Что может делать море дошкольное образование. Краткосрочный проект " морские обитатели"

Вид проекта: информационно-творческий

Участники: дети средней группы «Светлячок»

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря»

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

  • расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
  • развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
  • развивать способность вслушиваться в звуки природы;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности ;
  • использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
  • учить охранять окружающую среду;

Ожидаемые результаты проекта

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Этапы проекта:

Целеполагание (выявление проблемы).

Разработка проекта.

Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
  • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
  • рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
  • просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

Фотовыставка: «Вспомним море голубое..!», «Я в океанариуме!» ;

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками;

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете?

Что вы знаете об обитателях подводного мира?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин?

Чем питаются обитатели моря?

Кто какой Нептун?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?

Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций (энциклопедий « Море и его мир», «Рыбы которые светятся»;

Рассматривание видеороликов « Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра»… «Рыбка –клоун»;

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино;

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х.-К. Андерсен "Русалочка".

Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).

Вечер загадок, стихов о морском мире.

Заучивание стихов о жителях подводного мира.

Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Соедини точки»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском»

Коллективная аппликация «В морских глубинах»

Пластелинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Роспись камней «Золотая рыбка»

Лепка из теста «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна

украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами « Морские рыбки»

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Музыкальная деятельность

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

  • Прослушивание песен о море;
  • Слушание музыки: «Звуки моря», « Звуки дельфина»;

Взаимодействие с родителями

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;

Помощь в организации досуга на морскую тематику.

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику;

Разрезные картинки «Морские животные»;

Сюжетно – ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну »

Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Музыкальные игры

Цель:Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания; Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание;

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы»;

Оформление игрового уголка «Морской мир»

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель:Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь. Учить различать рыб от млекопитающих.

Оборудование и материалы : Пазлы, картинка- загадка, загадки, карта, морские атрибуты.

Кулманакова Галина Александровна

МБДОУ№17 г.Томск

Проект «Морские животные»

Вид проекта: информационно-творческий

Участники: дети подготовительной группы

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря»

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

  • расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
  • развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
  • развивать способность вслушиваться в звуки природы;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности;
  • использовать различные нетрадиционные художественно - графические техники;
  • учить охранять окружающую среду;

Ожидаемые результаты проекта

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Этапы проекта:

Целеполагание (выявление проблемы).

Разработка проекта.

Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
  • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
  • рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
  • просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

Фотовыставка: «Вспомним море голубое!», «Я в океанариуме!» ;

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками;

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете?

Что вы знаете об обитателях подводного мира?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин?

Чем питаются обитатели моря?

Кто какой Нептун?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?

Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций (энциклопедий « Море и его мир», «Рыбы которые светятся»;

Рассматривание видеороликов « Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра», «Рыбка -клоун»;

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино;

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х.-К. Андерсен "Русалочка".

Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).

Вечер загадок, стихов о морском мире.

Заучивание стихов о жителях подводного мира.

Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Соедини точки»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском»

Коллективная аппликация «В морских глубинах»

Пластелинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Роспись камней «Золотая рыбка»

Лепка из теста «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна

украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами « Морские рыбки»

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Взаимодействие с родителями

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;

Помощь в организации досуга на морскую тематику.

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику;

Разрезные картинки «Морские животные»;

Сюжетно - ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну »

Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Оформление игрового уголка «Морской мир»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир морей и океанов»

Цель проекта:
формирование экологического сознания, воспитание бережного, осознанного отношения к окружающему миру
Задачи проектной деятельности
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Формировать экологическую грамотность через ознакомление с обитателями морей и океанов
Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин,
Закрепить знания о разнообразии подводного мира
Обогащать речь детей
Формировать бережное отношение к природе
Обеспечить благоприятные условия для экологического развития у детей
Дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды
Развивать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе
Воспитывать желание охранять окружающую среду
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности – информационный, познавательный, социальный
По содержанию – естественно - научный, включает ребенка и природу
По характеру участия ребенка – участник от зарождения идеи до полной реализации проекта
По числу участников – групповой (дети старшей и подготовительной групп)
По характеру контактов – дети, педагоги, родители
По продолжительности – краткосрочный (2 недели)

Реализация проекта
строится на следующих принципах:
Тематическом - распределение материала по темам
Концентричности – дублирование тем в каждом виде деятельности с постепенным усложнением (путем наращивания представлений детей о морях и океанах)
Цикличности
Связь с темами образовательного процесса
Достоверности
Наглядности
Включение детского творчества
Выход на дидактическую, подвижную игру
Сотрудничества и сотворчества
Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
Выход на материально выраженный результат

Актуальность проблемы
На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще раннем детстве. Ознакомление детей с окружающим миром, как необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не сформированы представления об окружающим их мире. Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете: флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы обусловлен пониманием ее педагогами, родителями значимости этой проблемы, с одной стороны и недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов. С целью показать, осознать уникальность данных природных объектов, вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь Земля больше половины состоит из воды), и заложить основы экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Волшебный мир морей и океанов».
Гипотеза проекта
В конечном итоге, жизненная устойчивость, к которой должен стремиться каждый функционально грамотный человек, есть его личное состояние, не даруемое природой, а достигаемое в процессе деятельности. Важнейшим условием такого обретения является окружающая его, экологически здоровая, среда. В общении с окружающим миром ребенок выстраивает свои личностные позиции – своеобразный каркас будущей жизни. И от того, насколько ребенок экологически грамотен будет зависеть его взрослая жизнь.
Предполагаемые результаты работы:
Что мы знаем?
- В морях и океанах живут рыбы, киты, дельфины, акулы, осьминог.
- В морях и океанах соленая вода.
- Море бывает грязным.
Что хотим узнать?
- Как выглядят и чем питаются морские обитатели?
- Как они передвигаются?
- Как они прячутся?
- Что ещё есть под водой?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Как можно посмотреть, что есть на морском дне глубоко-глубоко? - Посмотреть мультфильмы «Русалочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «В поисках Немо», «Осьминожки»
- Нужно поехать на море и сфотографировать, а потом рассказать.
- Прочитать книги о морях и океанах.
-Посмотреть в энциклопедии.
-Пусть мама или папа посмотрят в интернете.

В ходе реализации проекта дети должны:
Овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные»
Иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о том, чем и как питаются, способах их передвижения, способах маскировки, уникальности каждого вида
Составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы
Развить познавательный интерес, любознательность к обитателям подводного мира
Заложить основы бережного отношения к живой и не живой природе
Мероприятия по реализации проекта «Волшебный мир морей и океанов»:
Познавательное развитие
Опыт «Как рыбы дышат под водой».
Опыт «Свойства воды».
Опыт «Подводная лодка из яйца».
Опыт с губкой.
Просмотр мультфильмов и видеороликов, рассказывающих о флоре и фауне подводного мира.
Чтение и обсуждение энциклопедий, литературных произведений: Г. Косов «Азбука подводного мира», С.Сахарнов «Кто в море живет?»,Г.Х.Андерсен «Русалочка».
Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», «Парусник в море»; Марк Сузино «Картины рыбака», «Рыбацкое счастье», «Сокровища подводного мира».
Социально-коммуникативное развитие
Дидактическая игра «Чья тень?», «Четвертый лишний».
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Развивающая игра «Подводный мир».
Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.
Беседа о профессии водолаза
Разрешение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».
Рисование восковыми мелками.
Аппликация «Разноцветные рыбки».
Аппликация «На дне морском».
Аппликация из картона «Морская черепаха».
Коллективная аппликация «Экзотические рыбки».
Пластилинография «Необыкновенные рыбки».
Роспись камней «Необыкновенные рыбки».
Лепка из соленого теста «Кораллы и их обитатели».
Лепка из пластика.
Лепка из пластилина «Рыбки играют».
Оригами « Морские рыбки».
Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря».
Поделка из гофрированной бумаги «Кораллы и полипы».
Прослушивание песен о море, слушание музыки: «Звуки моря», « Звуки дельфина».
Речевое развитие
Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.
Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок.
Физическое развитие
Малоподвижные игры «Найди море, реку, океан», «Кто больше?», «Назови одним словом».
Подвижные игры «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки».
Пальчиковая гимнастика «Чайка».
Физкультминутки «Краб».
Формы взаимодействия с семьей
- Помощь в изготовлении макета морского дна.
- Консультация «Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море.
- Поиск материала в интернете
- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

Вашему вниманию представлен проект по теме "Морские обитатели" для среднего возраста. В ходе проекта дети в занимательной фрме знакомятся с обитателями морей. В своем проекте я использовала разнообразные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Морские обитатели»

Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.

Участники: дети 4-5 лет, воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря»

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Актуальность:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Общение с природой положительно влияет на человека: делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. Вокруг нас много ещё неизведанного и прекрасного. Особый интерес у детей вызывает загадочный мир подводных обитателей. Часто дети задают вопросы связанные с морем, с его обитателями, с образом их жизни, с их особенностями. Хотелось бы познакомить детей с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Будет удовлетворен интерес детей к данной теме, воспитано чувство любви к природе, желание узнавать больше интересного, беречь и охранять её.

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей.

Задачи:

  • расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
  • развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
  • развивать способность вслушиваться в звуки природы ;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности ;
  • использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
  • воспитывать любовь к природе, желание сохранять богатства морей и океанов.

Ожидаемые результаты проекта

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Этапы проекта:

1 этап

Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап

Разработка проекта.

3 этап

Выполнение проекта (Организация совместной деятельности детей и педагогов над проектом).

4 этап

Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
  • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
  • рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
  • просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
  • Просмотр презентации на тему «Море и его обитатели»

Взаимодействие с семьёй:

Привлечение родителей к созданию предметно –развивающей среды в группе по теме проекта.

Создание коллективной книги по детским впечатлениям о посещении океанариума или дельфинария: «Я в океанариуме!» или «Я в дельфинарии!»

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками;

Выучить стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?»;

Консультация для родителей «Дельфинотерапия».

Создание мини-музея кораблей.

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:

Самостоятельное наблюдение

Коллективное наблюдение

Рассматривание иллюстраций

Экспериментирование

Беседы

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный.

  1. Подобрать методическую литературу по теме.
  2. Подобрать детскую художественную литературу.
  3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
  4. Систематизировать и оформить дидактический материал в соответствии с планом проекта;
  5. Информационный материал для родителей.
  6. Составить перспективный план мероприятий.

Формы работы

Темы

Задачи

Познавательная деятельность

1.Тема: Морские обитатели.

Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде; познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей; формировать навык полных ответов на вопросы; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

2.Тема: Сравнительное наблюдение за рыбами.

закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т.д.; путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками; вызывать желание ухаживать за рыбами; развивать грамматический строй речи.

3.Тема: Выращивание кораллов, путем кристаллизации соли.

опытным путем показать детям образование кораллов.

Просматривание видеороликов и презентаций: «Дельфины», «Морские обитатели», «Подводный мир», «Самые странные в мире животные», «Тайны морских глубин».

Ознакомление с художественной литературой

Коммуникативная деятельность

Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?»;

Заучивание стихотворений про морских обитателей, составление описательного рассказа по опорной схеме.

Познавательные беседы: «Кораллы - это растения или животные?», «Кто в море живет?».

формировать у детей представления о разнообразии подводного мира, вызывать желание дослушать произведение до конца, учить кратко передавать содержание произведения, развивать умение использовать опорную схему для составления рассказа, грамматический строй речи, пополнять словарный запас, воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы, учить видеть красоту окружающего мира.

Художественно-эстетическая деятельность

1.Тема: Рисование «Тайны подводного царства».

систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания, об особенностях подводного мира, учить передавать данные знания в рисунке.

2.Тема: Лепка «Кто в море живет?». (коллективная работа)

закреплять представления об особенностях подводного мира, об особенностях строения морских обитателей.

3.Тема: Конструктивная деятельность «Рыбка», «Лодочка» (оригами из бумаги).

закреплять умения использовать технику оригами для создания моделей морских обитателей.

Игровая деятельность

Подвижные игры:

«Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки», «Водяной».

Дидактические игры:

«Русалочка», «Четвертый лишний», «Что звучит?», «Соедини цифры», «Раскрась по образцу».

Сюжетно-ролевые игры:

«В дельфинарии», «Где мы только не бывали, что мы только не видали», «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».

Пальчиковые игры:

«Чайка», «Лодочка».

совершенствовать спортивные навыки, развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, воспитывать уважительное отношение к сверстникам, закреплять знания о подводном мире.

Музыкальная деятельность

Прослушивание песни «Дельфины» из мультфильма «В порту», Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра «Разговор ветра с морем», Равель М. «Игра воды».

Разучивание песни «Музыка моря»

учить слушать музыку, различать звуки природы, запоминать слова песни, попадать в такт при исполнении песни.

Двигательная активность

Проведение подвижных игр.

приобщение детей к здоровому образу жизни.

Организация выставки рисунков «Морские обитатели»

III. Итоговый.

1.Коллективная работа «На морском просторе», «Морские глубины»

2.Выставка рисунков «Морские обитатели»;

3.Выставка поделок «Такие разные рыбки».

4. Создание коллективной книги «Я в океанариуме!»

5. Досуг: « Тематический вечер загадок»

6. Создание тренажера для дыхательной гимнастики.

7. Создание макета «Морское дно»

8. создание мини-музея кораблей.

9. Экскурсия для детей по мини-музею

10. Совместный досуг для детей и родителей « Море и морские обитатели»

Приложение.

Беседы.

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете?

Что вы знаете об обитателях подводного мира?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин?

Чем питаются обитатели моря?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?

Ситуативная беседа: « Как вести себя на рыбалке»

Цель: познакомить с особенностями рыбной ловли и опасностями, которые нас подстерегают.

Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Лото»

«Соедини точки»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, узнавать его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Музыкальная деятельность

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

  • Прослушивание песен о море;
  • Слушание музыки: «Звуки моря», « Звуки дельфина»;

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику;

Разрезные картинки «Морские животные»;

Сюжетно – ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну»

Подвижные игры:

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Дидактические игры:

«Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.

«Занимательное море»

Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.

Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

«Зоологическое лото»

Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на соответствующие окошки своих карточек.

«Отгадай загадку»

Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.

«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

Разные пазлы по теме «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.

Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»

Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».

«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.

Сюжетно – ролевая игра:

«Путешествие на корабле»

Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.

«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.

4. Продуктивная деятельность

Рисование:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.

«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.

«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.

«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение и творчество.
Аппликация:
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Подводный пейзаж»
Цель: учиться работать с природными материалами и при помощи них передавать красоту морского дна.

Лепка:
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей о их внешнем виде.

«Красивые рыбки» (из теста)

Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.

Оригами
«Лягушка»
Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.

«Кораблик»
Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги. Развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
«Рыбка»
Цель: закрепление умения складывать бумагу в нужном направлении; закрепление внешнего строения рыб.


Проект «Морские обитатели» гр.
Земляничка.
Подготовила:
Голубева Е.Г
Реализовали родители.

Актуальность проблемы: тематические проекты стоят в центре
современного дошкольного образования, на мой взгляд, они интересны детям
и дают почву для педагогов, позволяют в совместной деятельности с детьми
развивать их познавательные интересы, поддерживать инициативу, развивать
самостоятельность.
С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания
экологически грамотного поведения мною совместно с детьми и членами их
семей был разработан тематический проект «Морское обитатели».
Цель проекта: поддержание детской инициативы и познавательного интереса
по тематическому проекту о море, его описанию, обитателям, создание
условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных
и творческих способностей детей в процессе реализации детских идей,
получение общего результата.
Ожидаемый результат: тематическая коробка, которая познакомит детей
морем, с жизнью морских обитателей и обогатит представление ребенка о
значении моря в жизни людей.
Задачи проекта:
1) Поддержать интерес детей и продолжать формировать у детей
представления о море, морских обитателях;
2) Подобрать материал о труде моряков на корабле, особенностях труда
морских профессий, слаженности в работе людей на судне;
3) Продолжать обогащать словарь, совершенствовать навыки речевого
общения;
4) Развивать творчество, воображение, фантазию;
5) Формировать желание пользоваться специальной терминологией о море и
морских профессиях;
6) Формировать навыки поисковой деятельности;
7) Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
8) Воспитывать бережное отношение к природе.
Объекты исследования: море, морские обитатели, морские профессии.
Результат:
Тематическая коробка «Морское путешествие» пополнилась материалами и
оборудованием по теме проекта.

1) Дети овладели понятиями: «морские обитатели», «млекопитающие.
2) Дети узнали о некоторых особенностях строения тела морских обитателей
в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает),
способах маскировки, об уникальности каждого вида;
3) Дети познакомились с понятием взаимосвязи море ­ морские обитатели ­
человек;
4) Члены семьи подготовили презентации о взаимосвязи деятельности
человека и окружающей среды;
5) В группе детей продолжали формироваться первоначальные навыки
экологически грамотного поведения в природе.
Вид проекта: тематический, групповой, исследовательский проект
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, члены семей
воспитанников, воспитатель,
Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, подбор и
оформление загадок, чтение художественной литературы, рассматривание
презентаций, энциклопедий, рисование, аппликация, оригами, лепка,
Продукты детской деятельности:
1) Совместные рисунки «В море рыбки и коньки»2) Коллекция «Морские
диковинки»
3)) Книжки­малышки «Обитатели морей»»
4) Совместные рисунки «В море рыбки и коньки»
5) Оригами «обитатели моря»
6) Книжки­малышки «Обитатели морей»
7) фотографиии «Морские животные»
8) Презентация проекта «Морское путешествие»
9)Эксперементирование воды
Содержание тематическое проекта Морское путешествие»
1. Познавательное развитие
Тематические беседы:
«Сокровища морей»

Цель: поддержать интерес детей и продолжать знакомство с сокровищами
морей: жемчугом и кораллами и их обитателях.
«Море в опасности!»
Цель: поддержать интерес к теме и выяснить, какие опасности грозят морю и
его обитателям, как помочь и спасти морских обитателей
«Тайны моря»
Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме и познакомить детей с
морскими растениями и их разнообразием.
«Раковины и ракушки»
Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме познакомить детей с
ракушками, их разнообразием и пользой для человека.
«Рыбы моря – кто они?»
Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме, расширить
представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать,
анализировать, делать выводы, выражая их в речи, оформлять в виде книжек­
самоделок
«Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь
больших щупальцев»
Цель: познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям.
«Кем быть?»
Цель: закреплять и пополнять знания о существующих в настоящее время
профессиях, связанных с море».
Интегрированная совместная деятельность:
«Морские чудеса».
Цель: закреплять первоначальные представления о морях и океанах;
формировать знания об обитателях морского дна; воспитывать эстетическое
отношение к природе; активизировать и обогащать словарь детей
существительными, прилагательными, глаголами.
«Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей.
Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое,
холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать
любознательность, речь, память.
«Путешествие по глубинам морского царя».
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и
способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные

вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
«Чайка»
Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера
обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать
ножницами и иголкой; развивать мышление, наблюдательность, мелкую
моторику; воспиты­вать экологическое мировоззрение, интерес к природе
родного края.
Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой
краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с
красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода
более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А
водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
«Вода и её свойства»
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых
ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее
в ней утонуть.
«Кристаллизация соли»
Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация
соли в природе.
Задачи:
1. Приготовить солевой раствор.
2. Проследить за кристаллизацией соли.

художественной литературой:
3. Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, палочка,
скрепка, шнурок.
Ход эксперимента:
1. В стакан налить воды и добавить 3 столовые ложки соли.
2. Размешать воду до полного растворения соли.
3. Положить скрепку, привязанную к деревянной палочке.
4. Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном
испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2­3 недели.
2. Речевое развитие
Пополнение книжного уголка

Цель: продолжать поддерживать интерес к теме и знакомить детей с новыми
изображениями морских обитателей в литературных произведениях.
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
М. Чубученко «Морские сказки».
Г. Косова «Азбука подводного мира»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Чудесная полочка с книжками­саделками и рисунками детей о море и
морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских
обитателях; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,

Не зевай, глупыш­рачок:
От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь
Немного пословиц и поговорок о море:
Цель: закрепить умение детей запоминать пословицы и поговорки, понимать
смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать
связную речь, грамматический строй речи.
­ В море раз побудешь, век не забудешь.
­ В море дорог много.
­ Море шутить не любит.
­ Море кого любит, а кого губит.
­ Море любит смелых да умелых.
­ Перед морем все равны.
­ Учись, матрос,- капитаном будешь.
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать
связную речь
Рассматривание репродукций картин:
­ И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море»,
«Ураган на море»,
­ А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
­ А. Боголюбов «Парусник в море»;
3. Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными
глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя
в руках.
«Занимательное море»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов,
способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их
обитания.

«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на
необхо­димые окошки своих карточек.
«Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать
умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее,
должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского
лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через
лабиринты.
Разные пазлы по теме «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику
рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских
фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
­ Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская
фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто
первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает
фант.
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий ­ в центре с завязанными глазами
должен определить кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и
выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными
участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и
описывала круги под ногами играющих. Участники­«рыбки» должны
перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся
«рыбка» становится «рыбаком».

«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать
движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны
изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество,
воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников
морского флота.
«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут
быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть
интересное и занимательное во время морской прогулки.
4. Продуктивная деятельность
Рисование:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского
пейзажа.
«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания.
Учить передавать данные знания в рисунке.
«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой
красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной
деятельности.
«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в
рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей
воображение и творчество.
Аппликация:
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу,
дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»

Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение
рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе
разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного
наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Подводный пейзаж»
Цель: учиться работать с природными материалами и при помощи них
передавать красоту морского дна.
Берег морской
Цель: Закреплять у детей технические навыки аппликации путем нарезания и
приклеивание шерстяных ниток. Продолжать учить выстраивать композицию
рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире.
Развивать у детей воображение, творчество.
Лепка:
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки,
закрепляя знания детей о их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях,
путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.
Оригами
«кит»
Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и
индивидуальность в выполняемую поделку.
«Теплоход»
Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги. Развивать
творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в
выполняемую поделку.
«Рыбка»
Цель: закрепление умения складывать бумагу в нужном направлении;
закрепление внешнего строения рыб.

Заключение
По итогам реализации тематического проекта «Морское путешествие» была
проведена презентация для детей группы №11 «земляничка » и родителей,
организованы выставки детских работ.
В ходе осуществления проекта дети познакомились с морскими обитателями
и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.

В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки
речевого общения. Дети самостоятельно овладели основными понятиями
«морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же
помогло их общению в ходе проекта.
У детей по результатам наблюдений появился интерес к труду моряков на
корабле и профессиях связанных с морем.
Знания, полученные самостоятельно в ходе проекта, ребята применяли во
время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они научились
изображать внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую
гамму, какую имеет животное в природе.
Родители вовлечены в образовательную деятельность и раду пополнять среду.
Для семьи были подобраны рекомендации о том, какие следует, соблюдать
меры предосторожности находясь с ребенком на воде (на море).
Таким образом, в ходе тематического проекта цель была достигнута.

Поделиться: