Как нарисовать анатомию человека. Пластическая анатомия человека

Художник должен знать то, что он рисует, но рисовать то, что он видит.

Леонардо да Винчи

Представьте себе, что вы управляете пароходом, не имея представления о рельефе дна реки. Скорее всего вы посадите судно на мель.

Нечто похожее произойдет и с портретистом, не знающим анатомии человека. Он будет работать вслепую, передавая лишь выступы и впадины лица, головы, шеи вне связи с их внутренней конструкцией и наверняка «сядет на мель», допустив в рисунке серьезные ошибки, особенно если взялся за передачу мимики.

И. Е. Репин говорил: «Где наука не пришла на помощь искусству, там искусства нет, там есть только передняя искусства — ремесло». Творческий опыт известных мастеров изобразительного искусства убеждает, что время, затраченное на изучение анатомии, всегда возмещается сторицей.

Основа изучения пластической анатомии — наблюдение живой натуры. Необходимыми пособиями служат атласы, таблицы, учебные руководства, а также муляжи и гипсы, которые следует изображать в различных поворотах с натуры, а затем — по памяти. Огромную пользу приносит анатомический анализ живой модели: рисунок, сделанный с натуры, заполняется внутри контуров рисунком мышц и костей.

Сегодня мы продолжаем курс пластической анатомии человека, расскажем о мышцах головы и шеи.

МЫШЦЫ ГОЛОВЫ

Строение и функции мышц головы отличаются значительной сложностью. Они подразделяются на две основные группы: мышцы жевательные и мышцы мимические. Первые — крупные и сильные, вторые — тонкие и сравнительно слабые.

Поверхностно расположенных жевательных мышц две — височная и собственно жевательная. Височная мышца заполняет височную ямку. Она легко прощупывается под кожей. Ее сокращение хорошо видно во время жевательных движений. Будучи прикрепленной к венечному отростку нижнечелюстной кости, височная мышца при своем сокращении поднимает нижнечелюстную кость и закрывает рот.

Собственно жевательная мышца, как и височная, играет очень большую роль в пластической анатомии. Она идет от скуловой дуги и скуловой кости назад и вниз, прикрепляясь к нижнечелюстной кости в области ее угла. Эта мышца поднимает нижнечелюстную кость и смыкает зубы. При сокращении собственно жевательная мышца хорошо заметна под кожей и легко прощупывается.

Мимические мышцы приводят в движение кожу лица и всей головы, прежде всего содействуя закрыванию и открыванию глаз, рта, некоторому изменению просвета ноздрей.

Без мимических мышц лицо человека не смогло бы выражать самые разнообразные эмоции. В зависимости от расположения мимических мышц в верхней, средней и нижней частях лица их делят на три группы.

К первой относится прежде всего лобная мышца. Она идет в вертикальном направлении, от кожи в области бровей к так называемому сухожильному шлему, покрывающему крышу черепа. Сзади к этому шлему прикрепляется небольшая затылочная мышца. В общей сложности получается надчерепная мышца.

Сокращаясь, лобная мышца поднимает брови или смещает кожу головы, а вместе с ней и волосы, вперед и вниз. При этом сокращении на коже лба образуются складки. Если кожа тонка — их много и они мелкие. Если толста — складок образуется мало, но зато они глубокие.

Под лобной мышцей у внутреннего конца брови располагается мышца — сморщиватель брови (бровная мышца). Прикрепляясь к кости своим внутренним концом, а к коже брови наружным концом, эта мышца сближает брови образуя между ними вертикальные складки — одну, две и даже несколько.

Продолжением лобной мышцы на корень носа является пирамидальная мышца (мышца гордецов). Она сдвигает вниз концы бровей и образует между ними поперечные складки.

В области глазницы находится круговая мышца глаза, волокна которой имеют круговое направление. Эта мышца, сокращаясь, опускает брови и, кроме того, способствует закрыванию глаз.

Единственная мышца, смыкающая губы,— окружающая ротовое отверстие сильная круговая мышца рта. В зависимости от того, сокращается ли только наружная или только внутренняя часть круговой мышцы рта, губы выдвигаются вперед или же плотно смыкаются.

Идущие как бы по радиусам в большом количестве и во все стороны от ротового отверстия мышцы способствуют открыванию рта.

Скуловая мышца идет от скуловой дуги и вплетается в кожу угла рта. Она тянет угол рта назад и кверху.

Квадратная мышца верхней губы начинается от скуловой кости и вплетается в кожу носогубной складки. Один пучок этой мышцы начинается от нижнего края глазницы и, спускаясь почти вертикально, частично прикрепляется к крылу носа, а частично к верхней губе. При сокращении эта мышца поднимает верхнюю губу, расширяет ноздри и углубляет носогубную складку, отчего лицо приобретает плаксивое или недовольное выражение. Поэтому квадратную мышцу верхней губы иногда называют мышцей плача.

Носовая мышца делится на два пучка: поперечный (идущий поперек носа) и крыльный. Иногда они описываются как самостоятельные мышцы. Поперечный пучок носовой мышцы сжимает хрящевую часть носа, отчего на боковой поверхности носа образуются складки кожи. Кроме того, он поднимает крылья носа и расширяет ноздри. Крыльный пучок опускает крылья носа и суживает ноздри.

Треугольная мышца подбородка располагается по обе стороны подбородка ниже углов рта. Она тянет вниз конец носогубной складки и опускает угол рта, отчего на лице появляется выражение неудовольствия и презрения.

Квадратная мышца нижней губы, сокращаясь, опускает нижнюю губу, что придает лицу выражение отвращения.

Отдельные мимические мышцы могут действовать как самостоятельно, так и заодно с другими. Некоторые, например лобная мышца, сокращаются и своими отдельными пучками.

Мимическим мышцам мы обязаны тем, что наше лицо способно выражать радость и печаль, гордость и презрение, восторг и гнев, сложнейшие оттенки переживаний.

Сочетание мышечных сокращений бесконечно разнообразно. Так, при выражении вопроса, сомнения, недоверия, недоумения, усмешки, иронии можно наблюдать, что на одной половине лица действуют одни мышцы, а на другой — иные. Мимика тем разнообразней и богаче, чем эмоциональней человек.

Все мимические мышцы, как и относящиеся к так называемой скелетной мускулатуре, поддаются тренировке. Вам, наверное, приходилось видеть на сцене мимов — актеров, пользующихся исключительно мимикой (в пантомиме или балете). Мышцы, особенно крупные, можно настолько развить, что они будут сокращаться только своими отдельными частями.

К числу мышц, не являющихся мимическими, но участвующих в мимических движениях, принадлежит мышца — подниматель верхнего века. Она находится в глазнице и прикрепляется к верхнему веку, которое и поднимает.

У нижнего века аналогичной мышцы не существует — потому оно значительно менее подвижно, чем верхнее. Мышца — подниматель верхнего века и вековая часть круговой мышцы (находящаяся непосредственно под кожей, в области верхнего и нижнего века) действуют противоположно. Своими попеременными сокращениями обе мышцы производят мигательные движения, при которых передняя поверхность глазного яблока увлажняется слезой, что предупреждает его высыхание.

При сокращении скуловой мышцы, квадратной мышцы верхней губы и отчасти собачьей мышцы увеличивается носогубная борозда, идущая от крыла носа к углу рта.

Между нижней губой и подбородком находится поперечно идущая подбородочногубная борозда, а в области верхней губы, книзу от перегородки носа, проходит вертикальная плоская борозда, называемая фильтром. Форма этих борозд изменяется в зависимости от сокращения находящихся здесь мышц.

МЫШЦЫ ШЕИ

Для правильного изображения шеи необходимо учитывать расположение наиболее крупных поверхностно лежащих мышц, подъязычной кости и тех органов, которые находятся в средней части шеи.

Непосредственно под кожей располагается подкожная мышца шеи (рис. 2) . Она представляет собой тонкую мышечную пластинку и идет сверху вниз, в наружную сторону, по передней и отчасти по боковой поверхности шеи, отсутствуя только на ее узком переднем участке. Мышца поднимается несколько выше основания нижнечелюстной кости; опускаясь, она переходит через ключицу в область верхнего отдела грудной клетки. При сокращении подкожной мышцы часто можно видеть расположение ее пучков под кожей. Передний край мышцы образует на шее типичную складку, особенно заметную у пожилых людей, слегка оттягивающую вперед кожу шеи.

Рис. № 1. Мышцы головы и шеи спереди.

1 — лобная мышца; 2 — круговая мышца глаза; 3 — мышца гордецов; 4 — скуловая мышца; 5 — квадратная мышца верхней губы; 6 — круговая мышца рта; 7 — треугольная мышца; 8 — подкожная мышца шеи; 9 — мышца смеха; 10 — собачья мышца; 11 — собственно жевательная мышца; 12 — височная мышца.


Грудиноключичнососцевидная мышца (рис. 2) самое крупное образование мышечной системы в области шеи. Она начинается двумя головками от грудины и от ключицы, идет вверх и назад и прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости. Хорошо видна на всем своем протяжении. В нижнем отделе мышцы образуется малая надключичная ямка, в которой можно прощупать щель грудиноключичного сустава.

При сокращении мышцы справа голова наклоняется в ту же сторону, при сокращении слева — соответственно налево. Если мышца одновременно сокращается с обеих сторон, она способствует сгибанию шейного отдела позвоночного столба.

Прослеживая среднюю линию шеи сверху вниз, можно прощупать основание нижнечелюстной кости в области подбородка, подъязычную кость, щитовидный хрящ, перстневидный хрящ, перешеек щитовидной железы и, наконец, яремную вырезку грудины. Непосредственно над этой вырезкой находится яремная ямка, ограниченная справа и слева грудинными головками грудиноключичнососцевидных мышц.

Рис. № 2. Мышцы головы и шеи сбоку.

1 — височная мышца; 2 — грудиноключичнососцевидна я мышца; 3 — трапециевидная мышца; 4 — малая надключичная ямка; 4а — большая надключичная ямка; 5 — грудиноключичнососцевидная мышца (ее внутренняя головка, идущая от грудины и покрывающая наружную головку, начинающуюся от ключицы); 6 — подъязычная кость; 7 — двубрюшная мышца, переднее брюшко; 8 — треугольная мышца подбородка; 9 — круговая мышца рта; 10 — щечная мыш-ца; 11 — собственно жевательная мышца; 12 — скуловая мышца; 13 — квад-ратная мышца верхней губы; 14 — круговая мышца глаза; 15 — лобная мыш-ца; 16 — пирамидальная мышца; 17а — поперечный пучок носовой мышцы; 17б — крыльный пучок носовой мышцы.

К подъязычной кости прикрепляется целый ряд мышц, которые оттягивают ее как кверху, так и книзу. При глотании эта кость поднимается кверху, увлекая за собой хрящи гортани, в частности щитовидный хрящ, движения которого легко проследить.

Двубрюшная мышца, поднимающая подъязычную кость, начинается от нижнечелюстной кости и прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости. Имеет два брюшка — переднее и заднее, между которыми находится сухожилие, прикрепляющееся путем петли к подъязычной кости. Двубрюшная мышца способствует также опусканию нижней челюсти.

К нижней поверхности подъязычной кости прикрепляются мышцы, идущие от грудины, лопатки и щитовидного хряща. Эти мышцы оттягивают подъязычную кость книзу.

С наружной стороны грудиноключичнососцевидной мышцы, отчасти позади нее, находится большая надключичная ямка. Она ограничена сзади и с наружной стороны трапециевидной мышцей, а спереди и снизу — ключицей. В области этой ямки находится несколько мышц. С внутренней стороны к ней примыкают три лестничные мышцы, идущие от поперечных отростков шейных позвонков к первому и второму ребрам. Позади лестничных мышц расположена мышца — подниматель лопатки, которая идет от этих отростков к внутреннему углу лопатки.

Форма шеи отличается большим разнообразием: длинная, узкая и короткая, широкая.

При рисовании шеи нельзя оставить без внимания положение и форму щитовидного хряща, который выступает под кожей и хорошо прощупывается. Его выступ, так называемое гортанное возвышение, у разных людей выражен по-разному. У мужчин он более значителен, чем у женщин и детей.

По сторонам и несколько выше щитовидного хряща, спереди от грудиноключичнососцевидной мышцы, видно углубление — сонная ямка, в области которой иногда можно заметить пульсацию общей сонной артерии.

На рисунках 1 и 2 показаны наиболее значительные мышцы головы и шеи. Постарайтесь найти их на остальных рисунках.

Теперь, когда вы в общих чертах познакомились с расположением мышц головы и шеи, советуем самостоятельно углубиться в изучение этого важного раздела пластической анатомии. Помните, что успеха можно добиться лишь в том случае, если овладение теоретическими знаниями будет сочетаться с ежедневной серьезной практической работой — прежде всего рисованием человека с натуры. Лишь в этом случае вы будете изображать не только то, что видите, но и что знаете.

Журнал "Юный художник", №2, 1984

А.Ашарин

(А.Д.Алехин ряд статей писал под псевдонимом своей матери)

A NATOMY

ВЕРА ВЕЛИЧКО

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКУССТВО

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ

СЕКРЕТЫ ЖИВОГО ТЕЛА

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Москва «Полиграфиня»

ВЕРА ВЕЛИЧКО

А НАТОМИЯ

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Москва «Полиграфиня»

Величко В. А.

А 00 Анатомия для художников. Учебное пособие. Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.

© Вера Величко

ISBN 000-0-00000-000-0

У каждого художника есть на полке книга по анатомии,

и возможно не одна. О днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хватает на это ни времени, ни сил.М ы закрываем эти книги, испуганные объемом материалов,

и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки» Э та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время

и психику. О на представляет собой сборник практических советов, прведенных в наглядной системе.О на легка в использовании, понятна даже начинающим художникам,

и полезна даже опытным.

И так, приятного чтения!

8 В ВЕДЕНИЕ

2 0 А НАТОМИЯ КИСТИ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕР РАКУРСЫ

5 4 О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РАКУРСЫ

7 4 М УЖСКОЙ КОРПУС

10 2 Ж ЕНСКИЙ КОРПУС

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ

В ВЕДЕНИЕ

ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ


Микеланджело

Буонарроти Сотворение Адама

ВВЕДЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, находящихся в постоянном движении. Мало только изучить анатомию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяются мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.

Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к неверной интерпретации происходящего.

От наскальной живописи до

фотореализма

Столетиями люди художники учились изображать действи-

тельность, постепенно переходя от упрощенных форм

к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва-

ли законы природы, так художники открывали один за другим

изобразительные законы и изобретали новые материалы для

рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной

модели становилась все более живой, объемной, реальной.

Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто-

ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди

больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей

из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы

рисуете с натуры - тем лучше.

Немая беседа

Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета

на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян-

джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе,

каждый зритель может интерпретировать изображение

по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между

творцом и творением, миниатюра их общения.

Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза-

ми персонажей и общей композицией.

Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими

должны быть позы и расположение героев, чтобы передать

нужные вам чувства и ситуацию.


Микеланджело

Буонарроти Сотворение Евы

Характер образа

На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод. Характер передается не только позой, но и личными особенностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впечатление о человеке, основываясь только на его внешности. Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная мамашка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...

Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в противном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добродушный маньяк.

Пророк Исайя

Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе. Впечатление: Интеллектуал, любит филосовствовать на любые темы.

Пророк Иоиль

Сосредоточен на чтении, утонченные, но суровые черты лица. Впечатление: Философ, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.

Пророк Иезекииль

Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза. Впечатление: Спорщик, немного бунтарь, возможно - недалекого ума.

Пророк Иеремия

Большое тело, темное лицо, слегка опущенные плечи, взгляд в пол.

Впечатление: Молчаливый и сильный песонаж, многое

Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении. Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...

Сокращения

Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика

короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В некоторых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выдает совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предугадать, даже если досканально знать анатомию.

О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выходные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.

И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.


А НАТОМИЯ КИСТИ

ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Енё Барчаи

Енё Барчаи - профессор, много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительных искусств. Эта книга - результат его многолетней педагогической деятельности.

Общеизвестно, что без знания анатомии невозможно верно передать особенности фигуры человека, характер его движений. Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности. Книга -хороший справочник для начинающего художника при изучении строения человеческого тела. Она представляет большой интерес для каждого мастера изобразительного искусства, а также для всех тех, кто имеет какое-нибудь отношение к искусству, ибо она общедоступным и художественным методом знакомит с вечной темой изобразительного искусства - человеческим телом.

ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», серийное оформление, 2000.


Другие материалы по теме: Книги для скульпторов и художников

Вильгельм Танк

Haстоящее Издание представляет собой авторизованный перевод оригинального немецкого издания "W Tank. Klеinе Тieranatomiс", вышедшего в Дрездене в 1955 году. Автор текста и иллюстраций Вильгельм Танк. Труд немецкого профессора знакомит читателя с основополагающими для художника особенностями строения тел различных животных, учит осознанно передавать внешнюю форму, согласовывая ее характерные признаки с внутренним строением организма. Книга незаменима для всех, кто стремится овладеть классическими приемами художественного творчества и научиться мастерской передаче характерных и наиболее выразительных признаков представителей животного мира.

ООО "Издательство Астрель", 2004г.

Джек Хамм

В книге излагаются основы рисования человеческих голов и фигур, представлено более тысячи пошаговых иллюстраций.

Это книга, созданная американским художником еще в 1962 году, не теряет своей привлекательности для широкого круга начинающих художников.

Издательство "Поппури", Минск, 2007г.

Джорж Бриджмен

Эта книга - свод анатомических конструкций Бриджмена, его метода изображения человеческого тела, его трудов по структуре головы и лица. Итоги всей его работы в течение жизни, всей его художественной и преподавательской практики включены в эту книгу

Карин Хессенберг

Книга посвящена рассмотрению практических вопросов связанных с созданием трехмерных композиций из глины,гипса и дерева. Данное издание познакомит читателя с техникой работы с указанными материалами, даст практические советы. Книга будет полезна начинающим любителям творчества.

Издательство "АРТ_РОДНИК", 2006г.

Кен Халтгрен (Ken Hultgren)

Искусство рисования животных (The Art Of Animal Drawing) - это вдумчивое и глубокое руководство, написанное бывшим аниматором студии Уолта Диснея, поможет художникам всех уровней совершенствовать свое умение рисовать самых разнообразных животных, как реальных, так и их карикатуры. Вы узнаете, почему автор считает строение животного и анализ его движений самыми важными моментами для четкого понимания правильного их изображения. Книга даст советы по поиску характерных движений и поможет избежать жестких «деревянных» поз, которые часто являются причиной печального результата зарисовки животных с натуры. В учебном пособии упор делается на построении чертежей (более 700 иллюстраций в линиях и полутонах), а не на текст. Это означает, что студент может просмотреть процесс разработки чертежа по примеру, а не в теории или описание.

Нужно ли художнику изучать анатомию? Ответ может быть только один – конечно, нужно. Как это ни покажется странным, всякое искусство основывается на науке. Мог ли, например, средневековый зодчий создать такое чудо, как готический собор, не опираясь на свод фундаментальных и разнообразных знаний, удивительных для того времени? А музыка – и композитору, и скрипачу, и пианисту, и певцу нужно много лет тщательнейшим образом изучать такие науки, как теория музыки, гармония, контрапункт, полифония.

Рис. 1. Общий вид головы.Рис. 2.

К рис. 2: 1. Височный гребень, 2. Височная кость, 3. Носовая кость, 4. Клиновидная кость, 5. Грушевидное отверстие, 6. Тело нижнечелюстной кости, 7. Ключицы, 8. Первое ребро, 9. Седьмой шейный позвонок, 10. Подбородочное возвышение, 11. Верхнечелюстная кость, 12. Скуловая кость, 13. Надглазничный край лобной кости, 14. Надбровная дуга, 15. Лобная кость, 16. Лобный бугор, 17. Сосцевидный отросток.

Человек был и остается в центре внимания художника, и вот именно пластическая анатомия помогает познать, понять секреты красоты его тела, всю сложность этой живой, движущейся и видоизменяющейся формы.

Надо учиться не слепо срисовывать какие-то там выпуклости, бугры, а рисовать форму, строить ее конструкцию, разгадывая содержание. Вспомним слова Михаила Александровича Врубеля: «Вдохновение... все-таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника».

Пластическая анатомия – тесно связанная с изобразительным искусством наука, которая дает представление о внутреннем устройстве тела человека, определяющем его внешние формы.

Беседы, которые мы вам предлагаем, рассчитаны на начинающих художников. В них основное внимание уделено наиболее существенным сведениям о строении костей и механике их сочленений, допускающих такое великое многообразие движений тела, и о двигателе костного аппарата – мышцах.

Анатомия головы и шеи

Череп

Характер головы каждого человека обуславливается особенностями строения формы его черепа.

Череп надо рассматривать состоящим как бы из двух частей. Одна из них – вместилище головного мозга, называется мозговым черепом , а другая, которая служит опорой для органов зрения, обоняния и вкуса, носит название лицевой.


Рис. 3.

1. Височный гребень, 2. Клиновидная кость, 3. Височная кость, 4. Затылочная кость, 4 1 . Лямдовидный шов, 5. Скуловой отросток височной кости, 6. Слуховой проход, 7. Сосцевидный отросток височной кости, 8. Суставной отросток нижнечелюстной кости, 9. Тело нижнечелюстной кости, 10. Венечный отросток нижнечелюстной кости, 11. Височный отросток скуловой кости, 12. Носовая кость, 13. Венечный шов, 14. Теменная кость.

Рассмотрим сначала крупные кости, образующие мозговую часть черепа, парные и непарные. Это лобная кость, две теменные, затылочная и две височные кости . Они связаны между собой так называемыми швами, которые имеют сложный рисунок. Лобная кость с теменными – венечным швом . Сзади теменные кости соединены с затылочной костью лямбдовидным швом , а между собой посредине черепа стреловидным швом .

Форму лицевого черепа определяют две верхнечелюстные кости ; две скуловые , непарная нижнечелюстная кость и две носовые кости .

Есть еще несколько небольших костей, на форму головы особенно не влияющих, назовем только клиновидную , она образует наружную стенку глазницы и выступает как бы клином наружу в височной ямке между лобной и височной костями. На профильном рисунке черепа эта кость хорошо видна.

И наконец, упомянем подъязычную кость , расположенную как бы в подвешенном состоянии в области шеи. К ней крепятся такие органы, как язык, гортань, некоторые мышцы шеи. С костями нижней поверхности черепа эта подъязычная кость соединяется связками и мышцами.

Большую роль для пластики головы имеет лобная кость . При фронтальном расположении головы она занимает примерно третью часть по высоте, и поскольку покрыта лишь тонким слоем мускулов, формы ее отчетливо проступают наружу. Слева и справа от средней линии имеются выпуклости – лобные бугры , а под каждым из них надбровные дуги . Нижнее, относительно острое завершение их образует верхнюю границу глазных впадин и называется надглазничным краем лобной кости. Углубление между надбровными дугами называется надпереносьем , кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, который соединяет лобную кость со скуловой, а продолжаясь кверху, скуловой отросток переходит в гребень , острые боковые грани лобной кости – в височную линию , ограничивающую височную впадину .

Височная впадина заполнена двумя костями: уже упомянутой клиновидной и височной , которую, как и все крупные кости верхней части черепа, можно легко прощупать под кожей. Височная кость связана сзади с затылочной костью , сверху с теменной и спереди с клиновидной и скуловой. Сзади, внизу на височной кости расположен сосцевидный отросток .

Лицевую часть черепа , ее пластику определяют прежде всего такие сложные по форме кости, как скуловые, верхнечелюстные и непарная нижнечелюстная.

Скуловую кость можно легко просматривать на всем протяжении. Она образует наружный и нижний край глазницы, а ее височный отросток со скуловым отростком височной кости образует таким образом скуловую дугу , которая также хорошо видна, значительно влияя на форму головы.

Верхнечелюстная кость . Ее лобный отросток соединен наверху с лобной костью и с небольшими, но существенными с точки зрения формы носовыми костями . (Они-то, собственно, и решают форму носа.) Спереди, как бы обходя грушевидное отверстие черепа, она связана со своей парной костью другой половины черепа и образует переднюю носовую ость, которая четко выступает в нижней части грушевидного отверстия, ведущего в носовую полость. Нижняя часть верхнечелюстной кости переходит в луночковый отросток, на нем расположены зубные лунки.

И наконец, последняя крупная кость черепа – непарная нижнечелюстная . Она завершает череп в нижней его части, и, естественно, ее величина и форма играют большую роль в пластике головы. Кость можно прощупать на всем протяжении, она имеет две ветви – правую и левую, которые почти под прямым углом уходят вверх и заканчиваются двумя отростками – суставным и венечным . Суставной отросток, расположенный сзади, венчает суставная головка, при открывании рта она продвигается вперед, выходя на суставный бугорок височной кости. Венечный отросток, находясь с внутренней стороны скуловой дуги, служит местом прикрепления височной мышцы.

Нижнечелюстная кость имеет шестнадцать зубных лунок, а верхнечелюстные кости по восемь каждая.

Высота головы имеет большое значение при определении пропорций: она составляет одну восьмую длины тела. Не следует, однако, забывать и об отклонениях от этого канона: высота черепа может укладываться в длине тела и 7,5–7 раз и даже менее, чем ниже рост человека, тем относительно больше его голова.

И наконец, последнее, что остается сказать, это о шее. Здесь надо пока ограничиться знанием, что череп связан со скелетом всего тела шейным отделом позвоночника, состоящим из семи шейных позвонков. Запомним для начала самый нижний – седьмой . На обнаженной шее он проступает отчетливо, и при рисовании играет роль ориентира.

Мышци головы

Мышцы головы имеют две основные функции, по которым они подразделяются на мимические и жевательные .

Эти основные функции и определяют их характер: при относительной слабости и нежности мимических мышц жевательные значительно мощнее и расположены по сторонам головы.


Рис. 4.

1. Височная мышца, 2. Жевательная мышца, 3. Двубрюшная мышца, ее заднее брюшко, 4. грудиноключичнососцевидная мышца, 5. Трапециевидная мышца, 6. Подъязычнолопаточная мышца, 7. Ключичная и грудинная порции грудиноключичнососцевидной мышцы, 8. Гортанное возвышение, 9. Треугольная мышца, 10. Мышца трубачей, 11. Скуловая мышца, 12. Носовые хрящи, 13. Квадратная мышца верхней губы, 14. Носовая мышца, 15. Круговая мышца глаза, 16. Лобная мышца, 17. Подъязычная кость, 18. Двубрюшная мышца, ее переднее брюшко.

Височная мышца хорошо заметна для глаза во время жевания. Она расположена в височной ямке, крепясь в верхней своей части к височному гребню, а в нижней к венечному отростку нижнечелюстной кости. Ее функция – поднимать нижнечелюстную кость и закрывать рот.

Собственно жевательная мышца крепится в верхней своей части к скуловой кости и к скуловой дуге, а внизу к нижнечелюстной кости, заполняя ее угол. Эта мышца так же хорошо просматривается при жевании. Она поднимает нижнечелюстную кость, смыкает зубы.

Мимические мышцы при своем сокращении осуществляют то, что мы называем мимикой – отражение эмоционального состояния посредством воздействия на всю кожу лица.

Располагаясь в верхней, средней и нижней частях лица, мимические мышцы делятся соответственно на три группы.

Прежде всего это лобная мышца . Вверху она крепится к сухожильному шлему , который облегает всю верхнюю часть черепа, а внизу к коже в области бровей, которые она и поднимает вместе с кожей, что является ее функцией. У внутреннего конца бровей, прикрепляясь одним концом к их коже, а другим к кости, бровная мышца сближает брови, образуя вертикальную складку.

Покрывая собой глазницу, круговая мышца глаза смыкает глазную щель и спускает брови.

Круговая мышца рта плотно смыкает ротовую щель, а вот открывание рта осуществляет большее количество мышц: скуловая мышца, мышца смеха, квадратная мышца верхней губы, квадратная мышца нижней губы, треугольная мышца, мышца трубачей .

Характерная особенность мимических мышц – они имеют свойство сокращаться не только самостоятельно, но и совместно с другими, что способствует чрезвычайному богатству пластического выражения эмоций на лице человека: неудовольствие, гнев, презрение, плач, смех, веселье, радость, удовольствие и т. д.

Мышци шеи

Форму шеи прежде всего определяет грудино-ключичнососцевидная мышца , получившая свое столь сложное название от мест прикрепления: вверху она крепится к сосцевидному отростку височной кости черепа, который уже упоминался в описании костей черепа. От сосцевидного отростка она направляется вниз и вперед, прикрепляясь двумя своими головками к ключице и грудине, грудной кости. Мышца хорошо видна на всем своем протяжении и в значительной степени определяет пластику шеи. Если смотреть на шею спереди, то внутренние порции, головки этой мышцы, крепясь к грудной кости, образуют всегда заметную так называемую яремную ямку . (При рисовании шеи яремная ямка, так же как и выступ седьмого шейного позвонка , позволяет правильно строить основание цилиндра шеи, именно их взаиморасположение и служит ориентиром.) Функция этой мышцы: при сокращении одного мускула он наклоняет голову в свою сторону, поворачивая лицо в противоположную. (У человека, смотрящего вправо, сокращается левая грудиноключичнососцевидная мышца.) При одновременном сокращении обоих мускулов происходит пригибание шеи к груди.


Рис. 5.

1. Лобная мышца, 2. Височная мышца, 3. Круговая мышца глаза, 4. Квадратная мышца верхней губы, 5. Скуловая мышца, 6. Мышца трубачей, 7. Мышца смеха, 8. Жевательная мышца, 9. Треугольная мышца, 10. Квадратная мышца нижней губы, 11. Грудиноключичнососцевидная мышца, 12. Гортанное возвышение, 13. Круговая мышца рта, 14. Трапециевидная мышца, 15. Яремная ямка, 16. Грудинная порция, 17. Ключичная порция грудиноключичнососцевидной мышцы, 18. Большая надключичная ямка, 19. Собачья мышца.

Продолжая рассматривать шею спереди, упомянем следующие образования: подъязычную кость (незаметную для глаза, ее можно только прощупать), а затем, еще ниже, гортань (щитовидный хрящ) , которая, наоборот, очень хорошо просматривается, образуя на передней поверхности шеи так называемое гортанное возвышение , сильно проступающее наружу у худых и пожилых людей.

К подъязычной кости крепится ряд мышц, оттягивающих ее вверх и вниз. При глотании эта кость поднимается вверх, увлекая за собой и гортанные хрящи, что легко заметно для глаза. Поднимают же подъязычную кость такие мышцы, как двубрюшная , имеющая две порции: нижней своей частью обе они крепятся к подъязычной кости, а верхними концами одна порция к сосцевидному отростку, а другая к нижнечелюстной кости. Опускают же подъязычную кость мышцы, идущие от нее вниз к грудине и лопатке.

При рассматривании шеи сбоку сразу бросается в глаза большая масса трапециевидной мышцы , охватывающей шею сзади и идущей от черепа вниз. Отметим, что впадина, ограниченная сзади трапециевидной мышцей, внизу ключицей, а спереди грудиноключичнососцевидной мышцей, называется большой надключичной ямкой .

Итак, пластическая анатомия шеи определяется заметными для глаза анатомическими образованиями: грудиноключичнососцевидной и трапециевидной мышцами, седьмым шейным позвонком, большой надключичной ямкой, яремной ямкой и гортанью – гортанным возвышением. При рисовании шеи надо помнить, что они образуют ее форму.

Формы глаза, носа и уха имеют, естественно, существенное значение для художника. Поэтому вкратце опишем их. Грубо говоря, глаз – это шар, находящийся в глазнице и снаружи облегаемый двумя складками кожи – веками, верхним и нижним, с нависающей над ним в той или иной степени третьей складкой (рис. 1). Глазное яблоко расположено в глазнице черепа среди жировой ткани, от характера которой зависит, насколько выступает или погружается оно в глазницу.


Рис. 6.

а) и в) 1. Глазное яблоко, 2. Лобная кость, 3. Носовая кость, 4. Носовые хрящи

б) 1. Внутренний угол глаза и слезное мясцо, 2. Зрачок, 3. Радужная оболочка, 4. Белочная оболочка

г) Схема глаза

д) 1. Козелок, 1 1 . Противокозелок, 2. Бугорок, 3. Завиток, 4. Противозавиток, 5. Долька, 6. Полость ушной раковины.

Та часть глазного яблока, которую мы видим через глазную щель при открытых веках, это белочная оболочка или белок , спереди он переходит в выпуклую прозрачную роговую оболочку , под которой расположена радужная оболочка , она содержит пигмент и состоит из мышц, идущих в радиальном и в окружном направлении. Посредине радужной оболочки имеется отверстие – зрачок . Поскольку мышечные волокна радужной оболочки расположены радиально и по окружности, этот зрачок может сужаться и расширяться: расширяется он при недостатке света, а суживается при его обилии.

Глазное яблоко защищено ресницами и веками, последние при мигании увлажняют глаз слезой, для чего во внутреннем его углу имеется углубление – слезное озеро с выступающим наружу образованием, так называемым слезным мясцом .

При рисовании глаза обратите внимание на то, как лежит веко на шаровидной форме глазного яблока, в какой степени нависает над ним (особенно у пожилых и старых людей) подбровная складка кожи.

Ухо. Ушные раковины составляют вместе с наружным слуховым проходом наружное ухо . Основой ушной раковины является эластичный ушной хрящ , он отсутствует лишь в нижней ее части – дольке . Ушная раковина состоит из полости, завитка и противозавитка, козелка и противокозелка . Позади козелка ушная раковина переходит в наружный слуховой проход. Учитывайте это при определении места уха на голове во время рисования. Напоминаю: слуховой проход располагается на черепе под скуловым отростком височной кости.

В отличие от уха нос имеет как костный, так и хрящевой скелет. Верхнюю часть носа определяют две носовые косточки , по сторонам лобные отростки верхнечелюстных, правой и левой, костей. Кроме того, костная часть перегородки носа внутри носовой полости. Хрящи же делятся на боковые, хрящи крыльев носа и хрящ перегородки носа .

Пластические формы глаза, уха и носа у различных людей бесконечно разнообразны, и надо стараться, рисуя голову и установив прежде всего характер ее большой формы, не менее внимательно проследить и передать характер формы глаза, носа, уха. Рисовать не глаз вообще, пусть верно построенный, не нос вообще, а именно данный глаз, данный нос, данное ухо.

В заключение просим рассмотреть внимательно рис. 1 и проанализировать формы головы на основе всего того, о чем здесь говорилось и что, надеемся, вы внимательно проштудировали. Ну, например: на каких анатомических образованиях лежит граница большой корпусной тени головы и шеи?

Вам, например, нетрудно будет найти конфигурацию треугольной мышцы или, скажем, лобного бугра. Но ищите дальше, постарайтесь внимательно просмотреть в этом отношении всю голову.

Рисуйте теперь голову сами. Все время задавайте себе вопросы: Что я рисую? Что образует, лепит данную форму? И не стесняйтесь проверять себя при этом по тексту и таблицам.

A NATOMY

ВЕРА ВЕЛИЧКО

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКУССТВО

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ

СЕКРЕТЫ ЖИВОГО ТЕЛА

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Москва «Полиграфиня»

ВЕРА ВЕЛИЧКО

А НАТОМИЯ

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Москва «Полиграфиня»

Величко В. А.

А 00 Анатомия для художников. Учебное пособие. Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.

© Вера Величко

ISBN 000-0-00000-000-0

У каждого художника есть на полке книга по анатомии,

и возможно не одна. О днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хватает на это ни времени, ни сил.М ы закрываем эти книги, испуганные объемом материалов,

и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки» Э та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время

и психику. О на представляет собой сборник практических советов, прведенных в наглядной системе.О на легка в использовании, понятна даже начинающим художникам,

и полезна даже опытным.

И так, приятного чтения!

8 В ВЕДЕНИЕ

2 0 А НАТОМИЯ КИСТИ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕР РАКУРСЫ

5 4 О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РАКУРСЫ

7 4 М УЖСКОЙ КОРПУС

10 2 Ж ЕНСКИЙ КОРПУС

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ

В ВЕДЕНИЕ

ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ


Микеланджело

Буонарроти Сотворение Адама

ВВЕДЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, находящихся в постоянном движении. Мало только изучить анатомию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяются мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.

Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к неверной интерпретации происходящего.

От наскальной живописи до

фотореализма

Столетиями люди художники учились изображать действи-

тельность, постепенно переходя от упрощенных форм

к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва-

ли законы природы, так художники открывали один за другим

изобразительные законы и изобретали новые материалы для

рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной

модели становилась все более живой, объемной, реальной.

Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто-

ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди

больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей

из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы

рисуете с натуры - тем лучше.

Немая беседа

Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета

на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян-

джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе,

каждый зритель может интерпретировать изображение

по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между

творцом и творением, миниатюра их общения.

Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза-

ми персонажей и общей композицией.

Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими

должны быть позы и расположение героев, чтобы передать

нужные вам чувства и ситуацию.


Микеланджело

Буонарроти Сотворение Евы

Характер образа

На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод. Характер передается не только позой, но и личными особенностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впечатление о человеке, основываясь только на его внешности. Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная мамашка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...

Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в противном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добродушный маньяк.

Пророк Исайя

Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе. Впечатление: Интеллектуал, любит филосовствовать на любые темы.

Пророк Иоиль

Сосредоточен на чтении, утонченные, но суровые черты лица. Впечатление: Философ, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.

Пророк Иезекииль

Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза. Впечатление: Спорщик, немного бунтарь, возможно - недалекого ума.

Пророк Иеремия

Большое тело, темное лицо, слегка опущенные плечи, взгляд в пол.

Впечатление: Молчаливый и сильный песонаж, многое

Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении. Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...

Сокращения

Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика

короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В некоторых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выдает совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предугадать, даже если досканально знать анатомию.

О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выходные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.

И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.


А НАТОМИЯ КИСТИ

ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Поделиться: