Храм на берегу реки нерли. Церковь покрова на нерли описание фото история

Весной 2009 года с благословления благочинного Ростовского округа архимандрита Сильвестра (Лукашенко) начались реставрационно-востановительные работы в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Пречистого на Нерли Ростовского района Ярославской области.

Для многих наших современников название реки Нерль в первую очередь ассоциируется со знаменитой церковью Покрова на Нерли, белокаменным храмом во Владимирской области, в полутора километрах от Боголюбова. Этот шедевр зодчества владимиро-суздальской школы воздвигнут в 1158 году в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы при владимирском князе Андрее Боголюбском. Храм стоит в живописном месте при впадении реки Нерль в Клязьму.

Для уточнения нужно сразу сказать, что существует две реки с одним и тем же названием Нерль. Клязьменская Нерль вытекает из заболоченной местности восточнее Переславля-Залесского, а вторая Нерль берёт своё начало недалеко отсюда, чуть севернее Плещеева озера, и впадает в Волгу. Обе реки в древности были единым судоходным путём благодаря волоку, что соединял их истоки. Об этом упоминают русские летописи.

Храм Рождества Богородицы, о котором у нас пойдёт речь, находится в верховьях Нерли Клязьменской, в южном углу Ярославской области. Он стоит на высоком природном холме и окружён с трёх сторон избами небольшого села Пречистое. Внизу этот живописный холм и соседний с ним, на котором в тени старых сосен стоят кресты и оградки древнего кладбища, обтекает тихая Нерль. А на противоположном берегу - снова холмы. И леса, леса... По соседству с Пречистым, тоже в окружении лесов и полей, старинные деревни - Заозерье, Покров, Остеево. Невольно вспоминаются в этих местах слова Николая Некрасова:

А там, во глубине России,
Там вековая тишина.

По своему историческому и архитектурному значению храм Рождества Богородицы безусловно уступает церкви Покрова на Нерли, но по красоте местоположения, величавому силуэту церкви с четырёхярусной колокольней второго такого памятника архитектуры в верхнем течении реки не найти. К тому же, и у этого храма есть своя небезынтересная история.

Один из главных источников, рассказывающих о селе Пречистом и его церкви, - книга купца и историка-краеведа из Ростова Великого А.А. Титова, "Ростовский уезд Ярославской губернии", вышедшая ещё в XIX веке. Книга эта, недавно переизданная, содержит достаточно обстоятельные археографические описания сёл, деревень, погостов Ростовского уезда.

Вот, что находим у А.А.Титова по нашей теме: "Село Пречистое - Пречистенское - казённое село, при р. Нерль, в 40 верстах от Ростова, в нём 17 дворов и 40 рев. душ при 23 наделах. При церкви с. Пречистого 108 дес. земли и приход из девяти селений. В 1878 года на средства местного земства учреждена сельская школа.

Местный каменный одноглавый, трапезная в связи с колокольней, храм существует с 1794 года; построен прихожанами и имеет три престола: центральный - Рождества Пресвятой Богородицы и два боковых - Живоначальной Троицы и Св. великомученика Димитрия Солунского. Из церковных рукописей сохранилась храмозданная грамота архиепископа Арсения, данная в 1787 году.

Крестные ходы, совершаемые в приходе с. Пречистого, следующие: во 2-ой день Пасхи - на то место, где стояла прежняя церковь, в 6-ое Воскресенье по Пасхе в д. Покров, 21.09 - в д. Яковково, 1.10 - в д. Буково, 20.07 - в д. Кильгено, 18.06 - в д. Итларь, 26.06 - в д. Старово, 29.06 - в д. Любильцево. Все эти крестные ходы учреждены по случаю эпидемии; 6.08 - в д. Заозерье, установлен потому, что вода в находящемся здесь озере приняла кровавый цвет и настолько испортилась, что люди и скот умирали от её употребления, но со временем учреждения крестного хода вода снова приняла свои прежние свойства; 25.09 - в селе Пречистом, по случаю сильной грозы, от которой сгорело всё селение. Но, когда были приняты крестные ходы, сведений не осталось.

Относительно возникновения с. Пречистого ничего не известно, но надо полагать, что оно существует уже давно. По преданию, до разобранной в 1794 году деревянной церкви существовали разновременно две другие, обе сгоревшие. Село называлось "Погост Пречистенский".

Можно добавить, относительно древности с. Пречистого, из рукописи Хлебникова, что в XIV веке тут стоял терем князя Фёдора Александровича Голубого, павшего в Мамаево побоище. Старший сын кн. Фёдора, князь Андрей Фёдорович ушёл в монашество, а младший, Василий, женился на княжне Наталии, дочери князя Семёна Дмитриевича Щепина-Горбатого, и этот терем передал князю Ивану Андреевичу Голени". Иван Андреевич Голень был владетель Сретенской половины Ростовского княжества и участник Куликовской битвы".

В цитируемой нами книге Титова практически каждое село или деревня имеют древнее предание о своём возникновении. Иногда такие предания носят вроде бы сказочно-былинный характер, и всё же отбрасывать их как чей-то домысел - неосмотрительно. Ведь в основе каждого предания могут лежать сведения, дающие повод для дальнейших исследований. В нашем случае книга упоминает Мамаево побоище, а это не что иное, как знаменитая Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года по ст. ст., как раз в день великого православного праздника Рождества Богородицы.

Достоверно известно, что вскоре после Куликовской битвы в разных пределах Московской Руси стали появляться храмы, посвященные этому празднику и великому воинскому событию на Куликовом поле у реки Дон. В сознании русских людей той эпохи большой Богородничный праздник навсегда связался с победой над полчищами Мамая.

В пользу существования села Пречистого ещё в XIV веке свидетельствует и то, что один из пределов храма назван в честь великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, а второй предел, Троицкий, напоминает нам ещё и о преподобном Сергии Радонежском, создателе Троицкого монастыря (будущей Троице-Сергиевой лавры) и духовном наставнике русских воинов на Куликовом поле.

Поэтому есть основание утверждать, что здешние места обживались ещё со времен великого Московского князя Дмитрия Донского.

А упоминаемые Титовым три(!) деревянные церкви, которые сменили друг друга до того, как в Пречистом появился каменный храм? Сколько лет или даже столетий простояла каждая из них? Может быть, где-то в архивах ждут своего часа другие сведения, которые смогут подтвердить завидную древность села Пречистое.

Мы же пока перейдём к временам уже недавним, к началу ХХ века. Село Пречистое и его храм неоднократно с восторгом упоминаются в рассказах-воспоминаниях прекрасного русского живописца Константина Коровина. Вместе со своими друзьями великим Фёдором Шаляпиным и художником Валентином Серовым Коровин нередко гостит в Пречистом или на Новенькой мельнице за околицей деревни Остеево, где от старого мельника Никона Осиповича Шаляпин слушает и заучивает неизвестные ему народные песни. Уже в годы эмиграции и Коровин, и Шаляпин неоднократно с любовью и волнением вспоминают годы, проведенные на берегах Нерли.

В архитектурном плане храм Рождества Богородицы представляет собой восьмерик на четверике, одноглавый, бесстолпный, с тремя алтарными апсидами, с четырёхярусной колокольней, с трапезной, связывающей четверик и колокольню. Видимо, в самом конце XVII или начале XIX века церковь была полностью расписана, однако на сегодня сохранились лишь фрагменты стенописи: изображения евангелистов в парусах, отдельные сюжеты из Евангелия. Полностью исчез иконостас.

Разрушение храма началось с 30-х годов прошлого века.

Основные разграбления - после съёмок в 1962 году здесь, в Пречистом, антирелигиозной комедии со зловещим названием "Конец света". Для фильма частично произвели прихорашивание внешнего и внутреннего облика храма, но после окончания съёмок, по словам очевидцев, в том числе участников массовок, бо?льшая часть икон, церковной утвари и книг храмовой библиотеки была вывезена съёмочной группой. В 60-е годы XX столетия, в пору хрущёвских антерелигиозных гонений, такое самовольное "изъятие" не считалось преступлением, и сейчас практически невозможно найти следов украденных икон и церковных ценностей.

Вокруг храма, в пределах полуразрушенной церковной ограды, расположен небольшой погост. От него тоже уцелела лишь малая часть: шесть каменных надгробий. Сейчас уже невозможно найти точное место каждого захоронения, сохранились лишь два места погребения, одна могила с оградой, но без памятника с северной стороны храмового подворья и одно белокаменное надгробие. Этот памятник из белого мрамора стоит (единственный не поваленный) недалеко от южной стены храма. Вот надпись на нём:

На оборотной стороне стихотворная эпитафия:

НЕ ПЛАЧТЕ РОДИТЕЛИ
О РАННЕЙ СМЕРТИ ЧАДЪ
ИМЪ ГОСТЯМЪ НЕВИННЫМЪ
ОТЕЦЪ НЕБЕСНЫЙ РАДЪ

Здесь же, к югу от храма, лежит чёрномраморная плита с хорошо различимой подробной, будто с паспорта, надписью:

Крестьянинъ
Ярославской губернии
Ростовского уезда
Карацкой волости
деревни Заозерья
ПАВЕЛЪ ПЕТРОВИЧЪ
ТРУНОВЪ
Родился 3 ноября 1826 г
Скончался 27 декабря 1895 г.

Совсем рядом, в углу ограды у берёз ещё одна плита из чёрного мрамора. И тоже - завидная обстоятельность в описании жизненных вех почившего крестьянина:

Здесь погребено тело
крестья. Владимир губер.
Переславл. Уез. Елезаровъ.
Волости дер. Высоково
ФЕДОРА ЕГОРОВИЧА
МЕЛЬНИКОВА
род. 2 февраля 1822 г.
сконч. 31 июля 1890 г.

К востоку от храма, в нескольких метрах от центральной апсиды - памятник из чёрного мрамора.

Подъ симъ камнемъ погребено тело
жены священника сей церкви
АНАСТАСIИ ВАСИЛЬЕВНЫ
КРЕСТОВОЙ
сконч. 27 сентября 1876 г.
жития ея было 28 лет 2 мес.
и чадъ ея
ПАВЛА И ИОАННА

На северной стороне храмового подворья - ещё два поваленных надгробья. На одном из них читаем:

Подъ симъ
камнемъ погребены
дер. Старова крестьянка
ИРИНА ЕФИМОВНА
ГЛУШКОВА
скончалась 27 марта 1873 г.
и сынъ ея
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ГЛУШКОВ
Скончался 6 февраля 1881 г.
Жития его было 43 г.

У розово-мраморного надгробия Глушковых есть ещё записи на боковом торце, но мы их пока не разобрали. Нужно будет отрывать все лежащие памятники от земли и смотреть, есть ли надписи и на оборотной стороне. Но это - когда дойдут руки.

А пока хочется хотя бы в точности записать все тексты. Ведь это - тоже история, не только храма, но и людей, которые упокоились, кто ещё в XIX, а кто и в начале XX века близь своей приходской церкви.

Увы, сохранилась лишь малая часть пречистенского церковного некрополя. Уже сравнительно недавно, в 90-е годы ушедшего века большее количество надгробий было вывезено в неизвестном направлении в качестве материала для новых памятников. В то смутное время люди не страшились зарабатывать деньги даже таким кощунственным способом.

Вот почти и всё, что мы застали возле церкви Рождества Богородицы в Пречистом в канун самого начала реставрационно-восстановительных работ. А что в самом храме, громадном по сельским масштабам? Несколько больших обрушений зияют в сводчатых потолках алтаря и трапезной, растёсаны дверные проёмы под колокольней и у входа с южной стороны (чтобы удобнее было завозить внутрь машины с зерном), ни одного стеклышка не сохранилось на окнах, нет и следа полов, отопительных устройств. Как ураганом сдуло следы стропил над трапезной, заросшей высоченными берёзами. В густых зарослях и обнажённые своды алтаря, и подкупольные карнизы четверика и восьмерика. И, конечно, ни одного колокола не увидишь в пустых арках колокольни. Будто на ниточке повис крест над её куполом. А главный храмовый купол - тот вообще без креста.

Кажется, как не впасть в уныние при виде такого предельного запустения? Сколько же тут понадобится трудов и финансовых затрат, да и годов тоже?

И всё же не зря всегда говорилось на Руси: глаза боятся, а руки делают.

Первый субботник по расчистке прицерковной территории и сводов храма от деревьев и кустарника, разрушающих его стены, состоялся 23 мая 2009 года. А спустя две недели в храме, где к тому времени уже появились строительные леса, отслужил первый молебен и окропил могучие церковные стены прибывший из Ростова Великого священник отец Владимир Большаков.

Благой начаток вами положен, - сказал он, обращаясь к старым и молодым. - С молитвенным призыванием Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери всё возможете!

От первого субботника, состоявшегося 23 мая 2009 года, прошло менее полугода. За это время была проделана немалая работа по облагораживанию прицерковной территории. Огромную помощь при вырубке старых деревьев, влияющих пагубно на состояние стен храма, оказал местный житель, лесник по профессии, Иван Алексеевич Королёв. Он неоднократно показывал свой профессионализм на благо общего дела. С южной стороны храма была расчищена площадка и подняты несколько надгробий. С восточной стороны, напротив алтаря стараниями жительниц деревни Остеево была разбита клумба цветов. Основные же работы производились с помощью лесов на крыше трапезной части церкви. По периметру крыши с карнизов был сбит старый, гнилой кирпич и сделана новая кладка. На сегодня каркас крыши готов, стропила обшиты обрешеточной доской. Все работы выполнялись без помощи специальной строительной техники, своими силами и стараниями. Все материальные средства, собранные на реставрацию храма, - частные пожертвования жителей окрестных деревень. В скором времени начнётся завершающий этап по восстановлению крыши - покрытие железом. Для этих работ приглашена специальная бригада жестянщиков из Ярославля. Будем надеяться, что они успеют до наступления зимы выложить крышу, тем самым, приостановить разрушение сводов трапезной.

Со времени начала реставрационных работ в храме Рождества Богородицы отслужено четыре молебна. Первый, как уже писалось выше, состоялся 4 июня. А 11 июля в церкви служил Отец Николай Олейник, настоятель храма Казанской Божьей Матери в селе Караш, что в 15 км от Пречистого. В этот день жители соседних деревень заказывали автобус из г. Петровска, чтобы попасть на службу. Последующие два молебна, которые состоялись 19 августа, в праздник Преображения Господня, и 21 сентября, в день Престольного праздника Рождества Богородицы, отслужил отец Олег Ельцов, настоятель Храма Исидора Блаженного в г. Ростове-Великом. Особенно запомнилась последняя служба крестным ходом вокруг храма и осенней солнечной погодой, действительно праздничной.

А.А. Титов "Ростовский уезд. Ярославской губернии". Репринтное воспроизведение издания 1885 года.

Http://www.voskres.ru/idea/loshchits2.htm

Княжества при святом князе Андрее.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея - таким как Успенский собор и надвратный Ризоположенский храм - новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова . Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви . Согласно другим догадкам, изначальное посвящение храма было иным .

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя , к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым, хотя и меньшей глубины. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры.

Покровский монастырь

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской. Возможно храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского , когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы татарского разорения.

В 2000-е годы С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли," усилиями которого к концу года удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов. В - годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда "Сапсан" над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено. Службы в храме велись только по великим праздникам ; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял "без пения." Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы . В этот период Покровский храм - "русское чудо" - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.

Архитектура

Храм принадлежит к обычному для XII века небольшого крестово-купольного типа , одноглавый , четырехстолпный , трехапсидный , с тремя продольными и тремя поперечными нефами , в западном из которых помещаются "восходние полати" - хоры ; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан . Церковь построена из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка - такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид , подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата - 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.

Размерами плана, перенесенными в вертикальную плоскость, определяются отметки хор, подпружных арок и сводов храма. Формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Отношение ширины западного фасада церкви к его высоте – примерно 0,85. Хоры подняты на величину, равную ширине центрального поперечного нефа вкупе с двумя столпами - в итоге они оказываются на максимальной для белокаменного зодчества высоте, но при этом опущены относительно подпружных арок.

Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов -пилонов , завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно -колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор , его верх членит фасад на две почти равные доли.

Размещенные в боковых закомарах рельефы на всех трех фасадах изображают грифонов, несущих лань - существует прочтение этих изображений как образов Христа, несущего христианскую душу . Такая же композиция известна среди рельефов собора святого Амвросия в Милане , а также на портале церкви святого Михаила в Павии .

Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона : известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме , где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.

Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит смысловой границей верхней зоны скульптуры. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. Высота этих рельефов значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. Львы церкви Покрова изображены лежащими, со скрещенными передними и с широко открытыми глазами (сходные рельефы присутствуют и в резьбе Владимирского Дмитриевского и Суздальского Рождественского соборов). В романских соборах они нередко изображаются по сторонам от окон или входов-порталов. Подобные изображения исследователи, как правило, связывают с текстами "Физиологов" - сборников содержавших рассказы о животных. Согласно тексту "Физиолога," "егда спит лев в пещере своеа, бдита его очи " . По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа , охраняющего Свое духовное стадо: "Плотью бо Господь мой на кресте успе, а Божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила " .

Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: "улыбающиеся" львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. "свинячьи рыла"); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и.

В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

В первоначальный резной декор храма вероятно входили резные водометы, резная алтарная преграда, резная сень, детали внешней паперти. Эти детали убранства на начало XXI века был утрачены, но часть резных камней, прежде украшавших церковь, была обнаружена в XIX веке в ходе раскопок Н. А. Артлебена. Среди них были три капители "прекрасного стиля, несколько отличающихся от капителей церкви;" две пары фасадных рельефов вздыбленных барсов и стоящих грифонов, а также еще несколько резных камней с изображениями льва, барса, грифона и химерического вздыбленного крылатого зверя, напоминающего аналогичный мотив на консолях. Все эти рельефы были найдены у юго-западного угла церкви. Сейчас рельефы барсов и грифонов находятся в лапидарии резных камней внутри церкви. Характерная особенность рельефах грифонов, общая с капителями атриума Миланского собора святого Амвросия - на верхней части их стоп резьбой обозначена чешуйчатая поверхность лап в виде пупырчатых выступов. Особый интерес имеют два изображения львов, утраченных к началу XXI века, но известных по исполненной с фотографии зарисовке В. Прохорова. Судя по этой зарисовке, один из этих резных камней, а может быть, и оба были уникальными для домонгольского зодчества Руси круглыми трехмерными скульптурами.

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ , т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская , т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями , М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches , Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества , т. VII, М., 1877, "Протоколы," 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории "Физиолога" , СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов , Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter , Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия , ч. I "Монастыри," Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., "Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли," ВЕВ , 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates , New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., "Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление," Памятники культуры , М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими , М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков , т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album , Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., "Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.," СА , 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век , М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли , Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской , М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., "К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли," КСИА , М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников , Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., "Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.," Дубов И. В., Города, величеством сияющие , Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., "О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.," ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век , СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм... , Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., "Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)," Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г. , СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).1165 - годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от до 1190-х годов. "Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли," Народный каталог православной архитектуры , статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,

Бабья Гора
Замечательный Памятник Природы на реке Нерль Клязьминская.


В целом ряде областей центральной России есть места с названием "Бабья гора".

Например, Бабья гора есть в городе Смоленске у реки Днепр, в Брянской области, в Нижегородской области на реке Ветлуге. В Ярославской области целых две Бабьи горы.

"Баба" в названиях этих мест, как ни странно, подразумевает совсем не женщину.

В этих местах когда-то стояли каменные бабы — идолы, истуканы.

Слово «баба» применительно к каменным изваяниям происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».

Каменные бабы ставились древними народами на курганах и возвышенностях.

Чаще всего каменные бабы изображали воинов и выглядели примерно так.

Я собираюсь посетить Бабью гору в Ярославской области, что на реке Нерли Клязьминской.

Уже давно думаю о ней, пытаюсь представить.

Но никак не могу вообразить Бабью гору на реке Нерли как мужчину.

Мне больше нравится факт, что иногда каменная баба выражала собой не воина, а женщину.

Почему-то идол, который когда-то стоял на Бабьей горе на реке Нерль, видится мне именно как Венера каменного века.

Нет лица. Есть груди, лоно, бедра. Древние люди обращали внимание на главное: что нужно для зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания Новой Жизни.

Убежден, что Бабья гора на реке Нерли являлась для древних людей, живших в тех местах, образом Рожаницы, Великой Богини-Матери.

Именно к Бабьей горе на реке Нерли как Великой Богине я собираюсь прийти поклониться.

Добираться в те края от Москвы долго. Надо проехать через Московскую область, Владимирскую, Ярославскую и оказаться почти на границе с Ивановской областью.

Это необычное путешествие в пространстве и времени было необычным с самого начала.

Поезд приходит на станцию "Итларь". Но ведь это имя половецкого князя (Итлар), убитого русскими в городе Переславле в Киевской Руси в одиннадцатом веке.

Ловлю легковушку, доезжаю до села Пречистое на реке Нерль Клязьминская.

В селе Пречистом жили когда-то церковники, не связанные с греховными (грязными) мирскими помыслами и делами.

Издревле на высоком холме над рекой Нерль Клязьминская здесь стоит храм. Когда-то деревянная, а с 1794 года каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы на Нерли в начале 20 века пел Федор Шаляпин. В селе Пречистом бывали художники Константин Коровин и Валентин Серов, композитор Сергей Рахманинов, театральный деятель Владимир Теляковский, писатель Николай Телешов и другие именитые гости.

Лавочки под могучими липами, шиповник цветет.

А церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Нерли на холме как космический корабль на старте. Нацелена в Небо.

Вокруг храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нерли сохранились надгробия старинного кладбища.

"Не плачьте родители о ранней смерти младенца".

А вот 69-летний крестьянин Павел Петрович Трунов, трудяга, лежит.

Тут охальники с киностудии имени Горького в 1962 году снимали развеселую атеистическую комедию "Конец света". Хорошее выбрали место.

Однако спустимся к реке Нерли. Вот она, красавица Нерль Клязьминская.

Искупаемся, освежимся среди жаркого дня.

Река Нерль Клязьминская протекает в окружении .

Подымемся на высокий левый берег Нерли.

Наверху все пронизано светом. Клевер цветет.

Колышутся белые головки на ветру.

Вниз к реке сосны сбегают.

Внизу в пойме реки Нерли Клязьменской все белым-бело от головок тмина.

Берега Нерли густо травой поросли.

Да и сама река Нерль Клязьменская поросла водяными травами. Желтые кубышки тихо струятся в воде.

От села Пречистого на юг до деревни Остеево река Нерль Клязьминская прячется в .

Характерный густой березняк указывает на то, что совсем недавно здесь было .

Вскоре пошли настоящие хвойные дремучие леса.

Корабельные сосны.

Ковры из брусничника.

Выхожу на опушку леса. Запах, как будто совсем близко клубничное варение варят.

Земляника!

За мостом через реку Нерль Клязьменская — Остеево.

В этих краях в Ростовском районе Ярославской области старым деревням никак не меньше 500 лет.

Дома под деревьями растут как грибы.

Кое-где в палисадниках пионы цветут.

А вот новый дом. Молодец, хозяин, стиль не нарушил!

За деревней Остеево совсем недалеко в реку Нерль Клязьменская впадает река Шаха.

По берегам реки Шахи глухомань.

Продраться к берегу, взглянуть на реку Шаху, — большого труда стоит.

Ранотравье выше человеческого роста.

Вечерний туман скрывал в себе Тайну.

Ну вот, как всегда. Засмотрелся по сторонам, придется разбивать лагерь в темноте.

Выбрал в глухом лесу, не доходя километр до деревни Конюково, большую поляну. Поставил палатку.

Веселятся, балбесы. Видать, совсем не осталось крестьян в этих краях. Рок-н-ролл среди ночи долбят. Был бы здесь хоть один настоящий крестьянин, накостылял бы любому, кто осмелился бы нарушить его самый крепкий полуночный сон.

Без пятнадцати два.

Подъем, старичок!

Что, не выспался? Сейчас придешь в себя от бодрой ходьбы.

Я не поступил убого. Ни приехал сюда на машине на фототур, разбить палатку, устроить пикник.

Нет, я пришел к Бабьей Горе издалека, пешком, как паломник, выразить ей максимальное уважение.

Много, очень много дней ждал встречи с Бабьей Горой на реке Нерль.

Когда подходил к Бабьей Горе, я совершенно разогрелся и стал такой же частью окружающего пространства как дерево или ветер.

И случилось то, что должно было случиться.

Перед подходом к Бабьей Горе непрерывно сверкали ослепительные молнии.

Но гром не гремел, и дождь не шел.

Молнии указывали Путь к Бабьей Горе.

Открылись Врата.

В Мире Бабьей Горы все совсем по другому.

Молнии мгновенно прекратились, Небо стало стремительно проясняться.

Воды реки Нерль были беззвучны. В них отражалась .

Все заполнилось нереальным сиреневым светом. На мысу реки Нерль напротив Бабьей Горы подымался легкий дымок. Кто-то жег костер.

Я пошел к Бабьей Горе, навстречу восходящему Солнцу.

Под Бабьей Горой река Нерль Клязьменская делает двойную излучину.

Во время подъема на Бабью Гору заметил, что на мысу напротив какие-то ребята жгли костер.

Есть удивительная связь между человеком и местом.

Как только я поднялся на самую вершину, Бабья Гора велела всем исчезнуть.

Необъяснимым образом в три часа утра костер был потушен, ребята сели на мотоцикл, затарахтели и уехали.

Мы остались с Бабьей Горой совершенно одни.

Праздник Посвящения начался.

Река Нерль внизу подернулась туманом, в Небе засверкали самые яркие краски.

Я поспешил поклониться Бабьей Горе со стороны Реки. Небо на Востоке, над Бабьей Горой было совершенно ясным.

Самое главное происходило в Небе на Западе, на противоположной стороне от восходящего Солнца.

Бабья Гора устроила Мистерию, показала древний Миф о похищении Солнца Черным Змеем.

Драматичность Мистерии усиливалась ее отражением в реке Нерль.

Я устремился на другой, ставшим безлюдным, берег реки Нерли.

Напротив Бабьей Горы в реку Нерль вдается песчаный мыс.

Сколько здесь встречено Купальских ночей!

Сколько здесь зачато народу!

Полыхал гневом христианский летописец: «Между сел сходятся на игрища, на плясанье и на всякие бесовские игрища, и тут умыкали жен себе, кто с кем сговорится».

Страстное место.

Прощаюсь с красавицей Нерлью.

Возвращаюсь в Луга.

Бабья Гора продолжала Праздник Посвящения.

Что творилось в Небе!

"Ни словом сказать, не пером описать". Никаким самым дорогим фотоаппаратом нельзя передать Небесную Мистерию Бабьей Горы.

В небе в танце крутились облака, летали перья из хвостов райских птиц.

Волнительным сладким запахом пахли луговые травы. И от этого запаха в жилах закипала кровь.

А потом взошло Солнце.

Пора возвращаться.

Путь обратно лежал через деревню Конюково.

Было уже целых пять часов утра, но вся деревня спала.

Над часовней спиралью закручивалось Небо.

Я гляжу на старые дома.

В такие утра в старых русских деревнях мне бывает очень грустно.

Не мычат коровы, не слышно рожка пастуха.

Не купить краюху выпеченного в печи черного хлеба, не подаст хозяйка банку парного молока.

Руки ее натружены, в кожу узловатых пальцев въелась земля, а в глубине серых глаз этой русоволосой многорожавшей женщины скрывается неподдельная доброта.

Тишина и безмолвие.

Протекла крестьянская жизнь как вода сквозь решето. Не вернуть обратно.

А день постепенно набирал силу.

Перламутровое небо подчеркивало необычность этого дня.

Речным жемчугом блестела вода в Нерли Клязьменской.

Бабья Гора решила достойно меня проводить.

Деревья в то было необычайно красивы.

Лес выглядел особенно празднично.

Из под деревьев выглядывали папоротники.

Стволы у сосен были теплыми и ласковыми.

За деревьями играло и улыбалось Солнце.

Его лучи старались подсветить самые укромные уголки леса.

Я снова прошел через село Пречистое.

Высоко в небе мимо меня проплыла церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

И в селе Пречистом в семь часов летнего утра все еще спали.

Шиповник уже отцветал.

Время постепенно поглощало старые дома.

А потом я вышел в поле.

Поле зарастало лесом. Меж деревьев плескались уже отцветающие люпиновые моря.

Едва угадывалась. Иногда я терял ее, и плыл среди мокрой росистой высокой травы, погруженный в нее по самые плечи.

Перед деревней Буково протекала безымянная речка.

Со студеной чистейшей водой.

В деревне Буково дома прятались в кустах жасмина.

Поход заканчивался.

В самом конце пути мне встретилось колокольчиковое поле.

Звоном колокольчиков Бабья Гора прощалась со мной.

Бывают дни, которые могут оправдать целую жизнь.

Ушел в поход обычный человек, а вернулся членом тайного общества Бабьей Горы.

В заключение хотелось бы поблагодарить двух великих и неутомимых исследователей дальнего Подмосковья, Сергея Вышенского и Сергея Марцевича, чьи отчеты здорово помогают планировать будущие путешествия.

Приглашаю посетить страницу на Фейсбуке, где размещаются лучшие фото из моих путешествий, в том числе и зарубежных.

Храм во Владимирской области, находящийся в полутора километрах от села Боголюбово, является выдающимся памятником русского зодчества Владимиро-Суздальской школы. Он мог исчезнуть с лица земли, но сохранился до наших дней и считается одним из самых великолепных храмов России. Специалисты называют его величайшим шедевром мирового искусства, «белым лебедем» русской архитектуры. По совершенству форм эту церковь сравнивают с самыми известными древними храмами.

История создания храма Покрова на Нерли (фото)

1 августа 1164 года во время похода на волжских булгар от имевшихся в русском войске икон Спаса, Владимирской Богоматери и Креста неожиданно начали исходить лучи огненного света. По преданию, в честь этого события князь Владимирский Андрей Боголюбский решил построить храм. По другой версии, поводом для постройки послужила гибель сына князя Андрея Изяслава во время похода на Волжскую Булгарию.

Храм был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы , что в то время было довольно необычным для Руси. Он должен был указывать на особое покровительство Богородицы Владимирской земле.

Построил храм Андрей Боголюбский , недалеко от своей резиденции в селе Боголюбово, в месте слияния рек - Нерли и Клязьмы. Церковь словно парит над спокойной гладью воды. Чтобы исключить затопление во время паводка, соорудили искусственный холм из глины и булыжного камня. Каждую весну река выходила из берегов, но вода никогда не подступала к стенам. И это главная загадка Покрова на Нерли. Место, на котором выстроен храм, было очень удобно. В то время устье Нерли было своеобразными речными воротами на торговом пути по Клязьме и Оке до самой Волги.

Праздник Покров учредил лично Владимирский князь без согласия Киевского митрополита и Константинопольского патриарха, что в то время было неслыханной наглостью. Этот праздник в то время не знала ни одна христианская церковь на Руси. Но по всей видимости, шаг этот был продуман. Андрей Боголюбский вынашивал грандиозные планы сделать из Владимира новую столицу Руси, равнозначную Киеву.

Фотографии храма Покрова на Нерли




Храм Покрова на Нерли: описание

Пропорции церкви необыкновенно изящны. Храм изысканный, лёгкий, светлый. Зодчие старались передать устремление ввысь к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строительстве. Например, средняя апсида чуть приподнята над остальными. Множество вертикальных прямых и едва заметный наклон внутрь, высокий барабан с зауженными окнами усиливают ощущение устремлённости вверх.

А появилось это изящество линий благодаря тому, что собор взял все лучшее из византийского и западного зодчества. Об этом говорят удивительные скульптуры на стенах. Похожие барельефы можно найти на западноевропейских храмах романского стиля:

  • поющий царь Давид;
  • львы;
  • голуби;
  • грифоны;
  • женские маски.

Для строительства здания, как написано в летописи, «Бог привёл мастеров всей земли». Даже немецкий король Фридрих Барбаросса прислал своих лучших зодчих на подмогу. Церковь построили всего за один год и украсили белокаменной резьбой. Можно представить, в каком единении творился этот шедевр.

О прочности стен ходят легенды. Говорят, материал привезли из Поволжья. После победы Боголюбского над булгарами их обязали поставлять сюда белый камень. По другой версии, известняк добывали в подмосковном селе Мячково. Чтобы сделать камень гладким, рабочие наносили по 1 тыс. ударов резцов с каждой стороны.

То, что дошло до нас, удивительно и красиво. Плохо то, что не все дошло. Согласно реконструкциям советского археолога Николая Воронина, сделанных на основе проведённых раскопок, нынешняя церковь - сердце целого ансамбля. По периметру стен его, стояла каменная галерея, что вместе с окружающим пейзажем ещё больше придавало сооружению устремлённости вверх.

Это непревзойдённое по красоте и драгоценности высшее произведение русского средневекового зодчества.

Как ни парадоксально, наибольший урон нанесла не атеистическая советская власть и не войны. В конце XVIII века из-за малой доходности церкви игумен Боголюбского монастыря, которому она была приписана, хотел разобрать её на стройматериалы. А в 1877 году церковь стали ремонтировать, да так, что пострадали все картины и фрески - их сбили. Снаружи храм оббили железными стяжками, и кое-где белокаменные барельефы заменили гипсовыми.

В советское время памятник архитектуры взяли под охрану государства. Закрыли, законсервировали и забыли. Воскрешение храма началось в 1992 году, когда его вновь передали открытому Боголюбовому монастырю. А потом внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО . Хочется верить, что теперь этому чуду белокаменного зодчества ничего не угрожает.

Село Боголюбово находится в Суздальской области в 13 километрах от города Владимира , откуда идут автобусы No 18 и No 152.

Богослужение совершают нечасто. В основном по церковным праздникам:

  • Рождество Христово;
  • Крещение Господне;
  • Вход Господень в Иерусалим;
  • День Пресвятой Троицы;
  • Преображение Господне.

Церковь Покрова на Нерли белым маяком возвышается на рукотворном холме над заливным лугом, будто указывает путь странникам. Благодаря своей уникальной ландшафтно-архитектурной композиции, творение русских зодчих известно далеко за пределами Владимирской области. С 1992 г. церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а луг, где находится боголюбский храм, входит в состав историко-ландшафтного комплекса, который имеет региональное значение.

Загадки возникновения церкви Покрова на Нерли

История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.

Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.

С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.

Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.

Секрет зодчих

Церковь Покрова на Нерли по праву считают памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм она является ярчайшим образцом русского стиля архитектуры и послужила каноническим образцом при проектировании других храмов.

Место для постройки выбрано не случайное – в старину здесь было пересечение оживленных речных и сухопутных торговых путей, но довольно необычное, ведь храм построен на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму.

Уникальное место потребовало и нестандартного подхода к строительству. Чтобы постройка простояла века, зодчие использовали при ее возведении нестандартный прием: сперва был сделан ленточный фундамент (1,5–1,6 м), продолжением которого стали стены высотой почти 4 м. Затем это сооружение было засыпано грунтом, получившийся холм и стал фундаментом для возведения церкви. Благодаря этим хитростям, церковь уже какой век успешно противостоит ежегодному наступлению воды.

Интересен тот факт, что, если верить некоторым картинкам из летописей монастыря, первоначальный образ сооружения значительно отличался от современного. Это подтверждают и раскопки, проведенные в 1858 г. епархиальным зодчим Артлебеном Н. А. и в 1950-х годах Ворониным Н. Н., крупным специалистом в области традиционной древнерусской архитектуры. Согласно их находкам, церковь была окружена сводчатыми галереями, придававших ее убранству сходство с торжественностью и пышностью русских теремов.

К сожалению, имена тех, кто построил шедевр русского зодчества, не дошли до наших времен. Историками установлено только то, что наряду с русскими мастерами и архитекторами, трудились и специалисты из Венгрии и Малопольши – на это указывают характерные романские черты декора, искусно наложенные на традиционную византийскую основу.

Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Первоначальная роспись не сохранилась, большая часть их была утрачена во время «варварского» ремонта в 1877 г., который, не согласовав с епархиальным зодчим, затеяли монастырские власти. Отреставрированные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются между собой, что создают впечатление единого целого.

Есть у храма и свои архитектурные особенности: несмотря на то, что стены возведены строго вертикально, создается впечатление, что они немного наклонены внутрь. Особенно это заметно на фото, сделанных внутри церкви. Подобная иллюзия создается благодаря особым пропорциям и столпам, которые сужаются к верху.

Еще одна нетипичная особенность декора церкви – резные рельефы, изображающие царя Давида. Его фигура является центральной на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтирью, на рельефах представлены парные фигуры львов и голубей.

Вехи истории

Судьба церкви Покрова на Нерли полна печальных событий. После того, как в 1174 г. погиб покровитель храма, князь Андрей Боголюбский, церковь полностью перешла на попечение братии монастыря. Финансирование прекратилось, в связи с этим так и не была воздвигнута колокольня, которая изначально была запланирована как часть архитектурного ансамбля.

Следующим бедствием стало монголо-татарское разорение. Когда в XII веке татары взяли Владимир, они не обошли вниманием и церковь. Видимо, их прельстила утварь и другие драгоценные элементы убранства, на которые не скупился князь.

Но наиболее губительным для храма чуть не стал 1784 г., когда он относился к Боголюбской обители. Настоятель монастыря вознамерился разрушить белокаменный храм и использовать его в качестве стройматериалов для монастырских построек, на что даже получил разрешение во Владимирской епархии. К счастью, он так и не смог договориться с подрядчиком, иначе уникальный памятник архитектуры был бы утрачен навсегда.

Относительно «безоблачная» жизнь началась у храма только в 1919 г., когда он поступил в попечительство к Владимирской губернской коллегии по делам музеев, уже в статусе памятника древнерусского зодчества.

В 1923 г. богослужения в храме закончились и от разрушений и осквернения в годы советской власти его спасло только географическое положение (никому не был интересен участок среди луга, постоянно затапливаемый водой) и статус музея.

Начиная с 1960 г. популярность церкви возрастала из года в год, привлекая все больше туристов и паломников. В 1980 г. реставраторы возвратили церкви облик, максимально приближенный к исходному, однако богослужения возобновились лишь в 1990-х.

Как доехать

Церковь Покрова на Нерли находится в поселке Боголюбово под Владимиром. Добраться до храма можно несколькими способами:

  • выбрать одну из многочисленных экскурсий, которые в изобилии предлагают туристические агентства Владимира, Москвы и других крупных городов;
  • воспользоваться общественным транспортом. Из Владимира до Боголюбова идут автобусы №18 или №152.
  • самостоятельно на авто, GPS-координаты церкви: 56.19625.40.56135. Из Владимира следует ехать в направлении Нижнего Новгорода (трасса М7). Миновав Боголюбский монастырь, свернуть налево, до ж/д станции, где можно оставить машину.


Какой бы вариант не выбрали, будьте готовы, что нужно еще порядка 1,5 км пройти пешком. Подъезда к святыне нет. Во время весеннего разлива вода поднимается на несколько метров и добраться можно только на лодке, за небольшую плату подобную услугу предлагают местные предприимчивые лодочники.

Однако, сколько бы усилий вы не потратили на поездку, один лишь взгляд на нарядный белоснежный храм, буквально парящий над речной гладью, наполнит душу умиротворением и восполнит силы. Более детальное описание маршрута и расписание богослужений можно найти на сайте Владимиро-Суздальской епархии, к которой храм относится в настоящее время.

Сейчас это не только место паломничества верующих, живописный край очень полюбился художникам и фотографам. Во время паводков церковь окружена водой со всех сторон, отчего она выглядит буквально возведенной посреди реки. Особенно эффектно выглядят снимки, сделанные на рассвете, когда туман над рекой создает дополнительный ореол таинственности.

Поделиться: