Лабораторная работа по бжд на тему освещение. Лабораторные работы по бжд готовые
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский Государственный Университет
Отчёт о выполнении лабораторной работы №1 по дисциплине «Безопасность Жизнедеятельности»
Тема работы: «Исследование условий зрительной работы в производственном помещении»
Выполнили: студенты гр. 06МП1
Тумаев Д.
Бесшапошников А.
Проверил: к.т.н.,доцент
Костиневич В.В.
Цель работы: ознакомить студентов с нормированием производственного освещения, с приборами и методами определения освещенности на рабочих местах, обучить способам рационализации зрительных условий труда и повышения зрительной работоспособности.
Лабораторная работа была выполнена при помощи прибора люксметр Ю-116.
Схема электрическая принципиальная люксметра Ю-116:
В - селеновый фотоэлемент;
Р- прибор магнитоэлектрической системы;
(RI - R4) - резисторы;
S - переключатель пределов измерения;
Х1, Х2 - розетка и вилка селенового фотоэлемента и прибора Р.
Вариант задания №2
Изучить принцип нормирования
производственного освещения (см. табл.
9). Для заданного преподавателем вида зрительной работы определить
нормированное значение освещенности
или КЕО в зависимости от вида освещения
(искусственное, совмещенное, естественное).
Используя прибор люксметр Ю-116, проверить
соответствие фактического и нормированного
значений для конкретных условий. На основании
полученных данных заполнить табл. 6. В
случае несоответствия фактического и
нормированного значений дать рекомендации
по улучшению зрительных условий труда.
При измерении освещенности в помещениях,
освещаемых люминесцентными лампами,
показания люксметра надо умножать на
коэффициент k 1 =1,17(для ламп марки
ЛБ), для ламп дневного света (ЛД) k 1 =0,99.
Таблица 3 Исследование характера изменения КЕО в производственном помещении
Таблица 6. Определение параметров, характеризующих зрительные условия работы
Вид зрительной работы |
Объект различения |
Разряд работы |
Характеристика зрительной работы СНиП 23-05-95 |
Вид освещения |
Система освещения |
Характеристика источника света |
Характеристика фона |
Контраст объекта |
Подразряд зрительной |
Нормированные значения (СНиП 23-05-95) |
|||||||||
наименование |
размер, мм |
коэффициент отражения r О |
наименование |
коэффициент отражения, r Ф |
степень светлости |
освещенность, лк |
|||||||||||||
Отверстие |
Высокой точности |
Искусственное |
Лампы дневного света |
Токарный станок (тёмно-зеленый) |
Вывод: в ходе выполнения данной лабораторной работы мы ознакомились с нормированием производственного освещения, а также с прибором люксметр Ю-116 и методами определения освещенности на рабочих местах. Были обучены способам рационализации зрительных условий труда и повышения зрительной работоспособности.
1 Р – коэффициент слепящей блесткости, измеряемый в относительных единицах.
2 k П – коэффициент пульсации освещенности, %.
Министерство образования Российской Федерации
Московский Государственный Институт Электроники и Математики
(Технический Университет)
Кафедра Экологии и Права
Лабораторная работа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности: «Оценка состояния естественного и искусственного освещения производственных помещений»
Выполнили студенты группы ЭП-62: Омиров Андрей
Масалкина Наталья
Проверил: Малахов Анатолий Васильевич
Москва 2007г.
Теоретические сведения:
По своей природе свет – это электромагнитные волны длиной от 380 до 770 нм. К основным светотехническим величинам относятся световой поток, сила света, яркость, освещенность, коэффициент отражения.
Световой поток определяется как мощность лучистой энергии, оцениваемой по световому ощущению, которое она производит на человеческий глаз. За единицу светового потока принят люмен (лм).
Сила света определяется отношением светового потока к телесному углу, в котором она распространяется (кд).
Освещенность – это плотность светового потока на освещаемой поверхности. Оснащенность измеряется в люксах (лк).
Яркостью поверхности в данном направлении называется отношение силы света, получаемой поверхностью в этом направлении, к проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярно данному направлению. Единица яркости 0 кандела на квадратный метр (кд/м^2)
Коэффициент отражения характеризует способность поверхности отражать падающий на нее световой поток и определяется отношением отраженного от поверхности светового потока к падающему.
В зависимости от используемого источника света производственно освещение может быть трех видов: естественное, искусственное и смешанное. Естественное освещение создается непосредственно солнечным диском, диффузным (рассеянным) светом неба и отраженным от земной поверхности излучением.
По способу реализации естественное освещением подразделяется на боковое, осуществляемое через окна в наружных стенах; верхнее, организуемое через фонари и проемы в верхних частях зданий; комбинированное, т.е. совместное использование бокового и верхнего освещений.
В связи с существенными изменениями величины освещенности при естественном освещении, обусловленными временными и метеорологическими факторами, в качестве нормируемого параметра для естественного освещения принята не абсолютная величина освещенности, а относительная – коэффициент естественной освещенности (к.е.о), определяемый отношением:
e = (E в *100/Е н), где
E в - освещенность в данной точке внутри помещения,лк;
Е н - одновременно измеренная наружная освещенность в горизонтальной плоскости, создаваемая светом с полностью открытого небосвода, лк.
Нормированную величину к.е.о. следует определять по формуле:
eн=e*m*c %, где
е – табулированные значения к.е.о., %
m – коэффициент светового климата (без учета прямого солнечного света)
с – коэффициент солнечности (с учетом прямого солнечного света), зависящий от расположения здания; с=0.65-1.0
Для Москвы, находящейся в Ш поясе светового климата, m =1,0 и c=1,0
Оценка состояния естественного освещения в помещении (аудитория 518)
Номера точек |
Способ освещения |
Расстояние точек от светового проема, м |
Наружная освещенность, лк |
Освещенность внутри помещения, лк |
К.е.о по результатам измерений, % |
Характеристики зрительной работы |
Нормируемый к.е.о., % |
Примечания |
Естественное |
Малой точности |
e>e н в аудитории 518 уровень освещенности достаточен для работ средней точности. |
||||||
Оценка состояния искусственного освещения производственных помещений
В производственных помещениях используется три типа освещения: естественное искусственное и смешанное. Искусственное освещение создается с помощью специально сконструированных источников света, при смешанном – одновременно используются естественное и искусственное освещения.
Нормирование искусственного освещения производится по абсолютной величине освещенности в люксах. Величина минимальной освещенности устанавливается для различных источников света и систем освещения в зависимости от условий зрительной работы, которые определяются наименьшим размером объекта размещения на расстоянии не более 0,5м от глаз работающего, контрастом объекта с фоном и характеристикой фона.
Для искусственного освещения применяются лампы накаливания и газоразрядные лампы. Лампы накаливания относятся к источникам света теплового излучения, электрическая энергия превращается в электромагнитную при нагревании нити накаливания до температуры свечения.
В газоразрядных лампах свет возникает в результате электрического разряда в газах, парах металлов или их смесях. К ним относятся люминесцентные, в которых внутренняя поверхность трубки покрыта люминофором, дуговые ртутные с йодидами металлов и ксеноновые лампы.
Для расчета искусственного освещения применяются методы коэффициента использования и точечный. При расчете по первому методу учитывается как прямой, так и отраженный свет; второй служит для расчета освещения произвольно расположенных поверхностей при любом распределении освещенности.
В основу точеного метода положено уравнение:
F = (1000*E*k*H p)/(µ*∑e), где
F – световой поток ламп светильника, лм;
E – нормированная освещенность, лк;
к – коэффициент запаса, учитывающий уменьшение светового потока по мере старения источника света;
H p – расстояние от светильника до рабочей поверхности, м;
µ - коэффициент, учитывающий действие отдаленных светильников и отраженную составляющую светового потока;
∑e – условная горизонтальная освещенность от ламп ближайших светильников по графикам пространственных изолюкс для светильников с условным световым потоком ламп 1000 лм.
Более распространен метод коэффициентаиспользования светового потока,основная расчетная формула которого имеетвид:
F = (E н * S*k*z)/N*ή), где
F – световой поток ламп, лм;
E н - нормируемая минимальная освещенность, лк;
S – площадь помещения, м 2 ;
к – коэффициент, учитывающий уменьшение светового потока по мере старения источника света;
z – коэффициент неравномерности освещения;
N – число ламп, шт. ;
ή – коэффициент использования осветительной установки, доля единицы.
Для определения коэффициента использования следует найти индекс помещения I и коэффициенты отражения поверхностей помещения (стен и потолка). Индекс определяется по формуле
I = (AB)/H p (A+B)
Расчет искусственного освещения по методу коэффициента использования Работы малой точности
Помещение: длина - 7м, ширина – 5м, высота – 4м.
В качестве источника света выбрана люминесцентная лампа ЛД 40-4 (световой поток ламп F = 2225лк, мощность 40 Вт).Тип светильника ПВЛП (2 лампы по 40 Вт, размеры 1350×230×180).
Коэффициент неравномерности освещения z = 1.1.
Коэффициент, учитывающий уменьшение светового потока к = 1.8.
Найдем индекс помещения I , для того чтобы затем найти количество ламп в помещений, для работ высокой точности.
I = ((AB)/H p (A+B)) = 7*5/(4*12)=0.73 ,находим из таблицы ή = 0.73
N = ((E н *S*к*z)/ (ή*F)) = ((200*35*1.8*1.1)/(2225*0.73))=9
Для освещения данной аудиторий, для работы малой точности, требуется 9 ламп. А значит, в аудиторий необходимо разместить 5 светильников, по две лампы в каждом.
Номер рабочего места |
Номер рабочего места |
Освещенность рабочего места, лк |
|
Ен=200 лк для работ малой точности. Таким образом, все места подходят для выполнения работ малой точности
Безопасность труда и охрана жизнедеятельности
Исследование параметров естественного и искусственного производственного освещения. Исследование производственного шума и эффективности борьбы с ним. Исследование условий воспламенения горючих веществ от статического электричества...
Безопасность жизнедеятельности
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Под общей редакцией профессора, доктор технических наук Г. В. Тягунова
доцента, кандидата технических наук А. А. Волковой
Екатеринбург
УРФУ
2011
стр |
|
общие указания по выполнению |
|
исследование запыленности воздуха на рабочих местах................................................................................................................. |
|
Исследование параметров естественного и искусственного производственного освещения.................. |
|
Исследование производственного шума и эффективности борьбы с ним............................................................... |
|
Исследование эффективности виброизоляции...................... |
|
Электробезопасность................................................................................. |
|
Исследование процесса тушения пламени в зазоре.... |
|
Исследование условий воспламенения горючих веществ от статического электричества..................................... |
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................... |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................... |
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
- Выполнению лабораторной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентами теоретического материала по данной теме.
- Студенты допускаются к выполнению лабораторной работы после сдачи коллоквиума по теоретическому материалу и порядку выполнения работы;
- Результаты выполнения работы оформляются отчетом, который представляется на проверку преподавателю.
- Отчет должен содержать следующие данные:
- титульный лист, на котором указывается название работы, Ф.И.О. и номер группы студента, Ф.И.О. преподавателя;
- цель работы;
- схему экспериментальной установки с подрисуночными подписями;
- таблицу с результатами измерений, расчеты, графики;
- выводы по работе с обязательными ссылками на нормативные документы, на основании которых сделан вывод.
- Форма отчета должна быть подготовлена заблаговременно.
меры безопасности при выполнении
лабораторных работ
- При выполнении работ надо быть внимательным, помня, что неаккуратность и нарушение дисциплины во время занятий могут привести к несчастному случаю.
- В случае возникновения сомнений при выполнении порученной работы немедленно прекратить работу и обратиться к руководителю за разъяснением по правильным и безопасным приемам работы.
- Не следует выполнять никаких работ в лаборатории, не связанных с выполнением порученного задания, и работы следует выполнять в соответствии с методическим руководством.
- Следует аккуратно обращаться с приборами и оборудованием в лаборатории.
- О происшедшем несчастном случае немедленно доложить преподавателю, ведущему занятия.
- Перед началом занятия средства связи выключить или установить беззвучный режим.
- Приборы включаются после сдачи коллоквиума.
- При включении и выключении электроприборов вилку держать за корпус, а не за шнур.
- При перерывах в работе обязательно выключать электроприбор или установку.
- Не производить ремонт самостоятельно на электроустановках и приборах, обо всех неисправностях оборудования сообщать преподавателю ведущему занятие.
- Включать приборы и установки только на время измерения.
- После окончания измерений необходимо выключить установку или приборы.
- Привести в порядок рабочее место.
- Измерительные приборы и методические руководства возвратить преподавателю, ведущему занятия с группой.
- Сделать отметку о выполнении работы у преподавателя, ведущего занятия с группой.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА
НА РАБОЧИХ МЕСТАХ
Цель работы практически ознакомиться с методикой определения концентрации пыли в воздухе и по полученным результатам определить класс опасности условий труда по пылевому фактору.
Понятие и классификация пыли
Понятие «пыль» характеризует физическое состояние вещества, т.е. раздробленность его на мелкие частицы.
пары и газы образуют с воздухом смеси; взвешенные в воздухе твердые частицы представляют собой дисперсные системы, или аэрозоли .
Пылеобразование происходит при дроблении, размоле, перетирке, шлифовке, сверлении и других операциях (аэрозоли дезинтеграции ). Пыль образуется также в результате конденсации в воздухе паров тяжелых металлов и других веществ (аэрозоли конденсации ).
Аэрозоли подразделяются:
- на пыль (размер твердых частиц более 1 мкм);
- дым (меньше 1 мкм);
- туман (смесь с воздухом мельчайших жидких частиц, меньше 10 мкм).
Действие пыли на организм человека
Действие пыли на организм человека может быть:
- общетоксическим;
- раздражающим;
- фиброгенным разрастание соединительной (фиброзной ) ткани легкого.
Пыль, если она токсична, относится к классу химических опасных и вредных производственных факторов согласно ГОСТ 12.0.003- 74 ССБТ .
Для нетоксичных пылей наиболее выраженным является фиброгенное действие, поэтому при гигиеническом нормировании их называют аэрозолями преимущественно фиброгенного действия (АПФД). В этом случае в соответствии с пыль относят к классу физических опасных и вредных производственных факторов.
Вдыхаемый воздух через трахею и бронхи попадает в альвеолы легких, где происходит газообмен между кровью и лимфой. В зависимости от размеров и свойств загрязняющих веществ их поглощение происходит по-разному.
Грубые частицы задерживаются в верхних дыхательных путях и, если они не токсичны, могут вызывать заболевание, которое называется пылевой бронхит . Тонкие частицы пыли (0,5-5 мкм) достигают альвеол и могут привести к профессиональному заболеванию, которое носит общее название пневмокониоз . Его разновидности: силикоз (вдыхание пыли, содержащей SiO 2 ), антракоз (вдыхание угольной пыли), асбестоз (вдыхание пыли асбеста) и др.
Нормирование пыли осуществляется по тому же принципу, что и норми-рование вредных веществ, т.е. по предельно допустимым концентрациям (ПДК).
Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны ПДК р.з такая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 час ов или другой продолжительности, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не может вызывать заболевания или изменения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования в процессе работы или в отдаленные сроки настоящего и последующих поколений . Значения ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны приведены в нормативных документах .
Для предупреждения профессиональных заболеваний, связанных с повышенной запыленностью воздуха, на предприятиях проводятся мероприятия по борьбе с пылью:
- герметизация источников выделения пыли;
- пневматическая и мокрая уборка помещений;
- вентиляция помещений;
- применение средств индивидуальной защиты от пыли (рис. 1);
- периодический контроль запыленности воздуха на рабочих местах.
Защита органов дыхания |
|
Защита глаз |
|
Защита рук |
|
Рис. 1. Средства индивидуальной защиты от пыли
Для определения запыленности воздуха возможно применение двух методов: весового и счетного.
При весовом методе запыленность характеризуется количеством пыли, содержащейся в 1 м 3 воздуха, приведенного к нормальным условиям (760 мм рт. ст., 20 о с и относительная влажность 50 %), выраженным в мг. Таким образом, размерность запыленности при весовом методе мг/м 3 .
При счетном методе запыленность воздуха характеризуется количеством пылинок в 1 см 3 воздуха, приведенного к нормальным условиям. При переводе весовых данных в счетные обычно считают, что 1 мг/м 3 соответствует приблизительно 200 пылинок (0,42 мкм в поперечнике) на 1 см 3 воздуха. Счетный метод позволяет определять фракционный (иногда используется термин «дисперсный») состав пыли, который, например, необходимо знать при выборе средств пылеочистки.
Фракционный состав пыли выражают в микрометрах и подразделяют на фракции размерами: 0 - 5, 5 - 10, 10 - 20, 20-40, 40-60 и более 60 мкм.
Важными преимуществами счетного метода являются более быстрое взятие проб и отсутствие необходимости иметь источник энергии (электрической или пневматической) в месте взятия пробы. Однако количество просасываемого воздуха при счетном методе очень мало (обычно несколько кубических сантиметров), поэтому представительность счетных проб мала (измеряется мгновенная концентрация пыли в одной точке), что является основным недостатком счетного метода.
Приборы для отбора счетных проб принято называть счетчиками пыли (кониметрами). Наибольшее распространение получили счетчики СН-2, ОУЭНС-1 и ТВК-3. В любом из этих приборов запыленный воздух засасывается в съемную камеру-кассету, одна из стенок которой смазана специальным бальзамом. В этой камере происходит процесс улавливания пыли под действием сил инерции. В результате на пластинке одной из стенок камеры-кассеты образуется пылевая дорожка, которая обрабатывается в лаборатории под микроскопом. На обработку счетных проб тратится относительно много времени, поэтому экономия времени, полученная в результате быстрого взятия проб, сводится на нет из-за длительности их обработки. С учетом изложенного в РФ в качестве основного (стандартного) принят весовой метод определения концентрации пыли в воздухе, а счетный метод применяется в качестве вспомогательного.
Определение концентрации пыли в воздухе весовым методом
Весовой метод основан на пропускании запыленного воздуха через пылезадерживающий фильтр и последующем определении массы уловленной пыли. Исследуемый воздух пропускают через специальный фильтр заводского изготовления (типа АФА), который взвешивают до и после отбора пробы. Весовую концентрацию пыли определяют по формуле
, (1)
где C ф весовая концентрация пыли, мг/ м 3 ;
m 2 то же после отбора пробы, мг;
m 1 масса фильтра до отбора пробы, мг;
V 0 объем воздуха, протянутого через фильтр, приведенный к нормальным условиям, м 3 , который определяется по формуле
. (2)
Здесь Q объем воздуха, прошедшего через фильтр, м 3 ,
, (3)
где g объемная скорость (расход воздуха) при отборе проб (л/мин);
время отбора пробы (мин);
Р атмосферное давление в месте отбора пробы, мм рт. ст.;
Р 0 давление водяных паров при температуре 20 0 С и влажности 50 % (величина постоянная и равная 8,7 мм рт. ст., или 1160 Па).
парциальное давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха в месте отбора пробы, мм рт. ст., принимается из табл.1.
t температура воздуха в месте отбора пробы, 0 С;
Таблица 1
Парциальное давление насыщенного водяного пара в воздухе
t , 0 C |
мм.рт.ст . |
t , 0 C |
мм.рт.ст. |
t , 0 C |
мм.рт.ст . |
t , 0 C |
мм.рт.ст . |
0,927 |
5,687 |
11,908 |
23,550 |
||||
1,400 |
6,097 |
12,699 |
24,988 |
||||
2,093 |
6,534 |
13,836 |
26,503 |
||||
3,113 |
6,988 |
14,421 |
28,101 |
||||
3,368 |
7,492 |
15,397 |
29,782 |
||||
3,644 |
8,017 |
16,346 |
31,548 |
||||
3,941 |
8,574 |
17,391 |
33,406 |
||||
4,263 |
9,165 |
18,495 |
35,359 |
||||
4,600 |
9,762 |
19,659 |
37,411 |
||||
4,940 |
10,457 |
20,888 |
39,565 |
||||
5,300 |
11,162 |
22,184 |
41,827 |
Полученное значение фактической концентрации С ф пыли необходимо сравнить с ПДК для данного вида пыли и определить отношение С ф / ПДК .
По полученному отношению определяют класс условий труда по пылевому фактору (см. табл. П.1) и делают выводы.
Как видно из табл. П.2, в которой приводятся значения ПДК для некоторых видов пыли, степень вредности пыли определяется ее химическим составом.
В производственных условиях пыль обычно имеет сложный химический состав и ее вредность оценивается по одному ее компоненту, как правило, наиболее вредному. Тогда фактическая концентрация по данному компоненту определяется с учетом процентного содержания его в пыли по формуле
, (4)
где к процентное содержание данного компонента в пыли.
Например, исследуется пыль в помещении, где производится пайка с использованием припоя с содержанием свинца к = 40 %. Тогда вредность пыли будет оцениваться по свинцу с его концентрацией 0,4 С Ф .
При выполнении работы вид пыли указывается преподавателем (из перечня, приведенного в табл. П.1).
Описание лабораторной установки
Лабораторная установка для определения концентрации пыли (см. рис. 2) представляет собой пылевую камеру 1, имитирующую помещение, в котором определяется запыленность воздуха, и приборный блок 2. В пылевой камере находится вентилятор, с помощью которого имеющаяся в камере пыль образует аэрозоль, т.е. двухфазную среду: воздух + твердые частицы пыли. В камере вмонтирован осветительный фонарь, который ее освещает; благодаря фонарю через окно можно визуально наблюдать степень запыленности воздуха. Через отверстие в камере, которое в нерабочем состоянии закрывается крышкой пробкой, с помощью специального патрона с фильтром производится отбор пробы воздуха.
В приборный отсек вмонтирована воздуходувка для протягивания запыленного воздуха через фильтр. Расход протягиваемого воздуха (g ) определяется с помощью поплавкового расходомера 3 (ротаметра).
В блоке 2 установлено четыре ротаметра таким образом, что патрон с фильтром может с помощью резиновой трубки подключаться к любому из них. Регулирование расхода воздуха через фильтр перед отбором пробы осуществляется винтом 4 по нижней кромке поплавка, находящегося внутри трубки расходомера.
В лабораторной работе используются также аналитические весы для взвешивания фильтров, термометр для измерения температуры воздуха в помещении, барометр для измерения атмосферного давления, психрометр для измерения относительной влажности воздуха и часы (секундомер) для определения времени отбора пробы.
Рис. 2. Схема (а ) и общий вид (б ) лабораторной установки:
1 пылевая камера; 2 приборный блок; 3 ротаметры; 4 регулятор расхода воздуха; 5 индикаторы; 6 тумблер включения установки; 7 тумблер включения воздуходувки; 8 тумблер включения вентилятора; 9 резиновый шланг; 10 крышка
Порядок проведения работы
1. Взвесить чистый фильтр на аналитических весах, вставить его в патрон и закрепить фиксирующим кольцом.
- Включить установку в сеть тумблером 6, затем тумблером 8 включить вентилятор в пылевой камере при закрытой крышке 10.
- Установить заданный преподавателем расход воздуха через фильтр. Для этого средним тумблером 7 включить воздуходувку (аспиратор) и винтом 4 отрегулировать нужный расход.
- Вставить патрон с фильтром в отверстие в пылевой камере, предварительно вынув из него крышку (заглушку).
- Включить секундомер для контроля времени отбора пробы. Это время задается преподавателем.
- После окончания отбора пробы выключить установку, вынуть патрон с фильтром из отверстия в пылевой камере, сразу же закрыв отверстие крышкой, осторожно извлечь фильтр из патрона и вновь взвесить его на весах.
- Зафиксировать по приборам барометрическое давление и температуру воздуха в помещении.
- По полученным результатам рассчитать концентрацию пыли в воздухе.
- По ходу выполнения работы все результаты заносить в табл. 2.
- сделать выводы по результатам работы:
- соответствует или не соответствует концентрация пыли в воздухе исследуемого помещения санитарно-гигиеническим нормативам;
- класс условий труда на рабочем месте по данному фактору в соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса Р 2.2.2006-05 ;
- рекомендуемые меры по оздоровлению воздушной среды (если требуется).
Таблица 2
Таблица результатов измерений содержания пыли в воздухе
Величина |
обозна- чение |
размер- ность |
значение |
|
Масса фильтра до отбора пробы |
мг |
|||
Масса фильтра после отбора пробы |
m 2 |
мг |
||
Масса пыли, осевшей на фильтре |
m 1 m 2 |
мг |
||
Расход воздуха через фильтр |
л/мин |
|||
Продолжительность отбора пробы |
мин |
|||
атмосферное давление в месте отбора пробы |
мм рт. ст. |
|||
температура воздуха в месте отбора пробы |
0 С |
|||
парциальное давление насыщенного водяного пара при температуре t |
мм рт. ст. |
|||
давление водяных паров при температуре 20 0 С и влажности 50 % |
Р 0 |
мм рт. ст. |
||
Объем воздуха, прошедшего через фильтр |
м 3 |
|||
То же, приведенный к нормальным условиям |
м 3 |
|||
Характеристика пыли (задается преподава-телем) |
||||
Фактическая концентрация пыли |
С ф |
мг/м 3 |
||
Фактическая концентрация пыли по заданному компоненту |
С фк |
мг/м 3 |
||
Отношение фактической концентрации к предельно допустимой |
С ф /ПДК (С фк /ПДК ) |
раз |
||
Класс условий труда по пылевому фактору |
Контрольные вопросы
- Что такое пыль?
- На какие виды подразделяются аэрозоли в зависимости от их происхождения, состава и размеров?
- К какому классу опасных и вредных производственных факторов относится пыль?
- Перечислите виды действия пыли на организм человека.
- От каких факторов зависит вредное действие пыли на организм человека?
- Какие виды заболеваний вызывает работа в среде с высокой запыленностью воздуха?
- По какой характеристике осуществляется нормирование пыли в воздухе производственных помещений?
- Сформулируйте понятие предельно допустимой концентрации.
- Какие нормативные документы содержат значения ПДК пыли в воздухе производственных помещений?
- Какие мероприятия по борьбе с пылью чаще всего используются на производстве?
- Какие существуют методы для определения концентрации пыли в воздухе?
- Дайте сравнительную оценку весового и счетного методов определения запыленности воздуха.
- Что такое «нормальные условия»? Почему объем воздуха, полученный в эксперименте, необходимо привести к нормальным условиям, и как это осуществляется?
- Как определить фактическую концентрацию заданного компонента по его процентному содержанию в пыли сложного состава?
- Как определяется класс условий труда по пылевому фактору?
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЕСТЕСТВЕННОГО
И ИСКУССТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Цель работы ознакомиться с нормированием освещения рабочих мест, методами и приборами для измерения освещенности, влиянием различных факторов на качество освещения рабочих мест, со стробоскопическим эффектом.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для освещения помещений используется естественное, совмещенное и искусственное освещение.
Естественное освещение создается природными источниками света: прямыми солнечными лучами и диффузным светом небосвода (от солнечных лучей, рассеянных атмосферой). Естественное освещение является биологически наиболее ценным видом освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека. Особое значение имеет качество световой среды внутри помещения, где человеку должен быть обеспечен не только зрительный комфорт, но и необходимый биологический эффект от освещения.
Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.
В производственных помещениях используются следующие виды естественного освещения: боковое через окна в наружных стенах; верхнее через световые фонари в перекрытиях; комбинированное через световые фонари и окна.
В зданиях с недостаточным естественным освещением применяют совмещенное освещение сочетание естественного и искусственного света. Искусственное освещение в системе совмещенного освещения может функционировать постоянно (в зонах с недостаточным естественным освещением) или включаться с наступлением сумерек.
Искусственное освещение на промышленных предприятиях осуществляется лампами накаливания и газоразрядными лампами и предназначено для освещения рабочих поверхностей при недостаточности естественного освещения и в темное время суток.
Общее искусственное освещение предназначается для освещения всего помещения, местное (в системе комбинированного) для увеличения освещения лишь рабочих поверхностей или отдельных частей оборудования. Общее освещение в системе комбинированного должно обеспечивать не менее 10 % требуемой по нормам освещенности. Его назначение в этом случае выравнивание яркости и устранение резких теней. Применение только местного освещения не допускается.
Общее равномерное освещение предусматривает размещение светильников (в прямоугольном или шахматном порядке) для создания рациональной освещенности при выполнении однотипных работ по всему помещению, при большой плотности рабочих мест. Общее локализованное освещение применяется для обеспечения на ряде рабочих мест освещенности в заданной плоскости, когда около каждого из них устанавливается дополнительный светильник, а также при выполнении на участках цеха различных по характеру работ или при наличии затеняющего оборудования.
2. Нормирование освещенности
Необходимые уровни освещенности рабочего освещения нормируют в соответствии со СНиП 2.3.05-95 «Естественное и искусственное освещение», в зависимости от точности выполняемых производственных операций, световых свойств рабочей поверхности и рассматриваемой детали, системы освещения.
2.1. Основные светотехнические характеристики
Свет представляет собой видимые глазом электромагнитные волны оптического диапазона длиной 380760 нм
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Институт Архитектуры и Градостроительства
Отчет по лабораторным работам
Выполнил:
Проверил:
Нижний Новгород 2010
Лабораторная работа №1
Исследование запыленности воздушной среды на рабочем месте и выбор средств защиты органов дыхания
^ Цель работы: определение степени запыленности воздуха на рабочих местах, сопоставление полученных данных с предельно допустимыми концентрациями, подбор противопыльных респираторов.
Рис.1
1 - пылевая камера 2-аллонж с фильтром
- воздуховод к ротаметру (резиновая трубка)
- цемент, расположенный в пылевой камере
- ручной насос
- аспиратор (Рис.4) 7-вилка
Вес фильтра до опыта т/,мг | Вес фильтра после опыта T2, мг | Объёмная скорость протягивания воздуха Ф, л/мин | Время Протягивания воздуха То, мин | Кол-во воздуха, протянутого мере фильтр литров | Температура воздуха Т град | Барометрическое давление В, мм.рт.ст. | Степень Запылённости Воздуха. С, мг/м" | Нормируемая запылённость Св г/м 3 |
У m -воздух, прошедший через фильтр при фактической температуре окружающей среды.
V m = q*t* 10¯ 3 м 3 =
V 0 = V m *273/(273+t)*B/101 =
Вывод:
Респиратор типа « »
Ответы на вопросы:
В чем суть весового метода определения концентрации пыли в воздухе?
Какие приборы нужно иметь для определения запылённости весовым методом на рабочих местах?
Что собой представляют собой фильтры марки АФА?
Рис.2
1,2 - защитные кольца
3 - фильтрующий элемент
Рис. 3
1- корпус аллонжа
- фильтр, вкладываемый в аллонж
- прижимная галки
Для чего необходимо при расчёте концентрации пыли в воздухе объём пробы воздуха приводить к нормальным условиям?
От чего зависит нормируемая величина запылённости (ПДЮ и чему
Цемент- 6 мг/м Асбест - 4 мг/м
Кремнесодержащие вещества – 2
^
6
. Какими параметрами характеризуется эффективность работы респираторов?
Максимальной концентрацией аэрозолей и степенью защиты от них.
Объясните принципиальную схему установки по определению запылённости воздуха весовым методом?
К аллонжу (рис.1) присоединён шланг 3, с помощью которого пылевая камера соединяется с аспиратором модели I 822. Он состоит из воздуходувки с эл. двигателем и четырёх ротаметров, представляющих собой стеклянные трубки с поплавками. Проходя через ротаметр, воздух поднимает шарик - поплавок, тем выше, чем больше скорость и расход воздуха. Для регулирования скорости протягивания воздуха каждый рота метр снабжён запорным вентилем. Отсчет показаний ротаметра производят по верхнему краю шарика - поплавка. Шланг от пылевой камеры 3 присоединяется к любому выходному штуцеру.
Объясните последовательность выполнения работы.
Взвесить фильтр, предварительно вынуть его из бумажного пакета (в такую упаковку фильтры вкладываются на заводе-изготовителе) и записать полученную величину т, в табл. 1. Порядок взвешивания на аналитических весах приведён в конце методических указаний.
1.Поместить фильтр в аллонж 2 (рис.1) пылевой камеры 1, создать запылённость камеры, для чего произвести несколько резких качков воздушным ручным насосом 5. В камере ёмкости 4 помещён цемент.
2.Тумблером 4 включают воздуходувку аспиратора б и замечают по часам или секундомеру этот момент. Время, на которое включается аспиратор, принимается 3-5 минут.
3.Плавным поворотом вентиля ротаметра 6 (рис.4) установить поплавок ротаметра 9 на какой-либо расход в пределах 10-20 я/мин.
После истечения принятого времени опыта отключить аспиратор тумблером
4. Взвесить фильтр, определив значение
Для определения степени запылённости воздуха в весовых единицах (мг/м³) находится отношение массы пыли на фильтре к объёму воздуха, из которого осаждена эта пыль на фильтр, т.е.
С=(m 1 - m 2)/Vо, мг/м³
Где m 1 и m 2 - масса фильтра до и после отбора пробы воздуха, мг
Vо объём воздуха, прошедшего через фильтр, приведённый к нормальным условиям.
Все полученные значения предварительно записать в табл. 1
Полученную запыленность следует сравнивать с предельно допустимой концентрацией по табл.2. Если полученная запылённость больше
допустимой, то вычислить степень превышения. С целью зашиты от вредного воздействия пыли на организм человека рекомендуется пользоваться противопылевыми респираторами.
Сделать вывод о вредности исследуемой пыли с указанием полученной степени запылённости и марки рекомендуемого для применения респиратора.
Как рассчитывается весовая концентрация пыли?
Какие респираторы применяются для профилактики заболеваний от действия производственной пыли?
Лабораторная работа №2
Цель работы: научиться определять санитарно-гигиенические параметры, характеризующие микроклимат рабочего места.
^ Схема установки:
^ Наименование величины | Точки замера |
||
1 | 2 | 3 |
|
Показание анемометра до замера | 1852 | 1882 | 1925 |
Показание анемометра после замера | 1882 | 1925 | 1945 |
Разность показаний анемометра до и после замера | 30 | 43 | 20 |
Время замера, с | 100 | 100 | 100 |
Отношение разности показаний ко времени замера | 0,3 | 0,43 | 0,2. |
Скорость движения потока воздуха | 0,4 | 0,5 | 0,3 |
Сред.значение скорсти движения потока воздуха | 0,4 |
Таблица №2
Объект исследования | Показания по приборам | Класс условии труда | Допустимые параметры воздействия |
||||
1°возд | отн. влаж-ть возд. | скор, движ. возд. | t° возд. | отн. влаж-ть возд. | скор, движ. возд. |
||
Учеб.класс | 25,7 | 26,5 | 0/4 | 1а | 22-24 | 40-60 | од |
Вывод: показания не соответствуют норме ни по одному показателю.
^ Ответы на вопросы:
Каковы основные метеорологические параметры среды?
Как определяется класс условий труда?
^ Какими приборами определяются контроль метеорологических параметров воздушной среды?
^ В чем разница между относительной и абсолютной влажности воздуха?
^ Что такое оптимальные климатические условия?
^ Как влияют метеорологические условия на теплообмен человека с: окружающей средой?
^ Что такое допустимые микроклиматические условия?
^ На какие категории по степени тяжести делятся работы?
К категории 2а относятся работы с интенсивностью энергозатрат 151-200 ккал/ч, связанные с постоянной ходьбой, перемещение мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, в прядильно-ткацком производстве и т.п).
К категории 26 относятся работы с интенсивностью энергозатрат 201-250 ккал/ч, связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающие умеренным физическим напряжениям (ряд профессий в механизированных литейных, кузнечных, прокатных, сварочных цехах машиностроительного и металлургических предприятий и т.п.). К категории 3 относят работы с интенсивностью энергозатрат более 250 ккал/ч, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (ряд профессий в кузнечных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опор машиностроительных и металлургических предприятий).
^ Как измерить скорость чашечным анемометром?
^ Порядок измерения ТНС-индекса?
^ Как рассчитывается ТНС-индекс?
THC = 0.7 X t вл. + 0,3 х t ш , где:
t ш - температура внутри зачерненного шара;
t вл - температура смоченного термометра аспирационного психрметра.
^ 12. С какой целью используется схема районирования территории РФ по климатическим зонам?
Поскольку метеорологические условия различаются на разных участках территории РФ, схема районирования территорий РФ по климатическим зонам позволяет определить оптимальные климатические условия внутри помещения для каждого района РФ.
Лабораторная работа №3
«Исследование сопротивления заземляющих устройств электроустановок»
1. Основные положения
Правилами устройства элехтроустановок (ПУЗ) предусмотрен ряд защитно-предупредителъных мер от возможных поражений электрическим током.
Среди них важное место принадлежит устройству защитного зануления в сетях с глухозаземлениой нейтралью.
На рис.1 показана электрическая сеть, проложенная от трансформатора к потребителям электроэнергии. В рассматриваемом случае имеются три фазных провода. Ц, L 2 , L3 и один нейтральный провод N. Фазные провода идут от обмоток трансформатора, нейтральный - от нулевой точки трансформатора. Электрические сети, в зависимости от состояния нейтрали источника питания (трансформатора, генератора) относительно земли, могут быть: -с глухозаземлениой нейтрапью (Т); - с изолированной нейтралью (I).
^ Глухтаземлённой нейтралью
Изолированной нейтралью
Заземляющим устройством называется совокупность заземлителя и заземляющих проводников. Заземлителем называется металлический проводник или группа проводников (чаще стальные трубы или уголки), находящиеся в непосредственном соприкосновении с землей. Заземляющими проводниками называются металлические проводники, соединяющие заземляемые части электроустановки с заземлителем. В том случае, когда металлические части электроприемников нормально не находящиеся под напряжением, с целью обеспечения электробезопасности, имеют электрическое соединение с глухо заземленной нейтралью источника питания, то такое соединение называется защитным занулением электроустановок (РЕ - рис.1). В этом случае при неисправности изоляции и замыкании на корпус происходит короткое замыкание между поврежденной фазой и нейтральным проводом. В цепи резко увеличивается ток, и поврежденный участок автоматически отключается от сети в результате того, что сгорают плавкие вставки предохранителей, срабатывают токовые реле или отключаются автоматические выключатели. Провод сети, соединенный с глухозаземлениой нейтралью трансформатора или генератора, называется нулевым проводом. Данный проводник подразделяется на два вида: -нулевой защитный; -нулевой рабочий.
^ Нулевым защитным проводником
^ Нулевым рабочим проводником (N) в электроустановках называется проводник, используемый для питания электроприемников, который соединен с глухозаземлениой нейтралью трансформатора. В электрических сетях нулевой рабочий и нулевой защитный проводники могут быть:
работает раздельно на всем протяжении сети (рис.1а);
объединены на части протяжения электрической сети (рис. 16)
объединены на всем протяжении электрической сети (рис.1в).
2. Требования к защитному заземлению башенных кранов.
При строительно-монтажных работах обычно используются электрические сети с глухозаземлениой нейтралью. В таких сетях металлические части, нормально Находящиеся под напряжением , для профилактики электротравматизма, подлежат заземлению. Заземлением какой-либо части электроустановки называется преднамеренное электрическое соединение её с заземляющим устройством. Согласно ГОСТ 12.1.013 это выполняется путем соединения рельсовых путей с заземлителем. Тем самым заземляется корпус башенного крана. При этом имеется два заземлителя - первичный и вторичный. В четырехпроводной сети с глухим заземлением нейтрали, заземление 8, 9 кранового пути является повторным, то есть вторичным заземлением нейтрального провода (рис.2). Первичное заземление выполняется у силового трансформатора.
Заземлители могут быть искусственными и естественными. Искусственное заземление заземляющего устройства обычно выполняется из стальных труб или уголков 2 (рис 3), которые забиваются вертикально в грунт и соединяются между собой полосовой сталью с помощью сварки. Трубы или уголки должны быть длиной 2.5-5 м (рис. 3). Трубы имеют диаметр 35 мм и более, со стенками толщиной не менее 4 мм. Уголки имеют размер не менее 63x63x4 мм. Заземлители соединяются между собой и с рельсами кранового пути полосовой сталью толщиной не менее 4 мм и сечением не менее 48 мм 2 или стальной проволокой диаметром не менее 6 мм между стыками рельс (рис 3). Между нитками рельс в начале и конце кранового пути устанавливаются перемычки, которые выполняются из стальной полосы или стальной проволоки. Они крепятся к рельсам сваркой (рис.4).
Запрещается применять в качестве заземляющих проводников какие-либо материалы, кроме стали. Если есть опасность коррозии, применяют обмеднённые или оцинкованные стальные заземлители, заземляющие проводники и перемычки. Прикрепление заземляющих проводников и перемычек к рельсам показано на рис. 4., а расположение заземления - на рис. 5.
^ В качестве естественных заземлителей используют проложенные под землёй водопроводы, обсадные трубы, металлические конструкции и арматуру ж/б конструкций зданий и сооружений, имеющие соединение с землёй. Запрещается использовать в качестве естественных заземлителей трубопроводы горючих или взрывчатых жидкостей и газов, трубопроводы, покрытые изоляцией для защиты от коррозии, алюминиевые и свинцовые оболочки кабелей.
Допустимое сопротивление защитных заземляющих устройств
Для повторных заземлений нейтрального провода, а так же при питании крана от трансформатора мощностью, равной или меньше чем 100 кВА, сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 10 Ом.
Порядок измерения сопротивления заземляющих устройств прибором 2120ER
Измеритель сопротивления заземления 2120ER предназначен для измерения заземления объектов, имеющих электрооборудование . Прибор дополнительно позволяет измерить величину переменного напряжения в электрической сети.
4.2. Меры безопасности при эксплуатации прибора
Для исключения возможности поражения электрическим током:
Должна соблюдаться следующая последовательность выполнения измерений:
1. Проверка нулевого значения.
^ 111. Измерение сопротивления заземления (рис. 6,7).
только после ах присоединения к соответствующим гнездам 5 прибора (рис.6, 7)
Зелёный к входному гнезду прибора Е (рнс.6. 7) в к тестируемому заземлителю 8 (рис. 7); -Желтый к входному гнезду Р (рис 6. 7) и к вспомогательному дополнительному электроду 9
Красный к входному гнезду С (рис.6. 7) и к дополнительному электроду 10 (рис. 7).
Переключатель режимов установить в требуемое положение (диапазон измерений): 20 (0,01...20 Ом), 200(0,1...200 Ом), 2к(1...2000 кОм)- рис.6, 7.
Оформление результатов.
Таблица №1
Контрольные вопросы:
1. Чем отличаются электрические сети с глухозаземленной и изолированной нейтралью?
В каком случае в электрических сетях нулевой проводник является защитным и в каких - рабочим?
Что такое защитное зануление электроустановок?
Какие конструктивные требования предъявляются к заземляющему устройству?
Что можно использовать в качестве естественного заземлителя?
Как выполняется проверка нулевого значения измерителя заземления 2120 ER?
Меры безопасности при эксплуатации измерителя заземления 2120 ER?
В чем заключается проверка значения напряжения на заземлителе при пользовании прибором 2120 ER?
Изложить последовательность измерения сопротивления заземления прибором 2120БК.
Для чего нужен поправочный сезонный коэффициент ф и от чего зависит его значение?
От чего зависит нормируемая величина сопротивления заземлителей?
Теоретические основы расчетного метода определения удельного сопротивления грунта.
1. Глухтаземлённой нейтралью называется нейтраль трансформатора или генератора, присоединенная непосредственно к заземляющему устройству. Изолированной нейтралью называется нейтраль трансформатора или генератора, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная к нему через аппараты, имеющие большое сопротивление.
2. ^ Нулевым защитным проводником (РЕ) в электроустановках называется проводник, соединяющий зануляемые части электроустановок с глухозаземлениой нейтралью трансформатора (рис. 1а), иначе это проводник сети соединенный с глухозаземлениой нейтралью.
^ Нулевым рабочим проводником (N) в электроустановках называется проводник, используемый для питания электроприемников, который соединен с глухозаземлениой нейтралью трансформатора.
3. В том случае, когда металлические части электроприемников нормально не находящиеся под напряжением, с целью обеспечения электробезопасности, имеют электрическое соединение с глухо заземленной нейтралью источника питания, то такое соединение называется защитным занулением электроустановок.
4. Рассмотрим на примере требований к защитному заземлению башенных кранов. При строительно-монтажных работах обычно используются электрические сети с глухозаземленной нейтралью. В таких сетях металлические части, нормально Находящиеся под напряжением,
для профилактики электротравматизма, подлежат заземлению. Заземлением какой-либо части электроустановки называется преднамеренное электрическое соединение её с заземляющим устройством. Согласно ГОСТ 12.1.013 это выполняется путем соединения рельсовых путей с заземлителем. Тем самым заземляется корпус башенного крана. При этом имеется два заземлителя - первичный и вторичный. В четырехпроводной сети с глухим заземлением нейтрали, заземление 8, 9 кранового пути является повторным, то есть вторичным заземлением нейтральногопровода. Первичное заземление выполняется у силового трансформатора.
5.
В качестве естественных заземлителей используют проложенные по
землей водопроводы, обсадные трубы, металлические конструкции и арматуру ж/б конструкций зданий и сооружений, имеющие соединение с землёй.
6. Проверка нулевого значения.
Перед началом измерения следует выключить кнопку HOLD 2 (рис. 6, 7) быть отжата. Данная кнопка используется в случае нестабильности результатов измерения
Подключить измерительные провода к прибору соответственно (полные гнезда 5 рис.6, 7)
Зеленый к входному гнезду F. Жёлтый к входному гнезду Р. Красный к входному гнезду С
Переключатель режимов 7 установить на минимальный диапазон измерений 20.
Нажать кнопку 3 «TEST» если во время измерения на дисплее 4 появится символ разряда батареи, то следует прекратить измерение и заменить источник питания. Не разрешается вскрывать прибор за исключением крышки отсека при замене батареи, при этом предварительно следует отключить измерительные провода от прибора
Замкнуть между собой щупы -зажимы всех измерительных проводов накоротко
Установить нулевое значение на дисплее прибора вращением регулятора.
К эксплуатации прибора допускается только персонал, имеющий допуск работы с электроустановками до 1000 В;
Не разрешается вскрывать прибор, за исключением крышки отсека при замене батареи, при этом предварительно следует отключить измерительные провода от прибора;
Измерительные провода подключаются к измеряемой цепи только после их подсоединения к соответствующих входам прибора;
Всегда перед использованием осматриваются измерительные провода, не следует пользоваться проводами с оголенной изоляцией и дефектами щупов (зажимов);
Прибор запрещается применять в условиях повышенной влажности и дождя.
Переключатель режимов 7 установить в положение EARTH VOLTAGE/
Нажать красную кнопку 3 для тестирования (TEST).
Значение напряжения при его наличии будет отображено на дисплее 4 прибора. Если его значение больше 10 В, то это может привести к ошибке при измерении сопротивления заземления. Тогда невозможно добиться допустимой точности измерений.
В производственных условиях предварительно необходимо:
Забить в землю (рис. 7) зонд 9 на расстояние не менее 5-10 м от измеряемого заземлителя 8 (К) зонд изготовленный из металлического стержня или трубы на глубину 500 мм.
Забить в землю на расстояние не менее 5*10 м от зонда 9 забить в землю вспомогательный заземлитель 10 аналогично зонду 9.
Подключить измерительные провода к измерительной цепи только после ах присоединения к соответствующим гнездам 5 прибора (рис.6, 7) - Зелёный к входному гнезду прибора Е (рнс.6. 7) в к тестируемому заземлителю 8 (рис. 7); -Желтый к входному гнезду Р (рис 6. 7) и к вспомогательному дополнительному электроду 9 (зонд) -рис 6,7;
Красный к входному гнезду С (рис.6. 7) и к дополнительному электроду 10 (рис. 7). Переключатель режимов установить в требуемое положение (диапазон измерений): 20 (0,01...20 Ом), 200(0,1...200 Ом), 2к(1...2000 кОм)- рис.6, 7.
Нажать кнопку 3 «TEST». Для удобства в работе воспользуйтесь кнопкой 3 "LOCK". Нажать и повернуть по стрелке: фиксация тестовой кнопки в нажатом положении.
Не позднее 30 с после её включения произвести считывание показания сопротивления на дисплее 4 прибора. В случае, если измеренное сопротивление превышает установленный диапазон измерения, то на дисплее появятся индикация 1. Необходимо перейти на больший предел измерения. Перед изменением предела измерения необходимо отключить прибор, отжав кнопку 3 «TEST». Полученный результат записать в табл.1.
10. Коэффициент сезонности зависит от времени года, которое определяет атмосферные условия, содержание влаги в грунте, его температуру, содержание солей в нем и т.д. Этот коэффициент учитывает возможные изменения сопротивления грунта за счет изменений погодных условий.
Лабораторная работа №8
«Радиационное загрязнение биосферы»
Цель работы:
Изучить работу прибора дозиметра-радиометра ДРГБ-01 -«Эко-1»
Изучить проблему радиационного загрязнения биосферы
Изучить устройство прибора дозиметра-радиометра ДРГБ-01-«Эко-1»
Измерить уровень радиации источников излучения
Результаты измерений свести в таблицу 1
№п/п | Место измерения | Уровень радиации | Примечание |
1 | У стены | ||
2 | В центре комнаты | ||
3 | У часов со светящимся циферблатом | ||
4 | У радиоактивного источника | ||
5 | У компьютера | ||
6 | У окна | ||
7 | У сотового телефона |
Вывод:
Измерен уровень радиации в центре комнаты, у стены, у часов со светящимся циферблатом, у радиоактивного источника, у компьютера, у окна, у сотового телефона.
Установлено, что наибольший уровень радиации у радиоактивного источника и он равен 3,00.
Ответы на контрольные вопросы:
Радиоактивность
^ Строение атома, строение ядра
^ Виды радиоактивных излучений
(3-распад - излучение электронов, заряд которых возрастает на единицу, массовое число не изменяется.
У-излучение представляет собой испускание возбужденным ядром квантов света высокой частоты. Параметры ядра при у-излучении не меняются, ядро лишь переходит в состояние с меньшей энергией. Распавшееся ядро тоже радиоактивно, т. е. происходит цепочка последовательных радиоактивных превращений. Процесс распада всех радиоактивных элементов идет до свинца. Свинец - конечный продукт распада.
^ Стабильные и нестабильные нуклиды
Стабильные нуклиды не испытывают спонтанных радиоактивных превращений из основного состояния ядра. Нестабильные нуклиды превращаются в другие нуклиды.
^ Период полураспада
^ Единицы интенсивности радиоактивного распада
^ Единицы измерения дозы облучения
Дозы в системе СИ измеряются в зивертах (Зв), 1 бэр=0,013в. Бэр - биологически активный эквивалент рентгена. Рентген - часть энергии гамма - квантов, преобразованная в кинетическую энергию активных частиц в воздухе.
^ Природные радиоактивные элементы
^ Источники радиации
Лабораторная работа №9
«Определение надежности предохранительных поясов»
Цель работы:
научиться производить испытания предохранительных поясов на испытательном стенде.
Схема установки:
- рама из четырех стоек уголковой стали
- консольная площадка
- деревянная болванка
- предохранительный пояс
- динамометр
- указатель
Последовательность выполнения работы:
Надеть на деревянную болванку испытательного стенда предохранительный пояс, застегнуть ремни; металлическое кольцо, к которому крепится цепь, ориентировать кверху.
Закрепить цепь пояса к динамометру так, чтобы консольная площадка была в горизонтальном положении.
Отметить положение указателя относительно линейки шкалы.
Установить на консольную площадку гири в количестве, обеспечивающим усилие на поясе (динамометре) равное 400 кгс
Через 5 минут определить величину просадки консольной площадки.
Снять гири с площадки.
Осмотреть пояс после испытания с целью обнаружения разрушения, деформации или разрыва узлов и элементов пояса.
Сделать заключение о надежности пояса.
Вычислить величину относительного удлинения пояса при испытании.
Заполнить журнал испытания.
Форма журнала по испытанию предохранительных поясов:
^
Вычисление относительного удлинения пояса:
По результатам испытания предохранительного пояса мы узнали, что пояс является надежным, т.к. его относительное удлинение при испытании не превысило 3%.
^ Устройство предохранительных поясов, их основные элементы:
Безлямочный пояс, тип А
1 - пряжка, 2 - ремень, 3 - боковое кольцо, 4 - кушак, 5 - карабин, 6 - строп
Безлямочный пояс, тип Б
1 - пряжка, 2 - ремень, 3 - боковое кольцо, 4 - кушак, 5 - лямка наплечная, 6 - подкладка лямки, 7 - пряжка лямки, 8 - карабин, 9 - строп, 10 - сумки для инструмента,11 - гнезда для монтажных ключей.
^ Контрольные вопросы:
Объясните отличие лямочного пояса от безлямочного.
Лямочный пояс с наплечными и набедренными лямками - предохранительный пояс, включающий несущий ремень, охватывающий талию человека, имеющий наплечные и набедренные лямки, строп.
Безлямочные пояса предотвращают падение человека в процессе работы с перемещением в любых направлениях в пространстве. Лямочные пояса предназначены, в основном, для страховки или эвакуации людей, а также для предотвращении падения человека в процессе работы с перемещением в горизонтальном направлении или в вертикальном (для каждого направления имеются свои виды поясов).
^ Какие пояса можно использовать при работе в колодцах, траншеях и других замкнутых пространствах?
^ Какие пояса следует использовать для верхолазных работ?
^ Могут ли быть использованы как средства от предотвращения падения работающего с высоты лямочные пояса с наплечными лямками, почему?
^ Могут ли быть использованы как средства от предотвращения падения работающего с высоты пояса без амортизаторов, при каких условиях?
^ В каких случаях должен применяться пояс с амортизатором? В тех случаях, если пояс выдерживает нагрузку 7 кН (700 кгс).
Каким испытаниям должен подвергаться предохранительный пояс?
Следует ли учитывать размеры конкретного работника при подборе предохранительного пояса?
В каких случаях проводятся испытания предохранительного пояса при его эксплуатации?
Что является критерием надежности пояса при его испытании в лаборатории? Пояс считается выдержавшим испытания, если ни одна из его деталей полностью не разрушена (кроме тех, разрушение которых предусмотрено защитным действием пояса) и манекен не упал на землю или перекрытие, а остался висеть на опоре.
^ Каким образом должны проводиться испытания пояса в эксплуатирующей организации?
строп пояса без амортизатора - грузом массой 700кг;
строп пояса с амортизатором - грузом массой 400 кг (при этом амортизатор испытанию не подвергается);
пряжку с ремнем - грузом массой 300 кг.
. Подвергается ли испытанию амортизатор? Почему?
Виды предохранительных поясов.
^ Порядок испытания поясов. Сроки испытания. См. «Последовательность выполнения работы»
Лабораторная работа № 10
«Исследование освещения рабочих мест»
Цель работы:
Ознакомление с основными светотехническими характеристиками.
Изучение систем и видов производственного освещения.
Изучение принципа работы прибора «Аргус-12» и методики измерения освещенности.
Исследование изменения освещенности в зависимости от высоты подвеса источника света.
Исследование влияния цвета отражающей поверхности на освещенность, создаваемую отраженным светом.
Изучение методики оценки освещенности помещения с построением изолюксов.
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия (практикума) для бакалавров
всех направлений очной формы обучения
Красноярск 2013
УДК 62–78(075.8)
ББК 65.246 я7 Б40
Бельская Е. Н., Тасейко О. В., Юрковец Н. В., Шаталова Н. Н., Потылицына Е. Н., Кузнецов Е. В.
Рецензенты:
кандидат технических наук, доцент Т. П. СПИЦЫНА (Сибирский государственный технологический университет); кандидат технических наук, профессор А. Г. КУЧКИН (Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева)
Б40 Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие (практи-
кум / Е. Н. Бельская, О. В. Тасейко, Н. В. Юрковец и др. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2013. – 128 .
УДК 62–78(075.8)
ББК 65.246 я7
© Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2013 © Бельская Е. Н, Тасейко О. В., Юрковец Н. В., Шаталова Н. Н., Потылицына Е. Н., Кузнецов Е. В., 2013
ПРЕДИСЛОВИЕ....................................................................................... |
|
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... |
|
Лабораторная работа 1. Исследование шумов |
|
в производственных помещениях ......... |
|
Библиографический список 37 |
|
Лабораторная работа 2 . Защита от теплового излучения ........... |
|
Контрольные вопросы.................................................................... |
|
Лабораторная работа 3 . Исследование эффективности |
|
и качества искусственного |
|
освещения ................................................... |
|
Контрольные вопросы.................................................................... |
|
Библиографический список........................................................... |
|
Лабораторная работа 4. Средства обеспечения |
|
электробезопасности ................................ |
|
Контрольные вопросы.................................................................. |
|
Библиографический список......................................................... |
|
ПОСЛЕСЛОВИЕ.................................................................................. |
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вводимая в настоящее время в высших, средних специальных учебных заведениях и средней школе дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Предпосылкой такого подхода является значительная общность целей, задач, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач.
Научно-технический прогресс, подобно цепной реакции, соединяет воедино природные, антропогенные и общественные процессы, увеличивая систему связанных с ними угроз человечеству в техносфере. Поэтому знание основ безопасности жизнедеятельности (БЖД) является важным условием профессиональной деятельности инженера любого профиля, в том числе и геологоразведочного производства.
Задача современного образования в техническом вузе по безопасности жизнедеятельности – дать необходимые представления, знания, умения в данной области, которые позволят справиться с растущими угрозами в техносфере и проблемами обеспечения БЖД в системе «человек – производство – окружающая среда».
Дисциплина, наряду с прикладной инженерной направленностью, ориентирована также на повышение гуманитарной подготовки выпускников технических университетов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, общенаучных и общеинженерных дисциплин.
Данное учебное пособие (практикум), написанное для бакалавров очного отделения всех специальностей, обеспечивает необходимый фундамент общего образования будущих специалистов по проблемам безопасности. Особенностью дисциплины является системный, обобщенный подход к изучению проблем защиты человека в условиях современного производства.
Цель данного учебного пособия (практикума) – оказать помощь в приобретении практических навыков в освоении основных разделов курса и при выполнении лабораторных работ.
При формировании содержания практикума по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» авторы придерживались следующих методических принципов:
– облегчить самостоятельную работу студентов при усвоении теоретической части дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
– способствовать формированию практических навыков профессионального решения производственных и экологических задач в области будущей специальности;
– получить навыки анализа и применения в выпускных квалификационных проектах и работах изученных методов и средств защиты от вредностей и опасностей производственной среды.
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» будущий специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; средства и методы повышения безопасности.
Будущий специалист должен уметь проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Практикум предназначен для выполнения групповых лабораторных заданий группами студентов всех специальностей очного обучения. В нем даны теоретические сведения, описания лабораторных стендов, методические указания к выполнению лабораторных работ по четырем базовым темам. В конце каждой лабораторной работы размещен шаблон для оформления лабораторной работы. К каждой теме прилагается обширный список контрольных вопросов.
Большой библиографический список по рассматриваемой тематике, приведенный в издании, способствует расширению знаний по этой дисциплине. Пособие основано на новейшей системе действующих государственных нормативных актов в области охраны труда.
ВВЕДЕНИЕ
Задача современного образования в техническом вузе по безопасности жизнедеятельности (БЖД) – дать необходимые представления, знания, умения в данной области, которые позволят справиться с растущими угрозами в системе «человек – производство – окружающая среда». Успех в решении данной задачи в большой степени зависит от качества подготовки специалистов в этой области, от их умения принимать правильные решения в сложных и изменчивых условиях современного производства. Сегодняшнему выпускнику необходимо решать вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда работающих на предприятиях и сертификации производственных объектов по безопасности труда.
Безопасность жизнедеятельности – научная дисциплина о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания. Объектом изучения в дисциплине БЖД являются комплекс явлений
и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих как на человека, так и на природную среду. Дисциплина объединяет тематику безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Цель изучения дисциплины БЖД – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми:
– для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
– разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
– проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
– обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
– прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
– принятия решений по защите производственного персонала
и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также в ходе ликвидации этих последствий.
Дисциплина БЖД, таким образом, решает три взаимосвязанных задачи:
– идентификация опасных и вредных факторов;
– защита человека от опасных и вредных факторов;
– ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
При изучении данной дисциплины в техническом вузе следует учесть, что на современном этапе развития экономики любого государства большую роль играет соотношение экономической выгоды к безопасности производства и экономическим последствиям с точки зрения общегосударственного интереса в перспективе. Исходя из этого, нередко оказывается, что отдельные проекты, в итоге, на первый взгляд, дают реальный положительный эффект (например, экономический), в последующем могут привести к реальным экологическим последствиям, затраты на преодоление которых будут несравнимо больше, чем весь экономический эффект.
В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии
и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций
и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения
военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности; требования к операторам технических систем и ИТР по обеспечению безопасности и экологичности деятельности. Не менее важным, на наш взгляд, являются вопросы обеспечения личной безопасности.
Теоретические основы и практические функции БЖД. Как отмечено выше, опасности техносферы во многом антропогенны. В основе их возникновения лежит человеческая деятельность,
направленная на формирование и трансформацию потоков вещества, энергии и информации в процессе жизнедеятельности. Изучая и изменяя эти потоки, можно ограничить их величину допустимыми значениями. Если сделать это не удается, то жизнедеятельность становится опасной.
Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы
и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов – числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату – грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.
Решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе. Наука – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.
Реализация целей и задач в системе «безопасность жизнедеятельности человека» приоритетна и должна развиваться на научной основе.
Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:
– идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы
и т. п.);
– разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;
– формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;
– разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
– организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Современная теоретическая база БЖД должна содержать, как минимум:
– методы анализа опасностей, генерируемых элементами техно-
– основы комплексного описания негативных факторов в пространстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере;
– основы формирования исходных показателей экологичности
к вновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с учетом ее состояния;
– основы управления показателями безопасности техносферы на базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных мер и средств защиты;
– основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.
При определении основных практических функций БЖД необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий. Достаточно долго негативные факторы техносферы оказывали основное воздействие на человека лишь в сфере производства, вынудив его разработать меры техники безопасности. Необходимость более полной защиты человека в производственных зонах привела к охране труда. Сегодня негативное влияние техносферы расширилось до пределов, когда объектами защиты стали также человек в городском пространстве и жилище, биосфера, примыкающая
к промышленным зонам.
Нетрудно видеть, что почти во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбросами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими полями и излучениями. Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности, как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД. К ним относятся:
– описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия,
а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;
– формирование требований безопасности и экологичности
к источникам негативных факторов;
– назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;
– организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
– разработка и использование средств экобиозащиты;
– реализация мер по ликвидации последствий аварий и других чрезвычайных ситуаций;
– обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.
Не все функции БЖД сейчас одинаково развиты и внедрены в практику. Существуют определенные наработки в области создания и применения средств экобиозащиты, в вопросах формирования требований безопасности и экологичности к наиболее значимым источникам негативных воздействий, в организации контроля состояния среды обитания в производственных и городских условиях. Вместе с тем, только в последнее время появились и формируются основы экспертизы источников негативных воздействий, основы превентивного анализа негативных воздействий и их мониторинг в техносфере.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере (Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности – наука о выживании в техносфсре – М. : ВИНИТИ, 1996. Вып. 1).
К ним относятся:
Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.
Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно