Роль функционального подхода в научных исследованиях. Функциональный и процессный подходы к управлению Что такое функциональный подход

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления... не в статике, а в движении». Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы. Где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и "государственный механизм" лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П. Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей.

Приведенный обзор различных подходов к решению проблемы определения понятия механизма государства РФ позволяет сделать некоторые выводы:

  • - во-первых, единое понимание механизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день не выработано; во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки зрения: механизм государства - это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);
  • - во- вторых, механизм государства - это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных). А также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и др.);
  • - и, в-третьих, механизм государства - это функционирование, действие органов государства, их динамика.

Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Можно согласиться с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах. А, исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.

Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой - дифференциации и относительной автономности. Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства. Таким образом, структурно можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода следует рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, можно предположить, что более точным было бы определять механизм государства не как действие органов государства, а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Как справедливо отмечают М.И. Абдулаев и С.А. Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного государства - это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

На данных положениях базируется системный подход как направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой. С данным подходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке для выделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними.

Системно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:

  • - определение места и роли в нем образующих его элементов - государственных органов - системный аспект;
  • - изучение их назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия между собой - функциональный аспект.

При таком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующая система государственных органов, а как совокупность взаимодействующих подсистем, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства. Механизм государства внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти, имеющей единый источник - народ. Любой государственный орган представляет собой единичное в рамках общего государственного механизма и, имея собственную природу и определенное назначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделения его в структуре механизма государства в целом.

С учетом системно-функционального подхода в структуре механизма государства можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат. Исследование вопросов сущности, понятия, структуры, назначения государственного механизма, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеют существенное значение для юридической науки и практики, так как содействуют повышению уровня эффективности функционирования механизма государства в целом и отдельных его составляющих.

Мир экономических явлений многообразен и динамичен, он характеризуется внутренним единством составляющих его элементов, что объективно предопределяет необходимость использования системной методологии исследования усложняющихся хозяйственных проблем. В учебнике реализован принцип единства структурно-генетического и функционального подходов к исследованию экономических явлений. В частности, при выявлении сущности собственности , рынка, а также других социально-экономических явлений используется диалектический метод , нацеливающий на поиск внутренних противоречий, обусловливающих развитие хозяйственных процессов . Анализ же поведения потребителя и производителя основывался на субъективистской и позитивистской методологии исследования и т. д. В результате применения системного метода при рассмотрении социально-экономических явлений личность предстает как "свернувшееся общество", а общество видится как "развернутая личность".  

Разделы 11.2 и 11.4 помогают уяснить принципиальные различия между детерминированным (функциональным) и стохастическим (вероятностным) подходами к исследованию факторных систем хозяйственной деятельности.  

Предельный (маржинальный) подход к исследованиям экономических процессов представляет частный случай анализа функциональных отношений, которые обычно задаются тремя способами графическим, аналитическим, табличным. Приведем пример графического способа.  

Каковы сущность и особенности целевого, ситуационного, функционального, процессного, рефлексивного и системного методологических подходов к исследованию СУ  

Маркетинг,-читаем мы в заключительном разделе главы,-это сфера быстрого устаревания задач, политических установок, стратегий и программ. Каждая фирма должна периодически переоценивать свой общий подход к рынку, пользуясь для этого приемом, известным под названием ревизии маркетинга (с. 598). Это и есть то, что именуется стратегическим контролем . Любопытно, что автор настаивает на том, чтобы ревизору маркетинга была предоставлена полная свобода в проведении бесед с любыми лицами как в самой фирме, так и вне ее, в анализе любой документации и т.п. Ревизия маркетинга -это глубинное исследование всех сторон деятельности фирмы, начиная от маркетинговой среды и кончая функциональными составляющими маркетинга. Рекомендации, ко-  

Заключение. В данном параграфе были рассмотрены самые простые модели и подходы к анализу систем стимулирования производства в условиях неопределенности . В настоящее время развиваются методы анализа систем стимулирования в динамической постановке, со случайными факторами и т. д. Все же, пока в таких исследованиях удается проанализировать лишь упрощенные, модельные экономические механизмы, которые, может быть, и отражают суть явлений, но еще далеки от сложностей экономических механизмов, существующих в реальной жизни. Самый главный недостаток этих исследований состоит в том, что описание поведения на основе концепции максимизации некоторой функции поощрения не отражает реальность, оно вызывает недоверие у практиков и критику со стороны специалистов в области социальной психологии. Поэтому в исследованиях, направленных в первую очередь на получение практических результатов (а не на развитие методов исследования), стараются поведение производственных единиц описать более просто и в то же время более правдоподобно. Поскольку результаты анализа экономического механизма зависят непосредственно от отклика производственной единицы , а не от внутреннего механизма выработки этого отклика, то требуемое упрощение может состоять в построении функциональной модели производственной единицы . В такой модели отклик будет описан как функция воздействия. Несмотря на значительную упрощенность функционального описания (и в значительной степени благодаря ей) такие исследования нашли свое практическое применение . Они рассмотрены в следующем параграфе.  

При традиционных способах проектирования экономичность конструкций часто оказывалась на последнем месте. Обоснование затрат, определяемых техническими решениями , долгое время носило стихийный, случайный характер. Системный подход к выполнению экономических исследований появился в годы второй мировой войны, когда возникла необходимость замены дефицитных материалов на более доступные с сохранением основных функций изделия. В послевоенные годы родилось самостоятельное направление технико-экономического анализа , получившее впоследствии название функционально-стоимостной анализ.  

Для рассмотрения всех возникающих при таком подходе к явлению вопросов теория предельной полезности , а вслед за ней и специальные маркетинговые исследования рынка потребителей привлекают функции спроса , кривые и поверхности безразличия , предпочтения, которые базируются на умозрительных построениях в рамках так называемого функционального подхода . Эти построения исходят из того, что при определенных рыночных ситуациях возникают некоторые универсальные характеристические соотношения между ценами и объемами одного и того же товара.  

Эта тема предполагает выяснение содержания таких ключевых категорий, как товар, стоимость, цена, деньги. При первом же приближении к исследованию этих понятий встает проблема методологии будем ли использовать функциональный или каузальный (т.е. причинно-следственный) подход к анализу этих явлений Максимально упрощая проблему, можно пояснить ее следующим образом функциональный подход рассматривает взаимосвязи экономических явлений по горизонтали, не ставя вопрос что первично, что вторично - например, цена определяет спрос или, наоборот, спрос определяет цену Этот подход не задается широко известным шутливым вопросом Что вначале - курица или яйцо, ибо, по мнению сторонников этого подхода, в экономике все определяется всем.  

Распространение сферы принятия стратегических решений на более низкие функциональные уровни (маркетинг, производство, финансы, исследования и разработки, персонал, электронная обработка данных и др.) способствует формированию в компании совершенно нового подхода к бизнесу и расширению возможностей выбора для назначения на должности исполнителей, которые также требуют знаний в области бизнеса. Разработка функциональной стратегии подразумевает активное поведение менеджеров в рамках заданной функции. Таким образом, функциональная стратегия сводится к такой ориентации того или иного функционального подразделения (отдела) в соответствии с общей деловой стратегией, которую каждый имеющий к ней отношение работник воспринимает как логическое продолжение своей деятельности.  

Одновременно происходила интеграция в единое целое всех ранее названных трех подходов к организации маркетинговой деятельности - функционального, институционального и товарного - и возникло понимание маркетинга как системы, охватывающей все виды деятельности предприятия, связанные с производством продукции и ее продвижением от производителя до потребителя. Появился такой новый элемент маркетинга , как маркетинговые исследования , ставшие впоследствии основой всей маркетинговой деятельности.  

Неудивительно, что защитники организационно-функционального подхода были не готовы легко отказаться от накопленных за 50 лет научных работ и исследований, и административный подход не был принят с равным энтузиазмом. Однако, по мере того, как росли требования к более тщательной подготовке менеджеров в 1950-х и начале 1960-х гг., управленческая школа стала доминировать и ей суждено было сохранить данный статус на протяжении почти трех десятилетий.  

С одной стороны, усилия ряда крупных исследовательских коллективов направлены на разработку проектов экспериментальных роботов- гигантов, в которых одновременно интегрируются многие сложные функции по восприятию, управлению движением, принятию решений и связи с оператором. С другой стороны, ведутся многочисленные изолированные работы по отдельным узловым аспектам проблемы. При этом характерно, что, несмотря на кажущуюся излишнюю многоплановость исследований и разрозненность результатов, в подходах к построению интегральных роботов просматривается общая идейная основа, которая, как ожидается, уже в ближайшем будущем сможет привести к единому пониманию функциональной структуры интегральных роботов и к установлению общих взглядов на перспективу их технической реализации.  

После того, как менеджер изучил показатели конкурентоспособности изделий своей фирмы, ему необходимо приступить к осуществлению конкретных мероприятий по повышению и удержанию на достигнутом уровне и конкурентоспособности. Работа в этом направлении начинается с выбора подхода к рассмотрению управления конкурентоспособностью товара. Таких подходов известно несколько системный, воспроизводственный, комплексный, функциональный. Системный подход - это такое направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов > в качестве целостных систем. Важнейшими принципами системного подхода являются следующие  

По нашему мнению, такой контроль должен основываться на принципах демократизации ценообразования и предполагать несколько этапов. Прежде всего необходимо обоснование нормативной себестоимости базового изделия параметрического ряда. Выше мы уже говорили о том, как следует подходить к обоснованию нормативной себестоимости . Здесь же добавим, что обоснование величины затрат по условиям "типового предприятия" обязательно должно дополняться исследованием нормативной величины затрат с помощью методов функционально-стоимостного анализа (ФСА), до сих пор практически игнорируемого органами ценообразования.  

При разработке терминологии во главу угла ставилась специфика СЭ, их отличие от других больших искусственных систем. Общетехническая теория надежности (ОТН) имеет дело с техническими объектами - от простых изделий (элемент, устройство) до сложных (функциональная единица, подсистема, система). Технический объект может состоять из технических средств , программных средств или их сочетания и может в частных случаях включать людей, его эксплуатирующих, обслуживающих и/или ремонтирующих . Теория надежности СЭ исследует объекты энергетики, которые не всегда можно свести к техническим. Многогранность проблемы надежности СЭ на примере больших трубопроводных систем, ее зависимость от большого числа технических, технологических, экономических, экологических и социальных факторов , необходимость комплексного подхода к ее решению показана в монографии . В заключении к работе отмечается, что особенности СЭ выделяют их в особый класс больших производственных систем. Однако, в чем заключается отличие с позиций исследования и обеспечения надежности систем производственных от технических в работах не раскрывается.  

Рассеянный подход применяется, когда факторы риска существенно отличны для функциональных и бизнес-единиц , а также тогда, когда функциональные и производственные единицы работают весьма независимо. При подобном подходе отсутствуют любые направленные усилия по исследованию рисков организации в совокупности или типичные методы, годные для всех производственных единиц . Этот подход также требует, чтобы менеджмент распределял ресурсы организации с учетом многочисленных требований капитала. В то же время менеджмент предприятия может и преднамеренно принять рассеянный подход к управлению рисками , однако на практике это происходит в результате общего устремления. Предельно рассеянный подход к управлению рисками позволяет каждой функциональной или каждой бизнес-единице создавать собственное информационное поле и собственный язык для управления рисками , а также собственные инструменты и методы.  

Теоретическая новизна приведенной классификации ценностей заключается в том, что впервые, на наш взгляд, к исследованию одного из важнейших объектов стратегического маркетинга - ценностей - применены такие научные подходы , как системный, динамический, воспроизводственный, функциональный, комплексный, оптимизационный, ситуационный и др. Сущность этих подходов освещена в теме 4.  

Теоретические представления о том, какие функции менеджеры исполняют и в каких видах мастерства они нуждаются, все же не дают полного описания их фактической деятельности. Функциональный и эмпирический подходы к менеджменту помогают нам понять, что менеджеры делают, но дают недостаточное представление о том, как они это делают. Ряд исследований о распределении практикующими менеджерами своего времени был предпринят для того, чтобы помочь перспективным менеджерам представить, как они будут проводить свои рабочие дни в этой сфере.  

Статья посвящена исследованию одного из подходов к созданию отказоустойчивых систем дискретного типа, основанного на использовании функциональных свойств поведения объекта в условиях существования неисправностей. Работа поддержана грантом РФФИ 98-01-00835.  

Следовательно, интегративно-конвергешщальный подход к исследованию СУ представляет собой такую методологию исследовательского процесса, которая интегративно использует системный, целевой, процессный, параметрический, функциональный, ситуационный, поведенческий, рефлексивный и другие подходы (рис. 3.4).  

Проблемы методические как формировать современный подход к персоналу Как обучать и воспитывать у руководителей правильное и адекватное природе и потенциалу персонала отношение к нему, кто это должен делать и как готовить этих специалистов Очевидно различие подходов к обучению линейных и функциональных менеджеров неповеденческих направлений, с одной стороны, и менеджеров в области управления персоналом, с другой. Преподавание во всех случаях должны осуществлять ученые и специалисты, знания которых в области управления персоналом имеют фундаментальный характер, и проводящие самостоятельные исследования в этой области.  

Принятый нами подход к разработке АИС предполагает способ отбора информационных совокупностей по схеме, представленной на рис.1. При поэтапном определении информационного фонда (Ш) АИС используются функциональный подход - декомпозиция конечной цели функционирования и развития объекта с целью выявления информационного фонда АИС, действительно необходимого для управления объектом (этап I) функционально-обьвктянй лодход - декомпозиция необходимой а ретроспективной информационной потребности для выявления состава баев данных АИС (этапы П и Ж) объектный подход - исследование возможностей используемых базы данных, информационного языка показателей (ИЯП) и дрограмшого обеспечения для выявления номенклатуры ж ассортимента продукции , которую способна выдавать АИС (этал Ш).  

К. э. рассматривает экономику, а также её структурные и функциональные звенья как системы, в к-рых протекают процессы регулирования и управления, реализуемые движением и преобразованием информации. Методы К. э. дают возможность стандартизировать и унифицировать эту информацию, рационализировать получение, передачу и обработку экономич. информации, обосновывать структуру и состав технич. средств её обработки. Системный подход к экономике с выделением и совмещением в его рамках аспектов регулирования, управления и информации определяет внутр. единство и характер исследований К. э. Они способствуют комплексной разработке мероприятий по совершенствованию управления нар. х-вом н служат, в частности, теоретич. основой создания автоматизированных систем управления (АСУ) н систем обработки данных (СОД) в нар. х-ве. В ряде стран соответств. исследования ещё не выделены из проблематики системного анализа , исследования операций , науки управления (management s ien e), напр, в США п Великобритании, или информатики, напр, во Франции. К. э. пока находится (сер. 70-х гг.) в стадии становления. Впервые термин К. э. появился в нач. 60-х гг. в трудах  

Исследования сторонников Э. к. т. сконцентрированы па выработке критерия эффективной конкуренции, определении того состояния отрасли, когда гос-ву следует вмешаться в экономич. механизм с целью поддержания эффективной конкуренции . Два осн. подхода к решению этого вопроса получили названия структурного и функционального. Сторонники первого подхода обращают осн. внимание на экономич. структуру отрасли, складывающуюся из двух сторон экономии, концентрации, или доли крупнейших фирм на отраслевом рынке , и барьеров для новой конкуренции, или условий вступления в отрасль новых фирм. Барьеры для новой конкуренции, характеризующие степень монополизации отрасли 1) экономичность крупных размеров. Если высокий уровень концентрации связан с экономичностью крупных масштабов произ-ва (на уровне заводов) или крупных. масштабов деятельности (на урои-не фирм), то в этом случае новая фирма должна считаться с необходимостью постройки достаточно крупного предприятия. 2) Степень дифференциации продукции . Наличие дифференциации затрудняет действие потенциального конкурента, поскольку ему приходится преодолевать приверженность покупателей отраслевой продукции к определённой его разновидности. 3) Абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм (доступ к ограниченным источникам сырья, патентная защита отрасли, наличие производств, секретов, существенных для эффективной организации деятельности, меры гос. регулирования). 4) Размер капитала, необходимый для организации эффективного нроиз-ва. При чрезвычайно большом размере начальных капиталовложений, характерном для ряда oup, отраслей нром-сти, вторжение в эти отрасли может совершить либо фирма, имеющая большие внутр. накопления, либо фирма, связанная с финанс. посредниками.  

научный подход управление менеджмент

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности > функции > показатели будущего объекта > изменение структуры системы.

В настоящее время к управлению применяется, в основном, предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в данной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца, за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.

При применении предметного подхода к развитию социально-экономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для существующих коллективов или работников. При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требований "выхода" системы, возможностей на ее "входе".

При применении функционального подхода абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими, прежде всего с системным, воспроизводственным, маркетинговым подходами.

Введение

Менеджмент - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.

Многие организации сегодня построены по функциям и уровням иерархии, и большинство людей убеждены, что это не только самый естественный и эффективный способ организации, но и вообще единственный способ организации. Однако начало нового тысячелетия во всем мире ознаменовалось бурным развитием не только техники и технологий, но и качественно новым уровнем ведения бизнеса. Управленческие проблемы выходят на первый план, а самоуправление приобретает все новые формы. Перед руководителями предприятий остро встает вопрос о создании и такой системы управления, которая бы учитывала новые условия работы в рыночных отношениях и способствовала бы усилению конкурентоспособности предприятий и их продукции.

В этой связи многообещающим оказывается применение процессно-ориентированной системы управления организацией. Этот подход позволяет рассматривать деятельность организации как систему взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, конечными целями выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних и внутренних потребителей. Управляя процессами и постоянно их совершенствуя, предприятие добивается высокой эффективности своей деятельности.

Именно поэтому, данный подход лег в основу стандартов, содержащих требования к системе менеджмента качества. Следует отметить, что идеология процессно-ориентированного управления фактически приводит к стиранию границ между управлением качеством и управлением самим предприятием.

Цель работы: изучить функциональный и процессный подходы к управлению.

В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:

Выявить особенности, преимущества и недостатки функционального и процессного подходов к управлению предприятием;

Практическое применение темы в рамках работы конкретного предприятия.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Функциональный и процессный подходы к управлению

Функциональный подход

В настоящее время практически все предприятия на территории нашей страны имеют ярко выраженную функциональную структуру управления. Такая организация управления базируется на тейлоровском принципе последовательного выполнения трудовых операций, т.е. трудовая задача делится на отдельные операции (задания, этапы), и каждый рабочий специализируется на выполнении одной операции Маховский А. Внедряем процессный подход / А.Маховский, В.Патешман // Настольный журнал IT-руководителя. - 2007. - №11. - С. 24-26..

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. Эти функции распределяются среди подразделений, где их исполняют сотрудники организации. Механизм реализации функций нацеливает функциональные подразделения на выполнение своих локальных целей, между которыми могут быть объективные противоречия. Выполняя свои узкоспециализированные задачи, сотрудники перестают видеть конечные результаты труда всего предприятия и осознавать свое место в общей цепочке. Они оказываются не ориентированы на целевые задачи предприятия, так как их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают. Персонал концентрирует свое внимание в рамках отдельных структур. Монопольное положение каждой службы внутри предприятия приводит к тому, что работники этих служб считают себя незаменимыми в организации, из-за чего взаимодействие между функциональными отделами и службами нередко приобретает разрушительный для предприятия характер. Ефимов В.В. Размышления о процессном подходе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://quality.eup.ru/DOCUM4/rpp.htm. Возможно смещение главных и обеспечивающих операционных функций и снижение эффективности деятельности (рис. 1). Чеботарев В.Г. Анализ и моделирование бизнес-процессов / В.Г.Чеботарев. - М.: Логика бизнеса IDS Scheer Group 2005. - 245 с.

Рисунок 1 - Противоречие между функциональными отделами и процессами организации

функциональный управление процессный аптека

Со временем рост специализации приводит к обособлению функциональных подразделений и ослаблению межфункциональных связей. В современной динамичной внешней среде для предприятия как единого «организма», это недопустимо. Руководители, как мозг этого «организма» начали понимать, что ситуация становится критической: каждое функциональное подразделение оптимизирует деятельность в области своей ответственности, что, в конечном счете, приводит к подмене стратегической цели компании целевыми функциями подразделений и тормозит их развитие. На первый план выходят основные недостатки функционального подхода. В табл. 1 представлены основные преимущества и недостатки функционально-ориентированного подхода к управлению, что поможет систематизировать сведения о данном подходе.

Таблица 1 - Анализ преимуществ и недостатков функционально-ориентированного подхода к управлению предприятием

Достоинства

Недостатки

Сотрудники получили возможность специализироваться в избранной ими профессии и, таким образом, выработать профессиональные навыки высочайшего уровня;

Вследствие централизации разных функций затраты организации снизились;

Труд стал более безопасным, так как каждый теперь знал свое рабочее место, а также ту работу, которую он должен выполнять;

Стало легче формировать организационную структуру компании и т.д.


Обособленность подразделений друг от друга, приводящая к монополизации решений;

Разрушительный для организации характер взаимодействия подразделений друг с другом вместо сотрудничества в интересах организации;

Высокая специализация работников, не позволяющая им видеть возникающие проблемы в целом;

Подмена целевых ориентиров организации на функциональные целевые ориентиры, приводящая к оптимизации функциональных решений вместо оптимизации деятельности предприятия;

Критерием результативности функционального подразделения является мнение его начальника, а не результаты делового процесса;

Увеличение информационной энтропии с ростом числа иерархических уровней управления организацией;

Отсутствие ориентации на внешнего потребителя;

Неэффективность информационной поддержки процессов жизненного цикла и др.

Глобальные изменения в мировой экономике в начале 80-х годов XX века, когда наращивание объемов производства перестало быть синонимом благополучия, заставили многие компании изменить свое поведение на рынке и перейти от принципа «…произвести как можно больше» к принципу «…максимально удовлетворить клиента». Значительно изменились и отношения «продавец - покупатель», акцент сместился к «покупателю» (клиенту). В такой ситуации функционально-ориентированная система управления начала давать серьезные сбои. Причины этого заключаются в следующем:

Функционально-структурированная организация не стимулирует заинтересованность работающих в конечном результате. Видение происходящего сотрудниками чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают, они не ориентированы на целевые задачи предприятия и тем более на удовлетворение клиента - они его просто не видят;

Большая часть реальных рабочих процессов на предприятии включает множество функций, т.е. выходит за рамки отдельных подразделений. Однако в функционально-ориентированных системах обмен информацией между различными подразделениями чрезмерно усложнен из-за ее вертикальной иерархичности, что приводит к большим накладным расходам, неоправданно длительным срокам выработки управленческих решений и, как следствие, потере клиентов. По подсчетам аналитиков время взаимодействия между подразделениями распределяется следующим образом: 20% - на выполнение работы и 80% - на передачу ее результатов следующему исполнителю. Вишняков О. Процессно-ориентированный подход в управлении организацией /О.Вишняков, И.Дятлова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.мanagement.com./ERP-system.html.

В условиях рыночной экономики, когда в результате жесткой конкурентной борьбы выживает лишь сильнейший, проблема повышения эффективности управления с каждым днем становится все более актуальной. На смену функциональному, в котором постулируется построение организации по функциям и уровням иерархии, приходит процессно-ориентированное управление.

Операционный менеджмент процессно-ориентированное управление.

Функциональный подход заключается в том, что деятельность организации представляется в виде набора функций, закрепленных за функциональными подразделениями в организационной структуре. При этом подходе определяются возможности организации и устанавливается -- что нужно делать -- подразделениям и исполнителям в рамках их функций.

Функциональная специализация, как правило, обеспечивает высокое качество выполнения отдельных работ, однако требует постоянной координации деятельности подразделений и работников, цели которых могут не совпадать. Необходимость разрешения возникающих противоречий между специализированными подразделениями увеличивают нагрузку на руководство.

При функциональном подходе для выполнения общей задачи необходимо отработать механизм взаимодействия закрепленных за подразделениями функций по отношению к бизнес-процессу и интенсивно координировать действия участников.

При процессном подходе деятельность организации, подразделений, руководителей и непосредственных исполнителей изначально нацеливается на получение конечного результата и воспринимается ими как совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов, обеспечивающих достижение общей цели – реализации главной операционной функции организации. Определяется конкретная технология выполнения каждого процесса и операции – как это следует делать, для удовлетворения потребителя его результатов -- внешнего или внутреннего клиента.

При реализации процессного подхода необходимо:

    Сориентировать деятельность организации, ее подразделений и сотрудников на удовлетворение конечного потребителя и рассматривать ее как совокупность бизнес-процессов. Это формирует соответствующую культуру восприятия задач в организации.

    Определить клиента и владельца каждого бизнес-процесса.

    Регламентировать бизнес-процессы, т.е. описать последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по улучшению бизнес-процесса.

    Определить ключевые показатели каждого бизнес-процесса, позволяющие оценить результат его исполнения и влияние на итоги деятельности организации в целом.

Процессный подход и развитие связанной с ним межфункциональной и межорганизационной интеграции позволяет:

    нацелить подразделения и сотрудников на удовлетворение требований клиентов;

    более эффективно разграничить полномочия и ответственность, используя делегирование полномочий;

    снизить зависимость результатов от отдельного исполнителя;

    выявить источники издержек и снизить их;

    сократить время принятия управленческих решений;

    уменьшить объем межфункциональной координации (оперативного руководства).

При процессном подходе повышается управляемость организации, снижается влияние человеческого фактора и затраты, а главное происходит качественное изменение самой организации и формирование процессно-ориентированной организации , в которой весь коллектив является осознанным участником непрерывного процесса деятельности, связанного с конечным результатом производства продукта и удовлетворением потребителя.

Интеграция деятельности. Политики интеграции операционных функций и специализации на операционной функции

Развитие специализации, способствующей появлению высокой квалификации сотрудников и качества выполнения работы, приводит к дифференциации, т.е. повышению степени самостоятельности отдельных работников и функциональных подразделений в организации. Однако, для достижения общих целей, дифференциация требует соответствующей интеграции (обеспечения необходимого взаимодействия) между функциональными подразделениями и сотрудниками. Эту задачу решает менеджмент организации, обеспечивая необходимую степень взаимодействия между исполнителями самостоятельных участков работы для достижения общих целей организации.

Интеграцию деятельности обычно рассматривают на четырех уровнях: операционном, функциональном, межфункциональном и межорганизационном.

Первые три уровня (операционный, функциональный и межфункциональный) относят к внутренней интеграции. Однако следует отметить, что функциональный уровень уже предполагает определенную самостоятельность исполнителей в их взаимодействии с внешней средой, следовательно, некоторое присутствие и внешней интеграции. Межорганизационный уровень интеграции относят к внешней интеграции.

На операционном уровне интеграция обеспечивается по отдельным операциям и функциям. Например: Поставщики - транспортировка- складирование- обработка– складирование- транспортировка - Покупатели . Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, которые в значительной степени изолированы от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Интеграцию на операционном уровне обеспечивают системы координации деятельности: пооперационные карты процессов, описание и выделение бизнес-процессов, системы административной координации деятельности по вертикали и горизонтали (например, графики Ганта).

На функциональном уровне интеграции объединяются смежные операции и функции. Появляются ограниченно интегрированные области, например, управление закупками, управление запасами, складирование и транспортировка, производство, управление сбытом и распределением. Их частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций и функциональных областей. Например: Поставщики - снабжение- производство- сбыт - Покупатели . По-прежнему имеются локальные, но уже более укрупненные, чем на операционном уровне интеграции цели, задачи и показатели оценки деятельности. При развитой интеграции внутри каждой укрупненной функции и функциональной области (снабжение, производство, сбыт) имеет место функциональная изоляция различных служб и функциональных областей друг от друга. Поэтому могут возникать предпочтения целей управляемых подсистем целям управляющей системы и снижаться общая результативность.

На этом уровне интеграции функциональные области координируются административно, и осуществляется контроль бюджетов функциональных единиц. Главная цель – контроль за использованием ресурсов и обеспечение оптимального уровня запасов в рамках межфункциональной координации. Однако в целом система затрат ориентирована на функциональную деятельность и не учитывает межфункциональные составляющие, поэтому, объем потока ресурсов нередко сложно измерить и контролировать, следовательно и определить стоимость связанного с ним капитала.

На межфункциональном уровне развивается интеграция, позволяющая концентрировать усилия всех структурных подразделений и служб организации на получении конечного результата. Работы и их исполнители объединяются вокруг конечного результата.

Инструментами межфункциональной интеграции являются системы MRP, JIT, ERP. Эти системы позволяют более полно скоординировать деятельность сотрудников и различных подразделений, побуждая людей к взаимодействию в единой информационной системе и формируя общий взгляд на бизнес-процесс. Для преодоления структурных противоречий в организационной структуре используются департаментизация по результату.

Однако, в современных условиях, межфункциональной интеграции недостаточно, ее наличие является необходимым, но не достаточным условием для успешной работы организации, поэтому требуется использование межорганизационной (внешней) интеграции.

Межорганизационный уровень интеграции исходит из того, что устойчивость открытой системы обеспечивается не за счет внутренней функциональной иерархичности, а за счет развитого взаимодействия с внешней средой. Понимание воздействий внешних факторов может привести к большей предсказуемости в поведении открытой системы и к целесообразному упорядочению функционирования ее составных частей.

На этом уровне интеграции реализуется межорганизационное взаимодействие, в результате которого объединяются усилия предприятий, связанных друг с другом общими бизнес-процессами или совместными трансакциями.

Наиболее важным элементом механизма укрепления межорганизационного взаимодействия являются информационное пространство или информационные потоки, которые позволяют установить такие отношения, при которых становится известно, какой именно спрос формируют сами потребители, что позволяет организации более точно планировать свою деятельность и повысить точность прогнозов. Кроме того, построение отношений с внешними звеньями – один из путей обеспечения устойчивой работы цепи поставок.

Может использоваться и традиционная вертикальная интеграция, когда на предприятии сосредоточены все или почти все производства необходимые для изготовления конечной продукции. Однако эффективность этого инструмента интеграции, как известно, ограничивается масштабом управляемости.

Инструментами развития межорганизационных отношений являются формирование отношений партнерства, стратегических союзов, договорные взаимодействия.

С развитием информационных технологий и телекоммуникаций обеспечение межорганизационной интеграции автоматизируется и перерастает в машинную интеграцию (Machine-to-Machine). Автоматизация межорганизационных процессов и их подчиненность определенным правилам ведения бизнеса снижается потребность вмешательства человека на каждом этапе деятельности.

При управлении организацией может использоваться один, несколько или все из рассмотренных уровней интеграции деятельности как объекта управления. В зависимости от рассматриваемого уровня деятельности можно говорить об управлении операциями, функциональными областями, межфункциональными или межорганизационными взаимодействиями.

Эффективность управления отдельными функциональными областями зависит от качества организации на операционном уровне интеграции деятельности. Основой межорганизационной интеграции является межфункциональное взаимодействие в отдельных организациях, а результативность этого взаимодействия обеспечивается качеством организации функциональной работы. Процессный подход к управлению позволяет обеспечить работу сети бизнес-процессов организации без выделения функционального и межфункционального уровней.

Предприятие может проводить политику интеграции операционных функций или специализации на операционной функции .

Политика интеграции операционных функций состоит в том, что при реализации главной операционной функции организация также концентрирует внимание и на функциях обеспечивающих функционирование операционной системы, т.е. стремится выполнять максимально возможное количество этих функций собственными силами.

Достоинствами такой политики являются: централизованный контроль; возможность повышения надежности системы до момента возникновения проблем связанных с масштабом управляемости; снижение затрат на привлечение контрагентов и субподрядчиков.

Однако отказ от привлечения сторонних исполнителей и централизованный контроль, ведет к увеличению обеспечивающей подсистемы операционной системы, что может привести к развитию громоздкой и малоэффективной с точки зрения управляемости организации, отвлечению значительных сил от выполнения главной операционной функции.

Политика специализации на операционной функции заключается в специализации на одной сфере компетенции и передаче вспомогательных операционных функций другим исполнителям (контрагентам) находящимся за пределами организации.

Аутсорсинг – это передача производства вспомогательных видов деятельности сторонним организациям (контрагентам). В практическом плане это кооперация различных предприятий производящих продукты и услуги на основе специализации каждого из них по одному виду деятельности, что позволяет каждому участнику процесса сконцентрировать усилия и ресурсы на этой деятельности и способствует достижению лучших общих результатов.

Например, изготовитель конечной продукции может отказаться от собственного производства каких-либо узлов и деталей и передать их изготовление предприятию, изготавливающему эти компоненты для многих потребителей. Не заниматься вопросами упаковки и отгрузки своей продукции, а передать эту работу самостоятельной специализированной фирме, которая формирует партии на отгрузку, упаковывает, обеспечивает доставку товара в любую точку мира, решая все необходимые процедуры таможенного и прочего оформления. Отказаться от собственного транспортного хозяйства и поручить транспортное обслуживание другой фирме. Отказаться от содержания подразделения по ремонту технологического оборудования и использовать услуги специализированных фирм. Многие виды деятельности, такие как организация питания, уборка помещений, создание и обслуживание компьютерных и охранных систем, стали полностью предметом аутсорсинга.

Это позволяет:

    сконцентрировать усилия на реализации главной операционной функции;

    снизить усилия в сфере решения вспомогательных задач;

    использовать главные компетенции (продукцию) высокого качества контрагентов и субподрядчиков, что предоставляет возможность повысить качество своей продукции;

    уменьшить количество работников, повысить производительность и управляемость организации.

Однако при проведении такой политики могут проявиться следующие недостатки:

    потеря контроля над частью процесса создания своей продукции;

    зависимость от поставщиков;

    риски, связанные с нарушением контрагентами (поставщиками) своих обязательств.

При принятии решения о передаче вспомогательных функций контрагентам и субподрядчикам обычно оцениваются следующие факторы:

    имеющиеся производственные мощности;

    специальные знания и собственные компетенции;

    уровень развития системы управления качеством в организации;

    характеристики спроса, важные для выпуска продукта или оказания услуги;

    возможность снижения затрат.

Политика специализации на операционной функции и аутсорсинг стали применяться позже, чем политика интеграции операционных функций, но сегодня это широко распространенное явление. Как правило, организации концентрирующие внимание на главной операционной функции и использующие в этих целях аутсорсинг, добиваются более высоких качественных результатов.

Поделиться: