Голосовые связки у человека находятся в. Функция и строение голосовых связок

Голосовыми данные образования называют потому, что в редких случаях патологии, травмы или хирургического удаления истинных голосовых складок, ложные (после некоторой практики) способны взять на себя функцию создания голоса.

Разумеется, голос человека в данном случае очень груб и мало напоминает настоящий, однако в вокальном тракте, благодаря ротоглоточному резонатору, возникают форманты, позволяющие создать гласные звуки. По крайней мере, каким-то эрзац-вариантом речи человек обладает.

Способность ложных связок производить звуковую волну является одним из аргументов сторонников миоэластической теории голосообразования.

Основная роль ложных связок в организме человека - закрывать вход в дыхательные пути. В момент задержки воздуха, а также при других состояниях организма, например, натуживании, кашле, ложные голосовые связки способны полностью перекрыть вход в трахею, работая одновременно с другими сфинктерами, находящимися в вокальном тракте.

Функция ложных связок подчиняется глубинным управляющим системам мозга (рефлекторна), поэтому неподконтрольна сознанию. Однако можно научиться в немалой степени управлять сжатием или раскрытием ложных голосовых связок, используя разработанные в рамках Метода EVT упражнения.

При пении ложные связки могут быть частично сведены (только своей передней частью). При этом звук голоса получит дополнительный призвук хрипа, так как влияние ложных связок на истинные голосовые изменит первоначальный частотный спектр звука, создаваемый истинными голосовыми складками. Такая практика называется «контролируемым вокальным зажимом», а звук, который при этом возникает, называют distortion (по аналогии с эффектом, используемым в электромузыкальных инструментах).

В российских источниках часто можно встретить понятие «расщепление». Необходимо понимать, что данный термин относится исключительно к характеру слышимого тембра - к «чистому» звуку подмешивается «хриплая» составляющая. Недостаточное понимание природы происхождения такого звука, неосведомленность о существовании и особенностях функционирования ложных голосовых связок приводят к неверному суждению о некоем «расщеплении» (физическом) самих истинных голосовых складок, что совершенно невозможно.

Если функция ложных голосовых связок не находится под контролем вокалиста, то их работа может (и это часто происходит) нанести непоправимый вред покровным слоям истинных голосовых складок, которые и создают вибрацию. В результате вокалист может навсегда потерять возможность создавать «чистый» голос, а, как максимум, вполне вероятна афония (потеря голоса).

Риск срабатывания «защитного сфинктера» - ложных голосовых связок - существенно увеличивается при фонации сонорных согласных С, Ш, Х, Ф, поэтому из практик передовых вокальных школ уже убраны упражнения (часто еще применяемые в России), при которых от учащегося требуется утрированное произнесение этих звуков.

Как пример, у неподготовленного человека резкое выкрикивание «Хэй!» отзывается мимолетной «царапиной в горле», как об этом сообщают многие вокалисты. Данный эффект - маленькая фонотравма, вызванная мгновенным рефлекторным срабатыванием ложных голосовых связок. Разговор «на повышенных тонах» также приводит через некоторое время если и не к болевым, то вполне ощущаемым последствиям «царапины» - першению, жжению, повышенному выделению слизи в районе гортани.

Голос важен для человека также как слух и зрение. За его образование отвечают
голосовые связки, которые являются частью голосового аппарата. Но одних их недостаточно для формирования речи человека. Связки в совокупности с работой других органов, таких как легкие, воздушные полости и гортань, создают наш голос.

Где находятся

  • полости рта и носа;
  • глотку;
  • гортань;
  • трахею;
  • бронхи;
  • легкие.

Голосовые связки находятся в гортани. Они представляют собой две эластичные складки, которые расположены по обе стороны, отсюда их второе название, которое также часто употребляется. Своей формой они напоминают губы, только размещены в вертикальном положении.

Чтобы они могли сомкнуться и произвести звук, должны участвовать в работе множество мышц. Между двумя эластичными складками находится голосовая щель. Ее функция – это создание звуков и защита от попадания в дыхательные пути кусочков пищи. Когда человек хочет произнести что-то, воздух попадает на связки, чем вызывает их колебание и образуется звук.

Их воспаление вызывает у человека проблемы с образованием речи и боли в горле. Связано это с тем, что расстояние между складками становится меньше, тем самым приводя к сиплости в голосе или полной его потере.

Симптомы

Симптомов воспаления связок множество. Это может быть как серьезные, так и самостоятельное возникновениезаболевания голосовых мышц: бронхит, тонзиллит, коклюш, корь, воспаление легких, скарлатина многие другие;

Самостоятельно образующиеся:переохлаждение;громкий крик;курение;аллергические реакции;алкоголь;
попадание в организм вредных веществ, таких как пыль, грязь и так далее.
О том, как восстановить связки речь пойдет ниже. Но сначала нужно упомянуть о симптомах воспаления.

Как правило, чаще всего встречаются:

  1. боль в горле, особенно во время глотания;
  2. осипший голос;
  3. отсутствие голоса;
  4. сильный сухой кашель, который иногда переходит во влажный;
  5. слабость в организме и поднятие температуры;
  6. хронический ларингит может вызвать отеки гортани, поднятие температуры до 39 градусов и отдышку.

Воспаление связок и лечение

Чтобы человек мог хорошо разговаривать, связки должны быть полностью здоровыми, свободно вибрировать и быть эластичными. Любая даже самая легкая простуда может привести к серьезным последствиям и к хроническим болезням на всю жизнь. Поэтому откладывать в дальний ящик лечение нельзя.К тому же боль в горле может свидетельствовать о более страшном заболевание таком как рак.

Признаки рака

Главная опасность онкологического заболевания голосовых связок состоит в том, что его нелегко диагностировать на ранних стадиях образования. Дело в том, что опухоль формируется локально, не ведет себя агрессивно и не метастазирует в ближайшие органы быстрыми темпами. Чего нельзя сказать о раке верхней части дыхательных путей.

Появиться симптомы могут уже на последней стадии, что сильно затрудняет его лечение. Особенно это опасно для курильщиков. Ведь какие-либо изменения в голосе в виде осиплости или хрипоты для них не является проблемой. Это, скорее всего, норма. При этом в голосовых связках уже активно может разрастаться злокачественное образование.

Признаки рака:

  1. сиплый голос, сильный кашель;
  2. так называемый ком в горле;
  3. плохое самочувствие, быстрое утомление организма, снижение иммунитета;
  4. анемия;
  5. дыхание, напоминающее свист;
  6. боли при проглатывании.

Как видите, признаки онкологического заболевания и обычной простуды очень схожи, поэтому проблему нужно быстро диагностировать и лечить. При появлении первых симптомов и дискомфорте в горле, необходимо незамедлительно обратиться к врачу для полного медицинского обследования и восстановления.

Дисфония связок

Еще одной проблемой, связанной с голосом является дисфония. Это заболевание характеризуется потерей голосового тембра. Появиться может у человека в любом возрасте. Самой распространенной причиной появления дисфонии является чрезмерное пользование голосом.

Несложно понять, что больше всего заболеванию подвержены учителя в школе, преподаватели в учебных заведениях, дикторы. Проще говоря, все, кто постоянно что-то говорит, по максимуму. Чаще всего к врачам обращаются женщины.Также под воздействием дисфонии в голосовом аппарате образуются полипы и узелки.

Лечение дисфонии

Оно, как правило, заключается в назначении врачом специальных упражнений и физио процедур для голосовых связок. Если такая реабилитация не дает результатов в борьбе с узелками и полипами, то их приходится удалять хирургически.

При различных заболевания горла люди задаются вопросом, как лечить потерянный или осипший голос. Это не удивительно, ведь человек не может нормально функционировать без речи.
Лечение должен назначать врач. Предварительно проведя диагностику заболевания. Он назначает специальные препараты, процедуры, такие, как, прогревания или ингаляции.

Но вы можете помочь себе и сами. Дополнительные меры дома плюс медикаменты, назначенные врачом, быстро восстановят ваш голос и приведут вас в порядок.

Восстановление в домашних условиях

Конечно, если началось воспаление, нужно обратиться к врачу, но вы также можете принять необходимые меры, которые помогут вернуть голос. Все они несложные, включают в себя обычные действия плюс рецепты народной медицины. А она, как известно, использовалась людьми еще с древних времен и очень часто оказывалась намного действенней традиционной.

♦ Первое, что нужно сделать при воспалении голосовых связок – это свести к минимуму все нагрузки на голосовой аппарат. Особенно это касается таких заболеваний, как ангина, ларингит или попросту, сорванный от крика, голос. Не нужно разговаривать, нельзя даже шептать. Так как это приводит к затягиванию болезни. Пишите записки, если необходимо что-то сказать.

♦ Второе – это обильное питье. Вода и теплые напитки помогают увлажнять гортань, что помогает выздороветь быстрее.

♦ Третье, ни в коем случае не стоит употреблять алкоголь, кофе, курить. Сигаретный дым раздражает горло, а напитки с кофеином обезвоживают организм.

♦ Четвертое – это влажность воздуха. Ее необходимо поддерживать на определенном уровне. Для этого нужно приобрести специальные увлажнители или расставить по комнате емкости с водой.

Народная медицина

Рецепты все простые и доступны для каждого. К тому же приготовление отвара или настоя не займет много времени и сил. Да и травы продаются в аптеках по доступным для любого ценам.

Для больного горла и для реабилитации после заболевания хорошо использовать отвары на основе ромашки, мать-и-мачехи, эвкалипта, зверобоя, шалфея. Помогает также теплое молоко с растопленным в нем свиным салом или маслом.Отлично снимает воспаление и помогает восстановиться корень имбиря с чаем.

Травы можно использовать не только для приема внутрь, но и для ингаляции. Также помогает всем известный рецепт с детства – это попарить горло над горячим картофелем.

Отлично справляется с инфекцией чеснок. Его просто можно жевать.

Неплохим эффектом обладает обычная соль. Ее необходимо использовать для полоскания горла.

Ну и, конечно, мед. Его можно добавлять в чай, отвар трав, принимать в обычном виде.Важный момент! Мед теряет все свои полезные свойства в кипятке, поэтому класть его нужно только в теплую жидкость.Ложку меда можно просто поместить в рот, при этом, не глотая его. Мед постепенно будет стекать по горлу, смягчая и оказывая лечебный эффект. Также помогает при воспалении голосовых связок прополис.

Параллельно нужно сосать леденцы от кашля. Так как он только раздражает голосовой аппарат, мешая и травмируя связки.

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

  • Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме.
  • На выдохе ребра плавно сужаются и .
  • Воздух поднимается по трахее и бронхам, к глотке, где прикреплены голосовые связки.
  • Когда струя воздуха попадает на голосовые связки, они начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
  • Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде.
  • А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы своим вниманием — в нос, рот, чувствуем вибрации в голове, груди, лице, затылке...
  • Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции.
  • Заполняем звуком рот, выпускаем его на открытой улыбке вперед и… поем!

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:


Интерактивное приложение

Вокальный аппарат снизу вверх: диафрагма - лёгкие - трахея (бронхи) - гортань - голосовые складки (связки) - мягкое нёбо (глотка) - ротовая полость. Следует отметить, что когда мы говорим о голосе как музыкальном инструменте, корпусом которого является сам человек, то к вокальному аппарату можно смело причислить едва ли не всё тело – от лобных пазух и других пустот в черепе до нижних мышц живота, участвующих в правильном певческом дыхании, и даже ещё ниже. Как говорят опытные певцы, «петь нужно так, чтобы чувствовать себя всего - от макушки до пяточек, упирающихся в пол».

Диафрагма - (лат. diaphragma) - непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер. Образована системой поперечнополосатых мышц, которые, по-видимому, являются производными системы прямой мышцы живота.

Диафрагма сокращается и расслабляется, и так же, как другие мышцы нашего организма, поддаётся тренировке. Её часто называют «вокальной опорой», отсюда распространённое выражение многих преподавателей и вокалистов: «петь на опоре». Буквально это означает: петь, опираясь на диафрагму.

Диафрагма отвечает за ровность, устойчивость звука, пение без дрожи (не путать с вибрато); силу звука (динамику); частично яркость тембра.

Над диафрагмой находятся лёгкие , в области грудной клетки над лёгкими расположена трахея - разветвленный воздуховод, соединяющий лёгкие между собой и с гортанью.

Гортань (лат. larynx) - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу - с трахеей.

Гортань содержит голосовой аппарат, который представлен голосовыми связками - складками слизистой оболочки гортани, выступающими в её полость, содержащими голосовую связку и голосовую мышцу. Голосовые связки начинаются от голосовых отростков черпаловидных хрящей и прикрепляются на внутренней поверхности щитовидного хряща. Над голосовыми складками, параллельно им, располагаются складки преддверия.

Так как же говорить правильно: складки или связки?
В профессиональной лексике и в старых пособиях логопеды, фониатры, вокальные педагоги часто используют термин «голосовые связки» или «связки» вместо «складки». Таким образом оба названия - верные.

Голосовые связки (лат. plica vocalis) - орган, ответственный за образование звуковой волны за счёт колебания голосовых мышц. Звуковая волна, проходя через пространство мягкого нёба (границы: от голосовых связок до маленького язычка) и ротовой полости (артикуляционный аппарат), преобразуется в полноценный звукоряд, который доступен обычному слуху.

Ротовая полость (артикуляционный аппарат) включает губы, зубы и язык - все эти органы важны при образовании звуков. С ними связаны такие понятия, как артикуляция и дикция.

Процесс образования голоса выглядит таким образом: при вдохе диафрагма натягивается, проседая вниз при помощи расслабления стенки живота и рёберных мышц, образовавшийся в лёгких вакуум заполняется воздухом. Во время выдоха рёберные мышцы и мышцы пресса подталкивают диафрагму вверх, что в свою очередь приводит к сжатию и последующему высвобождению воздуха из лёгких. Воздух под давлением проходит сквозь трахею к гортани, через голосовые связки, где с помощью колебаний связочных мышц, которые сдерживают поток воздуха, преобразуется в звуковую волну. Звуковая волна проходит через мягкое нёбо (глотку) и попадает в ротовую полость, где происходит оформление звуковой волны в отдельные звуки и звуковые сочетания.

У некоторых вокалистов звуковая волна выходит не совсем верно, попадая в носоглотку и приобретая характерный гнусавый призвук, очень заметный при исполнении. Это происходит из-за того, что образовавшемуся звуку не даётся достаточно места для выхода через ротовую полость, и он заполняет единственное свободное пространство. Чтобы избежать этого, нужно следить за позицией мягкого нёба (глотки), оно должно быть хорошо открыто (как на зевке).

Головные резонаторы

Что такое резонаторы

Голос представляет собой звуковые колебания (механические колебания молекул воздуха), то есть распространяется в воздушной среде. Все органы, которые пройдет воздух на пути от лёгких до внешнего пространства - это полости, заполненные воздухом. Эти полости и представляют собой систему резонаторов, которая создает уникальный инструмент - голос человека. Полости - пустые места - очень похожи на полый корпус других музыкальных инструментов: гитары, скрипки, пианино, флейты, колокола, барабана, трубы… На всём своём пути звуковая волна резонирует внутри нашего организма, что обеспечивает певческую яркость, резкость звука.

Полости, находящиеся выше голосовых складок, называются верхними или головными резонаторами . Вместе с носовой полостью к ним относят четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решётчатые. Иногда сюда относят и ротоглоточную полость, состоящую из глотки и ротовой полости.

Как выглядят наши голосовые складки во время пения

Гортань

Автор статьи о гортани - Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН. (Оригинал статьи)

Гортань - орган дыхательной системы, выполняющий функции проведения воздуха и голосообразования.

Гортань - это своеобразный музыкальный инструмент человеческого организма, позволяющий говорить, петь, выражать свои эмоции тихим голосом или громким криком. Как часть дыхательных путей, гортань представляет собой короткую трубку с плотными хрящевыми стенками. Достаточно сложное устройство стенок гортани позволяет ей порождать звуки разной высоты и громкости.

Гортань располагается в передней области шеи на уровне IV-VI шейных позвонков. С помощью связок гортань подвешена к подъязычной кости, вследствие чего опускается и поднимается вместе с ней при глотании. Снаружи положение гортани заметно по выступу, сильно развитому у мужчин и образованному щитовидным хрящом. В просторечии этот выступ называют «кадык», или «адамово яблоко». Позади гортани находится глотка, с которой гортань сообщается, сбоку проходят крупные сосуды и нервы. Пульсацию сонных артерий легко прощупать на шее по сторонам от гортани. Внизу гортань переходит в трахею. Впереди трахеи, доходя до гортани, располагается щитовидная железа.

Твёрдый остов гортани состоит из трёх непарных хрящей - щитовидного, перстневидного и надгортанника - и трёх парных, важнейшими из которых являются черпаловидные. Хрящи гортани соединяются между собой суставами и связками и могут менять свое положение благодаря сокращению прикрепляющихся к ним мышц.

Основание гортани образует перстневидный хрящ, напоминающий горизонтально лежащий перстень: его узкая «дужка» обращена вперёд, а широкая «печатка» - назад. Нижний край этого хряща соединяется с трахеей. Сверху к перстневидному хрящу присоединяются щитовидный и черпаловидные хрящи. Щитовидный хрящ - самый крупный, входит в состав передней и боковой стенок гортани. В нём различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой под прямым углом у мужчин, образуя «кадык», и тупым углом (около 120°) у женщин.

Черпаловидные хрящи имеют форму пирамиды, их треугольное основание подвижно соединено с пластинкой перстневидного хряща. От основания каждого черпаловидного хряща вперед отходит голосовой отросток, в сторону - мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ вокруг его вертикальной оси. При этом изменяется положение голосового отростка, с которым соединена голосовая связка.

Сверху гортань покрыта надгортанником, его можно сравнить с «подъёмной дверью» над входом в гортань (см. рис. 1). Нижний заострённый конец надгортанника прикреплён к щитовидному хрящу. Широкая верхняя часть надгортанника при каждом глотательном движении опускается и закрывает вход в гортань, тем самым препятствуя попаданию пищи и воды из глотки в дыхательные пути.

Все хрящи гортани относятся к гиалиновым и могут подвергаться окостенению, кроме надгортанника и голосового отростка черпаловидного хряща, образованных эластической хрящевой тканью. В результате окостенения, наступающего иногда в возрасте до 40 лет, голос теряет гибкость и приобретает хриплый, скрипучий оттенок.

Для образования звука важнейшее значение имеют голосовые связки, которые натянуты от голосовых отростков черпаловидных хрящей к внутренней поверхности угла щитовидного хряща (рис. 2). Между правой и левой голосовыми связками находится голосовая щель, через которую проходит воздух при дыхании. Под влиянием мышц хрящи гортани меняют своё положение. Мышцы гортани по функции делятся на три группы: расширяющие голосовую щель, суживающие голосовую щель, изменяющие напряжение голосовых связок.

Полость гортани выстлана слизистой оболочкой, которая чрезвычайно чувствительна: малейшее прикосновение постороннего тела к ней рефлекторно вызывает кашель. Покрывает слизистую оболочку гортани, исключая лишь поверхность голосовых связок, реснитчатый эпителий с большим количеством желёзок.

Под слизистой оболочкой гортани лежит фиброзно-эластическая мембрана. Полость гортани по форме напоминает песочные часы: средний отдел сильно сужен и ограничен сверху складками преддверия («ложные голосовые»), а снизу - голосовыми складками (рис. 3). На боковых стенках гортани между складкой преддверия и голосовой складкой заметны довольно глубокие карманы - желудочки гортани. Это остатки объёмистых «голосовых мешков», которые хорошо развиты у человекообразных обезьян и, по-видимому, служат резонаторами. Под слизистой оболочкой голосовой складки располагаются голосовая связка и голосовая мышца, под слизистой оболочкой складки преддверия - неподвижный край фиброзно-эластической мембраны.

Функции гортани

Принято различать четыре основные функции гортани: дыхательную, защитную, фонаторную (голосообразующую) и речевую.

  • Дыхательная . При вдохе воздух из полости носа попадает в глотку, из неё - в гортань, далее - в трахею, бронхи и лёгкие. При выдохе воздух из легких проходит весь путь по дыхательным путям в обратном направлении.
  • Защитная . Движения ресничек, покрывающих слизистую оболочку гортани, непрерывно очищают её, удаляя мельчайшие частицы пыли, попадающие в дыхательные пути. Пыль, окруженная слизью, выделяется в виде мокроты. Рефлекторный кашель является важным защитным приспособлением гортани.
  • Фонаторная . Возникновение звука связано с колебанием голосовых связок при выдохе. Звук может меняться в зависимости от натяжения связок и ширины голосовой щели. Человек сознательно регулирует этот процесс.
  • Речевая . Следует подчеркнуть, что в гортани происходит только образование звука, членораздельная речь возникает при работе органов полости рта: языка, губ, зубов, мимических и жевательных мышц.

Первое - голос, второе - мелодия

Способность человека издавать разные по силе, высоте и тембру звуки связана с движением голосовых связок под действием струи выдыхаемого воздуха. Сила издаваемого звука зависит от ширины голосовой щели: чем она шире, тем громче звук. Ширину голосовой щели регулируют не менее пяти мышц гортани. Безусловно, играет роль и сила самого выдоха, обусловленная работой соответствующих мышц груди и живота. Высота звука определяется числом колебаний голосовых связок в 1 секунду. Чем колебания чаще, тем выше звук, и наоборот. Как известно, чаще колеблются сильно натянутые связки (вспомните гитарную струну). Обеспечивают необходимое натяжение голосовых связок мышцы гортани, в частности голосовая мышца. Её волокна вплетены в голосовую связку на всем её протяжении и могут сокращаться как целиком, так и отдельными частями. Сокращение голосовых мышц вызывает расслабление голосовых связок, в результате чего высота издаваемого ими звука снижается.

Обладая способностью вибрировать не только целиком, но и отдельными частями, голосовые связки продуцируют добавочные звуки к основному тону, так называемые обертоны. Именно комбинацией обертонов характеризуется тембр человеческого голоса, индивидуальные особенности которого зависят также от состояния глотки, полости рта и носа, движений губ, языка, нижней челюсти. Дыхательные пути, расположенные выше голосовой щели, выполняют функцию резонаторов. Поэтому при изменении их состояния (например, при отеке слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух при насморке) меняется и тембр голоса.

Несмотря на сходство в строении гортани человека и человекообразных обезьян, последние не в состоянии говорить. Лишь гиббоны способны воспроизводить звуки, отдаленно напоминающие музыкальные. Только человек может сознательно регулировать силу выдыхаемого воздуха, ширину голосовой щели и натяжение голосовых связок, что необходимо для пения и речи. Медицинская наука, изучающая голос, называется фониатрией.

Еще во времена Гиппократа было известно, что голос человека продуцируется гортанью, но лишь 20 веков спустя Везалий (XVI в.) высказал мнение, что звук производят голосовые связки. Даже в настоящее время имеются различные теории голосообразования, основывающиеся на отдельных аспектах регуляции колебаний голосовых связок. Как крайние формы можно привести две теории.

Согласно первой (аэродинамической) теории, голосообразование - результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальном направлении под действием воздушной струи во время выдоха. Решающая роль при этом принадлежит мышцам, участвующим в фазе выдоха, и мышцам гортани, которые сближают голосовые связки и оказывают сопротивление давлению воздушной струи. Настройка работы мышц происходит рефлекторно при раздражении воздухом слизистой оболочки гортани.

По другой теории движения голосовых складок происходят не пассивно под действием воздушной струи, а представляют собой активные движения голосовых мышц, осуществляющиеся по команде из головного мозга, которая передается по соответствующим нервам. Высота звука, связанная с частотой колебаний голосовых связок, зависит, таким образом, от способности нервов проводить двигательные импульсы.

Отдельные теории не могут полностью объяснить столь сложный процесс, как голосообразование. У человека, обладающего речью, функция голосообразования связана с деятельностью коры полушарий мозга, а также более низких уровней регуляции и представляет собой очень сложный, сознательно координируемый двигательный акт.

Гортань в нюансах

Состояние гортани специалист может исследовать с помощью особого прибора - ларингоскопа, основной элемент которого - маленькое зеркальце. За идею этого прибора известный певец и вокальный педагог М. Гарсия в 1854 г. удостоился звания почётного доктора медицины.

Гортань имеет значительные возрастные и половые особенности. С рождения до 10 лет жизни гортань мальчиков и девочек фактически не имеет различий. Перед наступлением половой зрелости рост гортани у мальчиков резко усиливается, что связано с развитием половых желёз и выработкой мужских половых гормонов. В это время изменяется («ломается») и голос мальчиков. Мутация голоса у мальчиков длится около года и завершается в 14-15 лет. У девочек мутация совершается быстро и почти незаметно в возрасте 13-14 лет.

Гортань мужчины в среднем на 1/3 больше женской, голосовые связки значительно толще и длиннее (приблизительно на 10 мм). Поэтому и мужской голос, как правило, сильнее и ниже женского. Известно, что в XVII-XVIII вв. в Италии кастрировали мальчиков 7-8 лет, которые должны были петь в папском хоре. Их гортань в период полового созревания не претерпевала особых изменений и сохраняла детские размеры. Этим добивались высокого тона голоса, соединённого с мужской силой исполнения и нейтральным тембром (между детским и мужским).

В образовании голоса принимают участие многие органы и системы организма, а это требует их нормального функционирования. Поэтому голос, речь являются выражением не только нормальной деятельности отдельных органов и систем, включая и психику человека, но также их нарушений и патологических состояний. По изменению голоса можно судить о состоянии человека и даже развитии определённых заболеваний. Необходимо особо подчеркнуть, что любые изменения гормонального фона в организме (у женщины - применение гормональных препаратов, менструация, менопауза) могут приводить к изменениям голоса.

Звуковая энергия голоса очень мала. Если человек непрерывно будет говорить, то лишь за 100 лет произведет количество тепловой энергии, необходимое для того, чтобы сварить чашку кофе. Однако голос (как необходимая составная часть человеческой речи) является мощнейшим орудием, изменяющим окружающий мир!

НАШИ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Голосовые связки — это важные для человека анатомические структуры, которые отвечают за такие функции как голос и защита лёгких и бронхов от попадания в них воды, пищи или других инородных предметов. Находятся связки в средней части глотки с левой и правой её стороны, натянуты по центру.

Анатомические особенности

  • истинные голосовые связки — это две симметричные складки слизистой гортани, содержащие голосовую мышцу и связку. Они имеют индивидуальное строение, которое отличается от иных мышц;
  • ложные голосовые связки также их называют складками преддверия, так как расположены в этой области. Они собою покрывают подслизистую ткань и мышечный пучок. Они принимают некое участие в смыкании и размыкании голосовой щели. Но истинные их функции проявляются лишь при гортанном пении и при выработке ложносвязочного голоса.

Тайна голоса

Гортань, а соответственно и голосовые складки относятся к органам и анатомическим структурам, зависящих от уровня гормонов. Отсюда и есть отличие в голосе между мужчинами и женщинами. В детстве голоса девочек и мальчиков звучат примерно одинаково, но с приходом подросткового возраста, голос мутирует, такая особенность связана с изменением гормонального фона. Под действием мужских гормонов гортань расширяется и удлиняется, а связки уплотняются. За счёт таких изменений голос становится грубее и более низким. После наступления подросткового возраста у девушек же гортань претерпевает совсем незначительные изменения, за счёт чего голос остаётся высоким и звонким.

В некоторых случаях встречаются нетипичные голоса для звучания у мужчин либо женщин. Такие феноменальные исключения встречаются благодаря генетической мутации или как следствие дисбаланса гормонов.

С приходом старости также отмечается изменения голоса, он становится дребезжащим и слабым, это всё происходит из-за того что связки перестают смыкаться до конца, так как они становятся более истончёнными и слабыми. Ухудшение их функции также связано с недостаточной выработкой гормонов, которые после наступления периода старения практически не вырабатываются.

  • переохлаждение;
  • профессии, требующие постоянной речи (педагоги, актёры и др);
  • болезни гортани, лечение которых не было произведено своевременно.

Интересный факт! Ораторы, которые выступают с речью непрерывно в течение 2-3 часов, должны дать отдых голосовым связкам на последующие 8-9 часов, именно столько времени требуется для их восстановления, в противном случае грозит осиплость или хрипота голоса.

Заболевания

К сожалению, как и любой другой орган, голосовые связки подвержены различным патологиям под воздействием тех или иных причин. Патологии могут быть различного характера, для лечения одних достаточно проведения несложных манипуляций и покоя голоса, при иных заболеваниях потребуется хирургическое вмешательство и длительная реабилитация.

  • гранулёма — это доброкачественное образование, которое может возникнуть в результате травмы
    гортани или при систематическом раздражении связок. К проявлениям гранулёмы относят охриплость голоса, чувство присутствия инородного тела в гортани желание его отхаркнуть. Также гранулёма, образование, которое может вызывать болезненные ощущения, в результате постоянного её раздражения при разговоре. Боль может возникнуть не только в области гортани, но и отдавать в ухо на стороне поражения. Внешне гранулёма представляет собою бледно-розовое образование, может расположиться как на широкой подножке, так и на тонкой. Образование имеет тенденцию к росту до тех пор пока будет подвергаться раздражению, а в случае с голосовыми связками подобное действие необратимо. Относительно лечения, хирургическое вмешательство проводиться лишь после того когда все консервативные методы оказались не эффективными. Для консервативного лечения важно исключить причину раздражающего фактора, создать полный голосовой покой. Если гранулёма не будет раздражаться в течение времени она сама рассосется;
  • узелки голосовых связок представляют собою доброкачественные наросты, которые возникают в следствие постоянной перегрузки связок. Чаще всего образуются у женщин среднего возраста, а также у людей, чья профессия связана с пением или с ораторским искусством. После частых перегрузок на складках образуются уплотнения, которые напоминают мозоли, при продолжении нагрузок они продолжают увеличиваться в размерах. Особых симптомов патология не имеет, может проявляться лишь безболезненная охриплость голоса, которая проходит после непродолжительного отдыха. Основой лечения является голосовая терапия, с применением стероидных препаратов для уменьшения отёчности складок гортани. Но после очередной перегрузки связок, узелки могут возникнуть вновь, заболевание носит хронический характер. В некоторых случаях предлагается удаление узелков при помощи лазера или криохирургических методов;
  • полипы — это доброкачественные образования, которые локализуются, как правило, в середине голосовых складок. Признаками полипов становится охриплость голоса, иногда чувство наличия инородного тела в глотке. Полипы имеют чёткие края, преимущественно красного цвета, строение нароста может быть дольчастого характера или иметь гладкую поверхность, размеры могут быть различными. Причиной возникновения полипов в основном является травма гортани и связок. Так же как и узелки, лечение полипов основывается на голосовой терапии, при её не эффективности прибегают к хирургическому вмешательству;
  • спастическая дисфония проявляется в непроизвольных движениях голосовых складок. Причинами таких нарушений чаще всего становятся психические нарушения, сильные стрессы или перегрузка связок. Болезнь передается по наследству, чаще поражает людей 30-40 лет. Спастическая дисфония характеризуется натянутостью и не естественностью голоса. Патология заключается в ограничении двигательной функции голосовых связок. Для лечения чаще всего используются инъекции специальных препаратов в область связок. Полностью излечить от патологии, к сожалению, не возможно, а лишь улучшить состояние больного. Если после инъекций не получен должный результат, может быть назначено оперативное вмешательство;
  • фонастения, патология, выражающаяся в слабом смыкании складок. Возникает по причине перегрузки голосовых связок или усталости нервной системы. Главным методом лечения фонастении является молчание. При хроническом течении заболевания без лечения может развиться полная афония, то есть потеря голоса;
  • рак голосовых связок — пожалуй, самое сложное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Точные причины его развития не установлены, но известно, что факторами, влияющими на возникновения атипичных клеток, являются курение и приём алкогольных напитков. Также злокачественная опухоль может переродиться в результате отсутствия лечения предраковых болезней, например, после полипоза. Лечение назначается индивидуально, как правило, оно имеет хирургический характер, требуется удаление опухоли, а также лучевое облучение.

Как видно, голосовые связки являются основным инструментом, позволяющим нам говорить. Но, от их работы зависит не только возможность говорить, но и защита дыхательных путей, так как складки перекрывают путь случайно попавшим крошкам или воде попасть в лёгкие или бронхи. Чаще всего с нарушениями функциональности данных анатомических структур сталкиваются люди, которым приходится много и громко говорить, певцы, актёры, учителя. Они больше остальных подвержены фактору риска образования заболеваний связок, для их предотвращения следует соблюдать голосовой режим и давать должный отдых связкам. В этом случае они наградят вас бесперебойной работой голоса без охриплости.

Поделиться: