Синдром выгорания медицинских работников. Синдром эмоционального выгорания: профилактика и лечение Синдром выгорания у медицинских


переутомление здоровье эмоциональный выгорание


Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников


Место проведения практики – частная стоматологическая клиника Область интересов организации – медицина. Коллектив организации состоит из 7 человек (трое мужчин и четверо женщин), включая руководителя.

Для практической работы была выбрана тема "Синдром эмоционального выгорания".

Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Главной причиной считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) и стрессы длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к эмоциональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. К профессиональным факторам риска относят альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители).

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома:

· физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, бессонница, головокружение, повышение артериального давления);

· эмоциональные симптомы (пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, агрессивность, раздражительность, тревога, чувство одиночества);

· поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы);

· интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, формальное выполнение работы);

· социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой).

Так как данный коллектив относится к "группе риска" возникновения синдрома эмоционального выгорания по профессиональному критерию по напряженной работе без выходных дней, целесообразно провести диагностику эмоциональной сферы коллектива.

Для выявления в данном коллективе уровня эмоционального выгорания из психодиагностических методик использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте "Да", "+", а в случае несогласия - "Heт", "-" .


Текст опросника

1. Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.


2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.


3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).


4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).


5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.


6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.


7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.


8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).


9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.


10. Моя работа притупляет эмоции.


11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.


12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.


13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.


14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.


15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.


16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.


17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.


18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.


19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.


20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.


21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.


22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.


23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.


24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.


25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.


26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.


27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.


28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.


29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.


30. В общении не работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".


31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.


32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).


33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.


34. Я очень переживаю за свою работу


35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.


36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.


37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.


38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.


39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.


40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.


41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.


42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.


43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.


44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.


45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.


46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.


47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.


48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.


49. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.


50. Успехи в работе вдохновляют меня.


51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.


52. Я потерял покой из-за работы.


53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.


54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.


55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.


56. Я часто работаю через силу.


57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.


58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.


59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.


60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.


61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.


62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.


63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.


64. Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.


65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.


66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.


67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.


68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.


69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.


70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.


71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.


72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.


73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.


74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.


75. Моя карьера сложилась удачно.


76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.


77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.


78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.


79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.


80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.


81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.


82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.


83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.


84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.



В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

Напряжение: переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5); неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3); "загнанность в клетку": +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5); тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).

Резистенция: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5); эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5); расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5); редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).

Истощение: эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2); эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10); личностная отстраненность (деперсонализация): +11(2),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10); психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов – фаза не сформировалась; 37-60 баллов – фаза в стадии формирования; 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Полученные по группе результаты.


Данные испытуемого

напряжение

резистенция

истощение

В.А., 45 лет, муж.

Л.Т., 38 лет, муж. Рук - ль

Т.П., 32 года, жен.

Л.Ф., 38 лет, жен.

А.И., 31 год, жен.

Г.М., 30 лет, муж.

В.Г., 26 лет, жен.


В целом по группе: Напряжение - 46; Резистенция – 38,4; Истощение – 46,3.

Из полученных результатов видно, что состояние большинства испытуемых неблагоприятно. У всех испытуемых все фазы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования, у одного испытуемого наблюдается сформировавшаяся стадия напряжения. Можно также отметить высокое напряжение и истощение руководителя коллектива.

Проведенная мини – диагностика свидетельствует о важности разъяснения и объяснения такого понятия как синдром эмоционального выгорания, а также о стрессогенных факторах, приводящих к нему. Ведь проявления этого синдрома негативно сказывается на общении с большим количеством людей, эмотивных способностях и эмоциональной устойчивости. Более того, синдром эмоционального выгорания прогрессирует с каждым моментом напряжения или неудач и грозит общим нарушением здоровья и трудовой дееспособности.

Синдром профессионального выгорания – состояние, развитие которого происходит на основании хронических стрессов, испытываемых человеком на работе. Подобные процессы в конечном счете приводят к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов человека. Профессиональное выгорание является следствием внутреннего накапливания отрицательных эмоций. Когда человек не имеет возможности своеобразной «разрядки», то рано или поздно у него обязательно разовьется подобный синдром.

Синдром профессионального выгорания провоцирует у человека развитие апатичного состояния

Фраза «сгорел на работе» имеет вполне серьезный подтекст, ведь человек, уделяющий своей профессиональной деятельности все свободное время и не имеющий психологической разрядки, оказывается в группе риска по развитию данного синдрома. Его организм при этом будет истощаться не только морально, но и физически. Подрывается здоровье, утрачивается интерес к жизни.

Поначалу в работе на пике сил нет ничего плохого. Однако если подобное будет продолжаться в течение длительного времени, то ситуация начнет накаляться, становиться стрессовой, пока и вовсе не обернется хроническим стрессом. У таких людей возникает хроническая усталость, со временем утрачивается всякий интерес не только к работе, но и к хобби, семье и друзьям. Подобные симптомы очень походят на признаки депрессии.

Синдром выгорания провоцирует у пациента развитие таких последствий:

  • нервное истощение;
  • апатичное состояние;
  • потеря любой мотивации;
  • проблемы с концентрацией внимания.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Темпы его развития индивидуальны для каждого отдельно взятого человека, условий его труда, образа мышления и т. д.

Мнение, что любая напряженная работа непременно вызовет развитие синдрома профессионального выгорания, является ошибочным. Если человек умеет сочетать работу и отдых, то даже при высоких рабочих нагрузках он может чувствовать себя абсолютно нормально.

Причины

Различают общие и специфичные причины данного синдрома. К общим относится:

  • ведение профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях, столкновения с непредсказуемыми обстоятельствами и т. д.;
  • необходимость много общаться, в том числе и с отрицательно настроенными личностями;
  • жизнь и работа в мегаполисах, где человеку навязывается общение с большим количеством малознакомых людей, необходимость непредвиденных контактов, которые нередко оборачиваются негативным опытом.

Последний фактор оказывает особо сильное влияние на закомплексованных и неуверенных в себе людей, делая их еще менее общительными и депрессивно настроенными.

Специфичными причинами профессионального выгорания выступают:

  • профессиональные проблемы, связанные с условиями труда или карьерным ростом, зарплатой, состоянием рабочих мест и т. д.;
  • повышенная вероятность получения травм и летальных исходов в связи с родом профессиональной деятельности;
  • социальная незащищенность, отсутствие медицинской страховки и т. д.;
  • угрозы со стороны клиентов (пациентов) обратиться в суд с определенными претензиями (основная причина развития синдрома профессионального выгорания у медицинских работников);
  • необходимость общения с агрессивно настроенными клиентами или пациентами, которые делают попытки решения своих психологических проблем за счет оппонента.

В меньшей степени профессиональное выгорание касается людей, у которых имеется опыт успешного преодоления стрессов на работе. Если человек проявляет гибкость и способен подстраиваться под изменяющиеся условия, формировать у себя позитивный настрой, то развитие подобного синдрома ему не грозит.

Как распознать выгорание?


Постоянно сонливое состояние – первый признак синдрома профессионального выгорания

Установлен целый комплекс симптомов, позволяющих безошибочно определить синдром профессионального выгорания. Условно их можно разделить на три группы:

  • психофизические;
  • поведенческие;
  • социально-психологические.

Психофизические признаки:

  • пациент ощущает физическое и эмоциональное истощение;
  • возникает постоянная усталость, которая наблюдается не только после трудового дня, но и по утрам (данный симптом свидетельствует о развитии хронической усталости);
  • головные боли, которые возникают часто и без каких-либо причин;
  • одышка вследствие даже незначительной эмоциональной или физической нагрузки;
  • сонливое состояние, заторможенность;
  • изменение веса (возможно как уменьшение, так и увеличение);
  • бессонница, которая может проявляться как полностью, так и частично;
  • астенизация – общая слабость, быстрая утомляемость, снижение гормональных показателей;
  • расстройства работы пищеварительной системы;
  • снижение слуха, обоняния, осязания и зрения, частичная утрата телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы проявляются следующим образом:

  • общая подавленность и безразличие ко всему, в том числе и к результатам собственной деятельности;
  • постоянные негативные эмоции, которые совершенно неоправданны;
  • повышенная тревожность – человек боится, что что-то сделал не так;
  • раздражительность по незначительным поводам;
  • отсутствие веры в профессиональные или личностные перспективы;
  • постоянное чувство страха ошибиться, проявление гиперответственности;
  • высокая частота нервных срывов, когда у пациента возникает ничем не мотивированный гнев или отказ от общения с окружающими.

Поведенческие симптомы включают в себя:

  • отказ от принятия решений, которых требует ответственная должность;
  • безответственность;
  • ощущение постоянного усложнения работы;
  • склонность к кардинальной смене рабочего режима;
  • ощущение своей абсолютной бесполезности, отсутствие энтузиазма и полное безразличие к результатам проделанной работы.

При развитии данных симптомов человеку необходим полноценный отдых. Возможно, ему также понадобится психологическая помощь для объективной оценки ситуации на работе.

Осложнения и последствия


При синдроме начинает развиваться хроническая депрессия и чувство подавленности

Начавшись с банальной усталости, синдром профессионального выгорания педагога может привести к плачевным последствиям, которые негативно отразятся не только на психическом, но и на физическом здоровье человека. На последних стадиях патологии индивид полностью утрачивает трудоспособность. Он больше не хочет и психологически не может выполнять привычную работу, и даже перемена деятельности не приносит ощутимых результатов.

На фоне подобных изменений растет чувство недовольства собственной жизнью, разочарование в себе. В результате развиваются хронические заболевания, которые угрожают жизни человека. Возникает чувство полного отчаяния, которое нередко приводит к мыслям о суициде.

В современной медицине различают два вида последствий синдрома профессионального эмоционального выгорания:

  1. Физиологические отклонения. Нарушается работа сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивается ожирение и проблемы с позвоночником. Иммунитет падает, из-за чего организм становится восприимчивым к развитию ряда инфекционных заболеваний.
  2. Психологические отклонения. Развивается хроническая депрессия, чувство подавленности. У ряда пациентов развиваются проблемы со сном и раздражительность. Как следствие – появляется ряд проблем соматического характера.

Диагностика

Ввиду яркой симптоматики любой опытный психолог и психиатр сможет безошибочно определить синдром эмоционального выгорания уже при первом общении с пациентом. Задавая наводящие вопросы, специалист определит вид и степень психического отклонения. Для полноты картины заболевания могут быть использованы психиатрические тесты.

Лечение

Речь идет о патологическом состоянии, которое будет усугубляться без адекватного лечения. Терапия данного расстройства предполагает следующее:

  1. Отдых и здоровый сон. Прием даже сильнодействующих средств будет малоэффективен без качественного отдыха. Очень важно, чтобы человек начал выделять определенное время на занятия хобби, на общение с близкими людьми. Специалисты рекомендуют спать не менее 7 часов в день. Также желательно около 15 минут в течение трудового дня отводить для полного расслабления.
  2. Прием успокоительных средств. Рекомендуется при запущенном течении недуга. Препараты и курс приема должен назначать исключительно специалист.
  3. Посещение психотерапевта с целью выработать положительный настрой и научиться основам самоконтроля.
  4. Очень эффективным считается так называемый «принцип порога». Данная методика предполагает отделение работы от частной жизни. Подобные упражнения являются необходимыми для людей, страдающих от синдрома профессионального выгорания.

Профилактика выгорания на работе


Регулярные прогулки на свежем воздухе – отличное средство для профилактики синдрома профессионального выгорания

Людям, ведущим интенсивную трудовую деятельность, очень важно знать, как проводится профилактика синдрома профессионального выгорания. Для этого нужно следовать таким советам:

  1. Не следует делать работу центром своей жизни. Необходимо время от времени переключаться на другие занятия: семью, хобби, путешествия.
  2. Желательно распределять работу на весь день, делая передышки.
  3. Следует выработать по возможности спокойное отношение к проблемам, не допускать стрессов.
  4. Занятия спортом позволят поддерживать организм в тонусе.
  5. Не стоит отказываться от отпуска. Раз в году нужно обязательно отдохнуть от рабочих будней.
  6. Прогулки на свежем воздухе – отличное средство, чтобы отвлечься.
  7. Нужно обязательно строить планы на будущее, ставить для себя цели и достигать их.

Название “эмоциональное выгорание” присвоено синдрому, появляющемуся на фоне хронического стресса у медработников и представителей других профессий, работа которых связана с постоянным общением с людьми. Появление синдрома эмоционального выгорания ведет к истощению эмоциональных и энергетических ресурсов сотрудника клиники. О том, как распознать симптомы такого синдрома, как использовать различные методы профилактики эмоционального выгорания и как с ними бороться – в нашей статье.

Причины синдрома профессионального выгорания медработников

Основная причина, из-за которой возникает синдром профессионального выгорания у врачей, медсестер и других медицинских сотрудников, – внутреннее накопление отрицательных эмоций и невозможность получить эмоциональную "разрядку" от их присутствия.

Оценить работу всех сотрудников клиники можно в удобной программе Клиника Онлайн.

Попробовать Клинику Онлайн

Врачи и средний медицинский персонал медклиник имеют значительный шанс стать обладателями синдрома эмоционального выгорания. Причин профессионального выгорания медработников несколько. К общим относятся:

  • постоянное плотное общение с пациентами, которые к тому же могут быть негативно настроенными;
  • медики вынуждены работать в часто меняющихся условиях, и в рамках профдеятельности часто сталкиваются с непредсказуемыми обстоятельствами.

Дополнительные причины профессионального выгорания медработников и риск появления синдрома эмоционального выгорания привносят особенности жизни в мегаполисах:

  • зачастую навязываемое общение с посторонними лицами;
  • взаимодействие с множеством незнакомых людей;
  • необходимость присутствия в общественных местах среди большого числа людей;
  • недостаток средств и времени для улучшения состояния здоровья.

ФАКТ
В особую группу риска в сфере синдрома эмоционального выгорания стоит отнести врачей и медработников онкологических клиник , а также сотрудников скорой помощи.

К специфическим причинам профессионального выгорания медработников и появления синдрома эмоционального выгорания у медиков можно отнести:

  • сложности профессионального характера (например, проблемы в области карьерного роста или не слишком высокая зарплата, учитывая нагрузку на сотрудника). Стимулом к возникновению синдрома эмоционального выгорания может стать и состояние рабочих мест. К примеру, отсутствие необходимого для работы доктора оборудования или недостаточное количество лекарственных средств;
  • причиной профессионального выгорания медработников может стать и то, что в некоторых случаях больному помочь просто невозможно, несмотря на все затрачиваемые усилия. Для онкологов, в частности, характерна априори более высокая летальность, по сравнению с другими отделениями клиник;
  • взаимодействие с находящимися в стрессовом состоянии пациентами и их близкими;
  • еще одной причиной профессионального выгорания медработников становится периодически возникающая угроза обращений родственников пациентов в случае летального исхода в суд или с жалобами к руководству.

Кто меньше подвержен риску профессионального выгорания врачей

Угрозе профессионального выгорания в меньшей степени подвержены сотрудники, обладающие определенным наборов качеств:

  • обладающие эмоциональной гибкостью либо те, кто уже преодолевал когда-либо профессиональный стресс;
  • люди с высокой самооценкой, уверенные в себе;
  • еще одна категория людей, устойчивых к синдрому профессионального выгорания, – сотрудники с позитивным складом ума, обладающие чувством юмора, поддерживающие таким образом и себя, и коллег в тяжелых ситуациях.

https://ru.freepik.com

Для предупреждения ситуаций эмоционального выгорания также нужна профилактика. Но важнее всего регулярно воздействовать на причины профессионального выгорания медиков.

Симптомы синдрома профессионального выгорания врачей

Перед тем, как проводить мероприятия по профилактике эмоционального выгорания, необходимо оценить, на какой стадии сотрудник находится. Выделяют три группы симптомов синдрома эмоционального выгорания: психофизические симптомы, социально-психологические и поведенческие.

Психофизические симптомы

  • ощущение непроходящей усталости, которая возникает с самого утра;
  • эмоциональное истощение сотрудника;
  • ослабление реакций на изменения во внешнем окружении: например, у медработника нет страха при наступлении опасной ситуации, у него нет любопытства при возникновении чего-то нового;
  • астенизация организма медработника (постоянная слабость, снижение общей активности, ухудшение показателей биохимии крови, ухудшение гормональных показателей);
  • возникновение частых головных болей без явной причины, частые расстройства работы ЖКТ;
  • резкое изменение показателей веса, как в одну, так и в другую сторону;
  • проблемы со сном;
  • заметное снижение эмпатии и чувствительности;
  • ухудшение работы органов чувств.

Социально-психологические симптомы

  • постоянно сниженный эмоциональный тонус, медработник испытывает чувство подавленности;
  • высокая раздражительность и агрессивная реакция на малозначимые события;
  • появление нервных срывов – например, вспышек необоснованного гнева или, нежелание общаться;
  • постоянное безосновательное переживание негативных эмоций;
  • повышенная тревожность;
  • гиперответственность и опасения не справиться с обязанностями;
  • негативное отношение к жизни и работе, уверенность, что бесполезно что-либо делать – результата не будет.

Поведенческие симптомы

  • ощущение, что врачу все труднее выполнять постоянные обязанности;
  • изменения в рабочем режиме – врач может рано приходить на работу и поздно уходить, но объем работы выполнять тот же, либо опаздывать и рано уходить домой;
  • неверие в улучшения, уменьшение энтузиазма в выполнении профессиональных обязанностей, безразличие к результатам своей работы;
  • нежелание выполнять важные задачи, фокусировка на маловажных деталях, траты большей части рабочего времени на неэффективные действия.

Наступление таких симптомов – прямой сигнал о том, что врач нуждается и в отдыхе, и в мероприятиях, помогающих защититься от наступления синдрома профессионального выгорания.

Стадии профессионального выгорания по методике В.В. Бойко

Стадии профессионального выгорания включают в себя несколько фаз.

Фаза напряжения

Эту фазу синдрома эмоционального выгорания характеризуют следующие признаки:

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств

Этот признак появляется на фоне переживания психотравмирующих факторов работы, которые сам врач устранить не может. На этом этапе стадии профессионального выгорания невозможность повлиять на ситуацию и становится первым толчком к началу «выгорания».

2. Неудовлетворенность собой

Так как врач не может повлиять на ситуацию, негативные эмоции только нарастают. В результате эмоции начинают воздействовать на отношение ко всему – к себе, к работе, к каким-либо ситуациям на ней.

3. Ощущение «загнанности в клетку»

Его появление становится логическим продолжением постоянно нагнетающегося стресса. Результат – состояние интеллектуально-эмоционального ступора, который является свидетельством наступления стадии профессионального выгорания.

4. Депрессивно-тревожное состояние

Высшая степень напряженности, завершающая формирование этой стадии профессионального выгорания врачей, – разочарование в себе, в профессии или месте работы.


https://ru.freepik.com

Фаза резистенции

В это период профессионального выгорания и развития синдрома эмоционального выгорания врач пытается снизить давление внешних обстоятельств, защититься от них.

Эту стадию профессионального выгорания характеризуют следующие признаки:

Врач начинает ограничивать эмоциональную отдачу пациентам, выборочно реагируя на ситуации, и не замечая этого. Человек уделяет внимание кому-либо лишь по настроению, проявляя невежливость, эмоциональную черствость и равнодушие. Коллеги это обычно интерпретируют как неуважение, но это лишь свидетельство начала второй стадии профессионального выгорания.

2. Нравственная дезориентация

Врач начинает осознавать, что его отношения с пациентами и коллегами далеки от идеала, но оправдывает себя: «я не обязан сочувствовать каждому», «должен ли я за всех волноваться?», и т.п.

Однако же врач не имеет морального права делить пациентов на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Профессионализм врача включает в себя не только исполнение профессионального долга, но и безоценочное отношение к людям и уважение к каждой личности.

3. Усиление экономии эмоций

«Жертвами» эмоционального выгорания на этой стадии профессионального выгорания становится члены семьи врача или его близкие. Ему не хочется ни с кем общаться, а когда общение все же происходит, оно ведется на повышенных тонах.

4. Упрощение профессиональных обязанностей

Этот эффект демонстрирует стремление врача, переживающего эмоциональное выгорание, сократить те обязанности, выполнение которых требует проявления какой-либо эмоциональности.

Фаза истощения

Третья стадия профессионального выгорания врача, так называемая фаза истощения – характеризуется ослаблением и ухудшением работы нервной системы. Состояние эмоционального выгорания кажется врачу нормальным - хотя на деле таковым, конечно же, не является. Эту стадию профессионального выгорания можно определить по следующим симптомам:

1. Ощущение «эмоционального дефицита». Врачу кажется, что он не в состоянии помогать своим пациентам. Он не способен на соучастие и сопереживание. В общении заметны раздражительность, резкость и грубость.

2. Эмоциональная отстраненность . На этой стадии профессионального выгорания врач практически полностью исключает эмоции из всего, что касается работы. Хотя в других сферах способен эмоционально реагировать.

ВАЖНО

Пациента, который пришел к врачу, ожидая помощи, серьезно травмирует такое отношение. Особенно если это ярко выраженная форма отстраненности, когда врач явно демонстрирует, что проблемы пациента и сам пациент его абсолютно не волнуют, или, больше того, врачу плевать на чувства пациента. Если речь идет о частной клинике вследствие влияния синдрома эмоционального выгорания она начнет стремительно терять клиентов либо получать негативные отзывы, влияющие на репутацию клиники в целом.

3. Деперсонализация отстраненности . На этом этапе синдрома профессионального выгорания врач становится эмоционально отстраненным не только на работе, но и в других областях при общении с кем бы то ни было.

ВНИМАНИЕ

При игнорировании развития этого симптома у врача может возникнуть антисоциальный настрой. Он может утверждать, что ненавидит всех людей, что работа с пациентами ему не интересна, не важна. Он убежден в этом и готов защищать свою точку зрения. В такой ситуации, особенно если у такого сотрудника есть предпосылки к появлению психопатических состояний, работа с людьми ему противопоказана.

4. Появление психосоматических нарушений у врача . При нарастании негатива на данной стадии профессионального выгорания у врача иногда даже мысль о трудных больных, способна вызывать ухудшение настроения, неприятные ощущения в области сердца, и даже обострения хронических заболеваний. Работа сотрудника в таком состоянии на его должности способна не только навредить клинике, но и негативно повлиять на здоровье самого врача – вплоть до летального исхода.

Методы профилактики эмоционального выгорания

Эффективность мер профилактики эмоционального выгорания в первую очередь зависит от того, готов ли сам врач работать над собой в этом направлении. Но что делать, если профилактика эмоционального выгорания не проводилась, а синдром уже появился? Вот несколько упражнений, которые способны помочь при самостоятельном избавлении от синдрома профессионального выгорания.

  • Уходя с работы, оставляйте все проблемы и сложности рабочих моментов за дверью кабинета. Не приносите проблемы профессиональной деятельности в семью или к друзьям. Не носите в себе груз проблем. Эта рекомендация подойдет и как метод профилактики эмоционального выгорания.
  • Используйте в качестве отвлекающих элементов от проблем во время рабочего дня фотографии близких, красивые пейзажи, и так далее. Размещайте их на рабочем столе компьютера или в качестве декоративных элементов на столе или стенах - и время от времени смотрите на них, мысленно «уходя» в более комфортную обстановку. Данный совет также подходит в качестве метода профилактики эмоционального выгорания.
  • Два-три раза в течение рабочего дня выходите минимум на десять минут на свежий воздух.
  • Используйте приемы ароматерапии. Вам поможет запах цитрусовых (например, от саше, ароматизатора, или от реального фрукта).

https://ru.freepik.com

Крайне важна постоянная профилактика профессионального выгорания. Для предотвращения появления профессионального выгорания врачей можно использовать следующие методы профилактики эмоционального выгорания:

  • применять "тайм-ауты" во время работы;
  • определять краткосрочные и долгосрочные целей при постановке рабочих задач. Успешное достижение краткосрочных целей мотивирует и повышает эффективность работы над собой;
  • овладевать навыками саморегуляции, снижая уровень стресса;
  • заниматься профессиональным саморазвитием, обмениваясь опытом с коллегами и повышая социализацию;
  • стабилизировать эмоциональное общение, чаще делиться своими чувствами не только с коллегами, но и с представителями других профессиональных областей – это также понижает уровень стресса;
  • поддерживать хорошую физическую форму – вредные привычки усугубляют симптомы выгорания.

Методы профилактики эмоционального выгорания у сотрудников, которые может использовать руководитель клиники:

  • не предъявлять непомерно высоких требований к медработникам;
  • оптимизировать распределение рабочих задач между сотрудниками, распределяя их равномерно;
  • модифицировать рабочие процессы , вызывающие чрезмерный стресс;
  • сформировать при необходимости специальные психологические группы поддержки друг друга;
  • дать возможность сотрудникам, если требуется, работать не на полную ставку;
  • мотивировать сотрудников к участию в жизни коллектива, и обязательно – для принятия тех решений, которые непосредственно влияют на условия их работы;
  • обучение сотрудников проведению антистрессовых мероприятий на рабочем месте;
  • создание комнат отдыха для сотрудников клиник.

Работа с синдромом профессионального выгорания врачей в России за рубежом

Зарубежные специалисты рекомендуют вести работу с синдромом эмоционального выгорания у медицинских работников с помощью профилактических тренингов, в частности, сеансов групповой психотерапии. Кроме этого, применяется широкий перечень дополнительных способов в качестве методов профилактики эмоционального выгорания – посещение лекций о методах преодоления стресса, массаж, расслабляющие ванны, занятия фитнесом и скандинавской ходьбой и так далее.

Однако главенствующая роль в борьбе этим синдромом отдается именно профилактике эмоционального выгорания и влиянию на причины профессионального выгорания медработников.

ФАКТ

В Германии сотрудник может не прийти на работу, если он страдает депрессией или синдромом профессионального выгорания. Это состояние считается психологической болезнью. При этом заработная плата в полном объеме сохраняется в течение шести недель. Однако сотрудник должен уведомить о своем невыходе на работу руководство перед началом рабочего дня например, по телефону или электронной почте, и обязательно предоставить медицинское подтверждение того, что он действительно болен не позднее четвертого дня отсутствия, а лучше в первый же день. В дальнейшем подверженный синдрому профессионального выгорания сотрудник компании регулярно наблюдается у врача и возвращается на работу после окончания лечения.

В России внимание к синдрому эмоционального выгорания, причинам профессионального выгорания медработников и методам профилактики эмоционального выгорания впервые было привлечено в 2016 году. В частности, в Чите был открыт Центр психологической поддержки сотрудников городского здравоохранения.

Психологи центра проводят консультации по профилактике эмоционального выгорания и тренинги, повышая развитие коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения. Они исследуют причины профессионального выгорания медработников, проводят диагностику, анализируют стадии профессионального выгорания, а также организуют различные мероприятия, позволяющие медикам, пережившим синдром профессионального выгорания, вернуться к нормальной работе.

Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами.

Медицинский работник облечен доверием общества, поэтому внимание и гуманизм медицинского работника, его уважение к больному не должны определяться наигранной обходительностью и приторной слащавостью его слов, хорошими, но фальшивыми манерами. Он должен обладать чувством долга, ответственностью, эмпатийностью, неистовым терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т.д.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п.

Существует классификация профессий по "критерию трудности и вредности" деятельности (по А.С. Шафрановой, 1925):

1. Профессии высшего типа - по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа - подразумевают работу только над предметом.

3. Профессии низшего типа - после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа именно по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.

В обязанности медицинских работников входит оказание медицинской помощи гражданам, а нередко такая помощь должна быть неотложной, оказываемой в ситуации сильнейшего стресса, переживаемого пациентом, оказавшимся в тяжелом состоянии. По ходу своей деятельности медицинские работники ведут учет состояния здоровья пациента, назначают ему необходимые медицинские средства, тем самым берут на себя ответственность за его дальнейшее состояние. На медицинского работника возлагается большая ответственность за жизнь и здоровье населения на вверенном ему участке, что, несомненно, вызывает у данной категории сотрудников повседневную подверженность стрессовым ситуациям и способно отразиться на его душевном здоровье.

Коммуникативная сторона деятельности медицинских работников имеет немаловажное значение, т.к. в ходе ее сотрудник учреждения здравоохранения должен оказать помощь пациенту, и часто такая помощь выступает не столько медицинской, сколько психологической. Медицинский работник обязан поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации, проявить заботу, внимание, эмпатию. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности.

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.

К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся:

· большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;

· повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;

· ответственность за жизнь и здоровье других людей;

· производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

Анализ конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что среди причин, вызывающих выгорание медиков, можно выделить общие и специфичные.

К общим причинам относятся:

· интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;

· работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;

· особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести:

· проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень зп, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования для качественного и успешного выполнения своей работы);

· невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;

· более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;

· воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;

· тенденция последнего времени - угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним "выгоранием". Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствует о силе, но нередко это становится их слабостью.

Схема 1. Составляющие элементы синдрома профессионального выгорания

На схеме 1 представлены основные составляющие компоненты синдрома профессионального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Рассмотрим подробнее особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики профессионалов, работающих в бригадах скорой помощи.

"Выгоревшие" работники скорой помощи указывают на многочасовой характер работы, большое количество вызовов, недостаток оборудования и медикаментов, нечеткое планирование трудовой деятельности (нестабильный график работы). У медицинских работников скорой помощи повышенная ответственность за исполняемые ими функции и операции. Врачи и фельдшера работают "на износ" - ведь ответственность и самоконтроль очень велики. В результате возможно появление тревожности, депрессии, эмоциональной ригидности, эмоционального опустошения. Персонал скорой помощи постоянно имеет дело с психологически трудным контингентом (тяжелые и умирающие больные). Иногда возникают конфликтные случаи в системе "руководитель-подчиненный", чаще в системе "коллега-коллега", когда работающие в бригаде врач и фельдшер - люди с совершенно разными взглядами и позициями на определенные вещи.

Все перечисленное выше относится к внешним факторам (особенности профессиональной деятельности), вызывающим синдром "эмоционального выгорания".

К внутренним факторам (индивидуальные характеристики самих профессионалов) можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности.

Около 20 % молодых специалистов скорой помощи уходят в первые пять лет своего трудового стажа. Они или меняют профиль работы, или же вообще меняют профессию. Врачи и фельдшера спустя 5-7 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Причиной является истощение эмоционально-энергетических ресурсов и в связи с этим поиск способов их восстановления и сбережения. Действительно, бывает так, что в работе чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты; возможны слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности.

К основным симптомам "эмоционального выгорания" медицинских работников скорой помощи можно отнести (согласно проведенным клинико-психологическим беседам):

· усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

· психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

· бессонницу;

· негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

· отрицательную настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше "это дело на всю жизнь");

· стереотипизацию личностной установки, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий,

· ригидность мыслительных операций;

· агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

· функциональное, негативное отношение к себе;

· тревожные состояния;

· пессимистическую настроенность, депрессию, ощущение бессмысленности происходящих событий.

Одно из первых мест по риску возникновения выгорания занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания.

По роду своей деятельности медсестры обязаны четко знать и применять полученные ими теоретические знания на практике, проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни, организовывать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, проведение предварительного сбора анамнеза, предварительный осмотр больного), выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и в стационаре, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций и т.д.

Медицинская сестра повседневно должна быть готова к оказанию неотложной помощи, тем самым она переживает стрессовые ситуации, связанные с выполнением ею профессиональной деятельности, что позволяет говорить о подверженности медсестер риску профессионального выгорания. Если рассматривать факторы риска социально-профессиональной природы медицинских сестер, то следует выделить длительное эмоциональное напряжение специалистов, связанное с ответственностью за жизнь и здоровье людей, их повседневную подверженность стрессу, столкновение с чужой болью, а в итоге, хроническую усталость, перенапряжения.

Постоянное столкновение с чужой болью, страданиями, проблемами, связанными с вопросами жизни и здоровья неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости, и как следствие, к профессиональному выгоранию медицинских сестер.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным "выгоранием" у медсестер и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко "трудоголизм" и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью у медсестер также способствуют развитию симптомов выгорания.

Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ:

1) "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);

2) "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;

3) "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что синдром выгорания проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Формированию синдрома профессионального выгорания подвержены различные категории медицинских работников. Высок риск заболевания среди профессионалов, работающих в области психиатрии и психотерапии. Так, психиатры чаще, чем другие врачи, сообщают о заболевании синдромом выгорания на работе, депрессией или другими психическими расстройствами. Заметно, что обусловленным стрессами нарушениям здоровья подвержены, прежде всего, начинающие специалисты. У 76 % младших ординаторов обнаруживаются симптомы профессионального выгорания, такие как эмоциональное изнеможение или демотивация. Дело в том, что они часто имеют идеализированные представления о своей профессии и поэтому начало трудовой деятельности нередко связано для них с разочарованиями. Деятельность врача-психотерапевта является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Среди психотерапевтов и психологов-консультантов подвержены синдромам эмоционального и, как следствие, профессионального выгорания, люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.). Провоцировать синдром могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).

Сотрудники "тяжелых" отделений, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. В результате постепенно формирующегося синдрома выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

Таким образом, специфика профессиональной деятельности медицинских работников является предпосылкой к развитию СЭВ.

УДК 159.9:61

Е. Е. Таткина

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная деятельность, профилактика выгорания, терапия выгорания.

Организация труда специалистов различных профессиональных групп, связанного с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии и медицины. Это в полной мере относится к медицинским работникам, так как они испытывают психоэмоциональные перегрузки, часто ведущие к возникновению заболеваний, снижению трудоспособности и активного периода жизнедеятельности . Особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема профессионального стресса, или «синдрома эмоционального выгорания» (далее - СЭВ). Это слово существует в медицинском лексиконе уже четверть века. Его стали использовать поначалу в Великобритании для описания деморализации, разочарования, специфической усталости у работников психиатрических учреждений. Однако вскоре был сделан вывод, что выгорание присуще не только психиатрам. Ему подвержены в той или иной степени все врачи, медсестры.

В настоящее время нет единой точки зрения на сущность СЭВ и его структуру , но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой физическое, эмоциональное и умственное истощение, проявляющееся в профессиях системы человек-человек . Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений .

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения неизбежно приводят к СЭВ и расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечается обязатель-

ность работы в строго установленном режиме дня. большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда медработников стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями -является ключевым компонентом СЭВ. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. К профессиональным факторам риска предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты в зависимости).

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации . Одним из способов такой психологической защиты и является «синдром эмоционального выгорания». Основная причина разви-

тия СЭВ - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Довольно часто СЭВ вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля

Возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ:

1-й - «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);

2-й - «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;

3-й - «эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме хронической усталости типичны жалобы больных: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов.

Выделяют три ключевых признака СЭВ:

1. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

2. Вторым признаком является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

3. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушение сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют пять основных симптомов, характер ных для СЭВ:

Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 ч в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения,

травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартных шаблонов, рутины, нежели творческого подхода; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении . Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

При появлении и развитии признаков СЭВ необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотива-

цию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

Использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома);

Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки,

Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой,

Проще относиться к конфликтам на работе,

Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Список литературы

1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. С. 32.

2. Орёл В. Е. Исследования феномена психологического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.

3. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85-95.

4. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. № 7. С. 3-9.

Таткина Е. Г., преподаватель.

Томский областной базовый медицинский колледж.

Ул. Смирнова, 44/1, г. Томск, Томская область, Россия, 634000.

Материал поступил в редакцию 08.10.2009

SYNDROME OF BURNOUT OF MEDICAL WORKERS AS THE OBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

The syndrome of bumout is the process of gradual loss of emotional, cognitive and physical energy, appearing in the form of emotional and mental exhaustion, and decrease of work satisfaction. It is regarded as the result of working stress which has not been successfully overcome. In the article preventive, medicinal and rehabilitation measures are also discussed.

Key words: the syndrome of burnout, professional activity, prevention of burnout, therapy of burnout.

Tomsk Base Medical College.

Ul. Smirnova, 44/1, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634000.

Поделиться: