сделаю, пока не посоветуюсь с Манат. Посмотрю, что он скажет. Юноша воскликнул: - Отец, ну что может сказать Манат? Это же мёртвое дерево, не имеющее разума и лишённое дара речи. Но шейх стоял на своём: “Я же сказал тебе, что без этого ничего предпринимать не буду!”

После этого Амру Ибн аль-Джамух пришёл к Манат. Когда люди хотели поговорить с идолом, то ставили сзади него старуху, которая по вдохновению от идола отвечала за него. Во всяком случае, они так считали. Выпрямившись во весь свой высокий рост, Амру встал перед идолом, опираясь на здоровую ногу, так как другая была сильно искривлена. Воздав наилучшую хвалу идолу, он сказал: - О Манат, несомненно ты знаешь, что этот проповедник, который прибыл к нам из Мекки, не желает никому плохого, кроме тебя… Он пришёл для того, чтобы мы прекратили поклоняться тебе… Однако несмотря на то, что мне довелось услышать его прекрасные слова, я отказался присягать ему, пока не посоветуюсь с тобой. Дай же мне совет! Но Манат ничего ему не ответил. - Может быть ты рассердился? - спросил Амру. - Но я в жизни ничего плохого тебе не сделал… Но ничего страшного. На несколько дней я тебя оставлю, пока не утихнет твой гнев.

Сыновья Амру Ибн аль-Джамуха знали, насколько он был привязан к Манат, став с течением времени частью этого идола. Вместе с тем они видели, что беззаветная вера в его сердце начала колебаться. Они должны были вырвать эту веру из его души, чтобы открыть Исламу путь в неё.

Как-то ночью сыновья Амру Ибн аль-Джамуха со своим другом Муазом Ибн Джабалем проникли в то место, где стоял Манат и вынесли его оттуда. Они перенесли его к яме, куда люди из племени бану Салама сбрасывали нечистоты, и оставили его там. После этого они скрытно вернулись домой таким образом, что их никто не видел. Проснувшись поутру, Амру неспеша направился к своему идолу, чтобы поприветствовать его. Не обнаружив его на месте, он воскликнул: - Ну, берегитесь! Кто был у нашего божества ночью? Однако никто ничего не смог ему ответить. Вне себя от гнева и ярости Амру обыскал весь дом снаружи и изнутри, расточая угрозы и проклятия, пока, наконец, не обнаружил идола вниз головой в помойной яме. Он отмыл, почистил идола, умастил благовониями и вернул на прежнее место со словами: - Клянусь Аллахом, если бы я только знал, кто сделал это, то осрамил бы его на всю жизнь! На следующую ночь юноши вновь пришли к Манат и сделали то же самое, что и накануне. Начав утром поиски, шейх обнаружил идола опять в выгребной яме, перепачканным нечистотами. Взяв его, он отмыл идола, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Каждую ночь юноши продолжали проделывать то же самое, пока Амру это не надоело. Придя к идолу как-то перед сном, он взял свой меч, повесил ему на шею и сказал Манат: - О Манат! Клянусь Аллахом, я не знаю, кто проделывает это всё с тобой. Но если в тебе есть добро, то избавь же себя сам от зла. Вот тебе меч для этого. Затем Амру отправился спать. Убедившись, что шейх крепко спит, юноши прокрались к идолу, сняли с него меч и вынесли Манат на улицу. Там они верёвкой привязали идола к дохлой собаке и бросили его в колодец бану Салама, куда стекали нечистоты и скапливались там. Проснувшись и не найдя идола на месте, шейх начал поиски и обнаружил его брошенным лицом вниз в колодец вместе с привязанной к нему дохлой собакой, а меч оказался украденным. На этот раз Амру не стал доставать идола из ямы, а оставил его там. При этом он сказал: “Если бы ты был божеством, то не оказался бы в помойной яме, привязанным к дохлой собаке”. А в скором времени Амру принял религию Аллаха.

Ощутив сладость и прелесть истинной веры, Амру Ибн аль-Джамух почувствовал угрызения совести и раскаяние за каждое мгновение своей языческой жизни. Телом и душой он принял новую религию, посвятив свою жизнь, имущество и детей покорному служению Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

Незадолго перед битвой при Ухуде Амру Ибн аль-Джамух увидел, как три его сына собираются на бой с врагами Аллаха. Они были подобны диким львам и преисполнены страстного желания принять мученическую смерть и победить с соизволения Аллаха. Такая обстановка возбудила у Амру боевой пыл, и он решил выступить вместе с ними на священную войну под знаменем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако юноши решили помешать отцу осуществить своё намерение… Амру был уже пожилым человеком преклонного возраста и к тому же имел изуродованную кривую ногу. Всемогущий Аллах простил бы ему неучастие в боевых действиях. Сыновья сказали Амру: - О отец, Аллах освободил тебя от участия в войне. Почему же ты утруждаешь себя тем, что ты делать не должен? Шейх сильнейшим образом разгневался на них за такие слова и побежал жаловаться на них посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому сказал: - О пророк Аллаха, мои сыновья не хотят допустить меня к этому благу, заявляя, что я хромой. Клянусь Аллахом, я стремлюсь попасть в Рай с этой моей хромотой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал его детям: - Пусть ваш отец делает, что ему хочется. Может быть Всемогущий Аллах дарует ему геройскую смерть на поле боя… Повинуясь повелению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дети оставили его в покое.

Когда пришло время выступить в поход, Амру Ибн аль-Джамух попрощался с женой, как будто он уже никогда не вернётся… Затем он повернулся к Каабе, воздел руки к небу и произнес: - О Аллах, ниспошли мне смерть героя на поле боя, и не допусти моего возвращения к родным разочарованным. Затем вместе со своими тремя сыновьями и многими бойцами из племени бану Салама он отправился в путь. В самый разгар битвы люди рассеялись вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он остался в одиночестве. Амру Ибн аль-Джамух находился в это время в первых рядах бойцов. Он скакал на своей здоровой ноге вперёд со словами: - Истинно, я стремлюсь в Рай! Истинно, я стремлюсь в Рай! - Сзади него находился его сын Амру Халлад. Шейх и его сын героически защищали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отбивая атаки врага, пока не пали бездыханными на поле боя почти одновременно.

После окончания битвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к телам павших при Ухуде бойцов, чтобы похоронить их. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: - Оставьте их в таком виде, в каком они есть, израненными и окровавленными, и я свидетель этого. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: - Каждый мусульманин, получивший ранение на священной войне во имя Аллаха, в Судный день будет иметь кровь цвета шафрана и запах, подобный аромату мускуса. Похороните Амру Ибн аль-Джамуха вместе с Абдуллой Ибн Амру, потому что при жизни они были большими друзьями.

Аллах был благосклонен и доволен Амру Ибн аль-Джамухом и его соратниками, павшими в битве при Ухуде, послав им свет в их могилах.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта

Поделиться: