Краткая характеристика маман из повести детство. Образ и характеристика Мамы (Маменьки) в повести Детство Толстого сочинение

Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году.

Жанр: автобиографическая повесть. Рассказ ведется от лица Николая Иртеньева, взрослого человека, который вспоминает отдельные события и глубокие переживания своего детства.

Основная идея – основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию. Для знакомства с героями повести и основными событиями стоит прочитать краткое содержание «Детства» Толстого по главам.

Главные герои

Николенька Иртеньев – мальчик из дворянской семьи. Старается разобраться в своих чувствах, найти объяснение поступкам людей. Тонко чувствующая натура.

Другие персонажи

Семья Николеньки – мать, отец, брат Володя, сестра Любочка, бабушка.

Наталья Савишна – экономка, бескорыстно и нежно привязана к матери Николеньки и ко всей ее семье.

Карл Иванович – домашний учитель. Добрый и любящий семью Иртеньевых человек.

Мими – гувернантка Иртеньевых.

Гриша, юродивый . Жил в доме Иртеньевых.

Сонечка Валахина – первая любовь Николеньки.

Иленька Грап – объект насмешек ровесников.

Глава 1. Учитель Карл Иваныч

Через несколько дней после своего десятого дня рождения Николенька Иртеньев, от лица которого ведется повествование, был разбужен рано утром наставником Карлом Иванычем. Одевшись и умывшись, герой и его брат Володя в сопровождении Карла Иваныча идут «здороваться с матушкой» .

Глава 2. Maman

Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.

Главы 3-4. Папа. Классы

Придя к отцу поздороваться, дети услышали о том, что он решил забрать их с собой в Москву – учиться.

Николенька переживал из-за расставания со всеми близкими, кто был ему дорог.

Главы 5-6. Юродивый. Приготовления к охоте

В дом к Иртеньевым к обеду пришел юродивый Гриша, и глава семейства был недоволен пребыванием его в доме. В преддверии отъезда дети попросили отца взять их на предстоящую охоту.

После обеда вся семья выезжает на охоту.

Глава 7. Охота

Отец направляет Николеньку на одну из полян стеречь зайца. Гончие выгоняют зайца на мальчика, но тот в азарте упускает зверя и переживает из-за этого.

Глава 8-9. Игры. Что-то вроде первой любви

Охота окончилась, вся компания отдыхала в тени. Дети – Николенька, Володя, Любочка и дочь Мими Катенька – ушли играть в Робинзона. Николенька с нежностью наблюдал за каждым движением Катеньки, с чувством, похожим на первую любовь.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Рассказывая об отце, повзрослевший Иртеньев говорит о нем как о человеке, имевшем «неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула» .

Главы 11-12. Занятия в кабинете и гостиной. Гриша

Вечером дома дети рисовали, мать играла на рояле. К ужину вышел Гриша. Дети захотели увидеть цепи, которые он носил на ногах, и пробрались в его комнату. Спрятавшись, они слушали молитвы вернувшегося странника, и их искренность поразила Николеньку.

Глава 13. Наталья Савишна

Тепло вспоминает рассказчик о преданной семье экономке, Наталье Савишне, вся жизнь которой «была любовь и самопожертвование» .

Глава 14-15. Разлука. Детство

Наутро после охоты семья Иртеньевых и вся прислуга собрались в гостиной, чтобы попрощаться. Николеньке было «грустно, больно и страшно» расставаться с матерью.

Вспоминая о том дне, герой размышляет о детстве. Именно в пору детства «невинная веселость и беспредельная потребность любви - единственные побуждения в жизни» .

Глава 16. Стихи

Через месяц после переезда в Москву братья Иртеньевы, живущие с отцом в доме у бабушки, поздравляли ее с днем именин. Николенька написал для именинницы свои первые стихи, которые она с удовольствием прочитала во всеуслышание

Глава 17-18. Княгиня Корнакова. Князь Иван Иваныч

В дом начали съезжаться гости. Прибыла княгиня Корнакова. Николенька, узнав, что она, наказывает детей розгами, был глубоко потрясен.

Поздравить бабушку приехал и ее старинный друг князь Иван Иванович. Услышав их разговор, Николенька был глубоко взволнован: бабушка говорила, что его отец не ценит и не понимает свою жену.

Глава 19. Ивины

Приехали на именины братья Ивины, родственники Иртеньевых, и Иленька Грапп, сын бедного иностранца, знакомого бабушки. Николеньке очень нравился Сережа Ивин, он во всем хотел быть на него похожим. Во время общих игр Сережа очень обидел и унизил слабого и тихого Илью, и это оставило в душе Николеньки глубокий след.

Главы 20-21. Собираются гости. До мазурки

К вечеру на бал собралось много гостей, среди которых Николенька увидел «чудесную девочку» Сонечку Валахину. Главный герой влюбился в нее и был счастлив, танцуя с ней и веселясь. «Я сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость» , – вспоминает он.

Главы 22-23. Мазурка. После мазурки

Николенька танцует мазурку с девочкой – княжной, сбивается и останавливается. Гости смотрят на него, и ему становится очень стыдно.

После ужина Николенька снова танцует с Соней. Она предлагает обращаться друг к другу на «ты» , как близкие друзья.

Главы 24. В постели

Вспоминая бал и думая о Соне, Николенька не может уснуть. Он признается Володе, что влюблен в Соню.

Глава 25-26. Письмо. Что ожидало нас в деревне

Однажды – почти через полгода после бабушкиных именин – отец зашел к детям во время уроков с известием, что они едут в деревню, домой. Причиной отъезда явилось письмо от матери – она была тяжело больна. Дети застали мать уже без сознания, и в тот же день она умерла.

Глава 27. Горе

В день похорон Николенька прощается с матерью. Глядя на лицо, еще недавно красивое и нежное, мальчик осознал «горькую истину» смерти любимого человека, и душа его наполнилась отчаянием.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

«Счастливая пора детства» закончилась для Николеньки. Прошло три дня, и все переехали в Москву. В опустевшем доме осталась только Наталья Савишна, но вскоре и она, заболев, умирает. Повзрослевший Иртеньев, приезжая в деревню, всегда посещает могилы матери и Натальи Савишны.

Вывод

Соприкасаясь с миром, Николенька Иртеньев взрослеет, знакомясь с разными сторонами жизни. Анализируя свои чувства и переживания, помня о любящих его людях, герой открывает для себя путь к познанию и совершенствованию самого себя. Краткий пересказ «Детства» Толстого, а затем чтение полного текста повести дадут возможность читателю не только познакомиться с сюжетом и персонажами, но и понять внутренний мир героев произведения.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания – предлагаем пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 5064.

Дата: 21.04.2015

Класс: 4

Тема: Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - « MAMAN »

Тип урока: изучение нового

Цели:

- образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с отрывком из произведения «Детство», совершенствовать навыки чтения, учить находить главную мысль ;

- развивающие: развивать умение оценивать свою работу на уроке, умение находить нужный отрывок в тексте, умение анализировать, развивать технику чтения, память, мышление ;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, понимания глубины к предмету, воспитывать бережное отношение к родному человеку .

Оборудование:

    для учителя – презентация, наглядный материал: кроссворд, портрет, учебник.

    для учащихся – учебник, раздаточный материал.

Литература:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение 4 класс, Часть 2, Издательство «Просвещение» 2012г.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Мария Валерьевна, и сегодня я у вас проведу урок чтения.

Приветствуют учителя.

2. Речевая разминка.

Прочитайте самостоятельно стихотворение, которое я вам раздала.

Хлынул дождь – и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
– Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:
«Мама, – это дерево родное!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать – весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги…
Грохот грома – голос твой, природа,
Просит каждый час любого года:
«Душу мира, маму, береги!»

Прочитайте медленно (начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; с интонацией восхищения, удивления; выразительно).

Как вы поняли смысл фразы «…не видать ни зги…»?

Как вы поняли смысл этого стихотворения?

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Читают, меняя темп.

3.Самоопределение к деятельности

Посмотрите на доску. Чей портрет перед вами? (Л. Н. Толстой)

Верно! Это Лев Николаевич Толстой – один из величайших писателей мира.

Вы уже знакомы с произведениями этого писателя?

Какими?

Родился Л.Н. Толстой в Тульской губернии, в наследственном имении матери - . Как вы, наверное, уже заметили, это не так далеко от нас. Именно там он провел свое детство, играл со своими братьями в различные игры. Я вам сейчас прочитаю воспоминание из детства писателя, небольшую историю про «муравейное братство».

А теперь чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо отгадать кроссворд (на доске).

Отвечают на вопросы учителя.

4. Постановка темы и целей урока.

    Мы в беде друг другу помогаем,
    Вместе делаем уроки и играем,
    Вместе ходим на прогулку, в магазин.
    Когда нет тебя, то я один.
    Приходи скорее, я скучаю,
    В игры без тебя я не играю.
    Мне общение с тобою очень нужно,
    Так как крепкая у нас с тобою…(дружба)

    Из компании один

Очень славно пошутил,

Все схватились за живот,
Этим залился народ (смех)

    Мы когда все вырастаем

Вспоминаем лишь одно

Как нам мама дорогая

Отдавала все…(тепло)

    Детская игра, в которой игроки пытаются осалить друг друга рукой. (Салочки)

    Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)

    В это верят дети, а иногда и взрослые (волшебство)

    Мама в детстве заставляла

Весь сначала скушать суп

Ну а их мне не давала

Чтоб не заболел мой зуб (сладости)

Посмотрите, какое слово у нас получилось по-вертикали? (Детство)

Как думаете, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? («Детство»)

Верно! Посмотрите на доску, прочитайте название темы урока. (Л. Н. Толстой «Детство»)

Как вы думаете, какие цели мы на уроке поставим?

Мы с вами сегодня на уроке прочитаем одну из глав автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Ребята, а что такое автобиографическая трилогия?

Автобиографическая, значит написанная с событий, происходивших с автором на самом деле, с описанием переживаний, которые возможно автор переживал сам.

Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.

Решают кроссворд, отвечают на вепросы.

Ставят цели и тему урока.

Слушают, отвечают на вопросы.

5. Первичный синтез.

Сейчас открываем учебник на стр. …

Каковы ваши впечатления?

Назовите главного героя в произведении? (Николенька)

А как вы думаете, если эта повесть автобиографическая, то на кого похож Николенька? (на самого автора)

Верно! Описывая свою жизнь, Л. Н. Толстой сделал главным героем Николеньку, назвал им себя.

Давайте проведем словарную работу. Посмотрите на экран. Здесь ряд слов из произведения. Как вы их объясните?

1) Maman

2) холстинковое платьице

3) панталончики

4) кацавейка

Слушают произведение.

6. Чтение и анализ.

Беседа.

Выборочное чтение.

Сейчас прочитаем отрывок из повести еще раз.

(читают дети по цепочке)

Когда происходят события в произведении?

Мы с вами уже выяснили, что главный герой - это Николенька. Предположите, сколько ему лет?

Ребята, Л. Н. Толстой потерял маму, когда ему еще не было и 2-ух лет. У него была замечательная память, и он очень хорошо помнил, какая была у него мама и именно свои воспоминания он описывает в произведении. Посмотрите на годы жизни автора. В каком году умерла его мама, если автору было почти 2 года?

В произведении Николенька вспоминает о маме, значит ему уже не 2 года, а чуть больше. Предположите, сколько? (3-4 года)

Значит, какой это год? (1831-1832)

А значит, когда е происходят события, в каком веке? (начало IX века).

Верно, поэтому многие слова, которые вы видите в тексте, уже не употребляются в наше время.

Обратите внимание на название произведения. Почему название, да и многие фразы героев произведения звучат на французском языке, как вы думаете? (многие разговаривали на французском языке)

Какой представляется мама в воображении ее сына? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Кого еще вспоминает Николенька? Смотрим по ходу текста (Сестру)

Какая она? Какой он ее вспоминает? (из текста)

Хорошо, кто сидит рядом с его сестрицей? (Марья Ивановна)

Кем она является? (учитель музыка)

Найдите в тексте, как Толстой передал ее характер?

Кто такой Карл Иваныч?

Он гувернер ребята. Посмотрите на доске, прочитайте определение, кто такой гувернер.

Как думаете, почему он разговаривал на немецком языке?

Ребята, в то время большинство гувернеров были иностранцами. Карл Иваныч был немцем, он обучал Николеньку немецкому языку.

Хорошо! Объясните, как вы понимаете фразу «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Согласны ли вы с этим высказыванием?

Что значит выражение «воскресить в воображении черты любимого существа»

Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Найдите в тексте отрывок об этом и прочитайте.

Отвечают на вопросы учителя.

Разбирают слова.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

7. Вторичный синтез.

Итак, какой же осталась в памяти Николеньки его мама?

У вас на партах лежит план, по нему вы сейчас составите несколько предложений о самом дорогом для вас человеке. Давайте прочитаем его:

1. Черты внешности

2. Выражение лица

3. Отношение ко мне

Вам дается немного времени.

Кто хочет рассказать?

- Мама в жизни каждого человека – это самый дорогой и любимый человек. Это первый человек, которого мы видим, который заботиться о нас всю свою жизнь. Сколько бы ни было нам лет, мама всегда будет считать нас детьми и относиться с трепетом и любовью.

Отвечают на вопросы и выполняют задание.

8. Подведение итогов урока.

Закройте учебники и отложите их на край парты.

О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?

Какое произведение Л. Н. Толстого мы проходили?

Чем является повесть «Детство», частью чего? (частью трилогии)

Что такое трилогия?

Хорошо! Сейчас возьмите листы с красным квадратиком. Вам предлагается выбрать одну из предложенных фраз и продолжить ее, исходя из ваших сложившихся впечатлений об уроке.

    Сегодня я на уроке узнал…

    На этом уроке я похвалил бы себя за…

    После урока мне захотелось…

    Сегодня я сумел…

Отвечают на вопросы.

Подводят итоги.

Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание: Написать небольшое сочинение о маме. В нем можете отразить отношение к маме, описать ее черты, взаимоотношения с мамой и прочее.

Спасибо больше за урок. До свидания!

Записывают домашнее задание.

Прощаются.

Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли.

Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.

Налево от дивана стоял старый английский рояль; перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротеньком холстинковом платьице, в беленьких, обшитых кружевом, панталончиках и октавы могла брать только arpeggio . Подле нее, вполуоборот, сидела Марья Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло еще более строгое выражение, как только вошел Карл Иваныч. Она грозно посмотрела на него и, не отвечая на его поклон, продолжала, топая ногой, считать: «Un, deux, trois, un, deux, trois» , – еще громче и повелительнее, чем прежде.

Карл Иваныч, не обращая на это ровно никакого внимания, по своему обыкновению, с немецким приветствием подошел прямо к ручке матушки. Она опомнилась, тряхнула головкой, как будто желая этим движением отогнать грустные мысли, подала руку Карлу Иванычу и поцеловала его в морщинистый висок, в то время как он целовал ее руку.

– Ich danke, lieber Карл Иваныч, – и, продолжая говорить по?немецки, она спросила: – Хорошо ли спали дети?

Карл Иваныч был глух на одно ухо, а теперь от шума за роялем вовсе ничего не слыхал. Он нагнулся ближе к дивану, оперся одной рукой о стол, стоя на одной ноге, и с улыбкой, которая тогда мне казалась верхом утонченности, приподнял шапочку над головой и сказал:

– Вы меня извините, Наталья Николаевна? Карл Иваныч, чтобы не простудить своей голой головы, никогда не снимал красной шапочки, но всякий раз, входя в гостиную, спрашивал на это позволения.

– Наденьте, Карл Иваныч… Я вас спрашиваю, хорошо ли спали дети? – сказала maman, подвинувшись к нему и довольно громко.

Но он опять ничего не слыхал, прикрыл лысину красной шапочкой и еще милее улыбался.

– Постойте на минутку, Мими, – сказала maman Марье Ивановне с улыбкой, – ничего не слышно.

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Поздоровавшись со мною, maman взяла обеими руками мою голову и откинула ее назад, потом посмотрела пристально на меня и сказала:

– Ты плакал сегодня?

Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по?немецки спросила:

– О чем ты плакал?

Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на атом языке, который знала в совершенстве.

– Это я во сне плакал, maman, – сказал я, припоминая со всеми подробностями выдуманный сон и невольно содрогаясь при этой мысли.

Карл Иваныч подтвердил мои слова, но умолчал о сне. Поговорив еще о погоде, – разговор, в котором приняла участие и Мими, – maman положила на поднос шесть кусочков сахару для некоторых почетных слуг, стала и подошла к пяльцам, которые стояли у окна.

– Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно.

Музыка, считанье и грозные взгляды опять начались, а мы пошли к папа. Пройдя комнату, удержавшую еще от времен дедушки название официантской , мы вошли в кабинет.

Арпеджо – звуки аккорда, следующие один за другим

Раз, два, три, раз, два, три

Благодарю, милый

Учитель Карл Иваныч

12-го августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой – из сахарной бумаги на палке – по мухе. Он сделал это так неловко, что задел образок моего ангела, висевший на дубовой спинке кровати, и что убитая муха упала мне прямо на голову. Я высунул нос из-под одеяла, остановил рукою образок, который продолжал качаться, скинул убитую муху на пол и хотя заспанными, но сердитыми глазами окинул Карла Иваныча. Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продолжал ходить около стен, прицеливаться и хлопать.

«Положим, – думал я, – я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? вон их сколько! Нет, Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, – прошептал я, – как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!»

В то время как я таким образом мысленно выражал свою досаду на Карла Иваныча, он подошел к своей кровати, взглянул на часы, которые висели над нею в шитом бисерном башмачке, повесил хлопушку на гвоздик и, как заметно было, в самом приятном расположении духа повернулся к нам.

– Auf, Kinder, auf!.. s’ist Zeit. Die Mutter ist schon im Saal, [Вставать, дети, вставать!.. пора. Мать уже в зале (нем.).] – крикнул он добрым немецким голосом, потом подошел ко мне, сел у ног и достал из кармана табакерку. Я притворился, будто сплю. Карл Иваныч сначала понюхал, утер нос, щелкнул пальцами и тогда только принялся за меня. Он, посмеиваясь, начал щекотать мои пятки. – Nu, nun, Faulenzer! [Ну, ну, лентяй! (нем.).] – говорил он.

Как я ни боялся щекотки, я не вскочил с постели и не отвечал ему, а только глубже запрятал голову под подушки, изо всех сил брыкал ногами и употреблял все старания удержаться от смеха.

«Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!»

Мне было досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хотелось смеяться и хотелось плакать: нервы были расстроены.

– Ach, lassen Sie, [Ах, оставьте (нем.).] Карл Иваныч! – закричал я со слезами на глазах, высовывая голову из-под подушек.

Карл Иваныч удивился, оставил в покое мои подошвы и с беспокойством стал спрашивать меня: о чем я? не видел ли я чего дурного во сне?.. Его доброе немецкое лицо, участие, с которым он старался угадать причину моих слез, заставляли их течь еще обильнее: мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку; теперь, напротив, все это казалось мне чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты. Я сказал ему, что плачу оттого, что видел дурной сон – будто maman умерла и ее несут хоронить. Все это я выдумал, потому что решительно не помнил, что мне снилось в эту ночь; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня, мне казалось, что я точно видел этот страшный сон, и слезы полились уже от другой причины.

Когда Карл Иваныч оставил меня и я, приподнявшись на постели, стал натягивать чулки на свои маленькие ноги, слезы немного унялись, но мрачные мысли о выдуманном сне не оставляли меня. Вошел дядька Николай – маленький, чистенький человечек, всегда серьезный, аккуратный, почтительный и большой приятель Карла Иваныча. Он нес наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками. При нем мне было бы совестно плакать; притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся, стоя над умывальником, что даже серьезный Николай, с полотенцем на плече, с мылом в одной руке и с рукомойником в другой, улыбаясь, говорил:

– Будет вам, Владимир Петрович, извольте умываться.

Я совсем развеселился.

– Sind Sie bald fertig? [Скоро ли вы будете готовы? (нем.).] – послышался из классной голос Карла Иваныча.

Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник. Я живо оделся, умылся и, еще с щеткой в руке, приглаживая мокрые волосы, явился на его зов.

Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная . На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages», [«История путешествий» (фр.).] в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом и пошли, длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек; все туда же, бывало, нажмешь и всунешь, когда прикажут перед рекреацией привести в порядок библиотеку, как громко называл Карл Иваныч эту полочку. Коллекция книг на собственной если не была так велика, как на нашей, то была еще разнообразнее. Я помню из них три: немецкую брошюру об унавоживании огородов под капусту – без переплета, один том истории Семилетней войны – в пергаменте, прожженном с одного угла, и полный курс гидростатики. Карл Иваныч большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им свое зрение; но, кроме этих книг и «Северной пчелы», он ничего не читал.

В числе предметов, лежавших на полочке Карла Иваныча, был один, который больше всего мне его напоминает. Это – кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку, в которой кружок этот подвигался посредством шпеньков. На кружке была наклеена картинка, представляющая карикатуры какой-то барыни и парикмахера. Карл Иваныч очень хорошо клеил и кружок этот сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все это так чинно, аккуратно лежит на своем месте, что по одному этому порядку можно заключить, что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься наверх, в классную, смотришь – Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались. В комнате тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов с егерем.

Бывало, он меня не замечает, а я стою у двери и думаю: «Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он – один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! Я помню, как он рассказывал ее Николаю – ужасно быть в его положении!» И так жалко станет, что, бывало, подойдешь к нему, возьмешь за руку и скажешь: «Lieber [Милый (нем.).] Карл Иваныч!» Он любил, когда я ему говорил так; всегда приласкает, и видно, что растроган.

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линевания; с другой – черная доска, на которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени.

Как мне памятен этот угол! Помню заслонку в печи, отдушник в этой заслонке и шум, который он производил, когда его поворачивали. Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч: ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, – а каково мне?» – и начнешь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены; но если вдруг упадет с шумом слишком большой кусок на землю – право, один страх хуже всякого наказания. Оглянешься на Карла Иваныча, – а он сидит себе с книгой в руке и как будто ничего не замечает.

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой – стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа. Из окна направо видна часть террасы, на которой сиживали обыкновенно большие до обеда. Бывало, покуда поправляет Карл Иваныч лист с диктовкой, выглянешь в ту сторону, видишь черную головку матушки, чью-нибудь спину и смутно слышишь оттуда говор и смех; так сделается досадно, что нельзя там быть, и думаешь: «Когда же я буду большой, перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми, кого я люблю?» Досада перейдет в грусть, и, бог знает отчего и о чем, так задумаешься, что и не слышишь, как Карл Иваныч сердится за ошибки.

Карл Иваныч снял халат, надел синий фрак с возвышениями и сборками на плечах, оправил перед зеркалом свой галстук и повел нас вниз – здороваться с матушкой.

Произведения Льва Николаевича Толстова знакомы нам еще со школьных времен. Особенное впечатление на душе после прочтения оставляет повесть Детство, которое является частью его большого романа и написанное в 1952 году. Эта повесть олицетворяет определенный этап жизни героя.

Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева, так как чистота души и поступков матери всегда влияют на становлении человека как личности. Она на протяжении всего жизненного периода является опорой и стимулом для достижения поставленных целей. Все воспоминания о матери автор представляет в самых нежных и искренних чувствах.

Главный герой Николенька вспоминает свою мать с огромной любовью и трепетом. Голос ласковый и проникающий в сердце. Взгляд всегда нежный и с любовью смотрит в жизнь. Только руки мамы самые крепкие и держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может быть сильной материнская любовь и вообще какая должна быть мама.

Весь образ маменьки очень нежен и чуток. Перед нами любящая мать, которая отражает саму мать нашего писателя княжна Наталья Николаевна. По произведениям Толстого мы понимаем, что она была как ангел с чистой улыбкой и искренними глазами. Каждое утро Николенька спускался, чтобы поздороваться со своей матерью, ведь для него не было более доброго и любимого человека во всем мире. Отца своего мальчик тоже любил и при этом он был авторитетом и человеком для подражания. Мать Николеньки была отзывчивой и всегда помогала нуждающимся. Ее любимыми занятиями, помимо воспитания, была игра на рояле и вышивала чудесные полотна. Семейная жизнь была не такой счастливой как нам кажется, так как ее брак был несчастен. Она прощала мужа во всех провинностях, потому что любила его.

Насколько бы не была матушка чистым и искренним человеком, жизнь с ней обходится тяжело. Когда Николеньке исполняется десять лет она заболевает и умирает в тяжелых мучениях. После такого потрясения Николенька взрослеет за один день, ведь утрата родного человека в одночасье заканчивается детство. На все протяжении жизни он с огромной благодарностью и любовь вспоминает свою мать. Помнит ее голос, глаза и крепкие душевные объятия. Такой образ матери заставляет нас улыбаться, ведь дети таких матерей в жизни добиваются многого, поэтому будучи матерью и отцом не стоит забывать о своих человеческих качествах.

Сочинение Мать в повести Детство

Для большинства людей мама - это самый дорогой и любимый человек. Лишь только мать способна дарить своему дитя искреннюю, неподкупную, настоящую любовь. Образ матери в бессмертной повести «Детство» - это яркий пример истинной любви женщины к своему ребенку.

Л.Н.Толстой описывает идеальный образ матери, которая души не чает в своем чаде. Центральный персонаж произведения - Николенька, вспоминает о маме только хорошее. В памяти мальчика мама предстает доброй, любящяей, отзывчивой. Для героя время, проведенное с мамой является самым светлым и ярким периодом в жизни. Голос мамы - самый приятный из всех, что он когда-либо слышал. Этот голос Николенька не перепутает ни с одним другим и не услышит более нигде. Ласковый взгляд матери наполнен заботой и любовью, чудесные руки нежны и приятны. Даже в своих сновиденьях герой с необычайной легкостью угадывал присутствие мамы: он узнавал её по одному лишь прикосновению, хватал за руку и крепко прижимал ее к своим губам.

Мать называла Николеньку исключительно «моя душечка», «мой ангел» и другими не менее приятными и ласковыми словами. В доме, где жили Николенька и его мама, часто бывали гости, которые долгое время беседовали в гостиной. Мальчик частенько засыпал под разговоры, тогда мать, проводив гостей, подходила к своему дитя и потихоньку гладила по волосам. Она «изливала всю свою любовь и нежность».

Автор подчеркивает, что матери очень хочелось, чтобы в памяти своих детей она осталась самым любимым человеком. В одном из эпизодов повести Николенька в очередной раз признается маме в любви, мать некоторое время молчит и потом говорит сыну, чтобы он любил её вечно, даже если её не будет в живых. Николенька часто обращается с молитвами к богу, в которых просит защиты для своих родных.

Мать старалась, чтобы её дети выросли разносторонними личностями. Она поспособствовала тому, чтобы дети усердно учились, играли на фортепиано, много читали, осваивали танцевальные па. Стоит отметить, что мать трепетно относилась не только к своим детям, но и к няне своих детей, а также экономке Наталье Савишне. Последней, за искренний и добросовестный труд мать дает вольную, что говорит о её справедливости и человечности.

Образ Натальи Николаевны в произведении Толстого «Детство» - это олицетворение материнской любви, заботы и нежности.

Вариант 3

Одним из персонажем произведения является образ матери главного героя повести, который возникает из детских воспоминаний Николеньки.

Матушка Николеньки, Наталья Николаевна представляется писателем в качестве доброй, робкой, уступчивой женщины, часто улыбающейся грустно и очаровательно. Женщина является образованным человеком, обладающим прекрасными знаниями немецкого языка, которому она учит своих детей. Кроме того, Наталья Николаевна великолепно музицирует на фортепиано, попутно обучая игре на инструменте детей, а в свободное время вышивает изысканные изделия.

Мать Николеньки испытывает трепетную любовь к мужу, выражающуюся в ее слепой вере и постоянном прощении, даже крупных карточных проигрышей. Сын, вспоминая поведение маменьки, предполагает, что она не чувствует в браке заботу, любовь и понимание мужа, но сознательно скрывает это от окружающих, в том числе и детей, желая остаться навсегда в их сердцах счастливой женщиной.

Образ матушки характеризуется нежностью, чуткостью, теплотой, лаской, несмотря на непростую и недолгую ее жизнь. Наталья Николаевна отличается отзывчивостью, состраданием, милосердием, постоянно помогая обездоленным и нуждающимся. Женщина трепетно относится к своей престарелой няни, которой перед смертью отписывает вольную.

В детских воспоминаниях Николеньки матушка предстает в образе человека душевной теплоты и чистоты, светлые и яркие впечатления от которого остается у сына на всю его жизнь.

Наталья Николаевна при жизни стремится разносторонне развивать собственных детей, обучая их не только грамоте и языкам, но и прививая им любовь к искусству. Единственным желанием женщины является ее мечта о сохранении материнской любви в сердцах ее детей. Наталья Николаевна уходит из жизни в молодом возрасте от настигнутой ею болезни, скончавшись в нечеловеческих муках в то время, когда Николеньке исполняется десять лет.

Однако несмотря на малолетний возраст, воспоминания сына о матери не ослабевают в его душе, она является для него символом любви, нежности, доброты и отзывчивости, освещая своей материнской теплой улыбкой жизненный путь Николеньки.

Несколько интересных сочинений

    Когда мы гуляем по парку, мой папа очень любит рассказывать мне истории о своих школьных годах. Ему очень нравилось ходить в школу, потому что там было интересно, и было много друзей.

  • Сочинение рассуждение Равнодушие и отзывчивость

    Равнодушие и отзывчивость - два совершенно противоположных понятия. Как правило, каждое из этих понятий не может быть заложено в одном человеке. Мне кажется, человек либо может быть абсолютно равнодушным и черствым ко всему, либо же отзывчивым и добрым.

  • Сочинение Ночь перед Рождеством по произведению Гоголя

    Это одно из лучших произведений Гоголя, написанное им в молодые годы, в котором сочетаются юмор с мистикой. В нём отражены украинские народные традиции. Действие происходит в деревушке Диканьки накануне Рождества

  • Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери, сплоченность

  • Образ и характеристика Анны Сергеевны в пьесе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Главной героиней произведения является Анна Сергеевна. Эта хрупкая светловолосая молодая женщина родилась и воспитывалась в Санкт-Петербурге

Поделиться: