Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливых Слов. Познание III

«По Стране вежливых слов» |

(Игровой практикум)

Цели и задачи занятия:

    закрепление знаний школьников о правилах приветствия, приемах приветствия с ровесниками, старшими и младшими;

    воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника.

Описание занятия

Учитель: Ребята, маркиз Этикет приглашает нас сегодня отправиться с ним в загадочную Страну вежливых слов. Но попасть туда не просто, надо получить пропуск. Итак, каждый из вас должен подумать и по очереди назвать по одному вежливому слову. Тот, кто назовет вежливое слово, тот и получает «пропуск» в Страну вежливых слов.

Ребята по очереди называют вежливые слова, например, «спасибо», «пожалуйста» и т. д.

Учитель: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

    Доброе утро!

    Доброе утро!

Солнцу и птицам.

    Доброе утро!

Улыбчивым птицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

(Н. Красильников «Доброе утро»)

А теперь будьте повнимательнее, я буду читать четверостишье, а вы хором его заканчивать. Приготовились, начали!

Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый... (день.)

    Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь... («Здравствуйте!"»)

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого... («Спасибо!»)

    Когда бранят за шалости, говорим: «Прости... (пожалуйста»)

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы... («Спасибо!»)

    И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь... («До свидания!»)

    Всем вам с большой любовью желаю крепкого... (здоровья.)

Учитель зачитывает стихотворение А. Кондратьева о вежливых словах:

Добрый день

    Добрый день! - тебе сказали.

    Добрый день! - ответил ты.

    Как две ниточки связали -

    Теплоты и доброты.

Здравствуйте

    Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

    Здравствуй! - улыбнется он в ответ

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Добрые слова

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы.

Но я еще раз повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Пожалуйста

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал - забывать.

Но если я все же забуду -

Простите, я больше не буду.

Игровой экспромт

«Не мудрен привет, а сердца покоряет»

Игровой экспромт на знание пословиц и поговорок о приветствиях, встречах и гостеприимстве. Учитель называет начало пословицы, ребята - ее продолжение.

    По одежке встречают... (по уму провожают.)

    За пустой стол... (гостей не сажают).

    Дорогому гостю... хозяин рад).

    Каков привет... (таков ответ).

    Красному гостю... (красное место).

    Не будь в людях приметлив... будь у себя приветлив).

    Умел в гости звать... (умей гостей встречать).

    Приветливое слово... (гнев побеждает).

    Гостю почет... (хозяину честь).

    Доброе слово... кошке приятно).

    Не дорог обед... (дорог привет).

Если пословицу никто не отгадывает, то учитель помогает ребятам и просит ее запомнить. Экспромт повторяется дважды-трижды, чтобы дети запомнили все пословицы.

Учитель: Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе.

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради!

В начале осенней поры,

Пожалуйста, будьте добры

Не спать на ходу, как тетери,

А школьные вычистить перья!

Ведь мы набарахтались в речке,

Нажарились в солнечной печке, -

Пожалуйста, будьте бодры

В начале осенней поры!

В начале осенней поры

Беру я цветные шары

И в школу влетаю,

Пишу и читаю, -

Потише-ка, будьте добры!

Точить на уроках балясы,

Проказничать,

Строить гримасы,

Валять дурака,

Отвечать с потолка -

Не вздумайте, будьте добры!

Заправьте чернилами ручки,

Пожалуйста, будьте добры!

Внимание! Входит учитель -

Мечтатель,

А также мыслитель.

Всем -

Ушки держать на макушке!

Пожалуйста, будьте бодры!

(Ю. Мориц «Первое сентября»).

Игровой практикум «Звериные приветствия»

Учитель: Очень правильно, очень мудро,

Да не будет помехой лень,

Утром говорить всем «Доброе... (дети хором говорят «утро»),

Ну а днем говорить «Добрый... (день»),

И ломать тут голову нечего,

Надо просто быть добрым очень.

Вечером мы скажем «Добрый... (вечер»),

Пожелаем на ночь «Доброй... (ночи»).

Ребята, как вы думаете, животные здороваются друг с другом?.. Я думаю, что да.

Учитель: Как здороваются, например, хрюшки?

Ребята: Хрю-хрю!

Учитель: Как приветствуют друг друга собаки? (Гав-гав!).

А петухи? (Ку-ка-ре-ку!)

Кукушки? (Ку-ку!)

А лягушки? (Кваква!)

Вороны? (Кар-кар!)

Ну, а волки? (У-у-у!)

Игра-шутка «На веселой на полянке»

Учитель: Мы с вами вспомнили, как приветствуют друг друга некоторые животные и птицы, давайте же вспомним, как они себя ведут и поиграем в шуточную игру.

Загадаю вам, ребятки,

Очень милые загадки.

Лесной барабанщик,

Длинноухий трусишка,

Обожает морковку. Кто это?.. (Зайчишка.)

Правильно, зайчишка. Давайте попробуем побарабанить по своим коленкам, как зайчики... Тра-та-та! Тра-та-та! Молодцы, ребята! Еще загадка.

Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу сосал,

Весной затопал спросонок.

Ребята, кто это?.. (Медвежонок.)

Верно, медвежонок. Потопаем, как молодые Топтыгины... Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Здорово у нас получается. Следующая загадка.

На дворе в кадушке

Заквакали подружки,

Потом прыг из ушата...

Кто же это?.. (Лягушата.)

Действительно, лягушата. А ну-ка поприседаем и поквакаем, как лягушки. Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! И последняя загадка.

Тучки в небе побежали,

Я раскрою зонтик, Д

ружно капли заплясали.

Это значит... (Дождик.)

Это дождик. Как же мы его покажем?.. А вот так. Будем хлопать в ладоши и говорить: «Кап-кап-кап!»

Игровой практикум «Трям! Здравствуйте!»

Учитель: А теперь поиграем еще в одну игру.

Здравствуйте, ребята!

Мальчишки и девчата!

Дорогие малыши,

Поиграем от души,

Поприветствуем друг друга:

«Здравствуй, друг», «Привет, подруга!»

Возможные робкие приветствия ребят.

Что же так недружно?

Не жарко и не холодно,

Не мокро и не сухо,

Не горько и не сладко,

Не валко и не шатко?

Давайте поздороваемся

Немного необычно:

Вначале хором - мальчики,

Девчонки, вы молчите!

Затем - девчонки хором

Ответят на приветствие.

Но чтобы было весело,

Смотрите, не проспите!

Итак, когда я скажу: «Здравствуйте, ребята!» - все мальчишки первого ряда крикнут: «Салют!» и помашут мне рукой. Давайте попробуем: «Здравствуйте!» (Приветствуют мальчики первого от окон ряда.)

Учитель: Девочки первого ряда, вам я предлагаю на мое приветствие «Здравствуйте, девчата!» ответить по-французски, вот так: «Бонжур!» и послать мне воздушный поцелуй. Итак, репетируем: «Здравствуйте, девчата!» (Приветствуют девочки первого от окон ряда.)

Учитель: Уважаемые мальчики среднего ряда, вас прошу поздороваться по-восточному. На мои слова: «Приветствую вас!», вам необходимо сложить ладони рук перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!» Итак: «Приветствую вас!» (Приветствуют мальчики среднего ряда.)

Учитель: А все ребята третьего ряда на мое приветствие: «Хелло, ребята!» дружно ответят: «Трям!» и хлопнут дважды над головой. Попробуем? «Хелло, ребята!» (Ученики третьего ряда отвечают на приветствие.) Запомнили свои ответы на мои приветствия? Будьте внимательны, игра начинается:

    Хелло, ребята!

    Здравствуйте, ребята!

    Приветствую вас!

    Здравствуйте, девчата!

Учитель повторяет приветствия несколько раз в различном порядке.

Подведение итогов. Учитель делает вывод о необходимости приветствия в любых ситуациях, но при этом помнить о нормах приветствия в самых различных ситуациях. Завершается встреча стихами, которые зачитывает учитель:

Поздоровались прекрасно,

Развлекались тоже классно.

По Стране гуляли вместе,

Усидел ли кто на месте?

Ты в Страну прекрасных слов

Попадать всегда готов!

Только надо нам прощаться

И обратно возвращаться.

Все, вернулись, наконец,

Тут занятию конец!

Мы и завтра побываем

В этой сказочной Стране,

Может быть еще узнаем

Как быть вежливым везде.

Будем впредь шутить, играть

И, конечно, танцевать.

Только вежливые слова

Применяй везде, всегда.

Классный час в 1 классе «Путешествие по Стране Вежливости»

Тема: Путешествие по стране Вежливости.

Цель: Воспитание этических норм поведения.

Задачи:

Знакомить с этическими нормами поведения;

Дать представления о вежливом общении;

Формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: фонограмма песни «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот», магнитофон, аншлаги с названиями станций, аншлаги с правилами вежливости, рисунок –солнышко с лучиками.

Ход мероприятия

    Организационный момент:

- Ребята, вас приветствует солнышко. Давайте и мы поприветствуем его.

Руки подняли вверх как лучики. Все дружно скажем:

- Солнышко, солнышко, мы твои лучи,

Быть людьми хорошими – ты нас научи!

Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

    Формулировка темы классного часа.

Солнышко тоже дарит вам свою улыбку, дарит свои лучики, на которых есть для вас вопросы.

Узнаем, что желает узнать солнышко у вас. (снимают лучики с вопросами)

1.Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? ( Ответ: здравствуйте).

2. С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? (Ответ: пожалуйста).

3. Какое слово произносим, когда прощаемся? (до свидания)

4. Что мы говорим, когда просим прощения? (извините)

Что объединяет эти слова? (это - добрые, волшебные, вежливые слова)

Определите тему нашего разговора. (Вежливые слова)

Учитель: - Верно. Мы поговорим о вежливости, о самом важном качестве воспитанного человека.

    Заочное путешествие по станциям

Мы совершим заочное путешествие в Страну Вежливости.

Чтобы попасть в эту страну, нужно знать правила этой страны… Найдите их в кабинете и прочитайте вслух, тогда и попадем в эту страну.

1. Здоровайся при встрече.

2. Не груби, даже если сердит.

3. Проявляй доброжелательность к людям.

4. Уважай окружающих.

Молодцы. А вот и страна Вежливости. Как вы думаете, какие жители в этой стране?

Учитель - Верно, вежливые, воспитанные. "Вежливый " - древнерусское "вежа" - знающий, учтивый.

В стране Вежливости живут только воспитанные жители. Они всегда добры, вежливы приветливы, улыбчивы. В этой стране повсюду слышны волшебные слова. А вы их знаете?

1 Станция «Приветствия» -Жители этой станции знают многое о приветствиях.

Послушайте стихотворение.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра.

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Что значит слово «Здравствуйте»? (Верно - будь здоров, пожелать здоровья)

Какие слова приветствия вы знаете? -Как еще можно поприветствовать друг друга?

(ответы детей)

Учитель: - Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. - Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. - Военные отдают друг другу честь. - Мушкетёр снимает шляпу и кланяется. - Жители острова Гвинеи трутся носами) - В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми.

Учитель: - Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

Блиц –опрос: -А вы знаете, как надо здороваться в разных ситуациях? Кто здоровается первым, если встретились:

А) - Младший и старший? - мальчик и девочка? - два мальчика? - ученик и учитель Б) - Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе. - Нужно ли здороваться с учителем, который тебя не учит?

В) 21 ноября – международный день приветствий! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

Учитель: - Вот и добрались до второй станции.

2 Станция «Вежливых слов и добрых дел»

На этой станции проверим, что вы знаете о волшебных словах и добрых делах.

Задание «Доскажи словечко»

Доскажите доброе слово хором в загадках о вежливости:

Говорить друзьям не лень, Улыбаясь: «добрый …. день»!

Друг другу на прощание Мы скажем … «до свидания».

Друга не стоит в обиде винить, Лучше скорее его ….извинить.

До чего ж оно красиво, Слово доброе …«спасибо».

Как похоже слово «царствуй» На приветливое … «здравствуй».

Когда виноваты, сказать спешите: «Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше не … перебивай!

Если больше есть не в силах Скажем маме мы …..(спасибо).

Нужно знать как дважды два Все …(волшебные слова)

Молодцы, дети!

- Чаще говорите волшебные слова!

Учитель: -Не только слова, но дела должны быть вежливыми. Ведь не зря говорится в пословице - «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Как вы понимаете ее?

Игра «Вежливо - невежливо».

(Если вежливо хлопайте два раза, невежливо – один).

Поздороваться при встрече – 2 хлопка

Помочь подняться – 2 хлопка

Толкнуть и не извиниться –1 хлопок

Взять билет в автобусе –2 хлопка

Войти в здание и снять шапку -1 хлопок

Поднять упавшие вещи – 2 хлопка

Не уступить место в транспорте –1 хлопок

Не заметить недовольство мамы – 1 хлопка

Выкрикивать на уроке - 1 хлопок

Молодцы, дети!

Учитель: - А вы умеете совершать добрые дела? Расскажите о них. (ответы детей) - Делайте добрые дела!

- Послушайте рассказ Г. Юдина "Свинья в гостях". Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила. Еды всякой наготовила. Пришла свинья, даже "здравствуйте" не сказала, влезла на стол и всё съела. Потом улеглась на скатерть и говорит:

- Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала. Разозлилась собака да как гавкнет! Свинья с перепугу на землю свалилась и наутёк.

Учитель: - Как вы думаете, трудно ли быть воспитанным? (ответы детей) Верно, для этого надо иметь доброе сердце, быть очень внимательным к окружающим людям. - А вы внимательные? Сейчас проверим.

Игра «Внимание, пожалуйста». Я буду обращаться к вам с просьбами, но вам нужно выполнять только те, где звучит слово «пожалуйста». Во время игры будьте, пожалуйста, внимательны.

Учитель обращается к ученикам со следующими просьбами:

- поднимите правую руку….

- поднимите левую руку, пожалуйста…

- прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста…

- закройте глазки…

- попрыгайте…

-сядьте, пожалуйста…

- пожалуйста, улыбнитесь….

- Продолжим путешествие с веселой песней «Улыбка» Звучит фонограмма песни «Улыбка».

О чем поется в песне? (Выслушиваются высказывания детей.)

В чем скрывается сила улыбки? (улучшается настроение, люди добрее становятся, …)

Улыбнитесь, ребята, подарите улыбку друг другу, нашим гостям, солнышку.

Улыбка, как солнышко. Улыбнулись и сразу стало на душе теплее…

-Дарите людям улыбку!

Учитель: - Вот подошли к последней станции в стране Вежливости.

3 Станция «Важные правила». Учащиеся читают стихи.

На этой станции нас ждут ребята. Они знают важные правила вежливости очень хорошо.

1.Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я «здравствуйте» первым скажу.

2. Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей!

3. Придумано кем-то красиво - За помощь поблагодарить, Обычное слово «спасибо» Нельзя забывать говорить.

4. « До встречи! До свидания!»

Скажи всем на прощание,

Завтра будем мы опять Улыбкой новый день встречать!

5.Уважай людей вокруг, старших, младших тоже.

Тогда тебя, мой друг, назовут хорошим.

Спасибо ребята за важные правила.

Правила вежливости знайте и всегда их выполняйте!

    Итог.

Наше путешествие подошло к концу.. - Что вы узнали нового во время путешествия, что особенно запомнилось?

Зачем в жизни надо быть вежливыми и хорошими людьми? (Чтоб все люди жили спокойно, дружно, весело, уважали друг друга; чтоб был мир на земле)

    Рефлексия.

Хлопните в ладоши, если путешествие понравилось…

Спасибо вам ребята за правильные ответы, вручаю конфету вежливости и доброты.

Конспект занятия по этикету педагога-психолога во 2 младшей группе «Путешествие в страну вежливых слов»

Цель: Формирование представлений у детей о различных формах вежливого общения.

Программные задачи:

  • Формировать эмоциональный интеллект у дошкольников.
  • Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
  • Развивать связную, диалогическую, интонационную, выразительную речь, закреплять умение использовать вежливые слова.
  • Развивать артистизм.

Предварительная работа.

Социально-коммуникативное развитие: Составление рассказа на тему: «Вежливый щенок.», «Наши добрые дела». Чтение В. Осеева «Волшебные слова»; С. Маршака « Урок вежливости»; сказка « Два жадных медвежонка».

Познавательное развитие:

Дидактическая игра: «Коробочка добрых дел»

Беседа на тему: «О хороших и плохих поступках.»

Рассматривали плакаты: «Будь вежливым.», «Этикет для маленьких.»

Сюжетно- ролевые игры: «Магазин», «Больница», « А у нас гости.»

Речевое развитие:

Словарная работа(этикет, одновременно, волшебные слова.)

Заучивание пословиц, отгадывание загадок.

Художественно-Эстетическое развитие:

Рисование: «Подарок для мамы» (салфетка); «Солнышко радуется, солнышко грустит.»; раскрашивание раскрасок.

Аппликация: «Солнышко»

Лепка: «Выставка посуды» (сервировка стола)

Конструирование: « Мебель для гостей.»

Физическое развитие:

Подвижные игры: « Помоги другу», « Море волнуется», «Догони- вежливое слово говори.»

Оборудование: домик, деревья 2шт., маска (коровы), игрушки(котик, ёжик, поросёнок, петушок, цыплёнок, белка, телёнок, корова). Платок для девочки.

Ход занятия.

Психолог: Здравствуйте! Ребята поздоровайтесь с нашими гостями. Мы сегодня с вами вспомним и расскажем гостям о волшебных словах, которые помогают людям жить дружно.

Дети а вы когда нибудь бывали в стране вежливых слов?

Дети: Нет.

П: А вы хотите там побывать?

Дети: Да.

П: Давайте отправимся в страну вежливых слов.

Дети: Давайте.

П: Повернитесь к окну. Закройте глаза.

(звучит сказочная музыка, воспитатель одевает костюм феи.)

П: Открывайте глаза.

Фея: Здравствуйте дети. Вы оказались в стране вежливых слов. А я фея этой замечательной страны.

Знают взрослые и дети

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами,

Мы идём по свету с вами!

Скажите-ка мне, что это за волшебные слова?

Дети отвечают: Спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания и т. д.

И каждое слово имеет своё место.

Фея: Спасибо, молодцы!

А почему люди называют вежливые слова волшебными словами?

Дети: Потому что вежливые слова делают людей добрее.

Фея: Правильно!

Вежливые слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относиться к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться друг с другом, лучше относиться друг к другу.

Вспомните, пожалуйста, каким словом мы приветствуем и желаем здоровье?

Дети: Здравствуйте!

Фея: Верно! Добрые люди, особенно, дети рады здороваться со всеми на свете. Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается.

Это такой маленький секрет, его надо знать. (выделяем голосом.)

Дети, смотрите, а кто это там сидит под деревом. Давайте посмотрим.

Дети: Ёжик.

Фея: А что надо сказать ёжику?

Дети: Здравствуй ёжик.

Фея: Ребята давайте я вам прочту два стихотворения, как ребята общаются с ёжиком. И вы скажите, какой разговор вам понравился больше. И почему?

Слушайте внимательно.

(Доброжелательно)

Здравствуй, ёжик у дорожки!

Ты в траве, а я в пыли.

Я тяну к тебе ладошки

Ты меня не уколи.

(обращаться к ёжику громче, чем нужно, с вызовом.)

Слушай, ёжик у дороги!

Ты в траве, а я в пыли.

Уноси скорее ноги

И меня не уколи!

Так какой же разговор вам больше понравился?

Дети отвечают.

Фея: Молодцы. А давай-те отпустим ёжика, пусть он бежит дальше. До свидания, ёжик.

Представляете себе, что животные в моей стране тоже могут разговаривать с нами. Послушайте, как девочка беседует с коровушкой.

Девочка: Коровушка где была?

Корова: Далеко.

Девочка: Коровушка, что принесла?

Корова: Молоко.

Девочка: Спасибо, что столько смогла принести!

Корова: Вкусней моего молока не найти!

Девочка: Люблю молоко я парное, коровье!

Корова: Пожалуйста, милая пей на здоровье!

Фея: Какие слова здесь были волшебные?

Дети: «Спасибо» и «Пожалуйста»

Фея: А ещё было волшебное пожелание «На здоровье!» Тому, кто поел, попил и сказал «спасибо», мы отвечаем.

Дети: « Пожалуйста»

Фея: А вместо «пожалуйста» можно сказать?

Дети: «На здоровье»

Фея: Ой! Кто плачет. Давайте посмотрим.(Таня посмотри кто там плачет.)

Таня: Это котёнок.

Фея: Ребята спросите у котёнка. Почему он плачет?

Котёнок: Меня обидела девочка.

Фея: Ребята, если кто-то кого-то случайно обидит, что он должен сделать?

Дети: Попросить прощение, извиниться и т. д.

Фея: Да, молодцы!

А кто попросит прощение у котёнка? И расскажет нам стихотворение с волшебным словом «Извини».

Извини, меня котёнок,

Что тебя отогнала!

Я, наверное, спросонок

Ничего не поняла!

Я была спросонок-

Не сердись котёнок!

Фея: Молодец. Смотрите и котёнок повеселел. Ты котёнок больше не обижаешься на девочку.

Котёнок: Нет.

Фея: Давайте попрощаемся с котёнком.

Дети: До свидания.

Фея: История с котёнком приключилась с девочками и мальчиками, которые гостили у бабушки и дедушки. А когда возвращались домой, какое они волшебное слово сказали на прощание своим друзьям, птицам и животным?

Дети: « До свидания.»

Фея: Теперь послушайте, как замечательно это было.

1-й ребёнок.

До свидания, гусята!

И смешные поросята!

До свидания, петушок!

И цыплёночек пушок!

2-й ребёнок.

До свидания, сто дорожек,

По которым бродит ёжик!

Жаль не видно за сосной

Рыжей белки озорной!

3-й ребёнок.

Попрощаюсь я с котёнком.

И с коровой. И с телёнком.

Еду в город, я домой!

К вам приеду я зимой!

Фея: Молодцы ребята! Попрощались со всеми не кого не забыли.

А вот когда мальчики и девочки вернулись домой они всем своим родным и знакомым сказали…

Дети: « Здравствуйте!»

Фея: А когда садились за стол, то всем пожелали …

Дети: Приятного аппетита!

Фея: А когда поели, то сказали…

Дети: Спасибо!

Фея: А вечером ребята подошли к своим игрушкам и тихонько произнесли…

Дети: Спокойной ночи, приятных снов.

Фея: Замечательно, молодцы. Вы все так хорошо знаете волшебные слова. Я очень, верю и надеюсь что эти волшебные слова всегда будут с вами!

Ваше путешествие по стране вежливых слов заканчивается, вам пора возвращаться в детский сад.

Пока вы в дороге спойте песенку « Что такое этикет?»

Что такое этикет?

Мы сейчас дадим ответ:

Это правила такие.

Надо знать их с малых лет!

Что сказать когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.

Если вежливыми стать

И воспитанными быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить!

Вот мы и в детском саду. Ребята попрощайтесь с нашими гостями.

Цель: формирование нравственных установок у обучающихся, развитие умений общаться со своими сверстниками, взрослыми.

1.Организационный момент

2.Создание проблемной ситуации

Ребята, наше путешествие я хочу начать с одной истории.

«Алёша сидел в трамвае. Он всё врем я вертелся, болтал ногами. Его соседка отодвинулась. Она боялась, что мальчик испачкает ей пальто.

Мальчик, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя вести себя,- заметила Алёше старушка, сидевшая напротив.

А что я сделал? – возразил Алёша.- Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И он, надувшись, стал смотреть в окно.

Скажите, ребята, какое одинаковое слово вы услышали в этой истории. И мальчик, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать слово Алёши вежливым? Почему? В таких случаях уместно вспомнить поговорку: «Это бы слово, да не так молвил!» Ведь одно и то же слово можно сказать по-разному, и доброе, хорошее слово может стать злым и невежливым.

Аня, подруга Алёши, пригласила его совершить путешествие в страну Вежливых слов. Но их путешествие начнётся только тогда, когда вы составите важные слова. (Работа в группе или в паре. Задание –надо из букв собрать слова - р, а, б, ж, у, д; -о, б,о,д,р,т,а; c, г,л,а, и, с, е,о.) какие слова составили? Почему эти слова так важны?

Давайте и мы с вами присоединимся к Ане и Алёше. (слайд 1, 2).

3. Коллективная работа

Долго-долго шли наши герои, и вот перед ними показался великолепный замок, над которым красовалась яркая радуга. Приблизившись, они услышали волшебные слова: «Добро пожаловать в наш дом!» (слайд 3).

Алёша и Аня прошли по мосту и оказались в замке. В зале было тихо, спокойно, всё вокруг радовало: и игрушки, и ласковый свет, и порядок, который царил везде. Дети очень удивились: «Кто же здесь живёт?» (слайд 4). И вдруг послышались волшебные слова. Алёша, послушай, как их надо произносить.

Давайте, ребята, мы тоже произнесём эти слова ласково, глядя друг на друга (работа в парах). Вам было приятно их произносить, а слышать? Алёша понял, в чём была его ошибка. Он решил вместе с Аней вернуться домой и всегда произносить вежливые слова нежно, ласково.

4. Игра «Волшебные слова»

Дети вышли из замка, прошли по дорожкам парка и увидели на воротах замок. У ворот они услышали: «Открыть ворота вы сможете только тогда, когда без ошибок выполните задание!» Ребята, вы им поможете?

Игра «Вежливые слова» (добавьте слово)

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь,… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости.

Мы говорим: «Простите, … (пожалуйста)!

И в России, и в Дании

На прощанье говорят: «До свидания!»

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю … (пожалуйста)

Аня и Алёша получили ключи. Звучит песня, дети в припеве произносят вежливые слова хором. (слайд 5)

Ребята, мы вас благодарим!.

5. Рефлексия

Только к вечеру добрались наши герои домой. Алёша проводил Аню до дома, они ещё долго вспоминали своё путешествие, вежливые слова.

Ребята, какие вежливые слова вы запомнили? Какие слова вам помогут приветствовать взрослых, знакомых? Какие слова благодарности вы будете произносить? Как надо произносить вежливые слова?

Инсценировка

- Добрый день! - тебе сказали, - Добрый день! - ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты. Нам желают «Доброго пути!» - Будет легче ехать и идти. - Здравствуйте! - ты скажешь человеку, - Здравствуйте! - он скажет нам в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Слова чудеснейшие эти Услышать каждый очень рад, Добреют взрослые и дети И улыбнуться вам спешат.

Изобразите на рисунке своё настроение после этого путешествия.

Елена Давыдова

Цель : Воспитание у детей вежливости , навыков культурного поведения и общения.

Задачи :

Расширять знания о значении вежливых слов , активизировать и обогащать словарный запас по данной теме : «вежливые слова » , «спасибо» , «извините» , «здравствуйте» , «до свидания» и др. ;

Упражнять в спонтанной речи с соблюдением интонации;

Развивать связную речь, коммуникативные навыки;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими.

Материалы и оборудование :

Настольно - печатные игры : «Уроки этикета» , «Театр настроения» .

Ножницы, цветная бумага, клей, вырезанные из зеленой бумаги ладошки детей, плакат с нарисованным контуром елки.

Предварительная работа :

Беседы на темы : «Будем вежливы » , «Вежливые слова » , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Как правильно вести себя за столом» и др. ;

Чтение художественной литературы : С. Маршак «Урок вежливости » , С. Погореловский «Что значит быть вежливым » , В. Осеева «Волшебное слово » , Э. Мошковская «Вежливое слово » .

Рассматривание иллюстраций на данную тему . Серия «Беседы по картинкам» Чувства. Эмоции.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель : А как нам добрые слова нужны !

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны ?

Дела - делами, а слова - словами .

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Сегодня мы пригласили гостей. Ребята поздороваемся с гостями. (Дети здороваются с гостями.)

2. Сюрпризный момент.

(Раздается стук в дверь) .

Воспитатель : - Ребята, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?

Заходит взрослый в костюме Незнайки.

Незнайка : - Ой, детей много, а что вы здесь делаете.

Воспитатель : - Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о вежливых словах .

Только Незнайка, ты что - то забыл сказать ребятам. Ребята, а что забыл сказать Незнайка. (ответы детей) .

Правильно, он забыл поздороваться. А мы знаем, что при встрече надо обязательно здороваться.

Незнайка : - Но я не умею этого делать.


3. Дидактическое упражнение «Поздоровайся правильно» .

Воспитатель : - Ребята, давайте научим Незнайку здороваться.

(Ребенок выходит в круг и здоровается с детьми, гостями и Незнайкой) .

Незнайка : - Я теперь понял, как нужно здороваться. Здравствуйте!

Воспитатель : - Молодец Незнайка, теперь ты знаешь, что при встрече нужно обязательно здороваться. Незнайка :- Здравствуйте – это красивое и важное слово , так и хочется его постоянно повторять! Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Воспитатель : - Правильно Незнайка, не забывай об этом никогда.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!


Но это только одно из многих вежливых слов , которое обязательно надо знать и говорить всем людям.

А вы, ребята, знаете вежливые слова ? (Дети называют вежливые слова по очереди ) . И встают в две команды. Команды считалочкой выбирают капитанов.




4. Настольно - печатная игра «Уроки этикета» .

Капитаны команд вытягивают тему игровой ситуации (культура поведения в гостях, дома, в транспорте, во дворе, в театре) . На столах находится карточки с изображением правильного и неправильного поведения. Дети выбирают карточки, где изображено правильное поведение и объясняют свой выбор. Проходит беседа - обсуждение с каждой командой.




5. Физкультминутка

"Делаем зарядку!"

1234 - топаем ногами!

1234-хлопаем руками!

1234 - руки в стороны пошире!

12345 - не забудь себя обнять!

"Раз!" - подняться, потянуться

"Два!" - согнуться, разогнуться!

"Три!" - в ладоши три хлопка!

Головою три кивка!

На четыре - руки шире!

Пять - руками помахать!

И на место тихо встать!


6. Воспитатель :- А теперь загадка.

В нём живёт моя семья :

Папа, мама, брат и я.

Мне всегда уютно в нём-

Это мой родимый …. (дом) .

6. Дидактическое упражнение «Назови ласково членов свой семьи» .




7. Воспитатель : - Ребята, это карточки настроения, по - другому называются эмоции (показывает детям карточки) .

Рассматривание и называние карточек : злость, радость, печаль, испуг и т. д.

Игра «Эмоции» (произнесение вежливых слов с разными эмоциями ) .

Вывод : Вежливые слова нужно говорить ласково, по – доброму, с хорошим настроением.

Тогда эти слова будут приятны людям .





8. Практическая деятельность детей : «Ёлочка добра» (дети, вместе с Незнайкой наклеивают на шаблон вырезанные ладошки и украшают получившуюся елочку шарами).






9. Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.

В гости к пальчику большому

Выставляем вверх большие пальцы.

Приходили прямо к дому

Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.

Указательный и средний,

Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.

Безымянный и последний,

Сам мизинец-малышок

Постучался на порог.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.

Вместе пальчики-друзья,

Кулаки стучат друг о дружку.

Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках. Затем проводится упражнение, в котором дети учатся поочередно разжимать из кулака пальцы рук.



11. Итог занятия .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите какая чудесная ёлочка получилась у нас.

Незнайка :- Спасибо ребята, я очень много узнал сегодя. Теперь, всегда буду стараться быть вежливым .

Воспитатель : - А мы тоже будем не забывать культуру поведения и вежливые слова .

Дети читают стихи :

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть .

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне ,

Я»здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово »спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все»до свидания»

Друг другу всегда говорим,

»Пожалуйста»-если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов .

Пожалуйста, только будь вежлив ,

Ведь это-основа основ.

Рефлексия :- Дети, что вам понравилось, запомнилось и т. д.

Итог занятия .

Материал подготовили педагоги : Давыдова Е. А., Олимпиева И. В., Майорова И. В. МБДОУ № 583 г. Екатеринбург

Поделиться: